Научная статья на тему 'Нужны ли России малые города?'

Нужны ли России малые города? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НАЧАЛО XXI В. / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ ГОРОДА / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIA / EARLY 21ST CENTURY / URBAN CONSTRUCTION / SMALL CITIES / CITY CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутепова Наталья Ивановна, Зайцев Алексей Анатольевич

Будущее российских малых городов в значительной степени зависит от перспектив переустройства жизни в них на инновационной основе. Программа государственной поддержки моногородов, в том числе малых, реализуется с 2010 г. В рамках этой программы с участием бюджетов всех уровней создано 48 инвестиционных площадок в 26 моногородах для запуска крупных инвестиционных проектов. Важной особенностью реализуемых проектов стало активное участие частных инвесторов в создании индустриальных и технологических парков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Does Russia Need Small Cities?

The future of small Russian cities is largely dependant on the prospects of reconstructing their life on an innovation basis. There is a program of government support to monocities including small ones which was initiated in 2010 drawing funds from budgets of all levels. 48 investment sites have been created in 26 cities to start big projects with the participation of private business in constructing industrial and technological parks.

Текст научной работы на тему «Нужны ли России малые города?»

Н.И. Кутепова, А.А. Зайцев НУЖНЫ ЛИ РОССИИ МАЛЫЕ ГОРОДА?

Кутепова Наталья Ивановна - кандидат экономических наук, доцент Высшей школы экономики.

Зайцев Алексей Анатольевич - экономист компании Финансовый и организационный консалтинг.

Заголовок статьи - не риторический, он обусловлен как особой остротой социально-экономических проблем, характеризующих современное состояние малых городов, так и теми проектами решения этих проблем, которые ставят под сомнение само их существование. Речь идет о многочисленных публикациях на эту тему не только в научных изданиях, но и в самых разных российских СМИ. Особенно горячие и неоднозначные отклики вызвала статья «Передел России» в газете «Ведомости» (использующей, как правило, достоверную информацию) 16 ноября 2010 г. в преддверии ежегодного послания Президента России Федеральному Собранию.

Авторы, ссылаясь на надежные источники в правительственных кругах, познакомили читателей с проектом изменения административно-территориального устройства страны. По словам авторов, предусматривается, что «россияне будут жить не в 83 регионах, а в 20 агломерациях вокруг крупных городов с населением не менее 1 миллиона человек, где концентрируются ресурсы». Предлагаемое переустройство обосновывается главным образом экономически. Например, утверждается, что в городах с численностью населения 100 тыс. человек из-за недостатка ресурсов невозможно создавать новые рабочие места, строить школы, библиотеки, больницы, театры, институты, стадионы и другие объекты социально-культурной сферы.

Предполагавшийся масштабный проект вполне соответствует социал-дарвинистским рецептам решения социальных проблем, главный из которых -сократить абсолютный избыток населения (или «убрать навес», как писали в начале 90-х годов прошлого века, используя мальтузианский подход и маль-

91

тузианскую терминологию, некоторые российские специалисты, дававшие рекомендации правительству, как перевести скрытую безработицу в открытую форму; еще один вполне в мальтузианском духе термин, появившийся в отечественных публикациях 80-90-х годов прошлого века: «социальный балласт»). Соответствует мальтузианской традиции и терминология, которую используют даже те авторы, которые считают, что «в России нельзя бросаться городами»1: «избыточное население», «санация» и т.п.

Предложения, подобные наделавшему столько шума проекту коренного изменения административно-территориального устройства, в рамках либеральной модели интеграции в глобальный рынок выдвигались и ранее (по крайней мере с 2003 г.) в ряде публикаций, в выступлениях правительственных чиновников, касавшихся проблемы моногородов. В 2008 г. «строительство» агломераций предлагалось Министерством регионального развития РФ. Его представители заявляли о необходимости проведения интеграции регионов и компактного размещения производства. И хотя, вопреки ожиданиям, проект «передела России» не был озвучен в послании Президента 30 ноября 2010 г., нет оснований считать, что от него отказались. Тем более что многие его составляющие уже реализуются на практике, будучи увязаны с рядом «непопулярных мер» в социальной сфере. Например, ликвидируются малокомплектные школы и медицинские учреждения в небольших населенных пунктах. Поэтому оценка последствий возможных преобразований не только для экономики, но и для самого уклада материальной и духовной жизни миллионов людей, проживающих в малых городах, является важнейшей практической задачей для научных исследований.

Анализ ситуации в России предусматривает знание и, в случае необходимости, использование прошлого отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрим следующие вопросы: 1) типология малых городов; место и роль малых городов в мире и в России; 2) какие факторы влияют на развитие малых городов и какое будущее для них возможно; 3) основные подходы к государственной политике в отношении малых городов, существующие в мировой практике.

Типология малых городов.

Место и роль малых городов в мире и в России

В сегодняшнем мире города являются основным типом поселений, концентрирующим человеческую активность. Если в 1950 г. в городах проживала треть населения Земли, то в 2010 г. эта доля составила половину, а, по прогнозам демографов, в 2050 г. 2/3 людей будут жить в городах. Несмотря

1. http://www. Ъru/news/2009/06/28/v-rossii-nelzja-brosatsja-gorodami. html

на то, что преобладает тенденция концентрации экономической активности в крупных городах (сегодня в мире насчитывается 21 город с населением более 10 млн. жителей; по прогнозам ООН, к 2025 г. таких мегаполисов будет уже 292), малые города демонстрируют относительную устойчивость. ООН прогнозирует, что к 2025 г. население городов размером до 100 тыс. жителей возрастет на 39% и составит 1,59 млрд. человек.

Критерии отнесения городов к категории малых (как и вообще определение городов) в зависимости от численности населения в различных странах мира неодинаковы. Так, в Австралии городом (town) считается поселение, насчитывающее более 250 жителей. В Швеции минимальная необходимая численность населения города - 10 000 жителей, в Болгарии - 3500, в Дании - 200. В Канаде нижняя граница установлена на уровне штатов и варьирует от 5000 до 10 000 жителей. В Германии выделяют «сельские города» (Landstadt) - до 5000 жителей, малые города (Kleinstadt) - до 20 000 жителей, средние города (Mittelstadt) - до 100 тыс. жителей.

Численность населения не является единственным критерием присвоения поселению статуса города. Используются также такие критерии, как плотность населения или застройки, преобладающий тип занятий населения, исторически сложившийся статус города, административные функции и др.

В России критериями присвоения населенным пунктам статуса города являются численность населения (от 12 тыс. человек) и сфера занятости (не менее 85% населения, занятого вне сельского хозяйства). При этом следует отметить, что существует большое количество городов, не отвечающих этим критериям (Росстат выделяет категории «3-4,9 тыс.», «5-9,9 тыс.»). Это прежде всего те поселения, которые исторически являлись городами и не лишились своего статуса.

В соответствии с Градостроительным кодексом к малым городам в России относят города с численностью населения до 50 тыс. человек. На 1 января 2010 г. их число в РФ составляло 781 (из 1099), т.е. 71%. Всего в таких населенных пунктах по итогам переписи 2010 г. проживали 16 451 590 человек, или 11,7% населения страны. Поселки городского типа насчитывают еще 8,1 млн. жителей.

Если добавить к ним 155 средних городов (по критериям Росстата, это города, где проживают от 50 до 99,9 тыс. человек) с общей численностью населения 10 859 025 человек3, то получается, что в случае реализации проекта перехода к агломерациям уничтожению подлежат 930 городов с населением

2. World Urbanization Prospects: The 2009 Revision. Highlights. (http://esa.un.org/unpd/wup/ Documents/WUP2009_Highlights_Final.pdf).

3. Распределение городов и поселков по числу жителей. Росстат. (http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/population/demo/demo!2.htm).

более 27 млн. человек. Среди этих поселений не менее половины - древние города, внесшие решающий вклад в развитие экономики и культуры нашего народа, в создание уникальной цивилизации и защиту Отечества.

Важным критерием классификации малых городов, отражающим их роль в современном мире, является специализация, определяющая преобладающие в городе виды деятельности. В отличие от крупных городов малые города обычно специализируются на ограниченном числе видов экономической деятельности. Приведем несколько устойчивых типов такой специализации.

Ресурсный город. К ресурсным городам можно отнести населенные пункты, созданные в непосредственной близости от месторождений полезных ископаемых или других природных ресурсов. Как правило, в ресурсном городе существует небольшое число профильных предприятий, обеспечивающих добычу. Особенностью этого типа городов является зависимость их благосостояния от запасов добываемых ресурсов и от динамики цен на сырье. Поэтому часть населения в ресурсных городах живет временно, работая вахтовым методом. По завершении добычи лучшим решением проблемы занятости населения ресурсного города считается (согласно теории) переселение.

Специализированный город. Значительное число малых городов можно отнести к числу специализированных - по производству товаров и продукции определенного типа (например, электроэнергии). Подобные города могут быть расположены в местах концентрации источников производства (дешевая электроэнергия, вода, другие ресурсы), а могут быть приближены к рынкам сбыта. Специализированные города могут иметь немного крупных предприятий или являться центрами кластеров, включающих малые и средние компании. Специализированные города, как и ресурсные, зависят от рыночной конъюнктуры.

Оборонно-космический город. Данный тип городов можно считать частным случаем специализированного города. Однако в России их особенность заключается в том, что до недавнего времени они имели закрытый статус, а некоторые имеют его и поныне. Кроме того, их специфика редко позволяет диверсифицировать рынки сбыта.

И ресурсные, и специализированные, и оборонно-космические города часто включают в число так называемых моногородов - поселений, зависящих от деятельности одного градообразующего предприятия. Но, как мы видим, природа их узкой специализации различается.

Научно-образовательный город. Особым типом являются города, в которых располагаются крупные учебные заведения и / или наукоемкие производства. В США и Европе существуют университетские города, часто в них же расположены бизнес-инкубаторы, в которых выпускники учебных заведений применяют свои знания на практике. Примером может служить Прин-стон в США с населением 14 200 человек (данные за 2010 г.), где находится 94

известный всему миру университет и расположены штаб-квартиры нескольких крупных фирм. В России к таким городам можно отнести наукограды, где расположены исследовательские институты; к этой категории относятся около 70 городов. В ближайшее время должен заработать на полную мощность новый инновационный центр - Сколково.

Город-спутник. Во второй половине XX в. возникла и действует сегодня, тенденция развития агломераций, т.е. комплекса поселений вокруг крупного города (директор региональной программы Независимого института социального прогнозирования Н.В. Зубаревич указывает на естественный и постепенный характер этого процесса, противопоставляя его «административному угару»4). Малые города здесь выступают в роли спутников, принимая ряд функций, непосредственно связанных с основным городом. Так, в Московской агломерации города-спутники прежде всего играют роль «спальных» районов; кроме того, во многих из них размещены предприятия, связанные с обслуживанием нужд Москвы.

Туристический центр. Прежде всего роль туристических центров выполняют исторические и курортные города. Через такие пункты традиционно пролегают многие известные туристические маршруты по Германии и Чехии. Однако существуют и другие примеры. Например, в России таким городом стал Мышкин (Ярославская область), где уже в современный период открылось большое число музеев.

Административный центр. Существуют города, основной функцией которых становится управление окружающей территорией, торговля, оказание услуг окружающим населенным пунктам. В таких городах может не быть крупных производств, хотя могут размещаться, например, небольшие предприятия сельскохозяйственной переработки.

Данная типология показывает, что экономическая база разных типов городов различается. Как следствие, должны различаться и пути решения проблем этих поселений.

Факторы, влияющие на развитие малых городов

Наша эпоха является эпохой прежде всего больших городов. Перечислим основные факторы, стимулирующие концентрацию предприятий и населения.

Расширение рынков. Размещение фирм на определенной территории приводит к росту спроса на труд и к повышению заработной платы, что привлекает на территорию новые кадры. Это, в свою очередь, способствует уве-

4. Зубаревич Н. Агломерационный эффект или административный угар? Http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/problemi_aglomerirovania/aglo...

личению спроса на конечную продукцию и привлекает новые компании. При этом размещение на территории новых фирм приводит к возникновению вертикальных связей между производителями промежуточной продукции, что в больших масштабах означает снижение средних издержек на всех стадиях производства. Это стимулирует перемещение на территорию других фирм из тех же отраслей.

Наличие квалифицированных кадров. Крупные центры привлекательны для фирм, потому что в них можно найти больше специалистов требуемой квалификации (в частности, их можно переманить из конкурирующих компаний). С другой стороны, высокая концентрация фирм привлекает специалистов, потому что в таких местах квалифицированную и высокооплачиваемую работу найти проще.

Распространение навыков и инноваций. Существуют исследования, показывающие, что динамичное развитие отраслей сопровождается географической концентрацией. Этот процесс наиболее вероятен в центрах сосредоточения людей и фирм, где расположены университеты, проходят конференции и семинары.

Привлекательность для молодежи. Среда крупного города привлекает молодежь, потому что в крупных городах расположены ведущие учебные заведения (это характерно не для всех стран, но верно для России). Привыкнув к городской жизни, молодые люди попросту не готовы возвращаться в родной край.

Если бы все перечисленные тенденции ничем не сдерживались, то мы бы жили исключительно в больших городах. Но есть и противодействующие факторы, которые препятствуют неконтролируемому росту мегаполисов и тем самым («от противного») помогают сохраниться малым и средним городам.

Низкая мобильность факторов производства. Предельно низкой мобильностью обладает земля - основной фактор производства в сельском хозяйстве. Немобильны предприятия добывающих отраслей и в ряде случаев перерабатывающие производства, расположенные вблизи добываемых ресурсов. Сравнительно низкой мобильностью обладают трудовые ресурсы: осуществить переезд трудно, особенно если переезжать всей семьей. Если людей удается переманить в крупный город только высокой зарплатой, то растут издержки. В этом случае выгоднее размещать предприятие там, где зарплата сравнительно низкая, т.е. в провинции.

Негативные эффекты концентрации. Перегрузка инфраструктуры крупных городов. Высокая стоимость аренды, сложность подведения коммуникаций, транспортные проблемы могут стимулировать перемещение ряда предприятий в более свободные малые города.

Развитие сельского хозяйства. Одна из функций малых городов - обслуживание прилегающей территории. Как следствие, в регионах, где сельское хозяйство переживает рост и сохраняется сельское население, существуют предпосылки устойчивого развития малых городов как обслуживающих центров.

Рост привлекательности здоровой среды. Уже сегодня многие малые города привлекают людей, стремящихся к размеренной жизни, близости к природе. Возможно, с ухудшением экологической ситуации станет актуальной задача миграции в более благоприятные для жизни условия.

Дистанционная работа. При наличии телекоммуникационной инфраструктуры ряд профессий не требует физического присутствия в офисе; специалисты могут находиться в более приятной для жизни среде, чем современный мегаполис.

Чувство локальной идентичности. Западные исследователи отмечают, что привязанность людей к местам проживания, привычка к соседству с природой могут удерживать от переезда в крупный город. Причем чувство малой родины более развито в Европе, чем в США, населенных иммигрантами. Поэтому в Европе не было массовой миграции из моногородов даже в трудные времена, связанные со структурными кризисами. Н.В. Зубаревич приводит пример ФРГ, решавшей проблемы развития городов Рура, начиная с 60-х годов до конца прошлого века. Почти четыре десятилетия, на протяжении которых сменилось два поколения, ушло на то, чтобы модернизировать там инфраструктуру, улучшить экологию, провести масштабную переподготовку занятых5.

В какой мере этот фактор важен для современной России, определить достаточно трудно. Однако можно с уверенностью констатировать, что в силу разных причин6 люди не могут и не хотят уезжать даже из депрессивных регионов, по сути «зон социального бедствия», которыми с начала реформ стали многие моногорода. Такое же нерациональное с точки зрения теории рынка экономическое поведение демонстрируют, по оценкам Зубаревич, 20% людей не только в малых городах. Она ссылается на опыт Томской области и Пермского края, в которых предпринимались попытки переселять лесопромышленные поселки, где свернуто производство, выработана лесосека. 20-30% населения отказываются уезжать из этих мест, и государство обязано оказывать оставшимся социальные услуги7. Сравнительно небольшой

5. http://www. bfm.ru/news/2009/06/28/v-rossii-nelzja-brosatsja-gorodami.html

6. Одна из них — недостаток средств для переезда: продажа жилья не решает проблемы, потому что в тех местах, где можно найти работу, жилье намного дороже. Нельзя сбрасывать со счетов и другие причины, в том числе упомянутую привязанность к малой родине.

7. http://www.bfm.ru/news/2009/06/28/v-rossii-nelzja-brosatsja-gorodami.html

уровень внутренний миграции, отражающий влияние объективных и субъективных факторов, особенно впечатляет при сравнении с США: так, если в США ежегодно меняют регион проживания 15% населения, то в России -лишь 2%8.

Возрастающая роль малого и среднего бизнеса в экономике и в решении социальных проблем населения. С начала 70-х годов ХХ в. этот фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность малых городов в ведущих промышленно развитых странах. Изменение оптимальных размеров предприятий, а также сдвиги в отраслевой структуре экономики в условиях НТР (сокращение удельного веса материального производства и увеличение доли непроизводственной сферы), открыли более широкие возможности для развития малого и среднего бизнеса. Именно в сфере услуг и торговли сосредоточено большинство мелких предприятий в ведущих промышленно развитых странах (в ФРГ, например, 75%; во Франции компании, относящиеся к сфере малого бизнеса, составляют 73% в торговле и 75% в туризме; в Великобритании на долю мелких предприятий в торговле приходится 65%). Значительна доля малого бизнеса в строительстве.

В разные периоды времени соотношение факторов, определяющих тенденции в развитии малых городов, складывалось по-разному. В нашей стране упадок малых городов отчасти берет начало в урбанизации и индустриализации XX в., но он не был столь заметен при постоянном росте населения. Промышленный рост стимулировал формирование крупных городов, стягивавших экономически активное население; система образования привлекала молодежь в центры областей и республик, где выпускники впоследствии и оставались. Тем не менее в советский период на территории России возникло большое количество новых малых городов, преимущественно центров местной промышленности. Однако в последнее десятилетие XX в. стала наблюдаться депопуляция малых городов. Исключение составили две категории городов: ресурсные центры (прежде всего, в области добычи нефти и газа) и города сельскохозяйственного Юга. Кроме того, с возникновением агломераций толчок к развитию получили города-спутники. В отдельных случаях преуспевали специализированные центры, например Всеволожск (Ленинградская обл.), где сформировался автосборочный кластер.

Существует мнение, что в течение десятилетия с карты России исчезнет каждый третий малый город9. Некоторые аналитики и политики утверждают, что такие тенденции являются естественными и происходит приспособление

8. Сила привычки // Новые известия, 11.04.2007. — http://www.newizv.ru/news/2007-04-11/67662

9. Глубинная Россия наших дней. Публичная лекция В. Глазычева — http://www.polit.ru/ lectures/2004/09/21/glaz. html

расселения к новым экономическим реалиям. Иная точка зрения: важность малых городов связана с тем, что они являются форпостами освоения территории и ее администрирования. Об этом говорилось еще десять лет назад на Всероссийском совещании «О государственной политике развития малых и средних городов России в условиях экономической реформы», организованном Советом Федерации РФ10. Именно малые города выступают экономическими, социальными, культурными, административными центрами для окружающих поселений сельского типа. Поэтому от благополучия малых городов зависит сохранение структуры расселения в целом, что при низкой плотности населения в России является геополитическим приоритетом. Кроме того, упадок малых городов обостряет социальные проблемы, прежде всего проблему занятости населения.

Подавляющее большинство малых городов России потеряли и продолжают терять население - как по причине естественной убыли (превышения смертности над рождаемостью), так и в силу миграционных факторов. Только за последние шесть лет, несмотря на увеличение количества малых городов, общая численность населения в них, по данным Росстата, сократилась на 438,9 тыс. человек, а среднее число жителей уменьшилось с 22 574 до 21 557.

Фактически наблюдается процесс перетекания наиболее трудоспособного населения из малых городов в более крупные населенные пункты. Этот отток сопровождается концентрацией экономической активности в больших городах. При этом меняется образовательная и профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Доля дипломированных специалистов среди трудоспособного населения в малых городах составляет в настоящее время всего 0,5-3%. Это намного меньше среднего показателя по стране - 12%11. Такое ослабление малых городов приводит к разрежению пространства России, превращению его в «острова» относительного благополучия вокруг крупных населенных пунктов и трасс на фоне запустения остальной террито-рии12.

Экономическая и социальная деградация малых городов в значительной степени связана с последствиями реформ, которые они ощутили на себе особенно болезненно. Можно привести в пример судьбу ряда специализированных городов (моногородов), разрушавшихся в ходе тех структурных сдвигов, которыми сопровождался рекордный по меркам мирного времени экономический спад, продолжавшийся с начала 90-х годов до 1998 г. Пожалуй, ни

10. http://www.smgrf.ru/mer/detail.php?aid=142&binn_rubrik_pl_articles=118

11. Хотя, конечно, есть исключения. Например, в Переславле-Залесском, население которого чуть более 42 тыс. человек, более 80% трудоспособного населения составляют дипломированные специалисты. — http://www.kapital-rus.ru/articles/article/181704

12. За державу обидно... — http://opec.ru/909492.html

одна отрасль в последнее десятилетие ХХ в. не разрушалась так стремительно, как текстильная промышленность, что сказалось на социально-экономической ситуации в городах, например Ивановской области. За шесть лет с начала реформ хлопчатобумажных тканей стало выпускаться меньше в 4,8 раза, шелковых - в 8,2 раза, шерстяных - в 10,9 раза. Начавшийся в 1999 г. подъем и высокие темпы роста данной отрасли в первые годы подъема все-таки не привели к восстановлению дореформенных объемов. Более того, по производству основных видов продукции текстильного и швейного производства к 2008 г., т.е. к началу нового спада, разрыв с дореформенными показателями был очень значительным. Со свертыванием производства было связано закрытие учебных учреждений, готовящих кадры квалифицированных рабочих и специалистов со средним техническим образованием. Закрывались также и вузы.

Спад производства в 90-е годы прошлого столетия затронул и наукоемкие виды промышленной продукции, причем зачастую его темпы превышали среднеотраслевые. Государство сократило бюджетные расходы на академическую и отраслевую науку, (как и на образование, медицину и другие отрасли социальной сферы). При сокращении спроса со стороны государства спрос в формировавшемся частном секторе на нововведения был невелик. В этих условиях настоящими «зонами социального бедствия» стали наукограды, теснейшим образом связанные с оборонным комплексом, где градообразующими являются научно-исследовательские институты. С началом реформ наукограды разделили судьбу моногородов: появилась безработица, проблемы трудоустройства членов семьи, образования детей, бедность.

Основные подходы к государственной политике

в отношении малых городов

Подходы к политике в отношении малых городов, существующие в разных странах, различаются, отражая не только отличия в историческом развитии, экономике, культуре, национальных традициях разных стран, но и расхождения в теоретических концепциях.

Изучение места малых городов в экономике началось в первой половине XX в. и было связано с теориями размещения производства. Основным направлением этих исследований стала разработка математических моделей оптимального размещения производства при заданных транспортных издержках и известной цене конечной продукции. Эти теории заложили основу региональной науки (regional science), изучающей влияние пространства на экономические решения. В соответствии с таким подходом регионы опреде-

лялись как иерархические системы центральных мест (городов)13 и обосновывалась оптимальная каркасно-сетевая структура населенных пунктов, которая обеспечивает доступ к объектам сферы услуг, максимально быстрое перемещение между городами и эффективное управление территорией.

Мировой опыт показывает, что региональная политика может проводиться не только на уровне регионов, но и на уровне государства в целом. Примером тому является поддержка отстающих территорий, проводимая в Германии. С 1991 г. с частных лиц и фирм там взимается так называемый налог солидарности, общая сумма которого за 18 лет составила 1,4 трлн. евро. Эти средства направляются преимущественно на реализацию крупных инфраструктурных проектов в Восточной Германии.

Можно отметить опыт западного соседа России - Белоруссии, где принята Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений. В соответствии с ней организации, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в малых и средних городских поселениях, уплачивают налог на прибыль в размере 50% ставки, установленной законом, а также освобождаются от ряда государственных и региональных сборов и налогов. Показательно, что в августе 2010 г. в другом государстве СНГ - Украине была одобрена Концепция государственной целевой программы поддержки социально-экономического развития малых городов.

Будущее российских малых городов в значительной степени зависит от перспектив переустройства жизни в них на инновационной основе. На Всероссийском форуме по проблемам модернизации и инновационного развития малых городов в феврале 2011 г. выдвигались рекомендации по созданию механизмов государственной и общественной поддержки этих процессов14. В их числе составление комплексных программ диверсификации экономики малых и не только малых городов. Участники форума, среди которых были представители региональных министерств, научно-экспертного сообщества, руководители небольших городов и районов, промышленники и предприниматели, считают, что это вполне по силам местным некоммерческим организациям и торгово-промышленным палатам. Опыт многих малых городов мира показывает, что экологические и энергосберегающие инновации не всегда требуют многомиллиардных вложений.

Программа государственной поддержки моногородов, в том числе малых, реализуется с 2010 г. В рамках этой программы с участием бюджетов

13. На этот счет имеется теория центральных мест Вальтера Кристаллера и Августа Лёша (см.: Christaller W. How I discovered the theory of central paces: A report about the origin of central places // Man. space and environment / Ed by R.W. and R.C. Mayfield — L.; N.Y., 1972. — P. 601-610).

14. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/181704

всех уровней создано 48 инвестиционных площадок в 26 моногородах для запуска крупных инвестиционных проектов. Важной особенностью реализуемых проектов стало активное участие частных инвесторов в создании индустриальных и технологических парков. Значительную роль в модернизации экономики малых городов могут сыграть инновации в сфере образования. К таким инновациям может быть отнесена глобальная сеть электронного обучения, которую можно применять и в маленьких сельских школах, что поможет избежать их закрытия и снимет проблему нехватки учителей. Существует возможность использования спутниковых каналов связи для поддержки малокомплектных школ в местах, не охваченных обычной интернет-связью. Интересный опыт инноваций в области образования уже накоплен в ряде малых городов России. Можно в качестве примера привести город Пе-реславль-Залесский. Здесь существует «цепочка» из детского сада, международного компьютерного центра и университета. Много внимания в этом городе уделяется развитию среднего специального образования. Высокий образовательный уровень населения, бесспорно, служит дополнительным стимулом для инвесторов.

Можно сделать ряд выводов, касающихся государственной политики по отношению к малым городам и их будущего.

Несмотря на тенденцию к концентрации экономического развития в крупных центрах, продолжают действовать факторы, определяющие контртенденцию - к сохранению малых городов. В их числе - введение инноваций. Устойчивость поселений, имеющих статус малых городов, имеет объективную основу, что подтверждается мировым опытом.

Развитые страны проводят активную региональную политику с целью сохранения структуры расселения и решения социальных проблем жителей отстающих территорий. В России и история, и современная социально-экономическая ситуация показывают, как важно учитывать не только экономические, но многообразные социальные и демографические факторы, чтобы улучшить жизнь в малых городах, т.е. обеспечить одно из главных условий их сохранения и развития.

Литература

1. Малые города России / Институт «Открытое общество». - М., 2000.

2. Назаров А.Г. Малые города России: Становление, развитие, историческая судьба // Биосфера: Электронный научный журнал. - 2003, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.