Инновационные технологии в фольклорно-этнографической практике Харлов А. В.
Харлов Андрей Владимирович /Kharlov Andrei Vladimirovich - преподаватель, кафедра теории музыки,
Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки,
г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье говорится о преимуществах использования инновационных технологий в фольклорной практике студентов консерватории, о методике работы с архивным материалом в курсе «Расшифровка записей народных песен», о создании цифрового архива народных песен с целью сохранения и изучения фольклорных традиций.
Abstract: the article talks about the advantages of using innovative technologies in folklore practice, the Conservatory students, on the methods of working with archival material in the course «interpretation of recordings offolk songs», the creation of the digital archive offolk songs for the preservation and study offolk traditions.
Ключевые слова: архивные материалы, аналоговый архив, цифровой архив, расшифровка, реставрация. Keywords: archival materials, analog archive, digital archive, decryption, restoration.
Фольклорно-этнографическая практика, включенная в программу обучения музыковедов консерватории, предполагает обучение их методам расшифровки записей народных песен. Музыковеды Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки проводили экспедиции в районы Нижегородской области, вели поиск исполнителей народных песен, фольклорных коллективов, производили запись песен и последующую их расшифровку. На протяжении многих десятилетий техническое обеспечение этой работы было одним и тем же: студенты брали с собой катушечные или кассетные магнитофоны, простые микрофоны. На базе полевых записей формировался аналоговый архив, который хранился на аналоговых кассетах или катушках.
Экспедиционная работа проводилась также студентами Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, а также Областным научно-методическим центром (Дом фольклора). Филологов, прежде всего, интересовала текстовая и жанровая стороны песен, музыковеды больше обращали внимание на их музыкальные особенности. Наиболее полную картину давал материал совместных экспедиций филологов и музыкантов. Так, например, в 1992 году вышел сборник «Берегиня. Нижегородские песни», в составлении которого приняли участие филолог Н. В. Морохин и музыковед А. В. Харлов, проводившие экспедиции по сбору фольклорного материала.
Свой фольклорный архив каждая организация формировала самостоятельно. К сожалению, фольклористы мало задумывались о том, что магнитофонная пленка имеет недолгий срок жизни, что любая кассета выдерживает не более двухсот проигрываний. С позиций нашего времени ясно, что раньше удавалось записать поистине уникальные песни, которые мы сейчас записать не можем: многие носители фольклора ушли от нас, уменьшилось на селе количество фольклорного материала. Сейчас, когда все более остро встает проблема исчезновения носителей подлинной народной культуры, на первый план выходит задача сохранения архивного материала, собранного в предыдущие десятилетия.
Существует понятие реставрации, направленное на сохранение памятников старины, картин, икон, архитектуры. Во всех этих областях существуют определенные нормативы, стандарты, по которым проводятся реставрационные работы. Понятие реставрации применяется и в музыкальной индустрии, где также существуют определенные стандарты создания цифровой мастер-копии, ее хранения и тиражирования.
К сожалению, музыкальная фольклористика по-прежнему остается в стороне от новейших технических достижений [1]. А ведь здесь при оцифровке музыкальных и видео-материалов возникают дополнительные сложности, поскольку речь идет не об обычной, а об уникальной магнитофонной кассете, которая сама является памятником. Отношение к ней должно быть особенным, но в этой области до сих пор не введены нормативы оцифровки фольклорных записей. Этот пробел мы пытаемся восполнить на занятиях со студентами-музыковедами Нижегородской консерватории в курсе «Расшифровка записей народных песен» [2].
Начальный раздел курса строится в форме лекций, задача которых - ликвидировать недостаток технических знаний музыковедов, познакомить их с правилами оцифровки, особенностями работы с фольклорными записями. Оцифровку кассет необходимо проводить на специальной студийной аппаратуре, поскольку бытовые компьютеры могут увеличивать количество шумов. Минимизировать количество искажений и сделать так, чтобы цифровой архив представлял собой копию без технических потерь,
довольно сложно. Поэтому студенты в обязательном порядке знакомятся с базовыми правилами аналогоцифрового преобразования звуковых файлов.
Природа цифрового звука дискретна, поэтому аналого-цифровое преобразование должно производиться с повышением частоты сэмплирования (88200 Hz) и разрядности (24 bit). Поскольку состояние аналоговых кассет (катушек) обычно плохое, оцифровка каждой стороны носителя осуществляется без остановки в единый цифровой аудио файл с указанными выше параметрами (склейка и обрезка файлов делается в звуковом редакторе).
Звуковой файл должен быть нормализован (normalize Sound level) до значения -1.00 db, более высокие значения недопустимы, так как пиковые значения громкости в 0.0 db приводят к искажениям при конвертации файла в популярный сегодня формат mp3. При конечном пересчёте необходимо применить дитеринг (Dithering). И, разумеется, конвертация должна производиться с максимальным битрейтом (320 kbps).
Все эти правила работы со звуковыми файлами являются стандартными для инженеров студий звукозаписи. Но, к сожалению, они обычно незнакомы студентам-фольклористам.
Второй раздел курса «Расшифровка записей народных песен» - практический, включающий работу по оцифровке кассет, расшифровке, анализу, нотированию песенного материала и оформлению компакт-диска.
В связи с большим объемом и сложностью практической работы при малом количестве учебных часов целесообразно вести эти занятия «бригадным методом». В Нижегородской консерватории студенты организуются по направлениям деятельности, образуя три инициативные группы: техническая группа отвечает за оцифровку кассет, компьютерный набор текстов, оформление нотного материала в музыкальных редакторах; аналитическая группа занимается слуховой расшифровкой песенного материала, жанровой идентификацией песен, их паспортизацией; презентационная группа соединяет восстановленные магнитофонные записи с фото- и видео-материалами, готовит диск и его презентацию на кафедре теории музыки. При такой организации занятий каждый студент имеет свою долю участия в работе и ответственность за конечный результат коллективной работы.
В настоящее время нами подготовлены два компакт-диска. Первый диск выполнен по материалам экспедиций музыковедов Нижегородской консерватории в южные районы области (Вознесенский и Княгининский). В основу второго диска легли записи фольклорного коллектива села Учуево-Майдан Починковского района на протяжении нескольких лет его существования (с 1970 по 2008 год).
Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать вывод о преимуществах применения инновационных технологий в преподавании курса «Расшифровка записей народных песен». Под руководством педагога студентам удалось объединить существующие в разных источниках архивные материалы, собрать полную информацию о народных коллективах, включая фотографии разных лет, аудио-и видео-записи. Оцифровка материалов была выполнена в соответствии с современными техническими стандартами, которые мы сочли возможным применить в области музыкальной фольклористики. Запись в оцифрованном виде ничем не отличается от оригинала по качеству. Цифровая копия может тиражироваться в нужном количестве, с ней можно работать, не опасаясь за потерю качества. При работе с архивной записью вырезаются только технические шероховатости, погрешности, поврежденные участки, все ценное остается.
Начатая на кафедре теории музыки Нижегородской консерватории работа позволяет строить перспективные планы, включающие:
- создание мультимедийной библиотеки нижегородского музыкального фольклора и ее ежегодное пополнение новыми дисками;
- составление мультимедийного учебного пособия.
Предпринятая нами работа поможет сделать ценный архивный материал доступным для использования в учебной, творческой и исследовательской работе и тем самым помочь сохранению певческой фольклорной традиции Нижегородского края [3].
Литература
1. Токарева И. А. Принципы педагогической техники в условиях современной школы // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 56-59.
2. Хайбуллина Р. Ф. Потенциал инструментально-исполнительской подготовки в формировании профессиональной культуры будущих учителей музыки // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 25-29.
3. Харлов А. В. О сохранении певческой фольклорной традиции в Нижегородской области // Новината за напреднали наука - 2014. Т. 33. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2014. С. 50-52.