М. К. Соян1 , В. И. Котельников2 ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛАБОРАЗВИТЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ
В нашей стране экономические различия регионов сопоставимы с мировыми различиями. Так, экономическое положение слаборазвитых регионов можно сравнить с положением отсталых стран Африки, а экономически сильные регионы -с развитыми странами мира. Например, в Республике Ингушетия валовой региональный продукт равен 1640 долл. на душу населения, что соответствует уровню таких бедных стран, как Сенегал, Кот-д'Ивуар и Кения, в то время как Москва по этому показателю сравнима с США (ВВП Москвы равен 46,3 тыс. долл. на душу населения).
Изучению различных аспектов дифференциации регионов России по уровню социально-экономического развития посвящено много научных работ [6, 8]. Проводится динамический анализ состояния регионов как по отдельным социально-экономическим показателям, так и по сводным, интегрирующим индикаторам. Постоянно осуществляются их актуализация и мониторинг [10], по результатам которого специалистами различных научных институтов разработано большое количество классификаций (типологий) регионов [5], ориентированных на решение задач региональной политики.
В период реформ региональная экономическая политика была направлена на выравнивание уровня жизни населения регионов за счет перераспределения федерального бюджета. В результате реализации политики выравнивания ежемесячные доходы, бюджетная обеспеченность регионов на душу населения, уровень бедности и некоторые другие социальные показатели стали более равномерными (крайние значения социальных показателей различаются в 2...3 раза, что на данном этапе развития экономики страны допустимо). Однако, в отличие от социальных, удельные экономические показатели различаются в 15.20 и более раз [7]. Экономическое сближение изначально крайне неравномерно развитых территорий требует времени и правильно выстроенной региональной экономической политики.
В 90-х гг. прошлого столетия специалисты выделили так называемые проблемные регионы [14]. Нам термин «проблемные» представляется не совсем удачным, поскольку региона без проблем не бывает. Даже у экономически успешного региона существуют проблемы, отличные от проблем в неблагополучном регионе. Например, Москва - экономически успешный город, но у нее острые проблемы с организацией транспортных потоков (автомобильные пробки) и регулированием внешней и внутренней миграции. В Москве имеются и другие проблемы, связанные со строительным и имущественным комплексом города. Поэтому сложно оценить, чьи проблемы «лучше» или «хуже» - экономически процветающего или неблагополучного региона.
Может быть, в 90-х гг. прошлого столетия, когда страна находилась в кризисном состоянии, было достаточно все экономически неблагополучные регионы обозначить одним словом - «проблемные», подразумевая, что им требуются постоянное внимание и финансовая помощь центра. Сегодня необходима более тонкая региональная экономическая политика, поэтому правильная идентификация регионов по ключевым классификационным признакам имеет большое практическое и методологическое значение.
В группе экономически неблагополучных («проблемных») специалисты четко
1 Мерген Кыстай-оолович Соян, старший научный сотрудник Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, докторант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, канд. экон. наук, e-mail: [email protected]
2 Валерий Ильич Котельников, ученый секретарь Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, канд. техн. наук, e-mail: [email protected]
указывают на принципиальное отличие друг от друга депрессивных, слаборазвитых и кризисных регионов [5].
Так, депрессивным считается регион, который в прошлом был успешным, но под влиянием ряда существенных факторов, например, из-за снижения спроса на продукцию специализации региона, износа основных фондов предприятий, истощения природных ресурсов и т. п. оказался в трудном положении. Социально-экономические показатели таких регионов до наступления депрессивной траектории развития были на среднероссийском уровне, а отдельные важные показателям могли превышать его. Как правило, это центральные, старопромышленные регионы России.
Принципиальное отличие слаборазвитых регионов от депрессивных заключается в их систематическом отставании от большинства регионов страны по уровню социально-экономического развития: их показатели на протяжении XX в. не поднимались до среднероссийского уровня. К слаборазвитым регионам в нашей стране традиционно относятся республики Северного Кавказа, юга Сибири и регионы нового освоения.
К кризисным относятся территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы политических и военных конфликтов. В новой истории России на рубеже веков в кризисном состоянии находится Чеченская республика.
Перечисленные примеры - это крайние случаи, взятые для иллюстрации принципов типологии по проблемному подходу. Существуют регионы с взаимосвязанными проблемами, которые попадают одновременно в несколько групп. Например, Республику Тыва можно характеризовать как слаборазвитый регион, если рассматривать ее относительно уровня социально-экономического развития страны, и как депрессивный регион, если сравнивать экономические показатели самого региона до 1990 г. и последующую их динамику. Подчеркнем, однако, что Тыва и в советское время (1945-1991 гг.), и в период реформ и трансформации (1991-1999 гг.), и при относительно успешном развитии страны (2000-2008 гг.) не достигала среднероссийского уровня социально-экономического развития. По нашему мнению, именно слаборазвитость (отсталость) относительно уровня развития страны, а не депрессивность по отношению к самому себе выступает доминантным признаком социально-экономического состояния региона, что в конечном итоге отразится на методологии исследования Тывы и выборе необходимых мер по ее выводу из существующего состояния.
Социально-экономическая отсталость Республики Тыва является общеизвестным фактом. Это подтверждают как местные ученые, изучающие социально-экономическое состояние республики [13], так и крупные специалисты, предметом исследования которых являются межрегиональные дифференциации, асимметрии, неравномерности, различия, разрывы и расслоения в регионах [4]. В этих же работах указываются основные причины такой отсталости. В некоторых научных трудах, характеризующих экономику республики, часто встречается термин «депрессивный регион» [3], который, на наш взгляд, не вполне адекватно определяет социально-экономическое состояние Тывы. Республика как преимущественно аграрный регион и в советское время была слаборазвитой и отсталой. Так, производство товаров народного потребления и оказания платных услуг населению в Тыве были в 4,9 раза ниже, чем в целом по РСФСР [11].
По нашему мнению, при экономической характеристике Республики Тыва следует использовать термин «экономически слаборазвитый (отсталый)» регион. Считаем, что в данном случае правильное использование термина обусловлено не только требованием научной чистоты понятийного аппарата дисциплины, но и последствиями, связанными с конкретными мерами по выводу региона из состояния отсталости. Теория и практика показывают, что при государственном регулировании и управлении развитием слаборазвитого региона приоритетными являются одни инструменты, способы, методы и механизмы; депрессивного - другие; при кризисном состоянии - третьи.
Значительные различия между депрессивным и слаборазвитым регионом четко просматриваются при SWOT-анализе (табл. 1 и 2). Графики динамической модели депрессивного и слаборазвитого регионов показывают их принципиальное различие (рис 1. и 2).
Таблица 1
Матрица SWOT-анализа депрессивного региона (центральные, старопромышленные регионы России)
Преимущества: высокий уровень накопленного научно-технического потенциала; высокий уровень квалификации кадров; значительная доля промышленности в структуре экономики Возможности: формирование инновационной модели развития (создание кластеров) с использованием высокого научно-технического потенциала, уровня квлаификации кадров и развитой промышленности
Недостатки: кризис промышленности; устаревшие производственные фонды и громоздкая инфраструктура; истощение природных ресурсов Угрозы: Зависимость от истории предшествующего развития (QWERTY-эффекты1)
Таблица 2 Матрица SWOT-анализа слаборазвитого региона (Республика Тыва)
Преимущества: высокий природо-ресурсный потенциал; свободен от прошлого, индустриального, этапа развития экономики, отсюда -отсутствие QWERTY-эффекта Возможности: возможность использования разннобразных моделей экономического развития, поскольку регион в экономическом плане представляем собой «чистый лист»
Недостатки: длительный застой в экономике; низкий уровень человеческих ресурсов; слабый научно-технический потенциал; превышение расходов над доходами в объеме бюджета (жотационность); неэффективная аграрно-скотоводческая специализация хозяйства; неразвитость всех видов инфраструктуры Угрозы: нестандартный социокультурный менталитет населения (этнические тувинцы составляют 80% населения), отсюда - угроза возникновения этнических проблем; Особая история развития территории (в составе России с 1944г.), отсюда - угроза возникновения территориальных проблем
1 Нуреев, Р. М. Россия: варианты институционального развития / Р. М. Нуреев. - М. Норма, 2009. - С. 49-51.
Рис. 1. Снема динамической мэдкли дтреосивнззо рееиена
Рис. 2. Схема динамической модели слаборазвитого региона (Тыва)
К объективным причинам слабого социально-экономического развития Тувы относятся: невыгодное, глубоко континентальное географическое положение, суровые климатические условия, горный малопригодный для продуктивного земледелия ландшафт, позднее промышленное развитие (после вхождения в состав России в 1944 г.), неэффективная кочевая скотоводческая специализация в аграрном хозяйстве и неразвитость всех видов инфраструктуры.
При формализованном подходе к классификации регионов по уровню социально-экономического развития с применением статистических методов в одну группу слаборазвитых регионов традиционно включают республики Северного Кавказа и юга Сибири [2]. Однако специалисты-регионалисты перечислят множество различий даже между соседними республиками юга Сибири - Алтаем, Хакассией, Тывой и Бурятией, не говоря уже об очевидных природных, географических и национально-культурных различиях между Северным Кавказом и Сибирью, о которых знает каждый.
В группе слаборазвитых территорий между отдельными регионами легче найти различия, чем сходство, в том числе по факторам «первой природы» -обеспеченность природными ресурсами и выгодное географическое положение. А если сравнивать факторы «второй природы» - агломерационный эффект и плотность населения, инфраструктуру, состояние человеческого капитала, развитость институтов, то различия перевалят за десятки. Отсюда следует, что для вывода слаборазвитого региона из неблагополучного состояния требуется индивидуальный подход к каждому такому региону.
По нашему мнению, концептуальный подход к группировке регионов с похожими проблемами с целью унификации мероприятий по их выводу из неблагополучного состояния изжил себя. В настоящее время требуется
селективный, индивидуализированный подход при реализации региональной политики [12], максимально учитывающий преимущества и недостатки каждого неблагополучного региона. Они в каждом регионе разные, следовательно, меры государственной политики, эффективные в одном регионе, совсем не обязательно окажутся результативными в другом, входящем в ту же группу слаборазвитых регионов. Похоже, для реализации индивидуального подхода в региональной политике требуется политическое решение центра, как в советское время.
Слаборазвитые регионы не могут самостоятельно запустить механизм социально-экономического развития по многим объективным и субъективным причинам. Может быть, в отдаленном будущем произойдет выравнивание уровней экономического и социального развития регионов на всей территории страны. В мировом масштабе такой процесс получил название глобализации [15]. Однако глобализация имеет многочисленных противников, так как не все горят желанием утратить свою самобытность и особость под давлением «выравнивания». Если же не уповать на процессы глобализации, то по отношению к неблагополучным регионам следует проводить продуманную индивидуализированную политику, максимально учитывающую специфику конкретной территории.
На основе SWOT-анализа депрессивных и слаборазвитых территорий предложены некоторые типичные меры по выводу таких регионов из состояния экономического неблагополучия (табл. 3). Отметим, что разделение мер в зависимости от отнесения региона к той или иной категрии достаточно условно. При изменении различных факторов некоторые меры можно использовать в равной степени в обоих регионах [9]. Подчеркнем, однако, что меры по улучшению состояния слаборазвитого региона больше ориентированы на государственную поддержку из центра, а меры, используемые для депрессивного региона, - на саморазвитие территории на основе включения собственного потенциала и конкурентных преимуществ. Такая разница обусловлена тем, что слаборазвитость региона - это результат влияния отрицательных системных факторов в долгосрочной ретроспективе, а депрессивность обусловлена факторами временного характера. Действительно, слабые стороны депрессивного региона (см. табл. 1) сравнительно быстро можно превратить в преимущества и возможности, чего нельзя сказать о слабостях отсталого региона (см. табл. 2). В слаборазвитом регионе особенно много времени требуют улучшение человеческих ресурсов и повышение научно-технического потенциала, даже если допустить, что финансовых ограничений не существует (на самом деле недостаток финансовых ресурсов - это основная проблема).
Таблица 3
Меры по выводу региона из состояния экономической слаборазвитости и
депрессивности
Слаборазвитый регион (Тыва) Депрессивный регион
Централизованные инвестиции из федеральных источников на лучшение транспортной доступности; освоение богатых природных ресурсов с организацией производств глубокой переаботки сырья, в том числе на ограниченной территории (целевая экономическая зона); развитие всех видов инфраструктуры; улучшение качества человеческих ресурсов; повышение научно-технического потенциала Улучшение институциональной среды региона; развитие элементов рыночной инфраструктуры; модернизация экономики на инновационной основе путем развитияинновационной инфраструктуры (технопарки, технополисы, особые внедренческие зоны, наукограды и т.д.)
Таким образом, существующее социально-экономическое положение регионов с низкими ключевыми социально-экономическими показателями (ниже среднероссийского уровня) - это результат воздействия отрицательных факторов
разного генезиса. Представляется, что для выхода из сложившейся ситуации необходимо применение индивидуальных, адаптированных к региону мер государственной поддержки. На данном этапе требуется четкая идентификация регионов по ключевым классификационным признакам, в том числе необходимо отличать слаборазвитые (отсталые) регионы от депрессивных, чтобы повысить эффективность государственного регулирования и управления.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. А. Джаман, П. В. Шуканов. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - №7. - С. 131-132.
2. Бадарчи, Х. Б. Диагностика регионального развития: методы кластерного анализа / Х. Б. Бадарчи // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2009. - № 4.
3. Балакина, Г. Ф. Стратегия развития Республики Тува как депрессивного региона / Г. Ф. Балакина // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 4 (30). - С. 99-107.
4. Баликоев, В. З. Как преодолеть региональную асимметрию в России? / В. З. Баликоев, И. Д. Гребенщикова // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3 (25). -
C. 6-14.
5. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 495 с.
6. Гранберг, А. Г. Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий / А. Г. Гранберг // Экономическое возрождение России. - 2004. - № 1. - С. 16-22.
7. Григорьев, Л. М. Региональные проблемы и региональная политика / Л. М. Григорьев, Н. В. Зубаревич, Ю. В. Урожаева// http://www.pppinrussia.ru/main/novosti/news/closeup/1512
8. Зайцева, Ю. С. Межрегиональные экономические сопоставления: макроиндикаторы и комплексные оценки / А. Г. Гранберг, Ю. С. Зайцева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2007. - № 1. - С. 41-57.
9. Захаров, М. Н. К проблеме модернизации экономики депрессивных регионов/ М. Н. Захаров // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 1 (27). - С. 55-59.
10. Зубаревич Н. В. Мониторинг кризиса и посткризисного развития регионов России// http://www.socpol.rU/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml#no01
11. Проблемы развития производительных сил Тувинской АССР на период до 2005 года и Основные направления дальнейшего развития ее минерально-сырьевой базы // Материалы науч.-практ. совещ. (12-13 авг. 1988 г., Кызыл). - Кызыл, 1988.
12. Сидоренко, О. В. Селективная региональная политика как самостоятельный тип региональной политики государства / О. В. Сидоренко, С. Н. Леонов // Государственное управление. Электронный вестник. - 2011. - № 28. - С. 1-6.
13. Соян, М. К. Анализ взаимодействия реального и банковского секторов экономики Республики Тыва / М. К. Соян // По пути к возрождению: экономика, общество, бизнес: научные тр. российской науч.-практ. конф. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - С. 194-199.
14. Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт / под ред. В. Е. Селиверстова. - Новосибирск: ЭКОР, 1996. - 264 с.
15. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. Н. Джаман, Е. И. Рыбнов, П. В. Шуканов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 304 с.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. Ethnogeographical forces of globalization and regionalization of the world / A. N. Asaul, M. A. Dzhaman, P. V. Shukanov. // International Journal of Applied and Basic Research. - 2011. - №7. - Р. 131-132.
2. Badarchi, H. B. Diagnosis of regional development: methods of the clustered analysis / H. B. Badarchi//Economy and management: scientific and practical magazine. - 2009. - №. 4.
3. Balakin, G. F. Strategy of Republic Tuva development as depressive region/ G. F. Balakin//Economic revival of Russia. - 2011. - №. 4 (30). - P. 99-107.
4. Balikoyev, V. Z. How to overcome the regional asymmetry in Russia? / V. Z. Balikoyev, I.
D. Grebenshchikova//Economic revival of Russia. - 2010. - №. 3 (25). - P. 6-14.
5. Granberg, A. G. Base of regional economy / A. G. Granberg. - M: GU VShE, 2003. - 495
p.
6. Granberg, A. G. Economic space of Russia: eternal problems, transformatsionny processes, search of strategy / A. G. Granberg//Economic revival of Russia. -2004. - №. 1. - P. 16-22.
7. Grigoriev, L. M. Regional problems and regional politic / L. M. Grigoriev, N. V. Zubarevich, Yu.V. Urozhayev// http://www.pppinrussia.ru/main/novosti/news/closeup/1512
8. Zaytseva, Yu. S. Interregional economic comparisons: macroindicators and complex estimates / A. G. Granberg, Yu. S. Zaytsev//Messenger of the Russian humanitarian scientific fund. - 2007. - № 1. - P. 41-57.
9. Zakharov, M. N. To a problem of modernization of economy of depressive regions//Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 55-59.
10. Zubarevich, N. V. Monitoring of crisis and post-crisis development the regions of Russia//http://www.socpol.ru/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml#no01
11. Problems of development of productive forces of the Tuva ASSR for the period till 2005 and the Main directions of further development its mineral resources |/ Materials science. -practice meeting (12-13 aug. 1988, Kyzyl). - Kyzyl, 1988.
12. Sidorenko, O. V. Selective regional policy as a separate type of regional policy / O. V. Sidorenko, S. N. Leonov//Public administration. Electronic messenger. - 2011. - № 28. - P. 1-6.
13. Soyan, M. K. Analysis of interaction of real and bank sectors of economy of the Republic Tyva / M. K. Soyan //On the way to revival: economy, society, business: scientific works of the Russian scientific and practical conference. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. - P. 194-199.
14. Federalism and regional policy: the problems of Russia and foreign ex-perience / under the editorship of V. E. Seliverstov. - Novosibirsk: EKOR, 1996. - 264 pages.
15. Asaul, A. N. Ethnogeographical factors of globalization and world regionalization. / A. N. Asaul, M. N. Dzhaman, E. I. Rybnov, P. V. Shukanov; under the editorship of the Dr. of economic sciences, prof. A. N Asaul. -SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 304 p.