Шкеля Олег Викторович
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Об эффективности «алкозамка» для повышения уровня безопасности дорожного движения
В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения с помощью установки на автомобили - «алкозамка», принцип его работы, достоинства и недостатки. Анализируется ряд изменений, введенных в административное и уголовное законодательство нашей страны в части ужесточения ответственности водителей в состоянии алкогольного опьянения. Исследуется зарубежный опыт применения алкозамков.
Ключевые слова: блок управления, алкометр, пары этилового спирта, зажигание, административная ответственность, безопасность дорожного движения, управление транспортным средством, состояние опьянения.
O.V. Shkelya, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
The effectiveness of «alcolock» in order to improve road safety
The article considers the topical issues of road safety by installing on cars «alcolock», how it works, advantages and disadvantages. Introduced a number of changes in administrative and criminal legislation of our country to toughen the responsibility of drivers intoxicated. Analyzed foreign experience of alcolocks.
Key words: control unit, breathalyser, ethanol couples, ignition, administrative responsibility, road safety, driving a vehicle, state of intoxication.
Одной из глобальных проблем в нашем мире является проблема пьянства за рулем. Согласно статистике только в нашей стране каждый год совершается около двух тысяч ДТП по вине пьяных водителей. К примеру, в 2014 г. произошло 16517 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а с января по ноябрь 2015 г. - 12517 аналогичных дорожно-транспортных происшествий [1].
1 июля 2015 г. с целью повышения безопасности дорожного движения был внесен ряд изменений в административное и уголовное законодательство нашей страны, которые направлены на борьбу с таким негативным явлением, как управление транспортным средством в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Так, Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» внесены изменения в ч. 4 и 6
ст. 264 Уголовного кодекса РФ, а именно установлены нижние границы санкций - 2 года и 4 года соответственно. Части 4 и 6 данной статьи определяют уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которое совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, и повлекло за собой смерть человека и смерть двух или более лиц соответственно. Также рассматривается вопрос об уголовной ответственности за данное преступление лиц, находящихся в состоянии опьянения, лишенных права управления или никогда не имевших водительского удостоверения, которые по факту не являются водителями. При первичном правонарушении предусматривается административный штраф в размере тридцати тысяч рублей, за повторное совершение -пятьдесят тысяч рублей. Лицо, лишенное права управления, или лицо, имеющее судимость за совершенное преступление, которое предусмотрено ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ, и допускающее вождение в состоянии опьянения в течение срока данного лишения, будет привлекаться к уголовной ответственности.
164
Привлечение к уголовной ответственности и лишение права управлять транспортным средством - наказание справедливое и заслуженное, но жестокое. Оно, безусловно, негативно сказывается на экономическом состоянии водителей и их семей и также препятствует их социальной адаптации. Поэтому борьба с пьянством за рулем включает широкий спектр превентивных мер и не носит ограничительный характер с применением только уголовной или административной ответственности.
В нашей стране установлен порог алкогольного опьянения. Инспекторы дорожно-патруль-ной службы с целью выявления водителей в состоянии опьянения и повышения безопасности дорожного движения повсеместно используют различные алкометры, что порождает немалое количество проблем, связанных с их применением [2]. Действенной мерой решения таких проблем могут стать установка и использование на транспортных средствах «алкозамков».
Так, в Татарстане прошла апробация «алкозамков», их устанавливали в школьные автобусы. В ходе проведения такого эксперимента от водителей поступали жалобы: «двигатель не заводится», «глохнет», «долго греется», «сложная инструкция» и т.п. Анализ нареканий показал, что в большинстве своем они являются результатом либо неправильного использования прибора, либо заведомого лукавства водителей. Однако к концу эксперимента количество жалоб значительно снизилось, водители разобрались с устройством «алкозамка». Водители, участвовавшие в эксперименте, оценили «алкозамки» как полезные для самоконтроля приборы и высказали лишь пожелания упростить процедуру их применения [3]. После проведения данного эксперимента крупные транспортные компании начали закупать и устанавливать «алкозамки» на свои транспортные средства, подключая их к системе контроля GPRS, которая уже контролирует движение транспортного средства, отдых водителей и расход топлива. Все это способствовало снижению дорожно-транспортных происшествий на дорогах.
«Алкозамок» - это специальный прибор, блокирующий зажигание и не дающий возможности завести двигатель транспортного средства, пока водитель транспортного средства не подует в детектор алкоголя и не подтвердит факт отсутствия алкогольного опьянения.
Целью данного прибора является предотвращение движения транспортного средства, которым управляет водитель с содержанием паров этилового спирта на один литр выдыхаемого воздуха.
«Алкозамок» устанавливается на борту транспортного средства и включается в цепь зажигания. Сам прибор состоит из алкометра, блока управления и соединительных проводов. «Общение» водителя и «алкозамка» происходит посредством сообщений на дисплее и звуковых сигналов.
Водитель, поворачивая ключ зажигания, включает бортовую сеть. После этого «алкозамок» включается автоматически. Затем активируется алкометр, и после процедуры самопроверки водителю предлагается пройти тест на алкоголь. Лицо, управляющее транспортным средством, должно сделать выдох в мундштук. Далее алкометр измеряет содержание паров этилового спирта на один литр выдыхаемого воздуха. Блок управления производит анализ результата и при отсутствии паров алкоголя в выдыхаемом воздухе сообщает, что тест пройден и водитель может завести двигатель. В противном случае блок управления не дает включить двигатель.
Оснащение автотранспортных средств системами «алкозамок» служит реальной альтернативой лишению права на управление транспортным средством. Так, данная система позволяет сократить число лиц, выезжающих на дороги в состоянии алкогольного опьянения, а также позволяет лицам, единожды задержанным за управление в нетрезвом виде, сохранить право на управление автомобилем.
Данное устройство нельзя просто назвать или сравнить с алкометром. «Алкозамок» оптимизирует организационные аспекты контроля за уровнем трезвости водителей, а следовательно, препятствует управлению автомобилем водителем в состоянии алкогольного опьянения. Также такая система, как «алкозамок», позволяет достоверно обнаружить пары этилового спирта на один литр выдыхаемого водителем воздуха, осуществляет блокировку включения зажигания в случае его обнаружения, способна вести учет несанкционированного запуска двигателя, а самое главное - обеспечивает контроль за трезвостью водителя в ходе управления транспортным средством.
Но для эффективной реализации и функционирования системы «алкозамок» нужно создать и ввести в действие комплекс организационно-технических и правовых норм, которые будут направлены на создание основ использования данной системы. К таким мерам будут относиться: издание соответствующих законодательных актов, разработка технических стандартов, организация развитой сети контрольно-сервисных центров, решение эко-
165
номических вопросов, связанных с оплатой самих устройств, их установка и обслуживание. Для этого необходимо изучить и перенять опыт зарубежных стран, которые уже много лет применяют систему «алкозамок».
На сегодня в 50 штатах США действуют законы об установке «алкозамков». Так, в некоторых штатах установка «алкозамка» по решению суда является обязательной на транспортном средстве водителя, который управлял им в состоянии алкогольного опьянения, в других - задержанного повторно за данное правонарушение, также данное решение может зависеть от уровня алкоголя, содержащегося в организме водителя, хотя условия и порядок их использования различны. Согласно статистическим данным Национальной администрации безопасности дорожного движения США реализация применения системы «алкозамок» позволяет уменьшить число случаев повторного задержания водителей, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, в 6-8 раз. Но та же статистика показывает, что почти половина от общего числа (43 тысячи человек) погибших в ДТП на дорогах - это погибшие по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения (18 тысяч человек). В связи с этим суд обязывает водителей самостоятельно оплачивать установку «алкозамков» и платить каждый месяц взнос в казну государства. Результатом применения «алкозамков» в Соединенных Штатах является уменьшение числа гибели людей по причине пьянства за рулем примерно на 20% [3].
«Алкозамки» получили широкое распространение и на европейском континенте. На сегодняшний день в Европе единственная фирма, устанавливающая «алкозамки» на автомобилях, - это VOLVO. В Швеции фирма Scania, которая производит автобусы и грузовые транспортные средства, предоставляет возможность установки «алкозамков» любого типа без внесения изменений в электропроводку.
Если подходить к данному вопросу с технической точки зрения, то практически каждый автомобиль может быть оснащен «алкозам-ком». Ценовая категория такой установки варьируется от тысячи до двух тысяч евро. Так, на сегодняшний день большая часть населения Швеции крайне негативно относится к управлению автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Хотя статистика показывает, что почти четырнадцать тысяч поездок ежедневно совершаются в состоянии алкогольного опьянения, а уровень алкоголя в
крови превышает установленную законом дозволенную норму. Связано это со вступлением Швеции в Евросоюз, после этого события число употребления спиртосодержащих напитков в стране возросло на 30%. Все это порождает необходимость ужесточения мер, которые будут направлены на предотвращение и снижение случаев управления автомобилями в состоянии алкогольного опьянения.
Так, Шведская Дорожная Администрация еще в 2000 г. осуществила «пробный» проект, суть которого заключалась в установке на трехстах коммерческих автомобилях системы «алкозамок». Результат показал высокую эффективность «алкозамков» в обеспечении безопасности дорожного движения. Затем Дорожная Администрация начала заключать контракты с организациями, выполняющими работы по строительству дорог, которые обязывали данные организации оснащать транспортные средства «алкозамками». С 2006 г. весь грузовой автотранспорт вместительностью более 3,5 т, который предоставляется в долгосрочную аренду этой организацией, должен быть оснащен системами «алкозамков» [4].
В Финляндии с 2011 г. государство обязало детские учреждения оснащать школьные автобусы и транспортные средства, предназначенные для перевозки детей, системами «алкозамок». Также в стране планируется законодательно закрепить обязанность установки «алкозамков» на всех видах общественного транспорта. По решению суда лицо, задержанное за вождение в нетрезвом виде, может быть обязано установить «алкозамок» сроком на один год (максимум на три года). Вместе с тем, такой водитель должен, обязан принять участие в программе реабилитации, проводимой под надзором медицинских работников. Если нарушитель отказывается принимать участие в реабилитации, он лишается удостоверения на право управления транспортным средством.
Как показывает опыт зарубежных стран, применение «алкозамков» на транспортных средствах является эффективной альтернативой административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и ведет к снижению случаев возникновения дорожно-транспортных происшествий, которые происходят по данной причине.
Но система «алкозамок» несовершенна и имеет ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:
нерешенность правовых проблем, возникающих в процессе принудительного применения системы;
166
возможность водителя изменить результаты проведенного «алкозамком» анализа, т.к. это все-таки техническое устройство, которое имеет ряд погрешностей;
«алкозамок» имеет достаточно большой размер, также на его запуск нужно определенное время, и он работает только при плюсовой температуре;
дороговизна данной системы.
Как показывает опыт, во многих странах активно поддерживают и развивают установку «алкозамков» на все виды транспортных средств. В нашей стране также эксперимент по установке данной системы признан удачным. Хочется надеяться на то, что разработка, внедрение и использование подобных систем помогут снизить уровень смертности по вине пьяных водителей.
1. URL: http://Www.gibdd.ru/stat/
2. Подгайный А.М., Шиенкова А.С. Отдельные вопросы освидетельствования водителей транспортных средств на состояние алкогольного опьянения // Общество и право. 2015. № 2(52).
3. URL: http://челны-казань.рф/publ/novye_ stati/passazhirskie_perevozki/opyt_ispo-lzovanija_ alkozamkov_na_shkolnykh_avtobusakh_v_ respublike_tatarstan/11-1-0-52
4. Козаренко Ю.Г. Состояние опьянения: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2014.
1. URL: http://www.gibdd.ru/stat/
2. Podgainy A.M., Zhienkova A.S. Selected issues of examination of drivers of vehicles for alcoholic intoxication // Society and law. 2015. № 2(52).
3. URL: http://chelny-kazan.rf/publ/novye_stati/ passazhirskie_perevozki/ opyt_ispo - lzovanija_ alkozamkov_na_shkolnykh_avtobusakh_v_ respublike_tatarstan/11-1-0-52
4. Kozarenko Yu.G. Intoxication: criminal-legal and criminological aspects: auth. abstr. ... Master of Law. Nizhny Novgorod, 2014.
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Развитие государственности и права в Республике Крым : реалии и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 5 февр. 2016 г. / под общ. ред. С. А. Бут-кевича. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - 404 с.
Содержатся научные статьи, раскрывающие специфику становления и развития государственности и права Республики Крым.
Для профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников образовательных и научно-исследовательских организаций системы МВД России, Минобр-науки России, представителей органов законодательной и исполнительной власти, докторантов, адъюнктов, аспирантов, курсантов, слушателей и студентов.
167