Научная статья на тему 'ОБ ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ'

ОБ ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
якуты / этничность / национальное самосознание / материальная культура / одежда / пища / жилище / традиционное мировоззрение / трансформация / этнокультурное развитие. / Yakuts / ethnicity / national identity / material culture / clothing / food / dwelling / traditional worldview / transformation / ethnocultural development.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Брагина Д.Г.

Возрастающая роль этничности во всём комплексе составляющих его параметров становится одним из влиятельных факторов современности. Не удивительно, что изучение национально-возрожденческих явлений становится одним из актуальных направлений гуманитарных наук, особенно в России. В период, когда общество переживает процесс необратимого восстановления национального самосознания в его фундаментальных правах, осознания общечеловеческой значимости каждой национальной культуры гуманитарные науки не могли не обратиться к всестороннему изучению этнического феномена. В данной статье показаны некоторые проявления этнических особенностей в материальной культуре якутов, коренного населения Севера России в экстремальных условиях их проживания. Интеграционные тенденции в материальной сфере культуры характеризуются широким распространением стандартизированных форм культуры. К тому же советский период был характерен трансформациями в сфере традиционной культуре. Напротив, в постсоветский период, в связи с ростом национального самосознания активизируется интерес к национальным формам бытия, наблюдается процесс возрождения элементов традиционной культуры якутов проявляющийся в одежде, пище, жилище. Современные изменения в этой сфере материальной культуры одновременно показывают влияние этнического фактора, форм его проявления в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ETHNICITY IN THE MODERN MATERIAL CULTURE OF THE YAKUTS

The growing role of ethnicity in the entire complex of its constituent parameters is becoming one of the influential factors of our time. It is not surprising that the study of national revival phenomena is becoming one of the topical areas of the humanities, especially in Russia. At a time when society is going through the process of irreversible restoration of national self-awareness in its fundamental rights, awareness of the universal human significance of each national culture, the humanities could not but turn to a comprehensive study of the ethnic phenomenon. This article shows some manifestations of ethnic characteristics in the material culture of the Yakuts, the indigenous population of the North of Russia in the extreme conditions of their residence. Integration tendencies in the material sphere of culture are characterized by a wide spread of standardized forms of culture. In addition, the Soviet period was characterized by transformations in the sphere of traditional culture. On the contrary, in the post-Soviet period, in connection with the growth of national self-awareness, interest in national forms of life is intensified, a process of revival of elements of the traditional culture of the Yakuts is observed, manifested in clothing, food, and housing. Modern changes in this sphere of material culture simultaneously show the influence of the ethnic factor, the forms of its manifestation in the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «ОБ ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ»

SOCIAL SCIENCES

ОБ ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ

Брагина Д.Г.

Академия наук Республики Саха (Якутия), главный научный сотрудник, д. ист. наук

ABOUT ETHNICITY IN THE MODERN MATERIAL CULTURE OF THE YAKUTS

Bragina D. G

Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia),

ChiefResearcher Doctor of Historical Sciences,

АННОТАЦИЯ

Возрастающая роль этничности во всём комплексе составляющих его параметров становится одним из влиятельных факторов современности. Не удивительно, что изучение национально-возрожденческих явлений становится одним из актуальных направлений гуманитарных наук, особенно в России. В период, когда общество переживает процесс необратимого восстановления национального самосознания в его фундаментальных правах, осознания общечеловеческой значимости каждой национальной культуры гуманитарные науки не могли не обратиться к всестороннему изучению этнического феномена. В данной статье показаны некоторые проявления этнических особенностей в материальной культуре якутов, коренного населения Севера России в экстремальных условиях их проживания. Интеграционные тенденции в материальной сфере культуры характеризуются широким распространением стандартизированных форм культуры. К тому же советский период был характерен трансформациями в сфере традиционной культуре. Напротив, в постсоветский период, в связи с ростом национального самосознания активизируется интерес к национальным формам бытия, наблюдается процесс возрождения элементов традиционной культуры якутов проявляющийся в одежде, пище, жилище. Современные изменения в этой сфере материальной культуры одновременно показывают влияние этнического фактора, форм его проявления в Республике Саха (Якутия).

ABSTRACT

The growing role of ethnicity in the entire complex of its constituent parameters is becoming one of the influential factors of our time. It is not surprising that the study of national revival phenomena is becoming one of the topical areas of the humanities, especially in Russia. At a time when society is going through the process of irreversible restoration of national self-awareness in its fundamental rights, awareness of the universal human significance of each national culture, the humanities could not but turn to a comprehensive study of the ethnic phenomenon. This article shows some manifestations of ethnic characteristics in the material culture of the Yakuts, the indigenous population of the North of Russia in the extreme conditions of their residence. Integration tendencies in the material sphere of culture are characterized by a wide spread of standardized forms of culture. In addition, the Soviet period was characterized by transformations in the sphere of traditional culture. On the contrary, in the post-Soviet period, in connection with the growth of national self-awareness, interest in national forms of life is intensified, a process of revival of elements of the traditional culture of the Yakuts is observed, manifested in clothing, food, and housing. Modern changes in this sphere of material culture simultaneously show the influence of the ethnic factor, the forms of its manifestation in the Republic of Sakha (Yakutia).

Ключевые слова: якуты, этничность, национальное самосознание, материальная культура, одежда, пища, жилище, традиционное мировоззрение, трансформация, этнокультурное развитие.

Keywords: Yakuts, ethnicity, national identity, material culture, clothing, food, dwelling, traditional worldview, transformation, ethnocultural development.

Актуальность изучения этнокультурных процессов, протекающих у народов России, в том и якутов, вызвано познавательной ситуацией, сложившейся в осмыслении понятия этничности как основополагающей категории этнологии [1]. Источниками для написания статьи послужили как литературные, так и полевые этнографические материалы, полученные в процессе экспедиционных и стационарных работ в улусах республики. Дополнительным источником стали материалы этносо-циологических исследований, проведённых в 1999

гг. Институтом социологии РАН и Институтом этнологии и антропологии РАН, в которых приняла участие и автор данной статьи.

Якутии, как известно, это территория сурового климата. Здесь резко континентальный климат, почти 80 % территории Якутии лежит севернее 60 ° северной широты, а 40 % — за Северным полярным кругом. Многолетняя мерзлота занимает практически всю территорию Якутии - многолетне-мерзлые породы охватывает сплошным панцирем территорию Центральной, Западной Якутии.

Бекш^ of Бигоре # 79, (2021)

50

Якуты, коренное население в течении многих поколений приобрели адаптивные возможности проживания в экстремальных условиях. Основная масса якутов проживает в республике, при этом территориями обитания якутов, преимущественно остаются сельские улусы. Природно-климатические условия и характер расселения во многом обусловили характер и особенности материальной культуры якутов.

В традиционном обществе, как известно, характер одежды во многом зависит от хозяйственной целесообразности, социального статуса. К началу ХХ в. влияние русской культуры сказалось на процессе трансформация традиционного костюма якутов, в одежду входит мода, отражающая социальный и имущественный статус владельца. Ускоренный период трансформации традиционной материальной культуры якутский этнос переживает в советский период, когда происходит разрушение традиционной преемственности. Якуты перестали одеваться в национальную одежду и постепенно утрачивают представление о ней. Элементы традиционной одежды якутов стали чаще использоваться в театральном искусстве и художественной самодеятельности. К середине ХХ в. якуты широко пользовались готовой одеждой и обувью фабричного изготовления, следуя моде тех лет. В постсоветский период в связи с активизацией национальных процессов происходит интерес населения к традиционным элементам одежды. Если ранее элементы традиционной одежды использовались чаще в сценической одежде, то теперь в праздничной и авангардной. В настоящее время широко бытуют такие виды одежды, которые в основном надевают в праздничные дни, особенно в национальный праздник Ысыах. Это платья - халадаай, безрукавки, украшенные бисером или металлическими бляшками. Широко используются женские украшения как „илин-кэлин кэбиhэр" - нагрудно - наспинное украшение из серебра или мельхиора, серьги и другие, а мужчины поверх якутских камзолов носят пояса из кожи или серебра. Что касается головных уборов, имевших в традиционной одежде большую смысловую нагрузку, то теперь такие женские шапки с пришитыми «рожками» беличьих или рысьих хвостов, отделанные бисером или орнаментом вышитым тамбурным швом применяют только в праздничных нарядах или участники художественной самодеятельности. В создании головных уборов становиться популярным искусство плетения их из конского волоса. В традиционной одежде особое значение имели различные обереги, а в настоящее время смысловое значение многих украшений, различных оберегов населением чаще забыто [6]. Климатические условия Севера способствуют тому, что из всех элементов традиционной одежды наиболее активно их использование в зимней обуви как камусы (унты, торбаза).

Таким образом, на протяжении исторического времени происходит трансформация традиционной одежды, при этом заимствуются и переосмысляются такие элементы одежды, которые связаны с устойчивыми эстетическими представлениями

якутского этноса. В настоящее время народная одежда якутов представлена одеждой, выполненной путём реконструкции, выполненных из современных материалов и методов изготовления. Якутское население стало чаще использовать в одежде стилизованный национальный стиль.

Традиционная пища якутов как органическая часть культуры отличается наибольшей консервативностью. Любовь якутов к жирной и обильной пище, отмеченная известным польским ученым -этнографом и писателем Вацлавом Серошевским и объясняемая биологической потребностью организма в высококалорийном питании, связанной с холодным климатом, сохраняется и поныне [7]. Одним из факторов изменения питания является социальный фактор. Современный образ жизни способствовал переходу с традиционного мясо - молочного питания на покупные продукты, кулинарные изделия и полуфабрикаты. Ежедневный рацион питания якутского населения практически не отличается от рациона обычной российской семьи. Тем не менее, этнические особенности продолжают проявляются в пищевых пристрастиях якутов. Они и теперь больше предпочитают мясную пищу, приготовленную без особых специй и приправ, но которую, но в отличие от прошлого употребляют в течение круглого года, в особенности любят жирное кобылье мясо. Отметим, ныне мясо жеребёнка из-за его высокой стоимости доступно не всем слоям населения, поэтому оно остаётся больше праздничной пищей.

Так как Якутия - это край озёр, то излюбленным блюдом у якутов являются озерные караси, жареные или печёные (утуллубут собо), готовящиеся по традиции с внутренностями, т.е. икрой и молоками. Сегодня карась - это один из этнических символов Якутии. Употребление карасей распространено в основном среди населения аласных (поляна) типов поселений. Напротив, в северных улусах, где проявляется этнокультурное влияние представителей народностей Севера, рыбные блюда готовятся из породы сиговых. Такой является известная строганина, представляющая собой струганую мороженую рыбу и которая сейчас является брендом Якутии.

В прошлом мучные блюда не были характерны для якутской кухни. Исключением является праздничная и ритуальная пища - саламат (саламаат), мучная каша, приготовленная на масле, продолжающаяся бытовать и сейчас. Из мучных изделий наиболее распространёнными стали оладьи, выполняющие ритуальную функцию в семейных и коллективных обрядах. Из разнообразной ранее традиционной молочной пищи, теперь одним из праздничных блюд является кумыс (кымыс). Если ранее для приготовления кумыса использовали кобылье молоко, то теперь кумыс готовят и из коровьего молоко. Традиционный кёбуёр, взбитое молоко со сливочным маслом и различными добавками также остаётся одним из распространённых блюд якутов. В настоящее время самым популярным не только среди якутов, но и лиц других национальностей остаётся традиционное дагда, или куёрчах — крем из молока и сливок, взбитый деревянным венчиком,

а заправкой служат такие ягоды как земляника, брусника, смородина. В настоящее время праздничная пища якутов, как и многих россиян разнообразна и богата, но и здесь значительное место отводится традиционным блюдам.

Таким образом, традиционная система питания показывает, что на протяжении динамического ХХ в. она изменялась, но при этом сохраняется её базовая мясо - молочная основа. Данная тенденция укрепляется и расширяется в постсоветский период и связана как с восстановлением коневодства, так и с возрожденческими процессами во всех сферах жизни.

Жилище, как известно, является важнейшим элементом в системе традиционной культуры [8, с. 3]. Отметим, что в настоящее время у якутов традиционное жилище является чаще этническим символом, а якутские архитекторы нередко используют его элементы в своих проектах. Наглядным примером тому служит архитектурный облик столицы республики, г. Якутска, столицы Республики Саха (Якутия). В начале, ХХ в. якуты повсеместно жили в юртах-балаганах, с земляным полом, маленькими окнами, а сверху утеплённых землёй. С середины ХХ века якутские сёла постепенно приобретают черты современного облика сельского поселения. В 90-е годы с возрождением традиционных форм хозяйствования якуты, проживающие в сельской местности, как и ранее, предпочитают строить летние жилища (сайылык) по окраинам аласов (поляна), вблизи мест пригодных для сенокосных угодий их скотоводческого хозяйства. В настоящее время, заимствовав у русских срубную технику постройки жилищ, якуты в сёлах живут в так называемых «пятистенках», «шестистенках». Строительство дома проходит в несколько основных этапов: закладка фундамента, завершается кладка окна, затем потолка. Эти три этапа имеют событийное значение, поэтому чаще для строителей и домочадцев устраивается угощение (малакын). По традиции при планировании дома непременно соблюдалась связь между сторонами света, временами года и четырьмя сторонами дома. По якутским поверьям дверь устраивается с восточной стороны, где проходит дорога светлых духов. Важной частью постройки является поперечное бревно-матица [2, с.84]. Ритуалы, связанные с традиционным жилищем это, прежде всего обряды, совершавшиеся при устройстве усадьбы и домашнего очага. «По обычаям якутов, построив новую юрту, необходимо было прочесть заклинание, базирующееся на представлениях о небесных и земных божествах-покровителях. В нём подчёркивалось, что юрта построена по велению главы светлых небесных божеств Айыы Тойона, который предопределил хозяину иметь детей, разводить рогатый и конный скот, создать благоденствующее скотоводческое хозяйство. Затем просили светлых духов -покровителей защищать от всякого несчастья. Значительная часть заклинания посвящалась духу-хозяину домашнего очага. Его умоляли защищать живущих в этом доме от злых духов. В заключении обращались к главе светлых божеств Айыы Тойону с просьбой: «Светлое своё дыхание ниспошли прямо на мой дом». Это исходило из поверья о том, что каждый якут связан невидимой нитью с Верхним миром, где

обитают светлые божества айыы. Пока эта связь цела, человек живёт благополучно, прервётся - человек умрёт. Иначе говоря, хозяин просил Айыы Тойона взять под охрану его жилище» [5, с.22]. И в настоящее время часть якутов проводят ряд традиционных обрядов.

Интерес якутского населения к такому традиционному жилищу как юрта-балаган усиливается с конца 80-х годов ХХ века. Такой тип дома становится популярным и среди горожан, строящих их в дачной местности в виде стилизованных балаганов. Балаганы используются и народными целителями и как помещения для приёма и лечения больных. Наибольший интерес юрты-балаганы представляют и как объекты традиционной культуры для привлечения туристов. Нередко в балаганах местные краеведы размещают краеведческие музеи, столь популярные в Якутии.

Важным дифференцирующим признаком является уже не само наличие той или иной вещи, недвижимости, как это было ранее, а её знаковый характер. Сельские же якуты, демонстрируя готовность к инновативному поведению, вместе с тем во многом остаются приверженными традиционным ценностям сельского образа жизни якутов. По данным этносоциологического опроса (1999г.) проведённого Институтом социологии РАН среди опрошенного городского якутского населения своими жилищными условиями удовлетворены 52,4 процента, сельского якутского - 54,1; среди русских -соответственно 46,6 и 52,8 процентов. Влияние культурных факторов на социально-экономическое неравенство этнических групп носит достаточно сложный характер [1].

Таким образом, в настоящее время в связи с изменившейся социально-политической ситуацией в Якутии наблюдается активный процесс возрождения элементов традиционной культуры якутов. Этническая специфика в постсоветский период в процессе возрождения национального самосознания, традиционных форм жизнедеятельности стала усиливаться и в сфере материальной культуры.

Литература

1. Брагина Д.Г. Этнические и этнокультурные процессы в Республике Саха (Якутия). - Новосибирск: Наука, 2005. - 208 с.

2. Зыков Ф.М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов. Новосибирск, Наука,1986. - 144 с.

3. Ионова О.В. Жилые и хозяйственные постройки якутов // Сибирский этнографический сборник. - Т. 1. - М. - Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. - С. 258-289.

4. Николаев С.И. Пища якутов. Якутск, 2009. -168 с.

5. Обрядовая поэзия саха (якутов). Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока, Т. 24. - Новосибирск: Наука, 2003. - 512 с.

6. Петрова С.И. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков. Якутск: Бичик, 1999. -80с.

7. Серошевский В. Якуты: Опыт этнографического исследования. - М., 1993. - 736 с.

8. Традиционное жилище народов России. Х1Х - начало ХХ в. М., Наука, 1997. 397 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.