Научная статья Исторические науки
УДК: 94
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА МУЖСКОГО ПОРТРЕТА РУССКОЙ ШКОЛЫ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ
Молотникова Д.М.
Казанский государственный институт культуры г. Казань, Россия
Аннотация. Статья посвящена атрибутационному анализу портрета «Старика» русской школы конца XVIII - начала XIX веков из БСИИ ASG. Композиция повторяет работу «Святой Иероним» немецкого живописца Бальтазара Деннера (1685 - 1749) из Государственного Эрмитажа. В качестве «эталонной» данная картина повторялась студентами Академии художеств большое число раз на рубеже XVIII - XIX столетий. Среди многочисленных повторов данного времени было и полотно из собрания ASG. Подпись Василия Тропинина (1776 -1857) на портрете появилась в результате действий недобросовестного арт-дилера XIX века.
Ключевые слова: портрет старика, Василий Тропинин, святой Иероним, Бальтазар Деннер, подпись, дата, «эталонная» живопись, работа ученика Академии художеств Санкт-Петербурга
Для цитирования: Молотникова Д.М. Искусствоведческая экспертиза мужского портрета русской школы конца XVIII - начала XIX веков // Казанский вестник молодых учёных. - 2022. - Т. 6. - № 4. - С. 86-104.
Благодарность. Выражаю своему научному руководителю, кандидату педагогических наук, доценту Булгаковой Алине Вячеславовне, за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению статьи.
Введение
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет пожилого мужчины, домузейная атрибуция которого называла автором выдающегося русского портретиста Василия Тропинина (1776-1857) (фото 1). Данный портрет был атрибутирован на основании подписи и датировки в левой части: «В. Тропинин 1854» (фото 2). Искусствоведческий анализ заставляет усомниться в этом факте, обнаруживая несколько версия данной работы в мировых музеях.
В ходе исследования нами было установлено, что данная композиция является повтором произведения немецкого мастера Бальтазара Деннера (1685 - 1749), хранящегося в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Полотно это происходит из коллекции Екатерины II. На сайте музея оно воспроизводится под названием «Святой Иероним» и датируется первой половиной XVIII века (фото 3).
В Эрмитаже в том же 1889 году был издан сборник «Картины Императорского Эрмитажа» (фото 4). В нём содержатся фотографические иллюстрации 219 живописных полотен, среди которых есть и «Святой Иероним» Бальтазара Деннера (фото 5). Однако в сборнике у картины другое название: «Старик». Помимо этого, в собрании Государственного Эрмитажа находится и литография Эжена Хюо (работал 1831 - 1847) «Memento mori» 1845 года, которая выполнена с картины Бальтазара Деннера (фото 6).
Первоначально картина Деннера из эрмитажного собрания имела название «Старик», которое позднее было изменено на «Святой Иероним» на основании предмета, который держит в руках персонаж. Череп - традиционный атрибут святого Иеронима - аскета, кардинала и автора религиозных текстов. Картина из собрания ASG была срезана по низу и левой кромке, в результате чего изображение черепа было утрачено. Однако, кроме черепа, нет более никаких оснований полагать, что перед нами изображение святого. Бальтазар Деннер специализировался на светском портрете, преимущественно изображая мужчин и женщин в преклонных летах. Портрет из Эрмитажа, скорее, является аллегорическим, символизирующим бренность жизни человеческой, неизбежность старости и увядания всего живого. Череп служит напоминанием о смерти, что подтверждает и название литографии Эжена Хюо «Mеmento mori» (рус. «Помни о смерти»). Нам кажется предпочтительным прежнее название картины - «Старик», которое мы используем и для картины Большого собрания изящных искусств ASG.
Кроме эрмитажной, существуют ещё три работы Деннера с изображениями данного персонажа - это портрет с аналогичным названием «Старик» из Берлинской картинной галереи (фото 7), а также картины из Харьковского художественного музея (фото 9) и из частной коллекции А.С. Морозова (село Усть-Курдюм, Саратовская область) (фото 8). В композиции из Берлина портретируемый держит в руках не череп, а шляпу. Картины из Харькова и частного собрания близки полотну из Эрмитажа и именуются по примеру этого музея -«Святой Иероним».
На сайте Берлинской картинной галереи есть описание картины: «Demütig ist der Blick des Alten nach innen gekehrt, die Rechte liegt beteuernd auf der Stelle seines Herzens. Die Gestaltung des Kopfes verrät solide anatomische Kenntnisse des Malers. Gut erkennbar ist das Schädelgerüst, präzise überzogen mit Fleisch, Blutgefäßen, Haut und Haaren. Bart, Haartracht, einfaches Wams und Filzhut lassen an einen Mennonitenprediger denken. Das in den Bildern Balthasar Denners wiederholt vorkommende Modell, legt die Vermutung nahe, dass es sich hier um den Vater handelt, der ein in Hamburg ansässiger Mennonitenprediger war. Tiefe Frömmigkeit, Gewerbefleiß und Abkehr von irdischen Zerstreuungen war den Men-noniten als geistige Nachfahren der Wiedertäufer eigen. Balthasar Denners ausgeprägter Realitätssinn im Physiognomischen ersetzt die Attitüde barocker Repräsentationsporträts zugunsten der Hervorhebung seelischer Charakteristika. Der Bildträger ist eine ungewöhnlich große Kupfertafel.» (рус. «Смиренный взгляд старика обра-щён внутрь, правая рука молитвенно лежит на сердце. Рисунок головы свиде-
тельствует о глубоком знании художником анатомии. Мастер тщательно выписывает старческую кожу, кровеносные сосуды и волосы модели. Борода, причёска и фетровая шляпа говорят о том, что старец, возможно, является проповедником меннонитов. Данную модель Бальтазар Деннер изображал неоднократно. Вероятно, это отец художника, который был проповедником меннонитов из Гамбурга. Благочестие, деловитость и отход от земного бытия были свойственны меннонитам как духовным потомкам возрожденцев. Картина написана на медной доске - достаточно редко используемой основе в живописи» [1].
У работы из Берлинской картинной галереи известна точная дата создания - 1720 год. Картины из Государственного Эрмитажа, Харьковского художественного музея и частного собрания А.С. Морозова можно рассматривать в качестве авторских реплик произведения из немецкого музея. В них Деннер изменил предмет в руках портретируемого - шляпа уступила месту черепу. Тем самым художник придал портретам символическое звучание и усилил степень их эмоционального воздействия на зрителей.
Согласно версии немецких искусствоведов, на картине Деннера изображён отец художника - Якоб Деннер - известный проповедник. Его женой была Кэтрин Вибе и по свидетельствам современников они были: «В общем, кажется, очень благочестивые люди» [2]. Сохранился поздний подписной автопортрет Деннера (фото 10), на котором он, при сравнении с картиной из Берлинской галереи, очень похож на отца.
Методы
В ходе исследования были применены компаративный, генетический, сравнительно-сопоставительный и типологический методы исследования.
Результаты и обсуждения
Портрет старика из Большого собрания изящных искусств ASG является повтором картины Деннера из Эрмитажа - в руках портретируемого череп, а на заднем плане - драпировка. Автор картины из собрания ASG довольно точно воспроизводит эрмитажную композицию Деннера, хотя уровень её исполнения, безусловно, уступает работе немецкого мастера (фото 11). Художник не столь детально подошёл к передаче особенностей анатомии лица и рук модели. Многие черты внешнего облика трактованы обобщённо, в частности, затылок портретируемого затенён и передан простой линией, тогда как у Деннера мы видим седые торчащие волосы и складки на шее. На картине из Эрмитажа в левой части представлен пейзаж (фото 12). В работе из Большого собрания изящных искусств ASG он отсутствует. Упрощена, по сравнению с эрмитажной, и цветовая нюансировка произведения. Портрет работы Деннера отличается колористическим богатством полутонов серого, оливкового и оттенков инкарната старческой кожи.
Картина из собрания ASG подвергалась реставрационным вмешательствам, на что указывают записи красочного слоя. Все четыре вышерассмотрен-ные произведения Деннера имеют практически одни и те же размеры. Полотно
из собрания ASG было срезано, в результате чего первоначальный формат был утрачен (67*47,5 см). Некоторое время оно хранилось в сложенном виде без подрамника - ближе к центру хорошо виден след от линии сгиба. Практически под этой линией стоит подпись живописца Тропинина и датировка 1854 годом. За три года до смерти (художник умер в 1857 году) Тропинин был мэтром русской портретной живописи, широко известным мастером, имеющим большое число заказов. У живописца не было необходимости копировать эрмитажные произведения. Тем более, что портрет из собрания ASG уступает в плане живописного мастерства не только Деннеру, но и Тропинину. Разумеется, будучи начинающим художником, во время обучения на курсах в Императорской Академии художеств, Тропинин копировал произведения старых мастеров. Художник изучал анатомию, воспроизводя старинные гравюры. В Историческом музее Москвы среди рисунков Тропинина из «Бахрушинской папки» есть два листа 1798 года с изображениями античных скульптур «Кентавр с амуром» и «Аполлон Бельведерский», которые свидетельствуют о серьезной работе под руководством педагогов. Оба изображения выполнены с рисунков профессоров, служивших образцами для учащихся. Копируя их, начинающие художники постигали правила штриховки, учились передавать объем. В целом, практика обучения в классах Академии подразумевала снятие копий с прославленных композиций Эрмитажа. Но писать повторы чужих произведений, став признанным публикой мастером, не было необходимости ни у одного крупного художника. Сам Тропинин не был преподавателем Академии художеств, однако принимал живое и непосредственное участие в воспитании молодых художников - посещал классы, давал советы ученикам.
Известно, что картина Деннера «Святой Иероним» из Эрмитажа относилась к числу оригиналов - эталонов классической живописи и служила образцом для обучения в Императорской Академии художеств. Эта композиция неоднократно копировалась в конце XVIII века воспитанниками Академии, например, Данилой Савицким (1782, № 477) и А. Емельяновым (1784, № 705). Одним из учеников Академии художеств на рубеже XVIII - XIX веков был написан и портрет «Старика» из собрания ASG, для которого картина Бальтазара Деннера послужила образчиком во время практических занятий живописью в Эрмитаже.
На обратной стороне полотна из собрания ASG есть дарственная надпись: «Дарю Елизавете Николаевне Плосконной. От Н. Подерня». Из метрической книги 1886 года Собора Кавалерского Св. Равноапостольного князя Владимира, что на Петербургской стороне у Тучкова моста мы узнаём, что: «Дворянин Черниговской губернии, Глуховского уезда, Иван Иванович Плосконный и законная жена его Елизавета Николаевна, оба православные, от второго его и первого ее брака. Сын: Борис, род. 21.11.1886, крещен 30.12.1886 г. Восприемники: поручик гренадерского Екатеринославского полка Михаил Михайлович Корсаков и дочь коллежского советника девица Анна Николаевна Подерня» [3]. Елизавета Плосконная и Анна Подерня, по-видимому, являлись подругами. Портрет из собрания ASG был подарен Елизавете Плосконной в 1860 - 1870-е годы отцом Анны Подерни - Николаем Егоровичем Подернёй. В книге 1914 го-
да «Русский провинциальный некрополь» историка В. Шереметевского есть информация о Николае Подерне: «Николай Егорович Подерня (1828.02.15 -1879.12.17, Псков, Иоанно-Предтеченский женский монастырь) коллежский советник, председатель Великолуцкаго Окружного Суда» [4].
Если верить датировке картины 1854 годом, то на момент её создания Николаю Подерне было 26 лет. Гражданский чин коллежского асессора соответствовал 8 классу Табели о рангах. Обладатели этого чина обычно служили в должности регистратора, секретаря или советника. Круг портретированных Тро-пининым был широк: «Кроме прежних своих родовитых заказчиков: Оболенских, Васильчиковых, Зубовых, Паниных, Олсуфьевых, - фамильные галереи которых он продолжает пополнять до последних лет жизни, кроме купцов Ма-зуриных, Корзинкиных, Сорокоумовских, Шестовых, Коноваловых, заказавших художнику портреты свои и своих близких, обращает внимание новый круг заказчиков. Это не принадлежащие к высшей знати либеральные дворяне, весьма умеренные в своих воззрениях, группировавшиеся около семейств Протасьевых, проживавших в Рязанской губернии, и тульских Раевских» [5]. Несмотря на это, вряд ли, коллежский асессор (при условии, что Николай Подерня в 1850-е годы уже имел этот чин) мог позволить себе заказать портрет у Тропинина, или же приобрести исполненную им копию эрмитажного произведения. При этом в начале 1850-х годов популярность Василия Тропинина начала постепенно угасать. В богатую Москву зачастили на заработки многие иногородние и зарубежные портретисты, которые предлагали свое услуги дешевле, а работали быстрее, чем пожилой художник. Однако живописец продолжал писать авторские произведения, а не копировать уже существующие.
Выводы
Подпись Тропинина на портрете появилась, вероятнее всего, в результате действий недобросовестного арт-дилера. Чтобы выгоднее продать работу, арт-дилер поставил на ней фамилию знаменитого живописца. Имя Тропинина наверняка было на слуху у покупателя, который, скорее всего, был мало знаком с искусством старых мастеров и, в частности, с творчеством Бальтазара Деннера. В качестве автора данного произведения Тропинин был выбран арт-дилером неслучайно. Живописец часто писал портреты людей в преклонных летах. В 1823 году он исполнил портрет нищего старика из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), в 1825 году - портрет старика в профиль из того же государственного собрания, а в 1847 году - знаменитого «Странника» из Азербайджанского национального музея искусств (Баку). Возрастных моделей Тропинин писал и в 1850-е годы. За год до смерти, в 1856 году он создал «Портрет пожилой женщины» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) (фото 13), моделью для которого служила жена художника - Анна Ивановна Тропинина. На нём портретируемая так же, как и на рассматриваемых нами полотнах Деннера, изображена в повороте влево в ракурсе три четверти. Её взгляд направлен перед собой, а точно выписанная рука придерживает у груди чёрную курицу. Зная этот
портрет, а также год его написания, арт-дилер при продаже мог привести его в качестве аргумента в пользу фиктивной атрибуции Тропининым ученического повтора эрмитажного произведения Деннера, который ныне хранится в Большом собрании изящных искусств ASG.
Известно, что до 1810-х годов Тропинин не подписывал свои работы. Исключение - «Пожилой украинский крестьянин» (Устим Кармелюк?) (фото 14). Здесь художник оставил свои инициалы: «ВТ.» (фото 15).
На портретах 1810 - 1840-х годов Тропинин оставлял свою подпись внизу холста, в правой или левой его части. Подпись начиналась первой буквой его имени - «В», далее шла фамилия «Тропининъ» (фото 15-21). Часто Тропинин указывал и год написания произведения. Делал он это либо в одну строку со своим именем, либо под ним. После даты живописец ставил небольшую черту: «-». На картине из Большого собрания изящных искусств ASG эта черта стоит и после фамилии Тропинина, и после даты. Тот, кто ставил подпись художника на данный портрет, очевидно, хорошо изучил настоящую подпись мастера.
Заключение
Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что картина из Большого собрания изящных искусств ASG, ранее приписываемая Василию Тропинину на основании подписи в левой части, является работой ученика Академии художеств Санкт-Петербурга. Композиция повторяет работу «Святой Иероним» немецкого живописца Бальтазара Деннера из Государственного Эрмитажа. В XVIII - XIX веках данное полотно называлось «Старик», в связи с чем мы сохранили прежнее название работы для её повтора из собрания ASG. Датировка 1854 годом также неубедительна, т.к. Тропинин в 1850-е годы - уже большой мастер, которому не по статусу копировать картины других художников.
В качестве «эталонной» композиция Деннера из Эрмитажа повторялась студентами Академии художеств большое число раз на рубеже XVIII - XIX столетий. Среди многочисленных работ данного времени было и полотно из собрания ASG. Несмотря на то, что оно является результатом копийной практики, произведение имеет самостоятельные высокие живописные достоинства, замечательную историю создания и установленный, благодаря дарственной надписи, провенанс.
Рисунки и фотографии
Фото 1 - Русская школа конца XVIII - начала XIX веков. «Старик». Холст, масло. 67x47,5 см. БСИИ ASG, инв. № 02-0005
Фото 2 - Подпись на картине «Старик В. Тропинин, 1854». БСИИ ASG, инв. № 02-0005
Фото 3 - Деннер, Бальтазар. «Святой Иероним». Первая половина XVIII. Холст, масло. 90*70 см. ГЭ-1324. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
w—-- --ч
гины
ГА, *л1 1ШПЕРАТОРСКАГО Я] jAJfiÀ
+0КУГР1+1РПК1!И гппмтп СЪ ВЫСОЧАЙШАГО СОИЗВОЛЕШЯ
LES TABLEAUX GALERIE DE l/KRMITAUE IMPERIAL
rûtiji'iilki'uies efaitjs Lis tmemux a TSC rotttorintion de Sa SLueeté l'Empereur
fe,__=_=M
Фото 4 - Обложка сборника «Картины Императорского Эрмитажа», 1889 год Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фото 5 - Фотографический снимок картины Бальтазара Деннера, опубликованный под названием «Старик»
Фото 6 - Литография Эжена Хюо с работы Бальтазара Деннера Memento morí, 1845 год. Китайская бумага, литография. 53^39 см. У-245/104. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
ß
Фото 7 - Деннер, Балтазар. «Старик» (Портрет отца), 1720 год Медь, масло. 91,5x70,5 см. Инв.№ 2241. Берлинская картинная галерея
W
Фото 8 - Деннер, Бальтазар. Святой Иероним («Memento morí») Холст, масло. 92^75 см. Коллекция А.С. Морозова, село Усть-Курдюм,
Саратовская область
Фото 9 - Деннер, Бальтазар. «Святой Иероним». Холст, масло. 90*71 см. Инв. номер 173-жз. Харьковский художественный музей
Фото 10 - Деннер, Бальтазар. Автопортрет. Холст, масло. 52,5*44 см. Проходил на аукционных торгах 19 апреля 2007 года, лот 284
Фото 11 - Фрагмент картины «Старик» с изображением лица и правой руки портретируемого. БСИИ ASG, инв. № 02-0005
I
W
Фото 12 - Фрагмент картины «Святой Иероним» с изображением лица и правой руки портретируемого. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фото 13 - Василий Тропинин. «Портрет пожилой женщины», 1856 год. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 14 - Василий Тропинин. «Пожилой украинский крестьянин» (Устим Кармелюк?). Первая половина XIX века. Дерево, масло. 21*18 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 15 - Инициалы Тропинина на картине «Пожилой украинский крестьянин» (Устим Кармелюк?). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 16 - Василий Тропинин. «Крестьянин, обстругивающий костыль», 1834 год. Холст, масло. 71x56 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 17 - Подпись Тропинина и дата на картине «Крестьянин, обстругивающий костыль». Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 18 - Василий Тропинин. Портрет Карла Брюллова, 1836 год. Холст, масло. 102*81 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 19 - Подпись Тропинина и дата на портрете Карла Брюллова. Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Василий Тропинин. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль, 1846 год. Холст, масло. 106x85 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 20
Фото 21 - Подпись Тропинина и дата на автопортрете художника. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Литература
1. Bildnis eines alten Mannes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smb-
digital.de/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=86 9006&viewType=detailView - Дата доступа: 05.11.2021.
2. История одной картины: Деннер «Портрет пожилой женщины»... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.antik-forum.ru/forum/archive/index.php/t-31004.html - Дата доступа: 05.11.2021.
3. Выписки из Метрических книг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kortic.borda.ru/?1-4-0-00000169-000-30 - Дата доступа: 11.11.2021.
4. Фамилия Подерня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosgenea.ru/familiya/podernya - Дата доступа: 11.11.2021.
5. Тропинин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=200517&p=36 - Дата доступа: 15.11.2021.
Original article Historical Sciences
ART EXAMINATION OF A MALE PORTRAIT OF THE RUSSIAN SCHOOL OF THE END OF THE 18TH - BEGINNING
OF THE 19TH CENTURIES
D.M. Molotnikova
Kazan State Institute of Culture Kazan, Russia
Abstract. The article is an attribution assessment of the late XVIII - early XIX century Russian school's portrait «Old Man» from the LCFA ASG. The portrait is a copy of «Saint Jerome» by the German painter Balthazar Denner (1685-1749) from the State Hermitage Museum. It served as a "reference" painting by students of the Imperial Academy of Arts numerous times at the turn of the XVIII - XIX centuries. Amongthe numerous copies of that period was this artwork in ASG collection. The signature of Vasily Tropinin(1776-1857) on the portrait appeared because of actions of an unscrupulous art dealer of the XIX century.
Keywords: portrait of an old man, Vasily Tropinin, St. Jerome, Balthazar Denner, signature, date, «reference» painting, work of the Imperial Academy of Art student, art dealer, inscription, provenance
For citation: Molotnikova D.M. Artistic examination of a male portrait of the Russian school of the late 18th - early 19th centuries. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(4):86-104 (in Russ.).
References
6. Bildnis eines alten Mannes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smb-
digital.de/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=86 9006&viewType=detailView - Дата доступа: 05.11.2021.
7. История одной картины: Деннер «Портрет пожилой женщины»... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.antik-forum.ru/forum/archive/index.php/t-31004.html - Дата доступа: 05.11.2021.
8. Выписки из Метрических книг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kortic.borda.ru/?1-4-0-00000169-000-30 - Дата доступа: 11.11.2021.
9. Фамилия Подерня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosgenea.ru/familiya/podernya - Дата доступа: 11.11.2021.
10. Тропинин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=200517&p=36 - Дата доступа: 15.11.2021.
Сведения об авторе Молотникова Дарья Максимовна,
магистрант, Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected] Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 22 августа 2022.
Одобрена после рецензирования: 30 августа 2022.
Принята к публикации: 10 сентября 2022.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author of the publication Dariya M. Molotnikova, master student, Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia.
E-mail: [email protected]
Conflicts of Interest disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: August 22, 2022. Approved after peer reviewing: August 30, 2022.
Принята к публикации: September 10, 2022.
The author has read and approved the final manuscript.