Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО АУДИОФОНДА В ФОРМАТЕ ПУТЕВОДИТЕЛЯ'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО АУДИОФОНДА В ФОРМАТЕ ПУТЕВОДИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
путеводитель по фондам / татары Саратовской области / народное музыкальное творчество / каталог фольклорного архива / компакт-диск фольклорных записей / fund guide / Tatars of the Saratov region / folk music / catalog of folklore archive / folklore CD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юнусова Гузель Файзрахмановна

В статье рассматривается содержание и структура книги «Фольклор татар Саратовской области». Основное внимание уделено принципам и критериям классификации фольклорных материалов фонофонда. Работа выполнена на основе научного описания звуковых материалов экспедиции 1963 года. 196 образцов в записи этномузыколога М. Нигмедзянова хранятся в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. Исполнители мишары Саратовской области представители субэтноса татарского народа. Проведен анализ образцов фольклора, записанных от них. Использованы методы сопоставления и сравнения. Изучены данные об информаторах и населенных пунктах Саратовской области. Составлены комментарии к записям фольклора. Найдены первоисточники некоторых образцов народного творчества. Применен принцип современной российской фольклористики, основанный на изучении образцов народного творчества определенной местности. Разработаны различные справочники и указатели по татарскому фольклору в связи с необходимостью решения различных проблем. Главная из них определение жанра фольклорных произведений. В результате работы над материалами экспедиции была создана книга по фонду звуковых коллекций. Она представляет собой путеводитель, т.к. в ней есть указатель материалов и мест их хранения. Книга является также справочником. Во всех ее разделах содержится новая информация по фольклористике, этнографии, истории и литературоведению. Книга состоит из двух разделов. Основную часть занимают таблицы описей компакт-дисков народной музыки татар Саратовской области. В связи с этим автор данного путеводителя разработала специальную форму электронного каталога. Отдельные положения работы апробированы на различных конференциях и в публикациях. Среди них: Третий Всероссийский конгресс фольклористов, Всероссийская научная конференция «Фольклор Большой Волги». В приложении к книге дан компакт-диск, состоящий из 31 образца фольклора. Они также являются источником для различных исследований музыкального фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF A FOLK AUDIO FUND IN THE FORM OF A GUIDE

The content and structure of the book “Folklore of the Tatars of the Saratov Region” is analyzed in this article. The main attention is paid to the principles and criteria for the classification of folklore materials of the phonological fund. The work is based on the scientific description of the sound recordings of the 1963 expedition. 196 samples in the recording of the ethnomusicologist M. Nigmedzyanov are stored in the Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibragimov of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Performers are mishars of the Saratov region. The analysis of folklore samples was done. The data on informants, settlements of the Saratov region were studied. Comments compiled on collected folklore samples and similar songs of other nations. Sources of some records of folk art are found. The data on informants, settlements of the Saratov region were studied. The principle of modern Russian folklore is applied. It is based on the study of folk art samples of a particular area. The methods of comparison are used. Various reference books and indexes on Tatar folklore have also been developed. They were necessary to solve various problems. The main one is the definition of the genre of folklore. As a result of work on the materials of the expedition, a book on recordings collections was created. It is a guidebook. It contains a list of materials and an indication of their storage location. The book is also a reference. All of its sections contain new information. This applies to folklore and ethnography, history, literary criticism. The book consists of two sections. The main part is occupied by tables of inventories of CDs of folk music of Tatars of the Saratov region. In this regard, the author of this guide has developed a special form of electronic catalog. Certain provisions of the work were presented at various conferences and in publications. Among them: The Third All-Russian Congress of Folklorists, the AllRussian Scientific Conference “Folklore of the Great Volga”. A CD is given in the appendix to the book. 31 samples of folklore were selected. They are also a source for various studies of musical folklore.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО АУДИОФОНДА В ФОРМАТЕ ПУТЕВОДИТЕЛЯ»

систематизация фольклорного аудиофонда в формате путеводителя

Юнусова Гузель Файзрахмановна

Научный сотрудник, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (г.Казань), e-mail: gyzelyunusova@gmail.com DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10083

Аннотация: В статье рассматривается содержание и структура книги «Фольклор татар Саратовской области». Основное внимание уделено принципам и критериям классификации фольклорных материалов фонофонда.

Работа выполнена на основе научного описания звуковых материалов экспедиции 1963 года. 196 образцов в записи этномузыколога М. Нигмедзянова хранятся в Институте языка, литературы и искусства им. г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. Исполнители - мишары Саратовской области -представители субэтноса татарского народа. проведен анализ образцов фольклора, записанных от них. Использованы методы сопоставления и сравнения. Изучены данные об информаторах и населенных пунктах Саратовской области. Составлены комментарии к записям фольклора. Найдены первоисточники некоторых образцов народного творчества. применен принцип современной российской фольклористики, основанный на изучении образцов народного творчества определенной местности. Разработаны различные справочники и указатели по татарскому фольклору в связи с необходимостью решения различных проблем. главная из них - определение жанра фольклорных произведений.

В результате работы над материалами экспедиции была создана книга по фонду звуковых коллекций. Она представляет собой путеводитель, т.к. в ней есть указатель материалов и мест их хранения. Книга является также справочником. Во всех ее разделах содержится новая информация по фольклористике, этнографии, истории и литературоведению. Книга состоит из двух разделов. Основную часть занимают таблицы описей компакт-дисков народной музыки татар Саратовской области. В связи с этим автор данного путеводителя разработала специальную форму электронного каталога.

Отдельные положения работы апробированы на различных конференциях и в публикациях. Среди них: Третий Всероссийский конгресс фольклористов, Всероссийская научная конференция «Фольклор Большой Волги». В приложении к книге дан компакт-диск, состоящий из 31 образца фольклора. Они также являются источником для различных исследований музыкального фольклора.

ключевые слова: путеводитель по фондам, татары Саратовской области, народное музыкальное творчество, каталог фольклорного архива, компакт-диск фольклорных записей.

systematization of a folk audio fund in the form of a guide

Yunusova Gyzel Fayzrakhmanovna

Researcher, Institute of Language, Literature and Art. named after G. Ibragimova of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan), e-mail: gyzelyunusova@ gmail.com

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10083

Abstract: The content and structure of the book "Folklore of the Tatars of the Saratov Region" is analyzed in this article. The main attention is paid to the principles and criteria for the classification of folklore materials of the phonological fund.

The work is based on the scientific description of the sound recordings of the 1963 expedition. 196 samples in the recording of the ethnomusicologist M. Nigmedzyanov are stored in the Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibragimov of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Performers are mishars of the Saratov region. The analysis of folklore samples was done. The data on informants, settlements of the Saratov region were studied. Comments compiled on collected folklore samples and similar songs of other nations. Sources of some records of folk art are found. The data on informants, settlements of the Saratov region were studied. The principle of modern Russian folklore is applied. It is based on the study of folk art samples of a particular area. The methods of comparison are used. Various reference books and indexes on Tatar folklore have also been developed. They were necessary to solve various problems. The main one is the definition of the genre of folklore.

As a result of work on the materials of the expedition, a book on recordings collections was created. It is a guidebook. It contains a list of materials and an indication of their storage location. The book is also a reference. All of its sections contain new information. This applies to folklore and ethnography, history, literary criticism. The book consists of two sections. The main part is occupied by tables of inventories of CDs

of folk music of Tatars of the Saratov region. In this regard, the author of this guide has developed a special form of electronic catalog.

Certain provisions of the work were presented at various conferences and in publications. Among them: The Third All-Russian Congress of Folklorists, the All-Russian Scientific Conference "Folklore of the Great Volga". A CD is given in the appendix to the book. 31 samples of folklore were selected. They are also a source for various studies of musical folklore.

Key words: fund guide, Tatars of the Saratov region, folk music, catalog of folklore archive, folklore CD.

С начала XXI века в различных научных, архивных и образовательных учреждениях мира уделяют большое внимание вопросам оцифровки, каталогизации и сохранения звуковых коллекций (особенно фольклорных материалов), размещения их в доступной среде. Представители различных организаций в своих публикациях стали все чаще знакомить с результатами деятельности по формированию и описанию аудиоархивов [1-3]. С каждым годом прибавляются все новые проблемы в деле функционирования таких фондов. В последнее время к ним добавилось прекращение выпуска аппаратуры (прежде всего различного типа магнитофонов), на которой была произведена большая часть ценных аудиозаписей прошлого века. Беспокойство по поводу обозначенного круга проблем способствовало принятию решения о создании общественной организации «Ассоциации фольклорно-этнографических фондов» во время проведения в 2019 году Круглого стола в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного Форума.

В Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова (ИЯЛИ) Академии наук Республики Татарстан положение с состоянием аудиозаписей более сложное, т.к. они хранятся на самых различных носителях. Среди них не только магнитные катушечные ленты и аудиокассеты, но и восковые валики фонографа Эдисона, виниловые и металлические пластинки музыкальных ящиков «Мира» и «Стелла», изготовленные мастером-самоучкой Г. Сайфуллиным. В данный момент основное внимание сосредоточено на записях магнитных катушечных пленок, выполненных на двух типах аппаратуры: домашних и студийных (стационарных). Основную часть материалов занимают фольклорные произведения разных групп татар, других народов ближнего и дальнего зарубежья. Есть примеры музыки русских, марийцев, башкир, узбеков и турок. В большинстве случаев они тоже записаны в исполнении татар. В связи с этим желательно установить контакты между организациями России, имеющими архив звуковых и визуальных образцов 40

фольклора, в плане участия в совместных проектах и обмена записями. Контент фонофонда составляют также сочинения профессиональных и самодеятельных композиторов, материалы лингвистов, конференций и концертов, радиопередач и бесед с деятелями культуры. Записи производились в различных стационарах и в полевых условиях. Основной источник появления аудиоматериалов в институте -экспедиционная деятельность его сотрудников, а также результат дарения частных лиц. Самая ранняя фонограмма в звуковой коллекции датирована 1911 годом.

С момента открытия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова (1939 год) начались поездки его сотрудников по сбору образцов народного творчества. Небольшая часть материалов была записана другими весьма известными в нашей стране фольклористами, например, В. Коукаль. Оригиналы некоторых из них находятся в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. В основном разделе фоноархива ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова хранятся фольклорные произведения различных групп татарского народа. Материалы экспедиций размещены в двух фондах Центра письменного и музыкального наследия института: 1) аудиоархив, магнитные катушки которого почти полностью оцифрованы; 2) собрание рукописных записей вербальных текстов фольклора. Маршрут большинства экспедиций пролегал по территории, расположенной за пределами Татарстана. В 1963 году ряд ученых отправились к мишарям Саратовской области, принадлежащих к субэтносу татарского народа и проживающих в различных регионах России. Мишари отличаются от других групп татар по происхождению, лингвистическим и некоторым иным особенностям. Специфика их музыкального наследия еще хорошо не изучена, но определенные работы ведутся. В поездке по Саратовской области вместе с филологами находился известный российский этномузыколог - Нигмедзянов Махмуд Нигмедзянович. Он записал материалы народного творчества от 47 исполнителей в четырех деревнях Дергачевского и Базарно-Карабулакского районов (Алтата, Верхазовка, Сафаровка и Яковлевка), а также в Саратове. Среди зафиксированных им фольклорных образцов преобладают баиты, протяжные и свадебные песни. Особое внимание на себя обращают причитания невесты - уникальные примеры, давно не встречающиеся у других представителей татарского народа. Кроме того, М. Нигмедзянов записал чтение поэтических произведений (двух баитов и одного мунаджата), а также рассказ о музыкальных явлениях в деревне Алтата Дергачевского района Саратовской области. Его материалы хранятся на шести компакт-дисках (№№ 44 - 48, 135). Ценную информацию по различным явлениям народного творчества представляют собой многочисленные комментарии, реплики и ответы информантов на вопросы собирателя. Поиск и оцифровка магнитофонных лент других участников экспедиций, организованных институтом, еще предстоит. Поэтому приведенные выше цифры об имеющемся в аудиоархиве количестве образцов музыкального фольклора татар Саратовской области нельзя считать окончательным. Информация о 196 песнях и инструментальных наигрышах, записанных М. Нигмедзяновым в данном регионе, легла в основу книги «Фольклор

татар Саратовской области» [5]. Это первый опыт создания работы в области научного описания экспедиционных материалов в Республике Татарстан. Книга находится в свободном доступе в интернете на сайте ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова и за его пределами, за исключением приложения: компакт-диска с записью музыкальных примеров. Отдельные положения работы были апробированы в выступлениях на различных конференциях (Третий Всероссийский конгресс фольклористов, Всероссийская научная конференция «Фольклор Большой Волги»). Они нашли отражение также в публикациях, в которых дано более подробное описание особенностей фольклора татар указанной области [4], контента каталога аудиозаписей [6], возможности его дальнейшей модификации, различных проблемах и аспектах исследования. Этот труд - определенный результат многолетней работы автора книги над описью фоноархива ИЯЛИ им. г. Ибрагимова, состоящего из несколько тысяч звуковых артефактов. В нем использован принцип, получивший широкое распространение в современной российской фольклористике: изучение образцов народного творчества в контексте ареала их бытования. Книга представляет собой по жанру путеводитель, т.к. включает в себя перечень материалов и указание мест их хранения. Но она относится также и к справочникам, т.к. во всех ее разделах содержится новая информация, представляющая интерес для исследователей в области этнографии, истории, литературоведения и лингвистики, краеведения, архивоведения, народного и профессионального творчества татар Саратовской области. путеводитель подготовлен в двух выпусках. В последнем из них (находится в печати) нашли отражение результаты экспедиционной работы филологов: Ф. Ахметовой, Т. Галиуллина, Х. Гатиной, И. Надирова и Ф. Урманчеева.

На разработку вопросов структуры и содержания первого выпуска путеводителя повлияли специфика национального фольклора, современное состояние российской этномузыкологии в целом и в особенности региональной. Он состоит из двух блоков: таблицы описей компакт-дисков музыки татар Саратовской области (основная часть) и вспомогательных указателей. В каждый из них входят восемь разделов. Автор данного путеводителя разработала форму электронного каталога компакт-дисков из 13 колонок. Ее структура такова: 1) «№ дорожки - образца - катушки»; 2) «Название и первые слова песен»; 3) «Жанр»; 4) «Вид музыки / литературы / состав исполнителей»; 5) «Автор»; 6) «Исполнитель»; 7) «Этнос / язык»; 8) «Место записи / район происхождения»; 9) «Дата, вид записи»; 10) «Собиратель»; 11) «Время звучания: общее / образца»; 12) «Качество записи»; 13) «Примечания». Но в данном путеводителе их количество уменьшено до восьми, что связано с его локализацией. Убраны разделы, в которых повторяются одни и те же сведения (собиратель, год и географический разрез) или в них представлена небольшая по объему информация. Все составляющие описи можно разделить на три группы: 1) сведения, касающиеся документирования записей, вопросов технического характера; 2) информация о произведениях; 3) данные об исполнителе и фольклористе (собирателе). Найти фольклорный

образец в звуковой коллекции в целом и на определенном файле помогает навигаторская функция каталога. Проблемы научно-исследовательского плана возникли в связи с вопросами выявления первоисточника некоторых фольклорных образцов, определением их жанра, установления возможного автора произведения, поиска в фонофонде вариантов песен, записанных как в данной экспедиции, так и в других, а также публикаций нотного и вербального текста. Кроме того, качество записи, неполное оформление так называемого «паспорта» звукового материала потребовали уточнения текста и содержания фольклорных образцов, их информаторов. Содействие в прояснении этих вопросов оказали частично опубликованные и рукописные материалы отчетов фольклорных экспедиций, находящиеся в учреждениях - фонодержателях или в личных архивах участников этих поездок. Создание каталога выявило острую необходимость в различных справочниках, указателях по татарскому фольклору. В связи с этим пришлось параллельно заняться их составлением, которое также стало одним из методов решения указанных выше проблем. Несколько таких работ было выполнено на основе публикаций расшифровок народной музыки М. Нигмедзянова. Особое внимание в связи с этим было уделено его первому нотному собранию фольклорных образцов под названием «Татарские народные песни». Трудности с определением жанра записанных фольклорных образцов, возникли прежде всего из-за того, что его исследование в региональной этномузыкологии приостановилось. Пока еще не выработан единый принцип рассмотрения этого явления. В некоторых образцах татарского народного творчества, например, баита встречается такое значительное различие между поэтическими и музыкальными компонентами (которое особенно усилилось с течением времени), что позволяет фольклористам соответствующих специальностей отнести их к разным жанрам. Вербальный текст произведения, в основном, имеет определенное содержание и структуру, соответствующие специфике этого жанра, а мелодика наоборот - часто весьма разнообразная. Это приводит филологов и музыковедов к несовпадающим трактовкам баита. Так, например, текст песни «Абдульман купец» в публикациях филологов встречается в разделе «Историческая песня», а у этномузыкологов отнесена к баиту. Неопределенный статус имеет обозначение «свадебная песня». Фактически в ее названии содержится только указание на условия, в которых данный фольклорный образец исполняли. Но по особенностям музыки она может принадлежать к самым разным жанрам. Для внесения в каталог жанрового обозначения звукового артефакта использовался ряд критериев. В качестве основополагающего момента выбрано название произведения, нередко совпадающее с определенным фольклорным термином. Его озвучивал исполнитель или этномузыколог М. Нигмедзянов в процессе записи, либо собиратель зафиксировал надпись на коробках магнитных катушек. В случаях полного отсутствия такой информации изучались нотные публикации аналогичных или близких примеров (музыкальных и поэтических), проводился анализ интонационных и текстовых особенностей фольклорного материала.

Указатели второй (вспомогательной) части путеводителя оформлены в алфавитном порядке (за исключением последнего): 1) «Заглавия фольклорных образцов»; 2) «Первые слова текста песен»; 3) «Жанры песенного и инструментального народного творчества»; 4) «Музыкальные источники (народные песни, авторские произведения)»; 5) «Исполнители»; 6) «География мест записи и происхождения (бытования) фольклорных образцов»; 7) «Имена деятелей культуры, встречающиеся в примечаниях таблиц»; 8) «М. Н. Нигмедзянов - собиратель фольклора татар Саратовской области». В последнем (из перечисленных) разделе приведены некоторые факты о деятельности этномузыколога, дана краткая характеристика его вклада в музыкальную науку Татарстана и обширный список опубликованных трудов. Составление тематических указателей исходило не только из контента материалов, но и значимости их для пользователей различных специальностей, прежде всего - фольклористов. Так как автор стремился к научному описанию рукописей, то в процессе создания книги была проведена аналитическая работа (с использованием методов сопоставления, сравнения) по персональным данным информаторов (ФИО, годы и место рождения), населенным пунктам Саратовской области (на татарском и русском языке), комментариям, произведениям татарских композиторов, писателей и поэтов, а также сведениям о фольклорных песнях других народов, аналоги которых обнаружены в записях. Сличение фольклорного образца с авторским текстом в некоторых случаях выявило необходимость проведения серьезной исследовательской работы в данном направлении. Контент каждого из этих указателей вполне может стать объектом автономного исследования. Сведения об экспедиции 1963 года, записях информантов, рожденных во второй половине XIX века, восполняют пробел в изучении истории татарского музыкального фольклора. Алфавитные указатели первых слов или строк песен, источников музыкального и поэтического текста в путеводителе необходимы фольклористам при анализе различных публикаций или собственных экспедиционных записей для выявления оригинальности или вторичности рассматриваемых материалов.

Заключительные разделы путеводителя - это «Нотография», «Дискография» и «Библиография», а также два приложения (нотные примеры и компакт-диск по фольклору татар Саратовской области). Издания, посвященные вопросам создания каталогов и путеводителей, связанные с историей, этнографией и культурой Саратовской области в целом и, в частности, татар этой местности представлены в разделе «Библиография». Надо отметить, что пока издано очень мало примеров фольклорного наследия татар данного региона, как поэтического, так в особенности музыкального (всего лишь пять нотных примеров). Участники экспедиции опубликовали их в 70-80-х годах прошлого века. Сам М. Нигмедзянов издал расшифровки только четырех песен. причем некоторые из них (№№ 2 и 3 в приложении) он причислил к образцам народного творчества пензенских татар. Это произошло из-за того, что этномузыколог в процессе записи всегда обращал внимание на происхождение исполнителей. В данном случае его информант

оказалась уроженкой села Суляевка Пензенской области. Несмотря на это, в приложении путеводителя приведены примеры всех его нотаций. Такое решение принято в связи с тем, что данные песни встречаются в репертуаре жителей этого края, их записи находятся в комплекте фонофонда татар Саратовской области. Значительно позже появилась нотировка баита о семи девушках этномузыколога Н. Альмеевой, которая в свое время работала в ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова. Но она опубликовала только один куплет вербального текста этого произведения, т.е. он представлен не в полном виде. Путеводитель в определенной мере заполняет имеющуюся лакуну в изданиях произведений фольклора татар Саратовской области благодаря приложению: компакт-диск, состоящий из 31 номера (29 песен и 2 наигрыша на саратовской гармони). При выборе произведений учитывалось качество оцифровки. Были отобраны образцы разнообразные в жанровом, интонационном и тембровом отношении, демонстрирующие специфику репертуара, запаса слуховых впечатлений (полученного не только в этой местности) и исполнительской манеры информантов. Включены песни, широко распространённые среди мишар разных регионов России («Купец Абдульман», «Тюбетейка»), а также созданные и особенно популярные именно в этой местности. С целью показа своеобразия репертуара, уникальности некоторых примеров в мультимедийный сборник введены образцы фольклора, записанные в Саратовской области от исполнителей, чье происхождение связано с другими регионами, например, с пензенским краем («Баит о Хадиче», «Зеленый лист на воде», «Белая береза») или услышанные ими в иных населенных пунктах, в частности, в Москве («В лавке казанских богачей»). Весь звуковой материал компакт-диска является источником для исследования особенностей музыкальной культуры татар Саратовской области и мишар в целом, отдельных образцов песен, межнациональных связей в народном творчестве. Материалы приложения будут интересны не только специалистам, но и любителям народного творчества, этнографии, т.к. в них включены неизданные до сих пор образцы фольклора татар Саратовской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисов, В. Н. О звуковом культурном наследии народов России в звуковых архивах Вены и Берлина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2015. № 6. С. 243-247.

2. Мультимедийные и цифровые технологии в собирании, сохранении и изучении фольклора. Материалы Международной научной конференции (16-18 ноября 2011 г., Москва) / Сост. В.Л. Кляус, Е.В. Миненок. Под ред. В.М. Гацака. М.: ИМЛИ РАН, 2012. 252 с.

3. Синеокий, О. В. Фонодокумент и фоноархив: некоторые актуальные вопросы социокоммуникационного свойства // Человек и культура, 2017. № 3. С. 62 - 81.

4. Юнусова, Г. Ф. Записи музыкального фольклора татар Саратовской области в фонде Академии наук Татарстана // Фольклор Большой Волги: сб. науч. ст. М.: РОСКУЛЬТПРОЕКТ, 2017. С. 505-512.

5. Юнусова, Г. Ф. Фольклор татар Саратовской области: Путеводитель по фондам Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ч.1. Материалы аудиофонда. Казань: ИЯЛИ, 2018. 152 с.

6. Юнусова, Г. Ф. Электронный каталог фоноархива Академии наук РТ // Эхо веков, 2017. № 3/4. С. 312-319.

REFERENCES

1. Denisov, V. N. O zvukovom kul'turnom nasledii narodov Rossii v zvukovyh arhivah Veny i Berlina. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2015. № 6. pp. 243-247.

2. Mul'timedijnye i cifrovye tehnologii v sobiranii, sohranenii i izuchenii fol'klora. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (16-18 nojabrja 2011 g., Moskva). Sost. V.L. Kljaus, E.V. Minenok. Pod red. V.M. Gacaka. M.: IMLI RAN, 2012. 252 p.

3. Sineokij, O. V. Fonodokument i fonoarhiv: nekotorye aktual'nye voprosy sociokommunikacionnogo svojstva. Chelovek i kul'tura, 2017. № 3. pp. 62-81.

4. Junusova, G. F. Zapisi muzykal'nogo fol'klora tatar Saratovskoj oblasti v fonde Akademii nauk Tatarstana. Fol'klor Bol'shoj Volgi: sb. nauch. st. M.: ROSKUL''TPROEKT, 2017. pp. 505-512.

5. Junusova, G. F. Fol'klor tatar Saratovskoj oblasti: Putevoditel' po fondam Instituta jazyka, literatury i iskusstva im. G. Ibragimova AN RT. Ch.1. Materialy audiofonda. Kazan': IJaLI, 2018. 152 p.

6. Junusova, G. F. Jelektronnyj katalog fonoarhiva Akademii nauk RT. Jeho vekov, 2017. № 3/4. pp. 312-319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.