Научная статья на тему 'ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЯКУТОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЯКУТОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
456
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
якуты / русские / представители малочисленных народностей Севера / этничность / межнациональные браки / этническая идентичность / национальное самосознание. / Yakuts / Russians / representatives of small ethnic groups of the North / ethnicity / interethnic marriages / ethnic identity / national identity.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брагина Д.Г.

В статье освещаются актуальные проблемы этнической идентичности на фоне динамики межнациональных браков якутов. Данная тема является мало изученной в якутской историографии [2,3,4]. Как показывает современная практика этничность не только не теряет своей роли в структуре идентификации личности, но, как оказалось, значение её усиливается. В постсоветский период в Якутии, как и в других регионах страны, происходит рост национального самосознания, выражающийся в осознании себя в качестве полноправного самостоятельного субъекта исторического развития. Для якутов феномен роста национального самосознания в последнее десятилетие ХХ века во многом был обусловлен в целом позитивными переменами, произошедшими в российском обществе. Несмотря на то, что русские и якуты к концу 90 –х годов ХХ в. стремятся к заключению однонациональных браков, в постсоветское время для межнациональных браков становится характерным их этническое многообразие. Для изучения проблемы этнической идентичности проанализированы бланки заявлений паспортных отделов МВД городов Якутск, Мирный, Вилюйск, Олёкминск, для определения динамики межнациональных браков привлечены материалы архивов и отделов ЗАГС Республики Саха(Якутия) за 1927-1999 гг., а также использованы результаты этносоциологических исследований, которые проводились Институтом социологии и Институтом этнологии и антропологии РАН в 1999 г., в которых принимала участие и автор статьи. Увеличение числа межнациональных браков не дает оснований для выводов об ослаблении этнической идентичности у якутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ETHNIC IDENTITY OF THE YAKUTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article highlights the current problems of ethnic identity against the background of the dynamics of interethnic marriages of the Yakuts. This topic is little studied in the Yakut historiography [2,3,4]. As modern practice shows, ethnicity not only does not lose its role in the structure of personality identification, but, as it turned out, its importance is increasing. In the post-Soviet period in Yakutia, as in other regions of the country, there is an increase in national consciousness, expressed in the awareness of oneself as a full-fledged independent subject of historical development. For the Yakuts, the phenomenon of the growth of national consciousness in the last decade of the twentieth century was largely due to the generally positive changes that took place in Russian society. Despite the fact that Russians and Yakuts by the end of the 90s of the twentieth century are striving to conclude one-nation marriages, in the post-Soviet period, their ethnic diversity becomes characteristic of interethnic marriages. To study the problem of ethnic identity, the application forms of the passport departments of the Ministry of Internal Affairs of the cities of Yakutsk, Mirny, Vilyuysk, Olekminsk were analyzed, materials from archives and departments of the Registry Office of the Republic of Sakha (Yakutia) for 1927-1999 were used to determine the dynamics of interethnic marriages, and the results of ethnosociological studies conducted by the Institute of Sociology and the Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences in 1999, in which the author of the article participated, were used. The increase in the number of interethnic marriages does not give grounds for conclusions about the weakening of ethnic identity among the Yakuts.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЯКУТОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

SOCIAL SCIENCES

ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЯКУТОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Брагина Д.Г.

доктор исторических наук, главный научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия), г. Якутск

ABOUT THE ETHNIC IDENTITY OF THE YAKUTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Bragina D.

Doctor of Historical Sciences, ChiefResearcher

Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk

Аннотация

В статье освещаются актуальные проблемы этнической идентичности на фоне динамики межнациональных браков якутов. Данная тема является мало изученной в якутской историографии [2,3,4]. Как показывает современная практика этничность не только не теряет своей роли в структуре идентификации личности, но, как оказалось, значение её усиливается. В постсоветский период в Якутии, как и в других регионах страны, происходит рост национального самосознания, выражающийся в осознании себя в качестве полноправного самостоятельного субъекта исторического развития. Для якутов феномен роста национального самосознания в последнее десятилетие ХХ века во многом был обусловлен в целом позитивными переменами, произошедшими в российском обществе. Несмотря на то, что русские и якуты к концу 90 -х годов ХХ в. стремятся к заключению однонациональных браков, в постсоветское время для межнациональных браков становится характерным их этническое многообразие. Для изучения проблемы этнической идентичности проанализированы бланки заявлений паспортных отделов МВД городов Якутск, Мирный, Вилюйск, Олёкминск, для определения динамики межнациональных браков привлечены материалы архивов и отделов ЗАГС Республики Саха(Якутия) за 1927-1999 гг., а также использованы результаты этносоциологических исследований, которые проводились Институтом социологии и Институтом этнологии и антропологии РАН в 1999 г., в которых принимала участие и автор статьи. Увеличение числа межнациональных браков не дает оснований для выводов об ослаблении этнической идентичности у якутов.

Abstract

The article highlights the current problems of ethnic identity against the background of the dynamics of inter-ethnic marriages of the Yakuts. This topic is little studied in the Yakut historiography [2,3,4]. As modern practice shows, ethnicity not only does not lose its role in the structure of personality identification, but, as it turned out, its importance is increasing. In the post-Soviet period in Yakutia, as in other regions of the country, there is an increase in national consciousness, expressed in the awareness of oneself as a full-fledged independent subject of historical development. For the Yakuts, the phenomenon of the growth of national consciousness in the last decade of the twentieth century was largely due to the generally positive changes that took place in Russian society. Despite the fact that Russians and Yakuts by the end of the 90s of the twentieth century are striving to conclude one-nation marriages, in the post-Soviet period, their ethnic diversity becomes characteristic of interethnic marriages. To study the problem of ethnic identity, the application forms of the passport departments of the Ministry of Internal Affairs of the cities of Yakutsk, Mirny, Vilyuysk, Olekminsk were analyzed, materials from archives and departments of the Registry Office of the Republic of Sakha (Yakutia) for 1927-1999 were used to determine the dynamics of interethnic marriages, and the results of ethnosociological studies conducted by the Institute of Sociology and the Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences in 1999, in which the author of the article participated, were used. The increase in the number of interethnic marriages does not give grounds for conclusions about the weakening of ethnic identity among the Yakuts.

Ключевые слова: якуты, русские, представители малочисленных народностей Севера, этничность, межнациональные браки, этническая идентичность, национальное самосознание.

Keywords: Yakuts, Russians, representatives of small ethnic groups of the North, ethnicity, interethnic marriages, ethnic identity, national identity.

На современном этапе, как известно, становятся актуальными интеграция национальной идеи с общечеловеческими интересами и демократическими принципами, создание благоприятных условий для свободного развития народов и этнических

групп, межнациональных отношений. Реализация этих положений требует всестороннего исследования межэтнических проблем и отношений. Современная практика показывает, что этничность не

только не теряет своей роли в структуре идентификации личности, но, как оказалось, значение её усиливается. Специальные исследования демонстрируют, что отрицание национального фактора чревато негативными последствиями в сфере практической политики и при определённых социально-политических условиях этничность может выступать мощной консолидирующей или, напротив, дифференцирующей силой [6, с.29-32]. Как убедительно показывает В.А.Тишков, этничность используется в целях достижения социальной мобильности, преодоления отношений доминирования и подчинения, социального контроля, осуществления взаимных услуг и солидарного поведения, стремления к гармонии, как и для реализации гедонистических устремлений [7,с.52] По мнению Л.М.Дробижевой и её соавторов коллективной монографии «Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов», чем больше членов этнической группы осознают общую идентичность, тем больше вероятность совместных действий в её защиту. Этническая идентичность выступает психологической основой эт-нополитической мобилизации [5, с.300]. В качестве главного фактора этнической идентификации выступает этническое самосознание. В постсоветский период в Якутии, как и в других регионах страны, происходит рост национального самосознания, выражающийся в осознании себя в качестве полноправного самостоятельного субъекта исторического развития. Подчеркнем, что речь идёт о фундаментальном праве признания общечеловеческой значимости каждой национальной культуры и национального самосознания как фактора её развития. Для якутов феномен роста национального самосознания в последнее десятилетие ХХ века во многом был обусловлен в целом позитивными переменами, произошедшими в российском обществе. Важными факторами, стимулирующими национальное самосознание, послужили, на наш взгляд, этническая легитимность государственности, компактность проживания, его этническая мобилизация в постсоветский период. Можно утверждать, что в настоящее время численность и расселение якутов способствуют стабильной устойчивости этнического самосознания. Позитивная этническая идентичность у якутов способствует росту толерантности этноса, установке на сохранение своей и других этнических культур. В целом, социологические материалы показывают, что для установления этнической толерантности важным является сохранение позитивной этнической идентичности [4, с.69-74].

Характер межэтнических отношений проявляется через анализ такого репрезентативного источника, как статистика национально-смешанных браков и семей. В дореволюционной Якутии русские прибывали в основном без семей, поэтому, как известно, были вынуждены вступать в брачные отношения с якутками. Часть якутских женщин была крещена и находилась в законном браке с пришельцами. Дети от законных браков причислялись к рус-

скому населению. Распространены также были внебрачные связи русских мужчин с якутками. Дети же в таких случаях чаще оставались при матери и вырастало якутами [2 с.11]. И.Худяков писал: «Все якутки боялись даже называть русского «русским» (нуучча), а говорили торгуомай, атыыЬыт («покупатель»). Если якутка входила в связь с русским, то её называли несчастной мученицей, «женщиной, замученной русским» (нуучча муннаабыт дьахтара). Такую якутку уже не называли якутским именем; ей не позволяли пройти мимо варящейся пищи; а если она проходила мимо какой-нибудь чашки с пищей, то эту пищу уже не ели» [8, с. 118]. В советский период, начиная с середины ХХ в. межнациональные браки и семьи получают большее распространение, а в постсоветское время они становятся обычным явлением. В городе Якутске, столице Республики Саха(Якутия) в 70- 80 - е годы ХХ в. межнациональные браки якуты преимущественно вступают с русскими. Это объясняется большей долей последних в составе населения города. На браки якутов с представителями народностей Севера приходилось меньше или чуть больше десяти процентов. Однако подсчёт теоретической вероятности показывает, что этнический фактор практически не влияет на заключение браков якутов с представителями народностей Севера. А небольшое число таких браков объясняется малой долей представителей народностей Севера в общей численности населения города. Межнациональные браки характерны для всех социальных групп якутского населения. Наибольшее влияние на заключение межэтнических браков имеет этнический тип поселений. Тем не менее, при всей значимости связи между типом этнической среды поселения и долей межнациональных браков, данная зависимость ограничена тенденцией к сохранению якутами брачной замкнутости. Это подтверждается методикой сопоставления наблюдаемой частоты распределения браков по национальностям с их теоретической вероятностью [4, с.89-93]. Так, при росте числа межнациональных браков характерно, с одной стороны, превышение наблюдаемой частоты однонациональных браков над их теоретической вероятностью, с другой - то, что фактическое число межнациональных браков было ниже их вероятного количества. Это свидетельствует о существенном влиянии этнического фактора при заключении браков якутами.

Несмотря на то, что русские и якуты к концу 90 -х годов ХХ в. стремятся к заключению однонациональных браков, в постсоветское время для межнациональных браков становится характерным их этническое многообразие. Этому явлению способствует и учеба за пределами республики, и миграционная активность. Ранее якутки редко выходили замуж за лиц другой национальности. В этом ракурсе интересна судьба якутской женщины, Фео-доры Федоровны Корниловой (1904-1980 гг.), ставшей первой леди Венгрии, выйдя замуж за Матьяша Ракоши (1892-1971гг.), венгерского политика, Генерального секретаря ЦК Венгерской коммунистической партии [4, с.99-100].

Информационный подход, как считают специалисты, предлагает иное объяснение увеличения этнической эндогамии титульного этноса. Доля «этнических маргиналов» в каждом новом поколении этноса во многом определяется характером протекания урабанизационных процессов. Согласимся с мнением, что нарастание сложности социальных связей ведёт к тому, что вчерашние мигранты начинают искать психологическую, деловую опору в поддержании или возобновлении внутриэтниче-ских межличностных связей. Здесь закономерности проявляются в том, что первое поколение стремится ещё сохранить этническую культуру и идентичность, второе поколение - дети мигрантов - тяготеет к отказу от культуры предков и воспринятию культуры доминирующего большинства, третье же поколение - внуки - нередко стремятся к обретению прежней идентичности, однако не теряя при этом и вновь приобретённой [1, с. 223].

В связи с вышесказанным одним из важных аспектов межэтнических отношений является проблема этнической идентичности лиц из национально-смешанных семей. Известно, что реальная этническая самоидентификация не всегда совпадает с записью в паспорте. Анализ выбора своей национальности подростками из национально-смешанных семей якутов в городах Якутске, Мирном, Вилюйске, Олёкминске, а также в сельских поселениях Центральной Якутии, предпринятый в 70-е годы ХХ в., показывает, что, несмотря на разные в этих городах этнические ситуации подростки при получении паспорта в основном выбирали якутскую национальность [3 с.82-83]. В Якутии этническая среда города оказывает определённое влияние на выбор подростками своей национальной принадлежности. В Мирном, где преобладает русское население, русскими назвали себя 34,3% подростков, якутами -52,6, представителями народностей Севера - 10,5, других национальностей - 2,6%. В Якутске русскими определили себя 24,2% подростков, якутами - 67,0, представителями народностей Севера - 5,4%, украинцами, бурятами и другими национальностями - 3,4%. При этом в якутско-русских семьях национальность отца выбрали 72,0% молодёжи, матери - 28,0%. Из русско-якутских семей якутами назвали себя 45,0% подростков, русскими - 55,0%. Здесь на выбор национальности юношами сильнее сказывается влияние отца, так как 25,0% из них предпочли русскую национальность, а 10,0% - якутскую. У девушек эта разница составила только 5% (соответственно 30% и 35%).

Что касается подростков из семей якутов с представителями народностей Севера, то 79% их оказали предпочтение якутской национальности. В том случае, если отец был представителем народностей Севера, то все подростки выбрали национальность отца. Та же самая картина наблюдается в тех семьях, где отец представитель другой национальности. Но если мать другой национальности, а отец якут, то якутами считают себя 93,0% подростков, представителями другой национальности - 7,0%.

В г. Олёкминске якутами определило себя 55,4% молодёжи, русскими- 30,0, представителями

народностей Севера - 11,3%, других национальностей -3,3%. В г. Вилюйске якутами назвали себя 73,4% подростков, русскими - 23,5%, представителями народностей Севера - 3,1%.

В целом следует отметить, что в городских семьях традиция предпочтения подростками национальности отца поколеблена. Эта традиция наиболее сильно проявилась в семьях якутов с представителями народностей Севера, а также другими национальностями (украинцами, татарами, бурятами и другими).

В сельских поселениях по данным похозяй-ственных книг также подавляющее большинство молодёжи из смешанных семей определило себя якутами. В настоящее время выбор национальной принадлежности в национально-смешанных семьях представляет достаточно сложную проблему. Например, по наблюдениям автора (1997 г.), в селе Намцы Намского улуса в национально-смешанной семье, где муж якут, а жена русская, сын студент считает себя русским, так как плохо владеет якутским языком, а дочь пятнадцати лет считает себя якуткой, так как внешне больше похожа на отца и хорошо владеет якутским языком. Такие ситуации в национально-смешанных семьях нередки. В этой связи можно согласиться с тем, что «механизмами интериоризации (перевода из внешнего во внутренний план) установок, норм, схем поведения данной группы являются эмоционально-когнитивные и ценностные процессы этнической идентификации и межэтнической дифференциации. Это динамические адаптивные механизмы, работающие на протяжении всей жизни человека. На их основе субъект осознаёт своё место в системе внутриэтниче-ских и межэтнических отношений и усваивает способы внутригруппового и межгруппового поведения [5, с.296.]

Высокую степень проявления этнической идентичности показывают данные ответов опроса 1999 года об ощущение близости с людьми своей национальности. Среди городских якутов часто 46,7, иногда, 43,4, никогда 6,6.; среди сельских якутов 56, иногда 32,3, никогда 5,3. [3, с.60].

В целом рассмотренный материал позволяет сделать следующие выводы: на выбор национальности подростками, наряду с сохранением традиции предпочтения национальности отца, влияют антропологические различия, этническая и языковая ситуации, определённые социальные факторы. Можно утверждать, что этническое самосознание якутов остаётся на стабильном уровне. Гармоничное развитие межэтнических контактов в Якутии в советский период во многом сдерживалось ускоренной реализацией идеи «сближения и слияния социалистических наций и народностей», т.е. по сути искусственной интернационализацией. Объективно это не могло не привести, с одной стороны, к ослаблению этнического сознания, с другой - к обострению межэтнической напряжённости и конфликтам. Однако, благодаря, более чем трёхсотлетнему совместному проживанию и этнокультурному взаимодействию якутами, русскими, представителями народностей Севера выработаны приемлемые

взаимные стереотипы, позволяющие сохранять стабильные позитивные межэтнические отношения.

Увеличение числа межнациональных браков не даёт оснований для выводов об ослаблении этнического фактора в межличностных отношениях, этнической идентичности. Применение специальных методик, основанных на определении теоретической вероятности таких браков, подтверждают вывод об устойчивом сохранении эндогамии у якутов. Дети из национально-смешанных семей в большей степени относят себя к представителям коренного якутского этноса. Поэтому при росте численности этнических маргиналов, на наш взгляд, нет достаточных оснований говорить об усилении ассимиляционных процессов среди якутского этноса. Известно, что важнейшая роль в поддержании эт-ничности принадлежит культурным традициям, функционирование которых представляет собой один из механизмов, обеспечивающих устойчивость этнической культуры.

Список литературы

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоко-лов А.А. Этносоциология. Учеб. пособие для вузов.

- М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с..223).

2. Брагина Д.Г. Современные этнические процессы в Центральной Якутии. Якутск, 1985. - 88 с.

3. Брагина Д.Г. Этнические и этнокультурные процессы в Республике Саха (Якутия). Новосибирск: Наука, 2005. - 207 с.

4. Брагина Д.Г. Межнациональные браки и семьи в Республике Саха Якутия в ХХ в. Новосибирск, Наука, 2018. - 136 с.

5. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева

B.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов.

- М.: Мысль, 1996, с.382.

6. Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений // Соц.-полит.журн.-1996. -№1. -

C.29-32.

7. Тишков В.А. Очерки теории и политики эт-ничности в России. - М.,1997. -532 с.

8. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., 1969. - 437 с.

ЛИЧНЫЙ БРЕНД В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Зиновьева Н.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики, студентка 3 курса факультета информационных систем и технологий

Абрамов В.Е.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики, профессор,

доктор филологических наук кафедры ИНО

PERSONAL BRAND IN SOCIAL MEDIA

Zinovyeva N.

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Povolzkiy State University of Telecommunication and Informatics, the third-year student, Faculty of Information Systems and Technologies

Abramov V.

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Povolzkiy State University of Telecommunication and Informatics, professor, Doctor of Philology, the department offoreign languages

Аннотация

Растущая популярность презентации собственного мировоззрения через социальные сети порождает очевидную потребность описания механизма и способов её организации и поддержания на социально-информативном уровне с целью публичного потребления и обсуждения.

Abstract

The growing popularity of the presentation of one's own worldview through social networks gives rise to an obvious need to describe the mechanism and methods of organizing it and maintaining it at a socially informative level for the purpose of public consumption and discussion

Ключевые слова: социальные сети, личный бренд, механизм воздействия, личное, профессиональное.

Keywords: social networks, personal brand, mechanism of influence, personal, professional.

Читательской аудитории предлагается исследовательский материал о современном состоянии социально-сетевой, имиджевой и профессионально-ориентированной "брендификации", то

есть создании и продвижению личного бренда в социальных сетях. В настоящее время личный бренд играет значимую роль в жизни современного, особенно молодого человека, когда многие пытаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.