ББК-74,58+32,97 Х.Д.АХМЕДОВА
УДК-378+6Ф73
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Образование, как совершенно верно полагал С.П.Капица, - это индустрия, направленная на будущее. Такое приоритетное положение образования выдвигает-перед образовательными учреждениями важную задачу: подготовить студентов к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.В условиях широкого развития средств массовой информации потребность в применении инновационных технологий день за днём возрастает. Чтобы образование смогло выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для обучающихся, необходимо строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками и студентами в ходе творческой и мотивированной деятельности.
Особую значимость при подготовке студентов как квалифицированных специалистов приобретает использование инновационных методов обучения(5,123). Такое положение продиктовано современными требованиями общества, рынка труда(4,382).
Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности преподаватель должен:
-уметь производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии и др.);
-уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления студентами.
- уметь по необходимости комбинировать, адаптировать их в зависимости от объема и уровня сложности материала,устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала, владеть навыками работы с различными презентационными программами (Power Point, Flash и др.), создавать собственные электронные средства обучения, уметь работать в сети Интернет.
Например, на уроках химии, анатомии, биологии, физики, истории можно использовать чаще всего программы Microsoft Word, Microsoft Power Point. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов студентами и пр.
Программа Power Point обладает большим потенциалом создания наглядно-образного представления исторического прошлого и настоящего. С помощью этой программы можно создать презентации к урокам или использовать готовые, находя их в Интернете. Помимо этого, программа Power Point дает возможность использовать ресурсы и в таких формах представления, как тексты, слайды, видео-и аудио фрагменты, диаграммы, таблицы. Используя программу Power Point, студенты с удовольствием готовят домашние презентации по заданным темам.
Текстовый редактор Word используется для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются студентам для самостоятельной работы на занятиях в аудитории. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, схемами, таблицами, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Студенты с помощью редактора Word создают собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.
Нами было проведено исследование для определения эффективности работы при применении современных технологий,которое осуществлялось в два взаимосвязанных этапа.
На первом этапе была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по выбранной проблеме. Определены начальные теоретические положения, объект, предмет, цель, сформулирована гипотеза исследования, конкретизированы задачи. Проведен эксперимент, включивший в себя разработку критериев и педагогическую диагностику уровня технического творческого развития студентов; разработку и обоснование педагогических условий технического творческого развития студентов медицинского колледжа 1-2 курсов. С целью проверки выдвинутой гипотезы разрабатывались пути научно-методического обеспечения формирующего эксперимента. В эксперименте участвовали студенты 1 -го курса по специальности «Сестринское дело» и 2- го курса - «Медико-социальная реабилитация».
На втором этапе были обработаны результаты педагогического эксперимента, проанализирован и обобщен эмпирический материал, сформулированы выводы, разработаны рекомендации, которые воплощены в практику преподавания основ конструирования медицинской информации с помощью медицинской аппаратуры.
На основе выделенных нами критериев осуществлён констатирующий эксперимент по использованию инновационных технологий, позволивший определить уровень развития технического творчества студента на занятии посредством электронных вариантов тестов по уровням,презентаций.
Таким образом нами были выделены группы студентов с низким, средним и высоким уровнем развития технического творчества.
Низкий уровень отражает слабую эмоциональность,которая характеризуется равнодушием студентов к объекту деятельности, опасением демонстрировать свое эмоциональное состояние в ходе использования современной технологии - проектной деятельности,а также пассивностью в воссоздании технических образов, в высказывании своего мнения и суждения по поводу происходящего, в выражении своих чувств выразительными средствами.Этому уровню характерно доминирование мотивов желания получить положительную оценку и похвалу за результаты практической деятельности, а также отсутствие желания экспериментировать с материалами, формами и т.д.
Средний уровень характеризуется заинтересованностью студентов некоторыми предметами и явлениями окружающей среды, они делают попытки имитировать технические образы, обладают стереотипным мышлением при выражении своей деятельности и восприятий по поводу увиденного, сдержанностью чувств при демонстрации собственного эмоционального состояния.
Высокий уровень развития студента характеризуется такими личностными качествами студента, как ощущение самостоятельности, таланта, переживание радости, восторга, любование и способность на этой основе эмоционально реагировать на различные проявления окружающего, «нововведения» в мире технологий. Студенты данного уровня активно манипулируют различными материалами,образами,формами при создании новых технологических моделей. Сравнение данных констатирующего этапа в экспериментальных и контрольных группах показывает незначительную разницу в показателях по каждому из уровней и критериев творческого развития студентов средствами конструирования презентации. Это дало нам основание утверждать, что студенты, в большинстве своем, обладают равным потенциалом к творческому развитию.
Результаты констатирующих экспериментальных тестов с электронными вариантами, презентация показывают, что более трёх студентов, принимавших участие в эксперименте, имеют низкий уровень развития. К среднему уровню относится наибольшее количество студентов- почти половина. Высокого уровня достигает около четверти испытуемых студентов.
Поскольку наибольшее количество студентов относится к среднему и высокому уровню творческого развития средствами конструирования презентации и тестов, то можно говорить об объективности и эффективности применяемых традиционных педагогических методов и приемов конструирования презентации, тестов и видеороликов в обучении студентов. Чтобы повысить эффективность,необходимо обновить существующие разработки по содержанию, формам и методам обучения в вузе и направить усилия на достижение целостности этого процесса в единстве следующих его составляющих:знания-умения-развитие.
№ УМЕНИЕ Контрольная группа (%) Экспериментальная группа(%)
1 Различить тесты и творческие виды деятельности 75 89
2 Назвать виды творческой деятельности 76 88
3 Создать стандартные презентации и тесты 73 91
5 Применять нетипичное сочетание рефератов, тем и т.д. 70 87
6 Составить тесты по собственному желанию 69 87
Таблица №»1.Итоговая презентация и результаты тестов по определению уровней развития технического творчества студентов на занятиях по медицинской информатике (в %).
Сопоставив данные экспериментальной и контрольной групп,приведенные в таблице 1, следует отметить значительную разницу в показателях по каждому из уровней и критериев развития технического творчества студентов на занятиях по медицинской презентации.Эта разница показывает,что большинство студентов экспериментальной группы повысили свой уровень развития в ходе экспериментального обучения, и студенты этой группы способны использовать свои знания, полученные во время эксперимента, и на других занятиях более эффективно, чем студенты, обучающиеся по традиционной системе.
Так, в среднем одна шестая часть студентов экспериментальной группы (ЭГ) и треть студентов контрольной группы (КГ) и после эксперимента имеют низкий уровень развития. Студентов среднего уровня - 41,2% - ЭГ и 44% - КГ. Высокого уровня творческого развития достигла почти половина студентов экспериментальной группы (43,7%) и лишь четверть студентов в контрольной группе (32,7%) (см. диаграмму ниже).
Диаграмма 1. Общий уровень развития технического творчества студентов в экспериментальной и контрольной группах в конце эксперимента.
В конце экспериментального исследования стало очевидно:
-в процессе использования, разработанной нами экспериментальной методики формирования технических творческих умений и навыков на занятиях медицинской презентации у студентов экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой, значительно повысился уровень развития соответствующих умений и навыков. Это говорит об эффективности использования разработанной нами экспериментальной методики.
Заметно совершенствуется мышление студента в процессе практических занятий. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способности активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Соответствие возрастным особенностям личности вызывается доверием учителя к умственным возможностям обучающегося.
Содержание совместной работы учителя и студента на занятиях технологии в процессе проектно-технологической деятельности на этапах подготовки и организации проектно-творческой деятельности и технико-творческого развития должно отвечать четко выраженной и логической последовательности организации работ как студента, так и учителя по определенному, предварительно спланированному и обоснованному плану.
Весьмо велико значение для технического творчества постоянства внимания. Студент должен уметь сохранять интенсивность своего внимания до окончания работы, не отвлекаясь посторонними впечатлениями. Таким образом, студент учится умению своевременно распределять и переключать внимание, сохраняя его постоянство, учится владеть им.
В процессе технического творчества можно создать специальную обстановку обучения, вызвать интерес и стремление учащихся совершенствовать свою деятельность. Кроме того, создаются условия для формирования волевых качеств учащихся, поскольку в последнее время приходится встречаться с новыми необычными условиями труда, с большими трудностями в работе, терпеть частые неудачи в процессе изготовления и наладки изделий. Работу доводят до конца лишь те студенты, которые имеют достаточную силу воли, умеют терпеливо, настойчиво добиваться своей цели и преодолевать трудности в работе.
Особое место и важная роль в творчестве учащихся принадлежит техническому мышлению, оно направлено на познание технических и технологических явлений в учебном процессе.
Исследования ученых показали, что техническое творчество - это довольно сложный и своеобразный процесс, которому можно научиться. Для этого необходимо выявить его закономерности, на основе которых можно создать определенные методы, позволяющие более эффективно заниматься инновационными технологиями.
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Азизов, А.А.Учебные дидактические условия организации технического творчества учащихся на уроках технологии/А.А.Азизов.- Худжанд. - 2013.- 209 с.
2.Буланова, М.Педагогика и психология высшей школы: Учеб пособие для вузов/М.Буланова,В.Топоркова.- Ростов-на-Дону: Феникс,2002.-544с.
3.Гузеева, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология/В.В.Гузеева.- М: Народное образование, 2000.-240с
4. Денисов, АА.Информационные основы управления/А.А.Денисов.-Санкт-Петербург. Энергоатомиздат, 2003.-450 с.
5.Жуков, Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие/Г.Н.Жуков.-М. Гардарики ,2005.-123с.
6.Маликова, Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии/Н.Р.Маликова//Социс, 2002,№2. -120с.
7. Мамукина,Г.Е.Создание мультимедийного проекта/ Г.Е.Мамукина.-М: Наука, 2002.-186 с.
8.Меньков,А.В.Теоретические основы автоматизированного управления. Учебник для вузов/ Меньков,А.В.,Острейковский В.А.- М: Издательство ОНИКС, 2005. -640 с.
REFERENCES:
1. Azizov, A.A. Educational Didactical Conditions of the Organization of Technical Creation of Pupils at Technology Lessons /A.A. Azizov. - Khujand, - 2013. - 209 p.
2. Bulanova, M. Pedagogy and Psychology of Higher Schools: manual/ M.Bulanova, V.Toporkova.-Rostov-on-the-Don: Fenix, 2002. - 544 p.
3. Guzeeyva, V.V. Planning of the Results of Education and Educational Technology/VV.Guzeeyva. -M.: National Education, 2000. - 240 p.
4. Denisov, A.A. Informational Grounds of Management / A.A. Denisov. - SPb: Energy-Autom publishing-house, 2003. - 450 p.
5. Zhukov, G.N. The Grounds of General Vocational Training: manual/ G.N. Zhukov. - M.: Gardariki, 2003. - 123 p.
6. Malikova, N.R. On some Innovative Methods of Sociology Teaching/N.R. Malikova // Social, 2002, -# 2. - 120 p.
7. Mamukina, G.Ye. Creation of Multimedia Project/ G.Ye. Mamukina. - M.: Science, 2002. - 186 p.
8. Menkov, A.V. Theoretical Grounds of Automatized of Management: manual/Menkov, A.V., Ostreykovsky V.A. - M.: ONIKS publishing-house, 2015. - 640 p.
Истифода аз фановарицо дар машяулиятхри тацсилоти касбй
Вожацои калидй: навоварй, интернет, иртиботот, фановарии комютерй, чандрасонай, ангезиш
Дар макрла масъалаи фановарщои навин цамчун омили тавсеа ва густариши фановарщои мухобиравй, ки ташкилдщандаи асоси фазои иттилоотианд, мавриди арзёбй щрор гирифтаанд. Хамзамон истифода аз фановарщои навин дар машгулиятцо ва усулцои таълими ощо дар тацсилоти касбй баррасй шудаанд.
Собит мешавад, ки истифодаи фановарицои иттилоотй ва компутарй дар машгулиятцо на тащо фарогирии маводи таълимро осон менамояд, балки шароити наверо бароиривоци тавонощои эцодии донишомузон фароцам меорад.
Иртибототи муттакии соцаи маориф ба васоити цустуцу, цамъоварй, захирасозй, коркард ва инти^оли ахбор бастагй дорад. Таъкид меравад, ки бо пайдоиши фановарицои навин, ки тамоми цавзацои фаъолияти инсонро фаро гирифтааст, раванди иртиботи соцаи маориф низ бевосита ба густариши фановарицо, мищумла техника вобастагй пайдо менамояд.
К,айд мегардад, ки истифодаи фановарицои мухобиравй дар тацсилоти касбй ба муаллим фурсат медицад, то ки раванди таълимро цаззоб, отифй ва муассир созад ва аз цама муцимтар, ба донишцуён цицатирасидан ба тавфищ бештар дар фарогирии дониш ёрй дицад.
Использование инновационных технологий на занятиях и методы обучения в профессиональном образовании
Ключевые слова: инновация, интернет, коммуникация, компьютерная технология, мультимедиа, мотивация
В статье показано, что инновационные технологии являются проводниками развития и распространения информационных технологий, формирующих основу информационного пространства.
Одновременно рассмотрено использование инновационных технологий на занятиях и методы их обучения в профессиональном образовании.
Доказывается, что применение информационных, компьютерных технологий на занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей студентов.
Коммуникация, лежащая в основе образования, зависит от средств поиска, хранения, обработки и передачи информации. Подчеркивается, что с появлением новых технологий, проникающих во все сферы деятельности человека, коммуникативные процессы в образовании ставятся в прямую зависимость от развития технологий, а, следовательно, и техники.
Отмечается, что использование в профессиональном образовании информационных технологий позволяет преподавателю сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным и эффективными самое основное - помогает студентам добиться больших успехов в освоении знаний.
Usage of Innovative Technologies in Classes and Methods of Teaching in Vocational Education
Keywords: innovation, internet, communication, computer technology, multimedia, motivation
Innovative technologies are those ones being considered as conductors of informational technologies development and diffusion forming a basis of informational space the fact is shown in the article by the author.
At the same time, the usage of innovational technologies in classes and methods of their teaching in vocational education are canvassed in the article.
An emphasis is laid upon the fact that the application of informational and computer technologies in the process of teaching not only relieves an imbibition of educational material, but provides new opportunities for creative abilities development of students either.
Communication lying in the grounds of education depends on the means and of quest, keeping, off-working of conveyance of information.
It is asserted that with the appearance of new technologies penetrating into all spheres of human activity, communicative processes in education are targeted at direct dependence on both technology development and on technique consequently.
The author marks that the usage of informational technologies in vocational education affords teachers to do educational process more attractive, emotional and effective, and, most of all it helps students to achieve more success aimed at obtaining knowledge, in particular.
Маълумот дар бораи муаллиф:
А^мадова Хрнифа Дадоевна, муаллимаи кафедраи фаюри табии ва риёзии Коллеци тиббии Гулистон (Чущурии Тоцикистон, ш.Гулистрн),Е-таИ:Ккап1[а 1965@ mail.ru
Сведения об авторе:
Ахмедова Ханифа Дадоевна, преподаватель кафедры естественно-математических наук медицинского колледжа Гулистана (Республики Таджикистан,г.Гулистан),Е-таИ: Khanifa 1965@ mail.ru
Information about the author:
Akhmedova Hanifa Dadoevna, lecturer of the department of natural and mathematical sciences under the Medical college, Guliston-town (Tajikistan, Guliston), E-mail: Khanifa 1965@ mail.ru