УДК 330.332.1
Э01 10.14258/ерЬ201948
ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАБОРАЗВИТЫХ РЕГИОНОВ СИБИРИ
С. П. Монгуш
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)
В силу самых различных факторов регионы России имеют существенные различия в уровне социально-экономического развития. Так, каждый регион России обладает определенными присущими только ему специфическими качествами, которые необходимо учитывать при осуществлении региональной политики. Путем снижения влияния отрицательных влияющих факторов и, наоборот, активизации позитивных можно существенно повысить как конкурентоспособность региональных экономик, так и страны в целом.
Одной из особенностей экономик слаборазвитых регионов Сибири является значительная доля в их структуре малопроизводительных и низкотехнологичных отраслей, дефицит инвестиционного капитала, низкая инновационная активность субъектов хозяйствования, слабая освоенность территории, недостаточно развитая транспортная инфраструктура, дефицит высококвалифицированных кадров и ряд других. Стратегическим приоритетом экономической политики государства последних лет в отношении слаборазвитых регионов является достижение ими приемлемого среднероссийского уровня. В этой связи актуальным становится поиск естественных конкурентных преимуществ, способных обеспечить путем правильного и обоснованного выбора «точек роста» на основе использования внутреннего потенциала таких территорий для их более динамичного развития по отношению к наиболее успешным регионам.
Ключевые слова: слаборазвитый регион, факторы, социально-экономическое развитие.
IMPACT OF REGIONAL FACTORS ON SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF UNDERDEVELOPED REGIONS OF SIBERIA
S. P. Mongush
Tuvan Institute of complex development of natural resources SB RAS (Kyzyl, Russia)
Due to various factors, the regions of Russia have significant differences in the level of socio-economic development. Thus, each region of Russia has certain specific qualities inherent only to it, which must be taken into account when implementing regional policy. By reducing the influence of negative factors and, conversely, activating positive ones, it is possible to significantly increase the competitiveness of regional economies and the country as a whole.
One of the features of the economies of the underdeveloped regions of Siberia is a significant share in their structure of low-productivity and low-tech industries, a lack of investment capital, low innovative activity of business entities, poor development of the territory, insufficient transport infrastructure, a shortage of highly qualified personnel and a number of others. The strategic priority of the state's economic policy in recent years in relation to underdeveloped regions is to achieve an acceptable average Russian level. In this regard, it becomes relevant to search for natural competitive advantages that can provide, through the correct and justified selection of "growth points" based on the use of the internal potential of such territories of their more dynamic development in relation to the most successful regions.
Keywords: underdeveloped region, factors, socio-economic development.
В настоящее время ценность и значимость региональных факторов в развитии экономики страны становится общепризнанным. Такие факторы через свою территориальную принадлежность порождают новые качества и широко используются в региональных исследованиях конкретных субъектов Российской Федерации. В то же время многие регионы обладают значительным природно-ресурсным потенциалом, заинтересованностью в его эффективном использовании субъектами территории, стратегическими перспективами в социально-экономическом развитии в интересах страны в целом и рядом других преимуществ. Сочетание интересов слаборазвитого региона с общегосударственными интересами, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития позволят также усилить влияние позитивных факторов на обеспечение экономической безопасности государства.
К слаборазвитым регионам в экономической науке принято относить те территории, в которых у населения традиционно низкий уровень жизни по сравнению с другими субъектами, и наличие схожих проблем, например, таких как низкая эффективность структуры экономики; высокий уровень дотационности бюджета региона; отсутствие инновационной активности и восприимчивости экономики региона к инновациям; слабая потреб-
ность в нововведениях и неконкурентоспособность производимой продукции, а также отсутствие стимулов к вкладыванию средств в науку и технологические разработки [1, с. 131-138]. Итак, слаборазвитый регион — это регион с низкой общей интенсивностью хозяйственной деятельности [2, с. 418], резким отставанием от большинства субъектов федерации по производственно-техническому и социальному уровню развития [3, с. 3-5].
Первостепенной задачей для улучшения социально-экономического положения слаборазвитого региона является выяснение того, какие именно факторы могут мобилизовать сильные стороны субъекта, чтобы улучшить социально-экономическую ситуацию [4, с. 442-451]. Здесь на наш взгляд, ключевым является определение, данное в энциклопедическом словаре: «Фактор — это движущаяся сила какого-либо явления, определяющая его характер и основные черты» [5].
Укрупнение же факторов позволяет дифференцировать территориальную интеграцию — от национальной до отдельного субъекта Российской Федерации. Другими словами, факторы, влияющие на социально-экономическое состояние региона, являются индикаторами его успешного развития на перспективу. Набор факторов может быть разнообразным [6, с. 278-281], но чем тщательнее он формируется, тем больший достигается успех при разработке стратегии социально-экономического развития региона (рис. 1).
Регион
Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие территории
Прпродно-географические Инновационно-инвестиционны е
Финансово-экономические
Производственно-материальные Демографически-трудовые
Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона
Слаборазвитый регион с экономической точки зрения развивается только в отдельных сферах экономики, ориентированных на низкие технологические уклады, в основном такие как добыча полезных ископаемых и их первичная переработка. Отсутствие необходимой государственной поддержки федеральных органов власти затрудняет привлечение инвестиций для развития инфраструктуры и инновационных отраслей эконо-
мики, становится проблематичным укрепление устойчивости социально-экономического развития и повышение конкурентоспособности таких регионов. Другими словами, факторами, влияющими на социально-экономическое развитие любого региона, в том числе слаборазвитого являются природно-ресурсные, социо-трудо-демографические и финансово-экономические факторы (табл. 1).
Таблица 1
Основные параметры факторов социально-экономического развития региона
№ п/п Наименование фактора Основные параметры факторов социально-экономического развития региона
1 Экономико-географический потенциал Особенности размещения (соседское, периферийное, центральное или приморское) территории, района, местности или страны по отношению к другим вне его лежащим объектам, имеющим какое-либо значение
2 Природно-климатический потенциал Условия географической среды, облегчающие или затрудняющие жизнедеятельность и развитие общества
3 Природно-ресурсный потенциал Определяет непосредственное влияние на хозяйственную специализацию и место в системе разделения труда, при учете пространственного распределения природных ресурсов
4 Демографический потенциал Процесс воспроизводства общества как носителя общественных связей
5 Социально-экономический потенциал Созданные обществом отношения, основанные на нормативно-правовых аспектах взаимоотношений, характеризующиеся социально-экономическим укладом воздействия на человека
6 Финансовый потенциал Соотношение обеспеченности между потребностями и возможностями по генерированию заданной цели общества
Кроме того, слаборазвитый регион испытывает влияние некоторых специфических факторов, что дает также региону дополнительные возможности для решения имеющихся проблем, путем мобилизации собственного потенциала, ведущее к повышению конкурентоспособности по отношению к наиболее развитым территориям. Ключевой фактор, определяющий экономическое положение лю-
бого региона страны — структура хозяйства и его специализация. В СФО самым развитым является Красноярский край, хотя в 2016 г. имело место уменьшение его валового регионального продукта (далее — ВРП) на 0,77 % пункта по сравнению с 2010 г. В общем объеме производства продукции СФО доля ВРП края в 2016 г. составила 24,78% (табл. 2).
Таблица 2
Доля ВРП регионов, входящих в состав Сибирского федерального округа, в общем объеме ВРП регионов СФО,%
Регион 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Республика Алтай 0,54 0,55 0,59 0,60 0,64 0,62 0,65
Республика Бурятия 3,23 3,20 3,18 3,19 3,04 2,97 2,79
Республика Тыва 0,74 0,70 0,72 0,75 0,75 0,69 0,73
Республика Хакасия 2,32 2,35 2,52 2,56 2,58 2,50 2,56
Алтайский край 7,33 6,91 7,11 7,51 7,27 7,15 6,99
Забайкальский край 4,04 4,24 4,32 4,14 3,83 3,63 3,68
Красноярский край 25,55 24,38 22,81 22,69 23,00 24,44 24,78
Иркутская область 13,22 13,21 14,23 14,53 14,94 14,68 14,98
Кемеровская область 15,15 15,64 13,85 12,06 12,26 12,36 12,03
Новосибирская область 11,72 12,46 14,04 14,76 14,86 14,98 15,20
Омская область 9,26 9,40 9,48 9,96 9,82 9,06 8,77
Томская область 6,89 6,95 7,16 7,27 7,01 6,91 6,83
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с.
Экономически отсталые регионы в составе СФО — Республика Алтай (1>0,65%) и Республика Тыва (1>0,73%). Данные субъекты характеризуются малой интенсивностью хозяйственной деятельности, производственная база существенно отстает от остальных регионов федерации, у них слабая неразвитая рыночная структура, высокая доля безра-
ботицы, низкий уровень жизни населения, дотаци-онность регионального бюджета составляет свыше 70%. На данных территориях органам власти необходимо проводить более активную региональную политику, предусматривающую их ускоренный социально-экономический подъем с использованием собственного потенциала.
Региональная политика должна заключаться в комплексной государственной поддержке, основанной на внедрении не капиталоемких проектов, а быстроокупаемых программ, нацеленных на снижение дотационности бюджета и, следовательно, на повышение уровня социально-экономического развития слаборазвитых регионов. Таким образом, во-первых, данные регионы, как правило, обладают богатым природным потенциалом; во-вторых, занимают выгодное территориальное положение [7, с. 274] (есть возможность создания международного торгового коридора в перспективе) [8, с. 122]; в-третьих, для успешного развития бизнеса следует оказывать поддержку предпринимателям путем создания выгодных условий для непрерывного ведения деятельности; в-четвертых, нестандартность климатических условий дает огромный потенциал для развития туристической деятельности; в-пятых, для инновационного развития региональной экономики необходимо сделать акцент на оснащение производств современными оборудованием и технологиями [9, с. 1351-1369].
Итак, в слаборазвитых регионах первоосновой должно быть эффективное использование минерально-сырьевых, энергетических, водных и других ресурсов, с помощью которых возможно динамичное социально-экономическое развитие субъекта. В этой связи в таких субъектах региональным властям необходимо пржде всего проводить активную политику, адаптирующую механизмы ускоренного развития экономики к реалиям. Другими словами, в слаборазвитых регионах должны стать стратегическими следующие задачи:
— обеспечение роста экономики за счет активации развития отдельных муниципальных образований региона, дающим импульсы развития близлежащим территориям;
— увеличение емкости рынка, так как рост ВРП увеличит вклад региона в общероссийский рынок;
— обеспечение саморазвития муниципальных образований региона, поскольку рост его экономики формируется за счет развития отдельных муниципалитетов, что, в свою очередь, способствует увеличению налого-
облагаемой базы и повышению доходной части бюджета региона в целом.
Регионы России по своим специфическим характеристикам не могут равномерно испытывать влияние всех положительных факторов, поэтому региональным органам государственного управления необходимо постоянно выявлять, дополнять, изменять состав факторов, оказывающих положительное влияние на развитие территории [10, с. 83-88]. Усилия федеральных властей по урегулированию социально-экономического положения (с учетом всех особенностей) слаборазвитого региона действительно может привести к консолидации целей и повышению эффективности различных механизмов, применяемых на таких территориях [11, с. 138-145]. Именно неравномерное распределение природно-ресурсного потенциала предопределяет место региона на экономической арене страны [12, с. 302-304].
Поскольку социально-экономическое развитие слаборазвитых регионов в наибольшей мере подвержено воздействию различных как внешних, так и внутренних факторов, то именно с их учетом должны вырабатываться новые методы, принципы и механизмы функционирования и развития данных территорий [13, с. 46-49]. Другими словами, унифицированный подход при реализации экономических реформ без учета территориальных особенностей оказывается ошибочным, поэтому необходимо оптимизировать недочеты, ориентируясь на гибкую систему поддержки региональных специфических особенностей и используя потенциал факторов (природных, социальных, демографических, трудовых, экономических), которыми обладает слаборазвитый регион для разработки в дальнейшем сбалансированных стратегических документов по реализации механизмов региональной политики.
Для слаборазвитых регионов главной стратегической целью социально-экономического развития должно стать «саморазвитие» путем достижения современных стандартов жизни населения, ведь такие уникальные регионы Сибири, как Республика Алтай и Республика Тыва, остаются одними из немногих регионов России, которым удалось сохранить практически нетронутым свой природный потенциал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ойдуп Т. М., Кылгыдай А. Ч. Влияние безработицы на социально-экономическое развитие региона (на примере Республики Тыва) // ЭКО. 2015. № 6. С. 131-138.
2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 418.
3. Штульберг Б. М. О депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса: материалы к парламентским слушаниям / Совет по изучению производительных сил и экономических свя-
зей при Министерстве труда и социального развития РФ и Министерстве РФ по сотрудничеству с государствами — участниками СНГ. М.: СОПС, 1997. С. 3-5.
4. Аврамчикова Н. Т., Волков Д. О., Захарова Л. Н. Методы и формы государственной поддержки инновационной деятельности в регионе (на примере Красноярского края) // Сибирский журнал науки и технологий. 2017. Т. 18, № 2. С. 442-451.
5. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М.: Большая сов. энцикл. в 30 т. СПб.: Норинт, 1993. 1456 с.
6. Чейметова В. А. Факторы и условия, влияющие на сбалансированное развитие региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-1 (59). С. 278-281.
7. Evans G., Newnham J. Dictionary of International Relations. London, 1998, p. 274.
8. Czaga P. Domestic Structures Approaches in International Relations. In: The Globalization of Eastern Europe. Teaching International Relations Without Borders. Edited by Klaus Segbers and Kerstin Imbusch. Munster — Hamburg — London: Lit Verlag, 2000, p. 122.
9. Аврамчикова Н. Т., Волков Д. О. Современные методы оценки эффективности государственной поддержки инновационной деятельности в регионе// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15, № 7 (376). С. 1351-1369.
10. Воробьева Е. И., Османова Э. У. Направления повышения инвестиционной активности банков // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2014. № 2. С. 83-88.
11. Полушкина И. Н., Логинова Т. П. Производственная и непроизводственная сферы: анализ опыта развитых стран и перспективы неоиндустриализации в России // Экономическое возрождение России. 2014. № 3 (41). С. 138-145.
12. Кензина Ц. З. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1 (64). С. 302-304.
13. Гыргенова Т. К. Стимулирование инвестиционной деятельности в РФ как фактор экономического роста // Социально-экономическое развитие регионов: проблемы, перспективы: материалы Междунар. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25455805_62631051.pdf
REFERENCES
1. Oidup T. M., Kylgydyay A. Ch. The impact of unemployment on the socio-economic development of the region (on the example of the Republic of Tuva) // IVF. 2015. No. 6. S. 131-138.
2. Granberg A. G. Fundamentals of the regional economy: a textbook for universities. 3rd ed. M.: HSE, 2003. S. 418.
3. Shtulberg B. M. On depressed territories in the Russian Federation. Ways to Get Out of the Crisis: Materials for the Parliamentary Hearings / Council for the Study of Productive Forces and Economic Relations at the Ministry of Labor and Social Development of the Russian Federation and the Ministry of Cooperation with the CIS Member States. M.: SOPS, 1997. S. 3-5.
4. Avramchikova N. T., Volkov D. O., Zakharova L. N. Methods and forms of state support for innovation in the region (for example, the Krasnoyarsk Territory) // Siberian Journal of Science and Technology, 2017. Volume 18. No. 2. P. 442-451.
5. Big Encyclopedic Dictionary / Ed. Prokhorov. M.: Big Sov.encycl. [in 30 tons]; St. Petersburg: Norint, 1993. 1456 p.
6. Cheymetova V. A. Factors and conditions affecting the balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. 2015. No. 6-1 (59). S.278-281.
7. Evans G., Newnham J. Dictionary of International Relations. London, 1998, p. 274.
8. Czaga P. Domestic Structures Approaches in International Relations. In: The Globalization of Eastern Europe. Teaching International Relations Without Borders. Edited by Klaus Segbers and Kerstin Imbusch. Munster — Hamburg — London: Lit Verlag, 2000, p. 122.
9. Avramchikova N. T., Volkov D. O. Modern methods for assessing the effectiveness of state support of innovation in the region // National interests: priorities and security. 2019. Vol. 15. No. 7 (376). S. 1351-1369.
10. Vorobyova EI, Osmanova E. U. Directions for increasing the investment activity of banks // Scientific Herald: finance, banks, investments. 2014. No. 2. P. 83-88.
11. Polushkina I. N., Loginova T. P. Production and non-production areas: an analysis of the experience of developed countries and the prospects for neo-industrialization in Russia // Economic revival of Russia. 2014. No. 3 (41). S. 138-145.
12. Kenzina C. Z. Factors affecting the investment attractiveness of the region // Economics and Entrepreneurship. 2015. No. 11-1 (64). S. 302-304.
13. Gyrgenova T. K. Stimulation of investment activity in the Russian Federation as a factor of economic growth // Socio-economic development of regions: problems, prospects: materials of an International scientific and practical conference. T.1. Ulan-Ude: Publishing House of VSGUTU, 2015. P. 46-49. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_25455805_62631051.pdf
Поступила в редакцию: 10.10.2019 Принята к печати: 05.11.2019