Научная статья на тему 'Об идентификации слаборазвитых и депрессивных регионов'

Об идентификации слаборазвитых и депрессивных регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
340
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОРАЗВИТЫЙ И ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ / SWOT-АНАЛИЗ / UNDERDEVELOPED AND DEPRESSIVE REGIONS / STATE REGIONAL ECONOMIC POLICY / STATE REGULATION AND MANAGEMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT / SWOT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Соян Мерген Кыстай-оолович, Котельников Валерий Ильич

В статье обсуждаются принципиальные отличия слаборазвитых регионов от депрессивных. Эти отличия имеют методологическое и практическое значение, поскольку инструменты, способы, методы и механизмы государственного регулирования и управления в указанных регионах существенно различаются. Особенности слаборазвитого региона рассматриваются на примере Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About identification of underdeveloped and depressive regions

In article it is discussed about basic differences of underdeveloped and depressive regions. These differences have both methodological, and practical values as tools, ways, methods and mechanisms of state regulation and management of the underdeveloped region essentially differs from the depressive. As an example of the underdeveloped region the Republic Tyva is considered.

Текст научной работы на тему «Об идентификации слаборазвитых и депрессивных регионов»

М. К. Соян1 , В. И. Котельников2 ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛАБОРАЗВИТЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ

В нашей стране экономические различия регионов сопоставимы с мировыми различиями. Так, экономическое положение слаборазвитых регионов можно сравнить с положением отсталых стран Африки, а экономически сильные регионы -с развитыми странами мира. Например, в Республике Ингушетия валовой региональный продукт равен 1640 долл. на душу населения, что соответствует уровню таких бедных стран, как Сенегал, Кот-д'Ивуар и Кения, в то время как Москва по этому показателю сравнима с США (ВВП Москвы равен 46,3 тыс. долл. на душу населения).

Изучению различных аспектов дифференциации регионов России по уровню социально-экономического развития посвящено много научных работ [6, 8]. Проводится динамический анализ состояния регионов как по отдельным социально-экономическим показателям, так и по сводным, интегрирующим индикаторам. Постоянно осуществляются их актуализация и мониторинг [10], по результатам которого специалистами различных научных институтов разработано большое количество классификаций (типологий) регионов [5], ориентированных на решение задач региональной политики.

В период реформ региональная экономическая политика была направлена на выравнивание уровня жизни населения регионов за счет перераспределения федерального бюджета. В результате реализации политики выравнивания ежемесячные доходы, бюджетная обеспеченность регионов на душу населения, уровень бедности и некоторые другие социальные показатели стали более равномерными (крайние значения социальных показателей различаются в 2...3 раза, что на данном этапе развития экономики страны допустимо). Однако, в отличие от социальных, удельные экономические показатели различаются в 15.20 и более раз [7]. Экономическое сближение изначально крайне неравномерно развитых территорий требует времени и правильно выстроенной региональной экономической политики.

В 90-х гг. прошлого столетия специалисты выделили так называемые проблемные регионы [14]. Нам термин «проблемные» представляется не совсем удачным, поскольку региона без проблем не бывает. Даже у экономически успешного региона существуют проблемы, отличные от проблем в неблагополучном регионе. Например, Москва - экономически успешный город, но у нее острые проблемы с организацией транспортных потоков (автомобильные пробки) и регулированием внешней и внутренней миграции. В Москве имеются и другие проблемы, связанные со строительным и имущественным комплексом города. Поэтому сложно оценить, чьи проблемы «лучше» или «хуже» - экономически процветающего или неблагополучного региона.

Может быть, в 90-х гг. прошлого столетия, когда страна находилась в кризисном состоянии, было достаточно все экономически неблагополучные регионы обозначить одним словом - «проблемные», подразумевая, что им требуются постоянное внимание и финансовая помощь центра. Сегодня необходима более тонкая региональная экономическая политика, поэтому правильная идентификация регионов по ключевым классификационным признакам имеет большое практическое и методологическое значение.

В группе экономически неблагополучных («проблемных») специалисты четко

1 Мерген Кыстай-оолович Соян, старший научный сотрудник Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, докторант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, канд. экон. наук, e-mail: [email protected]

2 Валерий Ильич Котельников, ученый секретарь Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, канд. техн. наук, e-mail: [email protected]

указывают на принципиальное отличие друг от друга депрессивных, слаборазвитых и кризисных регионов [5].

Так, депрессивным считается регион, который в прошлом был успешным, но под влиянием ряда существенных факторов, например, из-за снижения спроса на продукцию специализации региона, износа основных фондов предприятий, истощения природных ресурсов и т. п. оказался в трудном положении. Социально-экономические показатели таких регионов до наступления депрессивной траектории развития были на среднероссийском уровне, а отдельные важные показателям могли превышать его. Как правило, это центральные, старопромышленные регионы России.

Принципиальное отличие слаборазвитых регионов от депрессивных заключается в их систематическом отставании от большинства регионов страны по уровню социально-экономического развития: их показатели на протяжении XX в. не поднимались до среднероссийского уровня. К слаборазвитым регионам в нашей стране традиционно относятся республики Северного Кавказа, юга Сибири и регионы нового освоения.

К кризисным относятся территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы политических и военных конфликтов. В новой истории России на рубеже веков в кризисном состоянии находится Чеченская республика.

Перечисленные примеры - это крайние случаи, взятые для иллюстрации принципов типологии по проблемному подходу. Существуют регионы с взаимосвязанными проблемами, которые попадают одновременно в несколько групп. Например, Республику Тыва можно характеризовать как слаборазвитый регион, если рассматривать ее относительно уровня социально-экономического развития страны, и как депрессивный регион, если сравнивать экономические показатели самого региона до 1990 г. и последующую их динамику. Подчеркнем, однако, что Тыва и в советское время (1945-1991 гг.), и в период реформ и трансформации (1991-1999 гг.), и при относительно успешном развитии страны (2000-2008 гг.) не достигала среднероссийского уровня социально-экономического развития. По нашему мнению, именно слаборазвитость (отсталость) относительно уровня развития страны, а не депрессивность по отношению к самому себе выступает доминантным признаком социально-экономического состояния региона, что в конечном итоге отразится на методологии исследования Тывы и выборе необходимых мер по ее выводу из существующего состояния.

Социально-экономическая отсталость Республики Тыва является общеизвестным фактом. Это подтверждают как местные ученые, изучающие социально-экономическое состояние республики [13], так и крупные специалисты, предметом исследования которых являются межрегиональные дифференциации, асимметрии, неравномерности, различия, разрывы и расслоения в регионах [4]. В этих же работах указываются основные причины такой отсталости. В некоторых научных трудах, характеризующих экономику республики, часто встречается термин «депрессивный регион» [3], который, на наш взгляд, не вполне адекватно определяет социально-экономическое состояние Тывы. Республика как преимущественно аграрный регион и в советское время была слаборазвитой и отсталой. Так, производство товаров народного потребления и оказания платных услуг населению в Тыве были в 4,9 раза ниже, чем в целом по РСФСР [11].

По нашему мнению, при экономической характеристике Республики Тыва следует использовать термин «экономически слаборазвитый (отсталый)» регион. Считаем, что в данном случае правильное использование термина обусловлено не только требованием научной чистоты понятийного аппарата дисциплины, но и последствиями, связанными с конкретными мерами по выводу региона из состояния отсталости. Теория и практика показывают, что при государственном регулировании и управлении развитием слаборазвитого региона приоритетными являются одни инструменты, способы, методы и механизмы; депрессивного - другие; при кризисном состоянии - третьи.

Значительные различия между депрессивным и слаборазвитым регионом четко просматриваются при SWOT-анализе (табл. 1 и 2). Графики динамической модели депрессивного и слаборазвитого регионов показывают их принципиальное различие (рис 1. и 2).

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа депрессивного региона (центральные, старопромышленные регионы России)

Преимущества: высокий уровень накопленного научно-технического потенциала; высокий уровень квалификации кадров; значительная доля промышленности в структуре экономики Возможности: формирование инновационной модели развития (создание кластеров) с использованием высокого научно-технического потенциала, уровня квлаификации кадров и развитой промышленности

Недостатки: кризис промышленности; устаревшие производственные фонды и громоздкая инфраструктура; истощение природных ресурсов Угрозы: Зависимость от истории предшествующего развития (QWERTY-эффекты1)

Таблица 2 Матрица SWOT-анализа слаборазвитого региона (Республика Тыва)

Преимущества: высокий природо-ресурсный потенциал; свободен от прошлого, индустриального, этапа развития экономики, отсюда -отсутствие QWERTY-эффекта Возможности: возможность использования разннобразных моделей экономического развития, поскольку регион в экономическом плане представляем собой «чистый лист»

Недостатки: длительный застой в экономике; низкий уровень человеческих ресурсов; слабый научно-технический потенциал; превышение расходов над доходами в объеме бюджета (жотационность); неэффективная аграрно-скотоводческая специализация хозяйства; неразвитость всех видов инфраструктуры Угрозы: нестандартный социокультурный менталитет населения (этнические тувинцы составляют 80% населения), отсюда - угроза возникновения этнических проблем; Особая история развития территории (в составе России с 1944г.), отсюда - угроза возникновения территориальных проблем

1 Нуреев, Р. М. Россия: варианты институционального развития / Р. М. Нуреев. - М. Норма, 2009. - С. 49-51.

Рис. 1. Снема динамической мэдкли дтреосивнззо рееиена

Рис. 2. Схема динамической модели слаборазвитого региона (Тыва)

К объективным причинам слабого социально-экономического развития Тувы относятся: невыгодное, глубоко континентальное географическое положение, суровые климатические условия, горный малопригодный для продуктивного земледелия ландшафт, позднее промышленное развитие (после вхождения в состав России в 1944 г.), неэффективная кочевая скотоводческая специализация в аграрном хозяйстве и неразвитость всех видов инфраструктуры.

При формализованном подходе к классификации регионов по уровню социально-экономического развития с применением статистических методов в одну группу слаборазвитых регионов традиционно включают республики Северного Кавказа и юга Сибири [2]. Однако специалисты-регионалисты перечислят множество различий даже между соседними республиками юга Сибири - Алтаем, Хакассией, Тывой и Бурятией, не говоря уже об очевидных природных, географических и национально-культурных различиях между Северным Кавказом и Сибирью, о которых знает каждый.

В группе слаборазвитых территорий между отдельными регионами легче найти различия, чем сходство, в том числе по факторам «первой природы» -обеспеченность природными ресурсами и выгодное географическое положение. А если сравнивать факторы «второй природы» - агломерационный эффект и плотность населения, инфраструктуру, состояние человеческого капитала, развитость институтов, то различия перевалят за десятки. Отсюда следует, что для вывода слаборазвитого региона из неблагополучного состояния требуется индивидуальный подход к каждому такому региону.

По нашему мнению, концептуальный подход к группировке регионов с похожими проблемами с целью унификации мероприятий по их выводу из неблагополучного состояния изжил себя. В настоящее время требуется

селективный, индивидуализированный подход при реализации региональной политики [12], максимально учитывающий преимущества и недостатки каждого неблагополучного региона. Они в каждом регионе разные, следовательно, меры государственной политики, эффективные в одном регионе, совсем не обязательно окажутся результативными в другом, входящем в ту же группу слаборазвитых регионов. Похоже, для реализации индивидуального подхода в региональной политике требуется политическое решение центра, как в советское время.

Слаборазвитые регионы не могут самостоятельно запустить механизм социально-экономического развития по многим объективным и субъективным причинам. Может быть, в отдаленном будущем произойдет выравнивание уровней экономического и социального развития регионов на всей территории страны. В мировом масштабе такой процесс получил название глобализации [15]. Однако глобализация имеет многочисленных противников, так как не все горят желанием утратить свою самобытность и особость под давлением «выравнивания». Если же не уповать на процессы глобализации, то по отношению к неблагополучным регионам следует проводить продуманную индивидуализированную политику, максимально учитывающую специфику конкретной территории.

На основе SWOT-анализа депрессивных и слаборазвитых территорий предложены некоторые типичные меры по выводу таких регионов из состояния экономического неблагополучия (табл. 3). Отметим, что разделение мер в зависимости от отнесения региона к той или иной категрии достаточно условно. При изменении различных факторов некоторые меры можно использовать в равной степени в обоих регионах [9]. Подчеркнем, однако, что меры по улучшению состояния слаборазвитого региона больше ориентированы на государственную поддержку из центра, а меры, используемые для депрессивного региона, - на саморазвитие территории на основе включения собственного потенциала и конкурентных преимуществ. Такая разница обусловлена тем, что слаборазвитость региона - это результат влияния отрицательных системных факторов в долгосрочной ретроспективе, а депрессивность обусловлена факторами временного характера. Действительно, слабые стороны депрессивного региона (см. табл. 1) сравнительно быстро можно превратить в преимущества и возможности, чего нельзя сказать о слабостях отсталого региона (см. табл. 2). В слаборазвитом регионе особенно много времени требуют улучшение человеческих ресурсов и повышение научно-технического потенциала, даже если допустить, что финансовых ограничений не существует (на самом деле недостаток финансовых ресурсов - это основная проблема).

Таблица 3

Меры по выводу региона из состояния экономической слаборазвитости и

депрессивности

Слаборазвитый регион (Тыва) Депрессивный регион

Централизованные инвестиции из федеральных источников на лучшение транспортной доступности; освоение богатых природных ресурсов с организацией производств глубокой переаботки сырья, в том числе на ограниченной территории (целевая экономическая зона); развитие всех видов инфраструктуры; улучшение качества человеческих ресурсов; повышение научно-технического потенциала Улучшение институциональной среды региона; развитие элементов рыночной инфраструктуры; модернизация экономики на инновационной основе путем развитияинновационной инфраструктуры (технопарки, технополисы, особые внедренческие зоны, наукограды и т.д.)

Таким образом, существующее социально-экономическое положение регионов с низкими ключевыми социально-экономическими показателями (ниже среднероссийского уровня) - это результат воздействия отрицательных факторов

разного генезиса. Представляется, что для выхода из сложившейся ситуации необходимо применение индивидуальных, адаптированных к региону мер государственной поддержки. На данном этапе требуется четкая идентификация регионов по ключевым классификационным признакам, в том числе необходимо отличать слаборазвитые (отсталые) регионы от депрессивных, чтобы повысить эффективность государственного регулирования и управления.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. А. Джаман, П. В. Шуканов. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - №7. - С. 131-132.

2. Бадарчи, Х. Б. Диагностика регионального развития: методы кластерного анализа / Х. Б. Бадарчи // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2009. - № 4.

3. Балакина, Г. Ф. Стратегия развития Республики Тува как депрессивного региона / Г. Ф. Балакина // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 4 (30). - С. 99-107.

4. Баликоев, В. З. Как преодолеть региональную асимметрию в России? / В. З. Баликоев, И. Д. Гребенщикова // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3 (25). -

C. 6-14.

5. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 495 с.

6. Гранберг, А. Г. Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий / А. Г. Гранберг // Экономическое возрождение России. - 2004. - № 1. - С. 16-22.

7. Григорьев, Л. М. Региональные проблемы и региональная политика / Л. М. Григорьев, Н. В. Зубаревич, Ю. В. Урожаева// http://www.pppinrussia.ru/main/novosti/news/closeup/1512

8. Зайцева, Ю. С. Межрегиональные экономические сопоставления: макроиндикаторы и комплексные оценки / А. Г. Гранберг, Ю. С. Зайцева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2007. - № 1. - С. 41-57.

9. Захаров, М. Н. К проблеме модернизации экономики депрессивных регионов/ М. Н. Захаров // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 1 (27). - С. 55-59.

10. Зубаревич Н. В. Мониторинг кризиса и посткризисного развития регионов России// http://www.socpol.rU/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml#no01

11. Проблемы развития производительных сил Тувинской АССР на период до 2005 года и Основные направления дальнейшего развития ее минерально-сырьевой базы // Материалы науч.-практ. совещ. (12-13 авг. 1988 г., Кызыл). - Кызыл, 1988.

12. Сидоренко, О. В. Селективная региональная политика как самостоятельный тип региональной политики государства / О. В. Сидоренко, С. Н. Леонов // Государственное управление. Электронный вестник. - 2011. - № 28. - С. 1-6.

13. Соян, М. К. Анализ взаимодействия реального и банковского секторов экономики Республики Тыва / М. К. Соян // По пути к возрождению: экономика, общество, бизнес: научные тр. российской науч.-практ. конф. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - С. 194-199.

14. Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт / под ред. В. Е. Селиверстова. - Новосибирск: ЭКОР, 1996. - 264 с.

15. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. Н. Джаман, Е. И. Рыбнов, П. В. Шуканов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 304 с.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Ethnogeographical forces of globalization and regionalization of the world / A. N. Asaul, M. A. Dzhaman, P. V. Shukanov. // International Journal of Applied and Basic Research. - 2011. - №7. - Р. 131-132.

2. Badarchi, H. B. Diagnosis of regional development: methods of the clustered analysis / H. B. Badarchi//Economy and management: scientific and practical magazine. - 2009. - №. 4.

3. Balakin, G. F. Strategy of Republic Tuva development as depressive region/ G. F. Balakin//Economic revival of Russia. - 2011. - №. 4 (30). - P. 99-107.

4. Balikoyev, V. Z. How to overcome the regional asymmetry in Russia? / V. Z. Balikoyev, I.

D. Grebenshchikova//Economic revival of Russia. - 2010. - №. 3 (25). - P. 6-14.

5. Granberg, A. G. Base of regional economy / A. G. Granberg. - M: GU VShE, 2003. - 495

p.

6. Granberg, A. G. Economic space of Russia: eternal problems, transformatsionny processes, search of strategy / A. G. Granberg//Economic revival of Russia. -2004. - №. 1. - P. 16-22.

7. Grigoriev, L. M. Regional problems and regional politic / L. M. Grigoriev, N. V. Zubarevich, Yu.V. Urozhayev// http://www.pppinrussia.ru/main/novosti/news/closeup/1512

8. Zaytseva, Yu. S. Interregional economic comparisons: macroindicators and complex estimates / A. G. Granberg, Yu. S. Zaytsev//Messenger of the Russian humanitarian scientific fund. - 2007. - № 1. - P. 41-57.

9. Zakharov, M. N. To a problem of modernization of economy of depressive regions//Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 55-59.

10. Zubarevich, N. V. Monitoring of crisis and post-crisis development the regions of Russia//http://www.socpol.ru/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml#no01

11. Problems of development of productive forces of the Tuva ASSR for the period till 2005 and the Main directions of further development its mineral resources |/ Materials science. -practice meeting (12-13 aug. 1988, Kyzyl). - Kyzyl, 1988.

12. Sidorenko, O. V. Selective regional policy as a separate type of regional policy / O. V. Sidorenko, S. N. Leonov//Public administration. Electronic messenger. - 2011. - № 28. - P. 1-6.

13. Soyan, M. K. Analysis of interaction of real and bank sectors of economy of the Republic Tyva / M. K. Soyan //On the way to revival: economy, society, business: scientific works of the Russian scientific and practical conference. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. - P. 194-199.

14. Federalism and regional policy: the problems of Russia and foreign ex-perience / under the editorship of V. E. Seliverstov. - Novosibirsk: EKOR, 1996. - 264 pages.

15. Asaul, A. N. Ethnogeographical factors of globalization and world regionalization. / A. N. Asaul, M. N. Dzhaman, E. I. Rybnov, P. V. Shukanov; under the editorship of the Dr. of economic sciences, prof. A. N Asaul. -SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.