Научная статья на тему 'Государственная национальная политика в условиях российского этнофедерализма: социологический срез (на материалах республики Саха (Якутия))'

Государственная национальная политика в условиях российского этнофедерализма: социологический срез (на материалах республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
485
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ) ОТНОШЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АРКТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ / THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / INTERNATIONAL (INTERETHNIC) RELATIONS / PUBLIC OPINION / ETHNIC IDENTITY / REPUBLICAN IDENTITY / ARCTIC IDENTITY / NATIONAL CIVIC IDENTITY / RUSSIAN NATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маклашова Елена Гавриловна, Осипова Ольга Валерьевна

В статье представлена общественная рефлексия на процессы в сфере государственной национальной политики России, происходящие в Республике Саха (Якутия). Область исследования очерчена вопросами определения общественной оценки межэтнических отношений в регионе, особенностей системы идентичностей и степени общественной поддержки идеи формирования единой российской нации. Результаты исследования свидетельствуют о наличии сложной структуры общественных отношений в Якутии, детерминированных не только этническим, но региональным и даже территориальным факторами, определившими сосуществование в рамках одного региона арктической и республиканской идентичностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE NATIONAL POLICY IN CONDITIONS OF RUSSIAN ETHNIC FEDERALISM: SOCIOLOGICAL CROSS-SECTION (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))

The article presents a public reflection on the socio-eth-nical processes in the sphere of state national policy of Russia, taking place in the Republic of Sakha (Yakutia). The area of study includes determining of public assessment of interethnic relations in the region, specifics of the identity system and the extent of public support of the idea of a united Russian nation formation. The results of this research indicate the presence of a complex structure of social relations in Yakutia, which are determined by not only ethnic, but also regional and even territorial factors, which enable coexistence of Arctic and republican identities within a single region.

Текст научной работы на тему «Государственная национальная политика в условиях российского этнофедерализма: социологический срез (на материалах республики Саха (Якутия))»

УДК 323.1:316.4(571.56) Маклашова Елена Гавриловна

кандидат политических наук,

научный сотрудник сектора этносоциологии

Института гуманитарных исследований и проблем

малочисленных народов Севера

Сибирского отделения Российской академии наук

Осипова Ольга Валерьевна

кандидат политических наук,

научный сотрудник сектора этносоциологии

Института гуманитарных исследований и проблем

малочисленных народов Севера

Сибирского отделения Российской академии наук

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ЭТНОФЕДЕРАЛИЗМА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СРЕЗ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Аннотация:

В статье представлена общественная рефлексия на процессы в сфере государственной национальной политики России, происходящие в Республике Саха (Якутия). Область исследования очерчена вопросами определения общественной оценки межэтнических отношений в регионе, особенностей системы идентичностей и степени общественной поддержки идеи формирования единой российской нации. Результаты исследования свидетельствуют о наличии сложной структуры общественных отношений в Якутии, детерминированных не только этническим, но региональным и даже территориальным факторами, определившими сосуществование в рамках одного региона арктической и республиканской идентичностей.

Ключевые слова:

общественное мнение, Республика Саха (Якутия), межнациональные (межэтнические) отношения, этническая идентичность, республиканская идентичность, арктическая идентичность, национально-гражданская идентичность, российская нация.

Maklashova Elena Gavrilovna

PhD in Political Science, Research Associate, Ethnic Sociology Sector, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences

Osipova Olga Valerievna

PhD in Political Science, Research Associate, Ethnic Sociology Sector, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences

STATE NATIONAL POLICY IN CONDITIONS OF RUSSIAN ETHNIC FEDERALISM: SOCIOLOGICAL CROSS-SECTION (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))

Summary:

The article presents a public reflection on the socio-eth-nical processes in the sphere of state national policy of Russia, taking place in the Republic of Sakha (Yakutia). The area of study includes determining of public assessment of interethnic relations in the region, specifics of the identity system and the extent of public support of the idea of a united Russian nation formation. The results of this research indicate the presence of a complex structure of social relations in Yakutia, which are determined by not only ethnic, but also regional and even territorial factors, which enable coexistence of Arctic and republican identities within a single region.

Keywords:

public opinion, the Republic of Sakha (Yakutia), international (interethnic) relations, ethnic identity, republican identity, Arctic identity, national civic identity, Russian nation.

В Российской Федерации в силу различных факторов, прежде всего исторических, сложился конструкт управления, определяемый зарубежными исследователями как этнофедера-лизм. Причем многие из аналитиков рассматривают этнофедерализм как наиболее конфликтный путь развития. Принятая новая Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2020 г. устанавливает бинарный механизм развития этнокультурного поля страны: формирование единой российской нации и сохранение, и поддержку полиэтничности и поликультурности страны [1; 2; 3; 4; 5].

Важным механизмом оценки реализации государственной национальной политики остается мониторинг социального самочувствия населения. Данная статья призвана оценить региональную ситуацию в области реализации национальной политики на примере Республики Саха (Якутия).

При наличии основных установленных направлений деятельности в сфере государственной национальной политики регионы все-таки вправе самостоятельно дорабатывать и корректировать ее. В Республике Саха (Якутия) новая Концепция государственной национальной политики принята в 2013 г.

Якутия - весьма колоритный объект для изучения этнических трендов и вопросов нацие-строительства. Как национальный, полиэтничный и поликультурный субъект РФ с обширными географическими границами республика имеет сложное сегментирование системы администрирования и социально-культурного пространства [6; 7; 8; 9; 10]. В результате можно говорить о наличии в одном регионе трех культурно-социальных и управленческих зон, районов: 1) Якутская Арктика - часть уникальной циркумполярной цивилизации; 2) Южная Якутия - промышленный сегмент; 3) Центральная Якутия, включающая столицу республики и большую часть ее сельскохозяйственных районов.

В данной работе акцентируем внимание на социологическом срезе реализации национальной политики РФ в условиях национального субъекта России по таким интересующим нас проблемным вопросам, как уровень межнациональных (межэтнических) отношений в регионе, особенности соотношения в системе идентичностей («национально-гражданская - региональная -территориальная - этническая») и степень общественной поддержки идеи формирования единой российской нации, используя в анализе вышеуказанную особенность. Решение этих задач базируется на материалах социологических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН за 2004-2005 гг. и 2013 г., позволяющих определить как динамику изменения общественного мнения, так и зональные (районные) особенности восприятия этносоциальных процессов в Якутии. Выборки половозрастные, репрезентативные. Характеристики респондентов получены на основе самоидентификации (см. табл. 1).

Таблица 1 - Характеристики выборок, %

Социологическое исследование (период) «Проблемы безопасности Республики Саха (Якутия)» (2005) «Этносоциальные процессы в Республике Саха (Якутия)» (2013)

Зона, районы / Характеристика г. Якутск Арктика (Анабарский, Усть-Янский, Аллаиховский районы) Южная Якутия (гг. Нерюнгри, Олекминск) Центральная Якутия (г. Якутск)

Пол:

мужской женский 46.5 53.5 46.7 52.4 45.6 53.9 47.0 53.0

Возраст: 18-22 17.0 12.8 12.0 16.3

23-34 29.0 28.4 25.4 32.3

35-44 21.0 22.8 17.9 17.6

45-54 18.3 18.8 22.5 16.9

55-64 9.3 11.6 15.4 10.5

65 и старше 5.5 5.6 6.8 6.4

Национальность:

русский саха 40.8 50.8 15.9 49.1 59.5 22.3 16.9 76.1

КМНС* 3.0 27.8 6.4 2.7

«другая»** 5.5 4.4 10.1 0.7

«смешанной»*** не фиксировалась 2.8 1.7 2.8

Образование:

неполное среднее среднее 3.0 16.2 7.1 17.6 1.7 13.0 1.0 3.4

среднее специальное неполное высшее 22.3 13.8 31.1 9.6 30.1 17.6 17.3 15.9

высшее 44.5 34.6 37.6 62.4

Социальный слой:

очень бедные бедные не фиксировался 22.5 3.6 11.5 0.9 21.3 4.6 20.0

ниже среднего средний слой 25.0 46.0 23.3 33.8 27.7 32.6 28.8 24.9

выше среднего богатые выше среднего и богатые - 5.1 15.4 12.5 13.3 4.3 12.2 8.8

Общее количество человек 400 321 351 296

* Здесь и далее в тексте КМНС - коренные малочисленные народы Севера. ** Здесь и далее в тексте «другие» - представители других этнических групп.

*** Здесь и далее в тексте «смешанной» - респонденты, идентифицировавшие себя как имеющие

смешанную национальность.

Межнациональные (межэтнические) отношения. Этнический срез оценок межнациональных отношений, рассматриваемых через призму таких коммуникативных пространств, как коллектив, населенный пункт - место проживания респондента, в целом Якутия и в целом Россия, показывает, что ситуация в сфере межэтнических отношений стабильна и носит позитивный характер (см. табл. 2 и 3).

Прослеживая динамику изменения мнений в г. Якутске, можно сделать вывод о росте взаимопонимания и положительных тенденций в сфере межэтнической коммуникации (табл. 2). Акцентуация на мнение населения респондентов г. Якутска обусловлена культурной, политико-административной, социально-коммуникативной нагрузкой столицы республики, где проживают 30 % всего населения Якутии.

Таблица 2 - Динамика изменения оценки состояния межэтнических отношений (в % от опрошенных в г. Якутске по каждой этнической группе)_

Национальность/ Оценка состояния Русские Якуты КМНС Другие Смешанной

Период 2005 | 2013 2005 | 2013 2005 | 2013 2005 | 2013 2005 | 2013

В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Благоприятное 52.2 52.2 45.3 50.5 41.7 50.0 54.5 - - 37.5

Стабильное 31.3 37.0 41.7 42.8 41.7 37.5 36.4 50.0 - 50.0

Напряженное 4.9 - 8.3 1.4 8.3 12.5 - 50.0 - -

Критическое - - - - - - - - - -

В г. ЯКУТСКЕ

Благоприятное 12.9 39.1 12.8 33.5 16.7 62.5 18.2 - - 25.0

Стабильное 50.5 52.2 63.1 57.3 58.3 37.5 45.5 50.0 - 50.0

Напряженное 22.7 2.2 15.8 6.8 8.3 - 27.3 50.0 - 12.5

Критическое 2.5 - 2.0 - - - - - - -

В ЯКУТИИ

Благоприятное 9.2 32.6 4.9 27.8 - 62.5 13.6 - - 12.5

Стабильное 36.8 50.0 57.6 53.1 50.0 25.0 40.9 50.0 - 50.0

Напряженное 31.9 15.2 24.1 13.9 41.7 - 31.8 50.0 - 25.0

Критическое 4.9 - 2.0 1.4 8.3 - 4.5 - - -

В РОССИИ

Благоприятное 6.7 4.3 1.0 3.9 - 12.5 13.6 - - 12.5

Стабильное 20.9 34.8 9.4 31.6 8.3 25.0 27.3 - - 37.5

Напряженное 38.7 41.3 51.2 44.7 41.7 25.0 31.8 50.0 - 25.0

Критическое 11.0 2.2 20.7 4.9 8.3 12.5 9.1 50.0 - 12.5

Снизились показатели критичности ситуации при оценке состояния межэтнических отношений в целом в Якутии и России. Заметен рост чувства доверия в коммуникативном пространстве республики у русского населения. В то же время у представителей русской, якутской и других национальностей сохраняется чувство тревожности относительно межэтнической ситуации в России. Несколько иного мнения придерживаются представители КМНС, которые высказали свою настороженность в сфере межэтнического взаимодействия в повседневной практике (в трудовом коллективе и в целом г. Якутке) на фоне тенденции позитивной оценки состояния межэтнических отношений в более удаленных коммуникативных пространствах - в целом в Якутии и в России.

Сравнение оценок межэтнических отношений по трем зонам, районам Якутии показывает наличие разных позиций у их жителей (табл. 3).

Таблица 3 - Территориальное сравнение положительных и отрицательных оценок состояния межэтнических отношений (в % от опрошенных по каждой национальной группе)

Районы Коммуникативное пространство Коллектив Пункт проживания Якутия Россия

Оценка / Национальность + - + - + - + -

Арктика Русские 85.8 10.2 77.5 14.0 55.1 30.6 54.0 24.0

Якуты 91.9 4.0 83.6 11.8 60.9 25,1 33.6 47.7

КМНС 88.6 4.5 80.9 14.6 65.1 16.3 36.0 33.7

Другие 54.6 27.3 66.7 33.4 50.0 33.4 41.7 50.0

Смешанной 100.0 - 100.0 - 33.3 66.7 22.2 66.7

Южная Русские 85.7 7.4 78.0 14.7 53.2 27.1 54.0 26.8

Якуты 89.6 2.6 81.8 9.1 72.7 14.3 59.2 23.7

КМНС 71.4 4.8 85.7 - 66.6 9.5 47.6 23.8

Другие 88.2 - 80.0 5.7 65.7 14,3 48.6 37.1

Смешанной 66.7 16.7 83.4 16.7 83.3 - 66.6 16.7

Продолжение таблицы 3

Центральная (г. Якутск) Русские 89.2 - 91.3 2.2 82.6 15.2 39.1 43.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Якуты 93.3 1.4 90.8 6.8 80.9 15.3 35.5 49.6

КМНС 87.5 12.5 100.0 - 87.5 - 37.5 37.5

Другие 50.0 50.0 50.0 50.0 50.0 50.0 - 50.0

Смешанной 87,5 - 75.0 12.5 62.5 25.0 50.0 37.5

Как видно из таблицы 3, позитивная зона оценки межэтнических отношений имеет существенное преобладание во всех обследуемых районах Якутии. В то же время обнаружены следующие зональные различия:

- в восприятии коммуникативного пространства Якутии жители Центра испытывают более высокий положительный эмоциональный настрой, нежели жители Арктики и Юга республики;

- в восприятии коммуникативного пространства России жители Юга высказывают наиболее позитивные оценки, нежели респонденты из Центра;

- в оценке коммуникативных пространств у жителей Арктики наблюдается зависимость от социальной дистанции, в результате с увеличением социальной дистанции в коммуникативном пространстве снижается частота положительной оценки межнациональных отношений.

Можно заключить, что проводимая политика республиканской власти в области сохранения гармонии между народами, проживающими на территории Якутии, характеризуется в целом положительной динамикой и некоторыми успехами.

Система идентичностей. Важным направлением государственной национальной политики РФ является поддержка множественной, взаимодополняющей системы идентичностей в балансе этнического многообразия и национально-гражданского единства.

Респондентам был задан вопрос «Насколько важно осознавать себя: ...» с вариантами ответов, которые структурированы в следующую систему идентичностей: «этническая (представитель своего этноса) - региональная, республиканская (житель РС(Я)) - территориальная северная, арктическая (представитель Севера, Арктики) - национально-гражданская (гражданин России, россиянин)» посредством эмоциональной градации «очень важно», «важно», «не важно».

Остановимся на отражении особенностей системы идентичностей через анализ эмоциональной оценки высокой степени «очень важно» как отражающей квинтэссенцию характеристик респондентов. Результаты свидетельствуют, что в рамках одной республики система идентичностей сообществ и индивидуумов существенно зависит от места их проживания, детерминированного социально-экономическими, географическими, логистическими, этнокультурными факторами (см. рис. 1). Определено большое значение арктической идентичности у жителей Арктики (особенно представителей русской национальности и КМНС), которая находится в «конкуренции» (по всей видимости, позитивной и не отрицающей) с национально-гражданской идентичностью. Для представителей Центральной Якутии очень важное значение имеет этническая идентичность, а затем республиканская, причем этническую идентичность чаще всего ощущают якуты и «другие», а республиканскую - КМНС. Респонденты Южной Якутии определили важное значение национально-гражданской и этнической идентичностей.

Результаты исследования показывают, в республике наблюдается дрейф в системе идентичностей, что отражает плюрипотентность социума, его гибкость. Тем не менее вопрос о противоречивости сегментированных систем остается открытым. Хотя «этническая территория» считается необходимым условием для воспроизводства больших и малых народов и полноценного развития «чело-века-этнофора» [11].

О российской нации. Особые усилия в национальной политике РФ прилагаются для упрочения стабильности в многонациональном, многоконфессиональном обществе путем формирования некой единой, скреповой формы в виде «российскости», воплощенной в конструкт «единой российской нации».

Данные диаграммы, представленные на рисунке 2, показывают, что большая часть населения не готова принять и войти в состав «российской нации», в том числе представители русской национальности.

Думается, что основным опасением является потеря своей этнической идентичности, растворение в едином названии «российская нация», что гипотетически возможно при проведении политики гегемонии при формировании системы идентичностей в России. Тем не менее отметим, что наименее категоричными в этом вопросе оказались жители Арктики, а достаточно сильный протест выразили представители Южной Якутии.

Заключение. Согласно результатам исследования думается, что Стратегия государственной национальной политики РФ и, соответственно, проводимая государственными органами работа по ее реализации вполне адекватно отражают концептуальные положения ведущих ученых России В.А. Тишкова и Л.М. Дробижевой о приоритетности политики множественности, взаимодополняемости. Полагаем, что существующий подход к развитию этнического и культурного многообразия позволяет сохранить уникальный вид этничности, сочетающий в себе примордиаль-ные значения этноса и конструктивистские подходы в формировании и строительстве как этнического, так и национально-гражданского самосознания. Осознание механизмов этничности и сценариев ее дрейфа полезно для избавления от «этностраха», предупреждения негативной идентичности, оптимизации и развития ресурсов многокультурности [12]. Главное «не культура-лизировать социальную проблематику, не переводить в план культуры и морали проблемы, которые лежат в социальной плоскости» [1 3].

Результаты социологического исследования свидетельствуют о существовании в Якутии специфической практики сложной структуры общественных отношений, детерминированных не только этническим фактором, но и региональным и даже территориальным. Исследование показало наличие взаимодополняющих, а возможно, и взаимоисключающих республиканской и арктической иден-тичностей, которые составляют конкуренцию (позитивную и не отрицающую) национально-гражданской идентичности. В целом современные социальные установки населения Якутии выражаются в:

- позитивном межнациональном взаимодействии;

- сложной, сегментированной, ментальной системе идентичностей;

- наличии регионализма, «выступающего близкой "одновременно пространственно-географической, исторической и культурной" идентичностью» [14];

- существенном значении «российскости» на фоне отрицания идеи единой российской нации.

Ссылки:

1. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Методологические основания разработки Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Публичное и частное право. 2014. № 1. С. 7-17.

2. Дробижева Л.М. К вопросу о Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 2 (21). С. 25-30.

3. Зорин В.Ю. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: традиционность и новые подходы к укреплению единства многонационального народа России (российской нации) // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 2 (21). С. 36-51.

4. Яхьяев М.Я. Стратегия государственной национальной политики России: проблемы и перспективы реализации // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления единства. Краснодар, 2015. С. 122-129.

5. Маклашова Е.Г. Изменение целей и задач национальной политики России // Регионология. 2013. № 3 (84). С. 3-11.

6. Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия): Потенциал, тенденции, перспективы. Новосибирск, 2000.

7. Винокурова У.А. Сказ о народе Саха. Якутск, 1994.

8. Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия): Ретроспектива этнополитической истории. Новосибирск, 1999.

9. Осипова О.В., Маклашова Е.Г. Идентичности молодежи Арктики // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 139-144.

10. Астахова И.С. Арктическое пространство Якутии: взаимодействие этносов (1980-1990-е гг.) [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhur-nala/2015/11/history/astakhova.pdf (дата обращения: 25.06.2015).

11. Филиппова Е. «Этническая» или «региональная» идентичность? [Электронный ресурс] // Экспертная сеть по исследованию идентичности. URL: http://identityworld.ru/load/kategorii/stati/filippova_e_i_ehtnicheskaja_ili_regionalnaja_iden-tichnost/2-1 -0-232 (дата обращения: 25.06.2015).

12. Головнев А.В. Дрейф этничности [Электронный ресурс] // Этнографическое бюро. URL: http://ethnobs.ru/li-brary/237/_aview_b19643 (дата обращения: 25.06.2015).

13. Малахов В.С. Гражданин не имеет свойств [Электронный ресурс] // Вести ФМ. URL: http://radiovesti.ru/epi-sode/show/episode_id/18103 (дата обращения: 25.06.2015).

14. Филиппова Е. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.