ПСИХОЛОГИЯ
А. Н. Бражникова
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ В ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА»
Имитационная игра в развивающих технологиях рассматривается как психоэмоциональная основа познавательного процесса. Используемая при изучении курса «Психология нравственности профессионала», она выступает как среда сгущенного обобщения, образовательное значение которой — в предоставлении изысканной возможности для индуктивных заключений, способствующих развитию нравственных и профессиональных характеристик специалиста.
Ключевые слова: нравственность профессионала, имитационная игра, совесть, добро, зло.
А. Brazhnikova
ABOUT USAGE OF AN IMITATING GAME IN THE COURSE «PSICTOLOGY OF MORALITY OF A PROFESSIONAL»
On Using Imitation Games in the Course «Psychology of Professional’s Morality».
An imitating game in developing technologies is regarded as a psycho-emotional basis for the cognitive process. Used in the course «Psychology of Professional’s Morality” it is an environment of thickening generalization , the educational significance of which is in promoting a refined opportunity for inductive conclusions, fostering the development of moral and professional characteristics of the specialist.
Keywords: professional’s morality, imitating game, conscience, good, evil.
Глобальные преобразования в политической, экономической и социальной сферах жизни современного общества повлекли за собой неудовлетворенность моральным состоянием современного общества. С конца прошлого столетия в нашей стране наблюдается снижение нравственного уровня. Происходящие в стране перемены оказали воздействие на функциональные нравственные ценности, ослабили веру в справедливость, добро, милосердие, в «нормальные человеческие отношения». И это не может не вызывать беспокойства. Наибольшее влияние
нравственный кризис, переживаемый обществом, оказал на нравственный уровень молодежи, основной частью которой является студенчество. Н. А. Коваль и ряд других исследователей отмечают, что у многих студентов на сегодняшний день наблюдается недостаточность и неразвитость нравственных потребностей, невысокая культура мышления, слабо развитое стремление к самообразованию, самовоспитанию, самореализации своего личностного потенциала. Все это свидетельствует как об определенном дефиците нравственных знаний, так и о невысоком
нравственном уровне многих студентов [4, с. 194.]. Наши исследования, проводимые в 2004-2005 годах среди студентов высших учебных заведений Карачаево-Черкесской республики и Брянской области, также показали дефицит знаний о нравственных категориях и смешении нравственных понятий, а также о невысоком уровне развития нравственных качеств. Однако потребность в нравственных знаниях среди студентов еще не утрачена, поскольку более 90% обследуемых указали на необходимость введения в учебные планы профессиональной подготовки будущих специалистов курсов, рассматривающих психологические проблемы нравственности [1, с. 284-285]. Это и послужило мотивом разработки и преподавания курса: «Психология нравственности профессионала» в Брянском государственном университете им. И. Г. Петровского.
Нравственная сфера личности и моральные суждения, являющиеся ее составной частью, как и чувства, мышление, восприятие и некоторые другие проявления психической деятельности человека, подвержены развитию. Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло. Нравственное становление личности, в том числе и профессионала, происходит в течение жизни и зависит от многих внешних и внутренних факторов: от индивидуальных особенностей человека, от нравственных установок семьи, общества, от принятых в этом обществе традиций и т. д., поэтому нравственное развитие личности должно проводиться по всем направлениям.
Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единых, выработанных обществом нравственных представлений и этических норм поведения существуют и специальные нормы поведения для некоторых видов профессий. Повышенная мера моральной ответственности необходима, прежде всего, во врачебной, психологической, педагогической, юридической деятельности, т. е. в тех сферах, где от качества труда зависит состояние психического и физического здоровья, духовный мир и положение человека в обществе.
Успешное выполнение профессиональных обязанностей в этих сферах предполагает соединение квалифицированности специалистов с глубоким осознанием ответственности, готовности безукоризненно выполнять свой профессиональный долг, и, в силу этого, нравственность является элементом профессионализма, поскольку требует повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Нравственность личности профессионала как неотъемлемая составная часть нравственности человека представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя структуру иерархически связанных компонентов, значимость которых в равной степени определяют уровни сформированности представлений личности о нравственности, сформированных на основе прошлого опыта в процессе воспитания и развития. Исходными элементами нравственности являются, во-первых, представления человека о нравственности и нравственных ценностях, во-вторых, процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на основе свободного выбора и, в-третьих, реализация их в поступках, деятельности человека.
В соответствии с этим основной целью курса «Психология нравственности профессионала» является — изучение и описание психологических особенностей, закономерностей и механизмов нравственной (безнравственной) деятельности человека, воспитания и развития нравственнопрофессиональных качеств личности в процессе ее профессионального становления.
Проблемы психологии нравственности профессионала во многом обусловлены теми задачами, которые стоят перед психологической наукой и практикой.
Психологию нравственности профессионала интересуют те аспекты деятельности личности, которые связаны с существованием и функционированием норм — правил поведения, а также с внутренними побуждениями, направленными на совершение нравственных (безнравственных) поступков. Кроме того, психологию нравственности профессионала интересует степень соответствия между тем, что индивид предпочитает,
одобряет или осуждает в своих нравственных оценках, и поведением индивида. И здесь важную роль играют развивающие технологии.
Особенностью развивающих технологий является направленность на раскрытие индивидуальности личности, на активизацию и реализацию их потенциала, на оптимизацию взаимоотношений всех участников профессионально-образовательного процесса. В центре внимания — уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (к самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях [5].
Ставя в центр всей образовательной системы личность, современные технологии направлены на обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Широкое распространение в данном направлении получили игровые технологии. Специалисты по активным технологиям по-разному оценивают эффективность дидактических игр в образовательном процессе и выделяют различные виды образовательных игр: имитационные, деловые, операционные, ролевые игры, психо- и социограмма и т. д. Среди разнообразия игровых технологий особого эффекта в этом направлении достигли имитационные игры. Доказано, что имитационная игра обеспечивает достижение разнообразных образовательных целей. В связи с этим в рамках спецкурса «Психология нравственности профессионала» мы используем игровые технологии, среди которых одно из приоритетных мест отводится имитационной игре. Одной из них мы посвящаем данную статью.
Имитационная игра проводилась в рамках семинарского занятия на факультете технологии и дизайна Брянского государственного университета им. И. Г. Петровского. Следует отметить, что игра не является самоцелью, а служит психоэмоциональной основой познавательного процесса. В связи с этим основная цель игры — мотивация на нравственное самоопределение и самосовершенствование.
Искусство проведения имитационной игры включает разворачивание максимального разнообразия содержащихся в ней смыслов, что открывает возможность для ее разнообразного восприятия — перцепции — участниками. Технология игры строится как целостное образование, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Сюжетные игры и элементы театральной педагогики в учебном процессе были использованы Г. А. Томиловой, Н. Г. Ксено-фонтовой, Н. Н. Страздас, В. П. Бехтеревой, С. Я. Марченко и др., которые сходятся во мнении о том, что имитационные игры во многом сходны с театром и являются дидактическим «усилителем». Главным условием имитационной игры является наличие сценария, который определяет порядок действий и состав участников. Мы также разработали сценарий игры, которую назвали «Сон студента» [2, с. 409-416].
Общеизвестно, что психология — наука о душе или о психике и психических явлениях, поэтому чаще всего оперирует абстрактными понятиями «мышление», «память», «воображение», «темперамент» и т. д. Психология нравственности профессионала не является исключением, ее основными категориями также являются абстрактные понятия, такие как «совесть», «доброта», «любовь», «зло», «честь» «достоинство» и другие. Психика человека устроена так, что он всегда стремится к чуду. Поэтому для более полного осознания этих, казалось бы, всем известных понятий и их значения в жизни каждого человека мы пригласили студентов в сказку, где абстрактные понятия могут материализоваться и принять образы живых существ.
Следует особо подчеркнуть, что, в отличие от ролевых игр, которые традиционно проводятся в виде нескольких упражнений, в имитационной игре необходимо сыграть свою роль в соответствии со сценарием. Другими словами, вариант исполнения ролей является более структурированным, поэтому правила подготовки и проведения игры предусматривают распределение ролей. Импровизация исполнения ролей происходила в процессе реализации замысла сценария. В процессе подготовки и проведения игры
развивалась творческая активность студентов, происходило постепенное снятие демобилизующей напряженности, скованности, нерешительности, повышалась значимость своего «Я». На основе усиления интереса к игровому процессу, становясь свидетелями развертывания этого процесса, участники игры испытывали художественное наслаждение. Разворачивание максимального разнообразия содержащихся смыслов в игре открыло возможность для разнообразного восприятия — перцепции — участниками происходящего. Ранее совершенно незаметная или непонятная категория, например Совесть, рассматривалась в некотором специфическом контексте, приобретала значение и вес.
Игры не претендуют на воссоздание самой реальности. Они создают только иллюзию реальности, которая пытливому уму открывает новую размерность мышления, возможности достижения цели: «игра условность, но мы реальность» [3, с. 32]. Научившись узнавать проблему в игровых ситуациях, мы начинаем узнавать ее в жизни, стремимся прогнозировать дальнейшее развитие событий, что имеет немаловажное значение в нравственном и профессиональном становлении будущего специалиста. Поэтому наше занятие состояло из двух взаимосвязанных частей: (1) «реализация замысла сценария; (2) «послеигровое обсуждение.
По сценарию главный герой — современный студент, живет в материально обеспеченной семье. Основной «добытчик» денег — отец, который постоянно напоминает своим домочадцам, что они «сидят на его шее». Мать — домохозяйка, во всем «потакает» сыну. Юноша научился лгать, не задумываясь, тратить деньги отца, вести праздный образ жизни, он небрежно относился к учебе и вместо занятий в университете проводил время в барах и ресторанах. И вот однажды, после очередного скандала в семье, нашему герою снится сон, в котором к нему приходит Совесть в «неприглядном» образе. «Какая же ты маленькая и страшненькая!» — замечает студент. На что Совесть отвечает: «Конечно, станешь тут маленькой и страшненькой, когда тебя постоянно «пинают», унижают и уничтожают. Да каждая твоя ложь, грубость, безалаберность и
прочее отражаются на мне невыносимой болью и, более того, я становлюсь все меньше и страшнее». И она обращается за помощью к нашему герою: «Помоги мне, пожалуйста! Спаси! Умоляю!». И молодой человек готов был помочь своей погибающей Совести.
Но тут появляется Олз (зло), который предлагает студенту жизнь без забот, наполненную развлечением и «кайфом». «Прекрасный офис. Бизнес. Самолет и яхта. Все для тебя. Коль станешь другом ты моим. Канары, Альпы — что душа желает. Ну и, конечно, девочки». Для большего эффекта его слова сопровождаются слайдами картинок «из глянцевых журналов». Предупреждения Совести о коварстве Олза оказались тщетны. Наш герой ее не услышал.
Далее события разворачивались со стремительной быстротой. Юноша и оглянуться не успел, как оказался «на дне жизни». «Как я в этом наисквернейшем жилище оказался, не помню. Я как с Олзом познакомился, как будто крышу снесло. Институт «накрылся». Папашин бизнес проиграл. Матушка с горя умерла. Не выдержала, когда узнала, что я на иглу подсел», — недоумевает наш герой. Здесь Олз снимает маску: «Мне ты уже не интересен. Лежишь тут в дерьме, словно «червь, презренный и ничтожный» .. ,«:И далее идет монолог, обращенный к обществу: «Жалкие людишки! Хотят всего и сразу! Не приложив усилия и старания. Идут на ложь, предательство, убийство и все лишь — ради собственного блага». И заключает: «Пока живут на свете такие вот, как ты, я буду легко повелевать сознанием людским».
Однако заключительный монолог Совести вселяет веру юноши в себя и в людей: «Ты можешь многое, мой мальчик. Посмотри, чего достигнуть может человек, когда в душе его живет любовь. На что способен он, когда с любовью к делу своему подходит». На экране демонстрируются достижения современных технологий. Студент просыпается.
Как было сказано выше, важным моментом является послеигровое обсуждение. По-слеигровое обсуждение — это важнейший инструмент педагога, требующий от него навыков уверенного включения в дискуссию, компетентности, компетенции и педагогического «искусства»: это его задача—подвести
к «открытию», помочь прорваться в новый круг понимания.
Деннис Медоуз предлагает следующие ступени послеигровой дискуссии:
1. Установить те проблемы, явления, которые имели место в игре.
2. Определить и показать соответствие игры реальной жизни.
3. Выявить причины поведения участников в игре.
4. Установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения.
5. Предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь лучшего результата.
6. Предложить, что нужно изменить в реальной жизни по [3. с. 131].
В соответствии с поставленными целью и задачами послеигровую дискуссию мы проводили по каждой сцене отдельно.
После психологических портретов матери, отца и студента ребята стали бурно обсуждать образы Олза и Совести. На вопросы: как представлены в игре Совесть, Озл и почему именно таким образом; какой вы представляете себе Совесть; каким вам видится зло; в чем привлекательность зла, — были получены различные ответы. Однако ребята оказались едины во мнении о том, что Зло, «являясь каждый день под новой личиной», обещая мгновенное исполнение любого желания человека — денег, власти и т. д. — разрушает цельность личности, отнимает право на доверие, самоуважение, вредит ее психическому и физическому здоровью. Совесть же, как внутренний механизм самоконтроля, как та стрелка внутри каждого, предупреждает, что, отступая от самих себя, от нравственных ценностей, мы теряем человеческое достоинство. Другими словами, совесть дает человеку понять, что источники добра и зла находятся, прежде всего, в нем самом и проявляются в сознательной деятельности каждого.
Особый интерес вызвали у студентов и образы подружек Совести: Веры, Надежды, Любови, а также слуг Олза: Ненависти, Страха, Лести. Одних объединяет — презрение и ненависть к людям. («Как стали мелочны людишки. Все денег ждут. Все к деньгам льнут»). Других — любовь и вера в человека и человечество. («С душой обновленною и чистой Он в новую жизнь войдет»).
Проблема добра и зла — одна из самых сложных проблем человечества. Ее необходимо поднимать, особенно в настоящее время, когда нравственный кризис современного общества, повлекший разгул преступности, жестокий и бессмысленный, распространение алкоголизма, рост наркомании, оказывает губительное воздействие на психическое и физическое здоровье нашей молодежи. К сожалению, личностное и профессиональное развитие современных молодых людей происходит на фоне потери нравственных приоритетов и общей ценностно-нормативной неопределённости. Проведенная игра, инициируя мыслительную деятельность студента, открывает доступ к осмыслению значимости нравственных категорий в жизни каждого человека.
Являясь психоэмоциональной основой познавательного процесса, имитационная игра использовалась нами как среда сгущенного обобщения, образовательное значение которой — в предоставлении изысканной возможности для индуктивных заключений. Замечательным результатом игры признается побуждение студента к размышлениям, к желанию действительно изменить что-то в себе, принять на себя ответственность за свое нравственное и профессиональное становление, за свою жизнь.
Нравственность, как и профессионализм, приобретаются жизненным опытом. Требуется специальная внутренняя работа, которую человек регулярно должен исполнять для того, чтобы восстановиться в нравственной «простоте». Психология нравственности профессионала в основе своего учения, в первую очередь, ставит принципы сознательного проявления любви к добру и справедливости, к чести и достоинству. Ведь человеческое общество развивается прогрессивно только тогда, когда нравственное в человеке является определяющей шкалой и критерием репутации как на работе, так в обществе и в быту. И если исходить из понятия образования как присвоения образа, то профессиональное образование должно быть направлено, прежде всего, на присвоение будущему специалисту нравственного образа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бражникова А. Н. Нравственность будущего специалиста как показатель личностного и профессионального развития. Психология образования: региональный опыт // Материалы Второй национальной научно-практической конференции. М., 2005. С. 284-285.
2. Бражникова А. Н. Психология нравственности профессионала. М., 2009.
3. КавтрадзеД. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психологосоциальный институт, 1998.
4. Коваль Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дис ... д-ра пси-хол. наук. М., 1997.
5. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Методы активного социально-психологического обучения. М., 2007. С. 97.
6. Симоненко В. Д. Современные педагогические технологии. Брянск, 2003.
REFERENCES
1. Brazhnikova A. N. Nravstvennost' budushchego specialista kak pokazatel' lichnostnogo i professional'nogo razvitija. Psihologija obrazovanija: regional'nyj opyt // Materialy vtoroj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2005. S. 284-285.
2. Brazhnikova A. N. Psihologija nravstvennosti professionala. M., 2009.
3. Kavtradze D. N. Obuchenie i igra. Vvedenie v aktivnye metody obuchenija. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 1998.
4. Koval'N. A. Duhovnost' v sisteme professional'nogo stanovlenija specialista: Dis ... dokt. psihol. nauk. M., 1997.
5. Matjash N. V., Pavlova T A. Metody aktivnogo social'no-psihologicheskogo obuchenija. M., 2007. s. 97.
6. Simonenko VD. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii. Brjansk, 2003.
Н. М. Сараева
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Представлены новые методологические позиции, позволяющие исследовать состояние психики людей, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Показано, что только системный анализ делает возможным решение задачи выявления последствий длительного влияния экологического неблагополучия на целостную психику.
Ключевые слова: экологически неблагополучные территории, состояние психики, теоретические и методологические позиции.
N. Sarayeva
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL POSITIONS OF MENTALITY’S STATE OF A MAN LIVING IN ECOLOGICALLY UNFAVOURABLE TERRITORY
New methodological positions for investigating the psychological state of people living in ecologically unfavorable territories are presented in the article. It is shown that a systematic analysis is required for solving the problem of identifying the long-term effects of ecological problems on the human psyche.
Keywords: ecologically unfavorable territories, the state ofpsyche, theoretical and methodological positions.