УДК 378.147 Бауэр Елена Александровна
кандидат исторических наук,
доцент кафедры педагогики и педагогического
и социального образования
Нижневартовского государственного университета
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»
Bauer Elena Aleksandrovna
PhD in History, Assistant Professor, Education Science, Pedagogical and Social Education Department, Nizhnevartovsk State University
APPLICATION OF ACTIVE LEARNING METHODS IN THE CONTEXT OF "EDUCATION SCIENCE" DISCIPLINE
Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам применения активных методов обучения в процессе преподавания дисциплины «Педагогика». Представлен разработанный автором фонд оценочных средств по дисциплине для проведения текущей и промежуточной аттестации бакалавров по направлению «Педагогическое образование», в котором отражены результаты применения активных методов обучения.
Ключевые слова:
метод обучения, активизация деятельности, преподавание, активные методы обучения, интерактивные методы обучения, дискуссия-эстафета, про-фессиональная компетентность, компетенция.
Summary:
The article discusses the topical issues of active learning methods application when teaching "Education Science" subject. The author has developed the set of assessment tools for formative and interim attestation of Bachelors of Education, which reflects the results of active learning methods application.
Keywords:
teaching method, reinforcement of activities, teaching, active learning methods, interactive teaching methods, race discussion, professional competence, competence.
Дисциплина «Педагогика» играет исключительную роль в подготовке студентов по направлению «Педагогическое образование». Ориентированная на содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования посредством формирования общекультурных и профессиональных компетенций, дисциплина направлена на воспитание готовности к взаимодействию с участниками образовательных отношений в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, поддержание мотивации к осуществлению социально значимой профессиональной деятельности.
Поскольку «Педагогика» относится к дисциплинам базовой части профессиональной образовательной программы высшего образования и ее изучение осуществляется на первом курсе, в первом-втором семестрах, задача педагога состоит в эффективной организации учебного процесса студентов, которые только начинают адаптироваться к условиям вуза.
В организации познавательной деятельности целесообразно использовать различные активные и интерактивные методы обучения: дискуссии-эстафеты, групповые дискуссии, методы анализа информации (теоретические таблицы, сравнительные таблицы, составление глоссария, составление схем, подбор литературы по определенной теме, решение ситуационных задач (case-study), реферирование научной статьи профессионального журнала и др.).
Актуальность изучения внедрения методов активного обучения подтверждается новейшими исследованиями. Авторов Е.А. Алексееву, В.В. Золотцеву и Л.Н. Козлову, С.Г. Иванову, А.Р. Ляндзберг, С.Ю. Темину и др. заинтересовали различные аспекты выстраивания действенной эффективной модели организации учебного процесса студентов с использованием активных методов обучения [1; 2; 3; 4; 5]. Вместе с тем тема организации их применения в условиях образовательной организации профессионального образования продолжает оставаться острой и нуждается в дальнейшем изучении.
Определившись с матрицей компетенций, автор разработал фонд оценочных средств по дисциплине «Педагогика» для проведения текущей и промежуточной аттестации бакалавров по направлению «Педагогическое образование» за первый семестр, в котором отражены результаты применения активных методов обучения (таблица 1).
Опыт показывает, что активные методы обучения усиливают практическую ориентацию профессионального образования, позволяют устанавливать обратную связь между теоретическими положениями и профессиональными действиями, активизировать интеллектуально-творческую деятельность бакалавров педагогического образования.
Таблица 1- Фонд оценочных средств по дисциплине «Педагогика»
Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля формирования компетенции
Владеет культурой мышления, способен к обо( постановке цели и выбору п эщению, анализу, восприятию информации, утей ее достижения (ОК-1)
Знает: - содержание логических и языковых требований, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека (З1). Умеет: - воспринимать устные и письменные тексты в соответствии с замыслом (У1), - обобщать и анализировать профессиональные тексты (У2). Владеет: - умениями точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы (В1) подготовка доклада, конспект, реферирование статьи научного журнала, участие в дискуссии-эстафете «Требования к педагогу в различные исторические периоды», «Свойства и качества личности педагога», 5 высказываний о труде педагога, схемы «Взаимосвязь педагогики с другими науками», «Система образования РФ», таблица «Сравнительная характеристика эмпирических методов исследования - наблюдения, эксперимента», список литературы по дисциплине (учебники, журналы, интернет-ресурсы) (не менее 7 источников)
Готов к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе (ОК-7)
Знает: - основные функции, права, обязанности и ответственность педагога образовательной организации, правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования (З1), - различные способы коммуникации в профессиональной деятельности (З2). Умеет: - проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий (У1), - бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса (У2), - учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития ребенка (У3). Владеет: - способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения (В1) таблица «Права, обязанности участников образовательного процесса - родителей, обучающихся, педагогических работников» (содержание на выбор), права, обязанности студента НВГУ, участие в дискуссиях-эстафетах «Требования к педагогу в различные исторические периоды», «Свойства и качества личности педагога»
Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)
Знает: - правовые нормы реализации педагогической деятельности (З1), - содержание основных документов в сфере образования (З2). Умеет: - ориентироваться в системе нормативно-правовой документации образовательного процесса (У1), - проектировать учебно-воспитательный процесс с опорой на документы (У2), - определять права, обязанности участников образовательного процесса (У3). Владеет: - способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т. д.) (В1), - технологиями работы с документами (В2) ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»: таблица «Права, обязанности участников образовательного процесса - родителей, обучающихся, педагогических работников» (содержание на выбор), таблица «Права, обязанности студента НВГУ», решение ситуационных задач № 4-7, Закон ХМАО - Югры № 68-оз от 01.07.2013 «Об образовании в ХМАО - Югре»: таблица «Категории обучающихся и виды помощи», список нормативно-правовых документов, отражающих права ребенка и формы его правовой защиты
Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)
Знает: - основные понятия и категории профессиональной деятельности (З1), - свойства и качества личности педагога (З2), - сущность и социальную значимость будущей профессии (ЗЗ). Умеет: - ориентироваться в системе требований к педагогу (У1), - работать с различными источниками информации (У2). Владеет: - способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения (В1) участие в дискуссии-эстафете «Требования к педагогу в различные исторические периоды», «Свойства и качества личности педагога», 5 высказываний о труде педагога, конспект «Этапы педагогического исследования», требования к проведению одного метода педагогического исследования на выбор, структура профессиональной компетентности педагога
Продолжение таблицы 1
Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля формирования компетенции
Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)
Знает: - основные функции, права, обязанности и ответственность педагога образовательной организации, правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования (З1), - различные способы коммуникации в профессиональной деятельности (З2). Умеет: - проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий (У1), - бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса (У2), - учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития ребенка (У3). Владеет: - способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения (В1) участие в дискуссии-эстафете «Требования к педагогу в различные исторические периоды», «Свойства и качества личности педагога», требования к проведению одного метода педагогических исследований на выбор, конспект «Структура педагогической деятельности», ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»: таблица «Права, обязанности участников образовательного процесса - родителей, обучающихся, педагогических работников» (содержание на выбор), структура профессиональной компетентности педагога, решение ситуационных задач № 1-3
Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6)
Знает: - формы и виды письменной коммуникации в профессиональной деятельности (З1). Умеет: - пользоваться каталогами, подбирать литературу по темам (У1), - структурировать, редактировать тексты профессионального содержания (У2). Владеет: - способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т. д.) (В1), - начальными навыками работы на ПК (В2) подготовка доклада, конспект, глоссарий, реферирование статьи научного журнала, составление 5 открытых вопросов теста по темам 1-2, список литературы по дисциплине (учебники, журналы, интернет-ресурсы) (не менее 7 источников)
Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5)
Знает: - основные функции, права, обязанности и ответственность педагога образовательной организации (З1). Умеет: - взаимодействовать с родителями и педагогами образовательной организации (У1). Владеет: - практическими умениями и навыками принятия решений в профессиональной деятельности (В1) ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»: таблица «Права, обязанности участников образовательного процесса - родителей, обучающихся, педагогических работников» (содержание на выбор), участие в дискуссии-эстафете «Свойства и качества личности педагога», структура профессиональной компетентности педагога, решение ситуационных задач № 1-3
Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6)
Знает: - содержание и особенности организации педагогического процесса ОО (З1). Умеет: - планировать и реализовывать учебный процесс в образовательных организациях (У1). Владеет: - организаторскими умениями (В1) ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»: таблица «Права, обязанности участников образовательного процесса - родителей, обучающихся, педагогических работников» (содержание на выбор), структура профессиональной компетентности педагога, решение ситуационных задач № 1-7, тест
Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7)
Знает: - содержание и особенности организации педагогического процесса ОО (З1). Умеет: - организовывать непосредственно образовательную деятельность (У1). Владеет: - практическими умениями и навыками принятия решений в профессиональной деятельности (В1) структура профессиональной компетентности педагога, схема «Система образования РФ», решение ситуационных задач № 6-7, тест
Ссылки:
1. Алексеева Е.А. Теоретические аспекты использования активных методов обучения: основа повышения эффективности традиционных методов обучения // Наука и образование в жизни современного общества : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Т. 13. Тамбов, 2015. С. 17-21.
2. Золотцева В.В., Козлова Л.Н. Система активных методов обучения и развитие профессиональной компетентности // Среднее профессиональное образование. 2007. № 4. С. 28-31.
3. Иванова С.Г. Применение активных методов обучения при формировании правовой компетентности студентов // Ученые записки. 2007. № 12 (34). С. 57-61.
4. Ляндзберг А.Р. Сравнительный анализ активных методов обучения // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2010. № 12. С. 86-91.
5. Темина С.Ю. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений // Среднее профессиональное образование. 2010. № 1. С. 44-46.