Научная статья на тему 'ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
466
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / УПРАВЛЕНИЕ / SECURITY / TRANSPORT / TRAFFIC / INFORMATION TECHNOLOGY / HARDWARE AND SOFTWARE COMPLEX / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самокутяев Александр Михайлович, Шиндин Виктор Владимирович

В современном мире невозможно представить свою повседневную жизнедеятельность без информационных технологий. История становления распространяется на весь прошлый век, а то и раньше. Прорывной этап в применении информационных технологий произошел в конце ушедшего столетия. В настоящее время мы уже не видим современную жизнь без повсеместных информационных гаджетов, основными уникальными характеристиками стали глобальность, доступность и работа в режиме реального времени, так называемый «онлайн». Масштабность применения информационных технологий продемонстрировали свою как повседневную социальную эффективность, так и организацию жизнедеятельности в условиях кризисных ситуаций, в том числе последней чрезвычайной ситуации бактериологического характера, пандемии международного характера. Особый современный параметр «многосферность» - задействование для решения задач социально-экономического и иного характера, компьютеризированных информационных систем (аппаратно-программных комплексов), относящихся к организации управления, обеспечивающих информационных технологий, технических комплексов, находящихся в различных (удаленных) территориях, акваториях, воздушно-космическом пространстве. В работе сделана попытка отражения современного уровня развития и применения информационных технологий в целях обеспечения безопасности дорожного движения на примере совершенствования информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самокутяев Александр Михайлович, Шиндин Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ROAD SAFETY INFORMATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the modern world, it is impossible to imagine your daily life without information technology. The history of formation extends over the entire past century, and even earlier. A breakthrough stage in the use of information technology took place at the end of the past century. Currently, we no longer see modern life without ubiquitous information gadgets, the main unique characteristics are globality, accessibility and work in real time, the so-called "online". The scale of the use of information technologies have demonstrated their both everyday social efficiency and the organization of life in crisis situations, incl. the latest bacteriological emergency, an international pandemic. A special modern parameter "multi-sphere" is the use of computerized information systems (hardware-software complexes) related to the organization of management, providing information technologies, technical complexes located in various (remote) territories, water areas, to solve problems of a socio-economic and other nature, aerospace. An attempt is made in the work to reflect the current level of development and application of information technologies in order to ensure road safety by the example of improving the information support of the RF State Traffic Inspectorate units.

Текст научной работы на тему «ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 614.862:004.9

DOI 10.21685/2307-4205-2020-3-2

А. М. Самокутяев, В. В. Шиндин

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

A. M. Samokutyaev, V. V. Shindin

ABOUT THE ROAD SAFETY INFORMATION SYSTEM

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В современном мире невозможно представить свою повседневную жизнедеятельность без информационных технологий. История становления распространяется на весь прошлый век, а то и раньше. Прорывной этап в применении информационных технологий произошел в конце ушедшего столетия. В настоящее время мы уже не видим современную жизнь без повсеместных информационных гаджетов, основными уникальными характеристиками стали глобальность, доступность и работа в режиме реального времени, так называемый «онлайн». Масштабность применения информационных технологий продемонстрировали свою как повседневную социальную эффективность, так и организацию жизнедеятельности в условиях кризисных ситуаций, в том числе последней чрезвычайной ситуации бактериологического характера, пандемии международного характера. Особый современный параметр «мно-госферность» - задействование для решения задач социально-экономического и иного характера, компьютеризированных информационных систем (аппаратно-программных комплексов), относящихся к организации управления, обеспечивающих информационных технологий, технических комплексов, находящихся в различных (удаленных) территориях, акваториях, воздушно-космическом пространстве. В работе сделана попытка отражения современного уровня развития и применения информационных технологий в целях обеспечения безопасности дорожного движения на примере совершенствования информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции РФ.

Ключевые слова: безопасность, транспорт, дорожное движение, информационные технологии, аппаратно-программный комплекс, управление.

Abstract. In the modern world, it is impossible to imagine your daily life without information technology. The history of formation extends over the entire past century, and even earlier. A breakthrough stage in the use of information technology took place at the end of the past century. Currently, we no longer see modern life without ubiquitous information gadgets, the main unique characteristics are globality, accessibility and work in real time, the so-called "online". The scale of the use of information technologies have demonstrated their both everyday social efficiency and the organization of life in crisis situations, incl. the latest bacteriological emergency, an international pandemic. A special modern parameter "multi-sphere" is the use of computerized information systems (hardware-software complexes) related to the organization of management, providing information technologies, technical complexes located in various (remote) territories, water areas, to solve problems of a socio-economic and other nature, aerospace. An attempt is made in the work to reflect the current level of development and application of information technologies in order to ensure road safety by the example of improving the information support of the RF State Traffic Inspectorate units.

Keywords: security, transport, traffic, information technology, hardware and software complex, management.

Транспорт всегда нуждался в качественной информации в силу собственной высокой мобильности.

В прошлом веке в интересах организации движения автомобильного транспорта стали повсеместно активно использоваться возможности космической группировки. Для решения проблем организации связи, пространственного позиционирования в интересах организации дорожного движения ратифицировались международные договора, правовые и нормативные акты, декларировались

© Самокутяев А. М., Шиндин В. В., 2020

целевые программы, реализовывались социально-экономические программы, направленные на повышение качества дорожного движения, прежде всего, направленного на безопасность и комфортность эксплуатации автомобильного и иного транспорта.

В конце XX в. регистрационные действия с транспортными средствами, выдача и замена водительских удостоверений на право управления транспортными средствами проводились регистра-ционно-экзаменационными подразделениями Госавтоинспекции по месту регистрации заявителя путем отражения совершенных операций в реестрах регистрационных действий и выдачи водительских удостоверений. Вся фиксация производилась в рукописном виде на бумажном носителе. Данные сведения помещались в архив и составляли ручную картотеку. Заявителю для внесения изменений в регистрационные действия с транспортным средством: снятие автомобиля с регистрационного учета, замены водительского удостоверения, - приходилось обращаться в регистрационно-экзаменационное подразделение по месту ранее совершенного регистрационного действия, что приводило к дополнительным временным затратам при поиске информации в ручной картотеке.

В целях совершенствования организации учета автомототранспортных средств, государственных регистрационных знаков, водительских и регистрационных документов был издан приказ МВД России № 125 от 31.03.1995 «Об учете автомототранспортных средств и специальной продукции Госавтоинспекции» (в настоящее время утратил силу).

В соответствии с данным приказом была утверждена и введена в действие с 1 мая 1995 г. Инструкция автомототранспортных средств и специальной продукции Госавтоинспекции. До 1 апреля 1996 г. был разработан и введен в эксплуатацию программно-технический комплекс федеральной автоматизированной информационно-поисковой системы учета автомототранспортных средств (АИПС «Автомобиль»).

Данный учет предназначался для сбора, хранения, обработки и выдачи сведений об автомото-транспортных средствах и прицепах к ним, собственниках транспортных средств или их законных представителях, изготовленных бланках регистрационных и водительских документов и государственных регистрационных знаках транспортных средств, о похищенной (утраченной) спецпродукции, а также о похищенных (утраченных) регистрационных и водительских документах и государственных регистрационных знаках.

Учет осуществлялся в целях обеспечения полноты информации о зарегистрированных транспортных средствах и спецпродукции, выполнения розыскных и мобилизационных мероприятий, осуществления надзора за конструкцией транспортных средств при их регистрации и технических осмотрах.

При совершении регистрационных действий порядок формирования учета транспортных средств подразумевал два способа: ручной и автоматизированный. При ручном способе учета составлялось три экземпляра карточек. Один экземпляр карточки оставался в картотеке подразделения Госавтоинспекции, зарегистрировавшего транспортное средство, второй экземпляр направлялся в Госавтоинспекцию горрайоргана внутренних дел по месту жительства физического лица, расположения юридического лица, месту жительства иных лиц или бронирования жилплощади в пределах территории, на которую распространялась деятельность подразделения Госавтоинспекции, зарегистрировавшего транспортное средство. Третий экземпляр направлялся в ГАИ МВД, ГУВД, УВД, где формировалась региональная картотека, сгруппированная по регистрационным знакам транспортных средств. Из первых и вторых экземпляров карточек учета транспортных средств формировались картотеки в подразделениях Госавтоинспекции по месту регистрации транспортных средств - по сериям регистрационных знаков, в подразделениях Госавтоинспекции горрайорганов внутренних дел - по предприятиям, учреждениям, организациям и по фамилии физических лиц в алфавитном порядке. При автоматизированном процессе формирования картотек информация, указанная в карточке учета транспортных средств, направлялась по каналам связи в те же подразделения, что и при ручном способе учета, где после предварительного контроля и обработки заносилась в базы данных региональной автоматизированной системы учета автомототранспортных средств (АИПС «Автомобиль»). Из региональной базы данных информация ежесуточно передавалась в установленном ГУГАИ МВД России формате по каналам связи в соответствующий межрегиональный отдел информационного обеспечения оперативно-поисковой системы по розыску автомототранспортных средств. Межрегиональные отделы обеспечивали между собой информационное взаимодействие в запросном режиме. Запросы оформлялись в виде текстовой строки и направлялись по телеграф-

ным и телефонным коммутируемым или выделенным каналам связи в региональный центр автоматизированной информационно-поисковой системы розыска автомототранспортных средств по территориальности. Региональные центры при необходимости направляли запросы в межрегиональные, а межрегиональные - в федеральный центр. Запросы исполнялись в тот же день. Ответ помещался в соответствующий почтовый каталог и мог быть получен абонентом по каналам связи. Данный способ обмена информацией подразумевал определенный интервал времени между направлением запроса и получением ответа, что в конечном счете приводило к длительному совершению регистрационного действия, а также излишнему документообороту.

Следующим шагом по совершенствованию использования централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов подразделениями Госавтоинспекции было издание приказа МВД России № 356 от 18.05.1999 «О мерах по совершенствованию использования централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Данный приказ преобразовал информационно-поисковую систему розыска автомототранспортных средств межрегиональной специальной заградительной системы контрольных постов милиции в систему информационного обеспечения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждал Временное положение о системе информационного обеспечения подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утратило силу в связи с изданием приказа МВД России № 1144 от 03.12.2007), а также типовую структуру региональных подразделений информационного обеспечения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Основные функции системы информационного обеспечения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1. Формирование, ведение и использование централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов: разыскиваемых автомототранспортных средств (автоматизированная информационно-поисковая система «Розыск»); зарегистрированных автомототранспортных средств (АИПС «Автомобиль»); распределенной, утраченной, похищенной, выбракованной спецпродукции Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (АИПС «Документ»); выданных водительских удостоверений (АИПС «Водитель»).

2. Ведение и использование централизованных учетов ГИЦ МВД России, ИЦ при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации: разыскиваемых автомототранспортных средств (АИПС «Автопоиск»); лиц, объявленных в федеральный розыск (АИПС «ФР - Оповещение»); утраченного и выявленного огнестрельного оружия (АИПС «Оружие»).

Одной из основных задач региональных подразделений информационного обеспечения Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации являлось обеспечение подразделений ГИБДД МВД России информацией о зарегистрированных, разыскиваемых транспортных средствах, распределенной, утраченной, похищенной, выбракованной спецпродукции ГИБДД МВД России, выданных водительских удостоверениях, лицах, объявленных в федеральный розыск, утраченном и выявленном огнестрельном оружии, прошедших таможенное оформление транспортных средствах, получении сведений. В связи с созданием данных подразделений получение сведений стало носить оперативный характер, временные промежутки минимизировались.

В целях повышения эффективности информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции и иных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, а также их взаимодействия с соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и организациями был подписан приказ МВД России № 1144 от 03.12.2007 «О системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции», в котором утверждалось положение о системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции, наставление по организации формирования и ведения специализированных учетов федеральной специализированной территориально распределенной информационной системы Госавтоинспекции, а также требования к информационному взаимодействию в федеральной специализированной территориально распределенной информационной системе Госавтоинспекции.

С 1 августа 2016 г. введено в эксплуатацию специальное программное обеспечение федеральной информационной системы Госавтоинспекции на базе инфраструктуры единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Целью данной системы является организация единого централизованного информационного пространства Госавтоинспекции, обеспечение эффективной информационной поддержки деятельности подразделений МВД России и территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также информационного обмена с заинтересованными органами в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. Данное программное обеспечение является единым на всей территории Российской Федерации и позволяет получать информацию в режиме реального времени. В состав системы входят подсистемы:

- «Транспортные средства» - предназначена для автоматизации проведения регистрационных действий с транспортными средствами в целях обеспечения предоставления подразделениями Госавтоинспекции государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, включая межведомственное информационное взаимодействие в ходе предоставления государственной услуги;

- «Водительские удостоверения» - предназначена для автоматизации функций Госавтоинспекции по учету сведений о выданных российских национальных и международных водительских удостоверениях, лицах, получивших водительское удостоверение, а также для обеспечения предоставления подразделениями Госавтоинспекции государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, включая межведомственное информационное взаимодействие в ходе предоставления государственной услуги;

- «Административные правонарушения» - предназначена для учета административных правонарушений, по которым сотрудники Госавтоинспекции уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении, и автоматизации процесса производства по ним, а также информационного обеспечения оказания подразделениями Госавтоинспекции государственной услуги по предоставлению сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения;

- «Специальная продукция» - предназначена для учета распределенной в подразделения Госавтоинспекции, утраченной, похищенной, уничтоженной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении;

- «Получение и предоставление сведений» - предназначена для обеспечения взаимодействия ФИС ГИБДД-М с прикладными сервисами ИСОД МВД России, информационными системами МВД России, а также с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги и исполняющих государственные или муниципальные функции, а также организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг.

С внедрением специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции повысилось качество предоставление государственных услуг по линии обеспечения безопасности дорожного движения.

Библиографический список

1. О полиции : федер. закон № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г.

2. Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы : утв. постановлением Правительства РФ № 230 от 23 марта 2016 г.

3. Северцев, Н. А. Моделирование безопасности функционирования динамических систем / Н. А. Северцев, А. В. Бецков. - Москва : ТЭИС, 2015. - 327 с.

4. Бецков, А. В. Теоретические и организационные основы формирования аэромобильных комплексов МВД России. Академия управления МВД России / А. В. Бецков. - Москва : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. - 198 с.

5. Михайлов, В. С. Интегральные оценки в теории надежности. Введение и основные результаты / В. С. Михайлов, Н. К. Юрков. - Пенза : Техносфера, 2020. - 152 с.

References

1. O politsii: feder. zakon № 3-FZ ot 7 fevralya 2011 g. [About the police: feder. law no. 3-FZ of February 7, 2011]. [In Russian]

2. Federal'naya kosmicheskaya programma Rossii na 2016-2025 gody: utv. postanovleniem Pravitel'stva RF № 230 ot 23 marta 2016 g. [Federal space program of Russia for 2016-2025: approved by decree of the Government of the Russian Federation No. 230 of March 23, 2016]. [In Russian]

3. Severtsev N. A., Betskov A. V. Modelirovanie bezopasnosti funktsionirovaniya dinamicheskikh sistem [Modeling the safety of dynamic systems]. Moscow: TEIS, 2015, 327 p. [In Russian]

4. Betskov A. V. Teoreticheskie i organizatsionnye osnovy formirovaniya aeromobil'nykh kompleksov MVD Rossii. Akademiya upravleniya MVD Rossii [Theoretical and organizational bases of formation of airmobile complexes of the Ministry of internal Affairs of Russia. Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Moscow: MGU im. M. V. Lomonosova, 2009, 198 p. [In Russian]

5. Mikhaylov V. S., Yurkov N. K. Integral'nye otsenki v teorii nadezhnosti. Vvedenie i osnovnye rezul'taty [Integral estimates in reliability theory. Introduction and main results]. Penza: Tekhnosfera, 2020, 152 p. [In Russian]

Самокутяев Александр Михайлович

Герой России, летчик-космонавт, заместитель командира отряда космонавтов ФГБУ НИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина (Россия, Московская область, Щелковский район, Звездный городок) E-mail: [email protected]

Шиндин Виктор Владимирович

слушатель,

Академия управления МВД России (Россия, г. Москва,

ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8) E-mail: [email protected]

Samokutyaev Alexander Mikhailovich

Hero of Russia, pilot-cosmonaut, Deputy Commander of the Cosmonaut Detachment of the Gagarin Research Institute of the CTC (Star City, Shchelkovsky district, Moscow region, Russia)

Shindin Victor Vladimirovich

student,

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(8 Zoe and Alexandra Kosmodemyanskikh street, Moscow, Russia)

Образец цитирования:

Самокутяев, А. М. Об информационной системе обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации / А. М. Самокутяев, В. В. Шиндин / / Надежность и качество сложных систем. -2020. - № 3 (31). - С. 15-19. - БОТ 10.21685/2307-4205-2020-3-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.