Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатторов А.Э., Алламуродов Б.Н.

В статье отмечается роль физических задач в развитии технического творчества учащихся средних общеобразовательных школ, приводятся некоторые конкретные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL TASKS DURING INCREASING TECHNICAL CREATURES OF THE PUPILS

This work indicates the role of physical tasks in developing technical creatures of the pupils of the secondary comprehensive schools, here are some concrete tasks.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ»

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО

ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Сатторов А. Э., Алламуродов Б. Н.

Курган- Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава

В каждом обществе получение технического образования является существенным составляющим будущего инженера, ирригатора и других специальностей, в чьих остро нуждается в настоящее время и Республика Таджикистан. С этой целью в республике открываются новые технические колледжы и вузы, примерами тому являются сравнительно недавно открывшееся энергетический институт, горно-металлургический институт, открытие филиалов Московских технических вузов и т.д. Для успешного обучения в этих образовательных учреждениях, наряду со знанием математики, важную роль играют умелость решения физических задач. Это обусловливает повышения в общеобразовательных школах уровня качества политехнического образования.

Основными задачами политехнического образования школьников являются:

-формирование у учеников представлений о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных идей, принципов, понятий о техносфере способах получения и преобразования материалов, энергии, информации;

- социально-техническое проектирование окружающей среды;

- развитие технологического системного способа мышления учащихся, ориентированного на синтез различных знаний;

- многофакторное, междисциплинарное осмысление проблем;

- воспитание технологической культуры, способности критического восприятия, всесторонней оценки созданных проектов, продуктов труда с учетом их социальных, экологических, экономических, эстетических и других характеристик;

- культивирование инициативного, творческого подхода к решению практических проблем.

Известно, школьный курс физики по своему содержанию является основой политехнического образования. Дело в том, что этот предмет служит теоретической базой большинства отраслей современного производства и имеет широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. Поэтому физика играет основную роль в реализации политехнического принципа обучения. Этот принцип требует специального подбора и систематизации содержания образования.

Школьная физика, как вытекает из программы курса, имеет свою логику построения учебного материала и изучается по следующей системе:

- последовательность изложения материала (механика, молекулярная физика, теплота, электричество, оптика, атомная и ядерная физика);

- рассмотрение вопросов техники и технологии отдельных производств, в которых преобладают физические процессы, на уроках физики служит не самоцелью, а является иллюстрацией практической значимости изучаемых физических явлений, законов и теорий.

Изучение процесса обучения физике в отдельных общеобразовательных школах республики на фоне состояния политехнического образования старшеклассников нам позволили выявить следующие проблемы:

- низкий уровень развития комплекса физико-технических знаний, умений и навыков у большинства учащихся старших классов и выпускников общеобразовательных школ республики;

- отсутствие четко поставленной задачи со стороны учителей целенаправленного формирования у учащихся политехнических знаний, умений и навыков в старших классах общеобразовательной школы;

- отсутствие системы, а порой отсутствие материальной базы школ для целенаправленного формирования политехнической компетенции у учащихся общеобразовательной школы;

- недостаточно выделяется учебное время для проведения регулярной целенаправленной работы по формированию политехнической компетенции в рамках базовой школьной программы по физике;

- физико-техническим творчеством преимущественно занимаются, в основном, дети младшего школьного возраста, что выражается построением некоторой модели

предмета, для старшеклассников не существует в достаточном количестве образовательных программ, соответствующих современным запросам обучающихся и способных сформировать полноценный комплекс знаний по конструированию, физике, информатике, технике и другим областям.

- очень низкий охват старшеклассников в технических кружках, либо вообще отсутствия таковых в отдельных районах, и другие.

Для решения вышеуказанных задач требуется усилие тех, кому поручено создание учебных программ для старших классов общеобразовательных школ по предметам физики, технологии, информатики, а также лиц, отвечающие за техническое оснащение кабинетов, организации лабораторий, учебных мастерских с надлежащим оборудованием. Здесь не последнюю роль играют и преподаватели физики, технологии, информатики и особенно учебные мастера, которые обладая профессиональными компетенциями, призваны претворить в практику те задачи, которые указаны в учебных планах, выполнить требования, приведенные в Законе «Об образовании» республики. Управление образования районов и областей могут координировать деятельность кружков «Юный техник», если таковы имеются, при отсутствии организовать их, проводить выставки моделей техническим содержанием учащихся, поощрять победителей, распространять опыт ведущих учителей с посещением их мастерских и кабинетов и т.д. Таким образом, в этом направлении предстоит большая работа, требующая свое комплексное решение.

Практика показывает, что решение физических задач с «техническим содержанием» пробуждает интерес у учеников к технике и техническим специальностям, что очень важно для современном техническом мире.

В качестве иллюстрации приводим решение некоторых задач.

Пример 1. По наклонной плоскости на машину закатывают бревно (рис. 1). Масса бревна 100 кг, высота машины 1,2 м. Длина наклонных досок, по которым поднимают бревно, 3 м. Какая сила необходима, чтобы удержать бревно на наклонной плоскости? [2, с. 177].

Дано: Решение

т= 100 кг h =1,2 м l = 3 м F — ?

Известно, что Известно, что

N=mg;N=Py; Px=P- sina F=P(sin )= m • g sin

77 —

F = mg-sma, sina = —.

Тогда Ответ: 392 Н.

h

1,2 м

F = mg — = 100кг -9,8 м/сек2

l 3 м

= 392 Н.

i

Пример 2. Стальной брусок подвешен в воду (рис. 2). С одинаковой ли силой давит вода на верхнюю и нижнюю поверхности бруска? [1, с. 85 ] Дано: Решение

Р,=8Н Б2 =4 Н Бэ = 5 Н Бр— ?

Fp =Fз -Fl ; F= Щ + # = + -

Fp= - ?гУ + ^ = (8Н- 5Н)2 + (4Н)2 = 25 = 5Н

Ответ: Fp_ 5 Н.

Пример 3. Если сопротивление металла при резании 600 Н и КПД фрезерного станка равен 0,75, то достаточно ли мощность электрического двигателя (7,8 кВт) для резания со скоростью 5м/с? [3, с. 68].

Дано: Решение:

F=600H Вычислим необходимую мощности для резания со скорость 77=0,75 скорость # 0 Для этого используем формулу $ =5м/с N=F• т9 N= 5- 600= 3000 Вт = 3 кВт Р1— ? Полезную мощность двигателя находим по формулу ^д = ^б • У} = 7,8 кВт- 0,75 =5,85 кВт. Видно, что полезная мощность двигателя Nп д =5,85 кВт. Больше чем мощность необходимой для резания N 5.85кВт> 3кВт

Ответ: да, достаточно.

Пример 4. От удара молотка с массой 400г гвоздь входит доске на глубину 20 мм. Если скорость молотка до удара 4 м/с, тогда определить среднюю мощность сопротивления доски.

Дано: Решение

m=400г =0,4кг : A=Fc•

¿=0,02м Fc• I =

m=400г =0,4кг : A=Fc• I , A=Eк , ^ = —

c

тд 2

C - 2

тл 2 0,4 кг-16-5- 0,4 кг-16-5- О 4 • 16 Н

т9=4м/с Fc• I = — = --0,4 16 " = 16^ 10=160Н

2 2-20-10_3м 4-10_2м 0,4 ■ 10_1м

F_

Ответ: 160Н

Пример 5. Стальной трос имеет коэффициент жесткости 5-105 Н/м удлинялся на 2 мм. Вычислить потенциальную энергию упругой деформации троса [3, с. 74].

Дано: Решение:

к=5-105Н/м М =2мм =0,002 м

_ «, „ кх2 5 105Г0,002)2 5 105-4 10_6 „ _

E П-? Еп= — =--;-=1Дж

Ответ: 1 Дж

Литература:

1. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике 7-9 класса. - М.: «Просвещение», 2015. - 240 с.

2. Першыкин А. В. Сборник задач по физике 7-9 класса. - М.: «Дрофа», 2015. - 270 с.

3. Рахимов Б., Шукуров Т., Рачабов П. Физика, учебник для 10 класса. - Душанбе: «Матбуот», 2006. - 270 с.

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

УЧАЩИХСЯ

В статье отмечается роль физических задач в развитии технического творчества учащихся средних общеобразовательных школ, приводятся некоторые конкретные задачи.

Ключевые слова: физические задачи, техническое творчество, средняя школа, учащиеся старших классов.

THE ROLE OF PHYSICAL TASKS DURING INCREASING TECHNICAL CREATURES OF

THE PUPILS

This work indicates the role of physical tasks in developing technical creatures of the pupils of the secondary comprehensive schools, here are some concrete tasks.

Keywords: physical tasks, technicalcreature, secondaryschool, pupils of the senior forms.

Сведения об авторах: Сатторов А. Э., профессор, зав. кафедрой алгебры и геометрии Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, e-mail: asattorov50@mail.ru

Алламуродов Б. Н., аспирант Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, e-mail: ballamurodov83@mail.ru

About authors: Sattorov A. E., Professor, head of Chair of Algebra and Geometry, Kurgantube State University named after N. Khusrav.

Allamurodov B.N., post-graduate student of theKurgantube State University named after N. Khusrav

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

Дайырбекова Г.

Университет «Сырдария», Республики Казахстан

Существует поверье о том, что великий Данте был одним из первых, кто взобрался на гору для того, чтобы просто полюбоваться с нее красотой окружающего пейзажа, если следовать этой версии, то, значит, совсем недавно, всего каких - нибудь 600 - 700 лет назад (в сравнении с миллионами лет со времени появления на земле человека), чувственный мир человека находился под сильным воздействием различного рода утилитарных тенденций.

Не станем гадать, так ли было на самом деле, а лишь напомним читателю о том, что органы чувств человека (зрение, слух и др.) в процессе трудовой деятельности прошли длительный путь развития, и только в постоянном контакте с эстетически значимыми явлениями появилась возможность превращения чувств физиологических в чувства эстетические.

Лишь благодаря труду, развитию органов чувств, благодаря наследованию опыта прошлых поколений человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла. То есть эстетическое чувство - более высокий тип человеческого чувства. Именно развитое эстетическое чувство является предпосылкой для человеческих представлений о мире как о целесообразном совершенстве.

Предыстория эстетического развития человека - это отражение сложных материальных и духовных процессов всей культуры общества. Другими словами, эстетическая культура есть часть культуры общества в целом. В самом общем виде материальная и духовная культура есть «исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколений, каждое из которых стояло на плечах предшествующее общественных отношений и самого человека, который осуществляется в его интересах и проявляется в создании материальных и духовных ценностей [2].

Понятие культуры включает в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности человека и ее результаты (орудия труда, процесс труда, одежда, жилище и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания (политика, право, философия, эстетика, искусство, религия и др.). Материальная и духовная культуры связаны между собой.

Трудовая деятельность должна будет вызывать у человека радость, производительный труд станет источником духовного наслаждения, будет наполнен эстетическим содержанием.

Такой взгляд на эстетическое отношение обусловлен всеобщностью эстетического, которое объективно присутствует в окружающей нас жизни. Например, алмаз не случайно был выбран человеком в качестве драгоценного камня, не случайно им стали украшать короны королей и жезлы военачальников, а женщины отдали ему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.