Научная статья на тему 'Об эффективности мер, применяемых к лицам, признанным больными наркоманией'

Об эффективности мер, применяемых к лицам, признанным больными наркоманией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
492
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НАРКОТИЗМ / DRUG ADDICTION / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / NARCOTIC DRUGS / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL PUNISHMENT / АЛКОГОЛИЗМ / ALCOHOLISM / ТОКСИКОМАНИЯ / SUBSTANCE ABUSE / МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / MEDICAL REHABILITATION / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIAL REHABILITATION / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / JUDICIAL PRACTICE / NARCOTISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прохоров Леонид Александрович, Прохорова Марина Леонидовна, Полтавец Валерия Владимировна

Проанализированы проблемы законодательной регламентации назначения больным наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией наказания, сопряжённого с применением лечения, медицинской и (или) социальной реабилитации. Рассмотрены тенденции судебной практики применения положений ст. 721 Уголовного кодекса РФ. Авторами обоснованы предложения по корректированию содержания названной статьи Кодекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Effectiveness of Measures Applicable to Persons Who are Recognized as Addicted to Drugs

The article analyzes the problems of the legislative regulation of the appointment of patients with drug addiction, alcoholism, and the abuse of drugs associated with the use of treatment, medical and (or) social rehabilitation. The tendencies of judicial practice of applying the provisions of Art. 721 of the Criminal Code are considered. The authors substantiated the proposals for correcting the content of the said article of the Code.

Текст научной работы на тему «Об эффективности мер, применяемых к лицам, признанным больными наркоманией»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 168-174.

УДК 343

DOI 10.25513/1990-5173.2018.3.168-174

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ЛИЦАМ, ПРИЗНАННЫМ

БОЛЬНЫМИ НАРКОМАНИЕЙ

ON THE EFFECTIVENESS OF MEASURES APPLICABLE TO PERSONS WHO ARE RECOGNIZED AS ADDICTED TO DRUGS

Л. А. ПРОХОРОВ, М. Л. ПРОХОРОВА, В. В. ПОЛТАВЕЦ (L. A. PROKHOROV, M. L. PROKHOROVA, V. V. POLTAVETS)

Проанализированы проблемы законодательной регламентации назначения больным наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией наказания, сопряжённого с применением лечения, медицинской и (или) социальной реабилитации. Рассмотрены тенденции судебной практики применения положений ст. 721 Уголовного кодекса РФ. Авторами обоснованы предложения по корректированию содержания названной статьи Кодекса.

Ключевые слова: наркотизм; наркотические средства; психотропные вещества; уголовное наказание; наркомания; алкоголизм; токсикомания; медицинская реабилитация; социальная реабилитация; судебная практика.

The article analyzes the problems of the legislative regulation of the appointment of patients with drug addiction, alcoholism, and the abuse of drugs associated with the use of treatment, medical and (or) social rehabilitation. The tendencies of judicial practice of applying the provisions of Art. 721 of the Criminal Code are considered. The authors substantiated the proposals for correcting the content of the said article of the Code.

Key words: narcotism; narcotic drugs; psychotropic substances; criminal punishment; drug addiction; alcoholism; substance abuse; medical rehabilitation; social rehabilitation; judicial practice.

Масштабность и вредоносность нарко-тизма в настоящее время позволяет утверждать, что противодействие распространению этого негативного явления представляет собой необходимое и обязательное условие нормального развития современного социума. Об этом свидетельствует и доклад Генерального директора Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) Маргарет Чан на открытии Генеральной Ассамблеи ООН в 2016 г., в котором подчёркнуто, что мировая проблема наркотиков является приоритетной для ВОЗ и требует повышенного внимания [1].

На международном уровне разработан целый комплекс мер, направленных на противодействие наркотизму. В первую очередь они представлены в таких международно-правовых актах, как Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция

о психотропных веществах 1971 г., Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 г. В этих документах в том числе конкретизируются уголовно-правовые меры воздействия на наркозависимых лиц. В частности, в п. «б» ст. 36 Единой конвенции о наркотических средствах государствам-участникам рекомендовано предусмотреть в национальном законодательстве в отношении лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, замену осуждения или наказания альтернативными мерами, связанными с лечением, воспитанием, наблюдением по окончании лечения, восстановлением трудоспособности и возвращением таких граждан в общество. Такие меры можно применять и параллельно с наказанием [2]. Аналогично это положение представлено и в ст. 22 Конвенции о психотропных веществах, а также

© Прохоров Л. А., Прохорова М. Л., Полтавец В. В., 2018

в п. 4 («б», «д») ст. 3 Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». При этом в Конвенции ООН 1988 г. закреплено, что, осуществляя взятые обязательства, Стороны сообразно базовым установлениям своего внутреннего права предусматривают соответствующие меры законодательного, организационного и иного характера (п. 1 ст. 2) [3].

Соответствующие международно-правовые положения нашли отражение в содержании института уголовной ответственности лиц, злоупотребляющих наркотиками, в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ). Примером служат ст. 721, ч. 5 ст. 73, ч. 2 ст. 79, ст. 821 УК РФ. Ими предусмотрена возможность применения лечебных, а также реабилитационных мер к таким лицам при назначении наказания, условном осуждении, условно-досрочном освобождении, применении отсрочки наказания. К больным наркоманией, осуждённым к принудительным работам, аресту, лишению свободы, в учреждениях, исполняющих эти виды наказаний, может быть применено обязательное лечение, носящее принудительный характер (ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)).

Вместе с тем достаточно активная законотворческая деятельность не повлекла позитивных изменений в криминальной ситуации. Статистические данные свидетельствуют о сохранении значительного уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - с незаконным оборотом наркотиков). Так, в 2014 г. было выявлено 253 500, в 2015 г. - 234 800, в 2016 г. - 201 165 таких преступлений [4]. Стабильно высоким остаётся также и количество лиц, совершающих преступления в состоянии наркотического опьянения: в 2014 г. - 29 451, в 2015 г. -30 523, в 2016 г. - 25 969 человек [5].

Анализ практики назначения наказания наркозависимым лицам, совершившим преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, свидетельствует о её противоречивости. Кроме того, он позволяет констатировать: несмотря на то, что основным направлением в настоящее время избрана переориентация международной политики

в сфере противодействия наркотизму на профилактику, лечение, реабилитацию и более активное применение мер, не связанных с изоляцией таких категорий виновных от общества, наказание в виде лишения свободы занимает в РФ наибольшую долю в системе применяемых к ним мер.

Не вполне обоснованной представляется практика назначения лишения свободы на срок до одного года при наличии в санкции статьи Особенной части указания на иные виды наказаний. Примером служит санкция ч. 1 ст. 228 УК РФ. Так, в 2015 г. по указанной статье были осуждены с назначением наказания до одного года лишения свободы 5 944, а в 2016 г. - 5 385 человек. Подобная практика не соответствует основным задачам уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики, направленной на снижение уровня осуждённых к лишению свободы в общей массе осуждённых.

Необходимо отметить ещё одну тенденцию в судебной практике. Суды довольно часто применяют положения ст. 73 УК РФ, назначая наказание условно. Так, в 2013 г. условное осуждение назначалось 47 807, в 2014 г. - 45 939, в 2015 г. - 40 431, в 2016 г. -37 308 осуждённым. При этом только на 3 950 осуждённых в 2015 г. и на 2 845 в 2016 г. при назначении условного осуждения возлагалась обязанность пройти курс лечения, медицинской или социальной реабилитации [6]. Подобная практика применения ст. 73 УК РФ представляется недостаточно обоснованной, поскольку в таком случае у осуждённого может возникать чувство безнаказанности. При отказе судов от возложения на наркозависимых обязанности пройти курс лечения и (или) реабилитации возможность достижения общей и специальной превенции полностью исключается.

Анализ статистических данных позволил также выявить незначительное количество наркозависимых осуждённых, на которых возлагалась обязанность пройти курс лечения и (или) реабилитации при применении в отношении них ст. 721, ч. 2 ст. 79 и ст. 821 УК РФ. Так, в 2015 г. назначено наказание с учётом положений ст. 721 УК РФ только 860 осуждённым. В 2016 г. этот показатель несколько выше - 1 318 человек. Отсрочка отбывания наказания до окончания лечения

от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации (ст. 821 УК РФ) применялась к 77 осуждённым в 2015 г. и к 69 -в 2016 г. [7]. Однако решение вопроса о применении лечения и реабилитации к наркоманам является обязательным согласно п. 7.2 ст. 299 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

Вместе с тем следует отметить проявляющуюся в последние годы позитивную динамику в сторону расширения практики

Таким образом, можно заключить, что судебную практику назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового воздействия к лицам, страдающим наркоманией, совершившим преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, сложно признать удовлетворительной. Однако следует согласиться с В. К. Дуюновым в том, что нельзя строить абстрактные суждения о карательной практике, основываясь исключительно на статистических данных. Вместе с тем данные судебной статистики представляют собой важный репрезентативный показатель состояния судебной практики в целом [9].

назначения наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, таких как ограничение свободы, обязательные работы и штраф (табл. 1) [8].

Значительно чаще стали применяться дополнительные виды наказания, такие как штраф, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, ограничение свободы (табл. 2).

Таблица 1

Таблица 2

Как представляется, в данном случае играют роль и определённые недостатки законодательных формулировок, в том числе ст. 721 УК РФ, уже подвергавшейся критике в уголовно-правовой доктрине. Проанализируем содержание положений ст. 721 УК РФ и практику их реализации.

Законодатель закрепляет следующие основания и условия её применения. Так, наказание в порядке, предусмотренном ст. 721 УК РФ, назначается только лицу, признанному больным наркоманией. Наличие такого заболевания у виновного должно быть установлено в соответствии с п. 3.2 ст. 196 УПК по

Динамика назначения основного наказания осуждённым за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Наказания, назначаемые осуждённым в качестве основных за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Штраф 13 659 13 067 9 910 12 216

Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью - 1 2 -

Обязательные работы 4 736 4 814 3 809 5 212

Исправительные работы 2 771 2 674 1 959 2 330

Ограничение свободы 2 899 1 996 1 466 1 648

Принудительные работы - - - -

Арест - - - -

Содержание в дисциплинарной воинской части 14 6 5 2

Лишение свободы на определённый срок 67 961 49 934 50 128 45 560

Пожизненное лишение свободы 3 1 1 1

Динамика назначения дополнительного наказания осуждённым за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Наказания, назначаемые осуждённым в качестве дополнительных за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Штраф 6 548 5 221 5 460 4 752

Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью 119 94 116 356

Ограничение свободы 1 157 837 929 937

результатам проводимой судебной (судебно-психиатрической) экспертизы. В соответствии с п. 7.2 ст. 299 УПК РФ суд обязан при постановлении обвинительного приговора выяснить, необходимо ли подсудимому пройти курс лечения от наркомании и медицинской, социальной реабилитации. Однако суды не всегда исследуют данный вопрос, о чём свидетельствует судебная практика применения ст. 721 УК РФ [10]. Соответствующая обязанность может быть возложена судом при назначении такому лицу основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы. При этом законодатель не связывает возможность применения лечения ни с категорией, ни с характером совершённого преступления, ни с наличием в деле такого отягчающего обстоятельства, как совершение преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или новых потенциально опасных психоактивных веществ. В УК РФ не содержится ограничений в применении ст. 721 УК при назначении окончательного наказания с учётом ч. 6 ст. 15 УК РФ, а также правил смягчения наказания виновному.

При назначении наказания указанному в ст. 721 УК РФ лицу суд может назначить лечение, медицинскую и (или) социальную реабилитацию при вынесении обвинительного приговора с назначением наказания. Как следует из содержания ст. 44 УК РФ, перечисленные меры не являются видами уголовного наказания, не отнесены они законодателем и к иным мерам уголовно-правового характера. Конкретные профилактические и диагностические меры определены только в ч. 2.1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Вместе с тем в соответствии с ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ они могут применяться и за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Подобные законодательные решения позволяют сделать вывод, что ст. 721 УК РФ носит бланкетный характер. В соответствии с этой нормой назначаемое судом лечение

и реабилитация обязательны для исполнения осуждённым, однако порядок их прохождения и ответственность за уклонение не определены. В последнем случае необходимо применять ст. 6.91 КоАП РФ. Ею регламентирована административная ответственность за уклонение от лечения наркомании, или реабилитации (медицинской и (или) социальной), либо от прохождения диагностики, а равно профилактических мероприятий, назначаемых судьёй в связи с немедицинским потреблением наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. В силу этого представляется возможным говорить о принудительном характере применяемых мер.

Несоблюдение выделенных условий делает невозможным применение ст. 721 УК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 721 УК РФ контроль за исполнением возложенных на осуждённого обязанностей осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.

Таким образом, анализ положений ст. 721 УК РФ и практики их применения позволяет говорить о несовершенстве её законодательной конструкции. Не в полной мере соответствует содержанию и название данной статьи, поскольку в ст. 721 УК РФ раскрываются правила назначения не только наказания, но и иных мер, носящих государственно-принудительный характер (обязанность пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию). Поэтому необходимо привести в соответствие с содержанием название ст. 721 УК РФ.

В ст. 721 УК РФ не упоминается об алкоголизме и токсикомании, оказывающих схожее разрушающее влияние на организм человека и вызывающих психическую и физическую зависимость. Более того, анализ статистических данных свидетельствует о более масштабном распространении в некоторых регионах РФ алкоголизма, чем иных видов зависимости от психоактивных веществ. Так, доля больных алкоголизмом, алкогольными психозами и лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, в Краснодарском крае в 2015 г. составила 75,4 % (50 451 человек). На больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики, пришлось 23,9 % (15 976 человек), больных токсикоманией -

0,7 % (441 человек). При этом в 2015 г. при снижении доли наркопотребителей (с 25,8 % до 23,9 %) отмечалась тенденция к увеличению доли потребителей спиртных напитков (с 73,5 % до 75,4 %) [11].

Ранее в УК РФ регламентировалась возможность применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании (п. «г» ст. 97 УК РФ). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ п. «г» был исключён из ст. 97 УК РФ. В настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 18 УИК РФ к осуждённым к принудительным работам, аресту, лишению свободы больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и рядом других заболеваний может применяться обязательное лечение.

Распространённость (а часто и взаимосвязь) и негативные последствия указанных заболеваний свидетельствуют о целесообразности устранения отмеченной несогласованности норм УК РФ и УИК РФ путём расширения круга заболеваний, наличие которых у осуждённого позволит суду назначить курс лечения и реабилитации в соответствии со ст. 721 УК РФ. Как представляется, содержание данной статьи в большей степени будет отражать следующее название: «Назначение лицу, признанному больным наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, наказания, соединённого с лечением, медицинской и (или) социальной реабилитацией».

Закон, закрепляя в ч. 1 ст. 721 УК РФ возможность возложения судом обязанности пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию наряду с отбыванием основного наказания, не конкретизирует в полной мере порядок назначения и очередность реализации названных мер. В связи с этим особую обеспокоенность вызывает возможность совмещения отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ и прохождения курса лечения от наркомании, медицинской и социальной реабилитации. Полный курс лечения может составлять 2-3 месяца (не менее 28 дней) и проходит стационарно (хотя допустимо и амбулаторное лечение). Реабилитационный этап для наркоманов может колебаться от 3 до 6 месяцев. Возможно

и более длительное пребывание в реабилитационных центрах - от 18 до 24 месяцев. Вследствие этого лечение будет препятствовать отбыванию осуждённым основного вида назначенного наказания в установленный срок. Если осуждённый не посещает медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, то в соответствии с примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ это может быть признано уклонением от прохождения лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации и влечь наступление административной ответственности. При этом срок давности привлечения к административной ответственности за соответствующее правонарушение составляет, согласно КоАП РФ, лишь один год.

Кроме того, анализ судебной практики назначения наказания в соответствии с ч. 1 ст. 721 УК РФ свидетельствует о наличии организационных трудностей осуществления контроля за исполнением осуждённым возложенной судом обязанности пройти курс лечения от наркомании, медицинскую или социальную реабилитацию при исполнении основного наказания в виде штрафа [12]. Дело в том, что исполнение наказания в виде штрафа, в соответствии с ч. 1 ст. 16 УИК РФ, возложено на судебных приставов-исполнителей по месту жительства (работы) осуждённого. В то же время контроль за исполнением обязанности пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию обеспечивает уголовно-исполнительная инспекция (ч. 2 ст. 721 УК РФ). Поэтому необходимо регламентировать взаимодействие данных органов уголовно-исполнительной системы в УИК РФ в процессе исполнения наказания, назначенного согласно ст. 721 УК РФ.

Следует также отметить низкую превентивную роль административной ответственности, применяемой в случае уклонения лица от исполнения указанной назначенной судом обязанности. Как справедливо отмечается в литературе, «привлечение уклоняющихся осуждённых к административной ответственности не решает проблемы исполнения приговора суда в части возложения обязанности по ст. 721 УК РФ, в том числе в случае добросовестного отбытия осуждённым основного вида наказания» [13]. Конечно, оп-

ределённую роль при этом играет личность осуждённого и низкий уровень мотивирующего воздействия угрозы наступления административной ответственности в рассматриваемой ситуации.

Видится необходимой конкретизация в ст. 721 УК РФ возможных комбинаций назначения судом наркозависимому лицу с учётом медицинских рекомендаций перечисленных в статье мер в сочетании с наказанием. Безусловно, применение всего комплекса мер (лечение, медицинская, социальная реабилитации) существенно повышает шансы излечения наркозависимого в случае, если ранее не применялось лечение и реабилитация. Однако наркозависимый может совершать преступления в период прохождения курса лечения от наркомании или сразу после него. Тогда целесообразным и обоснованным будет применение лишь медицинской и социальной реабилитации.

ГОСТом Р54990-2012 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя» установлены медицинские противопоказания, препятствующие приёму в реабилитационное учреждение. К таковым отнесены, в частности, тяжёлые острые и хронические в стадии декомпенсации соматические заболевания, психические расстройства, инфекции, требующие изоляции, надзора, обследования и лечения в медицинском стационаре. Соответственно, возложение обязанности прохождения курса реабилитации на осуждённого в указанных случаях невозможно [14]. Однако в ст. 721 УК РФ законодатель данные ограничения не предусматривает.

Судебная практика применения ст. 72 УК РФ идёт по пути возложения на виновного всех перечисленных в норме обязанностей либо назначения ему курса лечения от наркомании с медицинской реабилитацией без соответствующей мотивировки принятого решения судом. Вместе с тем назначение курса лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации повторно, если ранее применяемое лечение оказалось безрезультатным, нецелесообразно как с точки зрения психологии, так и с учётом экономической составляющей проводимых мер. Этот аспект также представляется обосно-

ванным предусмотреть в ст. 721 УК РФ, изложив её редакцию следующим образом:

«Статья 72 \ Назначение лицу, признанному больным наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, наказания, соединённого с лечением от психоактивной зависимости, медицинской и (или) социальной реабилитацией

1. При назначении лицу, признанному больным наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на осуждённого обязанность пройти лечение от наркомании, алкоголизма, токсикомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

11. Порядок прохождения лечения от наркомании, алкоголизма, токсикомании и медицинской и (или) социальной реабилитации, ответственность за уклонение от их исполнения регламентировано административным законодательством.

12. Лечение от наркомании, алкоголизма, токсикомании, медицинская и (или) социальная реабилитация не могут применяться судом к лицам, к которым они ранее применялись и оказались безрезультативными, а также при наличии предусмотренных законодательством противопоказаний.

2. Контроль за исполнением осуждённым обязанности пройти лечение от наркомании, алкоголизма, токсикомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осуществляет уголовно-исполнительная инспекция».

Кроме того, целесообразно дефиниро-вать понятийный аппарат действующего антинаркотического законодательства. В настоящее время отсутствует однозначное толкование терминов «социальная реабилитация больных наркоманией» и «медицинская реабилитация больных наркоманией», вследствие чего выявить суть и их соотношение весьма затруднительно [15].

В итоге можно заключить, что решение рассмотренных проблем будет способствовать, во-первых, более эффективному применению в судебной практике правил назначения наказания больным наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, медицинской и (или)

социальной реабилитации, закреплённых в ст. 721 УК РФ; во-вторых, в целом повышению уровня профилактики борьбы с этими негативными социальными явлениями.

1. Чен МВступительное слово на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций по мировой проблеме наркотиков (Нью-Йорк, США, 19 апреля 2016 г.) // Всемирная организация здравоохранения : [офиц. сайт]. - URL: http://www.who.int /dg/speeches/2016/world-drug-problem/ru/ (дата обращения: 01.12.2017).

2. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесёнными в неё в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. - Электрон. текстовые дан. -URL: https://www.incb. org/documents/Narcotic-Drugs/1961-Convention/convention_1961_ru.pdf (дата обращения: 17.12.2016).

3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ : (принята Конференцией на её 6-м пленарном заседании 19 декабря 1988 г.). -Электрон. текстовые дан. - URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf /illicit_drugs.pdf (дата обращения: 17.12.2016).

4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе, за январь -декабрь 2014 года : сборник, подготовленный Генеральной прокуратурой Российской Федерации // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. -URL: https://мвд.рф/reports/item/2994866/ (дата обращения: 01.12.2017).

5. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - URL: https://мвд.рф/upload/site1 /document_news/009/3 3 8/947/sb_ 1612 .pdf (дата обращения: 01.12.2017); Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь - декабрь 2015 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. -URL: https://мвд.рф/reports/item/7087734/ (дата обращения: 01.12.2017).

6. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2014, 2015, 2016 гг. : сборники, подготовленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - URL: http://genproc.gov.ru /upload/iblock/d07/0112_2015 .pdf (дата обращения: 01.12.2017).

7. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2014, 2015, 2016 гг.

Форма № 6-МВ-НОН Сведения о лицах, осуждённых за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ за 2014, 2015, 2016 гг. // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. - URL http://www.cdep.ru /index.php?id=79&item=3834 (дата обращения: 01.12.2017).

8. Данные в таблицах представлены в соответствии с информацией Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

9. Дуюнов В. К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. - Курск, 2000. - С. 417.

10. См., например: Обобщение практики применения статьи 721 Уголовного кодекса Российской Федерации по уголовным делам, рассмотренным Димитровградским городским судом Ульяновской области за второе полугодие 2014 г. и 1 квартал 2015 г. // Димитров-градский городской суд Ульяновской области : [сайт]. - URL: http://dimitrovgradskiy.uln. sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=1063 (дата обращения: 10.01.2017).

11. Доклад о наркоситуации в Краснодарском крае за 2015 год // Официальный сайт администрации Краснодарского края. - URL: http://dmkrai. krasnodar.ru/content/21/show/314511/ (дата обращения: 15.02.2018).

12. Апелляционное постановление Сахалинского областного суда № 22-1047/2015 от 8 июля 2015 г. по делу № 22-1047/2015 // Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) : интернет-ресурс. - URL: http:// sudact.ru/regular/doc /ceJ9GLpwZQgs (дата обращения: 17.12.2016).

13. Александрова В. В. Проблемы применения статей 721 и 821 УК России судами Свердловской области по вопросам, связанным с реализацией мер медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией // Совершенствование правовой базы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: уголовный, уголовно-процессуальный и административный аспекты : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (30 марта 2015 г., Екатеринбург). Ч. 3. - Екатеринбург,

2015. - С. 22.

14. См.: Клевакин А. Н., Григорьева С. В. О толковании ключевых понятий видов реабилитации потребителей психоактивных веществ в законодательных и иных нормативных документах // Наркоконтроль. - 2015. - № 14 (41). - С. 2336; Лутцева К. В. Современное состояние антинаркотического законодательства: вопросы правоприменения // Вестник СевКавГТИ. -

2016. - Вып. № 1(24). - С. 93-95.

15. См. также: Клевакин А. Н., Григорьева С. В. Указ. соч. - С. 23-36; Лутцева К. В. Указ. соч. - С. 93-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.