Научная статья на тему 'Об экологической грамотности студентов-юристов'

Об экологической грамотности студентов-юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об экологической грамотности студентов-юристов»

140 Высшее образование в России • № 12, 2007

Поскольку к числу условий адаптации первокурсников к изучению дисциплин предметного блока относят сформирован-ность у них умений осуществлять самоконтроль и самооценку, то в рабочей тетради эти условия реализованы следующим образом: по каждой теме сформулированы диагностируемые цели через описание знаний и умений и выделены задания трех уровней для диагностики достижения указанных целей. Для привлечения студентов к самоконтролю и самооценке, для осознания ими смысла и сущности выполняемых действий в работе предусмотрены вопросы типа: какие выводы можно сформулировать по результатам выполнения задания (всей работы)? чему научила работа? где, в каких заданиях уже выполнялись подобные действия, проводились аналогичные рассуждения?

Каждый этап усвоения нового объекта по рабочей тетради предваряется, сопровождается или завершается заданиями для «входной» или «текущей» диагностики, работами проверочного характера. Задания первого типа позволяют устанавливать степень готовности студентов к изучению нового материала, а задания второго типа — анализировать ход усвоения конкретного сегмента учебного материала, оказывать адресную помощь студентам и вносить коррективы в процесс обучения. Работы второго типа предназначены для самопровер-

ки и взаимопроверки студентами выполненных заданий, поэтому они, как правило, снабжены ответами, приведенными в конце тетради. Сопоставление оценки преподавателя с самооценкой выполненных заданий мотивирует студентов на саморазвитие и достижение лучших результатов. Выполнение диагностических заданий, представленных в конце каждой работы в рабочей тетради, позволяет формировать у студентов умение осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий, служит для развития рефлексивного мышления.

Опыт использования рабочей тетради на практических занятиях по математическому анализу показал, что при названных выше требованиях к ее построению она обеспечивает условия для включения каждого студента в учебную деятельность, способствует овладению специфическими и общими методами познания, формированию самооценки и самоконтроля и тем самым является средством адаптации студентов первого курса к вузовской жизни.

Литература

1. Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1986.

Е. ЗОРИНА, преподаватель Оренбургский государственный университет

В ближайшее десятилетие следует ожидать, что определяющим фактором роста экономики России будет по-прежнему использование природно-ресурсного потенциала страны. Вместе с тем время безграничной и неисчерпаемой природы давно миновало, и в XXI в. необходима кропотливая научная и практическая деятельность с

Об экологической

грамотности

студентов-юристов

целью выработки стратегии перехода от потребительского отношения к природе к «сотрудничеству с ней». В этой проблематике важное место занимают задачи повышения эффективности экологического образования будущих юристов. В частности, важным направлением обеспечения экологической безопасности является формиро-

Научный дебют

141

вание экологической грамотности будущих юристов как ориентировочной и исполнительской основы деятельности при разрешении эколого-правовых ситуаций.

Эколого-правовая ситуация — это юридический факт, соответствующий событию и/или действию, имеющим неблагоприятные последствия для окружающей среды, и разрешаемый нормами права.

Формирование экологической грамотности студентов-юристов рассматривается нами как процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой образовательной деятельности, направленной на обеспечение студентов экологическими знаниями, развитие ценностно-мо-тивационной сферы и расширение опыта природоохранной деятельности. Присвоение студентами общественно-профессионального опыта обеспечивает их успешность и активность в познании и сохранении природы и общества как единой системы, в конструктивном разрешении эколого-правовых ситуаций. Нами выделены типичные, критические, уникальные, экстремальные и катастрофические эколого-правовые ситуации.

Анализ образовательных стандартов показал, что рамки традиционного учебного процесса вуза не предусматривают профессионального знакомства будущего юриста с различными эколого-правовыми ситуациями, а тем более не предполагают активного участия студента в их разрешении. В качестве адекватной формы внеаудиторной работы, направленной на формирование экологической грамотности, мы рассматриваем научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) — совокупность научных исследований и действий в эколого-право-вой сфере, которые осуществляются ими с целью овладения правовыми знаниями о взаимодействии человека, общества, государства с окружающей средой. Таким образом, НИРС формирует умения творчески разрешать учебные и реальные экологические ситуации путем участия в процессуальных и процедурных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности.

Мы акцентируем внимание на аксиологическом компоненте, который требует поэтапного включения студента в деятельность по приобретению совокупности знаний о природной среде как важнейшей ценности и о нормах взаимодействия человека с окружающей средой; по развитию и формированию экологически значимых личностных качеств студента — гуманности, бережливости, ответственности за результаты своей деятельности. На этом основании студент-юрист в ходе НИРС должен быть готов: выявлять необходимость проведения научных исследований для получения нового эколого-правового знания; ставить научно-исследовательские задачи эколого-правовой направленности; разрабатывать гипотезы; планировать проведение исследований эколого-правовой направленности; анализировать исходные данные и оценивать результаты исследований.

Рассматриваемая НИРС предполагает некоторые специфические организационные и педагогические аспекты интегратив-ного характера.

В организационном аспекте НИРС представляет собой общество молодых ученых, работающее на базе профессиональных учебных заведений юридического профиля (колледжа, вуза) совместно с работодателями, общественными экологическими организациями, административными органами, хозяйствующими субъектами, профессиональными юридическими сообществами и другими социальными партнерами для ведения общественно полезной деятельности экологической направленности. В результате интеграции их интересов создается учебно-научно-производственная среда, инициируется интегрированный процесс «обучение + исследование + творчество + законотворчество + внедрение + мониторинг», актуализируются специфические организационно-педагогические условия, реализуются основные этапы формирования экологической грамотности будущего юриста.

В педагогическом аспекте для развития НИРС требуется совокупность дидактичес-

142 Высшее образование в России • № 12, 2007

ких средств, обеспечивающих совместную деятельность субъектов интеграции в рамках образовательного процесса, производственной практики, учебно- и научно-исследовательской работы и реальных действий природоохранного характера. Кроме того, необходимо психолого-педагогическое обеспечение интегративных форм, методов и средств юридического образования в сфере экологии. В этой связи целесообразно выделить три различных вида научно-исследовательской деятельности

Во-первых, это учебно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, основной задачей которой является его активизация по принципу: чем выше ступень обучения, тем больше самостоятельной работы. Во-вторых, это научные исследования, дополняющие учебную деятельность. Здесь основной задачей является выход за рамки программы группового аудиторного обучения, индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности образования в магистратуре или аспирантуре. В третьих, это научные исследования параллельно учебному процессу. Их основная задача — научная профессионализация студентов под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация, подготовка к конкретной области научной деятельности, выбор научного руководителя. Формы научной работы — участие в плановых исследованиях.

В ходе НИР студент выполняет действия двух типов: ориентировочные и исполнительские. Благодаря действиям первого типа выявляется потребность в разрешении научно-исследовательских ситуаций того или иного вида, ставятся цели, планируется их достижение, подбираются методы выполнения исследовательских действий, оцениваются их результаты. Действия второго типа — это собственно научно-исследовательская работа, в ходе которой выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, делаются выводы.

Большое внимание научной работе студентов уделяется на юридическом факультете Оренбургского государственного университета. Начиная с 2004 г. на всех факультетах вуза сформированы отделения студенческого научного общества под руководством отдела научно-исследовательской и инновационной работы студентов. Эколого-правовую ситуацию в Оренбургской области обусловливает деятельность нефтегазоперерабатывающих комплексов, металлургических предприятий, машиностроительных производств, сельскохозяйственных фирм. Значительное влияние на нее оказали ядерные испытания на Семипалатинском полигоне, близость космодрома Байконур, техногенные аварии на производствах Челябинской области. По данным Оренбургского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уровень загрязнения выше среднего по России остается в городах Орск, Новотроицк, Кувандык. Многочисленные вопросы экологического плана привели к созданию на юридическом факультете ОГУ лаборатории правового консультирования в сфере экологического права. Студентами был определен круг актуальных вопросов, предложены варианты ответов, которые затем были апробированы в практике консультирования. Были разработаны комплексы нормативно-правовой и организационной документации, сборники локальных актов, определяющие деятельность лаборатории. В учебном процессе реализован соответствующий спецкурс — «Юридическая ответственность за экологические правонарушения».

В процессе интеграционного взаимодействия возник расширенный вариант проекта, в котором теперь принимают участие студенты-юристы и преподаватели из Гуманитарного юридического колледжа ОГУ, Московской государственной юридической академии, Оренбургского государственного аграрного университета. В расширенном варианте проекта СНО реализуется практика выездных студенческих кабинетов пра-

Научный дебют

143

вового безвозмездного консультирования населения Оренбургской области.

Данный подход способствует повышению уровня научных разработок молодого

поколения научных школ, пополнению регионального корпуса юристов специалистами, компетентными в сфере экологического права.

Л. ЕРЕМИНА, ст. преподаватель Московский городской педагогический университет

Введение в систему образования ЕГЭ поднимает проблему подготовленности учащихся к прохождению процедуры итоговой аттестации. В этой связи актуальным становится изучение психологических особенностей школьников, влияющих на успешность сдачи ими экзаменов, способствующих или снижающих их результативность.

Экзамены в традиционной форме и ЕГЭ имеют принципиальные различия в процедуре и форме проведения (табл. 1). Поэтому для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ необходимо на всех уроках в течение учебного года вводить тестовые задания для контроля знаний с оценкой и ограничением времени для выполнения. Работа с материалом в тестовой форме должна стать привычной для учащихся и психологически комфортной. При этом нужно учитывать влияние психологических особенностей учащихся.

Исследование, проводимое в 20012007 гг. на базе московских школ кафедрой общей и практической психологии МГПУ, показало, что выпускники демонстрируют разные результаты при сдаче экзаменов в традиционной форме и ЕГЭ. В частности, результаты ЕГЭ являются менее успешными по сравнению с результатами экзаменов в традиционной форме. Анализировались три тенденции изменения отметокна экзаменах: повышение оценки относительно среднегодового балла по дисциплине, понижение оценки и ее подтверждение (ргис. 1).

Отрицательное влияние на успешность сдачи ЕГЭ оказывают такие психологичес-

ЕГЭ и традиционный экзамен

кие особенности личности, как мотивация избегания неудач, мотивация успеха с эффектом перемотивации, низкий уровень направленности на знания при низкой и средней направленности на отметку, низкий уровень притязаний, неадекватный уровень притязаний, низкий уровень самооценки и повышенный уровень личностной тревожности. Данные параметры личности являются одними из основных в определении успешности учащихся и в процессе обучения, и в процессе сдачи экзаменов. Мотивация успеха и мотивация избегания неудач - это две ведущие стратегии в деятельности, обеспечивающие во многом ее качество и эмоциональные переживания относительно достигаемого успеха. Так, мотивация избегания неудач ведет к восприятию ЕГЭ как тяжелого испытания с ожиданием негативного результата по сравнению со знакомым традиционным экзаменом. Мотивация успеха, конечно, способствует получению высокого результата на любом экзамене. Однако в полной мере это происходит при средней сложности задания и при адекватной оценке своих возможностей. В ситуации заданий повышенной сложности может возникнуть явление перемотивации, связанное с чрезмерным сосредоточением и желанием достичь успеха в любом случае, что влечет за собой снижение результата деятельности. Исследование показало, что мотивация успеха является фактором, способствующим успешной сдаче ЕГЭ, а мотивация избегания неудач значительно затрудняет получение положительного результата. При этом для ус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.