Научная статья на тему 'Об атрибуции одного портрета кисти В. А. Тропинина'

Об атрибуции одного портрета кисти В. А. Тропинина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. А. Тропинин / С. К. Суханов / П. П. Свиньин / «Отечественные записки» / Академия художеств / «Русский музеум» / «Старик каменщик» / «Каменщик» / V. Tropinin / S. Sukhanov / P. Svinin / “Otechestvennye zapiski” (“Annals of the Fatherland”) / Academy of Arts / “Russian Museum” / The Old Bricklayer / The Bricklayer

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Столбова Наталья Павловна

Картина художника В. А. Тропинина, о которой идет речь, находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени в Москве и называется «Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова». Портрет приобретен известным коллекционером Ф. Е. Вишневским в 1967 г. На холсте была обнаружена подпись В. А. Тропинина и год написания – 1823-й, но отсутствовало или плохо распознавалось название. Первоначально картина упоминалась как «Старик каменщик» и «Каменщик». В 1968 г. без обращения к архивным материалам на основании очерка издателя и журналиста П. П. Свиньина «Приключения Суханова русского природного ваятеля» портрет был атрибутирован как «Портрет старика каменщика (С. Суханова)». Прошло полвека, но никаких документальных данных, подтверждающих, что на портрете изображен Суханов, так и не обнаружено, а анализ архивных материалов, связанных с жизнью В. А. Тропинина и С. К. Суханова, дает полное право усомниться в этом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Attribution of One Portrait by Vasily Tropinin

Painting by artist V. Tropinin, discussed in the article, is being kept in the Museum of V. Tropinin and Moscow artists of his time in Moscow and is called Portrait of Samson Ksenofontovich Sukhanov. The portrait was acquired by the famous collector F. E. Vishnevsky in 1967. The signature of V. Tropinin and the year of painting – 1823, were found on the canvas, but the name of the picture was missing or poorly recognized. Originally the work was referred to as The Old Bricklayer and The Bricklayer. In 1968, without reference to archival materials, on the basis of an essay by P. Svinin’s “Adventures of Sukhanov, a Russian natural sculptor” portrait was attributed as The Portrait of an Old Bricklayer (S. Sukhanov). Half a century has passed, but no documentary evidence confirming that Sukhanov is depicted in the portrait has been found, and an analysis of archival materials related to the life of V. Tropinin and S. Sukhanov, gives the reason to doubt this.

Текст научной работы на тему «Об атрибуции одного портрета кисти В. А. Тропинина»

УДК 94(470.23-25).(470-25):75.041.5

Н. П. Столбова

Об атрибуции одного портрета кисти В. А. Тропинина

Картина художника В. А. Тропинина, о которой идет речь, находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени в Москве и называется «Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова». Портрет приобретен известным коллекционером Ф. Е. Вишневским в 1967 г. На холсте была обнаружена подпись В. А. Тропинина и год написания -1823-й, но отсутствовало или плохо распознавалось название. Первоначально картина упоминалась как «Старик каменщик» и «Каменщик». В 1968 г. без обращения к архивным материалам на основании очерка издателя и журналиста П. П. Свиньина «Приключения Суханова русского природного ваятеля» портрет был атрибутирован как «Портрет старика каменщика (С. Суханова)».

Прошло полвека, но никаких документальных данных, подтверждающих, что на портрете изображен Суханов, так и не обнаружено, а анализ архивных материалов, связанных с жизнью В. А. Тропинина и С. К. Суханова, дает полное право усомниться в этом.

Ключевые слова: В. А. Тропинин; С. К. Суханов; П. П. Свиньин; «Отечественные записки»; Академия художеств; «Русский музеум»; «Старик каменщик»; «Каменщик»

Natalya Stolbova On the Attribution of One Portrait by Vasily Tropinin

Painting by artist V. Tropinin, discussed in the article, is being kept in the Museum of V. Tropinin and Moscow artists of his time in Moscow and is called Portrait of Samson Ksenofontovich Sukhanov. The portrait was acquired by

the famous collector F.E. Vishnevsky in 1967. The signature of V. Tropinin and the year of painting - 1823, were found on the canvas, but the name of the picture was missing or poorly recognized. Originally the work was referred to as The Old Bricklayer and The Bricklayer. In 1968, without reference to archival materials, on the basis of an essay by P. Svinin's "Adventures of Sukhanov, a Russian natural sculptor" portrait was attributed as The Portrait of an Old Bricklayer (S. Sukhanov).

Half a century has passed, but no documentary evidence confirming that Sukhanov is depicted in the portrait has been found, and an analysis of archival materials related to the life of V. Tropinin and S. Sukhanov, gives the reason to doubt this.

Keywords: V. Tropinin; S. Sukhanov; P. Svinin; "Otechestvennye zapiski" ("Annals of the Fatherland"); Academy of Arts; "Russian Museum", The Old Bricklayer; The Bricklayer

Картина художника В. А. Тропинина, о которой идет речь, находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени в Москве и называется «Портрет Самсона Ксенофонто-вича Суханова».

Картину приобрел в 1967 г. московский собиратель Ф. Е. Вишневский, будущий основатель и главный хранитель указанного музея. На холсте была обнаружена подпись Тропинина, указан год написания - 1823-й, но отсутствовало или плохо распознавалось название.

В 1968 г. на основании очерка издателя и журналиста П. П. Свиньина «Приключения Суханова русского природного ваятеля» без обращения к архивным документам портрет был атрибутирован как портрет С. Суханова.

В публикации Т. В. Буевской «Новое об одном портрете» вслед за Свиньиным описывается жизнь каменотеса; литературный образ переводится в художественный, делаются выводы, что внешность, возраст и осанка портретируемого «совпадают с характеристикой, данной ему Свиньиным» (но в тексте Свиньина нет описания внешности Суханова), «что год написания портрета (1823) весьма близок по времени выступления в печати Свиньина по поводу Суханова (1818, 1819) и Тропинина (1820)», что «скорее всего около этого времени при посредстве Свиньина, который оказывал покрови-

тельство и Тропинину, состоялось знакомство художника с Сухановым, приведшее к созданию «Портрета старика каменщика» [15, с. 35-36].

Картина фигурирует здесь как «Портрет старика каменщика» и «Портрет старика каменщика (С. Суханова)». Название позволяет предполагать, что портрет, первоначально рассматривался как жанровый (каковым он и является), привлекший в силу своей выразительности особое внимание и желание его идентифицировать.

Исследовательница понимала, что без обращения к источникам атрибуция не может состояться, признавала, что «документальных данных, связанных с историей написания этого портрета, пока обнаружить не удалось». Тем не менее назвала ассоциации фактами, которые «свидетельствуют о том, что изображен никто иной, как знаменитый в те годы каменщик Самсон Ксенофонтович Суханов» [15, с. 35-36].

Под названием «Старик каменщик» портрет впервые фигурирует в 1823 г., в год его создания, в записке барона Менгдена (?) на обороте карандашного рисунка Тропинина «Молодой купец, выходящий на улицу» из Бахрушинской папки (ГИМ, Москва) «с просьбой прислать ему картину „Старик каменщик"». Это вполне позволяет считать название авторским [16,с. 133].

Второй раз картина «Каменщик» приводится скульптором и художником Н. А. Рамазановым в 1859 г. в списке наиболее значительных работ Тропинина. Рамазанов, неоднократно бывавший у художника, писал, что главным украшением его дома являлись картины без рам, развешанные по стенам. Возможно, видел «Каменщика» или, упоминая о нем в 1859 г., знал, где находится портрет [17, с. 69].

Картину «Старик каменщик» приводит искусствовед H. Н. Ко-валенская в издании 1930 г. среди не найденных, но упоминаемых произведений Тропинина, имея в виду упоминание ее Рамазановым [16, с. 158].

Следующий раз картина под названием «Портрет старика каменщика» и «Портрет старика каменщика (С. Суханова)» упоминается

уже в атрибуции Буевской 1968 г. Прошло полвека, но документальных данных, подтверждающих версию о том, что на портрете изображен Суханов, так и не обнаружено, а анализ архивных документов, связанных с жизнью В. А. Тропинина и С. К. Суханова, дает полное право усомниться в этом.

Источники не подтверждают факта знакомства Тропинина и Суханова, доказывают отсутствие контакта между ними в год создания портрета. Обратимся к жизни обоих в этот период.

Для В. А. Тропинина 1823 г. был очень важным. Крепостной графа И. И. Моркова, он 8 мая этого года в Москве получил вольную. Спустя несколько дней Тропинин писал в Петербург своему учителю профессору Академии художеств С. С. Щукину, что намерен «приютить себя к какому-либо классу людей» и спрашивал, может ли он надеяться «быть причисленным к сословию художников...» [14, с. 176-179].

В 1823 г. Тропинин в Петербург не приезжал. О представлении его работ в Академию на звание «назначенного» в академики хлопотал П. П. Свиньин, который 15 сентября 1823 г. передал С. С. Щукину для рассмотрения Советом Академии записку о Тропинине и три его работы: «Кружевницу», «Портрет художника Скотникова» и «Старика нищего» [3, л. 2].

19 сентября 1823 г. Совет Академии определил: «По представленным чрез господина советника Академии художеств Щукина трем живописным картинам вольноотпущенного Василия Тропинина, писанным с натуры...», предложить его в ближайшем чрезвычайном Собрании Академии «к баллотированию в назначенные» [3, л. 1,3]. Собрание, на котором Тропинин был единогласно избран в «назначенные» для получения звания Академика, состоялось 20 сентября 1823 г.

Днем позже свидетельство об избрании отправили Свиньину для передачи Тропинину с письмом А. Н. Оленина: «Милостивый государь Павел Петрович!.. Поелику вы принимаете особенное участие в Тропинине, который вам лично знаком, то я и прошу вас, милостивый государь мой, принять на себя труд переслать к нему прилагаемое при сем свидетельство об избрании его в назначенные,

ибо я не имею никакого сведения об его местопребывании...» [6, л. 1, 2].

По правилам для получения звания академика, художник должен был написать портрет одного из членов Совета Академии. 7 февраля 1824 г. было определено «назначенному Василию Тро-пинину для баллотировки в академики написать с натуры в настоящую меру поколенный портрет господина почетного вольного общника Леберехта», для чего художник был вызван в Петербург весной 1824 г.

16 сентября 1824 г. «назначенный» Тропинин публичным Собранием Академии художеств был утвержден в звании академика портретной живописи, о чем 6 октября того же года ему был выдан диплом за подписью президента Академии художеств А. Н. Оленина [4, л. 1-4].

В 1824 г. картины Тропинина участвовали в Академической выставке, он получил много заказов, но в конце того же года покинул Петербург. Это был последний его приезд в столицу, после чего художник до своей смерти в 1857 г. жил в Москве.

Свиньин поддерживал художника и позднее, о чем Тропинин не забывал, отмечая, что первый период своего творчества начинал «с 1823 г., от Свиньина, который на него сильно подействовал» [13, с. 42].

Для Самсона Суханова 1823 г. был крайне тяжелым. Согласно документам Комиссии для окончательной перестройки Исааки-евского собора (далее - Комиссия), 27 января 1819 г. с ним был заключен комиссионерский договор на «добытие» на казенных каменоломнях в Пютерлаксе (Выборгская губерния) гранитных монолитов для колонн портиков Исаакиевского собора.

Отстранению от комиссионерского контракта Суханова предшествовали проверки ведения работ и трат им казенных сумм подполковником П. Е. Борушникевичем, назначенным по высочайшему повелению 20 декабря 1819 г. и отличавшимся честностью и принципиальностью [5, л. 266].

По вхождении в дела Борушникевич отметил «большую власть главного письмоводителя Комиссии титулярного советника Орлова

и связи его с подрядчиками, в особенности с комиссионером комиссии купцом Сухановым» [10,л.30].

В записке в Комиссию от 17 ноября 1821 г. Борушникевич указывал, что комиссионер Суханов не выполняет контракт в соответствии с обязательствами: «...когда подрядчик Шихин, имея несравненно менее способы, ставит для комиссии каждую колонну по 16 тыс. руб., комиссионер Суханов экономическим образом доставляет оную почти вдвое» [8, л. 18].

В записке на Высочайшее имя «О злоупотреблениях комиссионера купца Суханова...» от 10 апреля 1822 г. Борушникевич настаивал на завышенной стоимости «добывания» гранитных монолитов комиссионером Сухановым и других его нарушениях [12].

И хотя конкретных обвинений Суханову предъявлено не было, от казенных работ он был отстранен. 15 октября 1821 г. постановили, что дальнейшее производство работ на праве комиссионерского вознаграждения для казны невыгодно и «добытие» остальных колонн будет выгоднее по подряду [10,л. 39, 46].

21 июня 1822 г. был заключен новый контракт с Архипом Ши-хиным на поставку им с собственных каменоломен в Пютерлаксе своим коштом (содержанием) гранитных монолитов для колонн портиков собора [9, л. 4, 5, 16, 37].

Ситуация привела к разорению Суханова. В архивных делах содержится объемная переписка о его долгах, в которой большое место занимают документы 1823 г. - года написания Тропининым рассматриваемого портрета [7, л. 33-38; 11,л. 2-4].

Отчаянные попытки выбраться из нищеты, которые предпринимал Суханов в этот период, не позволяли отлучаться из Петербурга, причин ехать в Москву не было. Портрета разоренного Суханова, деловой репутации которого был нанесен урон, никто не заказывал. С Тропининым каменотес знаком не был: знакомство обоих со Свиньиным не привело к знакомству между ними, не были они знакомы и ранее: в архивных документах и других источниках таких фактов не выявлено.

Суханов был героем очерка Свиньина в 1818 г., иллюстрировав, как и многие другие, патриотическую концепцию издателя. Об

обстоятельствах Суханова после1819 г. Свиньин не знал, да и не должен был знать : добрыми знакомыми они не были и после 1818г. не встречались. У издателя «Отечественных записок» было большое количество начинаний, с Сухановым его уже ничего не связывало, и он искренне восхищался совсем другими людьми.

С Тропининым отношения Свиньина были продолжительными. После представления в 1823 г. в Академию работ художника Свиньин приобрел для своего «Русского музеума» «Кружевницу» и «Нищего старика», составил для рукописного каталога их описания.

В каталоге «Русского музеума» 1829 г. перечислены следующие работы Тропинина: картины «Нищий старик», «Кружевница» (у Свиньина - «Швея»), «Малороссиянин, раскуривающий трубку», а также «две головы стариков с руками» (рисунки) [1, с. 326-327].

«Старика каменщика» там нет. Учитывая восторженность Свиньина, портрет был бы упомянут в «Отечественных записках» и в случае заказа не остался бы у Тропинина в Москве, как это было в действительности.

Кого же писал Тропинин? Нищего старика Суханова, попавшего в сложные обстоятельства или Суханова во «славе» Свиньина? Или вовсе не Суханова?

Проживание Тропинина в год написания портрета в Москве, а Суханова в этом же году в Петербурге, отсутствие знакомства между ними приводит к мысли, что Тропинин не писал портрета Суханова.

В 1823 г. Тропининым в Москве были созданы два мужских портрета: жанровая картина «Нищий старик» и портрет в стиле романтизм «Старик каменщик».

Мы не знаем, как был создан «Нищий старик». Возможно, изображен один из городских типов, встреченных художником или даже позирующих за определенную сумму для создания наброска. Не знаем этого и о «Старике каменщике». Был ли у изображенного прообраз, определить невозможно, как невозможно, за редким исключением, определить имена изображенных в других работах Тропинина.

Какие-то образы писались с конкретных людей, часто дворовых, в основе других - наброски, созданные художником, или воображаемый образ. В любом случае их имена, если они и были известны, в подобных портретах не указывались.

По свидетельству скульптора Н. А. Рамазанова, неоднократно бывавшего у Тропинина, он, сделав наброски, заканчивал работу дома: «Все околичное писалось художником в мастерской: одежда - с „болвана", как тогда называли манекен, мебель - кресло, стол - и прочий реквизит имелись в мастерской и перекочевывали из портрета в портрет; иногда даже одежда бралась из реквизита художника» [17, с. 69].

Персонажи похожи по возрасту, одеянию (изображены в крестьянской одежде - в армяке или зипуне), в одном ракурсе на фоне каменной стены крупной кладки, которая заканчивается в уровне их голов.

Колорит разный: теплый в коричневых тонах у «Нищего старика» и холодный в серо-зеленых у «Старика каменщика». Левые руки обоих имеют опору: нищего старика - на посох, старика каменщика, рядом с которым расположена обработанная база колонны, - на рукоятку каменотесного молотка.

Портрет «Старик каменщик» несет особую смысловую нагрузку. Учитывая веяния эпохи, нельзя исключить, что Тропинин создал аллегорию каменщика - художественный образ, воплотивший идеалы широко распространенного тогда масонства, символика которого нашла распространение в архитектурном декоре и живописи того времени. Используя эти символы, Тропинин не был одинок, примеров тому можно привести достаточно.

Об этом говорят и названия картины: впервые упомянутое в 1823 г. «Старик каменщик» и «Каменщик», как она упомянута в списке Рамазанова в 1859 г. Каменщик в переводе на английский -mason, на французский - maçon.

Следует заметить, что «Старика каменщика» Тропинин не представил в 1823 г. в Совет Академии художеств, очевидно, ввиду его неоднозначности, понятной тогда и не вполне - сейчас, и запрещения масонства императорским указом в 1822 г. [2].

А портрет, безусловно хороший, но это не портрет С. К. Суханова! Проведенное исследование исключает вероятность написания Тропининым портрета Суханова, что вместе с ранними упоминаниями картины под названиями «Старик каменщик» и «Каменщик», позволяет ставить вопрос о новой атрибуции картины «Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова» в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени в Москве, вернув авторское название «Старик каменщик» выдающемуся произведению

B. А. Тропинина.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Краткая опись предметов, составляющих «Русский музеум» Павла Свиньина// Отечественныезаписки. 1829. Ч. 37. С. 313-376.

2. Полное собрание законов Российской империи. Т. 38. № 29151.

1822.

3. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Д. 276. 1823.

4. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Д. 371. 1824.

5. РГИА.Ф. 789. ОП. 1. Д. Ч. I. 2857-а. 1818.

6. РГИА. Ф. 789. Оп. 20/ Оленин А.Н. Д. 40. 1823.

7. РГИА. Ф.1311 Оп. 1. Д. 145. 1821.

8. РГИА. Ф. 1311. Оп. 1. Д. 151. 1821.

9. РГИА. Ф. 1311. Оп. 1. Д. 152. 1821.

10. РГИА. Ф.1311 Оп. 1. Д. 172. 1822.

11. РГИА. Ф.1311. Оп. 1. Д. 208. 1826.

12. РГИА. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 3715. 1822.

13. АмшинскаяА.М. Тропинин. М. : Искусство, 1976. 149 с. (Серия «Жизнь в искусстве»)

14. Бакушинский А. В. Письмо В. А. Тропинина к С. С. Щукину // Искусство. М : Гос. акад. худож. наук, 1927. Кн. IV. 220 с. С. 376-379.

15. Буевская Т. Новое об одном портрете // Художник. 1968. № 6.

C. 35-36.

16. КоваленскаяН. Н. В. А. Тропинин (1776-1857). М. : ГТГ, 1930.

164 с.

17. Рамазанов Н. А. Василий Андреевич Тропинин // Русский вестник. 1861. Т. 36. С. 50-83.

А

МЛ

а

1.В.А. Тропинин. Старик каменщик. 1823. Холст, масло. Музей В. А. Троиинина и московских художников его времени, Москва

2. В. А. Тропинин. Нищий старик. 1823. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.