Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
компьютерные технологии / образование / техническое творчество / творческое техническое мышление / студент.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатторов Абдурасул Эшбекович, Алламуродов Боймухаммад Носирович

Работа посвящена к вопросам использования компьютерных технологий в повышении технического творчества будущих учителей технологии, отмечено, что компьютерные технологии обучения это процесс подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сатторов Абдурасул Эшбекович, Алламуродов Боймухаммад Носирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ»

УДК 378.147

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ

САТТОРОВ АБДУРАСУЛ ЭШБЕКОВИЧ

профессор кафедры алгебры и геометрии БГУ, Бохтар, Таджикистан

АЛЛАМУРОДОВ БОЙМУХАММАД НОСИРОВИЧ

доцент кафедры методики преподавания технологии, БГУ, Бохтар, Таджикистан

Аннотация. Работа посвящена к вопросам использования компьютерных технологий в повышении технического творчества будущих учителей технологии, отмечено, что компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер.

Ключевые слова: компьютерные технологии, образование, техническое творчество, творческое техническое мышление, студент.

Современность характеризуется тем, что во всех областях человеческой деятельности широко используется новые информационные и компьютерные технологии, что очень важно и в образовательной системе.

Современное общество невозможно представить без высоких технологий, которые требуют техническое знание, высокую профессиональную компетентность специалиста с научным и техническим творчеством и подготовить таких работников налагает на вузы республики определенные требования. Здесь имеется в виду формирование профессиональных качеств специалиста, который имеет дело с современной аппаратурой, технологией производства и психологической готовности к творческому подходу работе. Выполнение этих требований способствуют не только подготовке специалистов, отвечающих требованиям рыночной экономики, но и повышению социальной, моральной и духовной жизни страны.

Следует отметить, что после приобретения государственной независимости и гражданской войны в республике Таджикистан, проблема подготовки технических специалистов как никогда остро стояла. В настоящее время многие эти вопросы сняты с повестки дня - созданы различные вузы технического характера, филиалы некоторых технических вузов Российской Федерации, год за годом увеличивается количество квот для вузов других стран, что способствуют решение кадрового вопроса. Теперь вопрос о качестве подготовке специалистов, в связи с этим сказывается острая нехватка педагогических кадров с высоким профессионализмом, знающих не только свой предмет, но и обладающим качествами технического творчества.

В связи с объявлением в Республике Таджикистан 2020 - 2040 годы двадцатилетием обучения и развития точных, естественных наук и математики, требуется повышение качество подготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства страны. При этом, в учебном процессе следует использовать новые и современные методы, включая компьютерные технологии. Ибо, установлена, что эти технологии могут быть эффективно применены в системе образования.

В условиях непрерывно изменяющегося производства и происходящих социально-экономических преобразований в стране все большую значимость приобретает творческий труд. Только по творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс. В связи с этим одной из важных задач педагогической науки и практики является подготовка кадров с развитым системным творческим мышлением, способные ставить и

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

решать инновационные инженерно-технические задачи. В этом направлении очень важным фактором является ориентация учащихся на получение инженерно-технического образования и развитие технического творчества[5].

Сегодня, в условиях реформы системы образования в Республики Таджикистан, требования к обучению и образованию преследует такую цель, что школа должна не просто передавать информацию, а учить обобщенным способам деятельности. Этот процесс тем самым, способствует формированию и развитию у ученика высокого уровня знаний, умений и навыков, в том числе и в организации процесса технического творчества учащихся.

При анализе творчества как деятельности человека (в основном её мыслительный компонент) необходимо использовать в нём сознательную и бессознательную составляющие, цель которой начинается с организации материальных и духовных ценностей, которые располагают объективной новизной и общественной значимостью, обусловленное понятием «творчество» затрагивает все типы творческой деятельности: музыкальный, научный, технический, художественный и множество иных типов творчества.

Понятие «техническое творчество» является зависимым от понятия «творчество», как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся на уроках технологии.

Компьютерные технологии имеют ряд существенных преимуществ перед другими методами обучения в силу своей гибкости и универсальности. Компьютерные технологии можно и нужно использовать как универсальное техническое средство обучения как в школе, так и в вузе, и оно позволяет в виде банк данных хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Их эффективно используют и в учебном процессе, они не только позволяют обучающимся получит новые знания в ускоренном режиме, но и способствуют повышению их компетентности в этом направлении. Достаточно отметить возможности компьютера, где с помощью различных программ можно увеличить объем учебной информации, получить дополнительные материалы по тем или иным темам занятий. В последние годы широко применяется новые информационные технологии при решении задач технического характера с целью повышения технического творчества обучающихся [1].

Широкое применение информационной и коммуникационной технологии способствует росту интеллектуального ресурса общества, берущего начало в процессе образования, следовательно в учебных заведениях нужно уделить особое внимание данному вопросу. Это касается и формированию и развитию технического творчества студентов -будущих специалистов. В новом образовательном стандарте вуза отмечено, что основной профессиональной задачей в подготовке учителя технологии является задача научить студентов к самостоятельной работе, подготовить к трудовой деятельности с творческой компетенцией. Следует организовать работу по присвоению студентам универсальных учебных действий и эффективных способов работы с информацией и новыми, современными программами, которые позволят ему ориентироваться в информационно-коммуникационной образовательной среде и целенаправленно решать поставленные учебные проблемы.

Задачи, поставленные перед будущим учителем технологии, требуют переориентации отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию, а именно:

- организация личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности студентов;

-направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующего осознанному выбору ими пути профессионального роста;

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

-использование таких методов, которые вовлекают студентов в техническое творчество, изучение ими современных компьютерных программ и проектов;

-развития расширение возможностей для индивидуализации компьютерных образовательных программ, эффективного решения проблем их уровневой и профильной вариативности и т.д.

Преподаватель при использовании компьютерной технологии должен иметь возможность преподнести студенту материал по своему усмотрению и при подготовке к занятиям отнести творчески, а не простой передачей материала. Используемые учебные программы должны позволять передать информацию в любой форме представления (презентация текста, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.) и в этом деле существуют такие программы, как Microsoft PowerPoint, ProShowProducer, Macromedia Flash и т.д.

По ходу урока преподаватель поэтапно выводит нужный материал на экран и обсуждает с учениками основные вопросы рассматриваемой темы. В случае использования презентаций в виде слайда-задания он предлагает обсуждение предложенного вопроса и выносить заключение.

В случае необходимости преподаватель может предложить другой, заменяющий ранее текст, рисунок, диаграмму, или не показать ненужные презентации. Эти возможности программы дают широкий простор для максимально настраивать любую существующую презентацию для конкретного занятия.

Систематическое использование компьютерной технологии с целью повышения технического творчества студентов приводит к следующим моментам:

1. Повышать уровень использования наглядности на занятиях.

2. Повышать производительность при выполнении заданий.

3. Устанавливать межпредметные связи с информатикой.

4. Появление возможности организации проектной деятельности обучающихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и технологии, с целью повышения их технического творчества.

5. Преподаватель, который использует современные информационные технологии, должен обратить внимание на передаче учебного материала, что положительно влияет на повышения уровня знаний учеников.

6. У студентов измениться к лучшему взаимоотношения с преподавателем технологии, особенно, с использующим на занятиях компьютера и т.д.

Таким образом, компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер. Образовательные средства информационно-коммуникационных технологий включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся, и они способствуют повышения технического творчества студентов.

Основы формирования и развития технического творчества берет начало со школы, и здесь важную роль играет физика. Действительно, основой успешной индивидуальной деятельности в проектировании, основании и технического сохранения оборудования и реализации эффективных технологических процессов без преувеличения в средних общеобразовательных учреждениях закладывается, прежде всего, в кабинетах физики. Как известно, общие цели в процессе изучения физики необходимы для формирования и развития знаний, научных навыков студентов для понимания процессов природы, технологии и жизни. Формирование содержания физико-технических знаний на современном этапе от учащихся требует изучение следующих проблем:

- новых достижений в области науки и технологии;

- основных направлений и пути развития науки и техники;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

- современного технического оборудования и домашних приборов;

- основных методов, использующихся в технической деятельности;

- физических основ современного оборудования и бытовой техники.

Изучение физики усиливает принципы научных знаний учащихся и способствует их умственному и практическому развитию и таким образом обеспечивает самостоятельное изучение и исследование технических отраслей и возрастных групп. Некоторые аспекты развития физики и технических знаний студентов могут быть использованы для решения физических и технических проблем, творческих работ, физических и технических проектов, внеклассных мероприятий и т.д.

Однако, анализ учебных программ по преподаванию физики в средних общеобразовательных учреждениях на фоне политехнического образования старшеклассников дали возможность выявить нижеследующие проблемы:

1.Низкий уровень развития физико-технических знаний, умений и навыков у большинства учащихся старших классов и выпускников общеобразовательных школ республики.

2.Отсутствие четко поставленной задачи со стороны учителей целенаправленного формирования у учащихся политехнических знаний, умений и навыков в старших классах общеобразовательной школы.

З.Отсутствие системы, а порой отсутствие материальной базы школ для целенаправленного формирования политехнической компетенции у учащихся общеобразовательной школы.

4.Недостаточно выделяется учебного времени для проведения регулярной целенаправленной работы по формированию политехнической компетенции в рамках базовой школьной программы по физике.

5.Физико-техническим творчеством преимущественно занимаются, в основном, дети младшего школьного возраста, что выражается построением некоторой модели предмета, для старшеклассников не существует в достаточном количестве образовательных программ, соответствующих современным запросам обучающихся, и способных сформировать полноценный комплекс знаний по конструированию, физике, информатике, технике и другим областям.

б.Очень низок охват старшеклассников в технических кружках, либо вообще отсутствия таковых в отдельных районах и другое.

Как показывает практика, в процессе развития у студентов навыки технического творчества важную роль играет творческое техническое мышление. Как отмечает И.В. Сартаков, «Творческая техническая деятельность включает в себя в качестве основного компонента творческое техническое мышление, которое должно быть сформировано в учебном процессе за счет включения студентов в творческую работу» [4] . Действительно, при организации и управлении творческой познавательной деятельностью студентов следует учесть фактор, присущий творчеству и творческому процессу - субъективный подход каждому студенту.

Творческое техническое мышление включает в себя творческое, наглядно-образное и техническое виды мышления. Творческая познавательная деятельность студентов в учебном процессе должна быть направлена на формирование понятийно-образно-практической структуры творческого технического мышления и умений на профессиональном материале (решение реальных технических задач). Следует установить систематический контроль и самоконтроль за продвижением студентов в творческой познавательной деятельности. Основным критерием оценки такого движения должна быть субъективная новизна решения студентами творческих технических задач.

Одной из важных проблем подготовки студентов к техническому творчеству является проблема формирования конструкторско - технологических знаний и умений у студентов на

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

занятиях в учебных мастерских [2,3]. На самом деле, последнее время создаются новые, современные технические средства и станки, которые требуют знания по информатике, по компьютерным технологиям. Следовательно, здесь у них формируется умение конструированию, технологии производства, что приводить к формированию у них технического мышления, развитию их технических способностей, на этой основе повышению технического творчества. При этом, теоретические знания, полученные по основам технических наук, находят осмысленное применение в процессе выполнения самостоятельному конструированию, находят практическое воплощение при создании изделия, тем самым, обеспечивается развитие творческих способностей обучающихся путем применения в их деятельности физического и умственного труда. Известно, что процесс изготовления разных деталей и фигур должен ориентироваться на приемы и средства, применяемые в современном производстве и в конструкторской деятельности, таким средством выступает компьютерные технологии.

Следовательно, студенты могут с помощью компьютерной технологии полностью выполняют требования программы по выбору, проектированию, составлению технологических карт и изготовлению изделия. У них формируется должное представление о полезности умственного труда конструкторов и инженеров, современном технологическом процессе, что позволяет быть средством трудового воспитания, культуры труда и профессиональной ориентации на будущее.

Следовательно, применение компьютерной технологии в процесс технического творчества студентов требует особого внимания. Успешность работы в этом случае способствует уважительное отношение обучающихся к творчеству, формирования на занятиях познавательного интереса, потребности в получении новых знаний и умений, достичь которых можно с помощью разнообразия форм работы и методов обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алламуродов Б.Н., Сатторов А.Э. Об использовании компьютерных технологий при решении задач технического характера//Сборник статей участн. межд. научно-практ. конф. «Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация», Арзамас (Россия), 2019.- С.172-175.

2. Азизов А.А. Основы развития технического творчества учащихся. Душанбе: Ирфон, 2011.-219 с.

3. Горский В.А. Техническое творчество школьников. М. :Просвещение, 1981.-96 с.

4.Сартаков И.В. Развитие творческих способностей студентов педвузов в процессе технологической подготовки /Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. пед.наук, Новосибирск, Новосибирск. гос.пед.ун-т, 1999.

5. Сатторов А.Э., Алламуродов Б.Н. О роли компьютерных технологий в повышении технического творчества учащихся //Материалы республикой научно-практической конференции посвящённой «Двадцатилетию изучения и развития естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования» 2020-2040 годы на тему: «Обучение и применения современных информационных технологий в средних и высших профессиональных учебных заведениях» Душанбе 2021.-С.50-52

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.