Научная статья на тему 'Об интеграции изобразительного искусства и предметов естественнонаучного цикла'

Об интеграции изобразительного искусства и предметов естественнонаучного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛЫ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЦЕЛЬ / ФОРМЫ / СПОСОБЫ / ОШИБКИ / VISUAL ARTS / NATURAL SCIENCES / INTEGRATION / AIM / FORMS / TECHNIQUES / MISTAKES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черткоева Валентина Григорьевна

В статье исследуются вопросы интеграции изобразительного искусства и предметов естественнонаучного цикла. Исследуются роль и возможности изобразительного искусства в современном образовательном процессе. Автором прослеживаются межпредметные взаимосвязи изобразительного искусства и определяются возможные цели и задачи интеграции. Приводятся основные примеры интеграции изобразительного искусства и предметов естественно-научного цикла в начальной школе. Определены основные ошибки и методологические ориентиры обеспечения процесса подготовки интегрированных уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черткоева Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On integration of visual arts and science subjects

The article explores the integration of visual arts and science subjects cycle. We investigate the role and possibilities of art in modern educational process. The author traces the interdisciplinary relationship of visual arts and identifies possible targets and integration tasks. The basic examples of the integration of visual arts and science subjects in the primary school cycle. Identifiedbasic mistakes and methodological guidelines to ensure the preparatory process of integrated lessons.

Текст научной работы на тему «Об интеграции изобразительного искусства и предметов естественнонаучного цикла»

•х.

>

<

I ш

s ж u

<

CI Ш

a

44

товки будущего специалиста в условиях вуза. Поэтому физическая культура должна входить в образ жизни каждого человека и общества в целом посредством функций общения, самовыражения и самосовершенствования, развития значимых психофизических качеств, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Использование сложных технологий и техники требует от будущих специалистов постоянного развития координации и культуры движений. Воспитанию прикладных качеств, необходимых в будущей трудовой деятельности выпускников вузов, способствуют тренировки по легкой атлетике, гимнастике, плаванию, туризму и другим видам студенческого спорта. Занятия спортивными играми, такими как волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и др., способствуют развитию профессионально значимых психофизических качеств, формированию навыков общения, организаторских способностей, коллективизма, становлению зрелости и социальной активности, обучению работе в команде, решению общих задач совместными усилиями, самоутверждению будущих специалистов. Во время участия в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях за годы учебы у студентов воспитывается инициативность, решительность, настойчивость, целеустремленность.

В современных социально-экономических условиях важно заложить ценностно-гуманистические и методологические основы формирования физической культуры личности, используя в полной мере средства физического воспитания и спорта, с учетом особенностей

профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов. Важной задачей физического воспитания является формирование у студентов устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями, дальнейшее повышение уровня физической культуры.

Таким образом, рациональное использование средств физической культуры и спорта в период обучения в вузе будет способствовать комплексному решению задач профессионально-прикладной подготовки выпускника к работе по избранной специальности, оказывать позитивное влияние на формирование личности будущего специалиста, содействовать развитию профессионально значимых качеств. Всестороннее обогащение фонда двигательных умений и навыков, гармоничное систематическое воспитание физических способностей могут гарантировать создание предпосылок для продуктивности любых видов деятельности.

Литература:

1. Бабченко А.П. Формирование требований к уровню профессиональной подготовки выпускников вузов на основе системного подхода // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2015. - № 2. - С. 39-42.

2. Коваль Л.Н., Алексеева E.H. О проблеме формирования знаний у студентов высших учебных заведений // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - № 1 (24). - С. 48-52.

3. Стрельченко В.Ф., Коваль Л.Н., Алексеева E.H. Об уровне двигательной подготовленности и образованности студентов-первокурсников в области физической культуры // Современная наука и инновации, - 2014. - №3 (7). - С. 67-71.

ON INTEGRATION OF VISUAL ARTS AND SCIENCE SUBJECTS

Chertkoeva Valentina Grigorievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Primary and рге-schooi Education, North-Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania E-mail: valgrich50@mail.ru

The article explores the integration of visual arts and science subjects cycle. We investigate the role and possibilities of art in modern educational process. The author traces the interdisciplinary relationship of visual arts and identifies possible targets and integration tasks. The basic examples of the integration of visual arts and science subjects in the primary school cycle. Identifiedbasic mistakes and methodological guidelines to ensure the preparatory process of integrated lessons.

Keywords: visual arts; natural sciences; integration; aim; forms; techniques; mistakes.

ОБ ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

В статье исследуются вопросы интеграции изобразительного искусства и предметов естественнонаучного цикла. Исследуются роль и возможности изобразительного искусства в современном образовательном процессе. Автором прослеживаются меж предметные взаимосвязи изобразительного искусства и

УДК 373.2 ВАК РФ 13.00.01

© Черткоева В.Г., 2016

определяются возможные цели и задачи интеграции. Приводятся основные примеры интеграции изобразительного искусства и предметов естественнонаучного цикла в начальной школе. Определены основные ошибки и методологические ориентиры обеспечения процесса подготовки интегрированных уроков.

Ключевые слова: начальная школы; изобразительное искусство; естественные науки; интеграция; цель; формы; способы; ошибки.

I

В последние десятилетия изобразительное искусство оказалось в центре внимания педагогов-исследователей и реформаторов от образования. Произошла очевидная трансформация системы взглядов на роль изобразительного искусства в образовании на современном этапе развития общества: от "<...>способа приятного времяпрепровождения ребенка в классе... к занятию, которое способствует его самовыражению и позитивно влияет на обучение в целом" [10, с. 23].

А. Эйнштейн отмечал, что воображение важнее знания, потому что знание ограничено тем, что мы знаем и понимаем, в то время как воображение охватывает весь мир, и все, что мы когда-либо будем знать и понимать [14, с. 11]. Творчество и инновации - вот два ключевых навыка, развитию которых должна способствовать школа в XXI веке [3, с. 120; 5, с. 44]. Изобразительное искусство не только способствует профессиональному становлению педагогов, но и обогащает сам процесс обучения - "возможным становится решения старых проблем новыми методами" [11]. Изобразительное искусство может стать эффективным инструментом развития личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира [6, с. 77; 16].

По мнению Л.С. Выготского, художественный опыт учащегося имеет важное значение для развития "высших психических функций", или другими словами, ("таксономия Б. Блума") его способности к анализу, синтезу и оценке" [15]. Связь изобразительного искусства и предметов естественнонаучного цикла является фундаментальной по своей сути.

Существующие сегодня зарубежные и отечественные практические исследования, проанализированные в рамках работы над настоящей статьей, позволяют сделать обоснованный вывод, что реализация "интеграционного подхода" в обучении способствует развитию визуально-пространственных способностей учащихся, а также формированию у них навыков самостоятельной экспериментальной деятельности.

Интеграция изобразительного искусства и предметов естественнонаучного цикла в начальной школе позволяет учащимся не просто изучать точные науки, а реализовывать научные проекты, имеющие "художественную ценность". Творчество, согласно С. Нунану, является "актом превращения новых идей в реальность" [14, с. 12], способствует развитию воображения ребенка и навыков мышления высшего порядка. Учащийся получает возможность познавать окружающий мир, исследовать его самостоятельно и, как отметил 3. Инан, "продолжать свои научные поиски, одновременно совершенствуясь, как в изобразительным искусстве, так и в научных дисциплинах" [13, с. 1379]. Такая интеграция будет способствовать пере-ключениюучащихся сзанятий естественнонаучными дисциплинами на занятия изобразительной деятельностью и сокращению перегрузки, оказывая на школьников значительное психотерапевтическое действие [2].

со

1-й

о си

-О 0-ш СК V-X ш и

о си

со

Ё

45

ЧЕРТКОЕВА Валентина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Начального и дошкольного образования, СевероОсетинский государственный педагогический институт, Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания уа1дпсЬ50@таИ. г и

Результативность интеграции изобразительного искусства в начальной школе прежде всего обусловливается способностью педагога самостоятельно интегрировать искусство и точные науки[4, с. 195]. Американский исследователь педагог Т. Фридман, назвал эту способность "секретным соусом" современного образования" [10]. Понимание педагогом целей и задач интеграции формируется под влиянием его формального и неформального образования и опыта [8]. В связи с тем, что жизненный и профессиональный опыт педагогов существенноотличаются, различаться будут и используемые ими методики обучения. Кроме того, как показали исследования, большое значение здесь имеет "вера педагога в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации (самоэффективность )" [7; 8]. Убеждение педагога относительно его способности обеспечить интеграцию изобразительного искусства и точных наук формирует воспринимаемую компетентность, которая, в свою очередь, влияет на степень и характер включения искусства в учебный план. Если педагог убежден в своей компетентности, он с большей вероятностью будет проводить интегрированные уроки. Так, тематические исследования, проведенные в 2010 году австралийскими учеными С. Гарвисом и Д. Пендеграстом, показывают, что учителя начальных классов, которые считают, что им не хватает знаний в области изобразительного искусства, как правило, избегают использования интеграционного подхода, в т. ч. из-за опасения, что они не смогут ответить на вопросы своих учени-ков[11]. Как показывает исследовательский опыт автора, преподаватели изобразительного искусства в начальной школе также редко используют научные теории и концепции на своих уроках. Такая позиция педагогов становится причиной невысокого уровня разнообразия используемых способов интеграции, ее целей и задач.

Многим педагогам начальных классов сегодня не хватает опыта в использовании интеграционного подхода, так как он изначально не является частью их собственного педагогического опыта. Учителя начальной школы, как правило, не имеют специального художественного образования, но вынуждены самостоятельно "интегрировать" изобразительное искусство вучебные планы. Отсутствие знаний в области преподавания изобразительного искусства способствует увеличению разрыва между теорией и практикой.

Несомненно, интеграция изобразительного искусства и предметов естественнонаучно-

го цикла -сложная педагогическая задача, уже в силу того, что она предполагает различные способы и формы ее реализации. В исследованиях выделяются различные способы, с помощью которых элементы изобразительного искусства могут быть интегрированы в предметы естественнонаучного цикла [7, с. 79; 11 ]. Интеграция изобразительного искусства в учебный план может осуществляться на ежедневной или на ежемесячной основе, а также "... реализо-вываться в форме обсуждения какого-то произведения искусства на уроке математики или включения в учебный план арт-проекта для повышения эффективности процесса обучения информатике" [17, с. 198]. По мнению Дж. Барнафорда, А. Эйприлла и К. Вейсса,уже планирование интеграции и ее осуществление само по себе - "творческий процесс" [8]. Дети, как правило, пытаются сопоставить сложные научные факты и концепции с визуальными представлениями и образами, которые облегчают понимание и существуют в долговременной памяти. Таким образом, можно предположить, что основной целью педагога на интегрированных уроках является развитие когнитивных способностей учащихся посредством превращения научных концепций, которые могут или не могут быть проверены экспериментально, во что-то практическое и визуальное с помощью элементов изобразительного искусства.

Главными ошибками педагогов в реализации интеграционного подхода являются фокусирование внимания учащегося на готовом, статическом произведении и отсутствие элемента творчества в деятельности (при планировании и создании) - ведь "зная, что и как делать", мышление работаете минимальной нагрузкой.

Зачастую педагогом перед учащимися ставятся простые задачи вроде создания двумерных моделей использованием традиционных художественных материалов, таких как простые и цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы и бумага. Эти модели как правило трудно дифференцировать; они похожи друг на друга и не имеют никаких уникальных атрибутов. Такие "инициативные" проекты достаточно просты в исполнении, помогают создать определенный темп работы и увеличивают шансы на получение завершенного готового продукта, с помощью которого можно украсить класс. Следует отметить, что именно украшение класса до сих пор является самой распространенной практикой "использования" изобразительного искусства в на-

чальной школе. Тем не менее, такой узкий подход к пониманию роли изобразительного искусства в обучении, по мнению М. Грина, становится основной причиной "девальвации ценности изобразительного искусства" в современной начальной школе [11 ]. Несмотря на то, что модели, созданные детьми, могут быть использованы в качестве украшения класса, это должно быть лишь одной из многих задач интеграции изобразительного искусства и точных наук. Подчеркиваемая роль изобразительного искусства как инструмента декорирования, как нам представляется,умаляет важность творческого процесса. Многие из преподавателей склонны стимулировать детей к созданию своих собственных произведений, чтобы они имели готовый продукт, который можно забрать домой и предъявить родителям "результаты работы за день". Смещение внимания учащегося на конечный продукт творчества, а не на сам творческий процесс препятствует созданию "интегрированного" образовательного пространства, которые могло бы способствовать активному обсуждению научных теорий и концепций. В качестве иллюстрации к вышесказанному можно привести пример изготовления декоративных снежинок: учащимся, как правило, предлагается просто следовать примеру учителя и шаг за шагом повторять его действия; в то время, как можно легко обогатить этот процесс, например, обсудив вопросы симметрии, а также темы, которые ранее изучались по математике, окружающему миру (например, круговорот воды в природе, образование кристаллов и т.п.)[4].

Распространенным способом "интеграции" изобразительного искусства в рудиментарных целяхявляется заполнение свободного времени в расписании занятий. В этом случае способами "интеграции" часто являются рисование на свободную тему, рисование узоров по образцу, раскрашивание готовых рисунков и т.п. Такие занятия, зачастую никак не связаны с основными целями обучения, не предполагают использования критического мышления и, более того, иногда могут быть более вредными, чем отсутствие творческой деятельности вообще, потому что стимулируют детей к имитационному поведению, что затрудняет их творческое самовыражение. В этом случае изобразительное искусство используется скорее, как "инструмент контроля", одновременно обеспечивающий занятость детей и тишину в классе.

Одним из важных вопросов, связанным с интеграцией изобразительного искусства и

предметов естественнонаучного цикла, нам представляется оценка результатов учащихся. В связи с тем, что изобразительное искусство интегрируется с другими предметами в рамках конкретной учебной программы, знания и способности учащихся можно и нужно оценивать в комплексе. И если на интегрированном уроке изобразительное искусство учащегося не оценивается, то это может быть расценено им как нечто менее важное, чем знания и способности в области точных наук.

Как справедливо отметил Т. Фридман, современный педагог должен учить нетому, чему его учили, а тому, чему нужно и должно учить[10, с. 11 ]. За последние двадцать лет роль изобразительного искусства в образовании значительно изменилась и очевидно будет меняться и дальше. Трудно предположить, что нас ждет в будущем, поэтому уже сегодня необходимо обеспечить детям образование, которое позволит им раскрывать свой потенциал в быстро меняющихся условиях. Это, очевидно, требует формирования новых подходов к преподаванию и обучению изобразительному искусству в начальной школе, разработке методических рекомендаций по эффективной организации изучения изобразительного искусства в системе межпредметных связей.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология искусства / общ. ред.

B. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского, В. В. Иванова. - 3-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 573 с.

2. Казаченко Е.В. Интеграция изобразительного искусства с предметами развивающего цикла: методические рекомендации. - Томск, 2002.

3. Манукян А.Р. Некоторые аспекты внедрения экстремизма в молодежную среду // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 4 (6). -

C. 120-121.

4. Черткоева В.Г. Компетентностный подход в решении проблемы развития творческих способностей учащихся начальной школы // Современные технологии в образовании: сборник научных статей. Выпуск XII. В 2 -х частях. Часть II. / сост. М.Д. Фардзинова - Владикавказ : СОГПИ, 2012. - 194 с. -С. 195-201.

5. Шхагапсоева М.Х. Гражданско-правовое воспитание на этапах онтогенеза //Теория и практика актуальных исследований : материалы научн.-практ. конф. - Краснодар, 2012. - С. 43-49.

6. Al Amri M. Multidiscipline-based Art Education Model: A Possible Way for Improving the Quality of Teaching Art // International Journal of the Arts in Society. - 2011. - № 6(4). - P. 77-92.

7. Alberts R. Discovering Science Through Art-Based Activities. Learning Disabilities // Multidisciplinary Journal. - 2010. - № 16(2). - P. 79-80.

8. Burnaford G., Aprill A., Weiss С. Renaissance in the classroom: Arts intégration and meaningful

СО

i-H

О eu

-О Q-LQ CK b-X

L|J

u

о eu

m

i

47

learning. - Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2001.

9. Collins J. Science Arts & Crafts for Kids, 2013. -http://www.ehow.com/info_8249240_science-arts-crafts-kids.html.

10.Friedman T. Tom Friedman on Education in the "Flat World"//The School Administrator. - 2013,- № 65 (2). - http://www.aasa.org/SchoolAdministrator Article.aspx?id=5996.

11.Garvis S., Pendergast D. Supporting Novice Teachers and the Arts // International Journal of Education and the Arts. - 2010. - № 11 (8). - Retrieved 7 June.

12.Goldberg M. Arts and learning: An integrated approach to teaching and learning in multicultural and multilingual settings (3rd ed.). - New York, NY: Longman/Addison Wesley, 2005.

13.lnan Z. Integrated Disciplines: Understanding the Role of Art in Science Education in a Preschool //

Journal of Applied Sciences Research. - 2009. - № 5(10).-P.I375-1380.

14.Nunan S. Creativity and the Arts in the Primary School. In: Consultative Conference on Education 2009, Dublin: The Irish National Teachers' Organisation, 2009. http://www.into.ie/ROI/ Publications/CreativityArtsinthePS.pdf.

15.Riley S. Shake the Sketch: An Arts Integration Workbook, US Copyright, 2012.

16.UNESCO. Road Map for Arts Education. The World Conference on Arts Education, In: Building Creative Capacities for the 21st Century, Lisbon: UNESCO, 2006.

17.Yokley S. If an artwork could speak, what would it say? Focusing on issues for elementary art education. In Y. Gaudelius& P. Speirs (Eds.), Contemporary issues in art education (pp. 198-211). UpperSaddleRiver, NJ: PearsonEducation, Inc., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.