Научная статья на тему 'Об экономическом вкладе профильных высших учебных заведений в развитие монофункциональных городов'

Об экономическом вкладе профильных высших учебных заведений в развитие монофункциональных городов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER EDUCATION / UNIVERSITIES / INSTITUTIONS / MONOFUNCTIONAL CITIES / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макагонов Павел Петрович, Фигероа Алехандро Руис, Еспиноса Селия Рейес

В статье рассматриваются социальный, культурный и экономический вклады в жизнь малых городов размещенных в них университетов. С помощью анкетирования проведена оценка прямого и косвенного вкладов студентов двух университетов Системы государственных университетов в штате Оахака (Мексика) SUNEO (Sistema de Universidades Estatales de Oaxaca): Технологического Университета Микстеки (UTM La Universidad Tecnologica de la Mixteca) и Университета региона Коста (UNCOS la Universidad de la Costa) в жизнь двух городов: Huajuapan de Leon и Pinotepa Nacional, в которых расположены эти университеты. Полученные результаты позволяют рекомендовать к использованию методики по выработке стратегии создания системы университетов в моногородах России. Рассмотрены случаи создания вузов в малых и средних городах России, а также факторы, содействующие и препятствующие подобной диверсификации экономики моногородов в современных условиях применения в образовании цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об экономическом вкладе профильных высших учебных заведений в развитие монофункциональных городов»

П. П. Макагонов, Алехандро Руис Фигероа, Селия Рейес Еспиноса

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВКЛАДЕ ПРОФИЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИЕ МОНОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГОРОДОВ

В статье рассматриваются социальный, культурный и экономический вклады в жизнь малых городов размещенных в них университетов. С помощью анкетирования проведена оценка прямого и косвенного вкладов студентов двух университетов Системы государственных университетов в штате Оахака (Мексика) - SUNEO (Sistema de Universidades Estatales de Oaxaca): Технологического Университета Микстеки (UTM - La Universidad Tecnológica de la Mixteca) и Университета региона Коста (UNCOS - la Universidad de la Costa) в жизнь двух городов: Huajuapan de Leon и Pinotepa Nacional, в которых расположены эти университеты. Полученные результаты позволяют рекомендовать к использованию методики по выработке стратегии создания системы университетов в моногородах России. Рассмотрены случаи создания вузов в малых и средних городах России, а также факторы, содействующие и препятствующие подобной диверсификации экономики моногородов в современных условиях применения в образовании цифровых технологий.

Настоящая работа предпринята в связи с задачей оценки вклада системы университетов штата Оахака (Мексика) в развитие штата и его регионов. Этот южный штат Мексики отличается низким уровнем занятости, низким уровнем образования населения. Коэффициент Джини для распределения доходов превышает 41%, что говорит об уровне социального неравенства, вызывающего во многих странах и регионах протестные настроения.

Система государственных университетов в штате Оахака - SUNEO - создавалась «в целях приближения к социальным и экономическим потребностям регионов» [1]. Эта система состоит из 10 университетов и 15 кампусов, расположенных в пределах штата в малых городах. Одной из целей ее базирования в малых городах было создание более благоприятных возможностей для получения образования, а также повышение общего культурного уровня населения. Низкий культурный уровень населения в сочетании с безработицей вызвал в свое время массовую эмиграцию. Например, из региона Микстека (северо-западная часть штата Оахака) в США эмигрировали более 440 тыс. чел., а проживает в регионе около 550 тыс. чел.

Для анализа социального, культурного и экономического вклада студентов системы государственных университетов SUNEO в жизнь малых городов штата Оахака была использована методика, включающая два последовательных шага: анкетирование студентов университетов системы СУНЕО, расположенных в малых городах, и обсуждение выявленных проблем локальным сообществом на интернет-форуме одного из университетов в поисках ответов на эти проблемы с использованием метода краудсорсинга.

Помимо вклада студентов, разумеется, университеты выполняют исследовательские работы, поддерживают научные и образовательные связи подразделений университета с местным бизнесом и общественностью. Эти работы регулярно освещаются в отчетах, публикациях и даже в совместных документах руководства университетов и местной администрации, тогда как количественная оценка вклада студентов в этой системе не рассматривается. Поэтому для малых городов требуется разработка методики такой оценки.

Имеются методы расчета эффекта присутствия студентов в США, Великобритании, Австралии и Канаде, где университеты расположены, главным образом, в крупных городах: экономический вклад студентов оценивается как их расходы на жизнеобеспечение. В оценку вклада включаются расходы родственников, наве-

щающих студентов из других городов - мест проживания их до поступления в университет - и исключаются расходы студентов, уезжающих на время каникул из города, в котором базируется университет.

Публикации университетов в этих странах показывают, что главной их миссией считается распространение знаний.

В работе [2] декларируется, что разработанная методология позволяет измерить три типа эффектов, влияющих на мотивацию создания новых рабочих мест : прямой вклад, косвенный вклад и вклад, индуцированный присутствием студенческой университетской среды в этих городах. Однако алгоритм или метод вычисления этого параметра, как и суть методов оценки, не публикуется.

В действительности для использования моделей «затраты-выпуск» требуются знания об особенностях производственной деятельности и всех производственных связей в регионе. Если у исследователя нет доступа к таким данным (а они существуют), то единственная возможность для проведения исследования состоит в принятии упрощенной модели, т.е. одно- или двухшаговой модели «затраты-выпуск» для учета последствий экономической деятельности, в которой студенты выступают в качестве потребителей товаров и услуг. Второй шаг, согласно методике, состоит в учете персонала, обслуживающего студентов. Для экономики малых городов двухшаговая модель представляется вполне достаточной. Индуцированный вклад на этом этапе может быть исследован в основном на качественном уровне.

Актуальность проблемы для России. Данная методика может оказаться полезной и для решения проблемы выживания малых и средних монофункциональных городов России. В некоторых случаях проблема выхода из кризиса для малых городов может быть решена путем диверсификации с открытием вузов, если в градообразующей функции города присутствует научная составляющая. Этому должно способствовать использование кадрового потенциала сотрудников высокой квалификации, работающих на базовую функцию города.

Есть основание считать, что с ростом популярности идей цифровой трансформации образования с переходом на дистанционное on-line обучение потребность в учебных помещениях может оказаться неактуальной. Действительно, переход на дистанционное обучение снимает вопросы размещения студентов в городе на постоянной основе. Поэтому привлекательной стороной создания вуза в монофункциональном городе может оказаться не вклад студентов в экономику города, а использование вуза для подготовки новых кадров с учетом потребностей базовых производств города и для мотивации высококвалифицированных кадров закрепиться в городе и получить дополнительный заработок в вузе.

Обучение студентов в вузе, расположенном в своем городе, не привнесет новых средств в этот город, но проживание студента в своей семье менее затратно для семьи и не приведет к выводу средств из города в другой город, в который мог бы уехать студент: платить за проживание и многие услуги экономнее, находясь в своем доме, в своей семье. Экономия средств семьи на весь период учебы не вызывает эффекта упущенной выгоды. При этом вовлечение местной молодежи в учебный процесс снижает напряжение в потребности новых рабочих мест для ее трудоустройства, а образование вуза в городе генерирует новые рабочие места.

Опыт создания вузов в малых и средних городах. Известные случаи создания новых университетов в малых и средних городах являются, как правило, результатом активности энтузиастов или вынужденной мерой, связанной с проблемой по-

* Induced full-time equivalent (FTE) job [3].

тери базовой градообразующей функции, с потерей рабочих мест и с поиском выхода из положения путем диверсификации производства. Ниже приведены три положительных примера по наблюдениям одного из авторов.

Камышинский технологический институт.

В 1990-е годы ситуация с потерей базовой функции возникла в городе Камышине. В тот период прекратилось снабжение сырьем из Центральной Азии прядильно-ткацкой фабрики (до 1990-х годов крупнейшего предприятия в Европе), а другого крупного производства какое-то время не было. В 1993 г. руководство города при поддержке местного сообщества создало высшее учебное заведение (Муниципальный институт), которое в настоящее время является Камышинским технологическим институтом (КТИ). С 1997 г. институт подготовил около 1800 бакалавров и 1200 специалистов. Наряду с этим вузом в Камышине действуют еще три филиала вузов: Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета (Среднетехнический факультет); филиал Волгоградского институтса бизнеса; филиал Современной гуманитарной академии. В настоящее время население Камышина составляет 120 тыс. чел. (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г.). КТИ готовит специалистов и для своих базовых предприятий, в том числе, для восстановленной прядильно-ткацкой фабрики.

Южно-Иллинойский Университет. В городе Карбондейл (Carbondale Illinois) в южном Иллинойсе США, в бывшем городе угольщиков после закрытия шахт возник университет (Southern Illinois University), в котором обучается 21 тыс. студентов при численности населения города (без студентов) около 26 тыс. чел. Градообразующую функцию, помимо университета, выполняет также комплекс крупных магазинов на пересечении меридиональной и широтной автострад и железной дороги.

Центрально-Европейский Университет. Более необычным выглядит случай создания Центрально-Европейского университета в городе Скалица в Словакии (University of Central Europe in Skalica), расположенном на расстоянии более 80 км от университетских городов Брно в Чехии и Братиславы в Словакии. По европейским понятиям, это «глубинка». В Скалице в 2000-е годы при населении 16 тыс. чел. открыт университет, в котором обучается 1500 студентов.

Приведенные примеры отражают нетипичные ситуации для стран с развитой системой высшего образования. В той или иной степени они связаны с инициативой местных сообществ. В массе своей университеты базируются в крупных городах. В отличие от них упомянутая выше система университетов Оахаки - SUNEO -это проект, изначально выполняемый по плану как федеральная программа центральной власти Мексики.

Трудности создания вузов в малых и средних городах России. Разумеется, не все малые и средние города имеют хорошие исходные условия для создания вузов, а те, в которых такие предпосылки имеются, не всегда используют их в полной мере. Так, в городе Пущино, имеющем статус наукограда, население около 21 тыс. чел., расположены девять научно-исследовательских институтов и обсерватория РАН. При этом в сфере высшего образования фактически функционирует один Пущинский государственный естественно-научный институт (ПущГЕНИ, или ПущГУ), а Пущинский филиал МГУ был закрыт по причине неэффективности ( на его базе в 2013 г. создан биотехнологический факультет МГУ). ПущГУ является одним из малых университетов России, предельная численность одновременно обучающихся в университете - 237 чел. Образовательный процесс в ПущГУ обеспечивают 114 чел. Из них 95% имеют ученые степени и звания. С 1995 г. ПущГУ подготовил около 600 магистров и 250 аспирантов, из которых более 60% продолжают работу в институтах РАН [4].

Приведем пример Свердловской области. Здесь имеются свидетельства трудностей для диверсификации экономики моногородов путем развития малого и среднего бизнеса (см. [5; 6]). Объективные причины этих трудностей кроются в нарушении гармоничного развития системы поселений, в которую входило много моногородов. Из данных, приведенных в работах [7; 8], следует, что в Свердловской области в постсоветское время, особенно с 2003 г., происходит перевод поселков городского типа в сельские населенные пункты, в том числе в пригородах крупных городов и в тех регионах, где присутствуют агломерации.

На рисунке [7] показано ранговое распределение населения в городах и поселках городского типа Свердловской области в 1979, в 2002 и 2015 гг. Данные представлены в билогарифмической шкале.

^(РориЫ:юп)

Рисунок. Распределение городского населения в Свердловской области в 1979 (-Д-), 2002 (-О-) и 2015 (-□-) годах

В таблице даны линейная и полиномиальная аппроксимации распределений для указанных лет и показатели отклонения аппроксимирующих линий от фактического распределения (коэффициенты детерминации Я2). Из графиков и по отклонениям величины Я2 от единицы видно, что в постсоветский период под действием административных реформ ранее сформировавшееся распределение все более отклоняется от линейного (т.е. от распределения Ципфа) в связи с нарушением устойчивого состояния прежде (в 1979 г.) зрелой самоорганизованной системы. Для 2015 г. линейная аппроксимация на билогарифмической шкале имеет сравнительно низкое значение Я2.

Таблица

Аппроксимация распределений городского населения Свердловской области*

Год Аппроксимирующий полином Коэффициент детерминации Я2

1979 у = -0,9204х + 19,885 0,953

2002 у = -0,0098x4 + 0,0947x3 - 0,1839x2 - 1,3272х + 20,096 0,970

2002 у = -1,4753 х + 21,418 0,889

2015 у = -0,0783x4 + 0,2233x3 + 0,9649x2 - 4,3135х + 20,422 0,981

2015 у = -1,6096х + 19,896 0,843

* Расчеты авторов.

Приведенные данные подтверждают, что моногородам Свердловской области присущи малая численность жителей, высокая смертность, большой миграционный отток и относительно невысокий уровень доходов [9]. Однако в качестве способа диверсификации экономической базы моногородов в [9] предлагаются только программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на их территориях.

Основные элементы методики анализа вклада студентов в развитие малых университетских городов SUNEO. С помощью анкетирования была проведена оценка прямого и косвенного вкладов студентов Технологического Университета Микстеки (UTM) и Университета региона Коста (UNCOS) в жизнь двух городов, в которых расположены эти университеты: Huajuapan de Leon и Pinotepa Nacional, а также вклад, индуцированный присутствием студенческой университетской среды в этих городах.

Вопросы, включенные в анкеты, выявили некоторые важные проблемы студентов, обучающихся в системе университетов SUNEO. Эти проблемы обсуждались в интернете на форуме, открытом группой преподавателей UTM для широких кругов общественности города Huajuapan de Leon и региона Микстека. В частности на Форуме прошло детальное обсуждение мнений жителей региона о последствиях миграции выпускников университетов за пределы региона, в котором они прошли подготовку.

Выбор респондентов для анкетирования проводился с учетом требований к репрезентативности выборки. Опрос 2012 г. в UTM проводился с учетом пропорционального представительства студентов разных курсов и специальностей. После опроса выяснилось, что по гендерному признаку и по соотношению местных жителей и приезжих студентов репрезентативность также была выдержана. Но после анализа анкет выяснилось также, что различием по указанным признакам можно пренебречь. Основные, но небольшие различия были между структурой бытовых расходов по гендерному признаку и по размерам расходов студентов старших и младших курсов (на транспортные средства, вычислительную технику). Главное отличие проявилось в том, что студенты технических специальностей тратят больше на гаджеты и вычислительную технику, чем студенты социально-экономических специальностей. Но эти дополнительные расходы слабо связаны с экономикой города. Поэтому опрос в UTM в 2016 г. проводился уже без учета этих признаков. Опрос в UNCOS проходил в момент открытия университета в 2014 г. и охватил практически всех студентов первого набора.

Экономический блок вопросов анкеты позволил оценить следующие показатели:

- Частоту посещения и средние затраты в ресторанах, маленьких магазинах и в местах развлечений.

- Расходы за определенный период времени на продукты питания, одежду, обувь, предметы быта и т. п.

- Расходы на аренду жилья и коммунальные услуги студента или его семьи (доля, приходящаяся на студента).

- Расходы на местный и региональный транспорт (затраты на поездки между местом проживания и университетом, между родительским домом и университетским городом и степень регулярности поездок).

- Данные о приработке (должность, род занятий).

На основании экономического блока анкетных данных можно оценить количественно прямой вклад в экономику города на основе расходов студентов и навещающих их членов их семей.

Было подсчитано, что в среднем ежедневные расходы студента составляют в Huajuapan de Leo^ 126,5 песо при стандартном отклонении 61,9 песо, т.е. для 71% всех студентов - в пределах от 64,61 до 188,39 песо. В Pinotepa Nacional расходы составили 121,16 песо. (Курс мексиканского песо к доллару менялся с 2012 г. от 12 до 15 песо за 1 долл.) Отсюда легко оценить финансовые потоки, идущие в город, при знании общего числа студентов каждого университета. Оценки проводились с учетом отсутствия приезжих студентов во время каникул.

Для сравнения укажем, что каждый студент университета Tarleton [10] в день тратит около 33 долл., в то время как студенты юга Мексики тратят около 10 долл. в день. Приняв, что средний заработок в Мексике (см. [11]) составляет около 1000 долл./мес. а на юге страны уровень заработной платы обычно меньше, легко

видеть, что содержание студента в другом городе с платным обучением под силу только семьям со средним достатком не ниже 300 долл. на одного члена семьи.

Студенты университета Delaware [12] тратят в своем городе 77% средств, тогда как нормальной считается ситуация, когда жители города тратят в пределах города около 67% заработка. Поэтому можем считать, что каждодневные расходы студентов (которые дают вклад только в локальную экономику малого города и окружающей его территории) составляют не менее 67% всех их расходов. Значит, не менее трети расходов студентов являются вкладом в экономику на уровне, выше локального, а общие расходы студентов выше текущих (каждодневных) на эту величину. Какое-то представление о расходах, составляющих вклад в развитие территорий, вне муниципальной, можно составить из ответов на вопросы анкеты о наличии у студентов компьютеров и других дорогостоящих гаджетов и личных транспортных средств. Большинство промышленных изделий, покупаемых студентами, относятся к расходам внегородского производства, а продукты сельского хозяйства покупаются на рынке без предварительной их переработки местными аг-роиндустриальными предприятиями (кроме тех, которые оплачиваются студентами в системе общественного питания). Материалы, которые содержатся в анкетах о достатке студентов, здесь подробно не анализируются.

Косвенный вклад студентов относится к созданию новых рабочих мест, внутригородских расходов людей, занявших эти места, к продаже товаров и услуг этим людям. Например, сюда относятся продажа бензина таксистам или аренда грузового транспорта для доставки сельскохозяйственных продуктов на рынки города. Остальными видами косвенного вклада в индустриальный сектор экономики, в котором должны использоваться технологии с многократным переделом, в малых городах штата Оахака можно пренебречь.

В качестве косвенного вклада студентов следует рассматривать также вклад преподавательского, административного и служебного персонала в рост числа рабочих мест в сфере услуг города.

Следует учесть, что в рамках SUNEO создаются не только университеты: система содействует созданию учебных центров (гимназий) для подготовки абитуриентов и инкубаторов малого и среднего бизнеса. Поэтому можно утверждать, что для оценки количества создаваемых рабочих мест в сфере услуг следует добавить к числу преподавателей и исследователей еще столько же штатных единиц обслуживающего персонала (администраторов, садовников, работников системы снабжения, службы безопасности и т. д.) [13]. Поэтому интегральное университетское сообщество (включая студентов) составляет около 140% численности студентов. Из многих источников следует, что в США каждые четыре-пять студентов своим присутствием создают одно рабочее место в сфере услуг (транспорт, общественное питание, развлечения, прачечные, культурные центры и т. п.).

В городе Huajuapan de Leon из 22 тыс. экономически активных граждан 22% работает в сфере услуг. Учитывая, что соотношение преподавательского, административного и хозяйственного состава в SUNEO и числа студентов составляет не менее, чем два к пяти, число мест в сфере услуг следует рассчитывать, исходя из численности университетского сообщества в целом. Считая, что пять человек этого сообщества создают одно рабочее место в сфере услуг города, получаем формулу для оценки приращения числа рабочих мест в городе:

W = 5*1,4/5,

где W - количество новых рабочих мест в городе, 5 - число студентов.

Для UTM 5>1000. Поэтому W не превышает 6,5% количества рабочих мест в сфере услуг в городе. Но при этом около 1 тыс. чел., задействованных в учебе, не ищут работу и потому не создают напряженности на рынке труда.

Оценки по этой формуле не позволяют считать, что университеты СУНЕО стали в полной мере градообразующими факторами в своих городах, как это случилось в городе Карбондейл (США) в вышеприведенном примере.

Индуцированный вклад проявляется в первую очередь в инвестициях в строительство экономичного жилья, пригодного для сдачи его в аренду студентам. Это создает значительное число рабочих мест в непосредственной окрестности университетских городков. Соответствующие показатели невозможно выявить из результатов анкетирования студентов, но они могут быть получены из данных муниципалитетов об оформлении новостроек.

Социальный и культурный блок вопросов анкеты позволил получить информацию об участии студентов в общественной жизни своего района, города (спортивных, культурных, праздничных мероприятиях), в том числе совместно с другими студентами и с местной молодежью. Согласно данным анкетирования, около 34% студентов UTM участвуют в праздниках своего микрорайона проживания, в городских культурных мероприятиях и спортивных праздниках, а 26% - в религиозных событиях. От 15 до 20% студентов увлекаются спортом, музыкой, чтением, и только 2,7% не имеют конкретных увлечений (хобби).

В работе [14] выявлена связь между знаниями и размером заработной платы в США. Там же авторы отмечают, что вклад студентов и работников Cornell University заключается в улучшении параметров человеческого капитала в New York State. Как отмечено в [15], помимо вклада студентов университета в экономику города Boston, связанного с их ежедневными расходами на товары и услуги, присутствие студентов и сотрудников университета приводит к тому, что за счет роста общей культуры средняя заработная плата линейно растет в соответствии с вкладом от знаний.

Анализ проблемы миграции выпускников SUNEO. В целях определения вклада студентов SUNEO в последующее развитие региона в анкету были включены вопросы о планах трудоустройства после окончания учебы в университете. Эти вопросы были сформулированы следующим образом:

Оцените свои предпочтения по месту, где хотели бы получить работу после окончания университета, и свои возможности реализовать свой выбор.

В качестве возможного ответа предлагалось сделать выбор места работы между:

- «своим» городом, в котором они учатся;

- своим регионом (в данном случае регионы Mixteca и Costa);

- своим штатом Оахака;

- ближайшими соседями штата Оахака - юго-западом Мексики;

- столичным федеральным округом Мехико и штатами, расположенными севернее столицы;

- другими странами (этот выбор практически однозначно трактовался как США).

При наличии супруга и (или помолвки) предлагалось указать место проживания семьи партнера.

В качестве важного факта для оценки вклада SUNEO в развитие штата в ответах на вопросы анкеты по трудоустройству была выявлена устойчивая тенденция к стремлению значительной части будущих выпускников покинуть штат Оахака. Пока среди четко определяющихся по будущему трудоустройству около 44% опрошенных студентов настроены выехать за пределы штата Оахака и юго-западных штатов Мексики. При этом в большинстве случаев желание работать в определенном месте по оценкам в порядковой шкале плохо согласуется с оценкой возможности работать в этом же месте. Для сравнения отметим, что из 12 тыс. выпускников Университета штата Washington (США) 74% покинули штат в поисках работы [16].

Использование регионального или городского форума для изучения вопросов, выявленных при анкетировании. Для развития методики важна согласованность вопросов анкеты и проблем, обсуждаемых на форуме. Лучше всего это удается, когда авторы и пользователи обоих инструментов, хотя бы частично, совпадают.

Вопросы, обсуждавшиеся на форуме ИТМ в 2014-2015 гг. [17], были немногочисленны, но обсуждение проводилось очень интенсивно. В настоящий момент это обсуждение вопросов закончилось, и тематика сменилась.

Известны различные способы взаимодействия локальных и региональных органов власти с местным сообществом [18-21]. Самые современные из них принимают форму электронного правительства, другие принимают форму диалога в интернете [22; 23]. Так или иначе, все они представляют собой вид краудсорсинга для поиска и разработки инноваций в сфере взаимодействия. Совместное использование периодического анкетирования студентов и диалога общественности и администрации малых городов через форумы университетов можно предложить в качестве инструмента краудсорсинга для поиска решения локальных и региональных проблем.

* * *

Возможности использования методики анализа и его результатов применительно к проблемам моногородов России.

- В процессе социального взаимодействия возможно вскрытие неочевидных, ранее не принимавшихся во внимание эмерджентных проблем, выявление дополнительных аспектов ранее разобранных проблем, появление новых аргументов для возвращения при необходимости к их новому рассмотрению. В частности, в результате диалога в рамках существующей методики или в рамках электронного правительства, которое может быть создано на базе такой методики, могут быть найдены способы удержания молодежи в моногороде за счет программы создания рабочих мест в регионе для выпускников.

- Краудсорсинг на базе местных интернет-форумов научной общественности и администрации может быть полезен для выработки стратегии создания системы университетов в моногородах России.

- Предлагаемую методику можно использовать в городах, где ситуация с созданием вузов аналогична той, которая описана для Камышина и Пущино. Этот опыт может быть полезен и для других регионов, сталкивающихся с подобными проблемами диверсификации градообразующих (базовых) функций малых городов.

- Администрация города и региона должна принимать во внимание реальный и потенциальный вклады студентов и действовать в направлении их взаимовыгодного использования и развития городского сообщества и студенческой общины.

- Создание местных вузов может оставаться актуальным до тех пор, пока в России не развернулся процесс цифровой трансформации образования. Позже местные вузы уже рискуют не успеть заявить о себе как о серьезных конкурентах по отношению к лидирующим вузам. Исключение могут составить предметы, связанные со спецификой тематики, материалы по которой не будут выкладываться в интернет.

- В российской ситуации миграция внутри страны не представляется угрозой. В этом случае дети с высшим образованием будут поддерживать родителей, оставшихся в малом городе. Эмиграция менее желательна, но, скорее, она может коснуться выпускников ведущих вузов.

- Для студентов из числа жителей городов, в которых могут возникнуть вузы, положительными факторами являются возможность проживания студента в своей

семье при семейной финансовой поддержке и родительском контроле. Возможна организация стипендий для старшекурсников, проходящих практику на местном производстве и готовящихся целевым образом для работы на базовом предприятии города. Возможна также федеральная поддержка новых вузов в моногородах, создающая условия для удержания платы за обучение в пределах 30 тыс. руб. в год.

Литература

1. Seara Vazquez Modesto. A New Model of University. Universitires for Development. Universidad Tecnológica de la Mixteca. 2010. 324 p.

2. Input Output Analysis and the IMPLAN Model. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.johnlocke.org/site-docs/traffic/22Appendix2.pdf

3. Режим доступа: http://www.businessdictionary.com/definition/full-time-equivalent-FTE.html

4. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Пущино&veaction=edit&section=7]

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sospp.ru/news/monogoroda-sverdlovskoj-oblasti-uspeshno-diversificiruyut-ekonomiku/

6. Мудрова П. Свердловская область не готова спасать моногорода «из своего кармана» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravdaurfo. ru/articles/sverdlovskaya-oblast-ne-gotova-spasat-monogoroda-iz-svoego-karmana

7. Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Городские агломерации России. ГУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:polit.ru/article/2010/02/16/ demoscope407/408/.

8. Нефедова Т.Г. Сельская Россия на перепутье, географические очерки. М.: Новое издательство, 2003. 408 с.

9. Череей А.В., Новикова Н.В. Стратегические направления экономического развития моногородов региона (на примере Свердловской области) // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 5. С. 95-103.

10. S. Hussain Ali Jafri. Economic Impact of Tarleton State University-Stephenville: A Summary. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tarleton.edu/about/economic_impact.html

11. Makagonov P., Tokoun L. Enfoques de clasificacion y criterios para la gerencia de fondos sociales en el caso de interaccion de sectores de economia diferentes // Temas de Ciencia y Tecnologia. Mayo - agosto 2011. ISSN 2007-0977. Septiembre - diciembre 2011. № 45. pp. 41-50.

12. Ohme A. The Economic Impact of a University on its Community and State: Examining Trends Four Years Later. University of Delaware. NEAIR (North East Association for Institutional Research) 31-st Annual Conference Guiding Light for the Future: IR Community of Practice. November 13-16, 2004. Portsmouth, New Hampshire.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.suneo.mx/SUNEO-La_VERDAD_de_los_HECHOS.pdf SUNEO: la verdad de los hechos.

14. Cornell University Economic Impact on New York State. Appleseed. February, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cornell.edu/land-grant/assets/pdfs/EconomicImpactOnNYS.pdf

15. Making a Difference in Massachusetts. Режим доступа: http://www.bu.edu/esi/files/2009/08/esi-2008.pdf

16. The Economic and Societal Impact of the University of Washington. Executive Report. July 7, 2010. Режим доступа: http://economicimpactreview.com/colleges/state/washington/uw-research-economic-impact.pdf

17. Форум UTM. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:///www.forum.utm.mx

18. Dana Rotman, Jenny Preece, Jen Hammock, Kezee Procita , Derek Hansen, Cynthia Parr, Darcy Lewis, David Jacobs. Dynamic Changes in Motivation in Collaborative Citizen-Science Projects. Proceedings of the ACM 2012 Conference on Computer Supported Cooperative Work. ACM. New York, USA. 2012. Pp. 217-226.

19. Thomas Mattauch. Innovate through Crowd Sourcing. Proceedings of the 41-st Annual ACM SIGUCCS Conference on User Services. ACM. New York, USA. 2013. Pp. 39-42.

20. Anirban Dasgupta. Aggregating Information from the Crowd and the Network. Proceedings of the 22-nd International Conference on World Wide Web. WWW. May 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www2013.org/papers/authors2.htm

21. Ben Carterette, Evangelos Kanoulas, Emine Yilmaz. Low Cost Evaluation in Information Retrieval. Proceedings of the 33-rd International ACM SIGIR Conference on Research and Development in Information Retrieval. ACM. New York, USA. July 2010. P. 903.

22. Neeta Shah, Ashutosh Dhanesha, Dravida Seetharam. Crowdsourcing for E-governance: Case Study. Proceedings of the 3-rd International Conference on Theory and Practice of Electronic Governance. ACM. New York, USA. 2009. Pp. 253-258.

23. Janice Warner. Next Steps in E-government Crowdsourcing. Proceedings of the 12-th Annual International Digital Government Research Conference: Digital Government Innovation in Challenging Times. June 2011. Режим доступа: http://dl.acm.org/citation.cfm?id=2037556&picked=prox&cfid=802917652&cftoken=86778939

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.