УДК 342.5
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0090
ОБ ИДЕЕ, ПОНЯТИИ И КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
© 2020
SPIN-код: 1303-5619
AuthorlD: 743748
Жадан Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, доцент доцент кафедры уголовного процесса и судебной деятельности Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (423604, Россия, Елабуга, ул. Казанская, д. 89, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о возникновении, становлении и развитии идеи правового государство в зарубежной и отечественной науке, об определении понятия термина «правовое государство», его принципов, признаков и правовых основ в отечественной науке, а также основные конституционные основы правового государство в России. Автором исследуется материал об идее правового государства в античном мире, средние века, эпоху буржуазно-демократических революций и последующие века с указанием зарубежных и отечественных ученых и государственных деятелей, причастных к становлению и развитии концепции правового государства, анализируются различные определения понятия «правовое государство», как в соответствующих словарях, так и авторские определения, а также указываются точки зрения в части принципов и признаков правового государства. Определяются и характеризуются основные конституционные основы демократического федеративного правового государства в России на основе анализа общетеоретических положений правовой науки, конституционных норм, научных подходов и авторского понимания.
Ключевые слова: идея, понятие, конституционные основы, правовое государство, Россия, анализ, общетеоретические положения, правовая наука, конституционные нормы, подходы.
ABOUT THE IDEA, THE CONCEPT AND THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS
OF THE LEGAL STATE IN RUSSIA
© 2020
Zhadan Vladimir Nikolaevich, candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor Department of criminal procedure and judicial activities Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga Institute (423604, Russia, Elabuga, Kazanskaya street, 89, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the emergence, formation and development of the idea of the rule of law in foreign and domestic science, the definition of the term "rule of law", its principles, features and legal foundations in domestic science, as well as the basic constitutional foundations of the rule of law in Russia. The author studies the material about the idea of the rule of law in the ancient world, the middle ages, the era of bourgeois-democratic revolutions and the following centuries with the indication of foreign and domestic scientists and statesmen involved in the formation and development of the concept of the rule of law, analyzes the various definitions of the concept of "rule of law", both in the relevant dictionaries and the author's definitions, and points of view in terms of the principles and features of the rule of law. The basic constitutional foundations of a democratic Federal legal state in Russia are defined and characterized on the basis of the analysis of General theoretical provisions of legal science, constitutional norms, scientific approaches and author's understanding.
Keywords: idea, concept, constitutional foundations, legal state, Russia, analysis, General theoretical provisions, legal science, constitutional norms, approaches.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Не вызывает сомнений связь государства и права, так как государство использует право в своей деятельности для регулирования наиболее значимых сфер общественных отношений, а правые нормы в свою очередь принимаются или санкционируются государством. Особое место во взаимоотношении государства и права занимает правовое государство как концепция (теория) государственно-политического устройства, форма организации и деятельности политической власти в государстве, основанная на верховенстве права и закона, свободе и приоритете человека, соблюдении и обеспечении его прав, разделении властей, взаимных правах и обязанностях государства и человека, и других принципах и признаках государства, которые характеризуют его как правовое и создают условия для реализации прав и свобод человека и гражданина.
Идеи, проблемы и характеристики правового государства были всегда актуальными для прогрессивно-мыслящих представителей античного мира, в средние века, эпоху буржуазно-демократических революций, последующие века и в современное время. По существу, создание любой общетеоретической концепции о государстве и праве, в том числе и о правовом государстве не может обходиться без анализа, сопоставления и сравнительного изучения зарубежного и отечественного опыта. При этом с практической точки зрения изучение правового государства позволяет характеризовать принципы и признаки, на которых определяется модель го-
сударственно-политического устройства, ее правовые основы, формы, методы и другие особенности, которые характеризуют правовое государство в России.
В основе авторского анализа, сопоставления и сравнительного изучения будут материалы и научные работы, посвященные вопросам о государстве и праве, концепции правового государства, а также правовые положения, определяемые в Конституции Российской Федерации 1993 г. [1] (далее - Конституция РФ).
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы. Вопросам анализа исторических и правовых основ, понятия, принципов, признаков, особенностей и иных характеристик правового государства, в том числе конституционных основ правового государства в России [2-5], посвящено много публикаций в юридической литературе, средствах массовой информации (далее - СМИ) и Интернет-ресурсах. Такой интерес является закономерным, так как практически все страны мирового сообщества стремятся позиционировать свое государственно-политическое устройство, как основанное на верховенстве права и закона в государстве, разделении ветвей государственной власти и иных общеправовых принципах, которые позволяют определять его как демократическое правовое государство, что не исключает продолжение исследования некоторых вопросов о теоретических и правовых основ правового государства в России и предложить их авторское понимание.
Формирование целей статьи (постановка задания). Предметом данного исследования будут некоторые во-
Zhadan Vladimir Nikolaevich juridical
ABOUT THE IDEA, THE CONCEPT ... science
просы, характеризующие идеи, понятия и конституционные основы правового государства в России.
Исходя из предмета исследования в центре авторского интереса будут следующие вопросы: когда появились идеи, представления и научные подходы о правовом государстве; кто из зарубежных ученых участвовал в разработке концепции «правовое государство»; кто из российских ученых и государственных деятелей причастен к исследованию концепции «правовое государство»; как изменялось отношение к положениям концепции «правовое государство» в России и какие факторы повлияли на ее применение; какие изменения имели место в организации органов государственной власти в России; как определяется в правовой науке термин «правовое государство»; какие принципы и признаки, характеризуют правовое государство; в каких правовых нормах закрепляются конституционные основы, определяющие Россию как правовое государство?
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В правовой науке принято считать, что первые идеи и представления о государстве, в основе которого господствует право как система правовых норм, закон как высший и легитимный акт, определяющий правовые предписания появились в Древней Греции и Древнем Риме. Такие мыслители, как Сократ (470-399 до н.э.), Платон (429-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Полибий (200-120 до н.э.), Цицерон (106-43 до н.э.) и другие обосновывали эти представления.
Так, древнегреческий мыслитель Аристотель, рассматривая отношения в государстве между властью и законом отмечал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем ...» [6]. Древнеримский мыслитель, юрист и государственный деятель Цицерон большое внимание уделял проблемам государства и права, и этим вопросы освещены его работы «О государстве» и «О законах». Он считал, что «Государство есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов» [6].
В средние века итальянец Н. Макиавелли (1469-1527) сформулировал учение, что основным вопросом политики есть вопрос о власти, а француз Ж. Боден (1530-1596) в своих трудах обосновывал происхождение государства, его функции, формы государственного правления, а также они обратили внимание на такую задачу государства, как соблюдение и охрана прав и свобод человека и гражданина.
В эпоху буржуазно-демократических революций (XVII-XVIII вв.) указанные идеи уточняли и развивали в своих работах и произведениях Г. Гроций (15831648) и Б. Спиноза (1632-1677) в Нидерландах, Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632-1704) в Англии, Ф. Вольтер (1694-1778), П. Гольбах (1723-1789), Д. Дидро (1713-1784) и Ш. Монтескье (1689-1755) во Франции, Т. Джефферсон (1743-1826) и Т. Пэйн (1737-1809) в США, которые затем были сформулированы в нормативно-правовых актах (конституциях, декларациях, биллях о правах) и были заложены в основу новой государственности буржуазно-демократических стран с конституционно-монархической или республиканской формами правления.
В XIX веке в своих работах немецкие философы И. Кант (1724-1804), Г. Гегель (1770-1831), юристы Р. фон Моль (1799-1875), К.Т. Велькер (1790-1869) и другие сформулировали общую концепцию (теорию) правового государства, которая последовательно стала реализовы-ваться в государственно-политической жизни европейских, американских и иных странах.
Термин «правовое государство» (Rechtsstaat) впервые был использован в работах немецких ученых К.Т. 366
Велькера (1790-1869) и Р. фон Моля (1799-1875), а в последующем стал применяться и в других странах. Так, Р. фон Моль в своей работе «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства» предложил свое понимание принципов правового государства. В англосаксонской правовой системе в этой части используется термин «правление права» (The Rule of Law).
В России исследованию вопросов правового государства в конце XIX в. - в начале XX в. посвятили свои работы такие ученые, как В.М. Гессен (1868-1920), Б.А. Кистяковский (1868-1920), С.А. Котляревский (18731939), Н.М. Коркунов (1853-1904), С.А. Муромцев (1850-1910), П.И. Новгородцев (1866-1924), Б.Н. Чичерин (1828-1904), Г.Ф. Шершеневич (1863-1912) и другие. При этом реализация отдельных принципов и признаков правового государства в определенной степени стала реализовываться в России только в ходе буржуазно-демократической революции в 1905-1907 гг. и путем принятия таких конституционно-правовых актов, как Манифест от 06.08.1905 г. «Об учреждении Государственной Думы», по которому был создан новый государственный орган -Государственная Дума с законосовещательными функциями; Манифест от 17.10.1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому Государственной Думе предоставлялись законодательные права и провозглашались демократические права и свободы, в том числе о слове, печати, совести, собраний и т.д.; Манифест 19.10.1905 г. «О мерах к укреплению единства и деятельности Министерств и Главных управлений», по которому положение и функции Совета Министров изменялись, превращая его в полноправное правительство во главе с Председателем Совета Министров; Указ от 11.12.1905 г. «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу ...», по которому изменялся порядок выборов в законодательный орган; Указ от 20.02.1906 г. «О Государственной Думе», по которому Государственная Дума наделялась полномочия как первая палата законодательного органа; Указ от 20.02.1906 г. «О переустройстве учреждения Государственного Совета», по которому изменялся состав и функции Государственного Совета, и превращался во вторую палату законодательного органа; «Основы законов Российской империи» от 23.04.1906 г. в новом издании; Указы от 21.10.1906 г. и от 09.11.1906 г. об отчуждении крестьянам за деньги участков из майоратных имений, о праве собственности крестьян на надельную землю и т.д., которые фактически являлись основами конституционно-правовых актов России.
Как же отечественные ученые, правоведы и государственные деятели предоктябрьского и послеоктябрьского периодов определяли правовое государство?
Известный отечественный ученый-правовед В.М. Гессен (1868-1920) считал, что «Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы [7, с. 132].
В это время Б.А. Кистяковский (1868-1920) правовое государство определял, как «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, не нарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав» [8, с.
7].
После Октябрьской революции 1917 г. в России были приняты новые нормативно-правовые акты: Декрет о Временном рабоче-крестьянском правительстве -Совете народных комиссаров (Совнаркоме) от 26.10. (08.11.).1917 г.; Декрет о мире от 26.10.(08.11.).1917 г.; Декрет о земле от 26.10.(08.11.).1917 г.; Декреты о суде № 1-3 (1917-1918 гг.); Декларация прав народов России от 02(15).11.1917 г., в которой провозглашалось равен-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)
ство и суверенность народов России, право народов на самоопределение и т.д.; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 03(16).01.1918 г., в которой Россия, объявлялась Советской Российской Республикой; Конституция РСФСР от 10.07.1918 г., принятая на V Всероссийском съезде Советов закрепила федеративное государственное устройство РСФСР, права трудящиеся, в том числе с 18 лет избирать и быть избранными в Советы, но лишила избирательных прав лиц, применяющих наемный труд с целью извлечения прибыли, монахов и служителей церквей и религиозных культов, агентов и служащих бывшей царской полиции, осужденных, а также закрепила национализацию земли, банков, лесов, недр, транспорта и промышленности, предусматривалось формирование советской правовой и судебной системы и т.д. Последующие нормативно-правовые акты и проводимые советской властью реформы предусматривали становление и развитие советского социалистического государства и права в России.
В период с 1918 по 1928 г. в России теоретические положения о правовом государстве, разработанные зарубежными и отечественными учеными в дореволюционный период и новые представления о диктатуре пролетариата, социалистическом государстве и праве были привлекательными и приводили к достаточно частым научным дискуссиям и идеологическим противостояниям, особенно в части соотношения идей правового государства и диктатуры пролетариата, о пролетарском социалистическом государстве, о советском социалистическом праве, конец которым положил доклад Л.М. Кагановича (1893-1991).
В 1929 г. (4 ноября) советский государственный и партийный деятель Л.М. Каганович в Институте советского строительства и права выступил с докладом, в котором указал, что «... мы отвергаем понятие правового государства. Если человек, претендующий на звание марксиста, говорит всерьез о правовом государстве и тем более применяет понятие «правового государства» к советскому государству, то это значит, что он идет на поводу у буржуазных юристов» [9, с. 8].
Другой советский государственный деятель А.Я. Вышинский (1883-1954) в 1933 г. (21 декабря) на собрании Московской коллегии защитников в своем докладе также отметил, что «... хваленое правовое государство -олицетворение такого же по существу кулачного права, но только более утонченного, более рафинированного, более «цивилизованного», чем кулачное право варварского средневековья . Мы отвергаем понятие правового государства даже для буржуазного государства ... Понятие «правовое государство» изобретено буржуазными учеными для того, чтобы скрыть классовую природу буржуазного государства» [10].
Естественно, в среде ученых и ранее были дискуссии и полярные научные подходы о государстве и праве, в том числе и о правом государстве, но после указанных докладов их позиции в части идей правового государства и формирования советского социалистического государства и права претерпевали существенной корректировки или полному изменению.
Так, ученый-юрист Е.Б. Пашуканис (1891-1937) ранее ориентировался на представление о праве как буржуазном праве, затем признал классовый позитивизм, наличие нового революционного «советского права», а в последующем в части правового государства отмечал, что «Правовое государство - это мираж, но мираж, весьма удобный для буржуазии, потому, что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс факт господства буржуазии» [11, с. 135], но это его не спасло, и, учитывая прежние взгляды и невольную критику советской государственной системы, был объявлен «врагом народа» и расстрелян.
В это время государственные деятели П.И. Стучка (1865-1932) характеризуя государство диктатуры пролетариата, полагал, что оно в силу полного верховенства
власти над правом не может быть правовым, а также в силу неразвитости правовой системы [12, с. 58], Д.И. Курский (1874-1932) рассматривал пролетарское государство как «правовое» государство, в котором государственные интересы должны превалировать над личными интересами и правами отдельных граждан [13, с. 67], а советский ученый-юрист А.Л. Малицкий (1874-1957) проводил отождествление между правовым и пролетарским государством и считал, что «советская республика есть государство правовое, которое осуществляет свою деятельность в условиях правового режима» [14, с. 27].
В свою очередь зарубежные ученые и русские ученые-эмигранты H.H. Алексеев (1879-1964), В.Л. Бурцев (1862-1942), И.А. Ильин (1883-1954), В.А. Маклаков (1869-1957) и другие достаточно активно продолжали развивать идеи правового государства в части прав и свобод человека, экономической составляющей - это необходимости частной собственности во всех ее формах и формирование рыночной экономики, свободы и различных форм предпринимательства, наличия гласности и свободы в средствах массовой информации, развитие социальной защищенности и форм их обеспечения и т.д.
Следует отметить, что правовое государство в России, в части идеи, принципов и признаков правового государства прошло сложный и противоречивый эволюционный путь от отрицания (с 1917 г.) до частичного применения в конце 80-х годов XX века в виде социалистического правового государства, а в последующем и полной мировоззренческо-правовой рецепции, воплотившейся в конституционном провозглашении России как демократического федеративного правового государства.
Началом изменения от негативного отношения в части концепции правового государства к принятию и введению в оборот термина «социалистическое правовое государство» и правового обоснования о формировании социалистического правового государства впервые были сформулированы в п. 1 и 10 Резолюции «О правовой реформе» материалов XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988 г.) [15, с. 122].
В 1990 г. (12-15 марта) на III Съезде народных депутатов СССР была поставлена задача построения в СССР социалистического правового государства, в котором обеспечиваются права и свободы человека, равенство граждан перед законом и судом, и т.д.
По мнению автора, такой подход к концепции правового государства как раз указывает на то, что она не застывшая догма буржуазного права, а развивающаяся и наполняющаяся новыми принципами, признаками и содержанием, исходя из накопленных человечеством нравственных и правовых традиций и общественно-политического опыта. При этом следует помнить, что в правой науке не существует общепризнанной и единой концепции (доктрины) правового государства. Она может уточняться, развиваться и обосновываться с философски-гуманистических и иных мировоззренческих позиций, с учетом соответствующего правопонимания и формируемых в странах государственно-политических, социально-экономических и правовых систем и т.д.
В числе первых ученых, кто использовали термин «социалистическое правовое государство» и давали правовую характеристику были В.С. Нерсесянц (1938-2005) в работе «Концепция социалистического правового государства в контексте истории учений о праве и государстве» (1989 г.) [16], В.Е. Гулиев (1933-2015) анализируя подходы о правовом государстве считал, что «мы еще очень далеки от правового социалистического государства и пока лишь встаем на путь, который может привести к такому государству» [17, с. 108], а В.Н. Кудрявцев (1923-2007) и Е.А. Лукашева сформулировали основные принципы социалистического правового государства [18, с. 12].
В это же время Г.В. Мальцев (1935-2013) анализируя подходы о правовом государстве обращал внимание на
Zhadan Vladimir Nikolaevich juridical
ABOUT THE IDEA, THE CONCEPT ... science
то, что «социалистическое правовое государство отнюдь не то самое правовое государство, которое было и остается объектом справедливой критики ... кое-кто пребывает в наивном убеждении, будто речь идет о некой единой и завершенной концепции правового государства, что, дескать, история выстрадала эту великую идею, а наши ученые, не разобравшись, в догматическом рвении отвергли ее, не оценили, и только теперь, в порядке запоздалого прозрения, начинают ее признавать. На самом деле нет и никогда не было единой - единственной идеи правового государства» [19, с. 117].
Как известно, в зарубежной и отчасти в отечественной литературе Российское государство советского периода, как правило, квалифицируется как советское социалистическое государство, в котором имели место признаки авторитаризма и тоталитаризма, «культ личности», государственное вмешательство и тотальное нарушение прав и свобод человека, партийное всевластие, критическое отношение к идеям правового государства, в том числе к принципу разделения властей и т.д.
В тоже время, в правой науке сущность идеи правового государства принято определять как последовательный демократизм, предусматривающий суверенитет народа как источника власти, признание верховенство права и закона, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их реальное соблюдение и обеспечение, взаимные права, обязанности и ответственность государства и личности, разделение властей, независимость суда, гарантированная и эффективная судебная защита, наличие системы гражданского общества, разграничение функций гражданского общества и государства, приоритет норм международного права. При этом главное в идее правового государства - всеобъемлюща и неразрывная связь государства и права, первичность права в государстве, верховенство права и законы в государстве, которые гарантируют законные, справедливые и эффективные действия государства, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и т.д.
Как известно, происшедшие с 90-х годов XX в. в России реформы в социально-экономических и политической сферах привели к развитию новых рыночных отношений, к существенному изменению конституционно-правовых норм в Конституции РСФСР 1978 г. и других законах, а затем и принятию новой Конституции РФ 1993 г., которая кардинально изменила систему государственной власти в России, организацию и функционирование органов государственной власти и т.д.
По мнению автора, перед Россией встали вопросы и проблемы о применении отечественного и зарубежного опыта в части концепции правового государства при разработке Конституции РФ, других нормативно-правовых актов, организации системы государственной власти, соответствующих органов государственной власти, учитывая их внутреннюю организацию и направления деятельности с учетом формы государственного устройства, принципов демократического правового государства и т.д.
Следующим вопросом, который вытекает из предмета исследования, является рассмотрение понятия термина «правовое государство», принципов и признаков правового государства в правовой науке.
В большом энциклопедическом словаре «правовое государство - в политико-юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность закона с государством и его органами; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность ...» [20].
Есть и другие научные определения понятия «правовое государство», как в словарях, так и в юридической литературе авторские понятия, определения принципов, признаков и других его характеристик.
Так, концептуальные положения в части формирования правового государства в России с учетом обще-368
ственно-политических условий развития страны излагаются в работах С.С. Алексеева (1924-2013), М.И. Байтина (1921-2009), В.В. Бойцовой, Г.А. Борисова, А.В. Венгерова (1928-1998), Н.В. Витрука (1937-2012), А.Н. Головистиковой, В.Е. Гулиева (1933-2015), Н.Н. Деева, Ю.А. Дмитриева, В.Д. Зорькина, С.Н. Кожевникова, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева (1923-2007), О.Е. Кутафина (1937-2008), Б.М. Лазарева (1930-1995), Р.З. Лившица (1929-1997), Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова (1928-2018), А.В. Мелехина, В.С. Нерсесянца (1938-2005), А.С. Пиголкина (1931-2004), М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова, Б.И. Топорнина (1929-2005), В.А. Туманова (1926-2011), Р.О. Халфиной (1909-1998), В.Н. Хропанюка, В.И. Червонюка, В.А. Четвернина и других.
В правовой науке принято считать, что «правовое государство» есть многомерное развивающееся явление [21] политико-правового характера, которое приобретает все новые признаки и наполняется новым содержанием, но с определяющей связанностью государства с правом, верховенством закона и приоритетом прав и свобод человека и гражданина.
В науке теории государства и права предлагается много определений понятия «правовое государство», принципов, признаков и других его характеристик. Обратимся к некоторым из них.
Так, В.В. Бойцова предлагает такую формулировку: «Правовое государство - это совокупность государственно-властных механизмов, действующих на законной и правовой основе в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан» [22, с. 122].
А.А. Кондрашев рассматривает правовое государство как организацию публичной власти, которая определяется обществом на основе принципов свободных выборов, разделения властей, независимости судебной власти в целях реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, и подконтрольная институтам гражданского общества [23].
A.В. Мелехин определяет правовое государство как демократическое государство, которое основывается на верховенстве права и закона, равенстве всех перед законом и судом, при условии соблюдения и гарантирован-ности прав и свобод человека и гражданина, а государственная власть организуется и функционирует с учетом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную [24].
B.Н. Хропанюк предлагает следующую формулировку: «Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости» [25].
В научной литературе и Интернет-ресурсах предлагаются и другие авторские, и обобщенные понятия «правовое государство».
В указанных выше и других понятиях правового государства авторами выделяются основные принципы, признаки и другие особенности такого государства (например, совокупность государственно-властных механизмов ...; организация публичной власти ...; демократическое государство, которое основывается на верховенстве права и закона форма организации и деятельности государственной власти .) и, естественно, все они развивают концептуальные положения правового государства в России.
Тем самым в обобщенном виде под правовым государством можно понимать такое государство, в котором вся деятельность государственных и иных органов, должностных лиц, граждан и их объединений подчинена нормам права при верховенстве закона, а также осново-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)
полагающим правовым принципам, как приоритет прав и свобод человека и гражданина, предусматривающим их реальное соблюдение и защиту, взаимную обязанность и ответственность государства и гражданина, разделение властей, соответствие внутригосударственного права общепризнанным нормам и принципам международного права.
В правовой науке, характеризуя правовое государство, принято выделять его принципы, признаки и другие особенности. При этом, не вдаваясь в научную дискуссию о сходстве и отличии между ними, представляется обоснованным подход, что «принципы» - это основные базовые, исходные положения какой-либо теории, учения, а «признаки» - это основные показатели и черты, позволяющие определять или узнавать, что или кого-нибудь.
Автор разделяет научный подход Р.Х. Хажипов, что «принципы правового государства» - это система базовых, фундаментальных свойств без которых правовое государство не может существовать и функционировать в качестве такового, а «признаки правового государства» - это формально-юридические, специальные показатели, которые определяют особенности правового государства и позволяют его отделять и разграничивать с учетом их от других государств не правового характера [26].
В правовой науке к числу принципов правового государства относят общеправовые и специальные (собственные) принципы правового государства. Среди наиболее значимых общеправовых принципов принято назвать: 1) гуманизм; 2) демократизм; 3) справедливость; 4) юридическое равенство граждан и других лиц перед законом и судом; 5) единство прав и обязанностей и т.д. [27].
В качестве специальных принципов правового государства называются: 1. Принцип приоритета права («господство права»). 2. Принцип согласования права и закона. 3. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. 4. Принцип разделения властей [27]. К числу не менее значимых принципов, характеризующих правовое государство, относятся: высшим и единственным легитимным источником власти является народ; верховенство права и закона; незыблемость основ конституционного строя; взаимная обязанность и ответственность государства и личности; равенство всех перед законом и судом; соответствие внутригосударственного права общепризнанным нормам и принципам международного права. При этом принципы правового государства представляют собой систему базовых, фундаментальных свойств, которые достаточно динамичны и развиваются с учетом тенденций нравственно-духовного изменения и развития человека и общества в целом, в том числе уровня их правосознания и правовой культуры, особенностей развития исторической, политической, социально-экономической и правовой системы в государстве и т.д.
В правовой науке к числу основных признаков правового государства относят следующие: 1) верховенство права и закона во всех сферах общественной жизни; 2) взаимная ответственность государства и личности; 3) реальное соблюдение прав личности; 4) обеспечение свободного развития личности и общества [27].
В других источниках к числу отличительных признаков правового государства относят: 1) верховенство правового закона; 2) равенство всех субъектов правоотношений перед законом и судом; 3) взаимные обязанности и ответственность государства и личности; 4) соблюдение и защита прав и свобод личности, их га-рантированность; 5) разделение властей, основанное на действенной и эффективной системе сдержек и противовесов [28]. При этом не все из указанных признаков являются таковыми, так как входят в число специальных принципов правового государства.
В обобщенном виде признаки правового государства
представляют систему специальных свойств и черт, которые определяют его специфику как правового, и позволяют отделить от не правового государства: 1) конституционно-правовая регламентация народного и государственного суверенитета; 2) верховенство права и закона в организации и деятельности всех государственных органов и организаций, иных организаций и лиц, в том числе граждан и их объединений; 3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, который предусматривает их реальность соблюдения, обеспечения и гарантию судебной защиты, а также социальную справедливость и защищенность; 4) равенство всех субъектов правоотношений перед законом и судом, в том числе и субъектов федерации; 5) взаимная обязанность и ответственность государства и личности; 6) система государственных органов основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривающий последовательную и эффективную систему «сдержек и противовесов», взаимный контроль друг за другом и их взаимоограничение; 7) действенная и эффективная судебная защита; 8) ответственность государства за действия соответствующих органов и должностных лиц; 9) запрет на не правовой и чрезмерный характер действий государственных органов; 10) развитие системы институтов гражданского общества; 11) правовое разграничение функций государства и институтов гражданского общества; 12) идеологический и политический плюрализм, заключающийся в свободном использовании различных идеологических взглядов и концепций, функционирование системы партий и организаций, которые действуют на основе Конституции и законов; 13) обеспечение и гарантия законности и правопорядка в государстве и обществе; 14) преодоление правового нигилизма в массовом сознании населения; 15) выработка нового правового мышления, высокой политико-правовой культуры и грамотности [29]; 16) ответственность государства за социальный и светский характер; 17) реализация принципа самостоятельности органов местного самоуправления; 18) соответствие внутригосударственного права общепризнанным нормам и принципам международного права, предполагающее приоритет норм международного права. При этом признаки как система формально-юридических, специальных показателей, способствуют дополнению и уточнению принципов правового государства, обеспечивают действенную и эффективную их реализацию в общественно-политическом процессе, формируют правовое поле и среду для каждого человека и общества в целом, и позволяют разграничивать правовое государство от не правовых государств.
Следует также отметить, что правовое государство в науке конституционного права принято определять как конституционно-правовой институт и как одну из основ конституционного строя государства, что предполагает соответствующие конституционно-правовые понятия и другие характеристики.
В юридической энциклопедии «правовое государство - в теории конституционного права общественный строй, при котором осуществляются несколько основополагающих юридических принципов. 1. Господство закона, т.е. высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему ...» [20].
По мнению В.А. Виноградова, правовым государством может считаться такое государство, в котором государственная власть осуществляется на основе права и законов, формально и материально соответствующих конституции, соблюдаются и защищаются права и свободы человека, справедливость и юридическая безопасность, а также гарантируют юридическую возможность оспаривания в соответствующем суде правовых актов или действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан [30, с. 30].
Н.М. Добрынин рассматривает правовое государство как государство с конституционным режимом правле-
Zhadan Vladimir Nikolaevich juridical
ABOUT THE IDEA, THE CONCEPT ... science
ния, реальным разделением властей, обладающее развитой и эффективной правовой системой и действенным механизмом общественного контроля [31, с. 415].
Представляет научный интерес понятие правового государства, которое предлагает В.И. Червонюк: «Правовое государство - это тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами» [32, с. 264].
В общем виде правовым государством можно рассматривать только конституционное демократическое государство, в котором с учетом верховенства права и закона, и прежде всего Конституции, а также общих правовых принципов, на основе приоритета прав и свобод человека и гражданина, предусматривающих их соблюдение и защиту, взаимную обязанность и ответственность государства и личности, разделение властей, соответствие внутригосударственного права общепризнанным нормам и принципам международного права организуется и осуществляется деятельность всех государственных органов и организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
По мнению автора, с учетом предложенной формулировки понятия, правовое государство может включать теоретическую модель, базирующуюся на таких принципах, как: 1) верховенство права и закона, и прежде всего Конституции в деятельности всех государственных органов и организаций, должностных лиц, граждан и их объединений; 2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, предусматривающий обязательное их соблюдение и судебную защиту; 3) взаимная обязанность и ответственность государства и личности; 4) разделение властей с учетом реальной и эффективной системы сдержек и противовесов; 5) соответствие внутригосударственного права общепризнанным нормам и принципам международного права, предполагающее приоритет норм международного права, о чем автором было рассмотрено в ранее опубликованной работе [33]. Данные принципы образуют основные идеи современной концепции правового государства, а поэтому их можно определить как основополагающие, которые определяют основные характеристики организации и функционирования правового государства.
В тоже время для реализации концепции правового государства, необходимо учитывать, что каждое государство имеет свою специфику, особенности истории его возникновения и развития, сформировавшиеся менталитет и традиции населения и т.д. При этом принципы и признаки правового государства во многом зависят от целей и задач, которые определило перед собой государство и общество в части формирования и развития демократического правового государства, и требуют самостоятельного исследования.
Представляет научный интерес в этой части позиция Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, который полагает, что «хотя проблематика правового государства постоянно находится в центре внимания специалистов в области конституционного права, теории и философии права, к настоящему времени еще ни по одному из принципиальных аспектов этой темы не сложилось того единства взглядов, которое позволяло бы говорить о наличии в российской юридической науке общепризнанной доктрины правового государства. Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность» [34, с. 52-53].
Следует также отметить, что правовое государство является основой конституционного строя, которое закрепляется в Конституции (основном законе) государ-370
ства.
Рассмотрим основные конституционные основы правового государства в Российской Федерации (далее -Россия, РФ; как продолжатель СССР и РСФСР).
О необходимости создания демократического правового государства в России впервые было официально зафиксировано 12.06.1990 г. в Декларации Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР [35] (далее - Декларация о государственном суверенитете). В Декларации о государственном суверенитете формулировались такие важнейшие принципы правового государства, как гарантированность прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РСФСР, . и общепризнанными нормами международного права, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.
Как известно перед принятием Конституции РФ в сентябре-октябре 1993 г. в результате открытого противостояния исполнительной и законодательной властей возник внутриполитический кризис, когда Президент РФ Б.Н. Ельциным подписал Указ от 21.09.1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ. Попытки достичь согласия на уровне законодательной и исполнительной властей с участием Конституционного Суда РФ и региональных властей не увенчались успехом, и кризис привел к нарушениям общественного порядка, использованию силовых действий со стороны правоохранительных органов и армии, и кровавым событиям 3-4.10.1993 г. в Москве. В последующем Президент РФ подписал еще ряд указов по вопросам правового регулирования, отнесенных к компетенции Съезда и Верховного Совета, о приостановление работы Конституционного Суда, о назначении всенародного голосования (референдума) по проекту новой Конституции на 12.12.1993 г.
Исходя из выше изложенного, Конституция РФ 1993 г. была принята в достаточно непростых условиях в стране, а поэтому в 90-е годы XX в. и в настоящее время, актуальными являются вопросы о конституционных основах правового государства в России.
Конституция РФ существенно изменила структуру высших органов государственной власти. В ней были закреплены основы конституционного строя России, в том числе определены народный и государственный суверенитет, федеративный принцип Российского государства, основы гражданства РФ, социальная направленность, экономическая составляющая, защищающая все формы собственности и предусматривающая свободу предпринимательской деятельности, принцип разделения властей, признание местного самоуправления, идеологическое и политическое многообразие, светская направленность и т.д.
В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ нормативно определяется, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». При этом понятие термина «правовое государство» в конституционных нормах не дается.
Как известно, в современной России на конференциях и форумах различного уровня, в научной литературе, СМИ и Интернет-ресурсах имеют место дискуссии по вопросам правовой характеристики Российского государства и определяемой в Конституции РФ.
Естественно, что не все, что записано в соответствующем законе, в том числе и в Конституции РФ может однозначно восприниматься и толковаться, а поэтому предполагает ставить не только правовые вопросы о том, что Россия является демократическим федеративным правовым государством.
По общему правилу, идеи, принципы, признаки и другие компоненты, характеризующие правовое государство, являются полной противоположностью недемократического государственно-политического режима, Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)
основанного на диктатуре, деспотизме, полицейском произволе, цензуре в СМИ, вмешательстве во внутренние дела других государств и т.д., и которые предполагают самостоятельное их рассмотрение и не входят в предмет данного исследования.
В качестве конституционных основ демократического федеративного правового государства в России можно назвать следующие:
1. Приоритетной ценностью в России, в соответствии со ст. 2 Конституцией РФ является «Человек, его права и свободы .; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», а, следовательно, права и свободы человека, их соблюдение и защита, а также обеспечение безопасности человека в среде его обитания должны включать такие правовые способы и средства, которые обеспечивают правопорядок и безопасность граждан, что указывает на необходимость последовательной и эффективной деятельности правоохранительных органов в России.
Более того согласно ст. 17 Конституции РФ, в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
2. В соответствии со ст. 3-4 Конституции РФ определяется народный суверенитет, т.е.носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, а также государственный суверенитет России, который распространяется на всю ее территорию, обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории России.
3. Согласно ст. 5 Конституции РФ закрепляется конституционная основа государственного устройства России - это федеративный принцип Российского государства, который включает все республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа как равноправные субъекты РФ. При этом Россия как федерация базируется на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России.
4. В ст. 6-16 Конституции РФ определяются другие конституционные основы, которые определяют демократический федеративный правовой характер Российского государства: о гражданстве РФ; социальной направленности; экономической составляющей; принципе разделения властей; признании и гарантиро-ванности местного самоуправления; идеологическом и политическом многообразии; светской направленности; Конституции РФ как основном законе, имеющем высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ, а другие законы и иные правовые акты не могут противоречить ей; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; глава 1 Конституции РФ, определяющая основы конституционного строя РФ, может быть изменена только в порядке, предусмотренном в основном законе; никакие другие положения Конституции и иных законов не могут противоречить основам конституционного строя РФ. При этом характеристика конституционных основ демократического федеративного правового характера Российского государства требует дополнительного и самостоятельного исследования.
Автор разделяет подход, что сформулированное в ст. 1 Конституции РФ нормативное положение о России как правовом государстве является одной из основ конституционного строя РФ и это следует трактовать не в
качестве достигнутого завоевания, а как цель, определяющую организацию и функционирование всей государственной системы и институтов гражданского общества в России по формированию и развитию демократического федеративного правового государства с социальной направленностью.
Безусловно, достижению этой цели должна быть подчинена деятельность всех государственных и иных органов, должностных лиц, организаций и институтов гражданского общества. Именно эти органы, лица, организации и институты являются институциональным выражением формирования демократического федеративного правового государства, в котором «человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». К числу государственных органов, участвующих в формировании демократического федеративного правового государства в России относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ, иные органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и т.д. При этом конституционно-правовая характеристика указанных государственных органов, иных органов, организаций и институтов, участвующих в формировании и развитии демократического федеративного правового государства с социальной направленностью в России требует самостоятельного исследования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований данного направления. В качестве итога о конституционных основах правового государства в России, по мнению автора, следует сослаться на слова Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, который считает, что «Сейчас у нас есть конституционная основа правового государства. И цели понятны: куда надо идти и к чему стремиться» [36].
В целом проведенное автором исследование позволяет сделать вывод о том, что концепция (теория) правового государства - это не застывшая догма буржуазного права, а развивающаяся и наполняющаяся новыми принципами, признаками и содержанием, исходя из накопленных человечеством нравственных и правовых традиций и общественно-политического опыта. В правой науке до настоящего времени нет общепризнанной и единой концепции (доктрины) правового государства. Она может уточняться, развиваться и обосновываться с философски-гуманистических и иных мировоззренческих позиций, с учетом соответствующего правопонимания и формируемых в странах государственно-политических, социально-экономических и правовых систем и т.д., а также необходимо учитывать, что каждое государство имеет свои особенности, в силу уникальной истории и сложившихся традиций. Автором обращается внимание на сформулированное в ст. 1 Конституции РФ нормативное положение о России как правовом государстве, которое является одной из основ конституционного строя РФ и его следует трактовать не в качестве достигнутого завоевания, а как цель, определяющую организацию и функционирование всей государственной системы и институтов гражданского общества в России по формированию и развитию демократического федеративного правового государства с социальной направленностью, а «человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (сучетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014№ 11-ФКЗ) //СЗРФ.
- 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Атжанова Ж.С. Формирование правового государства и основные признаки современной конституционной модели правовой государственности // Социально-экономические явления и процессы.
- 2017. - Т. 12. - №. 4. - С. 77-84.
3. Ишеков К.А. Правовое государство как основа конституцион-
Zhadan Vladimir Nikolaevich ABOUT THE IDEA, THE CONCEPT ..
но-правового развития современной России // Правовое государство: теория и практика. — 2014. — № 4 (38). — С. 7-11.
4. Конституционные основы правового государства — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia. ru/7_99271_konstitutsionnie-osnovi-pravovogo-gosudarstva.html (дата обращения: 11.06.2019).
5. Ярославцева Д.К., Гальцева А.М. Возникновение и развитие учения о правом государстве //Вестник гуманитарного журнала. — 2017. - № 1. - С. 96-101.
6. Теория государства и права (Абдуллаев М.И.). Правовое государство — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. konspekt.biz/index.php?text=46784 (дата обращения: 11.06.2019).
7. Гессен В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств: сб. статей. — Т. 1. — СПб., 1905. — С. 117-187.
8. Кистяковский Б.Л. Лекции по государственному праву (общее и особенное). Прочитаны в Московском коммерческом институте в 1908-1909 гг. — М, 1909. — 38 с.
9. Каганович JI.M. Двенадцать лет строительства Советского государства и борьба с оппортунизмом // Советское государство и революция права. — 1930. — № 1. — С. 7-43.
10. Вышинский А.Я. Революционная законность и задачи советской защиты. — М.: РИС Мособлисполкома, 1934. — 43 с. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://libcolm.com/book/0b8e0c63-66fe-42ce-a830-6fa2f2e5e091 (дата обращения: 11.06.2019).
11. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. — М.: Наука, 1980. — 271 с.
12. Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. — Рига: Латв. гос. изд-во, 1964. — 748 с.
13. Курский Д.И. На путях развития Советского права. Статьи и речи, 1919-1926. — Москва: Юридическое изд-во Н.К.Ю. РСФСР, 1927. —118 с.
14. Малицкий А.Л. Советская конституция. — Харьков: Путь просвещения, 1924. — 208 с.
15. Материалы XIX конференции КПСС, 28 июня — 1 июля 1988 г. Москва, 1988. — М.: Политиздат, 1988. — 160 с. https://pandia.ru/ text/77/361/83063-9.php
16. Нерсесянц В.С. Концепция советского правового государства в контексте историй учений о правовом государстве // Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. — М., Изд-во ИГиП АН СССР, 1989. — С. 45—67.
17. Гулиев В.Е. На пути к правовому государству // Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. / Отв. ред. Б.Н. Топорнин.— М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1989. — С. 98109.
18. Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Социалистическое правовое государство // Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. — М., Изд-во ИГиП АН СССР, 1989. — С. 5-24.
19. Мальцев Г.В. Социалистическое правовое государство: исторический опыт и традиции // Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. — М.: Юрид. лит., 1990. — С. 114118.
20. Словари и энциклопедии на Академике — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17386 (дата обращения: 11.06.2019).
21. Теория государства и права. Пиголкин А.С., Головистикова А.Н. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uristinfo. net/2010-12-16-20-00-40/29-pigolkin-as-golovistikova-an-tgp/586-glava-16-teorija-pravovogo-gosudarstva.html (дата обращения: 11.06.2019).
22. Бойцова В.В. Правовое государство — гарантия реализации прав и свобод граждан // Вестник ЛГУ. Сер. 6. — 1990. — № 1. — С. 122-125.
23. Кондрашев А.А. Идея правового государства в России: определение и сущность — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-pravovogo-gosudarstva-v-rossii-opredelenie-i-suschnost (дата обращения: 11.06.2019).
24. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://filling-form.ru/ turizm/27458/index.html?page=62 (дата обращения: 11.06.2019).
25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Глава IV. Правовое государство и его основные характеристики — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/ Hrop/04.php (дата обращения: 11.06.2019).
26. Хажипов Р.Х. О соотношении принципов и признаков правового государства //Правовое государство: теория и практика. — 2010. — № 2 (20). — С. 24-27 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.pravgos.ru/item/o-sootnoshenii-principov-i-priznakov-pravovogo-gosudarstva (дата обращения: 11.06.2019).
27. Признаки правового государства — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://helpiks.org/2-10889.html (дата обращения: 11.06.2019).
28. Понятие и признаки правового государства — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lawbook.online/gosudarstva-prava-teoriya/ponyatie-priznaki-pravovogo-77364.html (дата обращения: 11.06.2019).
29. Принципы и признаки правового государства — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://megalektsii.ru/s20954t9.html (дата обращения: 11.06.2019).
30. Основы конституционного строя России: двадцать лет развития /Под ред.: Медушевский А.Н. — М.: Институт права и публичной политики, 2013. — 359 c.
31. Добрынин Н. М. Основы конституционного (государственно-
го) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов: практ. руководство (Современная версия новейшей истории государства). — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука, 2010. — 544 с.
32. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общей ред. Червонюк В.И. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.
33. Жадан В.Н. Международное право в системе российского законодательства //Армия и общество. — 2012. — № 2 (32). — С. 88-93.
34. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. — М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 720 с.
35. Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЫЖ_39472/ (дата обращения: 11.06.2019).
36. Валерий Зорькин: У закона нет выходных. Председатель Конституционного суда дал интервью «Российской газете», 12.12.2005 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rg.ru/2005/12/12/zorkin.html (дата обращения: 11.06.2019).
Статья поступила в редакцию 12.07.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020