знаки гнездового поведения, активно перелетали по деревьям. Поиски гнезда результатов не дали.
Phoenicurus ochruros. Один самец горихвостки-чернушки встречен 2 августа 2007 в посёлке Елатьма Касимовского района.
Emberiza hortulana. Один самец отмечен 31 мая 2008 около села Сумерки Кадомского района. Он держался на участке суходольного луга, перелетая на небольшие расстояния.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1284: 1709-1713
Об использовании полевых воробьёв Passer montanus для насиживания яиц и выкармливания птенцов полезных птиц
К.Н.Благосклонов
Второе издание. Первая публикация в 1951*
Привлечение полезных птиц в полезащитные насаждения может развиваться по трём основным направлениям: 1) увеличения численности местных гнездящихся птиц; 2) задерживания на возможно длительные сроки пролётных насекомоядных птиц; 3) обогащения фауны новыми для данной местности видами птиц, наиболее отвечающими хозяйственным требованиям.
Наибольшие трудности представляет третий путь, но он весьма перспективен. Здесь мы рассмотрим только некоторые вопросы интродукции новых видов птиц, непосредственно связанные с биологией полевого воробья Passer montanus.
Гнездовой консерватизм птиц создаёт серьёзные затруднения в отношении акклиматизации перелётных птиц. В то жевремя эта черта их биологии позволяет надеяться, что привлечённые в новую местность и загнездившиеся здесь птицы, а в дальнейшем и их потомство будут прочно связаны со своей новой родиной. «Тот, кто сумел сохранить весь приплод ценных насекомоядных птиц в порученном его уходу лесонасаждении, кто сумел привлечь новые виды полезных птиц на свой участок, может быть уверен, что они вернутся сюда же в последующие сезоны» (Формозов 1950).
* Благосклонов К.Н. 1951. Об использовании воробьёв для насиживания яиц и выкармливания птенцов полезных птиц II Охрана природы 13: 31-34.
Рациональным методом интродукции новых птиц можно считать подкладку яиц или птенцов вводимого вида под насиживающих птиц местных видов. В качестве такой наседки предлагалось использовать полевого воробья.
Опыты подобного рода были проведены В.Я.Паровщиковым в Московском зоопарке в 1931 году. Полевые воробьи насиживали подложенные в гнездо яйца большой синицы Parus major и выкармливали птенцов, а домовые воробьи Passer domesticus воспитали зябликов Frin-gilla coelebs и мухоловок-пеструшек Ficedula hypoleuca. Аналогичные эксперименты проводились автором с дроздами и некоторыми другими птицами в 1936 году на Звенигородской биостанции Московского университета.
В 1949 году опыт подкладки яиц в гнёзда воробьёв был проведён в Камышинском агролесопункте: 16 яиц мухоловки-пеструшки были перевезены из Москвы в Камышин. Упаковка применялась самая примитивная — спичечные коробки с прорезями для вентиляции и прокладкой из марли. Коробки перевозились в полевой сумке, т.е. подвергались тряске не только при перевозке по железной дороге и на автомашине, но и при передвижении пешком. Через 5-10 дней (для разных яиц различные сроки) яйца были подложены в три гнезда воробьёв (5, 5 и 6). В одном гнезде самка бросила подложенную кладку. Второй скворечник дважды падал с дерева, причём после первого падения воробьи продолжали насиживать в повешенном скворечнике оставшиеся целыми 3 яйца и бросили их только после вторичного падения скворечника вместе с насиживающей самкой. В третьем скворечнике 6 почти свежих яиц воробья были заменены 6 яйцами пеструшки. Вывелся всего один птенец — 5 яиц погибли при перевозке. К концу насиживания они сильно разложились и были вынуты из гнезда. Единственный птенчик пеструшки был выкормлен воробьями, хотя и не отличался большой упитанностью, и благополучно вылетел из гнезда закольцованным.
Несмотря на очень скромные масштабы опыта и далеко не блестящий его результат, всё же с несомненностью установлено, что перевозка яиц мелких птиц возможна даже без соблюдения особых предосторожностей, и что полевой воробей может быть использован в качестве наседки и воспитателя насекомоядных птиц, хотя бы до момента вылета молодых из гнезда. При этом наиболее сложной оказалась техническая сторона дела. Можно предполагать, что применение портативного холодильника и перевозка яиц на самолёте позволят добиться большей их сохранности.
Некоторое затруднение представляет отыскивание гнёзд воробьёв с относительно мало насиженной кладкой. Яйца интродуцируемых птиц всегда будут ненасиженными. Поэтому, если заменять ими кладки во-
робья с уже развившимися эмбрионами, то срок насиживания может сильно удлиниться (как предел, вдвое).
Экспериментально были проверены возможности изменить естественный срок насиживания у полевых воробьёв. В нескольких гнёздах была произведена замена насиженных яиц воробья свежими воробьиными же, взятыми из другого гнезда, и, наоборот, замена свежих в разной степени насиженными. Резкое укорочение срока насиживания не отразилось на ходе гнездования даже в тех случаях, когда срок насиживания сократился до 2-3 суток (т.е. при замене свежих яиц яйцами с 11-дневными эмбрионами); родители начали кормить столь неожиданно появившихся птенцов, и все они вылетели.
По практическим соображениям нас в данном случае больше интересует возможность не укорочения, а удлинения срока насиживания. Удлинение этого времени до 18 и даже до 20 дней оказалось предельным. При таком сроке воробьи не бросали кладки, и птенцы развивались, но дальнейшего увеличения срока насиживания воробей уже не выдерживает и через 20-21 день насиживания бросает кладку. Так, при насиживании в течение 21 дня (яйца с 11-дневными эмбрионами были заменены 5 яйцами с однодневными эмбрионами) в гнезде были найдены 2 птенца и 3 яйца с живыми эмбрионами, кладка и птенцы — холодные, скорлупки от вылупившихся птенцов находились в гнезде, птенцы оставались не кормленными, взрослых воробьёв у гнезда не было. На следующий день выводок погиб. Родители, таким образом, бросили кладку за несколько часов до вылупления первых птенцов, и птенцы проклюнулись уже в отсутствие взрослых птиц.
Подобная же картина наблюдалась в гнезде, которое было осмотрено на 22-й день насиживания: в гнезде были найдены 1 холодный
«-» ____«-» 4 и _
некормленный птенец, скорлупки от яйца и 4 яйца с вполне развитыми эмбрионами.
Таким образом, при подкладывании в гнездо воробья чужих яиц можно ожидать положительных результатов только в том случае, если яйца воробья ещё не насижены или слабо насижены, т.е. если общая продолжительность насиживания не превысит 18-19 дней. При этом следует принять во внимание, что сроки насиживания у многих мелких птиц несколько больше, чем у воробья. Степень насиженности яиц воробья можно определить, разбив яйцо. Замена возможна, если белок и желток хорошо дифференцированы, эмбрион если и виден, то размер его не более 1 мм.
Заготовка яиц тех птиц, которых мы хотим воспитать на новом месте, с целью подкладки в гнезда воробьёв, у некоторых видов не представляет трудностей при условии применения искусственных гнездовий. Для нашего опыта использовались мухоловки-пеструшки, гнездившиеся в искусственных гнездовьях на территории Болшевской био-
станции МГУ. Не исключена возможность использования воробьёв в качестве не наседки, а только воспитателя подложенных птенцов других птиц. Птенцы мелких птиц при условии кормления их в дороге переносят транспортировку гораздо лучше, чем яйца. Автору неоднократно приходилось перевозить — иногда на тысячи километров — птенцов самых разных птиц и различными видами транспорта; ему известен случай успешной перевозки по железной дороге из Териок в Москву даже двух птенцов городской ласточки Delichon urbica, с содержанием птенцов в пути в самых примитивных условиях. Добывать яйца птиц, не гнездящихся в искусственных гнездовьях, гораздо труднее, так как гнёзда обычно разыскивают по кормящим родителям, т.е. когда в гнезде уже находятся птенцы. Уже одно это делает более предпочтительным способ перевозки птенцов.
При пересадке птенцов мелкие птицы-воспитатели допускают значительно большие отклонения от нормы в отношении сроков, размеров птенцов и т.д. Работы в этом направлении проводились автором в 1936 году на Звенигородской биостанции МГУ с дроздами — рябинником Turdus pilaris, белобровиком T. iliacus и певчим T. philomelos, чечевицей Carpodacus erythrinus, серой мухоловкой Muscicapa striata, славкой-черноголовкой Sylvia atricapilla, белой трясогузкой Motacilla alba, пеночками Phylloscopus spp. и др.
Совершенно непригодной для воспитания птенцов насекомоядных птиц оказалась только чечевица: она уже с четвёртого дня начинает кормить птенцов размягчёнными в пищеводе семенами, главным образом, бобовых растений. Всегда успешной была замена птенцов у одних видов дроздов птенцами дроздов других видов.
А.Н.Промптовым в 1938 году также проводились успешные опыты по перекладке птенцов (серой мухоловки, пеструшки, зарянки Erutha-cus rubecula, горихвостки Phoenicurus phoenicurus, овсянки Emberiza citrinella, лесного конька Anthus trivialis).
В Камышинском агролесопункте были проведены опыты с заменой птенцов воробья птенцами других видов птиц. Особенно интересны опыты с сизоворонкой Coracias garrulus, птицей систематически и биологически очень далёкой от воробья. Кроме того, птенцы сизоворонки по размерам в несколько раз больше даже взрослого воробья. Птенцов подкладывали в скворечники в возрасте 2-4 дней. В случае, когда одновременно были вынуты воробьята того же возраста, родители отказывались кормить подкидышей, по крайней мере, в течение нескольких часов. В случае подкладки в гнездо воробьёв одного птенца сизоворонки с оставлением воробьят воробьи продолжали кормить как их, так и нового птенца. Воробьята через сутки — двое стали истощёнными и погибли. Их вынули, и воробьи продолжали кормить оставшегося подкидыша.
К сожалению, два опыта с сизоворонкой не были завершены вылетом птенцов. В обоих скворечниках уже большие, оперившиеся и громко кричавшие птенцы были похищены. Похитителями могли быть только люди, так как размеры летков синичников были настолько малы (32 мм), что сизоворонки не могли ни вылететь сами, ни быть вытащены хищниками.
Нужно отметить, что в Камышинском районе кукушки Cuculus ca-norus охотно используют гнёзда воробьёв для подкладки своих яиц. Кукушки часто посещают обрывы в оврагах, даже безлесных, где в трещинах и расщелинах расположены колонии воробьёв, а один трёхдневный кукушонок был обнаружен 17 июня 1949 в обществе крайне истощённых воробьят в скворечнике.
Всё сказанное о полевом воробье заставляет считать его весьма трудным по сравнению с большинством других мелких птиц объектом для использования в качестве наседки, но всё же не безнадёжным. В опытах, проводившихся в этом направлении, было больше неудач, чем успеха. Однако, воробей, как самая многочисленная и доступная птица, особенно перспективен для использования его в качестве наседки при заселении полезными мелкими птицами полезащитных лесонасаждений. Это и заставляет искать пути к использованию в этом направлении именно полевого воробья.
Литератур а
Паровщиков В.Я. 1934. Вывод певчих птиц воробьями // Природа и соц. хоз-во 7: 183-188. Промптов А.Н. 1946. Об условно-рефлекторных компонентах в инстинктивной деятельности птиц // Физиол. журн. СССР 32, 1: 49-62. Формозов A.H., Осмоловская В.И., Благосклонов К.Н. 1950. Птицы и вредители леса: Значение птиц в регулировании численности вредных насекомых леса и лесных посадок. М.: 1-182.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1284: 1713-1714
К питанию некоторых речных уток Прибайкалья
Э.А.Адамцевич
Второе издание. Первая публикация в 1974*
Изучено содержимое 72 желудков у чирка-свистунка Anas crecca, шилохвости Anas acuta и кряквы Anas platyrhynchos. Отстрел уток
* Адамцевич Э.А. 1974. К питанию некоторых речных уток Прибайкалья IIМатериалы 6-й Всесоюз. орнитол. конф. М., 2: 8.