Научная статья на тему 'Понятие «Парламентаризм» в современной отечественной науке'

Понятие «Парламентаризм» в современной отечественной науке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6894
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PARLIAMENTARISM / POPULAR REPRESENTATION / EXECUTIVE POWER / POLITICAL PARTY / GOVERNMENT / CONSTITUTION / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / SEPARATION OF POWERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шульженко Юрий Леонидович

Отношение к категории «парламентаризм» в различные периоды развития нашей страны было неоднозначно. В дореволюционных определениях парламентаризма внимание акцентировалось на взаимоотношениях парламента и правительства, на том, что возникновение, развитие парламентаризма, его сущность связаны с преданием парламенту ряда функций исполнительной власти, направленных прежде всего на усиление его реального влияния на правительство. Это реальное влияние, как указывали отечественные ученые, главным образом заключается в зависимости правительства (министров) от доверия, оказываемого ему парламентом в целях достижения доверия, согласия между ними. Иные определения парламента (через политическую ответственность, организацию выборов и т.д.) имели единичный характер. В советский период парламентаризм отрицался как в практическом, так и в теоретическом плане. Одновременно буржуазный парламентаризм стал главной мишенью острой критики. Его определения касались, в первую очередь, взаимоотношений парламента и исполнительной власти, его верховенства, привилегированного положения. После 1991 г. в Российской Федерации начался процесс возвращения, обращения к ряду институтов, категорий, которые показали свою жизненность, необходимость в зарубежных государствах, прежде всего, в высокоразвитых, а также имели место в той или иной мере в дореволюционной России. Это в полной мере относится и к парламентаризму. Фактически после долгих лет его отрицания, забвения он возрождается. Проведенный анализ свидетельствует о существенных отличиях современных отечественных подходов к понятию «парламентаризм» от прежних. Для них характерны следующие черты. Во-первых, отнесение парламентаризма в большей или меньшей степени к той или иной государственно-правовой категории или слияние с такой категорией (система государственного руководства, государственный строй, политическая система, политический режим и др.). Во-вторых, закрепление в качестве первоосновы возникновение, существование, функционирование парламентаризма, верховенство парламента. В-третьих, закрепление и иных основ возникновения, существования, функционирования парламентаризма (разделение властей, верховенство права (закона) и др.). В-четвертых, фактическое снятие (завуалирование) прежнего определения сущности парламентаризма, связанного с взаимоотношениями парламент правительство, зависимости, контроле первого над последним. В-пятых, расширение форм выражения парламентаризма путем включения в него новых категорий (выборы, статус депутата, представительный характер парламента и др.). Следует также констатировать, что в подавляющем большинстве определений четко подчеркивается, выделяется такой его признак, как верховенство парламента. Заметим, что это было в большей или меньшей мере характерно и для определений дореволюционного и советского периода. Отсюда парламентаризм наиболее удачно, лаконично определять как верховенство парламента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of «Parliamentarism» in the Modern Russian Science

Relevant to the category of «parliamentarism» in different periods of our country’s development was ambiguous. In pre-revolutionary definitions of parliamentarism attention was focused on the relationship between Parliament and government, on the fact that the development of parliamentarism and its nature are connected with the bringing to Parliament of a number of Executive functions, aimed primarily at enhancing its real impact on the government. As pointed out by Russian scientists, this is a real effect, which is largely based on the government (Ministers) dependence from the trust given to them by Parliament in order to achieve trust and harmony between them. Other definitions of the Parliament (through political responsibility, the organization of elections, etc.) were rare. In the Soviet period, the parliamentary system was denied both in practical and in theoretical terms. At the same time bourgeois parliamentarism has become the main target of sharp criticism. Its definitions were concerned, first and foremost, at the relationship between Parliament and the Executive authority, its ruling, privileged position. New stage of socio-economic development after 1991 in the Russian Federation began the process of returning, appealing to a number of institutions, categories that have shown its vitality, necessity in foreign countries, especially in highly developed, but also occurred in varying degrees in pre-revolutionary Russia. This fully applies to the parliamentary system. In fact, after years of denial and oblivion it is reborn. The analysis shows significant differences of the modern domestic approaches to the concept of parliamentarism. They are characterized by the following features. First, the assignment of the parliamentary system to a greater or lesser extent to one or the other state-legal categories or merging such categories (governance, political system, political system, political regime, etc.). Second, the entrenchment as the fundamental principle of the occurrence, existence, the functioning of the parliamentary system, the rule of Parliament. Third, consolidation of other basics of the creation, existence, the functioning of parliamentary government (separation of powers, the rule of law, etc.). Fourth, the actual removal (zavualirovannost) of previous definitions of the essence of parliamentarism associated with the relations “Parliament Government”, dependence, control of the first over the latter. Fifthly, the expansion of forms of expression of the parliamentary system by adding new categories (elections, status of deputies, the representative character of Parliament, etc.). It should also be noted that in the vast majority of definitions is clearly highlighted and allocated such characteristic as the supremacy of Parliament. We shall note that it was common in a greater or lesser extent for the definitions of pre-revolutionary and the Soviet period. Hence, the parliamentary system can be most successfully, succinctly defined as the supremacy of Parliament.

Текст научной работы на тему «Понятие «Парламентаризм» в современной отечественной науке»

ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА

ПОНЯТИЕ «ПАРЛАМЕНТАРИЗМ» В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

Ю.Л. Шульженко

Институт государства и права Российской академии наук 119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, 10 E-mail: constitution@igpran.ru

Отношение к категории «парламентаризм» в различные периоды развития нашей страны было неоднозначно. В дореволюционных определениях парламентаризма внимание акцентировалось на взаимоотношениях парламента и правительства, на том, что возникновение, развитие парламентаризма, его сущность связаны с преданием парламенту ряда функций исполнительной власти, направленных прежде всего на усиление его реального влияния на правительство. Это реальное влияние, как указывали отечественные ученые, главным образом заключается в зависимости правительства (министров) от доверия, оказываемого ему парламентом в целях достижения доверия, согласия между ними. Иные определения парламента (через политическую ответственность, организацию выборов и т.д.) имели единичный характер.

В советский период парламентаризм отрицался как в практическом, так и в теоретическом плане. Одновременно буржуазный парламентаризм стал главной мишенью острой критики. Его определения касались, в первую очередь, взаимоотношений парламента и исполнительной власти, его верховенства, привилегированного положения.

После 1991 г. в Российской Федерации начался процесс возвращения, обращения к ряду институтов, категорий, которые показали свою жизненность, необходимость в зарубежных государствах, прежде всего, в высокоразвитых, а также имели место в той или иной мере в дореволюционной России. Это в полной мере относится и к парламентаризму. Фактически после долгих лет его отрицания, забвения он возрождается.

Проведенный анализ свидетельствует о существенных отличиях современных отечественных подходов к понятию «парламентаризм» от прежних. Для них характерны следующие черты. Во-первых, отнесение парламентаризма в большей или меньшей степени к той или иной государственно-правовой категории или слияние с такой категорией (система государственного руководства, государственный строй, политическая система, политический режим и др.). Во-вторых, закрепление в качестве первоосновы возникновение, су-

ществование, функционирование парламентаризма, верховенство парламента. В-третьих, закрепление и иных основ возникновения, существования, функционирования парламентаризма (разделение властей, верховенство права (закона) и др.). В-четвертых, фактическое снятие (завуалирование) прежнего определения сущности парламентаризма, связанного с взаимоотношениями парламент — правительство, зависимости, контроле первого над последним. В-пятых, расширение форм выражения парламентаризма путем включения в него новых категорий (выборы, статус депутата, представительный характер парламента и др.). Следует также констатировать, что в подавляющем большинстве определений четко подчеркивается, выделяется такой его признак, как верховенство парламента. Заметим, что это было в большей или меньшей мере характерно и для определений дореволюционного и советского периода. Отсюда парламентаризм наиболее удачно, лаконично определять как верховенство парламента.

8 Парламентаризм, народное представительство, разделение властей, исполнительная власть, политическая партия, правительство, конституция.

В 1992 г. Россия вступила в новый период. Он характеризуется возвращением к ряду основополагающих институтов, категорий, подтвердивших свою жизненность, необходимость в подавляющем большинстве зарубежных стран, зачатки которых в определенной степени имели место и в дореволюционной России. Это касается, в частности, разделения властей, института президента. Следует также подчеркнуть, что наполнились новым смыслом и такие понятия, как правовое государство, конституционализм. Фактически после долгих лет забвения, острейшей критики, отрицания произошло своего рода возрождение парламентаризма.

Основополагающие положения, касающиеся внедрения парламентаризма в политическую систему страны, содержатся в Конституции РФ. В ней закрепляется сам термин «парламент». Статья 94 Конституции РФ гласит: «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

О возрождении парламентаризма свидетельствует и издание значительного числа фундаментальных монографий, статей, защита докторских и кандидатских диссертаций, проведение крупных международных и общероссийских конференций по данной проблематике. Вносится и существенный вклад в разработку отечественной теории парламентаризма.

В центре внимания в последнее 20-летие научных интересов традиционно находятся вопросы, касающиеся определения поня-

тия «парламентаризм». В связи с этим напомним, что в дореволюционный период акцент в трактовке данной категории делался на зависимости министров от доверия парламента. В качестве примеров можно привести высказывания ряда крупнейших государство-ведов того времени. «Наиболее существенным видом воздействия народного представительства на управление, — указывал Н.И. Лазаревский, — является так называемый «парламентаризм», т.е. зависимость состава министерства от доверия, оказываемого ему народным представительством»1. «Парламент в парламентском государстве имеет возможность и право требовать, — утверждал К.Н. Соколов, — чтобы к власти призывалось и у власти пребывало только такое министерство, политика которого пользуется одобрением нижней палаты»2.

Более широко трактовал парламентаризм Ф.Ф. Кокошкин. Наряду с вышеуказанными компонентами он включал в понятие «парламентаризм» и порядок организации проведения выборов, роль избирателей и др.3 В целом у большинства определений парламентаризма было много общего. Отметим лишь наиболее характерные моменты: во-первых, подчеркивалось, что сфера действия парламентаризма — взаимоотношение парламента и правительства; во-вторых, указывалось, что возникновение и развитие парламентаризма, его сущность связаны с преданием парламенту ряда функций исполнительной власти, направленных, прежде всего, на усиление его влияния на правительство; в-третьих, акцентировалось внимание на том, что это влияние главным образом заключается в зависимости правительства (министров) от доверия, оказываемого ему парламентом, в целях достижения согласия, доверия между ними. Иные определения парламентаризма (через политическую ответственность, организацию выборов и т.д.) имели единичный характер4.

1 Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т. I. Конституционное

право. 3-е изд. СПб., 1913. С. 667.

2

Соколов К.Н. Парламентаризм. Опыт правовой теории и парламентского

строя. СПб., 1912. С. 319.

3

См.: Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. В связи с основными началами общего государственного права. Вып. II. М., 1908. С. 131—133.

См.: Шульженко Ю.Л. Понятие «парламентаризм» в отечественной науке государственного права в дореволюционный период // Труды Института государства и права РАН. 2015. № 5. С. 30.

В советский период парламентаризм отрицался как в практическом, так и в теоретическом плане. Буржуазный парламентаризм становился главной мишенью наиострейшей критики со стороны отечественных государствоведов. При этом она основывалась на определениях западного парламентаризма представителями советской науки, а не на его понимании зарубежными авторами. Например, А. Малицкий писал: «Буржуазная наука государственного права под парламентаризмом понимает парламентский режим, то есть ответственность кабинета министров перед парламентом, в частности перед нижнею палатою парламента, так как кабинет министров, ответственный перед парламентом, составляется персонально из числа нижней палаты»5. По мнению А.А. Мишина, парламентаризм — «это особая система государственного руководства общества буржуазией, характеризующаяся разделением труда законодательного и исполнительного при привилегированном положении парламента»6. В большинстве такого рода определений парламентаризм связывали главным образом с взаимоотношениями парламента и исполнительной власти (прежде всего в лице правительства), с верховенством, привилегированным положением парламента. Заметим также, что в западной научной литературе как в прошлом, так и в настоящее время не представлены серьезные исследования, касающиеся определения парламентаризма.

Сегодня отечественные государствоведы предлагают большое количество решений, которые зиждутся на различного рода подходах. При этом, с нашей точки зрения, здесь можно говорить о двух главенствующих: во-первых, выработка четких, конкретных определений; во-вторых, констатация, перечисление, указание лишь тех или иных сторон, характерных признаков парламентаризма.

Начнем с наиболее лаконичных определений, относящихся к первой группе. Это прежде всего те, в которых парламентаризм характеризуется как особая система государственного руководства управления обществом, основанная на принципе разделения властей и верховенстве парламента. В них под парламентаризмом понимается «особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологи-

5 Малицкий А. Советская конституция. 2-е изд. Харьков, 1925. С. 34, 36.

6 Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. М., 1972. С. 169—170.

ческой роли парламента»7, «особая система государственного

управления, основанная на принципе разделения властей при изо

вестном преимущественном положении парламента»8; «определенная система управления государством, в которой парламент занимает привилегированное положение»9; «особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной идеологической роли парламента»10. Имеет место и подход, в соответствии с которым главный критерий парламентаризма — не верховенство парламента, а формирование, функционирование данного органа на основе принципа разделения властей11.

В качестве основы функционирования парламентаризма называется также верховенство закона, и цель парламентаризма — реализация конституционно закрепленного полновластия народа: «Парламентаризм можно определить как особую систему управления государством, структурно и функционально основанную на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях реализации конституционно закрепленного полновластия народа»12. Парламентаризм рассматривается как «сложное социально-политическое и государственно-правовое явление общества, представляющее особую систему управления государством, структурно и функционально основанную на принципах разделения властей, верховенстве закона при ведущей роли парламента в целях реализации конституционного закрепле-

13

ния полновластия народа»13.

В одном из определений подчеркивается, что признаком парламентаризма является деятельность парламентария на профес-

7

Козлова К.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд. М., 2010. С. 410.

Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России: Учебник. М., 2013. С. 299.

9 Чабан О.И. Современный парламентаризм: теория, практика, перспективы: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 10.

Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Конституционное право: Учебник для бакалавров. Ростов н/Д, 2013. С. 10.

11 См.: Гранкин И.В. Сущность российского парламентаризма // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4. С. 27.

12

Парламентское право: Учебник / Под ред. О.Н. Булакова. М., 2006. С. 59.

13

Мурычев К.В. Система представительных органов власти в Российской Федерации. М., 2006. С. 25.

сиональной основе: «Под парламентаризмом понимается такая система управления государством, при которой парламент является основным органом в системе государственной власти, законодательная и исполнительная деятельность органов власти четко специализируется, парламентарии осуществляют свои полномочия на профессиональных началах»14.

Встречаются определения, в которых акцент делается на взаимоотношениях «парламент — правительство», «парламент — иные органы государственной власти». Так, В.Е. Чиркин указывает: «...От слова «парламент» возникло производное понятие «парламентаризм» как особая система государственного управления, основанная на разделении властей и контроле парламента в отношении правительства»15. По мнению Н.Л. Добрынина, парламентаризм — это «система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа — парламента по отношению к другим государственным органам. При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним»16. «Парламентаризм, — считает А.Д. Керимов, — естьприни-маемая властью и обществом система взаимодействия определенным образом сформированного, структурированного и реально работающего парламента с другими государственными органами, обеспечивающая его адекватное положение в государственном механизме и выступающая в качестве основного способа организации и функционирования представительной демократии»17. При этом следует констатировать резкое сокращение числа определений, в основу которых положены взаимоотношения парламента и правительства. Это связано, с нашей точки зрения, с тем, что такая ранее признаваемая основа парламентаризма, как зависимость правительства от парламента, фактически уходит на второй план.

14 Васильева С.А., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России: Учебник. М., 2010. С. 359.

15 Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 6-е изд. М., 2009. С. 355.

16 Добрынин Н.Л. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации. 100 вопросов и ответов. Современная версия новейшей истории государства. Практическое руководство. 4-е изд. Новосибирск, 2015. С. 551.

17

Керимов А.Д. Государственная организация общественной жизнедеятельности. Вопросы теории. М., 2014. С. 118.

Ряд определений связан с теми или иными функциями парламента. Так, с точки зрения Л.А. Нуденко, парламентаризм «возникает как особая система государственного руководства обществом, при которой парламент в системе разделения властей выполняет представительную, законодательную и контрольную функции»18. Другие авторы сосредоточивают внимание на законодательной функции и функции контроля за деятельностью исполнительной

19

власти19.

Весьма удачно, с нашей точки зрения, сформулированы определения, в которых акцент сделан на характеристике парламентаризма как системы управления в государстве, формы государственного руководства с указанием многообразия различного рода сторон их проявления. Вот примеры такого рода определений: «Опираясь на опыт многих стран, можно рассматривать парламентаризм как систему управления в государстве, предполагающую выборы общегосударственного представительства (парламента), его верховную (например, в федерациях) и ведущую роль в системе органов государства, выполнение законодательных, кадровых и контрольных функций, применение парламентских форм и методов деятельности на основе состязательности и сотрудничества членов парламента, представляющих различные слои общества. Такое определение отражает главное в парламентаризме, хотя, безусловно, государственная практика поливариантна»20. «Парламентаризм — такая форма государственного руководства, которой присущи ведущее положение парламента в системе высших органов государственной власти, его контроль за исполнительной властью, разделение законодательного и исполнительного труда, привилегированное положение депутатов, их юридическая независимость от избирателей»21.

Некоторые авторы связывают парламентаризм с государственным строем, системой организации государственной власти и верховенством парламента в системе государственных органов. Так,

18

Нуденко Л.А. Конституционное право России. М., 2011. С. 445.

19 См.: Романов Р.М. Понятие и сущность парламентаризма // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 213.

20

Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2013. С. 15—16.

21

Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2000. С. 235.

государственный строй, по мнению М.В. Баглая, «основанный на верховенстве парламента в системе органов государства, называется парламентаризмом, в то время как для двух других форм правления этот термин не применяется»22. С точки зрения Н.В. Онишко, парламентаризмом «обычно называют такую систему организации органов государственной власти, в которой парламент играет заметное (или ведущее) место»23. В энциклопедическом словаре парламентаризм трактуется в качестве одной из особенностей государственной жизни: «Парламентаризм — одна из особенностей организации государственной жизни, характеризующаяся существованием постоянно действующего, избираемого населением парламента, его авторитетном влиянием на государственные дела, политическую жизнь общества, а также специфическими формами работы и отношениями членов парламента и избирателей»24.

Парламентаризм характеризуется и как система организации государственной власти, где в качестве основы называется принцип верховенства права (закона) при ведущей роли парламента: «...Парламентаризм — ...особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка»25. «Парламентаризм — особая демократическая система организации высшей государственной власти, структурно и функционально выстроенная на принципе разделения властей, верховенстве права при ведущей роли парламента с его законодательными и контрольными прерогативами в целях утверждения и развития социальной справедливости»26.

Нередко понятие парламентаризма связывают с такой категорией, как политическая система. Обосновывается это, в частности, тем, что «современное государствоведение значительно расширяет

22

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 1999. С. 432.

23

Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. 2003. № 4. С. 35.

24 Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 417—418.

25

Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 1999. С. 5.

26 Юридическая энциклопедия. М., 2001. С. 714.

подходы к рассмотрению конституционных проблем, используя для анализа взаимоотношений основных конституционно-правовых институтов более широкую категорию: систему правления. Это позволяет говорить о парламентаризме в широком смысле, рассматривая роль парламента в политической системе, в его взаимоотношении с обществом и его институтами. В таком понимании парламентаризм есть там, где парламент играет существенную роль в функционировании механизма политической власти»27.

Кроме того, парламентаризм рассматривается в качестве политической системы, для которой характерная «суверенная воля народа находит свое воплощение в избираемом на основе всеобщего и тайного голосования в условиях многопартийности и разделения властей высшего представительного учреждения, которое осуществляет законодательную деятельность и контроль над органами исполнительной власти и гарантирует защиту интересов как большинства, так и меньшинства граждан»28. Встречаются определения парламентаризма как системы правления, характеризующейся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве законодательного органа — парламента по отношению к другим государственным органам: «Парламентаризм — система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функции при формальном верховенстве представительного законодательного органа по отношению к др. гос. органам. При П. правительство об-

29

разуется парламентом и ответственно перед ним»29.

В ряде работ парламентаризм определяется как политический режим, в числе показателей которого называются политическая демократия, разделение властей, их баланс между собой при доминирующей роли парламента, избираемого населением30. Связыва-

27

Сравнительное конституционное право / Рук. проекта В.И. Чиркин. М., 1996. С. 511.

28

Рыбкин И.П. Становление и развитие парламентаризма в России: Автореф. дисс. ... докт. полит. наук. М., 1995. С. 6—7.

29

Энциклопедический юридический словарь / Под ред. В.Е. Крутских. 2-е изд. М., 1998. С 224. См. также: Калининский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И. Конституционное право России. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.И. Черво-нюка. М., 2002.

30

См.: Усманов В.Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2007.

ют парламентаризм и с системой политической организации государства: «Парламентаризм — система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном поло-

31

жении парламента»31.

Представлены и определения, основанные на соотношении понятий «народное представительство» и «парламентаризм». При этом указывается, что парламентаризм представляет собой концепцию «квалифицированного народного представительства, ограниченного управлением государственной власти и выражаемого посредством деятельности коллективных представительных органов, состоящих из депутатов»32. Некоторые авторы характеризуют его как метод «осуществления государственной власти, особый режим, складывающийся между законодательной и исполнительной властями в каждом конкретном государстве, при котором ведущую

33

роль играет парламент»33.

Нельзя не обратить внимание на ряд определений, непосредственно не связанных с характеристикой парламентаризма как политико-правового института, например как исторического процесса: «...под парламентаризмом понимают исторический процесс оформления народного представительства в парламентское учреждение, становление парламента как ведущего органа в

34

системе государственной власти»34; как идей, взглядов, теоретической концепции: «парламентаризм можно рассматривать как идейно-теоретическую концепцию, служащую научным обоснованием необходимости парламента как института и его общественных функций»; «парламентаризм представляет собой совокупность идей, взглядов, учений о роли и месте парламента в системе государственной власти, о непреложной ценности представительного правления для любого демократического государ-

31

Парламентаризм: обеспечение законодательных (представительных) органов власти: Учебник / Научн. ред. В.В. Бакушев, В.Н. Лихачев. 2-е изд. М., 2015. С. 432.

32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2006. С. 102.

33

Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М., 2001. С. 26—27.

34 Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Указ. соч. С. 359.

ства, о приоритетности полномочий парламента в сфере приня-

35

тия законов»35.

Второй подход к определению парламентаризма — через видение совокупности его признаков, сторон. Наибольший вклад в разработку этой тематики внес, по нашему мнению, С.А. Авакьян.

С точки зрения С.А. Авакьяна, парламентаризм предполагает:

1) освобождение депутатов от выполнения основных, производственных функций, концентрацию их на деятельности в представительном органе;

2) депутатство как профессию, как социальное состояние, как, в конце концов, получение депутатского жалованья (вознаграждения) в качестве главного источника материальных средств к существованию с одновременным запретом иных источников заработка, кроме преподавания, научной работы или творчества. Именно такой путь избран в отношении современного российского парламентаризма, сначала для Государственной Думы, теперь — и для Совета Федерации;

3) определенный круг дел представительного учреждения. Парламент должен принимать законы, утверждать бюджет государства, определять его доходы и расходы (устанавливая законом налоговую систему и виды налогов), влиять на осуществление внутренней и внешней политики государства и соответствующие шаги других государственных органов (а некоторые действия полагается совершать только ему), формировать ряд этих органов, выполнять задачи парламентского контроля в отношении определенных органов и государственных дел;

4) определенные формы, методы и стиль работы. Основные свои задачи он осуществляет коллегиально, на пленарных заседаниях (сессиях), в комитетах, фракциях и т.д. При этом используются устоявшиеся в мировой практике процедуры, в том числе прения, дебаты, запросы депутатов (интерпелляции), вопросы, голосования и т.д. Парламентаризм характеризуется созданием депутатских комитетов и комиссий, фракций и групп, довольно сложным законодательным процессом, процедурой парламентских слушаний, контроля, включая парламентские часы для ответов членов правительства на вопросы депутатов, вотумы доверия (не-

35

Авакьян С.А. Федеральное Собрание — парламент России. М., 1999. С. 26—29; Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. С. 417—418.

доверия) и т.д., политизированность депутатов, работу на избирателя, общественное мнение и т.д. Только когда все перечисленное в совокупности есть в наличии, т.е. представительство, постоянная оплачиваемая работа депутатов, их определенный социальный статус, задачи и полномочия, круг дел, формы, методы и стиль работы, можно говорить о наличии парламентаризма36.

По мнению Л.А. Нуденко, признаки парламентаризма заключаются в следующем:

1) парламент является выборным органом, формируемым на основе общепризнанных демократических принципов избирательного права;

2) в силу выборности парламент имеет представительный характер;

3) парламент — коллегиальный орган, решающий все важнейшие вопросы коллективно;

4) депутаты парламента работают на постоянной, профессиональной основе, получают депутатское жалованье;

5) парламентаризм предполагает наличие у парламента определенного круга вопросов в рамках теории разделения властей, самостоятельного осуществления функций, для решения которых создается парламент;

6) парламент осуществляет свою деятельность посредством определенных парламентских процедур: заседания, прения, парламентские слушания, парламентские расследования, запросы депу-

37

татов и т.д.3'

А.В. Зиновьев говорит о следующих чертах, присущих парламентаризму: а) демократизм формирования и деятельности парламента; б) подотчетность и подконтрольность парламента народу; в) реальная полнота власти парламента; г) представительный характер парламента, призванного выражать и осуществлять волю и суверенитет народа38.

Рассматривается данный вопрос и через призму таких категорий, как многослойность, иерархичность сфер парламентского быта. Это основывается на том, что парламентаризм как сложное

36 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. 4-е изд. М., 2010. С. 445—446.

37 См.: Нуденко Л.А. Указ. соч. С. 446—447.

38

См.: Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб., 2000. С. 346—347.

явление имеет несколько сущностных порядков. Поскольку он структурируется «на трех основных уровнях: собственно парламентском, т.е. на уровне самого центрального законодательного органа страны, на уровне его взаимодействия с другими государственными институтами и, наконец, на уровне прежде всего политической, правовой и — в более широком плане — общей культуры данного общества, духовной жизни нации, выделенные уровни представляют собой не что иное, как фундаментальные блоки или звенья конструкции, именуемой парламентаризмом»39. При этом указывается, что каждое из трех звеньев должно иметь ряд признаков, каковыми являются: «Первое. Без парламента нет и парламентаризма. Вместе с тем столь же очевидно, что отнюдь не всякое учреждение, характеризуемое правящей элитой как парламент, можно назвать таковым... Второе. Говорить о наличии парламентаризма можно исключительно при условии существования особой системы взаимодействия парламента с другими государственными органами, т.е. системы, в которой он должным образом, не чисто формально, а реально, фактически имеет возможность отправлять свои функции, занимая тем самым адекватное (вовсе не обязательно первостепенное) место в политической системе страны... Третье. Парламентаризм практически возможен лишь при такой ситуации, когда интеллектуальный и образовательный уровень большинства власть имущих и граждан страны позволяет и тем и другим рассматривать в ряду замечательных изобретений и вместе с тем важнейших завоеваний человечества как явление, пусть не лишенное недостатков и огрехов, но в целом, бесспорно, позитивное»40.

Отдельные авторы, характеризуя парламентаризм, акцентируют внимание на такой форме правления, как парламентская монархия, «для которой характерно в связи с этим развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью... Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх. следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий... Главный отличительный признак парламентарной монархии — демократиче-

39

Керимов А.Д. Указ. соч. С. 116.

40 Там же. С. 116—118.

ская ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ... Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парла-

41

ментарный режим, или парламентаризм»41.

Для современных российских определений парламентаризма характерно, во-первых, его отнесение в большей или меньшей степени к той или иной государственно-правовой категории или слияние с такой категорией (система государственного руководства, государственный строй, политическая система, политический режим и др.); во-вторых, закрепление в качестве первоосновы возникновения, существования, функционирования парламентаризма верховенства парламента, а также разделения властей, права (закона) и др.; в-третьих, фактическое снятие (завуалирование) прежнего определения сущности парламентаризма, связанной с взаимоотношениями парламента и правительства, контролем первого за вторым. В-четвертых, расширение формы выражения парламентаризма путем включения в него новых компонентов (выборы, статус депутата, представительный характер парламента и т.д.). Следует также констатировать, что в подавляющем большинстве определений подчеркивается такой признак парламентаризма, как верховенство парламента. Заметим, что это было характерно и для определений парламентаризма дореволюционного и советского периода.

Анализируемая проблематика теснейшим образом связана с вопросом о том, есть ли в современной России парламентаризм? Подавляющее большинство отечественных ученых дают на него утвердительный ответ42. Но при этом сам факт существования парламентаризма в Российской Федерации обставляется различ-

41 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник для вузов / Отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд. М., 2005. С. 389—390.

42 См., например: Парламентское право России / Отв. ред. О.Н. Булаков. С. 14, 17, 18; Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. С. 54; Садов-никова Г.Д. Представительная демократия: от идеи к реализации. М., 2008. С. 44; Онишко Н.В. Указ. соч. С. 35, 38.

ного рода оговорками, уточнениями, пояснениями («недостаточно сильные позиции парламентаризма в стране в настоящее время», «эволюцию российского парламентаризма нельзя считать завершенной», «в настоящее время Россию вряд ли можно причислить к странам с развитой системой парламентаризма», «парламентаризм в нашей стране все еще находится в стадии формирования» и т.д.).

Высказывается и противоположная точка зрения. По-видимому, она основывается на позиции тех отрицающих наличие парламентаризма в России авторов, которые главнейшим его принципом считают приоритет законодательных органов над исполнительными, судебными. По их мнению, парламентаризм есть исключительно там, где существует привилегированное положение парламента43. В качестве примера они приводят высказывание М.В. Баглая, утверждавшего, что «не является государством парламентаризма и современная Россия, этот термин употребляется здесь просто для характеристики всего, что связано с парламентом, т.е. без точного научного смысла»44.

Обратим внимание и на критику данного подхода. В частности, отмечается, что позиция М.В. Баглая, «согласно которой в президентских республиках, где парламенты, естественно, не занимают главенствующее положение, парламентаризм не существует и не может существовать в принципе», является глубоко ошибочной. Такая ошибочность состоит в том, что «"Россия сегодня вовсе не является государством парламентаризма". По-видимому, данный факт ни у кого не вызывает ни малейших сомнений. Однако это обусловлено отнюдь не тем, что Федеральное Собрание РФ не за-

45

нимает доминирующее положение в государственной системе»45.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о существенных отличиях современных отечественных подходов к понятию «парламентаризм» от прежних. В связи с этим напомним, что в дореволюционной России акцент делался на верховенство парламента, взаимоотношениях парламента и исполнительной власти

43 См., например: Романов Р.М. Российский парламентаризм. История и современность. М., 2000. С. 29, 35; Яценко И.С. Современный парламентаризм и парламентарная система в современной Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовое и сравнительное исследование. М., 2004. С. 10.

Баглай М.В. Указ. соч. С. 432.

45 Керимов А.Д. Указ. соч. С. 114.

(правительства). Парламентаризм трактовался главным образом через зависимость исполнительной власти, правительства, министерств, министров от доверия парламента; через политическую (парламентскую) ответственность. Во многом аналогичная ситуация имела место в годы советской власти. В подавляющем большинстве определений парламентаризм связывали с верховенством, привилегированным положением парламента, взаимоотношениями парламента и исполнительной власти (правительства), контролем первого за вторым; с политической (парламентской) ответственностью правительства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Т. 2. 4-е изд. М.: НОРМА, 2010.

Авакьян С.А. Федеральное Собрание — парламент России. М.: Российский юридический издательский дом, 1999.

Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М.: филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации — Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина, 2006.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 1999.

Васильева С.А., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010.

Гранкин И.В. Сущность российского парламентаризма //Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4.

Добрынин Н.Л. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации. 100 вопросов и ответов. Современная версия новейшей истории государства. Практическое руководство. 4-е изд. Новосибирск: Наука, 2015.

Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики.. СПб.: Герда, 2000.

Калининский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И. Конституционное право России. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.И. Червонюка. М.: Юридическая литература, 2002.

Керимов А.Д. Государственная организация общественной жизнедеятельности. Вопросы теории. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2014.

Козлова К.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд. М.: Проспект, 2010.

Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. В связи с основными началами общего государственного права. Вып. II. М.: Общество взаимопомощи студентов-юристов Московского университета, 1908.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов. 4-е изд. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК, 2005.

Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: НОРМА, 2000.

Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001.

Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т. I. Конституционное право. 3-е изд. СПб.: Типография акционерного общества «Слово», 1913.

Малицкий А. Советская конституция. 2-е изд. Харьков: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1925.

Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. М.: Издательство Московского университета, 1972.

Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М.: Российский гуманитарный университет, 2001.

Мурычев К.В. Система представительных органов власти в Российской Федерации. М.: НОРМА, 2006.

Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013.

Нуденко Л.А. Конституционное право России. М.: Юрайт, 2011.

Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. 2003. № 4.

Парламентаризм: обеспечение законодательных (представительных) органов власти: Учебник / Научн. ред. В.В. Бакушев, В.Н. Лихачев. 2-е изд. М.: ООО «Реал Принт», 2015.

Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Юрист, 2013.

Парламентское право России: Учебник / Под ред. О.Н. Булакова. М.: Эксмо, 2006.

Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М.: Юрист, 1999.

Романов Р.М. Понятие и сущность парламентаризма// Социально-политический журнал. 1998. № 4.

Романов Р.М. Российский парламентаризм. История и современность. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.

Рыбкин И.П. Становление и развитие парламентаризма в России: Ав-тореф. дисс. ... докт. полит. наук. М.: Институт государства и права РАН, 1995.

Садовникова Т.Д. Представительная демократия: от идеи к реализации. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008.

Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Конституционное право: Учебник для бакалавров. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Соколов К.Н. Парламентаризм. Опыт правовой теории и парламентского строя. СПб.: Типография «Печатный труд», 1912.

Сравнительное конституционное право / Рук. проекта В.И. Чиркин. М.: Манускрипт, 1996.

Усманов В.Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М.: Международная академия предпринимательства, 2007.

Чабан О.И. Современный парламентаризм: теория, практика, перспективы: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2002.

Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 6-е изд. М.: НОРМА, 2009.

Шульженко Ю.Л. Понятие «парламентаризм» в отечественной науке государственного права в дореволюционный период // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2015. № 5.

Яценко И.С. Современный парламентаризм и парламентарная система в современной Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовое и сравнительное исследование. М.: Юристъ, 2004.

THE CONCEPT OF «PARLIAMENTARISM» IN THE MODERN RUSSIAN SCIENCE

Yury L. Shul'zhenko

Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences

10, Znamenka str., Moscow 119019, Russian Federation

E-mail: constitution@igpran.ru

Relevant to the category of «parliamentarism» in different periods of our country's development was ambiguous. In pre-revolutionary definitions of parliamentarism attention was focused on the relationship between Parliament and government, on the fact that the development of parliamentarism and its nature are connected with the bringing to Parliament of a number of Executive functions, aimed primarily at enhancing its real impact on the government. As pointed out by Russian scientists, this is a real effect, which is largely based on the government (Ministers) dependence from the trust given to them by Parliament in order

to achieve trust and harmony between them. Other definitions of the Parliament (through political responsibility, the organization of elections, etc.) were rare.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the Soviet period, the parliamentary system was denied both in practical and in theoretical terms. At the same time bourgeois parliamentarism has become the main target of sharp criticism. Its definitions were concerned, first and foremost, at the relationship between Parliament and the Executive authority, its ruling, privileged position.

New stage of socio-economic development after 1991 in the Russian Federation began the process of returning, appealing to a number of institutions, categories that have shown its vitality, necessity in foreign countries, especially in highly developed, but also occurred in varying degrees in pre-revolutionary Russia. This fully applies to the parliamentary system. In fact, after years of denial and oblivion it is reborn.

The analysis shows significant differences of the modern domestic approaches to the concept of parliamentarism. They are characterized by the following features. First, the assignment of the parliamentary system to a greater or lesser extent to one or the other state-legal categories or merging such categories (governance, political system, political system, political regime, etc.). Second, the entrenchment as the fundamental principle of the occurrence, existence, the functioning of the parliamentary system, the rule of Parliament. Third, consolidation of other basics of the creation, existence, the functioning of parliamentary government (separation of powers, the rule of law, etc.). Fourth, the actual removal (zavualirovannost) of previous definitions of the essence of parliamentarism associated with the relations "Parliament — Government", dependence, control of the first over the latter. Fifthly, the expansion of forms of expression of the parliamentary system by adding new categories (elections, status of deputies, the representative character of Parliament, etc.). It should also be noted that in the vast majority of definitions is clearly highlighted and allocated such characteristic as the supremacy of Parliament. We shall note that it was common in a greater or lesser extent for the definitions of pre-revolutionary and the Soviet period. Hence, the parliamentary system can be most successfully, succinctly defined as the supremacy of Parliament.

Parliamentarism, popular representation. Separation of powers, executive power, political party, government, constitution.

REFERENCES

Astafichev, P.A. (2006). Narodnoe predstavitel'stvo v sovremennoi Rossii: problemy teorii ipravovogo regulirovaniya [Representation of the People in Modern Russia: Problems of Theory and Legal Regulation]. The Doctor of Legal Sciences Thesis' Abstract. Moscow: Stolypin Volga Region Academy for Public Administration. (in Russ.).

Avak'yan, S.A. (1999). Federal'noe Sobranie — parlament Rossii. [Federal Assembly — Russian Parliament]. Moscow: Rossiiskii yuridicheskii izdatel'skii dom. (in Russ.).

Avak'yan, S.A. (2010). Konstitutsionnoepravo Rossii. Uchebnyi kurs. T. 2. 4-e izd. [Constitutional Law of Russia. Study Course. Vol. 2. 4th ed.]. Moscow: NORMA. (in Russ.).

Baglai, M.V. (1999). Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: Uchebnik dlya vuzov. 2-e izd. [Constitutional Law of the Russian Federation: Textbook for Universities. 2nd ed.]. Moscow: NORMA-INFRA M. (in Russ.).

Baglay, M.V., Leibo, Yu.I., Entin, L.M. eds. (2000). Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran: Uchebnik [Constitutional Law of Foreign Countries: Textbook]. Moscow: Norma.

Bakushev, V.V., Likhachev V.N. eds. (2015). Parlamentarizm: obespechenie zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) organov vlasti: Uchebnik 2-e izd. [Parliamentarism: the Legislative (Representative) Bodies of Power: Textbook. 2nd ed.]. Moscow: OOO «Real Print». (in Russ.).

Bulakov, O.N. (2006). Parlamentskoepravo Rossii: Uchebnik [Parliamentary Law of Russia: Textbook]. Moscow: Eksmo. (in Russ.).

Chaban, O.I. (2002). Sovremennyi parlamentarizm: teoriya, praktika, perspektivy [Modern Parliamentarism: Theory, Practice, Prospects].The Candidate of Legal Sciences Thesis' Abstract.Saint Petersburg: St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. (in Russ.).

Chervonyuk, V.I. ed. Kalininskii, I.V., Ivanets, G.I., Chervonyuk, V.I. (2002). Konstitutsionnoe pravo Rossii. Entsiklopedicheskii slovar' [Constitutional Law of Russia. Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Yuridicheskaya literatura. (in Russ.).

ChirkinV.I. ed. (1996). Sravnitel'noe konstitutsionnoe pravo [Comparative Constitutional Law]. Moscow: Manuskript. (in Russ.).

Chirkin, V.E. (2009). Konstitutsionnoe pravo Rossii: Uchebnik. 6-e izd. [Constitutional Law of Russia: Textbook. 6th ed.]. Moscow: Norma. (in Russ.).

Dobrynin, N.L. (2015). Osnovy konstitutsionnogo (gosudarstvennogo)prava Rossiiskoi Federatsii. 100 voprosov i otvetov. Sovremennaya versiya noveishei istorii gosudarstva. Prakticheskoe rukovodstvo. 4-e izd. [Basics of the Constitutional (State) Law of the Russian Federation. 100 Questions and Answers. Modern Version of the Recent History of the State. Practical Guide. 4th ed.]. Novosibirsk: Nauka. (in Russ.).

Grankin, I.V. (2005). Sushchnost' rossiiskogo parlamentarizma [Essence of the Russian Parliamentarism]. Konstitutsionnoe imunitsipal'noeparvo [Constitutional and Municipal Law], (4), pp. 27—30. (in Russ.).

Kerimov, A.D. (2014). Gosudarstvennaya organizatsiya obshchestvennoi zhiznedeyatel'nosti. Voprosy teorii [State Organization of Public Life. Issues of Theory.]. Moscow: Norma Infra-M. (in Russ.).

Khabrieva, T.Ya. ed. (2013). Parlamentskoe pravo Rossii [Parliamentary law of Russia]. Moscow: Yurist. (in Russ.).

Kokoshkin, F.F. (1908). Russkoe gosudarstvennoe pravo. Vsvyazi s osnovnymi nachalami obshchego gosudarstvennogo prava. Vyp. II. [Russian State Law. In Connection with the Basic Principles of State Common Law. Vol. II.]. Moscow: Obshchestvo vzaimopomoshchi studentov-yuristov Moskovskogo universiteta. (in Russ.).

Kozlova, K.I., Kutafin, O.E. (2010). Konstitutsionnoepravo Rossii: Uchebnik. 4-e izd. [The Constitutional Law of Russia: Textbook. 4th ed]. Moscow: Prospekt. (in Russ.).

Lazarevskii, N.I. (1913). Russkoe gosudarstvennoe pravo. T. I. Konstitutsionnoe pravo. 3-e izd. [Russian State Law. Vol. I. Constitutional Law. 3rd ed.]. Saint Petersburg: Tipografiya aktsionernogo obshchestva «Slovo».(in Russ.).

Malitskii, A. (1925). Sovetskaya konstitutsiya. 2-e izd. [The Soviet Constitution]. Khar'kov: Yuridicheskoe izdatel'stvo NKYu USSR Publ. (in Russ.).

Mishin, A.A. (1972). Tsentral'nye organy vlasti burz.huaz.nykh gosudarstv [The Central Authorities of the Bourgeois States]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta Publ. (in Russ.).

Mogunova, M.A. (2001). Skandinavskiiparlamentarizm. Teoriya ipraktika [Scandinavian Parliamentarism. Theory and Practice]. Moscow: Rossiiskii gumanitarnyi universitet. (in Russ.).

Murychev, K.V. (2006). Sistema predstavitel'nykh organov vlasti v Rossiiskoi Federatsii [System of Representative Bodies in the Russian Federation]. Moscow: Norma. (in Russ.).

Narutto, S.V., Taeva, N.E., Shugrina, E.S. (2013). Konstitutsionnoe pravo Rossii: Uchebnik [Constitutional Law of Russia: Textbook]. Moscow: Infra-M. (in Russ.).

Nudenko, L.A. (2011). Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional Law of Russia]. Moscow: Yurait. (in Russ.).

Onishko, N.V. (2003). Parlamentarizm kak konstitutsionno-pravovoi institut [Parliamentarism as the Constitutional and Law Institute]. Zhurnal rossiiskogoprava [Russian Law Journal], (4), pp. 35-43. (in Russ.).

Romanov, R.M. (1998). Ponyatie i sushchnost' parlamentarizma [Concept and Essence of Parliamentarism]. Sotsial'no-politicheskii zhurnal [Socio-political Journal], (4), pp. 210-225. (in Russ.).

Romanov, R.M. (2000). Rossiiskii parlamentarizm. Istoriya i sovremennost' [Russian Parliamentarism. History and Modernity]. Moscow: RITs ISPI RAN. (in Russ.).

Rybkin, I.P. (1995). Stanovlenie i razvitieparlamentarizma v Rossii [The Formation and Development of Parliamentarism in Russia]. The Doctor of Political Sciences Thesis' Abstract. Moscow: Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences. (in Russ.).

Sadovnikova, G.D. (2008). Predstavitel'naya demokratiya: ot idei k realizatsii [Representative Democracy: from Idea to Implementation]. Moscow: Izdatel'stvo gumanitarnoi literatury Publ. (in Russ.).

Shul'zhenko, Yu.L. (2015). Ponyatie «parlamentarizm» v otechestvennoi nauke gosudarstvennogo prava v dorevolyutsionnyi period [Constitutional-legal Conception of the Russian Parliament]. Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk [Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS], (5), pp. 14-37. (in Russ.).

Smolenskii, M.B., Alekseeva, M.V. (2013). Konstitutsionnoepravo: Uchebnik dlya bakalavrov [Constitutional Law: Textbook for Bachelors]. Rostov na Donu: Feniks.

Sokolov, K.N. (1912). Parlamentarizm. Opytpravovoi teorii iparlamentskogo stroya [The Parliamentary System. Experience of Legal Theory and Parliamentary Government]. Saint Petersburg: Tipografiya «Pechatnyi trud». (in Russ.).

Stepanov, I.M., Khabrieva, T.Ya. eds. (1999). Parlamentskoepravo Rossii: Uchebnoe posobie [Parliamentary Law of Russia: Study Guide]. Moscow: Yurist».(in Russ.).

Strashun, B.A. ed. (2005). Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran. Obshchaya chast': Uchebnik dlya vuzov. 4-e izd. [Constitutional Law of Foreign Countries. General Part: Textbook for Universities. 4th ed.]. Moscow: BEK. (in Russ.).

Usmanov, V.E. (2007). Parlamentarizm v Rossii: konstitutsionno-pravovye osnovy stanovleniya i deyatel'nosti [Parliamentarism in Russia: Constitutional and Legal Bases of Formation and Activity]. The Doctor of Legal Sciences Thesis' Abstract. Moscow: International Academy of entrepreneurship. (in Russ.).

Vasil'eva, S.A., Vinogradov, V.A., Mazaev, V.D. (2010). Konstitutsionnoe pravo Rossii: Uchebnik. [Constitutional Law of Russian: Textbook]. Moscow: Eksmo. (in Russ.).

Yatsenko, I.S. (2004). Sovremennyiparlamentarizm iparlamentskie sistemy v sovremennoi Rossiiskoi Federatsii i zarubezhnykh stranakh: konstitutsionno-pravovoe i sravnitel'noe issledovanie [Modern Parliamentarism and the Parliamentary System in the Russian Federation and Foreign Countries: Constitutional and Comparative Study]. Moscow: Yurist'. (in Russ.).

Zinov'ev, A.V. (2000). Konstitutsionnoe pravo Rossii: Problemy teorii ipraktiki [Сonstitutional Law of Russia: Problems of Theory and Practice]. Saint Petersburg: Gerda. (in Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Шульженко Юрий Леонидович — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий сектором теории конституционного права Института государства и права Российской академии наук.

AUTHOR'S INFO:

Yury L. Shul'zhenko — Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Chair of the Constitutional Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Шульженко Ю.Л. Понятие «парламентаризм» в современной отечественной науке //Труды Института государства и права РАН. 2017. Том 12. № 5. С. 14—36.

FOR CITATION:

Shul'zhenko, Y.L. (2017). The Concept of «Parliamentarism» in the Modern Russian Science Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 12(5), pp. 14—36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.