Научная статья УДК 34
© Шутова А.С., 2024
ОБ ИНТЕГРАЦИИ 3D-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анастасия Сергеевна Шутова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу уровня технического оснащения экспертных подразделений и соответствия уровня компетенции специалистов-криминалистов современным задачам, обусловленным текущей криминогенной обстановкой. Рассматривается возможность формирования и реализации интегративного подхода в судебно-экспертной деятельности.
Ключевые слова: современное оборудование, SD-технологии, интегративное знание, компетенция и компетентность специалиста и эксперта, трасологическая экспертиза
Для цитирования: Шутова А.С. Об интеграции SD-технологий в процесс производства транспортно-трасологических исследований // Безопасность дорожного движения. № 3. 2024. С. 36-40.
Original article
ON THE INTEGRATION OF 3D TECHNOLOGIES INTO THE PRODUCTION OF TRANSPORT AND TRACOLOGICAL RESEARCH
Anastasia S. Shutova
Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Abstract. The article is devoted to the analysis of the level of technical equipment of expert units and the correspondence of the level of competence of criminologists to the current tasks caused by the current criminogenic situation. Considers the possibility of forming and implementing an integrative approach in forensic activities.
Keywords: modern equipment, 3D-technologies, integrative knowledge, competence and competence of a specialist and expert, tracological expertise
For citation: Shutova A.S. On the integration of 3D technologies into the production of transport and tracological research // Road Safety. № 3. 2024. P. 36-40.
Современный этап развития цивилизации примечателен вступлением ее в постиндустриальную эпоху, в которой процессы интеграции и дифференциации воспринимаются как универсальные категории науки. Представляется, что именно эти процессы являются своеобразным двигателем качественных преобразований, происходящих в большинстве сфер жизнедеятельности общества, в том числе и в судебной экспертизе.
Рассмотрим практическую составляющую отражения процесса интеграции знаний в области судебной экспертизы, в частности в трасологических и транспортно-трасологических исследованиях, проводимых с целью установления механизма дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП).
Анализируя проблемы специальных знаний в области трасологии и транспортной трасологии, а также формируемых на их основе компетенций, необходимых для эффективной работы на месте ДТП, автор пришел к пониманию того, что на сегодняшний день речь идет о формировании принципиально нового интегративного подхода при освоении и применении знаний и навыков специалистами и экспертами в данной области.
Термин интеграция (integration - суммирование, восстановление целого из частей, объединение), возникший в XVII в. в сфере математики для обозначения операции соответствующей функции и понимаемый как результат математического процесса, в современном мире приобрёл статус универсального, общенаучного понятия.
Общенаучная дефиниция термина «интегративное знание» включает в себя единый комплекс знаний, суммирующий научные знания из гуманитарных и технических областей науки, способствующий их использованию в различных направлениях деятельности человека, в том числе для решения междисциплинарных задач, стимулирующий познавательную активность субъектов познания, позволяющий разносторонне оценивать результат деятельности и обеспечивающий общую компетентность специалистов [1].
С точки зрения судебной экспертизы под ин-тегративным знанием необходимо понимать искусственно синтезированное знание, формируемое положениями фундаментальных и прикладных наук в целях создания теоретической и методологической основы междисциплинарных отраслей научного знания [2].
Интеграция в данном случае определяется как способ реализации комплексного подхода в единоличной форме при проведении исследований и экспертиз, регламентированных ст. 201 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
При этом формируемая посредством процесса интеграции компетенция и компетентность экспертов и специалистов-криминалистов позволяет им единолично познавать целостный образ объекта, явления или процесса в ходе профессиональной деятельности. В качестве примера такого объекта может быть рассмотрено место ДТП.
Потребность освоения интегративного знания судебными экспертами и специалистами-криминали-
Road
стами на сегодняшний день объясняется увеличением многообразия видов осуществления преступной деятельности, ростом количества отдельных видов преступлений, видоизменением структуры преступности в целом, а также появлением специфических объектов экспертного исследования.
Следует отметить, что процесс интеграции в данной статье рассматривается через призму профессиональной компетенции и специальных знаний, необходимость обладания которыми содержится непосредственно в дефинициях ст. 57 «Эксперт» и ст. 58 «Специалист» УПК РФ [3], регламентирующих процессуальный статус специалиста-криминалиста и эксперта в уголовном судопроизводстве, а также в ст. 13 «Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту» Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ о ГСЭД) [4].
Одним из способов практического воплощения процесса интеграции в сфере судебной экспертизы и в то же время направлением развития данной области является адаптирование современных технологий для использования их возможностей в целях повышения эффективности экспертно-криминали-стической деятельности в процессе проведения следственных действий и производства трасологических и транспортно-трасологических исследований.
Представляется, что применение высокотехнологичных разработок и инструментов с учетом специфики рассматриваемой области может существенно улучшить традиционные алгоритмы работы экспертов и специалистов.
В качестве практического примера предлагаем рассматривать интеграцию на примере использования технологий 3D-сканирования, которые уже активно применяются в таких сферах, как медицина, машиностроение и архитектура, так как обеспечивают переход на качественно новый уровень при решении поставленных задач.
3D-оборудование, являясь одной из разновидностей информационных технологий, которые, в свою очередь, могут быть рассмотрены как составляющая специальных технических средств, должно соответствовать ряду требований, среди которых безопасность и сертификация данного оборудования.
Применение оборудования при производстве следственных действий, в частности осмотров мест ДТП, осуществляется на основании ч. 6 ст. 164 УПК РФ.
Представляется, что эффективное использование 3D-оборудования непосредственно при производстве исследований невозможно без совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих судебно-экспертную деятельность.
Так, статьи ФЗ о ГСЭД и УПК РФ, регламентирующие структуру и содержание заключения специалиста и эксперта, по нашему мнению, необходимо дополнить соответствующими положениями, раскрывающими возможности и пределы допустимости применения современных информационных технологий, в том числе и 3D-оборудования.
Среди практических аспектов судебно-экспертной деятельности, которые могут быть усовершенствованы путем интегрирования в нее 3D-оборудова-ния, особо выделим следующие:
1. Время производства отдельных следственных действий. В качестве примера, наглядно иллюстрирующего преимущества применения неров, приведем сравнение промежутков времени,
Safety
необходимых для проведения осмотра места происшествия, сопряженного с фиксацией и изъятием объемных следов ходовой части транспортных средств.
При применении модельных методов, основанных, как правило, на использовании слепочных масс на основе гипса, специалисту-криминалисту в зависимости от вида следовоспринимающей поверхности, особенностей следа и условий окружающей среды необходимо от 15 до 30 минут.
При применении 3D-оборудования в целях фиксации и изъятия вещественных доказательств длительность описанного процесса составляет счи-таные минуты вне зависимости от размерно-форменных характеристик следа. Необходимо также отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 166 УПК РФ в протоколе следственного действия должна быть сделана отметка о применении технических средств, к которым, как было указано ранее, может быть отнесено 3D-оборудование.
2. Качество и пригодность для дальнейшего исследования изъятых следов. Информативность копий следов, получаемых с использованием слепоч-ных масс, значительно ниже, чем информативность сканов, получаемых путем применения 3D-оборудо-вания. Представляется, что полученные цифровые сканы могут быть приложены к протоколу осмотра места происшествия по аналогии с фотографическими негативами, снимками и другими результатами производства следственного действия в рамках ч. 8 ст. 166 УПК РФ.
3. Разрушающее воздействие на следы. При использовании традиционных экспертно-кримина-листических методов изъятия и исследования объемных следов специалистами и экспертами на данные следы может быть оказано разрушающее воздействие. В таких условиях исключается возможность повторного изъятия и проведения дальнейших действий непосредственно со следом. При применении бесконтактных 3D-сканеров в случае необходимости имеется возможность повторного сканирования, так как физического взаимодействия с поверхностью следа в процессе сканирования не осуществляется.
На сегодняшний день одним из ключевых аспектов в деятельности специалистов-трасологов при осмотре мест происшествий по фактам ДТП является качественное обнаружение, фиксация, изъятие и исследование объемных следов, а именно, следов ходовой части транспортных средств, поверхностных следов, характеризующих направление движения транспортного средства и иных следов аналогичной природы происхождения, механизма образования и геометрических характеристик.
Указанные следы несут в себе значительный массив информации о причинах, условиях и обстоятельствах совершенного преступления, однако традиционно применяемые методы фиксации, изъятия и исследования данных следов не всегда позволяют произвести необходимые действия без потери и видоизменения криминалистически значимой информации, заключенной в них [5].
По нашему мнению, освоение и применение специалистами-криминалистами и экспертами, в частности трасологами, интегративных знаний, включающих синтез теоретических познаний в области механизма образования следов транспортных средств, а также навыки работы с современным сканирующим оборудованием, могут способствовать повышению эффективности их деятельности.
Внедрение технологий 3D-сканирования в процесс проведения фиксации, изъятия и исследования объектов трасологической и транспортно-трасологиче-ской экспертизы является важным этапом на пути к совершенствованию данной сферы, так как, во-первых, это достойная альтернатива традиционно применяемым инструментам, средствам и методам, во-вторых, это возможность оптимизировать и систематизировать процесс ведения учетов по указанным видам следов.
В целях проверки выводов, сделанных на теоретическом уровне, автором проведено практическое
исследование, сущность которого заключалась в фиксации и изъятия объемных следов на различных следо-воспринимающих поверхностях с использованием традиционных методов и технологий 3D-сканирования.
Для наглядного отображения возможностей применения 3D-оборудования, а именно 3D-сканера «Calibry Mini» автором в качестве одного из объектов фиксации представлено левое переднее крыло автомобиля «Volkswagen Polo» с повреждениями в виде объемных вдавленных следов в правой части (рис. 1, 2).
Рисунок 1 - Левое переднее крыло автомобиля «Volkswagen Polo» с повреждениями, зафиксированное при помощи 3D-сканера «Calibry Mini»
Рисунок 2 - Повреждение на левом переднем крыше автомобиля «Volkswagen Polo», зафиксированное при помощи 3D-сканера «Calibry Mini»
При использовании технологий 3D-скани-рования у специалиста-трасолога появляется возможность получить инвертированную модель следа (повреждения), которая по форменно-размерным характеристикам соответствует аналогичным характеристикам следообразующего объекта.
Также применение данных технологий позволяет детально исследовать полученную модель объекта и произвести необходимые измерения обнаруженных на ней следов в цифровом формате. В частности, на рис. 3 отображено измерение расстояния между двумя наиболее выступающими элементами инвертированного следа.
При более детальном исследовании специалист-трасолог, используя программное обеспечение сканера «Calibry Mini» - «Calibry Nest» может сделать «сечение профиля» любого выбранного участка отсканированного объекта без повреждения и видоизменения материального (реального) объекта.
Метод создания сечения профиля модели (создания профилограммы отсканированного объекта) является одной из важнейших функций, дающих значительное преимущество применению технологий 3D-сканирования над традиционными методами фиксации и исследования трасологических следов (рис. 4).
Рисунок 3 - Инверсия повреждения на левом переднем крыше автомобиля «Volkswagen Polo», зафиксированного при помощи 3D-сканера «Calibry Mini»
Рисунок 4 - Профилограмма повреждения на левом переднем крыле автомобиля «Volkswagen Polo», зафиксированного при помощи 3D-сканера «Calibry Mini»
Road
По результатам проведенного практического исследования можно сделать вывод, что оптимальным разрешением для исследования большей части типовых трасологических объектов, таких как следы подошвы обуви, следы транспортных средств, следы орудий взлома и аналогичные им по природе происхождения и механизму следообразования следы, является разрешение 0,1 мм, которым обладает ЭЭ-сканер «Calibry Mini».
В условиях применения традиционных экс-пертно-криминалистических методов фиксации и изъятия следов на примере представленного объекта в арсенале специалиста имеется только метод фотофиксации, с последующим исследованием следа-повреждения по фотоизображению или фотофиксация с последующим изъятием следа с объектом-носителем, то есть упаковка и изъятие крыла объекта целиком, что на практике представляется весьма затруднительным.
Таким образом, проведенное практическое исследование возможностей применения 3Э-обору-дования в экспертно-криминалистической деятельности, в частности в трасологии, позволило сделать следующие выводы:
1. Использование трехмерного сканирования предоставляет возможность специалистам и экспертам получить сложнопрофильную (полигональную) объемную модель следа путем оцифровывания следовоспринимающей поверхности исследуемого объекта.
2. Получение 3Э-моделей как способ фиксации и изъятия объемных следов обладает значительными преимуществами в сравнении с традиционными способами фиксации, так как в процессе не оказывается агрессивное, разрушающее воздействие на сканируемые объекты.
3. Для применения данного оборудования специалистом-криминалистом при осмотре места происшествия ему требуются дополнительные знания и навыки работы с техническими средствами и их программным обеспечением, что указывает на необходимость расширения компетенции сотрудников экспертно-криминалистических подразделений в рамках интегративного подхода.
4. Для интеграции в деятельность экспер-тно-криминалистических подразделений органов внутренних дел предлагается модель 3Э-сканера «Calibry Mini».
Данное оборудование соответствует всем критериям, предъявляемым к техническим средствам в области судебной экспертизы. Оно подходит как для использования при проведении осмотров мест происшествий и других следственных действий, так и для работы в лабораторных условиях. Устройство обладает достаточными техническими характеристиками для решения поставленных задач.
В целом внедрение современного оборудования в деятельность экспертов и специалистов - это один из элементов интегративного подхода, способствующего повышению результативности проведения следственных действий и производства экспертиз. Данный подход необходим для комплексного совершенствования сферы судебно-экспертной деятельности. Рассмотрим некоторые аспекты его формирования на примере расследования дорожно-транспортных преступлений.
При проведении транспортно-трасологиче-ских исследований и осмотров мест происшествий по фактам ДТП на сегодняшний день наблюдается
Safety
острая нехватка комплексных специализированных знаний, выходящих за пределы компетенции специалистов-криминалистов и экспертов, имеющих право на производство традиционных видов экспертиз.
Данный факт объясняется появлением новых видов объектов, обнаруживаемых на местах происшествий, таких как, электронные блоки управления автомобилем, видеорегистраторы и т.д. [6].
Вместе с тем следует отметить, что конструкция и строение транспортных средств за последние годы также подверглась значительным изменениям по вектору усложнения.
Еще одной немаловажной особенностью расследования преступлений в области дорожного движения является отсутствие четких алгоритмов действий и методических рекомендаций для участников следственно-оперативной группы, в частности, до сих пор остается нерешенным вопрос взаимодействия специалистов-криминалистов со специалистами в других областях знаний, привлекаемых к производству следственных действий и проведению предварительных исследований в «полевых условиях».
Осмотр места происшествия, являясь наиболее распространенным следственным действием при расследовании ДТП, на практике зачастую проводится с привлечением исключительно специалиста-криминалиста, что объясняется нехваткой кадров в области автотехники, физико-химических и компьютерных исследований.
Предлагаемый нами интегративный подход, в рамках которого специалист, привлекаемый к расследованию дорожно-транспортных происшествий, обладает соответствующими компетенциями в области криминалистики, судебной экспертизы, а также базовыми автотехническими знаниями, навыками работы с современным техническим оборудованием, способен восполнить существующий пробел и решить возникающие проблемы при работе специалистов-криминалистов и экспертов с рассмотренными объектами.
В данной статье интеграция рассмотрена в аспекте практического освоения дополнительных специальных знаний и приобретения навыков работы по применению современного 3Э-оборудова-ния специалистами-криминалистами и расширения их компетентности, а также как один из способов внедрения данного оборудования в традиционный рабочий алгоритм, но, следует отметить, что толкование данного понятия намного шире, и в научном мире рассматривается как системное образование.
Таким образом, интеграция научного знания обусловливает возможность использования в доказывании все новых и новых достижений современной науки, что способствует объективизации процесса доказывания, повышению эффективности судебно-экспертной деятельности и расширению сферы использования судебной экспертизы в судопроизводстве.
В стремительно развивающемся мире, в том числе криминальном, всестороннее исследование современных объектов возможно только при синтезировании специальных знаний из различных областей науки с последующим созданием концепции интегративного подхода при формировании профессиональной компетенции сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.
- Безопасность дорожного движения -
Список источников References
1. Клюева Г. А. Роль технологии концентрированного обучения в формировании интегративных профессиональных знаний // Технологические аспекты образовательного процесса: проблемы, поиск, опыт: сборник научных трудов. Екатеринбург, 2000. С. 90-98.
2. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М.: Проспект, 2010. 464 с.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.06.2024).
4. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.06.2024).
5. Шутова А.С. Применение технологий 3^ сканирования при исследовании трасологических объектов // Актуальные проблемы экспертно-криминалистической деятельности: сборник научных трудов Международной конференции (Москва, 24 июня 2021 г.). М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2021. С. 577-580.
6. Беляев М.В., Четвергов М.А. Электронные носители информации как средство уточнения механизма дорожно-транспортного происшествия // Интерполи-тех-2017: сборник материалов выставки средств обеспечения безопасности государства (Москва, 17-20 октября 2017 г.). М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2017. С. 64-65.
1. Klyueva G.A. The role of concentrated learning technology in the formation of integrative professional knowledge // Technological aspects of the educational process: problems, search, experience: collection of scientific papers. Yekaterinburg, 2000. P. 90-98.
2. Rossinskaya E.R., Galyashina E.I. The judge's handbook: forensic examination. M.: Prospekt, 2010. 464 p.
3. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated 18.12.2001 № 174-FZ (as amended on 14.02.2024) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.06.2024).
4. Federal Law dated 31.05.2001 № 73-FZ «On state forensic expertise in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.06.2024).
5. Shutova A.S. Application of 3-d scanning technologies in the investigation of tracological objects // Current problems of forensic expertise: collection of scientific papers of the International Conference (Moscow, 24.06.2021). M.: Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. P. 577-580.
6. Belyaev M.V., Chetvergov M.A. Electronic media as a means of clarifying the mechanism of a traffic accident // Interpolitech-2017: collection of materials of the exhibition of state security tools (Moscow, 17-20.10.2017). M.: Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. P. 64-65.
Информация об авторе
A.С. Шутова - адъюнкт факультета научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени
B.Я. Кикотя
Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117437 Information about the author
A.S. Shutova - postgraduate of the Faculty of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Contacts: ul. Akademika Volgina, d. 12, Moscow, Russia, 117437
Статья поступила в редакцию 05.08.2024; одобрена после рецензирования 12.08.2024; принята к публикации 19.08.2024. The article was submitted 05.08.2024; approved after reviewing 12.08.2024; accepted for publication 19.08.2024.