Научная статья на тему 'Об инновационной деятельности в Свердловской области (к разработке законопроекта Свердловской области)'

Об инновационной деятельности в Свердловской области (к разработке законопроекта Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / инновационные проекты / государственная поддержка инноваций / инновационная политика государства / регулирование и стимулирование инновационной деятельности / Innovations / innovative projects / the state support of innovations / the innovative policy of the state / regulation and stimulation of innovative activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разорвин И. В., Салчинский В. И., Богомолова Т. В., Иванченко В. Г., Глухов С. Ю.

Настоящий законопроект разработан авторским коллективом и предложен на рассмотрение областному правительству, а также в профильные комитеты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. Предлагаемые в законопроекте меры будут способствовать вовлечению в экономический и гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, диверсификации экономики на базе увеличения продукции с высокой степенью добавленной стоимости, увеличению доли инновационной продукции в валовом региональном продукте Свердловской области, техническому перевооружению производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present bill is developed by a group of authors and offered on consideration to the regional government, and also in profile committees of the Regional Duma of Legislative Assembly of Sverdlovsk area. Measures offered in the bill will promote involving in an economic and civil turn of objects of intellectual property, to expansion of economy on the basis of increase in production with a high degree of the added cost, to increase in a share of innovative production in a total regional product of Sverdlovsk area, to modernization of manufacture.

Текст научной работы на тему «Об инновационной деятельности в Свердловской области (к разработке законопроекта Свердловской области)»

Законотворчество. Инновации

ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (к разработке законопроекта Свердловской области)

И.В. РАЗОРВИН (фото),

доктор экономических наук, профессор, Уральская академия государственной службы,

В.И. САЛЧИНСКИЙ,

кандидат экономических наук, руководитель Консультационного центра по инновациям при ООО "Уральский дом науки и техники" и НП Патентных Поверенных "Новация",

Т.В. БОГОМОЛОВА,

консультант комитета по бюджету, финансам и налогам Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области,

B.Г. ИВАНЧЕНКО,

эксперт по сертификации систем менеджмента качества ИСО9001, директор НП "Уральское качество",

C.Ю. ГЛУХОВ,

международный аудитор систем менеджмента, директор по качеству ООО "Системы качества",

Т.А. ЕРЕМЕНКО,

консультант Уральского института регионального законодательства;

Д.С. БОБЫЛЕВ (фото),

кандидат экономических наук, доцент, Уральская ГСХА;

А.В. САЛЧИНСКИЙ,

ведущий специалист, "Агротех-сервис-инвест"

Ключевые слова: инновации, инновационные проекты, государственная поддержка инноваций, инновационная политика государства, регулирование и стимулирование инновационной деятельности.

Анализ процесса нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности за последние десять лет позволяет сделать вывод о том, что первым значимым документом в этой сфере явилась Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 832. Концепция определила целью формирование инновационной модели развития экономики государства.

В послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию на 2009 год и концепции долгосрочного социально-экономического развития России за основу будущего развития принята модель инновационного социально-ориентированного развития. Главное препятствие воспроизводству научно-технического потенциала в стране и полноценному осуществлению инновационной деятельности - отсутствие целостной национальной инновационной системы, неразвитость инновационной

инфраструктуры и несовершенство нормативно-правовой базы.

На сегодняшний день около 50 субъектов Российской Федерации, не дожидаясь федерального закона, приняли законы в сфере инновационной деятельности. Были приняты законы в республиках Казахстан, Кыргызской Республике, в Украине.

Принятие данного закона в Свердловской области не терпит отлагательств. Главной задачей исполнительных органов государственной власти Свердловской области по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года поставлена задача обеспечения реализации инновационного сценария долгосрочного развития Свердловской области.

В Свердловской области принята Концепция развития научного и научнотехнического потенциала отраслевой науки Свердловской области до 2020 года и план мероприятий по ее реализации на 2010-2012 годы. В целях реализа-

ции Концепции Правительством Свердловской области принят ряд нормативных правовых актов. Принятие закона об инновационной деятельности, по нашему мнению, придаст системность в развитии инновационной деятельности на территории Свердловской области.

Ключевые понятия "инновация" и "инновационная деятельность" приводятся с учетом определений, содержащихся в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 19982000 годы, а также с учетом международных стандартов: новая редакция руководства Фраскати, принятая организацией экономического содействия и развития (ОЭСР) в 1993 г. и Лиссабонская стратегия.

Важным моментом является создание Уполномоченного органа, призванного формировать государственную инновационную политику, определять стратегию инновационного развития области, готовить перечень и обеспечивать разработку приоритетных инновационных проектов, исходя из приоритетов социально-экономического развития Свердловской области, осуществлять отбор проектов, мониторинг инновационных проектов и субъектов инновационной деятельности и т.д.

Предлагаемые нами меры будут способствовать вовлечению в экономический и гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, диверсификации экономики на базе увеличения продукции с высокой степенью добавленной стоимости, увеличению доли инновационной продукции в валовом региональном продукте Свердловской области, техническому перевооружению производства.

Разрабатываемый нами проект закона носит стратегический характер, закладывает основы для выработки и реализации государственной инновационной политики и формирования региональной инновационной системы, что, на наш взгляд, будет способствовать становлению национальной инновационной системы. Этим самым создают условия для взаимодействия органов государственной власти Свердловской области и хозяйствующих субъектов, ориентирован-

Innovations, innovative projects, the state support of innovations, the innovative policy of the state, regulation and stimulation of innovative activity.

Законотворчество. Инновации

ных на инновационный путь развития.

Целью представленного нами законопроекта Свердловской области является:

- развитие и эффективное использование инновационного потенциала Свердловской области;

- создание благоприятных условий для повышения активности субъектов инновационной деятельности;

- введение в хозяйственный оборот новой наукоемкой, конкурентоспособной продукции и услуг, обеспечивающих экономический рост;

- повышение качества жизни людей.

Разрабатываемый нами законопроект предусматривает создание уполномоченного органа в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, а также совещательного органа Совета по развитию инновационной деятельности в Свердловской области. Создание Совета призвано осуществлять координацию деятельности субъектов инновационной деятельности, обсуждения и проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов и программ по вопросам развития инновационной деятельности, организации общественного мониторинга коммерциализации и внедрения инноваций, выработки рекомендаций исполнительным органам государственной власти Свердловской области, выдвижения и поддержки инициатив, направленных на формирование стимулов к инновационному развитию, организации областных инновационных конкурсов, подготовки предложений по присвоению званий и присуждению премий за лучшую работу в сфере инновационной деятельности.

Законом предусматривается представление государственной поддержки субъектам ИД, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области.

Предусматриваются финансовые, имущественные, организационные и информационные меры поддержки.

В качестве финансовых мер предусматриваются:

- установление налоговых преференций,

- предоставление государственных гарантий,

- предоставление субсидий из областного бюджета, в том числе на уплату процентов по банковским кредитам.

В качестве имущественных мер предусматривается:

- передача на конкурсной основе государственного казенного имущества Свердловской области;

- установление на конкурсной основе размера арендной платы за пользование государственным казенным имуществом Свердловской области с понижающими коэффициентами, предоставление отсрочки по внесению арендной платы;

- предоставление прав на использо-

вание объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые относятся к государственной казне Свердловской области;

- участие Свердловской области в создании юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, в том числе внесение государственного казенного имущества Свердловской области, средств областного бюджета в качестве вкладов в их уставные капиталы.

В качестве организационных и информационных мер предусматривается:

- содействие развитию кадрового потенциала в инновационной сфере, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в инновационной сфере,

- предоставление субъектам инновационной деятельности информации из информационных систем органов государственной власти Свердловской области;

- организационное и информационное содействие субъектам инновационной деятельности при их обращении к федеральным органам государственной власти с целью получения средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ;

- организационное и информационное содействие в установлении внешнеэкономических связей, необходимых для активизации инновационной деятельности.

Ниже представлен разработанный нами проект закона об инновационной деятельности в Свердловской области (текст приводится в авторской редакции).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает цели и принципы инновационной деятельности в Свердловской области, основы государственного регулирования инновационной деятельности в Свердловской области, а также меры государственной поддержки субъектов инновационной деятельности в Свердловской области, порядок и условия предоставления этих мер государственной поддержки.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) инновационная деятельность -вид деятельности, представляющий собой комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий по трансформации и материализации новых идей, результатов исследований и разработок в технологически новые или усовершенствованные продукты (товары, работы, услуги);

инновация - конечный результат инновационной деятельности (инновационный продукт), реализуемый на внутреннем или внешнем рынках;

субъекты инновационной деятельности - физические и (или) юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность в Свердловской области;

государственная поддержка инновационной деятельности в Свердловской области - составная часть государственной инновационной политики, представляющая собой совокупность основных направлений и механизмов предоставления мер государственной поддержки, полномочий и действий органов государственной власти Свердловской области, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности;

инновационная инфраструктура - совокупность коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений, а также их объединений, способствующих осуществлению инновационной деятельности (инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные технопарки, венчурные фонды и иные организации);

6) инновационный потенциал Свердловской области - совокупность природных, интеллектуальных, материальных, финансовых, научно-технических, кадровых, организационных и иных ресурсов, привлекаемых для выполнения инновационных программ, проектов и мероприятий.

Статья 3. Цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности в Свердловской области

1. Государственная поддержка инновационной деятельности в Свердловской области осуществляется в целях развития и эффективного использования инновационного потенциала, создания благоприятных условий для повышения активности субъектов инновационной деятельности, введения в хозяйственный оборот новой наукоемкой, конкурентоспособной продукции и услуг, обеспечивающих экономический рост и повышение качества жизни людей.

2. Основными принципами осуществляемой органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки инновационной деятельности являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов инновационного предпринимательства за оказанием поддержки;

2) участие субъектов инновационной деятельности в реализации государственного стимулирования инновационной деятельности, разработке и реализации государственных программ по развитию инновационной деятельности;

3) рациональное сочетание форм государственного стимулирования с эффективным функционированием конкурентных рыночных механизмов и саморегулированием в сфере инновационной деятельности;

4) открытость процедур оказания государственной поддержки;

5) равный доступ субъектов инновационной деятельности к государственной поддержке;

Законотворчество. Инновации

6) поддержка добросовестных субъектов инновационного предпринимательства и перспективных инновационных проектов с учетом социальноэкономической значимости для экономики области;

7) использование форм и механизмов государственной поддержки, не затрудняющих деятельность других хозяйствующих субъектов и не создающих неравные условия конкуренции;

8) консолидация усилий органов государственной власти Свердловской области, субъектов инновационной и иных физических и юридических лиц при реализации политики стимулирования и развития инновационной деятельности. Глава 2. Государственное регулирование инновационной деятельности в Свердловской области

Статья 4. Основные направления деятельности органов государственной власти Свердловской области по развитию инновационной деятельности в Свердловской области

В целях обеспечения развития инновационной деятельности в Свердловской области органы государственной власти Свердловской области в пределах своей компетенции:

1) осуществляют за счет средств областного бюджета подготовку и реализацию областных программ развития инновационной деятельности в Свердловской области;

2) принимают участие в реализации федеральных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности в Свердловской области;

3) создают необходимые условия для развития инновационной инфраструктуры в Свердловской области;

4) содействуют подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для инновационной деятельности;

5) принимают меры по защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности в Свердловской области;

6) оказывают содействие муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, в разработке и реализации программ развития инновационной деятельности;

7) решают иные вопросы в сфере развития инновационной деятельности.

Статья 5. Осуществление органами государственной власти Свердловской области контроля в сфере предоставления субъектам инновационной деятельности мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом

1. Контроль в сфере предоставления субъектам инновационной деятельности мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом, в пределах их компетенции, предусмотренной федеральным и областным законодательством, осуществляют Законодательное Собрание Свердловской области, Губернатор Свердловской области, Правительство Свердловской

области, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности и другие исполнительные органы государственной власти Свердловской области, а также органы государственного финансового контроля, созданные соответственно Законодательным Собранием Свердловской области и Правительством Свердловской области.

2. Для осуществления контроля в сфере предоставления субъектам инновационной деятельности мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности ведет реестр субъектов инновационной деятельности, которым предоставлены отдельные меры государственной поддержки, установленные настоящим Законом.

Форма реестра субъектов инновационной деятельности, которым предоставлены отдельные меры государственной поддержки, установленные настоящим Законом, и порядок его ведения утверждаются нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области.

Сведения, предусмотренные в реестре субъектов инновационной деятельности, которым предоставлены отдельные меры государственной поддержки, установленные настоящим Законом, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте Свердловской области в сети "Интернет".

3. Правительство Свердловской области ежегодно в течение 15 дней после внесения Губернатором Свердловской области в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области проекта закона Свердловской области об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год направляет палатам Законодательного Собрания Свердловской области информацию о предоставлении субъектам инновационной деятельности мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом.

Статья 6. Уполномоченный орган государственной власти Свердловской области в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности

Для эффективного использования и развития инновационного потенциала Свердловской области, формирования стимулов к инновационному развитию, координации деятельности органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности, Губернатор Свердловской области определяет орган исполнительной власти Свердловской области, упол-

номоченный в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности.

Статья 7. Совет по развитию инновационной деятельности в Свердловской области

1. Правительством Свердловской области может быть создан совещательный орган в сфере развития инновационного предпринимательства в Свердловской области - Совет по развитию инновационной деятельности в Свердловской области (далее - Совет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В случае принятия решения о создании Совета, в его составе должно быть обеспечено участие в количестве не менее двух третей от общего числа членов Совета субъектов инновационной деятельности, представителей инновационной инфраструктуры и некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов инновационной деятельности.

3. Совет создаётся в целях координации деятельности субъектов инновационной деятельности для повышения их экономической активности, обсуждения и проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов и программ по вопросам развития инновационной деятельности, организации общественного мониторинга коммерциализации и внедрения инноваций, выработки рекомендаций исполнительным органам государственной власти Свердловской области, выдвижения и поддержки инициатив, направленных на формирование стимулов к инновационному развитию, организации областных инновационных конкурсов, подготовки предложений по присвоению званий и присуждению премий за лучшую работу в сфере инновационной деятельности.

5. Порядок создания и деятельности Совета определяется нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым Правительством Свердловской области.

Статья 8. Финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета

Выделение финансовых ресурсов на осуществление инновационной деятельности на территории Свердловской области производится в соответствии с утвержденной областной инновационной программой при формировании областного бюджета на очередной год. Глава 3. Предоставление мер государственной поддержки субъектам инновационной деятельности в Свердловской области Статья 9. Меры государственной поддержки, которые могут предоставляться субъектам инновационной деятельности в Свердловской области Настоящим Законом устанавливаются следующие меры государственной поддержки, которые могут предоставляться субъектам инновационной деятельности:

1) установление для субъектов ин-

Законотворчество. Инновации

новационной деятельности особенных условий налогообложения на уровне субъекта Федерации, а также федеральными налогами, в части отдельных элементов налогообложения, установление которых в соответствии с федеральным законодательством отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) предоставление на конкурсной основе субъектам инновационной деятельности государственных гарантий Свердловской области по обязательствам, связанным с реализацией инновационных проектов;

3) предоставление субсидий из областного бюджета в целях компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами инновационной деятельности для реализации инновационных проектов;

4) предоставление субсидий на конкурсной основе для осуществления предусмотренных в инновационных проектах расходов на инвестиции в основные средства и объекты интеллектуальной собственности;

5) передача на конкурсной основе государственного казенного имущества Свердловской области в безвозмездное пользование, за плату во временное владение и пользование, установление на конкурсной основе размера арендной платы за пользование государственным казенным имуществом Свердловской области с понижающими коэффициентами, предоставление отсрочки по внесению арендной платы;

6) предоставление прав на использование объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые относятся к государственной казне Свердловской области;

7) участие Свердловской области в установленном законодательством порядке в создании юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, в том числе внесение государственного казенного имущества Свердловской области, средств областного бюджета в качестве вкладов в их уставные капиталы;

8) предоставление средств областного бюджета на развитие инновационной инфраструктуры на территории Свердловской области в рамках областных целевых государственных программ;

9) содействие развитию кадрового потенциала в инновационной сфере, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в инновационной сфере, включая специалистов в области инновационного менеджмента, в том числе за счет средств областного бюджета;

10) предоставление субъектам инновационной деятельности информации из информационных систем орга-

нов государственной власти Свердловской области по вопросам, связанным с осуществлением инновационной деятельности;

11) организационное и информационное содействие субъектам инновационной деятельности при их обращении к федеральным органам государственной власти с целью получения средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ;

12) организационное и информационное содействие в установлении внешнеэкономических связей, необходимых для активизации инновационной деятельности.

В случаях, предусмотренных федеральными и областными законами, субъектам инновационной деятельности в Свердловской области могут предоставляться иные меры государственной поддержки в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

Статья 10. Субъекты инновационной деятельности, которым могут предоставляться меры государственной поддержки, установленные настоящим Законом

1. Субъектами инновационной деятельности, которым могут предоставляться установленные для них настоящим Законом меры государственной поддержки, являются:

а) физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность на территории Свердловской области;

б) коммерческие и некоммерческие организации и учреждения, а также их объединения, способствующие осуществлению инновационной деятельности на территории Свердловской области (инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные технопарки, венчурные фонды и иные организации).

2. Меры государственной поддержки не предоставляются субъектам инновационной деятельности:

а) находящимся в стадии реорганизации или ликвидации;

б) имеющим просроченную задолженность по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

в) имеющим задолженность по выплате заработной платы своим работникам;

г) на имущество которых наложен арест.

Статья 11. Условия предоставления субъектам инновационной деятельности мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом

Меры государственной поддержки, установленные настоящим Законом,

предоставляются субъектам инновационной деятельности при соблюдении ими предусмотренных настоящим Законом, законом Свердловской области об областном бюджете, законами Свердловской области о налогах и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области в соответствии с этими законами, условий предоставления этих мер.

Статья 12. Отбор субъектов инновационной деятельности для предоставления им мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом

1. Меры государственной поддержки предоставляются субъектам инновационной деятельности по результатам отбора, осуществляемого путем проведения конкурса и (или) без проведения конкурса. При осуществлении отбора субъектов инновационной деятельности для предоставления мер государственной поддержки должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) принцип учета особенностей социально-экономического развития муниципальных образований и территорий Свердловской области, на которых осуществляется инновационная деятельность;

2) принцип оценки социально-экономических последствий осуществления инновационной деятельности;

3) принцип оценки эффективности, значимости и масштабности инновационных проектов.

2. Критериями отбора субъектов инновационной деятельности в целях предоставления им мер государственной поддержки, являются:

1) мировой уровень конкурентоспособности инновационного продукта, услуги, технологии;

2) наличие опытных образцов с подтверждением апробации на рынке;

3) наличие конструкторского и технологического сопровождения;

4) возможность тиражирования новой продукции;

5) наличие патентной чистоты инновационных продуктов или технологии;

6) соблюдение требований по сертификации инновационной продукции, лицензированию производства и получению разрешений от надзорных органов.

3. Порядок и сроки проведения отбора на право предоставления мер государственной поддержки устанавливаются Правительством Свердловской области.

Настоящий законопроект разработан авторским коллективом и предложен на рассмотрение областному правительству, а также в профильные комитеты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.

Литература

1. Закон Томской области от 4 сентября 2008 года № 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области".

2. Васильева Ю. Творчеству дадут свободу. Закон "Об инновационной деятельности" переведет ее на саморегулирование // Российская Бизнес-газета. №740 (7) от 2 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.