Научная статья на тему 'ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН'

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринева С.И.

Статья посвящена теме создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ. Приводятся аргументы в пользу того, что существующая система оценки эффективности не позволяет учитывать ряд факторов, влияющих на результативность функционирования каждой конкретной ОЭЗ. Учет данных проблем позволит оптимизировать работу данных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гринева С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EFFICIENCY OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

The article is about the creation and operation of special economic zones (SEZ) on the territory of Russia. It is argued that the existing system of evaluation does not allow taking into account a number of factors affecting the effectiveness of the operation of each specific SEZ. Accounting for these problems will help to improve the performance of these zones.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН»

потребностей, не стоит преуменьшать ее роль в формировании мотивационных установок (намерения приобрести конкретный продукт). Реклама действительно побуждает молодых людей приобретать товары, однако здесь ее влияние жестко ограничено, во-первых, количеством располагаемых финансовых средств, во-вторых, потребностями данной группы. Кроме того, реклама может побуждать совершить приобретение повторно только в случае, если товар будет соответствовать ожиданиям потребителя.

Использованные источники:

1. Барт, Р. Семантика вещи [Текст] / Р. Барт. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

2. Волков, Ю. Е. Социология [Текст] / Ю. Е. Волков. - М.: Дашков и К°, 2012. - 400 с.

3. Гофман, Э. Символы классового статуса [Текст] / Э. Гофман // Логос. -2003. - № 4. - С.39-41.

4. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в современном российском обществе [Текст] / Н. А. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 335 с.

5. Залтман, Дж. Как мыслят потребители [Текст] / Дж. Залтман. - СПб.: Питер, 2005. - 652 с.

УДК 338.2

Гринева С.И. студент 2 курса

факультет "Государственное и муниципальное управление" Уральский институт управления РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург

Grineva S.I. The Second-year student The Ural Institute of Administration-Branch of the RANEPA

Russia, Ekaterinburg ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

ABOUT THE EFFICIENCY OF SPECIAL ECONOMIC ZONES Аннотация. Статья посвящена теме создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ. Приводятся аргументы в пользу того, что существующая система оценки эффективности не позволяет учитывать ряд факторов, влияющих на результативность функционирования каждой конкретной ОЭЗ. Учет данных проблем позволит оптимизировать работу данных зон.

Ключевые слова: особые экономические зоны, оценка эффективности, инновации.

Annotation. The article is about the creation and operation of special

economic zones (SEZ) on the territory of Russia. It is argued that the existing system of evaluation does not allow taking into account a number of factors affecting the effectiveness of the operation of each specific SEZ. Accounting for these problems will help to improve the performance of these zones.

Key words: special economic zones, efficiency evaluation methods, innovations.

Как известно, особые экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала и инвестиций, новых и технологий, увеличения экспорта и его разнообразия. Функционирование ОЭЗ, а также создание институциональной и технической инфраструктуры требует со стороны государства внушительной финансовой поддержки. Поэтому важно производить оценку особых экономических зон на предмет целесообразности, поскольку необоснованное их количество может создать серьезные помехи на пути развития основной территории страны.

4 апреля 2016 года Коллегией Счетной палаты были опубликованы результаты проверки эффективности 33 особых экономических зон, действующих на территории страны. 88

Десятилетний опыт существования ОЭЗ так и не принес ожидаемых результатов, они так и не смогли стать для национальной экономики действенным инструментом поддержки. Создание инфраструктуры ОЭЗ характеризуется формализмом и безответственным подходом к делу, отсутствие необходимого уровня контроля ещё больше ухудшает положение дел. Таким образом, сроки по подготовке и принятию документов также откладывались и затягивались. По состоянию на 1 января 2016 года Перспективные планы развития ОЭЗ не были утверждены по 16 из 33 зон.

На первый взгляд кажется, что деятельность ОЭЗ неэффективна, однако ситуация обстоит намного сложнее. Во-первых, не выработаны ещё методики, которые бы позволили реально оценить эффективность деятельности особых экономических зон. Во-вторых, оценка эффективности не учитывает действительных различий одной зоны от ей подобных, поскольку отлична местность и длительность функционирования зон, отлично количество резидентов и время создания. В-третьих, существование особых экономических зон невозможно рассматривать отдельно, поскольку оно происходит при интеграции их в экономику региона и общую национальную экономику в целом [1].

В 2016 году было утверждено новое Постановление Правительства РФ № 643 "О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон" от 07.07.2016 года [2]. Исходя из данного документа, применяемые критерии разделены на расчетные показатели, а также на абсолютные и относительные количественные показатели эффективности. Так в число расчетных входит учет деятельности резидентов ОЭЗ и органов

88 Доклад коллегии Счетной палаты РФ от http://www.ach.gov.ru/press center/news/26369?sphrase id=2817227

4 апреля

2016

года.

URL:

управления и рентабельность вложенных средств на создание инфраструктуры. Перечень абсолютных и относительных показателей насчитывает порядка 16 позиций, ключевыми из которых является количество резидентов ОЭЗ и количество рабочих мест, объём инвестиций и выручки от продажи товаров, производимых на территории ОЭЗ, объём финансирования на создание инфраструктуры, а также объём уплаченных резидентами налогов и объём используемых резидентами разноплановых налоговых льгот. Ежегодная публикация отчетности на сайте Минэкономразвития даёт материал для дальнейшего анализа, однако очевидно, что при утвержденном подходе оценка эффективности зависит не только от фактически достигнутых результатов деятельности, но и от уровня качества логистической деятельности и прогнозирования, от амбиций представителей региональной власти.

К вопросу о месте и роли особых экономических зон в развитии национальной экономики. Стоит отметить, что с момента создания ОЭЗ на них были возложены чересчур завышенные ожидания: к сожалению, в России сочетание "быстро" и "эффективно" - скорее, исключение, чем правило. Возвращаясь к экономической мировой ситуации в период с 2005 по 2010 года, когда разрастался экономический кризис, а Россия наиболее остро ощущала на себе его последствия, были созданы всего лишь 2 особые экономические зоны. Могло ли такое количество стать достаточным и исчерпывающим для поднятия национальной экономики и её стабилизации? Очевидно, нет. Конечно, с 2010 года процесс создания новых экономических зон стал набирать обороты, однако по приведенным выше данным Счетной палаты можно говорить лишь о продолжении работы над созданием и развитием ОЭЗ.

Интересным показателем оценки является соотношение направленных инвестиций на развитие инфраструктуры ОЭЗ и количества созданных рабочих мест. Стоимость создания одного рабочего места не может показать уровень производительности или эффективности использования данного рабочего места. Здесь важно понимать, что целью является создание достаточного количества рабочих мест, которые способны занять высококвалифицированные специалисты и начать производить инновационный качественный продукт.

Соответственно, оценка эффективности ОЭЗ сводится к сопоставлению масштабов развернутой деятельности. Основная проблема заключается в том, что исходя из этих оценок, невозможно сделать однозначных выводов о том, что наличие и функционирование особых экономических зон на территории страны дает реальные результаты, поскольку никогда нельзя быть однозначно уверенным, что без наличия ОЭЗ не было бы достигнуто аналогичных показателей.

Существование ОЭЗ как элемента экономической системы неизбежно приводит к влиянию проблем, связанных с экономической сферой жизни

государства и финансированием. Неосвоенные средства влияют на повышение стоимости проектов и приводят к замедлению темпов создания инфраструктуры. По состоянию на 31 декабря 2015 года объем неосвоенных средств, выделенных из федерального бюджета, составил 913 млн. рублей [3]. Присутствует также проблема делегирования полномочий на региональный уровень. Региональные власти как никто заинтересованы в повышении эффективности ОЭЗ, поэтому объём полномочий федеральных властей меняется, что приводит к постоянным корректировкам схемы управления особыми экономическими зонами.

Однако создание ОЭЗ принесло ряд важных преимуществ. Данные зоны способствуют социально-экономическому развитию субъекта Российской Федерации, на территории которого они находятся, поскольку именно на данных территориях идет разработка и внедрение новых технологий производства, происходит общее улучшение благосостояния населения и увеличение уровня занятости, что способствует уменьшению уровня безработицы. Происходит общее возрастание

конкурентоспособности региона за счет информационного обмена между резидентами и стимулирования инноваций. ОЭЗ являются важным элементом региональной политики, потому как наличие данных зон способствует развитию экспортного потенциала государства, а также приводит к установлению сотрудничества на мировом рынке.

В заключении хотелось бы сказать о том, что далеко не все типы функционирующих ОЭЗ эффективны. Возможным вариантом повышения эффективности видится концентрация на промышленно-производственном секторе, поскольку данный тип ОЭЗ показывает реальные результаты. Необходимо разработать и утвердить оптимальную схему делегирования полномочий, которая бы позволила региональным властям грамотно распоряжаться внутренними ресурсами для разработки ОЭЗ.

Использованные источники:

1. Кузнецова О.В. Особые экономические зоны: эффективны или нет? // Пространственная экономика. 2016. № 4. С. 129-152.

2. Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 N 643 "О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон".

3. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2015 год. Информация с официального сайта Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru (Дата обращения: 24.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.