Научный дебют
143
вового безвозмездного консультирования населения Оренбургской области.
Данный подход способствует повышению уровня научных разработок молодого
поколения научных школ, пополнению регионального корпуса юристов специалистами, компетентными в сфере экологического права.
Л. ЕРЕМИНА, ст. преподаватель Московский городской педагогический университет
Введение в систему образования ЕГЭ поднимает проблему подготовленности учащихся к прохождению процедуры итоговой аттестации. В этой связи актуальным становится изучение психологических особенностей школьников, влияющих на успешность сдачи ими экзаменов, способствующих или снижающих их результативность.
Экзамены в традиционной форме и ЕГЭ имеют принципиальные различия в процедуре и форме проведения (табл. 1). Поэтому для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ необходимо на всех уроках в течение учебного года вводить тестовые задания для контроля знаний с оценкой и ограничением времени для выполнения. Работа с материалом в тестовой форме должна стать привычной для учащихся и психологически комфортной. При этом нужно учитывать влияние психологических особенностей учащихся.
Исследование, проводимое в 20012007 гг. на базе московских школ кафедрой общей и практической психологии МГПУ, показало, что выпускники демонстрируют разные результаты при сдаче экзаменов в традиционной форме и ЕГЭ. В частности, результаты ЕГЭ являются менее успешными по сравнению с результатами экзаменов в традиционной форме. Анализировались три тенденции изменения отметокна экзаменах: повышение оценки относительно среднегодового балла по дисциплине, понижение оценки и ее подтверждение (рис. 1).
Отрицательное влияние на успешность сдачи ЕГЭ оказывают такие психологичес-
ЕГЭ и традиционный экзамен
кие особенности личности, как мотивация избегания неудач, мотивация успеха с эффектом перемотивации, низкий уровень направленности на знания при низкой и средней направленности на отметку, низкий уровень притязаний, неадекватный уровень притязаний, низкий уровень самооценки и повышенный уровень личностной тревожности. Данные параметры личности являются одними из основных в определении успешности учащихся и в процессе обучения, и в процессе сдачи экзаменов. Мотивация успеха и мотивация избегания неудач - это две ведущие стратегии в деятельности, обеспечивающие во многом ее качество и эмоциональные переживания относительно достигаемого успеха. Так, мотивация избегания неудач ведет к восприятию ЕГЭ как тяжелого испытания с ожиданием негативного результата по сравнению со знакомым традиционным экзаменом. Мотивация успеха, конечно, способствует получению высокого результата на любом экзамене. Однако в полной мере это происходит при средней сложности задания и при адекватной оценке своих возможностей. В ситуации заданий повышенной сложности может возникнуть явление перемотивации, связанное с чрезмерным сосредоточением и желанием достичь успеха в любом случае, что влечет за собой снижение результата деятельности. Исследование показало, что мотивация успеха является фактором, способствующим успешной сдаче ЕГЭ, а мотивация избегания неудач значительно затрудняет получение положительного результата. При этом для ус-
144 Высшее образование в России • № 12, 2007
Таблица 1
Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ
Отличительные особенности Традиционный экзамен Единый государственный экзамен
Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (темой, вопросом и т.д.) Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала
Фиксация ответов На письменном экзамене ответ фиксируется на том же листе, на котором выполняются задания. На устном - в черновике Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов
Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном - при проверке собственной работы Можно заметить и исправить ошибки при проверке черновика, но не в бланке для ответов
Стратегия деятельности учащихся во время экзамена Унифицированная Индивидуальная
Оценка ответа Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Устная речь позволяет «скрыть» пробелы в знаниях Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, личная организованность, а также умение удерживать ответ в рамках задания, понимать формулировку
Факторы, влияющие на оценку Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. Оценка максимально объективна, лишена влияния экзаменатора.
Критерии оценки Известны учащимся заранее Известны учащимся заранее, но в общем виде
Проверка и оценка работы Работу и ответы оценивают знакомые ученику педагоги Оценивается с помощью компьютера, бланочных КИМов, незнакомых и невидимых экспертов
Сроки ожидания результатов экзамена На устном экзамене результаты становятся известными практически сразу, на письменном - в течение нескольких дней Результаты оглашаются через несколько дней
пешной сдачи традиционного экзамена учащимся достаточно обладать «стремлением куспеху».
Говоря об уровне притязаний и самооценке, необходимо отметить их общую значимость для результата любой деятельности. В ситуации экзамена знание своих возможностей и умение правильно их оценивать играет нема-
6О1 40
20 0
ловажную роль. Низкий уровень притязаний способствует снижению ожиданий в деятельности, что уменьшает ее результативность. Заниженная самооценка вле-
]ЕГЭ ]ТЭ
Повыш. Пониж. Подтверж.
Рис. 1. Успешность сдачи ЕГЭ и традиционного экзамена
Научный дебют
145
чет за собой обесценивание результата деятельности («все равно ничего не получится! »). Учащиеся с соревновательной самооценкой (быть самым лучшим несмотря ни на что) рискуют снизить результаты деятельности вследствие перемотивации. Учащиеся с конфликтной самооценкой (низкая самооценка при высоком уровне притязаний) не в полной мере реализуют свои возможности, т.к. при достаточно высоком уровне амбиций не верят в свои силы. Вместе с тем повышенные показатели уровня притязаний и самооценки учащихся влекут за собой повышение эффективности сдачи ЕГЭ.
Отмечается влияние уровня личностной тревожности учащихся на успешность сдачи ими ЕГЭ. Учащиеся с повышенным показателем личностной тревожности в целом менее успешно справляются с экзаменационными испытаниями в форме ЕГЭ, чем учащиеся с низким уровнем тревожности. На результаты сдачи учащимися традиционного экзамена данный показатель значимого влияния не оказывает, т.е. учащиеся с разными уровнями тревожности на экзамене демонстрируют как повышение или подтверждение, так и понижение своих среднегодовых отметок.
Выделение в процессе подготовки к экзаменам групп учащихся, характеризующихся вышеуказанными психологическими особенностями, позволяет проводить работу, направленную на минимизацию их отрицательного влияния на результативность
сдачи итоговых школьных экзаменов. Это может дать возможность учащимся выпускных классов более успешно и полно реали-зовывать свои знания, умения и навыки в процессе итогового контроля знаний. Исследование показало, что существуют достоверные различия в итоговых результатах учащихся, дополнительно подготовленных к сдаче ЕГЭ.
Посредством разных видов психологической помощи (тренингов личностного роста, индивидуального и группового консультирования, снимающих эмоциональное напряжение и прививающих навыки самостоятельной работы по эмоциональному регулированию), просветительской работы с учителями и родителями выпускников, определенной организации учебного процесса, применения соответствующих методик достигается оптимальный уровень психологической готовности учащихся к успешной сдаче итоговых школьных экзаменов.
Учащимся с ярко выраженной мотивацией избегания неудач необходимо повышать уверенность в своих возможностях, самооценку, снижать уровень личностной тревожности. В течение всего учебного года им следует тренироваться в решении тестовых заданий с лимитом времени и итоговым оцениванием результата. Группу учащихся с повышенным уровнем личностной тревожности важно обучать приемам эмоциональной саморегуляции.