Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА "РАСШИФРОВКА ЗАПИСЕЙ НАРОДНЫХ ПЕСЕН"'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА "РАСШИФРОВКА ЗАПИСЕЙ НАРОДНЫХ ПЕСЕН" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА "РАСШИФРОВКА ЗАПИСЕЙ НАРОДНЫХ ПЕСЕН"»

<3

Музыкальное образование и наука № 1 (2) 2015

Харлов А. В.

Об использовании инновационных технологий в преподавании курса «Расшифровка записей народных песен»

В учебный план музыковедов, обучающихся в консерватории по программе специалитета, входит фольклорно-этно-графическая практика, составной частью которой является расшифровка записей народных песен.

В течение нескольких десятилетий студенты кафедры теории музыки Нижегородской консерватории занимались этим видом практики. Она включала экспедиции в районы Нижегородской области, поиск исполнителей народных песен, фольклорных коллективов, запись песен и последующую их расшифровку.

Следует признать, что техническое обеспечение этой работы было слабое. Студенты брали с собой катушечные или кассетные магнитофоны, простые микрофоны. На базе полевых записей формировался аналоговый архив, который хранился на аналоговых кассетах или катушках. К сожалению, фольклористы прошлого времени мало задумывались о том, что магнитофонная пленка имеет недолгий срок жизни. Они не знали, что любая кассета выдерживает не более двухсот проигрываний. Постоянная работа с оригинальной кассетой приводит к постепенному разрушению записи. К тому же учитывая, что кассеты были дорогими, и их трудно было достать, записи нередко производились не на чистой, а на использованной пленке. Сейчас, с позиций нашего времени, понятно, что раньше удавалось записать поистине уникальные вещи, которые мы сейчас, при всем большом желании, записать не можем. Многие носители фольклора ушли от нас, уменьшилось на селе количество фольклорного материала.

Экспедиционная работа в городе Нижнем Новгороде проводилась на базе не-

скольких организаций. В их числе Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (кафедра советской литературы, кафедра русской литературы), Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (кафедра теории музыки), Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Областной научно-методический центр (Дом фольклора). Руководили экспедициями профессора Н. Д. Бордюг [2], К. Е. Корепова [3], В. Н. Морохин [4]. Большую работу по проведению экспедиций и сбору фольклорного материала осуществлял автор данной статьи.

Каждая организация формировала свой архив самостоятельно. Филологов прежде всего интересовала текстовая и жанровая стороны песен, музыковеды больше обращали внимание на их музыкальные особенности. Наиболее полную картину давал материал совместных экспедиций филологов и музыкантов. Так, например, в 1992 году вышел сборник «Берегиня. Нижегородские песни», в составлении которого приняли участие кандидат филологических наук Н. В. Морохин и музыковед А. В. Харлов [1]. Название сборнику дал фольклорный ансамбль «Берегиня», исполнявший песни из репертуара народных коллективов Нижегородской области. В состав ансамбля входили филологи и музыканты, объединенные идеей сохранения ценностей народной культуры. В настоящее время ансамбль продолжает активную творческую деятельность под названием «Свети-Цвет».

Материал сборника «Берегиня» заинтересовал известного московского музыканта, руководителя фольклорного коллектива Дмитрия Покровского. В 1993 году он

<3

организовал совместно с нижегородскими фольклористами «экспедицию по следам экспедиции», воспользовавшись адресами, указанными в сборнике [5].

В настоящее время, когда в силу объективных причин все более остро встает проблема исчезновения носителей подлинной народной культуры, что затрудняет поиски нового, ранее неизвестного фольклорного материала, на первый план выходит задача сохранения архивного материала, собранного в предыдущие десятилетия.

В связи с этим возникает проблема оцифровки. Сейчас многие специалисты занимаются оцифровкой музыкальных и видеоматериалов. Но в нашем случае есть дополнительные сложности, поскольку речь идет об оцифровке не обычной, а уникальной магнитофонной кассеты, которая сама по себе является памятником. Отношение к ней должно быть особенным.

Существует понятие реставрации. Оно используется, когда речь идет о сохранении памятников старины, картин, икон, произведений декоративно-прикладного искусства, архитектуры. Реставрация направлена на предотвращение дальнейших разрушений ценного объекта и достижение оптимальных условий для его продолжительного сохранения. Во всех перечисленных областях существуют определенные нормативы, стандарты, по которым проводятся реставрационные работы.

Понятие реставрации существует и в музыкальной индустрии. Музыкальные звукорежиссеры, звукооператоры, используя современные технологии, осуществляют постпродакшн, мастеринг Эти термины означают подготовку музыкальных файлов для дальнейшей их жизни, для тиражирования. В этой сфере также существуют определенные стандарты создания цифровой мастер-копии, ее хранения и тиражирования.

К сожалению, музыкальная фольклористика по-прежнему остается в стороне от новейших технических достижений. В этой области до сих пор не введены нормативы оцифровки фольклорных записей.

Эти пробелы мы пытаемся восполнить на занятиях со студентами-музыковедами Нижегородской консерватории в курсе «Расшифровка записей народных песен».

Начальный раздел курса строится в форме лекций, задача которых — ликвидировать недостаток технических знаний студентов, познакомить их с правилами оцифровки, особенностями работы с фольклорными записями.

Оцифровку кассет необходимо проводить на специальной студийной аппаратуре. Обычные бытовые компьютеры имеют встроенную звуковую карту низкого качества. При работе на такой несовершенной аппаратуре увеличивается количество шумов. К тому же оцифровка кассет с уникальными фольклорными записями прошлых лет в домашних условиях при незнании технических спецификаций ведет к привнесению в оригинал дополнительных искажений, что недопустимо. Минимизировать количество шумов и дополнительных искажений и вместе с тем сделать так, чтобы цифровой архив представлял собой копию без технических потерь, довольно сложно. Поэтому студенты в обязательном порядке знакомятся с базовыми правилами аналого-цифрового преобразования звуковых файлов.

Природа цифрового звука дискретна, поэтому аналого-цифровое преобразование должно производиться с повышением частоты сэмплирования (88200 Hz) и разрядности (24 bit). Поскольку состояние аналоговых кассет (катушек) с фольклорными записями экспедиций 70-80-х годов обычно очень плохое, оцифровка каждой стороны носителя осуществляется без остановки в единый цифровой аудиофайл с указанными выше параметрами. Это необходимо делать из-за возможного обрыва пленки, что в случае остановки и перемотки последней непосредственно на магнитофоне происходит довольно часто. Техническая склейка и обрезка файлов делается в звуковом редакторе.

Здесь необходимо знать особенности народной певческой манеры и условия полевой записи. Из разговоров исполнителей непосредственно перед пением мож-

Музыкальная педагогика: концепции, идеи, решения

<3

но почерпнуть много важной информации. В кассетной записи может сохраниться диалог информантов о том, кем и когда исполнялась та или иная песня, что важно для определения ее жанровой спецификации. Все эти моменты необходимо сохранять при оцифровке кассеты.

Звуковой файл должен быть нормализован (normalize Sound level) до значения -1.00 db, более высокие значения недопустимы, так как пиковые значения громкости в 0.0 db приводят к искажениям при конвертации файла в популярный сегодня формат mp3. При конечном пересчете необходимо применить дитеринг (Dithering). И, разумеется, конвертация должна производиться с максимальным битрейтом (320 kbps).

Все эти правила работы со звуковыми файлами являются стандартными для инженеров студий звукозаписи. Но, к сожалению, они обычно незнакомы фольклористам.

Второй раздел курса «Расшифровка записей народных песен» — практический, включающий работу по оцифровке кассет, расшифровке, анализу, нотирова-нию песенного материала и оформлению компакт-диска.

В связи с большим объемом и сложностью практической работы при малом количестве учебных часов целесообразно вести эти занятия «бригадным методом». Студенты организуются по направлениям деятельности, образуя три инициативные группы:

1. техническая группа отвечает за оцифровку кассет, компьютерный набор текстов, оформление нотного материала в музыкальных редакторах;

2. аналитическая группа занимается слуховой расшифровкой песенного материала, жанровой идентификацией песен, их паспортизацией;

3. презентационная группа соединяет восстановленные магнитофонные записи с фото- и видеоматериалами, готовит диск и осуществляет его презентацию на кафедре теории музыки. При такой организации занятий каждый

студент имеет свою долю участия в работе

и ответственность за конечный результат. Коллективный труд выносится на публичное обсуждение. Эта работа оценивается комиссией.

В настоящее время нами подготовлены два компакт-диска. Первый диск выполнен по материалам экспедиций музыковедов Нижегородской (Горьковской) консерватории в южные районы области (Вознесенский и Княгининский), осуществленных в 80-е годы. В основу второго диска легли материалы экспедиций филологов Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского с участием автора данной статьи. В этих записях представлен один фольклорный коллектив (села Учуево-Майдан Починковского района) на протяжении нескольких лет его существования (первые записи выполнены в 70-е годы, последние — в 2008 году).

Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать вывод о преимуществах применения инновационных технологий в преподавании курса «Расшифровка записей народных песен». Под руководством педагога студентам удалось объединить существующие в разных источниках архивные материалы, собрать полную информацию о народных коллективах, включая фотографии разных лет, аудио- и видеозаписи. Оцифровка материалов была выполнена в соответствии с современными техническими стандартами, которые мы посчитали возможным применить в области музыкальной фольклористики. Запись в оцифрованном виде ничем не отличается от оригинала по качеству. Цифровая копия может тиражироваться в нужном количестве. С ней можно работать, не опасаясь за потерю качества. При работе с архивной записью вырезаются только технические шероховатости, погрешности, поврежденные участки, все ценное остается.

Начатая и успешно выполняемая на кафедре теории музыки работа позволяет строить перспективные планы, включающие:

■ создание мультимедийной библиотеки нижегородского музыкального фольклора и ее ежегодное пополнение новыми дисками;

Музыкальное образование и наука № 1 (2) 2015

<3

■ составление мультимедийного учебного пособия.

Есть все основания предполагать, что предпринимаемые нами усилия помогут достижению главной цели — сделать бесценный архивный материал доступным для использования в учебной, творческой и исследовательской работе и тем самым помочь сохранению певческой фольклорной традиции Нижегородского края [6].

Литература

1. Берегиня. Нижегородские песни / сост. А. В. Харлов, ком. Н. В. Морохин. Н. Новгород, 1992. 150 с.

2. Бордюг Н. Д. Традиционный фольклор юга Нижегородской области. Н. Новгород: ОНМЦ, 1996. 225 с.

»

3. Корепова К. Е., Бордюг Н. Д. Нижегородские хороводы. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989. 254 с.

4. Морохин В. Н. Методика собирания фольклора: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990. 88 с.

5. Морохин Н. В. Дмитрий Покровский: ансамбль, судьба, песни. Н. Новгород, 1995. 25 с.

6. Харлов А. В. О сохранении певческой фольклорной традиции в Нижегородской области // Новината за напредна-ли наука - 2014. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2014. Т. 33. С. 50-52.

© Харлов А. В., 2015

Проблемы музыковедения: история и современность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.