Научная статья на тему 'Этномузыковедение в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: историографический аспект'

Этномузыковедение в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: историографический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
196
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сибирский филологический журнал
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОМУЗЫКОВЕДЕНИЕ / ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / КОМПЛЕКСНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ФОЛЬКЛОРА / ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / ETHNOMUSICOLOGY / FOLKLORE OF THE PEOPLES OF SIBERIA AND THE FAR EAST / COMPLEX PUBLICATION OF FOLKLORE / FOLKLORE-ETHNOGRAPHIC EXPEDITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Солдатова Галина Евлампьевна

В статье описывается специфика работы этномузыковедов над томами серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: подготовка нотных записей, исследовательских статей, фоноприложения на грампластинках и компакт-дисках. Хронологические рамки статьи – от начала подготовки издания (1980-е гг.) до 2010-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnomusicology in the series «Monuments of the Folklore of Siberia and the Far East»: a historiography aspect

The paper describes the specificity of the ethnomusicologists’ work at the volumes of the series «Monuments of the Folklore of Siberia and the Far East»: preparation of musical notation, research papers, phonosupplements on gramophone records and compact discs. The chronological range of the paper is from the start of preparing the publications (the 1980s) to the 2010s.

Текст научной работы на тему «Этномузыковедение в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: историографический аспект»

Г.Е. Солдатова

Институт филологии СО РАН, Новосибирск

Этномузыковедение в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: историографический аспект

Аннотация: В статье описывается специфика работы этномузыковедов над томами серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: подготовка нотных записей, исследовательских статей, фоноприложения на грампластинках и компакт-дисках. Хронологические рамки статьи - от начала подготовки издания (1980-е гг.) до 2010-х гг.

The paper describes the specificity of the ethnomusicologists' work at the volumes of the series «Monuments of the Folklore of Siberia and the Far East»: preparation of musical notation, research papers, phonosupplements on gramophone records and compact discs. The chronological range of the paper is from the start of preparing the publications (the 1980s) to the 2010s.

Ключевые слова: этномузыковедение, фольклор народов Сибири и Дальнего Востока, комплексная публикация фольклора, фольклорно-этнографические экспедиции.

Ethnomusicology, folklore of the peoples of Siberia and the Far East, complex publication of folklore, folklore-ethnographic expeditions.

УДК: 39:78

Контактная информация: Новосибирск, ул. Николаева, 8. ИФЛ СО РАН, сектор фольклора народов Сибири. Тел. (383) 3301452. E-mail: g.soldatova@ngs.ru.

В академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (далее - серия), издаваемой в Институте филологии СО РАН, к настоящему времени вышло в свет более половины из запланированных шестидесяти томов, и теперь можно подвести промежуточные итоги. История серии и общие проблемы подготовки томов освещены в публикации Е.Н. Кузьминой [Кузьмина, 2010]. В данной статье рассматриваются специфика и результаты работы этному-зыкологов.

Участие музыковедов в подготовке фольклористической серии связано с изначальной установкой на комплексность данного издания. Уже в начале 1980-х, когда серия делала первые шаги, шла речь о необходимости подачи фольклорных текстов в соответствии с их синкретической природой, максимально близко оригиналу - комплексно. Иными словами, фольклорное произведение в академической публикации должно предстать не только в виде вербального текста, но также в звуковом формате и, если оно поется, - в нотных записях. Лишь в таком случае обеспечивается достаточно полная картина для понимания и толкования данного текста.

Из этого положения проистекают задачи, стоящие перед музыковедами-составителями томов. Музыковедческий раздел тома должен включать: нотные записи публикуемых произведений (1), их анализ и интерпретацию, изложенные в статье и примечаниях (2), подборку аудиоматериала для фоноприложения (3).

Содержание и структура раздела, а также порядок экспертизы материалов обсуждались на первых сессиях Редакционной коллегии серии и авторских коллективов. Основные положения этномузыковедческой подготовки томов разработаны в 1985 г. при участии известных в стране музыковедов-фольклористов И.И. Земцовского, Э.Е. Алексеева, Ю.И. Шейкина, И.А. Богданова (Бродского). Сформулированные ими принципы были обсуждены и приняты в качестве нормативных на заседании Бюро Всесоюзной комиссии по народно-музыкальному творчеству (ВКНМТ) Союза композиторов СССР и опубликованы в брошюре «Порядок подготовки к изданию 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» [Порядок подготовки, 1985]. В 2003 г. появилась новая редакция этого документа - «Принципы и порядок подготовки томов серии «Памятники фольклора...» [Принципы, 2003], которую осуществили сотрудники сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН (далее - сектор). В обсуждении требований к музыковедческому разделу принимали участие сотрудники кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. Этот документ по сей день определяет содержание и последовательность работы музыковеда-фольклориста над рукописью тома.

Основные требования к музыковедческой статье принципиально не менялись. В зависимости от профиля тома ее автор должен описать музыкально-фольклорную традицию этноса в целом (если публикуются разножанровые произведения и фольклор данного этноса представлен одной книгой, как, например, статья Г.Г. Алексеевой «Музыкальный фольклор долган» в томе 19 «Фольклор долган»1), либо дать характеристику издаваемого памятника в контексте музыкально-фольклорной культуры (например, статья Н.В. Леоновой «Музыкальные и исполнительские особенности русских календарных песен Сибири» в томе 13 «Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока). Анализ музыкального материала должен быть направлен на выявление элементов музыкальной организации, определяющих его этническую специфику (региональную, жанровую, стилевую и т. д.). Разумеется, это возможно лишь при наличии качественных нотных записей.

Нотные расшифровки в томе готовятся особенно тщательно, они точно соответствуют звучащему тексту (насколько это возможно при переводе устного по-ющегося текста в область письменной фиксации). Нотировки должны быть не только точными, но и достаточно легко читаемыми: отображение нюансов не должно затмевать значимые моменты музыкального текста. В этом существенную помощь автору нотаций оказывает музыковед-редактор.

Нотации размещаются в зависимости от характера тома - либо в самом корпусе текстов (обычно в песенных и эпических томах), либо в музыковедческой статье, либо и в том, и в другом разделах. Например, в томе 1 «Эвенкийский героический эпос» ноты расположены в статье, в томе 3 «Русская эпическая поэзия» - и в статье, и в корпусе текстов, в томе 17 «Шорские героические сказания» - рядом с соответствующими текстами в корпусе. В первых томах, за исключением тома 3, нотировки приводились в статье, поскольку объем музыковедческого раздела был невелик (не более 1 а.л.). Ограничение листажа музыковедческого раздела было связано, по-видимому, не только с общим небольшим объемом томов (по нормативам - 20 а.л., рельно - 23 а.л.). В филологически ориентированной серии он не воспринимался поначалу как полноценная составная часть тома, а мыслился «музыкальным приложением» к нему. В регламентирующей брошюре 1985 г. проскальзывает: «Авторами музыкально-фольклористических

1 Информация о составе и авторах музыковедческих разделов изданных томов серии приведена в таблице в конце статьи.

приложений должны быть представлены следующие материалы...» (курсив мой -Г.С.) [Порядок подготовки, 1985, с. 12].

Подготовленная автором-музыковедом рукопись (исследовательская статья, нотные расшифровки и связанный с ними научно-справочный аппарат), а также материалы фоноприложения поступают в сектор для редактирования. В первые годы работы над проектом обязанности редакторов распределялись между Редколлегией и сектором, причем последний выполнял в основном контрольно-организационные функции. Музыковед сектора (в 1984 г. - С.К. Павлючик1, в 1986 - 1987 гг. - В.Н. Шевцов2) должен был проверить комплектность и состояние рукописи, после чего отправить ее на редактирование в Москву (ВКНМТ СК СССР, конкретно - Э.Е. Алексееву) и в Ленинград (И.И. Земцовскому, сектор фольклора ЛГИТМИК) [Порядок подготовки, 1985, с. 6, 10]. По решению Редколлегии Э.Е. Алексеев редактировал нотные тексты и примечания, И.И. Земцовский - музыковедческие статьи3. По завершении редактирования И.И. Земцовский возвращал всю рукопись в Новосибирск, а Э.Е. Алексеев отправлял статью, отредактированный вариант примечаний, ксерокопию нотного оригинала и ждал санкции Редколлегии. После ее получения он передавал готовый нотный материал там же, в Москве, в издательство «Советский композитор», где осуществлялся набор нотных клише [Там же, с. 10-13; устная информация Н.В. Леоновой].

Технические проблемы нотного набора решились с появлением в 1990-х специального программного обеспечения. Теперь нотные примеры к томам набираются на компьютере непосредственно с авторских рукописей в издательстве «Книжица» (Новосибирск). Проверкой набранных нотировок занимается редактор сектора, иногда - сам автор (если он в тот момент находится в Новосибирске). Первый том, в котором нотные примеры набраны на компьютере - том 23 «Фольклор ненцев» (2001 г.).

Во второй половине 1990-х Э.Е. Алексеев и И.И. Земцовский один за другим эмигрировали в США4. К этому времени в секторе уже работала Р.Б. Назаренко -хорошо подготовленный, эрудированный специалист, которая стала выполнять сверку и редактирование нотировок, научное редактирование статей и справочного аппарата. В 1998 г. увидел свет том шорского эпоса, который она подготовила совместно с филологом А.И. Чудояковым. Впервые в фольклористике опубликовано сказание «Кан Перген» с полностью расшифрованным словесным и нотным текстом. Нотировано 102 тирады, при этом в книге нотация опубликована в сокращении - без повторов одинаковых напевов.

Со временем научное редактирование стало задачей музыковеда сектора, а определение готовности рукописи к публикации - делом членов Редколлегии серии. После отъезда Э.Е. Алексеева и И.И. Земцовского в ее составе остался Ю.И. Шейкин, совсем недолго работала Р.Б. Назаренко, затем в число ее членов вошел авторитетнейший чувашский музыковед М.Г. Кондратьев.

Объем музыковедческой работы в секторе заметно возрос, и встал вопрос о приеме второго музыковеда. Р.Б. Назаренко пригласила в помощь себе автора

1 С.К. Павлючик с 1992 г. преподает музыкально-теоретические дисциплины в Новосибирском областном колледже культуры и искусств.

2В.Н. Шевцов после работы в секторе трудился в Абаканском музыкальном училище, подготовил музыковедческий раздел тома «Хакасские героические сказания». Скончался в 2004 г.

3 В титульных элементах первых томов серии, к сожалению, не всегда указаны редакторы музыковедческого раздела: Э.Е. Алексеев и И.И. Земцовский упоминались как члены Редколлегии, и это, по-видимому, считалось достаточным.

4 С 1997 г. Э.Е. Алексеев работает в Международном институте Бостона, И.И. Земцовский - приглашенный профессор в университетах Беркли и Стэнфорда.

этих строк. К сожалению, вместе поработать нам не пришлось1. Количество музыковедов в секторе стало расти лишь через несколько лет: в 2006 г. пришла работать Е.И. Жимулева (Исмагилова), в 2010 - Е.Л. Крупич (Тирон).

При разработке принципов издания Редколлегия обратила внимание на то, что «любая расшифровка и нотация мелодии несет в себе элемент условности, спорности и неточности, и поэтому необходимы звуковые приложения» [Основные принципы, 1982, с. 6]. С тех пор публикации аудиозаписей в томах уделяется особое внимание.

Первые книги Серии выходили с приложением маленьких виниловых грампластинок, от тиража которых в 10000 экземпляров зависел тираж томов. На пластинку помещалось не более 18 минут звучания. Задача составителя была трудной: на очень маленьком звуковом пространстве показать специфику певческого или сказительского стиля, представить жанровое своеобразие материала, включенного в том. Подготовкой фоноприложения занимались преимущественно музыковеды - члены авторских коллективов. В томах, где публиковался прозаический фольклор, пластинки готовились составителями-филологами, которым помогали музыковеды сектора. Участие последних, к сожалению, не всегда отражалось в титулах книг и на конвертах пластинок.

В 1996 г. вышла первая книга серии с приложением на компакт-диске (том 11). С этого времени тираж томов снизился до 3000. Так как тиражи грампластинок к планируемым томам заказывались заранее, временной интервал между выпуском пластинки и выходом книги мог составлять не один год (см. Таблицу). Поэтому несколько последующих томов (12-17, 19) вышли снова с виниловым приложением, а не с компакт-диском. Всего в серии вышло 17 томов с грампластинками.

Преимущества СБ-носителя для звукового издания фольклора по сравнению с грампластинкой бесспорны: 1) почти в 5 раз увеличился объем звучания (до 80 мин); 2) существенно повысилось техническое качество фонограмм (подавление специфического винилового шума); 3) появилась возможность работать с любым треком диска на компьютере и др.

Звукозаписи памятников фольклора, имеющиеся в распоряжении ученых к началу работы над 60-томной серией, были немногочисленны и не очень хорошего качества. В то время фольклористы обычно использовали архивные или собственные рукописные материалы, реже - расшифровки магнитофонных записей, выполненных на бытовой аппаратуре, причем после расшифровки сама фонограмма не всегда сохранялась. Чтобы воплотить идею комплексной публикации фольклора, нужны были новые записи.

Для сбора новых материалов и получения технически качественных фонозаписей и фотоиллюстраций по инициативе одного из основателей серии, чл.-корр. РАН А.Б. Соктоева были организованы комплексные экспедиции. В них, кроме фольклористов, лингвистов, этнографов, фотографа, работали этномузыко-веды и звукорежиссер. С 1984 по 1991 годы было проведено 10 экспедиций по Сибири и Дальнему Востоку. Постоянным их участником был доцент Новосибирской консерватории Ю.И. Шейкин. В составе отрядов работали также музыковеды С.К. Павлючик, З.К. Кыргыс, А.К. Стоянов (в Южной Сибири), Т.Д. Булгакова, А.В. Сиськова, В.И. Киле (в Хабаровском крае и Приморье), Э.Е. Алексеев, З.З. Алексеева, Н.Н. Николаева, В.Н. Шевцов, студенты консерватории В.С. Никифорова, Т.И. Игнатьева, Д.А. Сорокин, А.А. Томский (в Якутии). Записи славянского фольклора Сибири вели Н.В. Леонова и Р.Б. Назаренко. За техническое качество фонограмм отвечал неизменный звукорежиссер комплексных экспедиций М.Л. Дидык (фирма «Мелодия», г. Киев). Работа была организована следующим образом. Сначала фольклористы и музыковеды выявляли репер-

1 Р.Б. Назаренко ушла из жизни в 2000 г.

туар певцов и сказителей, производили «черновую» запись на репортерском магнитофоне (<^ро11ег-7а»). Затем отбирались наиболее интересные и показательные образцы, после чего этот материал переписывался звукорежиссером уже на профессиональной аппаратуре (магнитофоне «Nagra»). Полученная запись не всегда сохраняла прежние достоинства: зачастую терялась естественность исполнения, а текст укорачивался. Впоследствии для фоноприложений нередко использовались именно «черновые» записи - не профессиональные, но более удачные в фольклористическом отношении. С тех пор музыковед в экспедициях стал выполнять еще и функции звукорежиссера.

В 13 -ти комплексных экспедициях, возобновившихся с 2000 г., профессионального звукорежиссера не было ни в одном из отрядов. Его функции выполняли музыковеды: Г.Б. Сыченко (Алтай, Хакасия, Тоджа, Ханты-Мансийский АО), Г.Е. Солдатова (Хакасия, Западная Тува, Читинская область, Ханты-Мансийский АО, Эвенкия, Камчатка), Е.Л. Крупич (Тоджа, Камчатка), Е.И. Жимулева (Камчатка, Якутия, Алтай). Технические характеристики звукозаписывающей аппаратуры постоянно улучшаются, что при наличии опыта и соблюдении методики записи позволяет добиться высокого качества фонограмм.

Собранные в экспедициях аудиозаписи фольклора наряду с видео- и фотоматериалами поступают в архив сектора и хранятся там до подготовки соответствующего тома. Оцифровка, атрибуция и архивирование материалов - также задача музыковедов сектора (см. об этом: [Тирон, 2011]).

За тридцать лет издания серии «музыкальные приложения» к томам превратились в их неотъемлемую, значительную по объему составляющую, структурно выделенную в особый раздел или же существующую в неразрывном единстве с «телом» тома. Ограничение листажа было снято, и объем музыковедческих разделов в последних опубликованных томах стал заметно больше: в томе 25, например, он занимает 6 а.л. (Т.И. Игнатьева), в 29 - 11,5 а.л. (Г.Б. Сыченко).

Большинство авторов-музыковедов на практике стали равноправными участниками процесса отбора и формирования корпуса текстов, их сверки с фонозаписями, составления композиции фоноприложения. Например, музыковед Н.В. Леонова, первоначально входившая в состав большого белорусско-сибирского авторского коллектива из 8 человек (6 филологов + 2 музыковеда) [Леонова, 2011, с. 30-31], после ухода из жизни ответственного исполнителя тома М.Н. Мельникова (1998) взялась за подготовку и отбор текстов, доработку фольклористических статей, написание примечаний, курирование работы всего коллектива.

Кардинально изменились и функции музыковеда-редактора. Из сотрудника, занимающегося в основном организацией процесса прохождения авторских музыковедческих рукописей, он превратился в многопрофильного специалиста, выполняющего широкий спектр задач: полевую фольклористическую, музыковедческую и звукорежиссерскую работу, камеральную обработку и архивирование экспедиционного материала, сверку нотировок с фонозаписями и их редактирование, научное редактирование статьи и справочного аппарата на всех этапах подготовки рукописи, консультирование автора по поводу отбора материала для фоноприло-жения, проверку нотного набора, совместную работу со звукорежиссером по мастерингу диска.

Среди вышедших томов серии (1-31) 24 включают музыковедческие разделы, в которых опубликовано 26 статей. Два тома русского фольклора содержат сразу по две статьи, что связано с жанровым наполнением корпуса текстов. В первом из них, календарно-обрядовом (том 13), статьи посвящены песням и заговорам (автор обеих статей - Н.В. Леонова), во втором - свадебному фольклору (авторы Н.А. Урсегова, Н.В. Леонова) и похоронной причети (Н.В. Леонова). Музыковедческие статьи в остальных славянских томах написаны Т.С. Шенталинской - о русских эпических песнях (том 3), Н.В. Леоновой -

о сказках (том 7), В.М. Щуровым - о необрядовых песнях (том 14), Т.Б. Варфоломеевой - о белорусских свадебных песнях (том 31).

Музыкальный фольклор коренных народов Сибири в вышедших томах серии представлен достаточно широко. Наиболее полное освещение получили эпические традиции тюрков Южной Сибири: тувинцев (З.К. Кыргыс, том 12), алтайцев (Ю.И. Шейкин и В.С. Никифорова, том 15), хакасов (В.Н. Шевцов, том 16), шорцев (Р.Б. Назаренко, том 17 и Г.Б. Сыченко, том 29). Две статьи посвящены памятникам якутского эпического творчества (А.П. Решетникова, том 4 и Э.Е. Алексеев, том 10). Музыка в сказках и других повествовательных жанрах описана З.К. Кыргыс (тувинцы, том 8), Н.М. Кондратьевой (алтайцы, том 21), А.С. Ларионовой (якуты, том 27), Т.Д. Булгаковой (нанайцы, том 11). Характеристика музыкально-фольклорных традиций этносов в целом дана в статьях Ю.И. Шейкина и О.А. Шейкиной в удэгейском томе (18), Г.Г. Алексеевой - в долганском (19), Т.И. Игнатьевой - в юкагирском (25), Г.Б. Сыченко - в шорском (29).

Единственная статья по обрядовому интонированию в списке работ музыковедов серии, занимающихся фольклором коренных народов, принадлежит Ю.И. Шейкину (якуты, том 24). Им же подготовлены еще четыре статьи в соавторстве. А.М. Айзенштадт (эвенкийские сказания) и Д.С. Дугаров (бурятский эпос) представили свои работы для первых двух томов, однако Ю.И. Шейкину пришлось существенно доработать их аналитические разделы, поэтому статьи вышли под двумя фамилиями. У других соавторов (В.С. Никифоровой и О.А. Шейкиной) Ю.И. Шейкин был научным руководителем.

Музыковедческие разделы в опубликованных томах серии получились разными по объему, материалу и методам его анализа. Тем не менее, все они ориентированы на общие для серии принципы и содержат основные компоненты, необходимые для освещения публикуемого памятника. В каждом томе - открытие для музыкальной науки. Например, в юкагирском (25) - первое описание музыкального фольклора практически исчезнувшего народа, в шорском (17) - первая полная вербальная и нотная расшифровка эпоса, в русском календарно-обрядовом (13) - образец комплексной филолого-музыковедческой текстологической работы, в ненецком (23) - впервые публикуемые расшифровки с нотацией тембров. Во многих томах используются новые для музыкальной фольклористики методы и подходы, выработанные в частности новосибирской этномузыкологической школой (тома 17, 21, 23, 29).

Совокупная публикация музыкального фольклора в серии по масштабу, новизне, комплексности и документированности не имеет аналогов. Это колоссальный сдвиг в этномузыковедении, поднимающий его теоретическую и практическую базу на новый качественный уровень.

ТАБЛИЦА. Музыковедческие разделы в томах серии

Номер и название тома, год выпуска Музыковедческий раздел

автор и название статьи автор нотировок, количество и расположение нотных примеров редактор фоноприложение: грампластинка (ГП) / компакт-диск (КД), год выпуска1, составитель, автор аннотации, время звучания

1 Год выпуска пластинки указан, если он расходится с годом выпуска тома.

[1] Эвенкийские героические сказания. 1990 А.М. Айзенштадт , Ю.И. Шейкин. Музыка эвенкийских сказаний Ю.И. Шейкин, 20 - в статье не указан ГП моно сост. Ю. Шейкин, аннот. [А.]Е. Аникин 16:53

[2] Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн». 1991 Д.С. Дугаров, Ю.И. Шейкин. О музыке эхирит-булагатского эпоса Д.С. Дугаров, 6 -в статье не указан ГП моно сост. Ю. Шейкин, аннот. А. Соктоев 16:42

[3] Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока. 1991 Т.С. Шенталинск ая. Напевы русских эпических песен Сибири и Дальнего Востока Т.С. Шенталинск ая, 2 - в статье, 26 - в корпусе текстов, 3 - в комментариях. И еще 6 авторов1. И.И. Зе мцов-ский, Э.Е. Ал ексеев ГП моно сост. и аннот. Т. Шенталинская 16:39

[4] Якутский героический эпос «Кыыс Дэ-билийэ». 1993 А.П. Решетников а. Музыка якутских олонхо В.С. Никифорова , 17 - в статье не указан [Э.Е. А лексеев] ГП моно сост. A.П. Решетникова, аннот. B.С. Никифорова 17:13

[5] Бурятские волшебные сказки. 1993 ГП стерео сост. и аннот. С.С. Бардаханова 18:03

[6] Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: Волшебные. О животных. 1993 ГП стерео сост. Р. Матвеева, Н. Леонова, аннот. Р. Матвеева 17:30

[7] Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: Легендарные. Бытовые. 1994 Н.В. Леонова. О музыке в русских бытовых сказках Н.В. Леонова, 4 -в статье не указан [Э.Е. А лексеев] ГП стерео сост. и аннот. Н. Леонова, Н. Соболева 15:57

[8] Тувинские народные сказки. 1994 З.К. Кыргыс. Музыкальное исполнение тувинских сказок З.К. Кыргыс, 5 -в статье [Р.Б. На зарен-ко] Ред. нотиро-вок и сверка c фонозаписями Э.Е. Ал ексеева ГП стерео 1993 сост. З. Кыргыс, Ю. Шейкин, ан-нот. З. Кыргыс 14:50

1 Фамилии авторов 1-2 нотировок здесь не приводятся.

[9] Предания, легенды и мифы саха (якутов). 1995 ГП стерео сост. Ю. Шейкин, аннот. Н. Алексеев 17:39

10 Якутский героический эпос «Могучий Эр Сого-тох». 1996 Э.Е. Алексеев. О музыкальном воплощении олонхо Н.Н. Николаева, 15 - отдельный блок после статьи Р.Б. Наз аренко ГП стерео сост. Э. Алексеев, Н.Николаева, аннот. Э. Алексеев 16:14

11 Нанайский фольклор: Нингман, сиохор, тэлунгу. 1996 Т.Д. Булгакова. Об интонировании в нанайском повествовательном фольклоре Т.Д. Булгакова, 9 - в статье Р.Б. Наз аренко КД сост. Т. Булгакова 32:32

12 Тувинские героические сказания. 1997 З.К. Кыргыс. О тувинских эпических напевах З.К. Кыргыс, 3 -в статье Р.Б. Наз аренко, ред. нотиро-вок и сверка с фонозаписями Э.Е. Ал ексеева ГП моно 1994 сост. Н. Данченкова, аннот. С. Орус-оол 15:43

13 Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Песни. Заговоры. 1997 Н.В. Леонова. 1) Музыкальные и исполнительские особенности русских календарных песен Сибири 2) Об интонировании заговоров Н.В. Леонова, 50 - в корпусе текстов и еще 11 авторов не указан [Ред. нотиро-вок и сверка с фонозаписями Э.Е. Ал ексеева] ГП моно 1994 сост. и аннот. Н. Леонова 15:19

14 Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. 1997 В.М. Щуров. Музыкальные особенности лирических, хороводных, игровых сибирских песен В.М. Щуров - 19 в корпусе текстов и еще 12 авторов Э.Е. Ал ексеев, Н.В. Ле онова ГП стерео сост. и аннот. В. Щуров 14:36

15 Алтайские героические сказания. 1997 Ю.И. Шейкин, В.С. Никифорова . Алтайское эпическое интонирование Ю.И. Шейкин, В.С. Никифорова , 5 - в статье Р.Б. Наз аренко ГП стерео 1994 сост. и аннот. З. Казагачева 16:04

16 Хакасский героический эпос «Ай-Хуучин». 1997 В.Н. Шевцов. Музыка алыптых нымаха В.Н. Шевцов, 9 -в статье Э.Е. Ал ексеев, Р.Б. Наз аренко ГП моно 1999 сост. В. Майногашева, аннот. Р. Назаренко 16:21

17 Шорские героические Р.Б. Назаренко. О средствах музы- Р.Б. Назаренко, полная нотация Э.Е. Ал ексеев ГП стерео сост. и аннот.

сказания. кальной вырази- эпоса «Кан Пер- Р. Назаренко

1998 тельности в шор- ген» (102 тирады, 1993

ском героиче- 15 напевов, публ. 16:05

ском эпосе «Кан в сокращении -

Перген» без повторов одинаковых напевов)

18 Фольк- Ю.И. Шейкин, Ю.И. Шейкин, не ука- КД

лор удэгей- О.А. Шейкина. О.А. Шейкина, зан сост.

цев: Ни- Фольклорная 30 - в статье [Р.Б. На Ю.И. Шейкин

манку, тэ- музыка удэ зарен- 63:58

лунгу, ехэ. 1998 ко] Ред. нотиро-вок и сверка с фонозаписями Р.Б. Наз аренко

19 Фольк- Г.Г. Алексеева. Г.Г. Алексеева, Э.Е. Ал ГП моно

лор долган. Музыкальный 15 - в статье ексеев, 1994

2000 фольклор долган Р.Б. Наз аренко сост. Г.Г. Алексеева, аннот. Н.А. Алексеев 15:03

20 Бурят- — — КД

ские народ- сост.

ные сказки: С.С. Бардаханова

О живот- 18:42

ных. Быто-

вые. 2000

21 Алтай- Н.М. Кондратьев Н.М. Кондратьев Г.Е. Со КД

ские народ- а. Музыка алтай- а, 15 - в статье лдатова сост.

ные сказки. ских сказок Н.М. Кондратьева,

2002 Т.М. Садалова 39:37

22 Русский 1) Н.В. Леонова, Н.В. Леонова, Г.Е. Со КД

семейно- Н.А. Урсегова. Н.А. Урсегова, лдатова, сост. Н.В. Леонова

обрядовый Музыка русско- 4 - в статье редак- 66:39

фольклор сибирской свадь- Н.В. Леонова, 8 - тор

Сибири и бы в статье, 71 - в нотных

Дальнего 2) Н.В. Леонова. корпусе текстов записей

Востока. Русская причеть Н.А. Урсегова, Э.Е. Ал

Свадебная Сибири как му- 27 - в корпусе ексеев

поэзия. зыкально- текстов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Похоронная исполнительская и еще 10 авторов

причеть. 2002 традиция

23 Фольк- Н.М. Скворцова. Н.М. Скворцова, Р.Б. Наз КД,

лор ненцев. О музыке тради- 13 - в статье аренко сост.

2001 ционных ненецких песен И.А. Богданов, Е.Т. Пушкарева

24 Обрядо- Ю.И. Шейкин. Ю.И. Шейкин, Г.Е. Со КД,

вая поэзия Обрядовое инто- 32 - в статье лдатова сост.

саха (яку- нирование саха: Ю.И. Шейкин

тов). 2003 алгыс и осуохай 73:41

25 Фольк- Т.И. Игнатьева. Т.И. Игнатьева, Г.Е. Со КД

лор юкагиров. 2005 Музыкальный фольклор юкагиров 52 - в статье лдатова сост. Т.И. Игнатьева 58:42

26 Мифы, сказки, предания манси (вогулов). 2005 Г.Е. Со лдатова (КД) КД сост. Е.И. Ромбандеева 70:45

27 Якутские народные сказки. 2008 А.С. Ларионова. Музыка якутских сказок А.С. Ларионова, Л.Г. Ильина-Гольштейн, 15 -в статье Г.Е. Со лдатова КД сост. А.С. Ларионова 53:45

28 Мифы, легенды, предания тувинцев. 2010 Е.Л. Ти рон (КД) КД сост. Ж.М. Юша 56:09

29 Фольклор шорцев. 2010 Г.Б. Сыченко. Музыкально-поэтические традиции шорского фольклора Г.Б. Сыченко, полная нотация эпоса «Ак Кан» (вступление и 27 тирад), 1 - в статье, 29 - в корпусе текстов, 6 - в Дополнении Г.Е. Со лдатова КД сост. Л.Н. Арбачакова, Г.Б. Сыченко, аннот. Г.Б. Сыченко 73:33

30 Несказочная проза алтайцев. 2011 КД сост. Г.Б. Сыченко 77:30

31 Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока. Ч. 1: Се-мейно-обрядовые песни и причитания. 2011 Т.Б. Варфоломее ва. Музыкальные особенности свадебных песен белорусов Сибири и Дальнего Востока Т.Б. Варфоломее ва, 114 - в корпусе текстов, И.С. Котвицкая, 29 - в статье(1)и в корпусе (28), Н.В. Леонова, 23 - в Дополнениях, И.Н. Матюгин, 4 и А.О. Литвин, 2 - в корпусе текстов Е.И. Ис магило-ва КД сост. Н.В. Леонова 60:51

Литература

Кузьмина Е.Н. Шаги сибирской серии // Филологические чтения памяти

A.Б. Соктоева. Улан-Удэ, 2010. С. 25-31.

Леонова Н.В. Белорусские фольклорные традиции в Сибири и на Дальнем Востоке // Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока. Ч. 1: Семейно-обрядовые песни и причитания / Сост. Н.В. Леонова, Т.Г. Леонова, Л.М. Свиридова, Т.Б. Варфоломеева, К.П. Кабашников, А.С. Федосик. Отв. ред.

B.М. Гацак. Новосибирск: Наука, 2011. С. 12-34. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 31)

Основные принципы подготовки томов серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» / Науч. совет по фольклору АН СССР; Главная редакция серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Улан-Удэ, 1982.

Порядок подготовки к изданию 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: Основные регламентирующие документы редакционной коллегии / Науч. совет по фольклору АН CCCР; Всесоюз. комиссия по нар.-муз. творчеству Союза композиторов СССР. Улан-Удэ, 1985.

Принципы и порядок подготовки томов серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» / Н.А. Алексеев (отв. ред.), В.М. Гацак, Е.Н. Кузьмина, С.П. Рожнова, Г.Е. Солдатова. Новосибирск, 2003.

Тирон Е.Л. О задачах архива сектора фольклора народов Сибири // Музыкальная жизнь города как художественная и социальная проблема. М-лы науч.-теоретич. конф. Новосибирск, 2011. С. 114-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.