ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БРЕНДА АТТИЛА ДЛЯ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ И ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА
Профессор Г. В. Томский Президент Международной академии КОНКОРД g.tomski@gmail. com
Статья посвящена анализу возможностей использования бренда АТТИЛА для имиджевой политики Казахстана и тюрко-монгольского мира.
Ключевые слова: Аттила, Марсель Брион, аттиловский проект Европейского единства, Морис Бувье-Ажам, проекта создания Римско-гуннской империи, Аэций, Онегез, Орест, принцесса Гонория, Эвдокс, Атольф, римско-готский мир, Одоакр, Теодорих, тангризм, тенгризм.
Бренд АТТИЛА. База данных французских и международных марок INPI показывает широкое использование бренда ATTILA, например:
Notice complète Copie de la marque au BOPi
ATTILA
Marque : ATTJLA Type : Marque Verbale Classification de Nice : 5 Produits et services
• 5 Désherbants ; produits pour la destruction des animaux nuisibles : fongicides.
Бренд АТТИЛА используется в Европе и мире почти во всех областях человеческой деятельности, в том числе в издательском деле, в области телекоммуникаций и образовании:
Le nouvel Attila
Marque: Le nouvel AHila Type : Marque Verbale Classification de Nice : 16 ; 38 ; 41 Produits et services
• 16 Produits de l'imprimerie articles pour reliures ohotographles articles de papeterie : adhésifs (matières collantes) pour la papeterie ou le ménage ; matériel pour les artistes ; pinceaux machines à écnre et articles de bureau {à ['exception des meubles) ; matériel d'instruction ou d'enseignement (à l'exception des appareils) ; caractères d'imprimerie clichés : papier : carton ; boîtes en carton ou en papier ; affiches : albums ; cartes : livres ; journaux ; prospectus ; brochures : calendriers instruments d'écriture ; objets d'art gravés ou lithoaraphiès : tableaux (peintures) encaarés ou non ; aquarelles ; patrons pour la couture : dessins . instruments de dessin mouchoirs de poche en papier serviettes de toilette en papier ; linge de tab e en papier papier hygiénique ; sacs et sachets (enveloppes, pochettes) en papier ou en matières plastiques pour l'emballage : sacs à ordures en papier ou en matières plastiques :
• 38 Télécommunications informations en matière de télécommunications : communications par terminaux d'ordinateurs ou par réseau de fibres optiques : communications radio phoniques ou téléphoniques : services de radiotéléphonie mobile ; fourniture d'accès utilisateur à des réseaux informatiques mondiaux : fourniture de forums de discussion sur l'Internet : fourniture d'accès à des bases de données . services d'affichage électronique (télécommunications) ; raccordement par tÉlécommun: cations à un réseau informatique mondial ; agences de presse eu d'informations (nouvelles;. location d'appareiis ce télécommunication : émissions radiophon.ques ou télévisées ; services de téléconférences services de messagerie électronique : location de temps d'accès à des réseaux informatiques mondiaux ;
• 41 Éducation ; formation . divertissement activités sportives e! culturelles ; Informations en matière de divertissement ou d'éducation recyclage professionnel : mise à disposition d'installations de loisirs : publication de livres prêts de livres . production de tiims sur bandes vidéo location de films cinématographiques ; location d'enregistrements sonores location de magnétoscopes ou de postes de radio et de télévision : location de décors de spectacles : montage de bandes vidéo ; services de photographie ; organisation de concours (éducation ou divertissement) : organlsaïion et conduite de colloques, conférences ou congrès ; origan.sation d'expositions à buts culturels ou éducatifs réservation de places de spectacles ; services de jeu proposés en ligne à partir d'un réseau informatique ; service de jeux d'argent publication électronique de livres et de périodiques en ligne : micro-édition.
Déposant: M. BenoîtVirot, 127 avenue Parmentier. 75011, Paris, FR
Mandataire,'destinataire de la correspondance : M. Benoît Virot. 127 avenue Panmentier, 75011. Paris, FR
О великом геополитическом проекте Аттилы. В статье О роли Аттилы в мировой истории: темы для исследований говорится о месте Аттилы в мировой истории в следующих терминах [1]:
« Аттила был автором проекта создания Римско-Гуннской империи,
причем он предпринимал последовательные действия по его реализации и только относительно ранняя и неожиданная смерть помешала реализации им этого проекта.
О таких глобальных проектах не мог серьезно мечтать и попытаться их осуществить ни один из римских императоров. » (с. 26)
« Считаю, что в моем романе-исследовании убедительно доказано, что Аттила имел и не мог не иметь проекта создания Римско-Гуннской империи. Таким образом, он был самым выдающимся государственным деятелем всех тюрко-монгольских народов и одним из самым великих деятелей в истории Европы и всего мира. » (с. 89)
Например, французский академик Марсель Брион (1895-1984), рассматривавал Аттилу как автора проекта Европейского единства и считал, что:
«Государственные деятели, к какой бы нации они не принадлежали, не могут сегодня отрицать, что планом этого царя, одного из самых великих правителей в истории мира, было европейское единство» ([2]., с. 162).Интересно мнение Бриона о событиях, прошедших после смерти Аттилы:
«Орест садит на трон Ромулуса, который будет назван Августусом... Сын Едекона становится генералом. Вот так Ромулус Августус и Одоакр, воспитанные оба на аттиловских традициях, выходят на авансцену Западной римской империи и начинают безжалостную схватку в то самое время, когда Теодорих, ставший вождем готского народа, начинает снова задумываться над этой великой мечтой об единстве, которую гений Аттилы посеял во всех благородных умах.»
Морис Бувье-Ажам (1914-1984) считал, что Аттила и Аэций хотели, вероятно, вместе «доминировать над миром»:
«Не исключено, что в те времена распространения носителей титулов августа и цезаря, эти два гениальных гордеца думали вместе доминировать над миром, либо разделить функции и сферы влияния.» ([3]., с. 78).
Профессор Мишель Луа (1926-2002) в своем историческом романе Аттила — мой друг: мемуары Аэция пишет, что проектом Аттилы было создание с Аэцием двухглавой империи «двух братских императоров, которые не будут конфликтовать»:
«Избавленный от своих пороков Рим, приобщенная к цивилизации империя ханов, и ставшими счастливыми на плодородных землях все наши народы, которых никогда более не понадобилось бы усмирять с пролитием крови.» ([4]., с. 135).
Исследование жизни Аттилы я произвел в форме художественных произведений [5-17], что позволило, кроме логического анализа исторических событий, создать психологические портреты участников этих событий и понять глубже мотивы их действий [1, 18]. Мой основной исторический роман-исследование об Аттиле и его друзьях [5, 6], частично переведенной на русский язык [7], состоит из 81 сюжетов-рассказов, многие из которых состоят из нескольких сцен в киноматографическом смысле этого термина (всего около 370). Действия происходят в течении более 70 лет, начиная с 408 года, на пространстве от Испании и Северной Африки до Сибири и Великой Китайской стены.
LES AMIS D'ATTILA
Roman historique
GRIGORI TOMSKI
тщжт
•'■* "'-WÄ- rrmespt-
Mi«
Grigori Tomski
Нк Аугирак
GRIGORI TOMSKI
éf -та
Î* Ж
¡4 «
ll THe FRIENDS OF ATTILA
■
Historical novel
GRIGORI TOMSKI
ORESTE-AMI D'ATTILA
SCENARIO
et dialogues
В отличие от авторов всех других произведений об Аттиле:
- мои ближайшие предки еще вели образ жизни, в сущности, мало отличавшийся от образа жизни гуннов и других древних скотоводов; они продолжали придерживаться основных принципов и обычаев тангрианской (тенгрианской) религии, хорошо сохранившейся в Якутии, и возрождение которой на совместимой с научным мировоззрением основе происходит в настоящее время при нашем участии;
- я опирался на знание обычаев и менталитета древних воинов степных народов, запечатленных в олонхо, который считается самым архаичным героическим эпосом тюрко-монгольских народов;
- в отличие от европейских историков я внимательно следил за последними сенсационными археологическими находками в евразийских степях и историческими исследованиями на русском языке; а в отличие от русскоязычных историков я изучил все заслуживающие доверие европейские источники об Аттиле и гуннах, много путешествовал по следам Аттилы во Франции, Италии, Германии, Венгрии и других странах, а в настоящее время живу на окраине Каталаунских полей и наслаждаюсь любопытными историческими преданиями местных жителей об Аттиле.
Это позволило посмотреть новым взлядом на исторические сведения об Аттиле и гуннах. Моей целью являлось максимально правильное и правдивое воспроизведение исторических событий, а также обычаев и нравов степных народов того бурного и интересного времени.
Цели публичной дипломатии. Приведем два примера из книги [19], подводящей итоги международной конференции Публичная и культурная дипломатия завтрашнего дня: новая стратегия для новых вызовов, организованной Международной ассоциацией исследований о Квебеке (Association internationale des études québécoises).
Федеральное министерство иностранных дел Германии считает, что основными целями культурной и образовательной дипломатии страны являются
([19], с. 25):
- усиление имиджа Германии, как страны с живой, разнообразной и международно признанной культурой;
- укрепление места Германии, как страны с благоприятными для образования, науки и исследований условиями;
- усиление интереса к немецкому языку в Европе и мире;
- участие в предотвращении международных кризисов и конфликтов;
- укрепление Европейской интеграции;
- сохранение мирового культурного разнообразия;
- создание стабильного базиса для будущих международных отношений путем поощрения диалога и встреч.
Публичная и культурная дипломатия Германии опирается на 350 основных учреждений и организаций, находящихся на всех континентах, в том числе ([19], с. 26-27):
- 150 институтов Гете, созданных для изучения германской культуры и немецкого языка в других странах;
- 140 немецких школ за границей;
- 61 представительств Германского бюро межуниверситетских обменов (DAAD);
- 10 институтов Фонда Макса Вебера по социальным наукам;
- 5 домов науки и инноваций.
Организуется большое количество международных фестивалей и других культурных мероприятий, способствующих росту престижа Германии и ее культуры в мире. Германия тратит на свою публичную и культурную дипломатию около 1,6 миллиарда евро в год.
Международная политика Квебека имеет пять основных направлений, из которых первая, четвертая и пятая прямо касаются публичной и культурной дипломатии ([19], с. 48-49):
1. усилить влияние и способность к действиям Квебека;
2. способствовать росту благосостояния Квебека;
3. внести вклад в укрепление безопасности Квебека и всего североамериканского континента;
4. способствовать развитию идентичности и культуры Квебека;
5. внести вклад в усилия по укреплению международной солидарности.
Публичная и культурная дипломатия Квебека опирается в основном на четыре министерства:
- министерство международных отношений, франкофонии и внешней торговли;
- министерство культуры и коммуникаций;
- министерство высшего образования, исследований, науки и технологии;
- министерство образования, досуга и спорта.
Кроме своих собственных программ эти министерства финансируют других самостоятельных участников публичной и культурной дипломатии.
Имиджевая стратегия государства. Мы будем придерживаться формулировки профессора Ирины Алексеевны Василенко из МГУ, которая считает, что «современная имиджевая стратегия государства включает:
1. Разработку яркой идейной концепции и популярного слогана, созвучного настроениям большинства граждан страны и отвечающего историческим и социокультурным традициям.
2. Системный охват все каналов массовых коммуникаций — телевидения, радио, печати, интернет-ресурсов, призванных активизировать в своей работе
тему продвижения позитивного имиджа государства с помощью специальных программ, разделов, интернет-порталов и т. п.
3. Активизация усилий публичной дипломатии, призванной доводить политику правительства до широкой общественности с помощью информационных технологий, повседневной коммуникации по всем каналам масс-медиа, а также с помощью культурных и образовательных обменов.
4. Оживление политических мифов, поддерживающих интерес нации к ее историческим героям и ключевым событиям политической истории, которые должны стать частью современной политической мифологии, окружающей имидж государства.
5. Имиджевые атаки «с помощью личного обаяния» (charm off ensive), когда ведущие политические лидеры находятся в центре информационной кампании и с помощью харизматических черт стараются улучшить имидж своей страны.
6. Насыщение торговых марок экспорта социокультурными символами, связанными со знаковыми событиями в культурной и политической жизни ...
7. Подключение известных деятелей науки и культуры к имиджевым проектам, проведение творческих конкурсов и объявление грантов. Активная популяризация достижений культуры во всех сферах.
8. Разработка и проведение информационных имиджевых кампаний в связи с национальными праздниками, юбилеями, саммитами дружественных государств, поездками политических лидеров за рубеж.
9. Активизация деятельности организаций соотечественников за рубежом, развитие культурных центров, поддержка и распространение языка и культуры ...
10. Развитие туризма, пропаганда культурных достопримечательностей страны.
11. Развитие спорта, пропаганда спортивных достижений, участие в организации Олимпийских игр. » ([20], с. 32)
Таким образом, имиджевая стратегия государства опирается на публичную дипломатию, в частности, на культурную, спортивную, сетевую, научную и образовательную дипломатии, на участие харизматических и известных личностей в информационнвх кампаниях, на организации мероприятий, привлекающих внимание международных средств массовой информации. Например, «основную привлекательность спорту как инструменту дипломатии и достижения политических целей придает его зрелищность. Современные спортивные мегасобытия привлекают внимание намного большей аудитории, чем любые политические встречи и форумы.» ([21], с. 47)
Фильмы об Аттиле. Мы полностью согласны со следующим мнением Армана Нурмаханбетова:
« - В современном мире наиболее эффективным средством закрепления идей в сознании массовой аудитории является кино - как инструмент одновременного многопланового воздействия на все пласты сознания человека (разум, эмоции, подсознание).
- Кино пробуждает интерес публики к теме (показанной в фильме культуре, идее, материальным предметам) и создает в сознании аудитории целую вереницу образов, идей и ассоциаций, для эффективной эксплуатации которых необходима единовременная реализация целого комплекса взаимосвязанных активов. Так, через поток вестернов прославился мир ковбоев, джинсы и широкополые шляпы. С фильмами Куросавы «пропиарились» японская культура. Фильмы Брюса Ли сделали модными восточные единоборства. А в последние 50 лет активно продвинулись в сознание мира западные моральные и материальные ценности. » ([22], с. 50)
Темы об Аттиле популярны в мировом кинематографе и всегда вызывают интерес зрителей. В моей статье Фильмы об Аттиле [23] показано, что в 19181954 годах фильмы об Аттиле создавались для целей националистической или христианской пропаганды. Только с 1960-х годов началось движение по направлению к более реалистическим кинематографическим работам.
Сенсационные находки археологов (например, пазырыкские курганы, золотые люди из Казахстана) и исследования историков не позволяют теперь изображать в фильмах гуннов людьми с примитивным образом жизни. Новые фильмы об Аттиле дадут мировому зрителю возможность увидеть блеск степной культуры и ощутить ее влияние на западную цивилизацию.
Прежние попытки кинематографистов разобраться в интригующих их исторических тайнах, связанных с Аттилой, были наивны и неубедительны, что связано, в частности, с незнанием тангрианской религии степных народов, объясняющей многие из этих тайн.
Заметим,что и кинематографисты потомков степных народов еще не создали масштабных фильмов о своих великих исторических деятелях, способных заинтересовать мирового зрителя. Например, сюжет якутского фильма Тайна Чингис-хана (2009) о борьбе за объединение всех степных народов в единую империю не мог вызвать спонтанного сочувствия европейского или китайского зрителя. То же самое относится к казахскому фильму Кочевники (2005), где идет борьба между неотличимыми в глазах иностранного зрителя казахами и джунгарами, имеющими примерно одинаковые доспехи, вооружение и жизненный уклад.
В отличие от этого, главными персонажами моего сценария о гуннах [13-15]
выбраны молодые римляне Орест и Джулия, чтобы с самого начала зритель
симпатизировал этим красивым героям, понимал их цели.
ГРИГОРИИ томскии
АТТИЛА
Сценарий и пьеса
Фильмы об Аттиле и его взаимоотношениях с римским папой Леоном, с парижской Женевьевой, епископами Лу из Труа, Ананиус из Орлеана будут неназойливо, но убедительно популяризировать религиозную толерантность, ставшую такой актуальной в современном мире.
Удивительна тема уважительного отношения к Аттиле со стороны большого количества германских королей и руководителей других народов. Ему удалось создать федеративную Северную империю, не зря его современники называли «царем севера», а германские народы воспевали в своем эпосе в
течении веков.
Он победил Восточную римскую империю, а Западной римской империей руководил его друг Аэций. Оставалось совсем немного до создания Римско-гуннской империи, включающей единую европейскую конфедерацию, во
главе с Аттилой и генералом Аэцием или Аттиллой и принцессой Гонорией. Но
ранняя смерть Аттилы остановила этот великий процесс.
Есть чем увлечь талантливых продюсеров и режииссеров, знаменитых артистов всех народов. Такие кинематографические сюжеты получат поддержку правительств и всех людей доброй воли, влиятельных лидеров общественного мнения.
Правдивые и талантливые фильмы об Аттиле дадут уникальную возможность популяризации истории и культуры степных народов, их религиозной толерантности и умения сотрудничать с европейскими и другими народами. Для достижения этой цели фильмы должны создаваться в сотрудничестве с европейскими или голливудскими продюсерами, способными обеспечить их широкий показ во всем мире.
Роль Казахстана. Президент Касым-Жомарт Токаев в своей речи на саммите Организации тюркских государств (ноябрь 2022) заявил, что Казахстан является землей отцов тюркского мира. Действительно, традиционная степная культура казахского народа наиболее близка к кульуре гуннских народов времен Аттилы.
Именно в Казахских степях были найдены наиболее удивительные произведения великого и престижного искусства степей «звериного стиля» и другие археологические находки. Гунны пришли в Европу из этих степей, поэтому восточная часть империи Аттилы несомненно охватывала значительную часть современного Казахстана, а дальше к востоку начинались земли предков гуннов, где жили родственные гуннам или невраждебные им степные племена и народы.
Поэтому Казахстан имеет полное право использовать бренд АТТИЛА в своей имиджевой политике, в частности:
- Европейцы (а также американцы и другие представители западного мира) будут поражены узнать, что Аттила был на самом деле идейным отцом Европейского союза;
- Религиозная толерантность тенгрианца Аттилы способствовала успеху посольства римского папы Леона в увеличении престижа христианства, что сыграло решающую роль в дальнейшем распространении этой религии по всему миру;
- Популяризация гуннской эпохи, когда еще сохранялось большое единство народов степей, будет способствовать культурному сплочению современных тюрко-монгольских народов, талантливые фильмы об этой эпохе будут способствовать возрождению символов этого утраченного единства;
- Донесенная через талантливые фильмы мировому зрителю информация о том, что друзьями Аттилы были: ставший благодаря гуннам хозяином Западной Римской империи генерал Аэций, благородный римлянин Орест (который был его министром, дипломатом и генералом, а его сын стал последним западноримским императором), грек Онегез (его премьер-министр), принцесса Гонория (имевшая высокое звание августы Западной Римской империи), многие германские короли, покажет мировому зрителю способность народов степей (в том числе жителей Казахстана) к сотрудничеству с европейцами и всеми другими народами.
Заключение. Распространение в международном масштабе фильмов об Аттиле и гуннах, созданных в совместном кинопроизводстве при участии лучших кинематографистов тюркских народов будет действенным средством культурного сближения этих народов, а также будет способствовать взаимопониманию с европейскими народами. Фотографии красивых артистов в роли Аттилы, его европейских и других соратников, связанные с фильмами сувениры украсят комнату молодежи, вызовут интерес к истории и стимулируют дальнейшее сотрудничество ([24], с. 92).
Успех этих фильмов вызовет интерес к художественным, литературным, театральным [25, 26] и другим произведениям об Аттиле и гуннах, а также об их степных и других потомках, что будет способствовать имиджевой политике и публичной дипломатии Казахстана, а также всех других стран и регионов проживания тюрко-монгольских народов.
Международная академия КОНКОРД будет поощрять создание творческих Клубов АТТИЛА в школах, художественных училищах, вузах и других учебных заведениях и культурных центрах, награждать своими медалями и орденом КОНКОРД авторов наиболее полезных для имиджевой политики Казахстана и публичной дипломатии всех тюрко-монгольских народов произведений [27, 28].
Литература
1. Томский Г.В. О роли Аттилы в мировой истории: темы для исследований // CONCORDE, 2022, N 4, с. 25-93.
2. Brion M. Théodoric, roi des Ostrogoths. - Tallandier, 1979. - 365 p. (Первое издание: Payot,
1935).
3. Bouvier-Ajam M. Attila : le fléau de Dieu. - Tallandier, 1982. - 486 p.
4. Loi M. Attila mon ami - Mémoires d'Aetius. - Berg International, 1997. - 265 p.
5. Tomski G. Les amis d'Attila, JIPTO International, 2001 (ISBN 85259-582-9), 2002. - 521 p. (IDDN.FR.010.0098969.000.R.P.2002.401000).
6. Tomski G. Les amis d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 360 p.
7. Томский Г. В. Друзья Аттилы. - Якутск: ЖИПТО, 2001. - 256 с. (Сокращенный авторизованный перевод первого издания романа Les amis d'Attila 2001 года).
8. Tomski G. Attila : IlkAvrupali. - Istanbul : Papirus, 2005. - 360 p.
9. Томский Г. В. Аттила хааны анд нехед. - Улаанбаатар: Хех судар принтинг, 2007. - 274 с.
10. Томский Г. В. Аттила. - Якутск: Бичик, 2009. - 256 с.
11. Tomski G. Young Attila in Italy: Stilico tragedy, Alaric times, Galla Placidia adventures (Historical novel). - Editions du JIPTO, 2015, - 108 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2017, N 1).
12. Tomski G. The Friends of Attila (Historical novel), 2017 (Amazon Kindle). - 249 p. (379 p.)
13. Tomski G. Oreste - ami d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 160 p.
14. Tomski G. Attila and Orestes (Scenario and dialogues), 2017 (Amazon Kindle). -
94 p.
15. Томский Г. В. Аттила. Сценарий и пьеса, 2016 (Amazon Kindle). - 180 c.
16. Tomski G. Attila et Aetius. - Editions du JIPTO, 2005. - 118 p.
17. Tomski G. Attila et Aetius : Drame historique et commentaires. - Editions du JIPTO, 2022. - 86 p. (JIPTO-Livres, 2022, N 3)
18. Tomski G. Attila : de l'histoire au roman // Mediavales 29 : Attila dans la réalité historique, la littérature et les beaux-arts. - Amiens : Université de Picardie, 2003, p. 77-80.
19. Natter Ch. La diplomatie publique et culturelle du demain : nouvelle stratégie pour de nouveaux défis (Sous la direction de Robert Laliberté). - Québec : AIEQ (Association internationale des études québécoises), 2015. - 158 p.
20. Василенко И.А. Роль технологий «мягкой силы» в формировании имиджевой стратегии России // Контуры глобальных трансформаций : политика, экономика, право, 2015, с. 28-34.
21. Шелягина С.О. Спортивная дипломатия России в XXI веке. Диссертация на соискание степени магистра. - Санкт-Петербургский государственный университет, 2016. - 87 с.
22. Нурмуханбетов А. Б. Неономады — гвардия информационной эры // CONCORDE, 2015, N 5, p. 36-55.
23. Томский Г. В. Фильмы обАттиле / / CONCORDE, 2017, N 3, p. 23-74.
24. Tomski G. Sur les symboles de l'unité culturelle des peuples turco-mongols // CONCORDE, 2020, N 2, p. 73-97.
25. Кокумбаева Б., Томский Г О спектакле "Аттила и Аэций" на сцене Казахского академического театра драмы // CONCORDE, 2020, N 1, p. 62-69.
26 Кркымбаева Б.Ж., Григори В. Томски. «Аттила мен Аэций» спектаклiндегi тэщрыт рухани-мэдени дэстyçi (сценаристпен сухбат негiзiнде) // Теория и практика в сфере современного дополнительного образования Республики Казахстан - Нур-Султан: «Мастер По» ЖШС, 2020, с. 123-131.
27. Томский Г. В. Международная академия КОНКОРД // CONCORDE, 2018, N 4, р. 320.
28. Томский Г. В. Медали и орден Международной академии КОНКОРД (Académie internationale CONCORDE) и наградная кампания 2019 года // CONCORDE, 2019, N 1, р. 44-52.