Научный дебют
137
«Кадровый голод» охватил и книготорговые организации, где из-за низкой квалификации сотрудников ассортимент формируется порой из весьма сомнительных, низкопробных книг, способных лишь испортить вкус читателей. Причем каждый из участников книгоиздательского процесса «умирает в одиночку»: книготорговые предприятия, задыхаясь от нехватки кадров, тем не менее не спешат откликнуться на призыв вузов и предоставить своих специалистов для чтения лекций, проведения занятий или мастер-классов.
Думается, единственным действенным способом преодоления кадрового кризиса в полиграфии может стать отказ от этой «стратегии». Необходимо активно включиться в Болонский процесс, освоить магистерский стандарт, привести в соответствие уровень образования и профессиональные требования. Что сегодня необходимо выпускнику, чтобы соответствовать требованиям времени? Ведь изменился характер издательской деятельности, и вместе с ним изменилась и кадровая структура издательств. Во главу угла встают проблемы реализации, продажи книг. Издательствам и распространителям требуются специалисты, владеющие информационными технологиями, маркетологи, рекламщики. Традиционные для издательств работы — редактирование, корректура, вер-
стка — все чаще отдаются «на сторону», специалистам, работающ им по договору. А ведь высокая квалификация складывается из следующих показателей: компетентность, современные теоретические знания плюс практические навыки.
Сегодня немало делается для преодоления «кадрового голода». В 2004 г. в Московском государственном университете печати была открыта Школа издательского бизнеса. Это центр дополнительного профессионального образования для работников издательской отрасли. Школа функционирует в рамках проекта Тасис-Темпус «Образовательные инфраструктуры для книжного дела в России». Его задача — повышение квалификационного уровня руководителей и специалистов книгоиздательской и книготорговой отрасли. Школа также участвует в российско-британской магистерской программе по издательскому делу «BRIDGE». Этот крупный проект призван способствовать вхождению России в общеевропейское образовательное пространство, взаимному признанию результатов обучения университетами разных стран.
Хочется надеяться, что совместными усилиями работников высшей школы, руководителей издательств и торговых предприятий «кадровый голод» будет успешно преодолен.
т. чикина, аспирант Учебно-профессиональная
Нижегородский государственный
педагогический университет Здаптация перв°КурсниК°в
Многие исследователи отмечают устойчивую тенденцию к снижению уровня математической подготовки выпускников школ, неспособность большинства первокурсников оперировать большим объемом информации и выделять главное, а также несформированность у них навыков самостоятельной работы. Остается невысоким и уровень общеучебных умений и
навыков, а также уровень языковой культуры выпускников средней общеобразовательной школы.
В исследованиях, посвященных проблеме адаптации первокурсников, выделяются три аспекта: социальный, психологический и дидактический и рассматриваются различные пути ее решения. В большинстве своем они сводятся к организации струк-
138 Высшее образование в России • № 12, 2007
тур довузовской подготовки (факультета и центра довузовского обучения, подготовительного отделения и курсов), к разработке и внедрению специально разработанных курсов или факультативов по формированию готовности первокурсников к учебному процессу вуза, в том числе дополнительных дисциплин психолого-педагогического цикла.
Анализ литературы по проблемам адаптации первокурсников к вузовскому обучению показал, что если вопросам социальной адаптации уделяется достаточно большое внимание, то дидактические аспекты адаптации, связанные, в частности, со спецификой усвоения конкретных учебных дисциплин, пока недостаточно изучены.
Проведенный опрос студентов Нижегородского государственного педагогического университета позволил выделить следующие причины затруднений, которые первокурсники испытывают в адаптационный период:
• несформированность общеучебных умений (например, вести конспект лекций, самостоятельно изучать учебную литературу, работать над определением нового понятия, над доказательством теоремы, решением задачи, выступать перед аудиторией);
• сложность, абстрактность учебного материала;
• возрастание доли самостоятельной работы;
• психологические трудности перехода от школьной программы к вузовской;
• непонимание сущности изучаемого материала;
• слабая школьная математическая подготовка;
• несерьезное отношение к учебе, нерегулярная подготовка к занятиям.
Многие специалисты в области математического образования предлагают ввести так называемый пропедевтический курс перед изучением математического анализа.
К числу проблем в усвоении математического анализа следует отнести и отсутствие системы упражнений, адекватной
формируемой деятельности. Мы согласны с мнением А.Г. Мордковича [1], что будущий учитель математики должен как можно полнее понять мировоззренческое и общеобразовательное значение математического анализа и необходимость изучения его начал в школе, должен представлять математический анализ как с формальной, так и с содержательной стороны, четко понимая методические недостатки первой и логические недостатки второй, должен не только знать формально-логические определения, но и уметь их интерпретировать на различных языках (графическом, символическом).
Все сказанное свидетельствует о том, что необходима дидактическая адаптация студентов-математиков первого курса педвуза к усвоению математического анализа. Назовем такую адаптацию учебно-профессиональной. Ее задачи, на наш взгляд, состоят в следующем:
• на основе обобщения и систематизации знаний, полученных студентами в школе, вывести их на уровень осмысления изученного и обеспечить осознанное усвоение ими функциональных понятий в курсе математического анализа;
• обучить их работать с дидактическими единицами математического анализа, выделять в процессе обучения методы и приемы познания в математике, обосновывать математические факты с точки зрения изученных в курсе теорий (например, теории функций, теории пределов и т.д.);
• развивать грамотную математическую речь студентов и учить их корректно формулировать определения понятий, теоремы, выделять свойства и признаки изучаемых объектов, устанавливать связи между изученными понятиями и применять теоретические положения.
Для решения поставленных задач нужны специально разработанные средства обучения. К числу таковых можно отнести рабочие тетради. Вместе с тем анализ существующих рабочих тетрадей показал, что в процессе обучения они, как правило, используются либо для воспроизведения и
Научный дебют
139
закрепления знаний и умений учащихся путем заполнения пропусков, либо для осуществления функций контроля и значительно реже — для решения творческих задач. К тому же рабочие тетради созданы в основном к комплектам учебников по различным школьным дисциплинам и не так широко распространены в вузе.
Поэтому, предлагая рабочую тетрадь в качестве средства учебно-профессиональной адаптации первокурсников, мы исходим из того, что она должна прежде всего помогать студентам в усвоении «знаний о знании », общелогических и специфических методов познания, обеспечивать полноценное владение всеми компонентами содержания математического анализа.
Мы считаем, что содержание рабочей тетради должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать включению каждого студента в учебную деятельность в соответствии с логикой усвоения учебного материала и содействовать преподавателю в вычленении основных этапов учебного занятия. Для этого в созданных нами рабочих тетрадях по темам «Функции. Свойства функций», «Неопределенный интеграл» выделены группы заданий, построенных в соответствии со структурой учебной деятельности (актуализация и мотивация, содержательная и рефлексивно-оценочная части). Содержание изучаемого материала в рабочей тетради по названным темам раскрывается через совокупность конкретных действий, выполнение которых не только способствует их закреплению студентами, но и помогает осмысливать общий ход рассуждений, обосновывать свои действия.
Каждый новый учебный элемент представлен в тетради в соответствии с основными этапами его усвоения: актуализация (повторение теоретического материала лекции); выполнение новых действий с изучаемыми объектами, их распознавание, осмысление и закрепление; применение теоретических знаний в знакомой по обучению или новой ситуации, их обобщение и систематизация.
Особое внимание при разработке рабо-
чей тетради было уделено системе упражнений на формирование умений и навыков, удовлетворяющих дидактическим требованиям. Важной отличительной особенностью построенной системы упражнений стало включение в нее заданий, адекватных действиям, лежащим в основе усвоения новых знаний. Сюда вошли задания на распознавание нового математического объекта, на осмысление действий с ним, на выведение следствий и подведение под понятие, на установление связей между новыми и изученными ранее понятиями (например, такими, как производная и первообразная функции), на работу с определениями понятий, содержащих один или два квантора. Заполнение пропусков в таких заданиях помогает первокурсникам усваивать метазнания и позволяет постепенно развивать у них грамотную математическую речь путем постоянного воспроизведения вслух или «про себя» имеющихся текстов и требуемых слов, терминов, оборотов речи.
К числу преимуществ использования рабочей тетради как средства обучения математическому анализу следует отнести возможность оптимизировать учебный процесс не только по времени, но и по способу представления информации. Наличие в рабочей тетради большого количества рисунков с изображением системы координат, графиков функций, текстов заданий и способов формулировки выводов, образцов рассуждений и схем решения упражнений позволяет студентам соединить моторную деятельность и зрительное восприятие, экономить время на выполнении вспомогательных действий, обращать внимание на ход приведенных рассуждений и на способы их корректной записи с помощью математического языка. Включение в тетрадь работ, построенных на основе целесообразно подобранных упражнений, соответствующих логике изучения нового материала, создает условия для самостоятельной работы студентов как на практических занятиях по математическому анализу, так и при выполнении домашнего задания.
140 Высшее образование в России • № 12, 2007
Поскольку к числу условий адаптации первокурсников к изучению дисциплин предметного блока относят сформирован-ность у них умений осуществлять самоконтроль и самооценку, то в рабочей тетради эти условия реализованы следующим образом: по каждой теме сформулированы диагностируемые цели через описание знаний и умений и выделены задания трех уровней для диагностики достижения указанных целей. Для привлечения студентов к самоконтролю и самооценке, для осознания ими смысла и сущности выполняемых действий в работе предусмотрены вопросы типа: какие выводы можно сформулировать по результатам выполнения задания (всей работы)? чему научила работа? где, в каких заданиях уже выполнялись подобные действия, проводились аналогичные рассуждения?
Каждый этап усвоения нового объекта по рабочей тетради предваряется, сопровождается или завершается заданиями для «входной» или «текущей» диагностики, работами проверочного характера. Задания первого типа позволяют устанавливать степень готовности студентов к изучению нового материала, а задания второго типа — анализировать ход усвоения конкретного сегмента учебного материала, оказывать адресную помощь студентам и вносить коррективы в процесс обучения. Работы второго типа предназначены для самопровер-
ки и взаимопроверки студентами выполненных заданий, поэтому они, как правило, снабжены ответами, приведенными в конце тетради. Сопоставление оценки преподавателя с самооценкой выполненных заданий мотивирует студентов на саморазвитие и достижение лучших результатов. Выполнение диагностических заданий, представленных в конце каждой работы в рабочей тетради, позволяет формировать у студентов умение осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий, служит для развития рефлексивного мышления.
Опыт использования рабочей тетради на практических занятиях по математическому анализу показал, что при названных выше требованиях к ее построению она обеспечивает условия для включения каждого студента в учебную деятельность, способствует овладению специфическими и общими методами познания, формированию самооценки и самоконтроля и тем самым является средством адаптации студентов первого курса к вузовской жизни.
Литература
1. Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1986.
Е. ЗОРИНА, преподаватель Оренбургский государственный университет
В ближайшее десятилетие следует ожидать, что определяющим фактором роста экономики России будет по-прежнему использование природно-ресурсного потенциала страны. Вместе с тем время безграничной и неисчерпаемой природы давно миновало, и в XXI в. необходима кропотливая научная и практическая деятельность с
Об экологической
грамотности
студентов-юристов
целью выработки стратегии перехода от потребительского отношения к природе к «сотрудничеству с ней». В этой проблематике важное место занимают задачи повышения эффективности экологического образования будущих юристов. В частности, важным направлением обеспечения экологической безопасности является формиро-