Научная статья на тему 'Институт парламентаризма в концепте конституционного права'

Институт парламентаризма в концепте конституционного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1614
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ / ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / PARLIAMENTARISM AND DEMOCRACY / DECENTRALIZATION OF POWER / THE CONTROL OF THE PARLIAMENT / POLITICAL DEVELOPMENT OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова Юлия Павловна

Современный парламентаризм – это сложное социальное и политическое, а также и государственное и правовое явление в обществе. В статье рассматривается практика российского парламентаризма и выдвигаются авторские предложения по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF PARLIAMENTARISM IN THE CONCEPT OF CONSTITUTIONAL LAW

Modern parliamentary system is a complex social and political, as well as state and legal phenomenon in the society. The article examines the practice of Russian parliamentarism, and nominated author's suggestions for its improvement.

Текст научной работы на тему «Институт парламентаризма в концепте конституционного права»

УДК 328.1 Б Б К б б . 3

ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В

КОНЦЕПТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Современный парламентаризм - это сложное социальное и политическое, а также и государственное и правовое явление в обществе. В статье рассматривается практика российского парламентаризма и выдвигаются авторские предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: парламентаризм, демократическое государство, децентрализация власти,

парламентский контроль, политическое развитие общества.

INSTITUTE OT PARLIAMENTARISM IN THE CONCEPT OF CONSTITUTIONAL LAW

Modern parliamentary system is a complex social and political, as well as state and legal phenomenon in the society. The article examines the practice of Russian parliamentarism, and nominated author's suggestions for its improvement.

Key words, parliamentarism and democracy, decentralization of power, the control of the Parliament, political development of society._________________________________________________________________

На данный момент, а также в последние годы различные общественные, государственные и политические правоведы, политики, и политологи, а также публицисты в области права употребляют своих трудах такое понятие как парламентаризм. До настоящего времени в отношении данного термина существует неопределенность и размытость

В Российской Федерации, в отличие от стран Европы, где традиции парламентаризма складывались в течение многих веков, где одно из первых представительных учреждений в новом понимании этого термина,

сложилось как сочетание из трех основных функций в современном парламенте. Это законодательство и представительство, а также контрольная функция. Создается такое учреждение только в 1906 г. и получает название

ССС 46 ССС The State Counsellor " 2013

Государственной Думы.1

Проблема парламентаризма в России самостоятельная тема для научного исследования, которая из всей совокупности своих различных составных элементов и частей, заявляет об этом в последние пять лет.

На сегодняшний момент можно говорить о том, что разработка в области проблемы, которые связаны с развитием и становлением парламентаризма в Российской Федерации, начинает постепенно выходить на более новый уровень. Все это обуславливает перемены в развитии в современной политической системе, а также необходимость участия в избирательной кампании по выборам из представителей в различные органы как законодательной, так исполнительной власти.

Развитие парламентаризма в России, а также процесс становления в субъектах процесс достаточно сложный и многогранный. Он выходит очень далеко за предел правовых проблем и охватывает социальные, экономические и политические сферы. На сегодняшний день интерес многих ученых в области права и политических деятелей, а также практиков по данным вопросам очень значительно возрос. У многих ученых, политиков свое понимание, и видение проблемы, из которых они делают выводы и заключения, отражают широкий спектр мнений по данным вопросам.

В наше время в мире пока не существует цивилизованной и универсальной модели парламентаризма, то есть модели отношений между главой государства и представительным высшим органом. Тип республиканского правления, который утверждается в любой стране, как и в выражении национальной формы его воплощения, зависит от особенности культуры и исторического развития, геополитического положения страны, а также различных факторов, которые формируют политическое развитие общества.2

В России, а также в ее субъектах складываются свои модели демократических республик, которые еще далеки от совершенства. Поэтому для развития необходим зарубежный опыт, и исторический опыт российского парламентаризма.

Из существующих особенностей форм и методов парламентского контроля, которые осуществляются представительными органами субъектов в России, следует отметить, то, что нормативное и правовое регулирование парламентского контроля практически во всех субъектах России

1 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. - М.: Юридическая литература, 2012 . - С.45.

2 Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Инфра-М-Кодекс, 2011 - С.85.

осуществляется недостаточно. Так как правовое регулирование

парламентского контроля не должно быть очень широким, или же очень узким. Неоправданное, ограниченное и правовое регулирование может породить нечеткость в представлении участников парламентского контроля о своих обязанностях и правах, а также задачах, и ответственности. Переизбыток затруднит применение норм в области права.

На сегодняшний день современный парламент является важным институтом в разделении властей, и обладает возможностью влиять на любую из данных ветвей власти. При концентрации в нем общественного интереса, а также их открытое выражение делает парламент очень публичной ареной для преодоления противоречия между властью и разными государственными органами. Для нахождения баланса интереса в рамках компетенций и является самой главной и постоянной задачей в парламентах разных стран.3

Все более очевидно становится, что парламент приобретает свойства международного характера. Но это не только из-за расширения внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности парламента, а благодаря созданиям межпарламентского союза и ассамблеи, которые раздвигают внутренние рамки в парламентской деятельности. Это повсеместное признание и распространение в мире данных идей, а также принципа парламентаризма и придают в этой деятельности значение очень мощного фактора для общественного развития. При воздействии на общество и граждан, а также на государство, парламент, испытывает мощное влияние на себя. От способности парламента адаптироваться и сохранять устойчивость зависит работа эффективности парламентского института.

Практически во многом большинстве парламентов в мире 80...90% законопроектов представляет правительство. Схожая проблема есть на уровне федеральном, где отсутствует сотрудничество, которое заинтересованно в законодательном процессе между исполнительной властью и парламентом. Долю законопроектов, которые от самого начала до окончания готовятся только лишь в Государственной Думе, составляет всего 60%. На долю же Правительства РФ и Президента РФ, а также других различных субъектов приходится очень малая и незначительная часть законопроектов. Характеризуется эффективность в законодательном процессе различными показателями. Главным и важным из них является, последствие

3 Клочкова Ю.А. Институт омбудсмена в России и Европейском Союзе: опыт сравнительного анализа // Международное публичное и частное право. № 4.

от реализации принятого закона.

В настоящее время, к сожалению, в Российской Федерации нет очень

своевременно анализировать последствия реализации принятого им закона. Является также редкостью глубокий и всесторонний анализ прогноза, который связан с принимаемым законом. Законодательная функция в парламенте является главной и наиболее важной, а также очень объемной. Поэтому благодаря каждой функции в каждой стране формируют, прежде всего, первый слой в правовом регулировании, при этом верховенство закона приобретет определяющий смысл в системе права.

Контролирующая функция в парламенте проявляется в различных странах по-разному, что может отражать специфику и устройство государства, а также соотношение институтов власти в стране. Конституция в Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. закрепляет за федеральным парламентом только всего лишь одну контролирующую функцию, в аутентичном понимании это контроль, над исполнением в федеральном

Но в свою очередь усиление роли парламента может нести в себе одну очень реальную угрозу - это использование законодателя в качестве лоббистов конкретных бизнес интересов. Данная угроза способна просто подорвать доверие к политическому институту вообще и к как таковому парламенту. Данная угроза должна решаться как на правовом, так и на процедурном уровне путем введения механизма, который позволит блокировать действия того или иного депутата, который, по мнению его коллег, и исполнительной власти, хочет реализовать коммерческий интерес. Это может быть свой собственный интерес или же корпорации. Но это один уровень, а решение должно приниматься и на общеполитическом уровне. Нам пора более активно развести бизнес и политику. Мы должны «почистить» парламент от прямых лоббистов».

Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая говорит: «Сегодня в

Правительстве создаются комиссии по чрезвычайным событиям и ситуациям, вызвавшим широкий общественный резонанс. Никогда ранее парламент не участвовал в их работе. Данный пробел также нужно устранить, потому что участие парламентариев в выяснении обстоятельств, чрезвычайной ситуации, в проведении экспертизы и проверочных мероприятий необходимо. Информация будет предоставляться палате, и

надежного механизма, который мог бы позволить законодателю

бюджете.

Государственная Дума сможет оперативно предлагать дополнительные

Ныне парламентарии представлены в наблюдательных советах государственных корпораций. Это очень важно, потому что в государственных корпорациях сосредоточен большой объём бюджетных средств и при этом их расходование иногда осуществляется бесконтрольно. Депутаты, входящие в наблюдательные советы, теперь будут информировать профильные комитеты о том, как они работают в наблюдательных советах и как реализуются полномочия представителей парламента.

Сегодня фактически отсутствует контроль над выполнением федеральных целевых программ. Поэтому при принятии данного законопроекта можно будет установить такой парламентский контроль, чтобы на стадии исполнения парламент имел полное представление о том, реализуется ли программа в принципе, и если реализуется, то насколько эффективно. Это очень важный вопрос, так как поставлена стратегическая задача о полном переходе на программный и целевой метод финансирования.

Совершенствование в правовом регулировании в парламентском контроле будет способствовать усилению в организационных и правовых гарантиях эффективности функционирований как одного важного института парламентаризма.5

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

2. Проект Федерального закона № 61834-6 «О Парламентском контроле в Российской Федерации».

3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. - М.: Юридическая литература, 2012. - 466 с.

4. Баглай М. В. Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. -М.: Инфра-М-Кодекс, 2011 - 458 с.

5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М: НОРМА-ИНФРА-М, 2011 - 568 с.

6. Клочкова Ю.А. Институт омбудсмена в России и Европейском Союзе: опыт сравнительного анализа // Международное публичное и частное право. № 4.

7. Парламентская газета - http://www.pnp.ru/

8. Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Парламентский контроль // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. - М.: Юридическая литература, 2012. - С.68.

4 Парламентская газета - http://www.pnp.ru/

5 Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Парламентский контроль // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. - М.: Юридическая литература, 2012. - С.68.

решения».4

ЛИТЕРАТУРА

2013

REFERENCES

1. The Russian Constitution of 12 December 1993.

2. The draft Federal law № 61834-6 "About Parliamentary control in the Russian Federation".

3. Atamanchuk G. V. Teoriia gosudarstvennogo upravleniia [The theory of public administration]. Moscow, Iurid. lit., 2012. 466 p.

4. Baglai M. V. Gabrichidze B. N. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii [Constitutional law of the Russian Federation]. Moscow, Infra-M-Code., 2011. 458 p.

5. Baglai M. V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii [Russian Federation Constitutional law]. Moscow, NORMA-INFRA-M., 2011. 568 p.

6. Klochkova Iu.A. Institute of Ombudsman in the European Union and Russia: experience of comparative analysis. Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo - International public and private law, no. 4 (in Russian).

7. Parliamentary newspaper. - Available at: http://www.pnp.ru/ (accessed 5 July 2013).

8. Ivanets G. I., Kalininskii I. V., Chervoniuk V. I. Parliamentary control. Konstitutsionnoe pravo Rossii: Entsiklopedicheskii slovar' - Constitutional law of Russia: Encyclopedic dictionary, 2012. p.68 (in Russian).

Информация об авторе:

Куликова Юлия Павловна (Российская Федерация, Московская область, г. Мытищи) -Ph.D. in Politics MBA. Политолог, Эксперт ARM A International, член Международного Союза Экономистов - Генерального Консультанта Экономического Совета ООН, член Комитета "Политическая социология" РАПН и РОС, Председатель Экспертного совета по социальной политике Фонда поддержки культурных инициатив. Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва). E-mail: kii1ikova@kii1ikova-jii1ia.ni

Information about the author:

Kulikova Iuliia Pavlovna (Russian Federation, Moscow region, Mytischi) - Ph.D. in Politics MBA. Politician and member of the International Union of Economists, the General Counsel of the Economic Council of the United Nations, member of "Political Sociology" RPMA and ROS, Chairman of the Expert Council on Social Policy Foundation to support cultural initiatives. The Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Moscow). E-mail: kiilikova@kiilikova-jiilia.ni

CCC 51 CCC The State Counsellor ' 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.