Научная статья на тему 'Об идее и практике парламентаризма в современной России'

Об идее и практике парламентаризма в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
864
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / STATE SYSTEM / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / SEPARATION OF POWERS / ПАРЛАМЕНТ / PARLIAMENT / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / PARLIAMENTARY SYSTEM / ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / PARLIAMENTARY CONTROL / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / FEDERAL ASSEMBLY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петухов Роман Владимирович

В статье анализируется роль и место российского парламента в системе государственной власти. По мнению автора, в настоящее время наблюдается парламентский кризис, роль Федерального Собрания РФ в принятии ключевых государственных решений снизилась. Автор предлагает взглянуть на перспективу развития законодательной власти через призму концепции парламентаризма. С учетом исторического опыта в статье делается вывод возможности возвращения к идеям и практикам парламентаризма через усиление контрольных функций российского парламента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the idea and practice of parliamentarism in modern Russia

The article analyzes the role and place of Russia's parliament in government system. The author believes there is now a parliamentary crisis, which is the loss of the Federal Assembly of the Russian Federation, independent role in making key of state decisions. As one of the options to restore the balance between the branches of government is proposed to look at the future development of the legislative power through the prism of the concept of parliamentarism. Taking into account the historical experience and positions of modern authors, the article concludes the possibility of returning to the ideas and practices by strengthening parliamentary control functions of parliament.

Текст научной работы на тему «Об идее и практике парламентаризма в современной России»

Р.В. Петухов*

ОБ ИДЕЕ И ПРАКТИКЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Со времени принятия на всенародном референдуме в 1993 г. Конституции РФ в стране произошли серьезные изменения, которые наполнили новым смыслом ряд конституционных норм, в том числе полной определяющих роль и место федерального парламента в системе разделения властей. Что касается законодательных органов, то их роль в сфере принятия управленческих решений заметно снизилась, хотя формально они остаются одним из ключевых элементов системы публичной власти. После недолгого соперничества исторически сильная в России исполнительная власть смогла перераспределить в свою пользу значительную часть полномочий парламента, активно вторгаясь в такие его традиционные сферы деятельности, как законотворчество и представительство.

Ослабление парламента не может рассматриваться как объективный результат поиска наиболее релевантной российским политическим и социально-экономическим реалиям конфигурации органов публичной власти. Как показывает опыт последних десятилетий, дисбаланс в системе разделения властей негативно влияет на ситуацию в стране и несет в себе значительные риски, описанные еще Ш.Л. Монтескье в его классическом труде «О духе законов». В этой связи вновь становится актуальным вопрос о месте парламента в системе публичной власти современной России. Одним из возможных вариантов ответа на него является попытка взглянуть на перспективы развития законодательной власти через призму концепции парламентаризма.

Для определения места, занимаемого российским парламентом в системе органов государственной власти, необходимо обратиться к понятию «форма правления», с помощью которого в науке традиционно описываются порядок формирования высших органов государственной власти, существующее между ними разделение предметов ведения и их роль в принятии ключевых государственных решений. В Конституции РФ форма правления, присущая нашей стране,

* Кандидат юридических наук, научный сотрудник Института государства и права РАН. 58

Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2015

прямо не определена. Как правило, основанием для ее определения являются ст. 10 и 11, согласно которым государственная власть в России осуществляется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную высшими органами (соответственно Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды). Кроме того, в Конституции РФ особая роль в системе государственной власти отводится Президенту РФ, являющемуся главой государства и обладающему широкими полномочиями, осуществляемыми им как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими высшими органами государственной власти.

Следует отметить, что в отечественной науке высказываются различные точки зрения относительно формы правления в современной России. Так, по мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, Российская Федерация относится к числу государств, сочетающих в себе черты парламентской и президентской республики. При этом имеет место перманентный процесс усиления черт президентской республики и ослабления парламентской1. В.Е. Чиркин, анализируя структуру и взаимоотношения высших органов государственной власти, приходит к выводу, что Российская Федерация, являясь согласно Конституции РФ президентско-парламентской республикой, фактически имеет все признаки президентской2. А.С. Автономов относит республики, в которых все основные властные полномочия сконцентрированы в руках президента или иного единоличного лидера, а представительные и судебные органы находятся на втором плане, к числу монократических государств3. Представляется, что следует согласиться с авторами, считающими, что в Российской Федерации «учреждена «смешенная» республика особого типа, характеризующаяся сильной президентской властью и ее самостоятельностью от других ветвей власти; слабым федеральным парламентом, не обладающим достаточными полномочиями для контроля за дея-

1 См.: КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд. М., 2004. С. 173.

2 См.: Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М., 2008. С. 230-231.

3 См.: Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 256-257.

тельностью Президента РФ и Правительства РФ; слабым федеральным правительством, подконтрольным и ответственным юридически и фактически только перед Президентом РФ»4.

Многообразие точек зрения относительно формы правления российского государства обусловлено не столько неоднозначностью конституционного текста, сколько сформировавшимся за последние годы расхождением между юридической Конституцией и практикой функционирования политической системы страны. Место органов в системе государственной власти не является статичным и меняется под воздействием внутренних и внешних факторов. В этой связи для того, чтобы уяснить статус российского парламента, необходимо проанализировать его взаимоотношения с другими высшими органами государственной власти.

В течение всех 1990-х гг. взаимоотношения между главой государства и органами исполнительной власти, с одной стороны, и парламентом - с другой, носили конкурентный и даже конфликтный характер5. Пиком их соперничества стали трагические события 1993 г., но и в дальнейшем Президент, Государственная Дума и Совет Федерации находились в состоянии перманентного противостояния. В частности, Б.Н. Ельцин активно пользовался своим конституционным правом вотировать одобренные парламентом законы, а Государственная Дума регулярно затягивала принятие федерального бюджета.

После избрания В.В. Путина Президентом РФ ситуация постепенно стала меняться. На протяжении последних 15 лет наблюдалось нарастающая тенденция доминирования президента и органов исполнительной власти над законодательной. Согласно одной из точек зрения российский парламент, во-первых, не обладает самостоятельностью в вопросах нормотворчества, уступив инициативу подготовки важнейших государственных решений Президенту и Правительству РФ, во-вторых, недостаточно репрезентует общество, что

4 Конституционное право России: Курс лекций / Отв. ред. Ю.Л. Шульженко. М., 2007. С. 90-91.

5 См.: Фурман Д.Е. Движение по спирали. Политическая система современной России в ряду других систем. М., 2010. С. 168; Шейнис В.Л. Российская конституция 1993 года в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. 2002. № 8. С. 4-35.

проявляется, в частности, в крайне низком уровне доверия населения как к Государственной Думе, так и к Совету Федерации6.

Таким образом, при неизменности конституционных норм, определяющих форму правления, роль парламента в системе государственной власти снижается. В этой связи ряд российских ученых, прежде всего политологов, на протяжении нескольких лет говорят о кризисе российского парламентаризма. По их мнению, это является следствием процессов, начавшихся еще в начале 1990-х гг. и имевших свои объективные и субъективные причины. Например, Д.Е. Фурман указывает в качестве причин кризиса сочетание исконных особенностей российского общества (исторически привыкшего к авторитарным формам правления) и псевдодемократического способа прихода и удержания власти ельцинской и постельцинской правящими элитами7. О.В. Гаман-Голутвина видит проблему в присущем современной России «четырехзвенном» разделении властей, при котором глава государства наделен значительными полномочиями, а парламент не имеет достаточного политического влияния8. В.Я. Гельман первопричинами «позорного положения парламентаризма» в России считает события 1993 г., результатом которых стало закрепление превосходства Президента РФ и подчиненных ему исполнительных органов в системе государственной власти .

Следует также учитывать, что парламентский кризис, как и кризис многих других традиционных демократических институтов, -

6 См., например: Лысенко В.Н. Пять уроков российского парламентаризма // Новая газета. 2000. 16 мая; Соловьев А.И. Российский парламент в новейшей политической истории: пути эволюции и проблемы развития // Сравнительное изучение парламентов и опыт парламентаризма в России: выборы, голосование, репрезентативность. СПб., 2005. С. 57; Холодковский К.Г. Политическая модернизация и будущее России // Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции. М., 2004. С. 252; Арутюнян А.Ш. Проблема соотношения классического парламентаризма и постсоветского парламентаризма // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22. С. 19; Российское общество и вызовы времени. Кн. Первая / Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2015. С. 107-111.

7 См.: ФурманД.Е. Указ. соч. С. 150.

8 См.: Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис. 2006. № 3. С. 27-39.

9 См.: Гельман В.Я. Развилки России: почему погиб парламент // URL: https://slon.ru/world/razvilki_rossii_pochemu_pogib_parlament-1153728.xhtml (дата обращения: 25.09.2015).

явление не только российское. Многие исследователи на протяжении ряда лет отмечают, что политические институты, призванные выступать посредниками и выразителями интересов различных социальных групп, постепенно утрачивают связь с обществом, превращаются в инструменты обслуживания частных и корпоративных интересов. Растущее недоверие по отношению к ним со стороны граждан усиливает взаимное отчуждение власти и общества, создает предпосылки для активизации социального взаимодействия граждан вне формальных институциональных рамок. Например, по мнению Р. Инглхарта, на смену сложившимся в ХХ в. формам и институтам демократии идет гораздо более сложная (и в социальном, и в личностном плане) структура социального и политического действия, предусматривающая более активное участие граждан10.

Соответственно в последние годы в разных странах мира идет интенсивный теоретический и практический поиск новых форм и практик адаптации парламентских институтов к меняющимся условиям социального и политического бытия. Примечательно, что даже в Великобритании, которая на протяжении многих веков придерживается парламентской формы правления, социальные и политические процессы влияют на функции парламента. В частности, Е.В. Коврякова приводит в пример позицию представителей английской конституционной школы, согласно которой начиная со второй половины ХХ в. главной функцией парламента становится не столько управление, сколько контроль за правительством и критика его действий, а главным инструментом парламентской демократии является право парламентариев задавать вопросы правительству и премьер-министру11. Французский конституционалист Ж.-П. Жакке, оценивая присущую Великобритании форму правления, также указывает среди причин ее эффективности активно применяемую на практике функцию парламентского контроля за деятельностью премьер-министра и правительства, осуществляемую как оппозицией, так и парламентским большинством12.

10 См.: Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 3. С. 6-32.

11 См.: Коврякова Е.В. Санкционирующий парламентский контроль в системе разделения властей // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3. С. 158-164.

12 Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М., 2002. С. 182.

Подконтрольность исполнительной власти парламенту в науке связывают с концепцией парламентаризма13. Идея парламентаризма не является чем-то новым для отечественной юридической науки. В российской истории уже предпринимались попытки использования этой теоретической концепции в процессе государственного реформирования. После революционных события 1905-1906 гг. и последовавшего за ними издания Основных государственных законов 1906 г. в научных кругах активно дебатировался вопрос о реформировании государственного устройства Российской империи и о возможности установления в стране конституционной монархии парламентского типа. Идеи парламентаризма в науке и в политической практике того времени активно продвигали близкие к Конституционно-демократической партии ученые, среди которых были такие известные отечественные государствоведы, как Н.И. Лазаревский, В.М. Гессен, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Ф.Ф. Кокошкин и др.

Парламентаризм рассматривался кадетами как противоположность установившемуся в царской России дуалистическому государственному строю. Например, С.А. Котляревский отмечал, что «если власть управления совершенно изъята из ведения думы и совета, то в законодательстве роль правительства остается не только фактически руководящей, но и юридически преобладающей, что так ярко выражается в установленной необходимости предварительного правительственного отзыва при осуществлении думской инициативы. Все это перемещает центр тяжести государственного механизма с представительства на правительство, ответственное лишь перед верховной властью»14. В свою очередь, В.М. Гессен в качестве основного различия между дуалистической и парламентарной формами правления указывал отсутствие или наличие политической ответственности правительства и отдельных министров перед парламентом. Он писал, что «в дуалистических государствах министры оста-

13 См.: Кравец И.А. Парламентаризм и бикамерализм в теории и российской истории // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4. С. 42-46.

14 Цит. по: Шульженко Ю.Л. Очерк российского конституционализма монархического период. М., 2008. С. 137.

ются у власти до тех пор, пока они угодны монарху; в парламентарных - до тех пор, пока они угодны не только монарху, но и парламенту»15.

Кадеты не только выступали с критикой действий властей, но активно участвовали в политической жизни станы. В частности, многие из перечисленных выше ученых принимали участие в работе над проектом Основных государственных законов, подготовленным «Союзом освобождения» и содержавшим прогрессивные для того времени предложения по установлению политической ответственности правительства и персональной ответственности отдельных министров перед парламентом.

Интерес к идее парламентаризма проявляют и современные ученые- конституционалисты. В частности, одним из наиболее дискутируемых является вопрос о понятии «парламентаризм» и более широко - о его правовой природе. Например, А.А. Мишин с позиции сравнительного конституционного (государственного) права рассматривает парламентаризм в качестве особой системы государственного руководства обществом, в которой, с одной стороны, существует разделение полномочий между законодательными и исполнительными органами власти, а с другой - обеспечивается привилегированное положение парламента за счет осуществляемого им контроля за деятельностью правительства16.

Во многом созвучны вышеприведенной позиции и определения парламентаризма, предлагаемые исследователями. Так, А.В. Безруков под парламентаризмом понимает особую систему государственного руководства обществом, основанную на принципе разделения властей при ведущей роли парламента17. По мнению И.В. Гранкина, парламентаризм связан с наличием в государстве парламента, обладающего в дополнение к законодательным еще и органообразую-щими и контрольными полномочиями18. О.Н. Булаков и И.Н. Рязан-цев, полемизируя с И.В. Гранкиным, приводят еще более жесткие критерии парламентаризма, к которым они относят наделение пар-

15 Гессен В.М. Основы конституционного права. 2-е изд. Пг., 1918.

16 См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд. М., 2008. С. 232.

17 См.: Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России. 2-е изд. М., 2015. С. 5.

18 См.: Гранкин И.В. Парламент России. М., 2001. С. 19. 64

ламента полномочиями по принятию законодательных актов, избранию правительства, контролю за деятельностью органами исполнительской власти, а также возможности отправить правительство и главу государства в отставку19. Нельзя не отметить также предпринимаемые некоторыми отечественными правоведами попытки дать более широкое определения понятия «парламентаризм». К примеру, Е.А. Парасюк предлагает не сводить парламентаризм к форме государственного правления или форме государственного режима, а рассматривать его как сложный политико-правовой и социокультурный феномен, обладающий сущностями нескольких порядков20.

Многие из дефиниций парламентаризма, встречающиеся в отечественной юридической литературе, в том числе и приведенные выше, в той или иной степени основаны на следующем определении, данном И.М. Степановым: «Парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона

при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отно-

21

шений социальной справедливости и правопорядка» .

И.М. Степанов указывал, что парламентаризм теряет свою специфику как при расширительном толковании в качестве политической системы, так и при узком понимании в качестве государственного режима. В обоих случаях происходит размывание и сталкивание таких ключевых понятий, как политическая система, политический и государственный режим. В то же время универсалистский, сугубо нормативистский подход к определению данного социального и политического феномена не учитывает многообразия форм парламентаризма, существующих в современном мире и складывавшихся под влиянием самых разных исторических, национальных, социокультурных обстоятельств. В этой связи интерес представляют результаты исследований М.А. Могуновой, которая на основе анализа значительного объема отечественной научной литературы, в

19 См.: Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России. М., 2007. С. 4.

20 См.: Парасюк Е.А. Современное правовое исследование понятия «парламентаризм» // Российская юстиция. 2012. № 3. С. 63-64.

21 Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 1999. С. 5.

том числе дореволюционной и советской, а также зарубежных источников, предложила развернутую классификацию, включающую следующие формы парламентаризма:

«а) незавершенный парламентаризм, при котором введен парламентский принцип формирования правительства, но отсутствует политическая ответственность правительства перед парламентом;

б) парламентское правление, характеризуемое верховенством парламента и наличием основных принципов парламентаризма -формированием правительства на основе соотношения сил в парламенте, политической ответственностью правительства перед парламентом, переходом исполнительной власти от главы государства к правительству;

в) монистический парламентаризм, основанный на тех же принципах парламентаризма и верховенстве парламента, но характеризуемый одним источником власти - парламентом. При нем глава государства даже формально не выступает в качестве источника власти и не обладает никакой политической властью;

г) дуалистический парламентаризм, базирующийся на балансе

22

властей - законодательной и исполнительной» .

Учитывая сказанное выше, обоснованным представляется вывод, согласно которому парламентаризм в любой из своих форм способствует возникновению такой организации государственной власти, при которой парламент является реально действующим институтом, играющим ключевую или одну из ключевых ролей в принятии всех общественно значимых решений. Следовательно, переориентация политических практик в духе идей парламентаризма является одним из возможных вариантов выхода из затяжного парламентского кризиса. Возвращаясь к предложенной М.А. Могуновой классификации и исходя из реалистического взгляда на политические реалии, наиболее приемлемым вариантом реформирования системы государственной власти современной России мог бы стать дуалистический парламентаризм. Как уже было сказано выше, основ-

22 Могунова М.А. Парламентаризм: понятие, сущность, принципы // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. 2008. Т. 3. С. 71.

ной особенностью этой формы парламентаризма является подотчетность правительства и перед парламентом и перед главой государства.

Реформирование системы государственной власти в соответствии с концепцией парламентаризма и ориентацией на его дуалистическую форму возможно за счет активизации парламентского контроля и повышения его эффективности. Только посредством контрольной деятельности может быть обеспечена реальная подотчетность правительства и иных органов исполнительной власти парламенту, а, в конечном счете, и восстановление статус-кво в системе государственной власти.

Естественно, возможность возвращения к идее парламентаризма в условиях современной России вызывает большие сомнения. Тем не менее нельзя не отметить сделанные в последние годы шаги в сторону повышения эффективности парламентского контроля. Речь идет прежде всего о затянувшемся почти на 10-летие процессе формирования соответствующей законодательной базы. Основными нормативными правовыми актами в этой сфере являются Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации»23, Закон РФ о поправке к Конституции РФ ль 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»24, внесший изменения в ст. 103 и 114 Конституции и закрепивший обязанность Правительства представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета и ежегодный отчет о результатах своей деятельности, а также Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламент-

25

ском контроле» .

К сожалению, на данный момент практика применения указанных законов довольно специфична. Востребованными в практике работы палат Федерального Собрания являются в основном только пассивные формы парламентского контроля, заключающиеся чаще всего в заслушивании докладов и отчетов представителей органов исполнительной власти. Из активных форм контроля распростране-

23 СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 7.

24 СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 2.

25 СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2304.

ние получили только депутатские запросы. В то же время специализированная процедура парламентского расследования, порядок осуществления которой определен отдельным федеральным законом, была возбуждена Государственной Думой лишь единожды в 2009 г. для выяснения причин техногенной катастрофы на Саяно-Шушен-ской ГЭС.

Таким образом, имеет место причинно-следственная связь, в силу которой неэффективность парламентского контроля обусловлена отсутствием у палат Федерального Собрания реального политического веса, что, в свою очередь, является следствием неразвитости парламентского контроля как единственного способа обеспечить подотчетность правительства парламенту. Как представляется, разорвать этот порочный круг путем изменения практики взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти невозможно. Положительные сдвиги в описанной ситуации могут быть достигнуты только путем изменения базовых принципов взаимодействия парламента с органами исполнительной власти, в том числе путем внесения изменений в Конституцию РФ.

Библиография

Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008.

Арутюнян А.Ш. Проблема соотношения классического парламентаризма и постсоветского парламентаризма // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22. С. 19.

Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России. 2-е изд. М., 2015.

Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России. М., 2007.

Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис. 2006. № 3.

Гельман В.Я. Развилки России: почему погиб парламент // URL: https://slon.ru/world/razvilki_rossii_pochemu_pogib_parlament-1153728.xhtml.

Гессен В.М. Основы конституционного права. 2-е изд. Пг., 1918.

Гранкин И.В. Парламент России. М., 2001.

ЖаккеЖ.-П. Конституционное право и политические институты. М., 2002.

Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 3.

Коврякова Е.В. Санкционирующий парламентский контроль в системе разделения властей // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд. М.,

2004.

Конституционное право России: Курс лекций / Отв. ред. Ю.Л. Шульженко. М., 2007.

Кравец И.А. Парламентаризм и бикамерализм в теории и российской истории // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4.

Лысенко В.Н. Пять уроков российского парламентаризма // Новая газета. 2000. 16 мая.

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд. М., 2008.

Могунова М.А. Парламентаризм: понятие, сущность, принципы // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. 2008. Т. 3.

Парасюк Е.А. Современное правовое исследование понятия «парламентаризм» // Российская юстиция. 2012. № 3.

Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 1999.

Российское общество и вызовы времени. Кн. первая / Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2015.

Холодковский К.Г. Политическая модернизация и будущее России // Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции. М., 2004.

Фурман Д.Е. Движение по спирали. Политическая система современной России в ряду других систем. М., 2010.

ЧиркинВ.Е. Система государственного и муниципального управления. М.,

2008.

Шейнис В.Л. Российская конституция 1993 года в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. 2002. № 8.

Шульженко Ю.Л. Очерк российского конституционализма монархического период. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.