Научная статья на тему 'Развитие вуза как хозяйствующего субъекта: организационно-экономический инструментарий обеспечения'

Развитие вуза как хозяйствующего субъекта: организационно-экономический инструментарий обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ВУЗОВ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВУЗА / ECONOMIC ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / STIMULATION OF ECONOMIC ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC TOOLS OF ENSURING DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коляскина София Владимировна

В статье поставлена цель – рассмотреть и совершенствовать ключевые моменты организационно-экономического инструментария обеспечения развития вуза как хозяйствующего субъекта; предложен мотивационный механизм стимулирования экономической и социальной деятельности вуза, а также определены направления активизации социально-экономической деятельности российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION INSTITUTION DEVELOPMENT AS MANAGING SUBJECT: ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC TOOLS OF PROVIDING

In article the purpose – to consider and improve the key moments of organizational and economic tools of ensuring development of higher education institution as the managing subject is set; the motivational mechanism of stimulation of economic and social activity of higher education institution is offered, and also the directions of activization of social and economic activity of the Russian higher education institutions are defined.

Текст научной работы на тему «Развитие вуза как хозяйствующего субъекта: организационно-экономический инструментарий обеспечения»

РАЗВИТИЕ ВУЗА КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

С. В. КОЛЯСКИНА

В статье поставлена цель - рассмотреть и совершенствовать ключевые моменты организационно-экономического инструментария обеспечения развития вуза как хозяйствующего субъекта; предложен мотивационный механизм стимулирования экономической и социальной деятельности вуза, а также определены направления активизации социальноэкономической деятельности российских вузов.

Ключевые слова: экономическая деятельность вузов, стимулирование экономической активности вузов, организационно-экономический инструментарий обеспечения развития вуза как экономического субъекта.

В период реформирования системы высшего образования качество образовательной и научноисследовательской деятельности вуза все чаще связывается с его экономической самостоятельностью. Содержание национальных доктрин, концепций, приоритетных направлений развития и планов мероприятий по модернизации российского образования формируют облик успешного вуза как открытой системы, восприимчивой к запросам внешнего рынка, способной производить востребованных на рынке труда специалистов, проводить приоритетные для инновационной политики страны исследования.

Качественные изменения, стимулируемые в образовательной сфере, преследуют цель обеспечения прикладного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на фоне повышения автономии и экономической самостоятельности вузов [3].

Современный вуз «ценится» за способность привлекать внебюджетное финансирование, использовать его для индивидуализации образовательного процесса в соответствии с пожеланиями работодателей и личностными запросами обучаемого, в том числе за счет перестройки системы управления (менеджеры высшего звена, общественные институты внешнего управления, информационная прозрачность, управление имиджем и конкурентоспособностью вуза) [3].

Высшее профессиональное образование, формирующее человеческий капитал на различ-

ных уровнях, в условиях экономики знаний выступает в роли доминирующего фактора развития как отдельного индивида, так и экономической системы в целом. Трансформационные процессы, происходящие в обществе, безусловно, провоцируют изменения социально-экономических отношений в сфере профессионального образования, активизируя формирование вуза как эффективно хозяйствующего субъекта.

В этой связи проблемы функционирования российской высшей школы, ее адаптации к изменениям в системе экономических отношений приобретают первостепенное значение для дальнейшего качественного развития страны.

В процессе перехода от индустриальной к информационной парадигме развития усиливается роль отношений собственности. В этом контексте современное состояние высшей школы России характеризуется как не соответствующее новым условиям хозяйствования.

Однако в настоящее время отсутствуют комплексные исследования по проблемам обеспечения экономического развития вуза как хозяйствующего субъекта в современных российских условиях.

Следует отметить, что субъектами управления экономического развития вуза являются государство, руководство региона, в котором функционирует вуз, а также непосредственное руководство того или иного высшего учебного заведения. Исходя из этого, рассмотрим совершенствование организационно-экономического инструментария обеспечения развития вуза как хозяйст-

вующего субъекта с субъектно-объектных и целевых исходных точек анализа.

В целях обеспечения роста социальноэкономической активности вуза в современных ус-

ловиях хозяйствования следует использовать мотивационный механизм, предполагающий воздействие государства и самого вуза на его научную, образовательную и хозяйственную подсистемы (рис. 1).

и

о

ч

ю

«

3 я

4

сЗ

н

х

1)

£

л

н

о

X

к

Внутривузовская научная, образовательная и хозяйственная подсистемы

&

о

ц

ю

¡и

X

03

к

н

03

н

А

ц

со

о

Рч

Рис. 1. Мотивационный механизм стимулирования социальной и экономической деятельности вуза

Мотивационный механизм стимулирования экономической и социальной деятельности вуза как хозяйствующего субъекта должен включать осуществление мер со стороны государства (по формированию институциональных условий для выполнения вузами многообразных функций в развитии национального хозяйства), а также деятельность вуза в соответствии с организационноэкономическим, кадровым, исследовательско-инвестиционным детерминантами его социальноэкономического развития: осуществление мероприятий по совершенствованию организационной структуры и административного менеджмента вуза; формирование внутривузовских стабилизационных фондов; осуществление учета по центрам ответственности; расширение межвузовских, региональных и международных взаимодействий; формирование мобильного кадрового резерва; совершенствование материального стимулирования труда; планомерное развитие системы социальных гарантий работников вуза; организация НИР; расширение спектра консультационных услуг; развитие системы грантов; применение инструментов венчурного финансирования.

В данном контексте речь идет, прежде всего, о способности государства концентрировать ресурсы на развитии образовательной и научной сфер, обеспечивать формирование институциональных условий для выполнения вузами многообразных функций в развитии национального хозяйства, а также гарантировать их экономическую и интеллектуальную свободу.

Экономическая активность вуза как хозяйствующего субъекта определяется объемами бюджетного финансирования, разнообразием источников внебюджетных доходов, а также размерами финансирования по НИР, НИОКР, грантам, хозяйственным договорам на оказание научных и образовательных услуг, а его социальная активность выражается во вкладе вуза в развитие общества и решении социальных проблем.

С учетом проблем, связанных с дефицитом финансовых средств, сезонностью их поступления, малой эффективностью дискретности источников финансовых средств, инфляцией, низким уровнем финансового менеджмента, минимумом принципов здорового предпринимательства в вузе, а также рядом социальных проблем, ограничивающих возможности социально-экономического развития вуза в современных условиях (низкий уровень личных доходов ППС и сотрудников вузов; сдержанный социальный пакет членов коллектива вуза; отсутствие прозрачности использования финансовых средств в отношении к вузовскому коллективу в

целом и каждому его члену персонально), следует выделить следующие детерминанты активизации социально-экономической деятельности вуза:

- организационно-экономический (осуществление мероприятий по совершенствованию организационной структуры и административного менеджмента вуза; формирование вузовских стабилизационных фондов; осуществление учета по центрам ответственности; расширение межвузовских, региональных и международных взаимодействий);

- кадровый (реализация кадровой политики, направленной на формирование мобильного кадрового резерва; совершенствование материального стимулирования труда за счет дифференциации оплаты труда, обеспечения ее подвижности и конструктивной консервативности; планомерное развитие системы социальных гарантий работников вуза);

- исследовательско-инвестиционный (сегодня вуз может рассматриваться как хозяйствующий субъект, способный своими функциональными действиями приносить прибыль, в том числе и на вложенные дополнительные финансовые ресурсы. Особенно это характерно для научно -исследовательской и венчурной производственной деятельности вуза).

В результате реализуемых мероприятий предполагается получение вузом экономического, социального и интегрирующего эффектов.

Наиболее эффективной формой аккумулирования финансовых ресурсов для выполнения конкретных программ и достижения конкретных результатов являются фонды, создаваемые как внутри самого вуза, так и в кластерном режиме в параллельных вузу экономических полях (рис. 2). Эти фонды могут носить общий, благотворительный или целевой характер.

В качестве конкретного аккумуляторного фонда притока средств так называемого бессрочного вклада может быть образован эндаумент-фонд, используемый вузом через управляющую компанию, т. е. коммерческую структуру, имеющую лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. В результате передачи им в управление так называемого целевого капитала вузы получают доход, который передается, за минусом оговоренного договором вознаграждения управляющей компании, на реализацию вузом своих функциональных целей [4].

Рис. 2. Роль и место стабилизационного фонда в активизации социально-экономической деятельности вуза

Подобная практика финансирования широко распространена на Западе. В странах Европы и США большинство учебных заведений имеют собственные эндаумент-фонды. Например, фонд Гарвардского университета составляет 29 млрд долл. Благодаря вложению в венчурные программы и другие рисковые инструменты в течение последних 20 лет средняя доходность эндаумент-фонда Гарварда составляла 15-17 % годовых.

Другой перспективной формой аккумулирования инвестиционных потоков в деятельность вуза должны стать венчурные фонды, создаваемые в плоскости его интересов и хозяйственной деятельности. По определению Европейской ассоциации венчурного финансирования, данные фонды обеспечивают акционерным капиталом предприятия, ценные бумаги которых не размещаются на бирже. В экономической литературе сегодня принято называть такие финансовые структуры термином ФПВИ (фонды прямых и венчурных инвестиций). Прямые инвестиции могут использоваться для развития новых продуктов и технологий, разработки и выпуска опытных образцов продукции, которая являясь по существу концептом, после проверки рынком, доработки,

формирования товарного бренда и т. д., станет основой выпуска массовых серий. Венчурный капитал, являясь разновидностью прямого инвестирования, поддерживает старт предприятий, занятых разработкой и выпуском товаров-концептов. Он обеспечивает поддержку НИОКРа для существующих высокотехнологичных и наукоемких производств, а также раннее развитие и расширение такого бизнеса [2].

Венчурные фонды создаются за счет средств как иностранных инвесторов, так и российского бизнес-сообщества, общественных организаций и населения, они не являются ни собственностью вузов, ни их структурными, даже и самостоятельными, подразделениями. Между этими фондами и вузами должен существовать особый механизм взаимосвязи, обеспечивающий высокий уровень рентабельности фондов, а вузам получение доходов от передаваемых инновационных проектов и разработок [4].

В условиях развития рыночных отношений, их совершенствования и дифференциации общества в системе аккумулирования финансовых ресурсов для инвестирования в жизнедеятельность вуза особое место занимают благотворительные

фонды. Благотворительные фонды, создаваемые в форме некоммерческих общественных организаций в виде фондов как таковых или фондов, созданных при общественных институтах (союзах, ассоциациях, обществах, гильдиях и т. п.), также не являются собственностью вуза, они аккумулируют средства населения, работодателей, иностранных инвесторов, общественных организаций и предоставляют ему инвестиции для реализации как общей концепции социально-экономического и материально-технического развития учебного заведения, так и конкретных программ, проектов и технологий.

Новые фонды финансирования деятельности вуза направлены не только на извлечение дополнительных доходов, но и в значительной мере формируют культурную и социальную среду жизнедеятельности образовательной структуры. Следовательно, возникает особое состояние реализации экономических интересов вуза: с одной стороны, их реализация связана с укреплением, развитием и увеличением материально-технической базы вуза, а с другой - они в ходе своей реализации способствуют развитию социальной среды региона, тем самым качественно изменяя условия и характер оказания образовательных услуг, их сущностные характеристики и вектор целей.

Важным моментом в стимулировании привлечения внебюджетных средств высшими учебными заведениями является организация учета затрат в разрезе центров ответственности. Выделение центров ответственности позволит существенно повысить эффективность учета, контроля и управления.

Цель создания центров ответственности состоит в более четкой организации контроля и регулировании затрат как функции управления, а также обеспечении четкой персонифицированной ответственности за уровень отдельных расходов и затрат вуза. Суть этого процесса состоит в сопоставлении достигнутых результатов с запланированными, анализе причин отклонения, установлении ответственных за эти отклонения и принятии необходимых корректирующих мер [1].

В соответствии с данными анализа структуры доходов и расходов вузов, проведенного на основе публичной информации, размещаемой на сайтах отдельных высших учебных заведений, выявлена тенденция увеличения доли внебюджетных средств, подтверждающая необходимость установления эффективного учета и контроля за ними посредством создания центров ответственности.

Эффективная система стимулирования становится возможной благодаря учету по центрам ответственности, который позволяет количественно

сопоставлять и оценивать вклад различных подразделений в изменение конечных финансовых результатов вуза. Учет по центрам ответственности - это система, которая оценивает соответствие достигнутых результатов запланированным по каждому центру ответственности, которое является самостоятельным объектом планового процесса и отвечает за достижение показателей, определяемых центральным аппаратом управления. Благодаря делегированию части полномочий подразделению, определяющих его статус как центра ответственности, любые отклонения от плановых показателей фиксируются не только по месту возникновения, но и по ответственному лицу (подразделению). Концепция учета по центрам ответственности предусматривает применение к различным подразделениям вуза определенных функций, которые наиболее эффективно стимулируют данные подразделения в их деятельности.

Литература

1. Сергеева И. А., Тусков А. А., Сенаторов Д. В., Чернецов В. И. Стимулирование привлечения внебюджетных средств вузом на основе учета по центрам ответственности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.

2. Титов Д. Накануне прорыва // Экономика и жизнь. 2007. № 43 (окт.).

3. Тормозова Т. В. Экономическая устойчивость российских вузов // Образование и общество. 2008. № 4. С. 90-95.

4. Юрьев В. М. «Жить по средствам»: реальности и возможности социально-экономического и материально-технического развития вуза // Развернутые тезисы доклада на расширенном заседании Совета ТГУ имени Г. Р. Державина 25 декабря 2007 года. Тамбов, 2007.

* * *

HIGHER EDUCATION INSTITUTION DEVELOPMENT AS MANAGING SUBJECT: ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC TOOLS OF PROVIDING

S. V. Kolyaskina

In article the purpose - to consider and improve the key moments of organizational and economic tools of ensuring development of higher education institution as the managing subject is set; the motivational mechanism of stimulation of economic and social activity of higher education institution is offered, and also the directions of activization of social and economic activity of the Russian higher education institutions are defined.

Key words: economic activity of higher education institutions, stimulation of economic activity of higher education institutions, organizational and economic tools of ensuring development of higher education institution as economic subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.