ниже некоторого минимально допустимого (в условиях эффективного хозяйствования) уровня возмещения полных издержек на производство рекреационных продуктов и воспроизводство, и эффективное использование рекреационных ресурсов.
Экономический интерес ресурсопользователя по отношению к потребителю хорошо известен. Он состоит в стремление реализовать произведенный с использованием рекреационных ресурсов объём продукции по возможно более высокой цене, которая достаточна для обеспечения воспроизводства его хозяйственной деятельности и получения прибыли выше нормальной. Нормальная прибыль, рассматриваемая как неявные издержки, и сумма нормы отдачи и нормы дохода, должна быть дополнена экономической прибылью, достаточной для выживания и развития предприятия ресурсо-пользователя.
Интересы ресурсопользователя могут быть нарушены государством путём установления платежей за пользование ресурсами, которые препятствуют нормальному расширенному воспроизводству его хозяйственной деятельности. При этом порядок установления ставок платежей и методика их начисления должны быть известны, «прозрачны», стабильны, по крайней мере, в течение трёх лет, но их следует корректировать.
Интересы собственника рекреационных ресурсов по отношению к потребителям рекреационных товаров и услуг противоречивы. Во-первых, собственник заинтересован в экологических пла-^ тежах, что вызывает рост цен на ресурсы, а, следовательно, и на рекреационные товары и услуги. я Во-вторых, социальное государство имеет своей целью повышение качества жизни населения, т.е.
П л
ГУ
01
Z
ш
потребителей этих ресурсов, и с этих позиций не заинтересовано в росте экологических платежей и цен. В-третьих, экологические платежи создают финансовую основу решения задач рационального природопользования, воспроизводства возобновимых рекреационных ресурсов и развития рекреационной деятельности, следовательно, направлены на рост качества жизни населения. Противоречие о разрешается путем выявление оптимальной, взаимоприемлемой для государства и потребителей ^ величины экологических платежей, которые опосредованно оплачиваются последними. ^ Интересы по поводу использования рекреационных ресурсов «сегодняшнего дня» всегда кон-
□ курируют с интересами будущего, «завтрашнего дня». При выборе вариантов поведения субъекты ^ руководствуются собственными соображениями, а при проведении расчётов используются методы ^ приведения и дисконтирования доходов и расходов.
0 В созданном современной цивилизацией обществе потребления потребитель в своем стремле-
® нии к повышению качества жизни порождает противоречивые тенденции. Поэтому гармонизация в
0 данном случае сводится к поиску компромисса между сегодняшними доходами пользователя, его здо-® ровьем и продолжительностью жизни, которые непосредственно связаны с рациональным при-
1 родопользованием. о
О ЛИТЕРАТУРА.
X ф
1. Грэхэм П. Человеческие отношения // Управление человеческими ресурсами. СПб., 2002.
2. Еделев Д.А. Эколого-экономическая безопасность и устойчивое развитие Кавказских Минеральных
о
& Вод. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
^ 3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2. М., 1992.
о
g ТЕМУКУЕВ Т.Е.
CL
О Ф
О ф
о
х О
о
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КВОТ НА ВЫ1БРОС ПАРНИКОВЫ1Х ГАЗОВ В АТМОСФЕРУ
Вступление в силу 16 февраля 2005 года Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата [5] (далее — Протокол) привело к тому, что энергетическая политика многих стран стала заметно меняться [1, 6]. Эти изменения выразились, прежде всего, во введении ограничений на
выброс парниковых газов, к которым Протокол относит: диоксид углерода, метан, закись азота, гексаф-торид серы, гидрофторуглероды и перфторуглероды. Регионы Росси вскоре вступят в борьбу за квоты на их выброс. Диоксид углерода принято считать основной компонентой, способствующей созданию парникового эффекта. Доля остальных парниковых газов в общем балансе незначительна, поэтому все усилия в первую очередь направлены на уменьшение выбросов диоксида углерода.
Россия Протоколом отнесена к странам с переходной экономикой, и ей оставлено количественное обязательство по ограничению выбросов парниковых газов на уровне 1990 года. В период действия обязательств с 2008 по 2012 год наша страна сохранит среднегодовые выбросы парниковых газов на уровне базового года. По оценкам Мирового энергетического агентства в 1990 году Россия выбросила примерно 2200 млн. т диоксида углерода, а в 2000 году — около 1500 млн. т. [2]. По тем же данным в 2010-2020 годы выбросы диоксида углерода в стране составят 1830-2060 млн. т. Российская Энергетическая стратегия, исходящая из более высокого начального уровня выбросов диоксида углерода в базовом году (около 2300 млн. т), соответственно, дает прогноз выбросов 19002200 млн. т в 2010-2020 годы [4]. Теоретически это позволит стране принять участие в международных проектах по реализации Протокола и продать излишки эмиссии, однако, практически это затруднительно, так как одни потенциальные покупатели не ратифицировали Протокол, а другие — 3 принимают существенные усилия по уменьшению выбросов парниковых газов [5]. ^
С ратификацией Протокола появилась необходимость формализации правил, которые позволят регионам распределять квоты по понятным и прозрачным механизмам, что в свою очередь позволит ^ повысить эффективность использовании энергии. Для повышения коэффициента полезного исполь- ^ зования топлива необходимо изменить методику расчетов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), ^ постепенно переходя от денежной к энергетической оценке [3], когда эффективность любой энерге- ^ тической системы рассчитывается в целом, с учетом скрытых, косвенных и дополнительных затрат ^ энергии. При горении 1 кг углерода выделяется 0,0339 ГДж тепла и образуется 3,67 кг диоксида о углерода, и для того, чтобы уложиться в квоты, выделенные Протоколом, России нужно сжигать не более 627 млн. т углерода в год. Если учесть выбросы диоксида углерода, образующиеся при горе- □ нии биологического топлива, количество которого не поддается учету, например, дров и торфа, а также О попутного газа, сжигаемого на нефтяных промыслах, то указанная величина заметно сократится. Реальное количество выброшенного в атмосферу диоксида углерода можно определить только в том ^ случае, если известны виды и количество сожженного в стране топлива. Существует три вида иско- о паемого топлива — твердое, жидкое и газообразное. Самой желательной компонентой любого из них £ является водород, при горении которого, даже с учетом потерь на превращение, образовавшейся при о этом воды в пар, количество выделяющегося тепла в три раза больше, чем при горении такой же массы ^ углерода, но состав энергоносителя зависит от месторождения. х
Сегодня следует проводить целенаправленную политику по стимулированию использования тех о видов энергии, которые при их сжигании дают минимальные объемы выбросов парниковых газов. ° Региональные квоты на последние должны учитывать эту необходимость. С этой целью нами пред- ф лагается методика оценки экологических качеств топлива, использование которой позволит миними- о зировать затраты, связанные с соблюдением региональных квот. о
Для оценки экологического качества топлива необходимо использовать парниковый коэффици- ^ ент топлива, кг/ГДж, показывающий сколько диоксида углерода в кг образуется на один ГДж тепла. 2 Использование этой методики позволит оценить содержащееся в приобретаемых ТЭР количество ^ диоксида углерода, и исходя из полученных оценок уже можно будет получить представление о по- о
ш
тенциальных затратах приобретателя, связанных с выбросом парниковых газов с учетом конкрет-
о
ных региональных условий. о Квота России на выбросы парниковых газов определена по состоянию на предпоследний год ^ существования СССР, но распределить ее по регионам в настоящее время, полагаясь на исходные дан- ^ ные семнадцатилетней давности, невозможно, поскольку абсолютное большинство предприятий, ко- ф торые тогда сжигали топливо и выбрасывали в атмосферу диоксид углерода, закрылись или перепрофилировались. На наш взгляд, из общего списка потребителей топлива, не связывая их с регио- ¡^ нами, где они расположены, необходимо выделить действующие структуры общефедерального зна- ® чения, которые невозможно построить на другой территории из-за отсутствия сырья, топлива, воды и 2 т.п., и определить им квоты на потребление топлива с учетом лучших показателей аналогичных § объектов отрасли. К таким структурам можно отнести конденсационные электрические станции, о
железнодорожный транспорт, предприятия горнорудной, черной и цветной металлургии, химической промышленности и другие. При распределении квот государство оставляет за собой определенный резерв на развитие и строительство предприятий федерального значения, чтобы в последующем не урезать квоты регионов. Оставшуюся часть государственной квоты необходимо разделить между регионами пропорционально проживающему населению с учетом широтного коэффициента. В силу климатических условий на отопление зданий на севере энергии расходуется больше, чем на юге. На человека по социальным нормам определяется потребность в топливе на отопление жилья, горячее водоснабжение, приготовление пищи, автотранспорт и т.п., но без учета затрат электрической энергии, поскольку она вырабатывается на станциях, вошедших в федеральный список. Таким образом, каждый гражданин страны получит бесплатную квоту на топливо и соответственно на выброс в атмосферу диоксида углерода. Превышение квоты следует облагать прямым или косвенным налогом, т.е. потребитель докупает право на дополнительный выброс диоксида углерода, а вырученные средства можно будет направлять в специальный фонд на внедрение энергосберегающих технологий и разработку альтернативных и возобновляемых источников энергии. Эти меры на фоне российской действительности могут показаться экзотическими, однако, учитывая необратимые тенденции снижения запасов углеводородного сырья и увеличение энергетических потребностей растущих экономик, подобная перспектива неизбежна.
В Кабардино-Балкарской республике в 1991 году потребление топлива составило: природного газа — 1153,5 млн. м3, нефтепродуктов и угля, соответственно — 336,2 и 202,7 тыс. т. К 2003 году топливный баланс существенно изменился, и республика израсходовала на свои нужды 1417,4 млн. м3 газа, соответственно — 9,8, 110,5 и 2,9 тыс. т нефти, нефтепродуктов и угля. Потребление газа увеличилось в 1,23 раза, а нефтепродуктов и угля уменьшилось, соответственно, в 2,8 и 70 раз. Объяснятся это тем, что республика практически полностью газифицирована, а промышленность и сельскохозяйственные предприятия уже не работают с прежней мощностью. При этом энергосистема Кабардино-Балкарской республики — одна из самых дефицитных на Северном Кавказе (дефицит по мощности и выработке электроэнергии составляет около 70%). Свои потребности в электроэнергии регион вынужден удовлетворять за счет покупки ее на Федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности. В то же время, потребление газа в республике увеличивается за счет населения. Снижение спроса на нефтепродукты объясняется уменьшением их потребления в сельском хозяйстве и промышленности, несмотря на то, что за эти годы парк частных машин существенно увеличился. Точную массу выброшенного в атмосферу с территории республики за 1991 год диоксида углерода (по нашим оценкам не менее 3,5 млн. т) определить затруднительно, ввиду того, что в то время во многих селах в качестве топлива использовали преимущественно дрова. С газификацией всех городов и населенных пунктов республики учет парниковых газов существенно упростился, так в 2003 году было выброшено около 3,0 млн. т диоксида углерода. Численность постоянного населения республики 900 тысяч человек, а социальная норма потребления газа составляет около 600 м3 на человека. Только в 2003 году население по норме израсходовало не менее 540 млн. м3 газа, что значительно ниже его действительного расхода на отопление и горячее водоснабжение.
Существенная доля выбросов парниковых газов приходится на автотранспорт. Вести учет перемещений машин между регионами сложно и накладно, а тем более бессмысленно пытаться определить количество сожженного ими топлива на той или иной территории. Поэтому топливо, реализованного на территории субъекта, надо считать сожженным там же. Заправочные станции реализуя топливо и транзитному автотранспорту, тем самым будут уменьшать свободную долю региональной квоты.
Региональную квоту необходимо распределять внутри территории аналогично федеральной: вначале выделить промышленные предприятия и потребителей топлива областного значения и установить им квоты, а затем сложить их с реальным потреблением топлива населением. Оставшаяся часть квоты составит резерв, с которым можно будет поступать по усмотрению региона, в том числе и продавать другим областям самостоятельно или через федеральные структуры.
Регионы, как только определятся с квотами на выброс диоксида углерода и другие парниковые газы, будут стремиться наполнить свою квоту топливом в виде углеводородов (мазут, газ), а не углеродом с малым содержанием водорода и значительным балластом (уголь). Этому будет способствовать и структура цен сложившаяся на ТЭР. Сравнив цены (без налога на добавленную стоимость) на единицу энергии, содержащейся в двух видах топлива, которые можно сжигать в топках без переоборудования котлов, можно увидеть, что средняя цена мазута у производителей составляет около
5000 рублей за тонну, а самого дорогого природного газа XI ценового пояса — 1714 рублей за 1000 м3. Следовательно цена одного МДж тепла, содержащегося в мазуте 12 копеек, а в газе — только 5 копеек. Диспропорция налицо. При таких условиях никто добровольно не перейдет с газа даже на мазут, не говоря уже о каменном угле. Сдерживающим фактором в стремлении регионов к увеличению или сохранению в топливном балансе превалирующей доли природного газа станет наметившаяся тенденция увеличения цены на природный газ, а также твердая государственная политика стимулирующая энергосбережение.
Таким образом, с подписанием Россией Протокола наступил новый период в жизни страны. С ростом российской экономики потребности в энергоресурсах будут возрастать. Кроме того, встанет необходимость полномасштабного учета экологического фактора в национальном развитии, и принятые Россией обязательства в этой сфере будут распределены по регионам. В этих условиях появляется необходимость экономического обоснования региональных квот на выбросы диоксида углерода. Сама по себе эта проблема осложняется многосторонним характером использования энергии и исторически сложившейся традицией ее слабой экономии. Изложенное выше позволяет выделить следующие направления ее решения. Во-первых, следует установить научно обоснованные годовые нормы потребления энергии на одного жителя, определиться с количеством выбросов парниковых газов в регионах и ввести квоты на них с определением минимального выброса диоксида углерода на одного человека (т. е. установить коэффициент потребления энергии). В последствии рассмотреть возможность введения прогрессивного налога, опираясь этот коэффициент, по принципу: больше комфорта — выше налог. Во-вторых, использование предложенной нами методики позволит давать
ТИНИКАШВИЛИ т.ш.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
оценку применяемому топливу, в том числе в аспекте его экологических параметров, и связанных с £
ними потенциальных затрат в связи с необходимостью соблюдения установленных квот. В-третьих, ^
необходимо ввести в законодательном порядке энергетический паспорт регионов, что позволит от- ^
слеживать потребление энергии и выявлять возможности ее экономии. В-четвертых, следует помнить, о что нельзя разработать эффективную систему энергосбережения без использования возобновляемых
источников энергии, к которым относятся: солнечная, ветровая, геотермальная энергия, энергия во- □
дотоков, приливов и морских волн, биомассы, а также твердые и жидкие отходы, низкопотенциальное О тепло воздуха, воды и земли. И, наконец, в-пятых, мероприятия, связанные с введением лимитов и
торговлей квотами, должны быть включены в тарифную политику российских регионов. ^
о
ЛИТЕРАТУРА. ®
1. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении кли- о мата. 11.12.1997. ®
2. Лапонш Б., Филимон Т., Жгенти В. Российско-европейский диалог по вопросам энергетики и энергети- х
ческая стратегия России — определяющая роль энергосбережения // Теплоэнергетика. 2004. № 7. о
о
X X
3. Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М.: Прогресс, 1978.
4. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от ф 28.08.2003 № 1234-р. ¡3
5. Energy Balances of Non-OECD Countries. 2002-2003. Paris: IEA Press, 2005. о
6. Pain without Gain: Canada and the Kyoto Protocol. Ottawa: Canadian Manufacturers & Exporters Press, 2006. ¡J
0
1_
0
1_
о о
m О i— О О CL
О ф
В отечественной финансовой науке теоретической разработке фундаментальных понятий уделе- ф
но немало внимания. Однако в опубликованных работах предметом исследования, как правило, является финансовое, а не денежное хозяйство. Так, еще в 1929 году А.И. Буковецкий предложил определение финансового хозяйства государства, с которым трудно не согласиться и сегодня: «Сово-
о
х О
О