ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
В. М. ЮРЬЕВ, С. В. КОЛЯСКИНА
В статье проанализированы экономические детерминанты функционирования современных российских вузов. Определено, что в современных условиях происходит трансформация деятельности вуза в соответствии с необходимостью ее адаптации к потребностям экономического развития. Предложен вектор развития деятельности вуза в современных условиях хозяйствования, сформирована система показателей для оценки экономических эффектов от социальной деятельности вуза.
Ключевые слова: экономическая деятельность вузов, критерии оценки экономической эффективности функционирования российских вузов, трансформационные процессы в образовательной системе.
Развитие российской экономики все еще в значительной степени испытывает на себе влияние периода радикальных либеральных реформ, которые задали вектор трансформации национального хозяйства России и в том числе ее социальной сферы. Кардинальные изменения в постсоветской экономике сопровождались сокращением объемов государственного финансирования социальной сферы, ее частичной коммерциализацией.
Так, несмотря на то, что за период 2000-2008 гг. общие государственные расходы Российской Федерации на образование, выраженные в процентах к ВВП, по расчетам ОЭСР, выросли на 1,2 п. п. и составили 4,1 %, однако не достигли среднего уровня расходов по странам ОЭСР (5,2 % в 2000 г. и 5,4 % в 2005 и 2008 гг.) [2]. В 2012 г., по данным Министерства финансов РФ, доля расходов на образование в федеральном бюджете составила также всего 4,8 %. При этом в общем объеме расходов на образование доля расходов на высшее и послевузовское образование в 2011 г. составила 18,7 %. Как следствие, российские вузы были вынуждены осваивать новые направления хозяйственной деятельности - выдвигать на одно из ключевых мест экономические императивы своего развития.
К товарной продукции, производимой государственным высшим учебным заведением, относятся следующие группы работ и услуг:
- учебно-педагогическая продукция (объем знаний по определенным программам, научнометодическая продукция, обеспечивающая реализацию образовательных программ, и т. д.);
- научно-техническая продукция, состав и структура которой определены еще в 1980-е гг.;
- непрофильная продукция и услуги (объем платных работ и услуг, оказываемых вузом организациям, населению и своим работникам посредством использования возможностей структурных подразделений непрофильного характера - транспортно-ремонтные, редакционно-издательские и другие работы и услуги) [1].
Специфика трансформационных процессов в экономике России не меняет общемировой тенденции усиления роли интеллектуального капитала как ключевого фактора производства, в соответствии с которой именно социальные задачи определяют вектор развития вузов, а экономические императивы выступают ключевым условием его конкурентоспособности. Соответственно, перед российскими вузами стоит задача обеспечения сбалансированного социально-экономического развития, которое позволит им успешно функционировать в сложившихся условиях хозяйствования. Одним их ключевых условий решения данной задачи выступает не только деятельность государства, связанная с развитием социальной сферы, но и собственная активность вуза, направленная на оптимизацию структуры управления, совершенствование механизмов хозяйствования, формирование высокопрофессионального кадрового состава и т. д.
Важнейшими целями экономики современной России выступает обеспечение ее инновационного характера; построение экономики, основанной на знаниях; уход от сырьевой модели экономического
развития. Реализация данных планов предполагает, прежде всего, обеспечение национальной экономики специалистами, способными создавать инновационный продукт, свободно владеть информацией, обладающими способностью к самосовершенствованию. Данные процессы, происходящие в национальном хозяйстве, неизбежно влекут за собой и изменения в деятельности вузов, определяя для них
Трансформация социальной деятельности вуза обусловлена необходимостью обеспечения непрерывного образовательного сопровождения профессиональной деятельности в современных условиях, обеспечивая не просто переход между ступенями образования, но и получение профессиональных знаний в параллельных образовательных процессах.
Кроме того, научно-исследовательская деятельность вуза постепенно переходит в инновационно-венчурную активность, которая носит скорее экономический, чем социальный характер и направлена на разработку и внедрение инновационных продуктов в конкретную хозяйственную практику. Одной из ключевых задач современных вузов выступает также обеспечение социальной, профессиональной и личностной адаптации студента.
В данных условиях экономическая деятельность вуза также претерпевает существенные изменения, что проявляется в ее направленности на прибыльное и конкурентоспособное продвижение результатов образовательной и научной деятельности вуза с целью получения прибыли.
Таким образом, социальное развитие вуза в современных условиях хозяйствования приобретает экономический характер, проявлением которого выступают:
1) наличие экономического эффекта от социальной деятельности как на микро-, так и на макроуровнях;
новые условия хозяйствования, поскольку вуз в своем развитии не только определяет вектор эволюции общества, но и находится в прямой зависимости от его целей, потребностей и ресурсов.
Соответственно, в современных условиях происходит трансформация деятельности вуза в соответствии с необходимостью ее адаптации к потребностям экономического развития (табл. 1).
2) повышение предпринимательской активности вуза в части реализации и продвижения социальных результатов деятельности.
Исходя из этого, в рамках решения задачи оценки социального развития вуза как хозяйствующего субъекта можно определить, что:
- во-первых, в настоящее время эффективность деятельности вуза не определяется с помощью экономических эффектов;
- во-вторых, отсутствует система показателей, отражающих экономическую составляющую социальной деятельности вуза;
- использование абсолютных показателей развития вуза (объем НИР, количество малых инновационных предприятий при вузе и т. д.) не дает объективной информации о его социальноэкономическом развитии как хозяйствующем субъекте.
В соответствии с выявленными недостатками целесообразно предложить методику комплексной оценки социального развития вуза в соответствии с выделенными экономическими императивам, где ключевыми принципами являются:
- приоритет результативных экономических показателей функционирования;
- приоритет использования относительных и средних величин при оценке получаемых экономических эффектов от социальной деятельности;
Таблица 1
Вектор развития деятельности вуза в современных условиях хозяйствования
Экономическая деятельность Социальная деятельность Экономическая деятельность
►
Хозяйственная деятельность с целью обеспечения материальных условий для организации образовательного процесса Обособленный образовательный процесс Элемент единого непрерывного образовательного процесса Предпринимательская деятельность как деятельность по прибыльному и конкурентоспособному продвижению результатов своей образовательной и научной деятельности вуза с целью получения прибыли
Реализация воспитательной функции Формирование ценностной платформы жизнедеятельности человека
Решение задач обеспечения культурного досуга молодежи Обеспечение социальной, профессиональной и личностной адаптации студента
Реализация научноисследовательских проектов Разработка и внедрением инновационных продуктов в конкретную хозяйственную практику
►
- динамический подход к оценке получаемых экономических эффектов от социальной деятельности.
Предлагаемая методика включает в себя реализацию следующих этапов:
1. Разработка системы показателей для оценки экономических эффектов от социальной деятельности по образовательной, инновационно-венчурной и культурно-воспитательной составляющим.
В соответствии с чем нами предложена следующая система показателей (табл. 2).
Таблица 2
Система показателей для оценки экономических эффектов от социальной деятельности вуза
№ п\п Показатель Пороговое значение
1 Показатели оценки экономического эффекта от образовательной деятельности
2 Доход от прохождения довузовской подготовки в учреждении в расчете на единицу ППС (тыс. руб.) 2
3 Доход от прохождения вузовской подготовки в учреждении в расчете на единицу ППС (тыс. руб.) 5
4 Доход от прохождения послевузовской подготовки в учреждении в расчете на единицу ППС (тыс. руб0 2
5 Доход по программам обучения иностранных студентов в расчете на единицу ППС (тыс. руб.) 20
6 Показатели оценки экономического эффекта от инновационно-венчурной деятельности
7 Доход от коммерциализации инноваций в расчете на единицу ППС (тыс.руб.) 5
8 Доход вуза от научных исследований в расчете на единицу ППС (тыс.руб.) 35
9 Показатели оценки экономического эффекта от культурно-воспитательной деятельности
10 Доход от участия в культурно-массовых мероприятиях в расчете на единицу ППС (тыс.руб.) 1
2. Оценка сложившегося уровня социального развития вуза как хозяйствующего субъекта по составляющим:
где J - соответствует «О» - образовательная составляющая;
«И» - инновационно-венчурная составляющая;
«К» - культурно-воспитательная составляющая.
Рл=-
і факт
где 1 факт - значение показателя в отчетном периоде;
X,.
1 этал - эталонное значение показателя;
1 = 1...П.
Критерии оценки сложившегося уровня социального развития вуза как хозяйствующего субъекта отражены в таблице 3.
3. Анализ характера социального развития вуза как хозяйствующего субъекта предполагает сравнение полученных оценок (в соответствии с таблицей 3) по составляющим. Если оценки совпадают или являются «соседними», то по харак-
теру развитие будет сбалансированное. Если данные требования не выполняются, то развитие является несбалансированным.
Таблица 3
Критерии оценки сложившегося уровня социального развития вуза как хозяйствующего субъекта
№ п/п значение Р: сложившийся уровень развития вуза как хозяйствующего субъекта
1 до 0,58 очень низкий
2 от 0,59 до 0,78 низкий
3 от 0,79 до 0,98 недостаточный
4 от 0,99 до 1,09 достаточный
5 более 1,1 высокий
4. Анализ вектора развития вуза как хозяйствующего субъекта предполагает:
- определение среднего темпа прироста показателей по группе;
- оценка вектора развития вуза по каждой составляющей в соответствии со следующими критериями (табл. 4).
Исходя из вышесказанного, проведем комплексную оценку уровня, вектора и характера развития вуза как хозяйствующего субъекта (Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина) на основе предлагаемой методики (табл. 5) и сформируем характеристику
х
Тпп„ = Тр„ Тпп„
рл -100 % => Рл = 3,14, таким
образом, комплексное социальное развитие вуза как хозяйствующего субъекта (по экономическим показателям) следует оценить как стабильное.
Проведенная оценка показала, что исследуемый вуз характеризуется стабильным, но несбалансированным (недостаточным по инновационновенчурной и культурно-воспитательной составляющим и высоким по образовательной составляющим социальной деятельности) характером развития.
Таблица 5
Экономические эффекты от социальной деятельности вуза как хозяйствующего субъекта (на примере Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина)
№ п/п Показатель Пороговое значение Рм в 2010 г. Рм в 2011 г.
1 Показатели оценки экономического эффекта от образовательной деятельности
2 Доход от прохождения довузовской подготовки в учреждении в расчете на единицу ППС (тыс. руб.) 2 0,897 0,885
3 Доход от прохождения вузовской подготовки в учреждении в расчете на единицу ППС (тыс.руб.) 5 1,265 1,176
4 Доход от прохождения послевузовской подготовки в учреждении в расчете на единицу ППС (тыс. руб.) 2 1,097 1,987
5 Доход по программам обучения иностранных студентов в расчете на единицу ППС (тыс. руб.) 20 0,9 1,1
6 Показатели оценки экономического эффекта от инновационно-венчурной деятельности
7 Доход от коммерциализации инноваций в расчете на единицу ППС (тыс. руб.) 5 0,6 0,6
8 Доход вуза от научных исследований в расчете на единицу ППС (тыс. руб.) 35 1,189 1,201
9 Показатели оценки экономического эффекта от культурно-воспитательной деятельности
10 Доход от участия в культурно-массовых мероприятиях в расчете на единицу ППС (тыс. руб.) 1 0,983 0,899
Таблица 6
Характеристика развития вуза как хозяйствующего субъекта по составляющим в 2011 г.
№ п/п Составляющая Значение показателя уровня социального развития вуза Уровень развития Характер развития ТР
1 Образовательная 1,228104 высокий Несбалансированное с преобладанием экономических эффектов от образовательной деятельности 119,3719
2 Инновационно-венчурная 0,848882 недостаточный 100,5034
3 Культурно-воспитательная 0,899 недостаточный 91,45473
По нашему мнению, такое положение дел определено рядом объективных и субъективных факторов, что обусловливает поиск необходимого инструментария развития вуза:
1) объективные факторы.
- несовершенство институциональных условий для развития вуза;
- снижение объемов бюджетного финансирования, низкий уровень и качество образования;
- низкая степень интеграции вузов с другими хозяйствующими субъектами низкий уровень трудоустройства выпускников;
- недостаточный уровень знаний выпускников школ;
развития вуза как хозяйствующего субъекта по составляющим (табл. 6).
Таблица 4
Критерии оценки вектора развития вуза по составляющим
№ п/п значение вектор развития вуза как хозяйствующего субъекта
1 менее - 5 деградация
2 от - 5 до 5 стабильность
3 от 5 до 15 развитие
4 более 15 бурное развитие
- нарушение традиционных семейных уз и связей;
2) субъективные факторы:
- низкая результативность предпринимательской деятельности в вузе;
- низкий уровень мотивации работников вуза;
- неэффективный внутренний и внешний менеджмент;
- снижение культурного уровня преподавательского корпуса;
- несложившийся бренд университета, отсутствие целостной системы формирования корпоративности;
- отсутствие реальной связи с выпускниками;
- низкая материальная заинтересованность в участии в культурных и воспитательных мероприятиях;
- отсутствие института резерва замещения кадров управления;
- низкий КПД деятельности преподавателей как научных кадров, оторванность от практики;
- недостаточное привлечение к НИР студентов;
- низкий уровень качества многих научных публикаций, наличие «ненаучного» соавторства;
- неэффективная организация работы с иностранными гражданами.
Литература
1. Асаул А. Н., Капаров Б. М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / под ред. А. Н. Асаула. СПб., 2007.
2. Романова В. В., Мацкевич А. В. Показатели бюджетных расходов в сфере образования. М., 2012.
* * *
ABOUT ECONOMIC DETERMINANTS OF FUNCTIONING OF MODERN RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
V. M. Yuryev, S. V. Kolyaskina
In article economic determinants of functioning of modern Russian higher education institutions are analyzed. It is defined that in modern conditions there is a transformation of activity of higher education institution according to need of its adaptation to requirements of economic development. The vector of development of activity of higher education institution in modern conditions of managing is offered and the system of indicators for an assessment of economic effects of social activity of higher education institution is created.
Key words: economic activity of higher education institutions, criteria of assessment of economic efficiency of functioning of Russian higher education institutions, transformational processes in educational system.