ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ПО «ТРИЗУ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
Дербишева М.И.1, Никитина Г.И.1, Стерленко Д.В.1, Бушина О.Л.1 ®
1Воспитатель Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения
Детский сад № 74 «Земляничка»
Аннотация
В статье описывается значимость техники рисования по «ТРИЗУ» по нетрадиционной технике рисования, для развития творческих способностей, а также инициативности и самостоятельности дошкольников.
Ключевые слова: триз, творческие способности, творческое воображение, познание, инициативность.
Keywords: triz , creative skills, creative imagination, cognition, initiative.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия ...). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?
Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ.
ТРИЗ-образование является одной из моделей перспективного образования. Творчество - самый эффективный способ активного развития личности. Теория решения изобретательских задач являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
Главная идея теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно ждать "творческих озарений", когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы.
Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.
® Дербишева М.И., Никитина Г.И., Стерленко Д.В., Бушина О.Л., 2017 г.
Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз -"творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов.
Итак, каждый день работы с детьми должен стать поиском, раскрытием творческих способностей детей. Увидев перспективы в работе с дошкольниками, используйте идеи ТРИЗ через элементы, методы и приемы изобретательства. И вы будете вознаграждены -дети радостью одарят вас, за этот труд и будут ждать от вас ежедневных чудес, открытий, волшебства, превращений. И со временем по-старому вы уже работать не сможете. Поэтому, для развития творческих изобразительных способностей у детей через ТРИЗ нужно использовать идеи, элементы, методы и приемы изобретательства.
Один из главных принципов ТРИЗ-совместное творчество, где педагог старается уступить дорогу детям, идет вместе с ними и учится логике мышления.
Мы разработали кружковую работу «Волшебные пальчики» по рисованию с использованием нетрадиционной художественной техники рисования по «ТРИЗУ». Свою работу по применению технологий нетрадиционной техники мы ведем несколько лет.
Цель введения методов приемов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.
Основные задачи:
-воспитать качества творческой личности;
-формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:
¡.развитие воображения;
2. оригинальность мышления;
3.способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы;
4. находчивости, внимательности и сообразительности.
Применение различных форм организации занятий способствует раскрепощению внутреннего состояния, позволяет свободно располагаться в удобных местах: за столом, за мольбертом, на полу.
Старались так настроить ребят, чтобы они не пугались и не боялись сделать не так или неправильно. Ребята привыкли на рисовании мы не просто перерисовываем готовый образец, а в буквальном слове «творим» чудеса. Рисуем используя кляксографию,
монотипию, пользуемся зубными щетками и ватными палочками, рисуем ладошкой, пальцем, воздухом, на сложенной вдвое бумаге, рисование сухой жесткой кистью и т. д.
Мы взяли за правило предупреждать ребят о предстоящей теме работы и мы совместно решаем-каким способом будем ее делать.
Любую тему сможет выполнить каждый ребенок, а это очень важно, ведь дети, особенно старшие дошкольники, часто боятся приступить к работе, сомневаясь в своих способностях. Только не в этом случае, так как после первой работы все увидят положительный результат.
Использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.
Литература
1. К.А. Сколобовский -Журнал ТРИЗ г. Обнинск, 1990.
2. А.В. Корзун Использование элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками, 2000.
3. С.И. Гин Занятия по ТРИЗ в детском саду с детьми пятого года обучения. Пособие для педагогов дошкольных учреждений .г. Минск, 2008.
4. С.И Гин. Занятия по ТРИЗ в детском саду с детьми шестого года обучения. Пособие для педагогов дошкольных учреждений .г. Минск, 2008.
5. Т.А. Сидорчук Технология ТРИЗ г. Москва, 2010.