Научная статья на тему 'РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ XIX ВЕКА КАК ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ФРАНЦУЗСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ XIX ВЕКА КАК ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ФРАНЦУЗСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерьер / Ампир / Реставрация / усадьба / мебель / красное дерево / светлые породы древесины / форма / мебель для сидения / анфилада / стол / канапе / комод / музыкальные инструменты / Interior / Empire Style / Restoration / Estate / Furniture / mahogany / light wood Species / Shape / Furniture for seating / suite / Table / Canapes / Chest of drawers / musical Instruments

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

в статье анализируется русская интерьерная живопись первой половины XIX века. Проводятся аналогии между мебелью (предметами декоративно-прикладного искусства) из Большого собрания изящных искусств ASG и мебелью, воспроизведённой на картинах Алексея Венецианова, его учеников и художников-современников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the Article analyzes russian interior Painting of the first Half of the 19th Century. Analogies are drawn between Furniture (Objects of decorative and applied Art) from the ASG large Collection of fine Arts and Furniture reproduced in the paintings of Alexei Venetsianov, his Students and contemporary Artists.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ XIX ВЕКА КАК ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ФРАНЦУЗСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ XIX ВЕКА КАК ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ФРАНЦУЗСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: в статье анализируется русская интерьерная живопись первой половины XIX века. Проводятся аналогии между мебелью (предметами декоративно-прикладного искусства) из Большого собрания изящных искусств ASG и мебелью, воспроизведённой на картинах Алексея Венецианова, его учеников и художников-современников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерьер, Ампир, Реставрация, усадьба, мебель, красное дерево, светлые породы древесины, форма, мебель для сидения, анфилада, стол, канапе, комод, музыкальные инструменты.

ABSTRACT: the Article analyzes russian interior Painting of the first Half of the 19th Century. Analogies are drawn between Furniture (Objects of decorative and applied Art) from the ASG large Collection of fine Arts and Furniture reproduced in the paintings of Alexei Venetsianov, his Students and contemporary Artists.

KEYWORDS: Interior, Empire Style, Restoration, Estate, Furniture, mahogany, light wood Species, Shape, Furniture for seating, suite, Table, Canapes, Chest of drawers, musical Instruments.

В русской живописи первое изображение интерьера принадлежит выдающемуся мастеру Алексею Гавриловичу Венецианову (1780 - 1847). В 1822 - 1823 годах он написал картину «Гумно», изобразив низко нависшие, потемневшие стропила старинного гумна, где крестьяне заняты своими повседневными делами.

Венецианов обратился к интерьерной теме под влиянием эрмитажного полотна Франсуа Гране «Внутренний вид хоров церкви Капуцин-ского монастыря на площади Барберини в Риме» (1818 год; холст, масло, 186*147 см). Художник восхищался этой работой, благодаря которой он осознал важность перспективы для изображения натуры. В картине «Гумно» перспективное построение заметно превалирует над остальными техниками: тщательно приведены к единой точке схода линии, образованные бревнами и балками. Для Венецианова это был своего рода эксперимент и проверка собственного живописного мастерства - справится ли он со сложной задачей

Алексей Венецианов Гумно

1822 -1823 годы Холст, масло. 66,5*80,5 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

правильных перспективных построений. Ему это вполне удалось, а потому в следующей картине «Утро помещицы» (1823 год) тема перспективы более не первостепенна. Здесь предстаёт уже не внутреннее помещение крестьянской хозяйственной постройки, а интерьер помещичьего дома.

Алексей Венецианов Утро помещицы 1823 год

Холст, масло. 41,5*32,5 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На картине изображена часть кабинета с довольно скромной обстановкой. Через приоткрытое окно в комнату проникает свет раннего утра. За столом сидит молодая хозяйка в домашнем платье и чепце, она даёт указания двум крестьянкам. Одна из них, став на колено, держит в руке завернутую в красную ткань шерсть, другая - внимательным взглядом смотрит на зрителя. Венецианов последовательно выстраивает цветовую гамму произведения, делая акценты на красных и зелёных тонах. Общая палитра строится на древесных красно-коричневых оттенках изображённой мебели и дощатого пола. Автор любовно воспроизводит обстановку собственно-

го дома в деревне Сафонково (Тверская губерния). Интерьер этот, с предметами меблировки красного дерева, весьма характерен для России 1820-х годов. Помещица сидит за столом-гери-доном (круглый стол на одной ножке), за её спиной - шкаф с мраморными бюстами и скульптурной композицией по центру.

В Большом собрании изящных искусств АБС хранятся обширные коллекции европейской мебели первой трети XIX века. Именно этой мебелью, французского, немецкого и английского происхождения, обставляли свои дома представители русского дворянства. Была там и русская мебель, изготовленная по зарубежным образцам, но её было меньше. В нашей статье мы проведём аналогии между мебелью из собрания АБС и мебелью, воспроизведённой на картинах вене-циановцев и других русских художников первой половины XIX века. Их работы по сути являются не просто живописными произведениями, но и документальными источниками эпохи, по которым можно составить впечатление об интерьерах прошлого. Они применимы и в качестве иконографической основы для организации исторических интерьеров в особняках и усадьбах, восстанавливаемых Инвестиционной группой компаний АБС. Статусность изображённых интерьеров разная, а потому они подходят как для реконструкции меблировки провинциальных домов, так и для изысканных залов аристократических салонов.

Начнём мы с картины Венецианова «Утро помещицы», подобрав аналоги к уже упомянутому нами шкафу и столу-ге-ридону. В Большом собрании изящных искусств АБС находится идентичный шкаф с симметричным муаровым

Шкаф Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, фанерование 209*120*41 см БСИИ ASG,

инв. № 17-3629

рисунком красного дерева, изготовленный во Франции в первой четверти XIX века. Тандем с ним составит стол-геридон из красного дерева того же времени. У этого стола есть мраморная столешница и его основание не является точной копией того, что изображено на полотне Венецианова. Однако мы выбрали именно его, поскольку в эпоху ампир, когда практически все столы устанавливались на ножки в виде звериных лап, он стоит на плоском треножии, близком тому, что на картине.

Стол

Франция, первая четверть XIX века

Массив и шпон красного дерева, фанерование, золоченая бронза, серый мрамор с прожилками белого цвета Gris Sainte-Anne belge

75x84,5 см

БСИИ ASG, инв. № 13-1230

Капитон Зеленцов В комнатах

Конец 1820-х - 1830-е годы

Холст, масло. 44,5*72,5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ещё один похожий стол-геридон изображён на картине «В комнатах» ученика Венецианова -Капитона Зеленцова (1790 - 1845). Здесь представлена гостиная с колоннами на антресолях пушкинской эпохи. Из гостиной открываются две анфилады - одна парадная, другая заканчивается так называемым черным ходом - дверью для прислуги. На фоне ярко-синих стен комнаты особенно эффектно выделяется мебель.

Слева у стены стоит канапе с характерным треугольным фронтоном спинки. Подобная форма получила распространение во Франции в период Реставрации (1814 - 1830). В собрании АБС также есть канапе с треугольным фронтоном, хотя и не столь выраженным. По центру он декорирован резьбой с растительным орнаментом и волютами.

Канапе

Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, резьба 95*175*57 см БСИИ ASG, инв. № 25-2085 (1)

Помимо канапе в комнате представлена и другая мебель для сидения - три кресла стоят возле окон, ещё на одном - расположился мужчина с книгой. Те, что расставлены у окон, имеют отогнутые назад спинки, а то, на котором сидит персонаж, - завитки волют по бокам. В этом случае коллекции собрания АБС дают возможность вариативности подбора мебели для сидения: мы можем дополнить канапе шестью креслами од-

ного набора с треугольными фронтонами, не разбивая комплект, а можем добавить три кресла с отогнутыми назад спинками и круглыми в сечении подлокотниками с волютами. Причём ножки последних имеют саблевидную форму, как и на картине Зеленцова.

Шесть кресел

Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, резьба 92*60*49 см

БСИИ ASG, инв. № 25-2085 (2-7)

Набор из трех кресел Франция, первая четверть XIX века

Массив и шпон красного дерева, резьба 93*58*50 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2734 (1-3)

Кресло с отогнутой назад спинкой и обращён-ными внутрь изгибами подлокотников изображено ещё на одном произведении Капитона Зелен-цова «Мастерская художника Петра Васильевича Басина» (1833 год). На картине запечатлено ху-

Капитон Зеленцов Фрагмент картины «В комнатах» с изображением канделябра золочёной бронзы на сто-ле-геридоне в левой части

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пара канделябров Франция, первая половина XIX века (период Реставрации) Золоченая бронза, литье, чеканка 49*23 см

БСИИ ASG, инв. № 091928 (1, 2)

дожественное ателье, где Басин представлен у высокого полотна на мольберте. Ему позирует сидящий крестьянин. Слева - два персонаж, один из которых (вероятно покупатель) просматривает увраж с гравюрами. Он и сидит в кресле, подлокотники которого украшены резным растительным орнаментом.

Капитон Зеленцов

Мастерская художника Петра Васильевича Басина 1833 год

Холст, масло. 66,5*88 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В Большом собрании изящных искусств АБС хранится пара конструктивно близких кресел из массива и шпона красного дерева времён Реставрации. Их передние ножки изогнуты Б-образ-но, а задние - имеют форму сабель.

Фрагмент кресла с изображением валюты на подлокотнике и передней ножкой БСИИ ASG, инв. № 11-3964 (1,2)

Капитон Зеленцов

Фрагмент картины «Мастерская художника Петра Васильевича Басина» с изображением персонажа в кресле в левой части Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пара кресел

Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, резьба, фанерование 91*59*64 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3964 (1,2)

В первой трети XIX века в моду вошла мебель, корпус которой состоял из нескольких планок, находящихся на расстоянии друг от друга, из-за чего видно было её внутреннее наполнение. Чтобы скрыть содержимое таких предметов внутрь помещался тканный мешок, в который складывались все вещи. На картине Капитона Зеленцова «В комнатах» (конец 1820-х - 1830-е годы) слева под зеркалом как раз изображён такой предмет, служащий и столом, и тумбой одновременно. Его дно и стенки выстланы красной тканью.

В Большом собрании изящных искусств АБС есть колыбель красного дерева периода Реставрации, люлька которой состоит из аналогичных планок. Её высокая стойка, поддерживающая ткань балдахина, оканчивается головой льва с металлическим кольцом в зубах.

Колыбель

Франция, первая четверть XIX века Массив и шпон красного дерева, резьба,

точение, металл 173*131*54см БСИИ ASG, инв. № 24-3316

Капитон Зеленцов В комнатах

Конец 1820-х - 1830-е годы Холст, масло. 37*45 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

IIHIII

i/amm

1

Таким образом, Зеленцов дважды написал картины с одноименным названием - «В комнатах». Обе они хранятся в Государственной Третьяковской галерее, и в обоих случаях мы видим анфилады. Там, где изображена гостиная с желтыми стенами, и где в дверях стоит персонаж с тростью, представлена анфилада в четыре комнаты. В третьей по счёту комнате стоит комод на три ящика светлого дерева, выступающий за дверной проём. В собрании АБС есть близкий комод светлого дерева так же на три ящика, изготовленный во Франции во времена Карла X, правившего с 1824 по 1830 годы.

Капитон Зеленцов Фрагмент картины «В комнатах» с изображением комода светлого дерева на заднем плане в центральной части Государственная Третьяковская галерея, Москва

Комод

Франция, первая треть XIX века Дерево, золоченая бронза, черный мрамор с включениями серого цвета (Petit granité belge) 90*130x59,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-3682

В Государственном Русском музее есть ещё одна картина Зеленцова «Комната художника. Человек гладит собаку», написанная на картоне. Слева у стола изображено кресло с ниспадающей на пол драпировкой. Его деревянная спинка украшена резным средником, длинные изогнутые подлокотники начинаются практически от широких верхних перекладин, передние ножки - веретенообразные, а задние - саблевидные. Точно такое же устройство имеет пара кресел XIX века из

Большого собрания изящных искусств АБС. Он изготовлены из красного дерева, а верхние пе рекладины и средники декорированы резьбой виде розеток с пальметтами.

Капитон Зеленцов

Комната художника. Человек гладит собаку 1830 год

Картон, масло. 37*29 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Капитон Зеленцов был одним из наиболее успешных учеников Венецианова. В 1833 году за картину «Мастерская художника Петра Васильевича Басина» он получил звание академика перспективной живописи. Были у Венецианова и другие успешные выпускники - Алексей Тыранов, Евграф Крендовский, Фёдор Славянский, Григорий Сорока и др. В 1819 году Венецианов оставил службу и поселился с семьей в деревне Сафон-ково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой за 20 лет прошли обучение свыше 70 человек. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Особенно выделялся Фёдор Славянский

Капитон Зеленцов Фрагмент картины «Комната художника. Человек гладит собаку» с изображением кресла в левой части

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

(181 7 - 1876) - бывший крепостной, получивший вольную в 1840 году за две тысячи рублей по ходатайству Венецианова. В 1852 году он был признан Академиком портретной живописи Академии Художеств, а в 1859 году произведён в коллежские асессоры. В 1830 - 1840-е годы он написал картину «В комнатах у А.А. Семенского в Тверской губернии», которая осталась незавершённой. Композиция вытянута по горизонтали. Вдоль стен с портретной живописью и окон стоят многочисленные стулья и кресла, аналогичные вышерассмотренным креслам собрания АБС (БСИИ АБС, инв. № 11-2142 (1,2)). В левой части открывается перспективная анфилада, справа -изображение массивного канапе с мужским персонажем, подпирающим голову рукой. В комнате

и

Пара кресел Франция, XIX век Красное дерево, резьба 80*60*47 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2142 (1,2)

в

находится три стола разной конструкции: перед канапе - стол-геридон на четырёх ножках в виде звериных лап, слева в простенке - стол с прямо-

угольной столешницей (возможно, игральный), справа - с овальной. Каждому из них мы подобрали похожий стол в собрании АБС.

Фёдор Славянский

В комнатах у A.A. Семенского в Тверской губернии 1830 - 1840 годы Холст, масло. 54,5*111,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Стол

Франция, первая четверть XIX века

Орех, фанерование, золоченая

бронза

76*87*45 см

БСИИ ASG, инв. № 13-1268

Стол

Франция, первая треть XIX века Шпон красного дерева, древесина светлых тонов, маркетри, бронза 70*56 см

БСИИ ASG, инв. № 13-1744

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стол

Франция, первая четверть XIX века

Красное дерево, фанерование, тонирование, резьба, черный мрамор с прожилками белого цвета Noir de Sable 74x98 см

БСИИ ASG, инв. № 13-0924

Фёдор Славянский Фрагмент картины «В комнатах у А.А. Семенского в Тверской губернии» с изображением стола с прямоугольной столешницей в левой части Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фёдор Славянский Фрагмент картины «В комнатах у A.A. Семенского в Тверской губернии» с изображением стола с овальной столешницей

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фёдор Славянский Фрагмент картины «В комнатах у А.А. Семенского в Тверской губернии» с изображением стола-геридона Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творческая и человеческая судьба Фёдора Славянского сложилась удачно, в отличие от двух других учеников Венецианова - Григория Сороки (1823 - 1864) и Алексея Тыранова (1808 - 1859). Сорока, имея тонкую душевную организацию, не смог преодолеть противоречивую двойственность своего положения - будучи высокоодарённым живописцем, он оставался крепостным помещика Николая Милюкова. Художник не выдержал унижений барина и покончил с собой. Именно Сорока создал проникнутое лиризмом произведение, ставшее для венециановцев программным - «Кабинет дома в «Островках». Колористически эта картина трактована так, что нам сложно идентифицировать изображённую на ней тёмную мебель, поэтому на предмет аналогий мы рассмотрим другой интерьер, который приписывают Сороке - «Гостиная» (усадьба «Богдановское»).

На картине представлен интерьер с мебелью исключительно светлого дерева. У стены справа стоит канапе, стол и кресла с фигурными спинками. В центре - ещё один стол, а слева в простенках под зеркалами - две консоли. В Большом собрании изящных искусств АБС нет мебели точно таких же форм из светлого дерева первой трети XIX века, однако коллекция эта столь обширна и продуманно укомплектована, что с её помощью можно организовать несколько полноценных интерьеров. В статье мы приведём образцы этой мебели, созданные во Франции в период правления Карла X. Как и на картине, приписываемой Сороке, - это канапе, два стола, набор стульев и две консоли.

Григорий Сорока Кабинет дома в «Островках» 1844 год

Холст, масло. 54*65 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Канапе

Франция, первая треть XIX века Кап ясеня, фанерование 86*188*62 см БСИИ АБв, инв. № 21-3062

Стол

Франция, первая треть XIX века

Дерево, тонирование, резьба, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné) 74,5x100 см

БСИИ ASG, инв. № 13-3681

Григорий Сорока (?)

Гостиная (усадьба «Богдановское»).

1840-е годы

Холст, масло. 34*70 см

Псковский историко-

архитектурный музей

Консоль

Франция, первая треть XIX века

Кап ясеня или вяза, тонирование, резьба, гранит 89*114*45 см БСИИ ASG, инв. № 14-3775

Стол

Франция, первая треть XIX века

Палисандр, самшит, интарсия 71*97 см

БСИИ ASG, инв. № 13-3777

Набор из пяти стульев Франция, первая треть XIX века Кап ясеня, амарант, интарсия 80*48*42 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3774 (1-5)

Что касается Алексея Тыранова, то его творческая трагедия заключалась в том, что к середине 1830-х годов он отошёл от манеры Венецианова, став последователем эф фектной портретной живописи Карла Брюллова. Однако отрыв от родных и понятных художнику народных истоков, а затем и проба своих сил в салонной живописи не увенчались успехом - работы Тыранова потеряли индивидуальность, стали статичными, холодными, непривлекательными и слабыми по колориту. Художник умер в крайней нужде и забвении в Кашине в 1859 году. Ранние полотна Тыранова пользовались большим успехом. За «Перспективный вид Эрмитажной библиотеки» (1826 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) он получил от Академии малую золотую медаль.

Алексей Тиранов Перспективный вид Эрмитажной библиотеки 1826 год Холст, масло 93,5*73 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Консоль Франция, первая треть XIX века

Лимонное дерево, резьба, тонирование, черный мрамор с включениями серого и белого цветов (Petit granité belge) 88,5x97,5x43,5 см БСИИ ASG, инв. № 14-2283

В контексте нашей статьи наиболее интересной представляется композиция Тыранова - «Интерьер в дворянском доме». В левой части полотна изображено фортепиано, без которого невозможно себе представить салон XIX века. Причём в первой половине столетия - это чаще всего были клавишные инструменты (фортепиано, рояли) мастерской француза Себастьяна Эрара (1752 - 1831). В 1823 году он изобрёл механизм двойной репетиции фортепиано (возможность извлечения повторного звука без полного поднятия клавиши), который вывел на новый уровень не только исполнительское фортепианное искусство, но и заставил

композиторов по-новому взглянуть на возможности инструмента. О том насколько широко были распространены в России XIX века инструменты Эрара свидетельствует отрывок из романа Ивана Гончарова «Обломов» (время написания 1847 -1859) с описанием обстановки дома Андрея Штольца в Петербурге: «Здесь же нашла место и высокая конторка, какая была у отца Андрея, замшевые перчатки; висел в углу и клеенчатый плащ около шкафа с минералами, раковинами, чучелами птиц, с образцами разных глин, товаров и прочего. Среди всего, на почетном месте, блистал, в золоте с инкрустацией, флигель Эрара» [1]. Флигелем в XIX столетии часто называли рояль (нем. flugel - крыло).

Алексей Тыранов Интерьер в дворянском доме 1830-е годы

Холст, масло. 21,5*16,5 см Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Рояль мастерской Себастьяна Эрара

Палисандр

98*140*180 см

БСИИ ASG, инв. № 24-3558

Личная марка Эрара

Мы не знаем, какой марки фортепиано представлено на картине Тыранова. Его ножки имеют форму балясин, а педальный блок выполнен в виде лиры. В Большом собрании изящных искусств АБС есть три фортепиано и один рояль Эрара. Одно фортепиано изготовлено в 1840-ом году и фанеровано шпоном красного дерева и клёна. Оно установлено на X-образных ножках, а педальный блок так же имеет форму лиры. Лиру мы видим и у рояля Эрара, ножки-балясины которого украшены каннелюрами.

Фортепиано мастерской Себастьяна Эрара

Париж, 1840-е годы

Красное дерево, клён

92*192*88 см

БСИИ ASG, инв. № 24-4381

Ещё одно фортепиано изображено справа в глубине на полотне Прокофия Пушкарева (1821 - 1856) «Семейная картина. Портрет семьи Пушкаревых». Хотя этот художник и не обучался у Венецианова, его живописная манера, образы и иконография картин очень близки искусству учеников мастера.

Справа у стены на переднем плане стоит стул со свернувшейся на нем кошкой. Его жёсткая спинка имеет две горизонтальные прямоугольные перекладины вверху. Подобные стулья были популярны в XIX веке. В собрании АБС представлен стул из капа вяза с жёсткой спинкой и горизонтальной прямоугольной перекладиной в центре, изготовленный в первой трети XIX столетия Жан-Жаком Вернером.

Жан-Жак Вернер был одним из самых знаменитых мастеров-эбенистов Франции периода Реставрации. В 1812 году его мастерская находилась в Париже на улице де Гренель. С 1820 по 1840-е годы он работал в разных парижских мастерских, изготавливая мебель высочайшего качества. Специализировался Вернер на производстве мебели из местных пород древесины (вяз, ясень, тис, шелковица), используя при этом французские сорта мрамора (Изумрудно-зелёный, Голубой Турецкий). Подобным образом мастер стремился произвести впечатление на французский королевский двор, который, как правило, покровительствовал французским краснодеревщикам. Вернер завоевал серебряные медали за свои работы на выставках 1819, 1823, 1827 и 1834 годов. Получал много заказов от королевского двора (ему покровительствовала герцогиня де Берри) и иностранных принцев (удостоен звания «Поставщик и декоратор дома» короля Баварии). Со временем стал получать комиссионные от французского Гард Мёбль. Ряд работ Вернера находится в частных коллекциях и музеях, таких как Музей Декоративного искусства, Музей замка Версаль, Большой Трианон и дворец Лёйхтенберг в Мюнхене.

Такой же конструкции стул с отогнутой назад спинкой написан слева у стола и на акварели неизвестного автора «Кабинет-гостиная в усадьбе князей Шаховских Белая Колпь» 1850-ых годов. На сиденье этого стула наброшена белая ткань с бахромой.

В кабинете-гостиной князей Шаховских справа от двери изображён ещё один стул с трапециевидной формой спинки и перекладиной в центре. Подобные стулья были широко распространены в эпоху ампир. В Большом собрании изящных

Прокофий Пушкарев

Семейная картина. Портрет семьи Пушкаревых 1846 год

Холст, масло. 162*215 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Стул

Мастер Жан-Жак Вернер Франция, первая треть XIX века Кап вяза, тростник, плетение 85*50*45 см БСИИ ASG, инв. № 11-1958

Неизвестный художник Кабинет-гостиная в усадьбе князей Шаховских Белая Колпь 1850-е годы

Бумага, акварель, тушь, перо, белила, лак 23,5*32,5 см

Государственный исторический музей, Москва

искусств АБС есть набор из четырёх подобных стульев. Их центральные перекладины украшает резной декор в виде лебедей и орлов, а передние ножки имеют форму оленьих копытец.

як

этС, г 1 Дч

ум? *

Неизвестный художник

Фрагмент акварели «Кабинет-гостиная в усадьбе князей Шаховских Белая Колпь» с изображением стула в глубине композиции Государственный исторический музей, Москва

Возвращаясь к картине Пушкарева, отметим, что в верхней части изображена большая люстра на цепях. В центре её синего дна - шишка пинии из чеканной золоченой бронзы, а в верхней части - «корона», образованная листьями пальметты. Такая же люстра на двенадцать свечей есть и в собрании АБС. Её окрашенное в синий цвет дно декорировано бронзовыми накладками в виде Терпсихор и лавровых венков, а вверху по центру - фигурой Амура с узлом, символизирующим узы любви. Такого же типа люстра представлена в акварели «Интерьер в имении Лопухиных» академика и ученика Карла Брюллова Николая Ти-хобразова (1818 - 1874).

Набор из четырех стульев Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, резьба 86x47x40 см БСИИ АБС, инв. № 11-0625 (1-4)

Люстра

Франция, первая четверть XIX века Золочёная бронза, окрашенная жесть,

литьё, чеканка 125*74 см БСИИ ASG, инв. № 09-0350

Прокофий Пушкарев

Фрагмент «Семейной картины Портрет семьи Пушкаревых» с изображением люстры в верхней части

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Люстра Франция, первая четверть XIX века Золоченая бронза, окрашенная жесть, литье, чеканка 95*60 см БСИИ ASG, инв. № 09-0872

Несколько членов семьи Пушкаревых разместились вокруг стола с тёмной скатертью за кофейным сервизом. Высокий кофейник декорирован золочением и полихромной росписью с пейзажем. Аналогично украшен и кофейник из Большого собрания изящных искусств АБС. Его носик выполнен в виде птичьей головы. Помимо кофейника в сервиз входят молочник, сахарница и шесть чашек с блюдцами.

Николай Тихобразов Интерьер в имении Лопухиных 1844 год

Бумага, акварель. 21*24 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Тихобразов Фрагмент акварели «Интерьер в имении Лопухиных» с изображением люстры в верхней части

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кофейный сервиз Франция, Париж, первая четверть XIX века

(период Реставрации) Фарфор; полихромная роспись, золочение

Кофейник: 27*19 см Молочник: 20*11,5 см Сахарница с крышкой: 17*13 см Чашки: высота 9,5, 0 8 см Блюдца: 0 12,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-2939 (1-15)

Прокофий Пушкарев

Фрагмент «Семейной картины. Портрет семьи Пушкаревых» с изображением фарфорового сервиза на столе в правой части

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Предметы декоративно-прикладного искусства изображены и на акварели «Сцена в интерьере» неизвестного художника 1830 - 1840-х годов. Справа в углу расположены напольные часы, верхняя часть которых выполнена в виде фронтона. Их циферблат обрамлён вставками из чеканной латуни, а вверху - второй циферблат, который показывает либо фазы луны, либо времена года. В роли аналога к ним мы выбрали напольные часы французской работы XVIII века с таким же фронтоном. В их центральной части есть близкое часам с акварели застеклённое окошко, в которое видно маятник.

Неизвестный художник

Сцена в интерьере

1830 - 1840-е годы

Бумага, акварель. 27,5*35 см

Москва, аукционный дом Совком, аукцион № 152,

лот 12

Эстимейт 2000 - 5000 $

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неизвестный художник Фрагмент акварели«Сцена в интерьере» с изображением комода в правой части Москва, аукционный дом Совком, аукцион № 152, лот 12

Напольные часы Франция, XVIII век Дерево, резьба; золоченая бронза, медь, литье, чеканка 251*29*20 см БСИИ ASG, инв. № 08-1484

Неизвестный художник Фрагмент акварели«Сцена в интерьере» с изображением часов в правой части Москва,

аукционный дом Совком, аукцион № 152, лот 12

Комод

Мастер Луи Обри Франция, 60-е годы XVIII века Палисандр, розовое дерево, маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с включениями белого цвета (Gris Sainte-Anne belge) 83,5x96x47,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-2575

Интересно, что справа у стены под зеркалом стоит комод на два ящика XVIII века. В личинку его нижнего ящика вставлен ключ. Простые прямые пропорции и ручки-кольца свидетельствуют

0 том, что изготовлен он был в эпоху классицизма и находился в данном интерьере ещё при старшем поколении домочадцев. Ручками-кольцами снабжён и комод на два ящика из собрания АБС. Комод этот изготовлен в 60-е годы XVIII века мебельщиком Луи Обри (получил звание мастера в

1 774 году). Он инкрустирован шпоном палисандра и розового дерева с прямоугольными окаймлениями меандром по углам и ленточной фанеровкой - на ящиках.

Изображённый комод - не единственный предмет XVIII столетия, представленный в акварели. Рядом с комодом на стуле с жёсткой спинкой сидит пожилой мужчина спиной к зрителям. Спинка этого стула в центральной части состоит

Неизвестный художник Фрагмент акварели«Сцена в интерьере» с изображением стула на переднем плане Москва, аукционный дом Совком, аукцион № 152, лот 12

из нескольких планок, соединенных вместе, с геометрическим украшением вверху. В Большом собрании изящных искусств ASG есть четыре стула периода классицизма (70 - 80-е года XVIII века), жёсткие спинки которых имеют форму стилизованных лир. Они выполнены из бука и, вместе с представленным на акварели, являются весьма распространёнными в дворянских интерьерах первой половины XIX века.

Слева на акварели - рядом с музицирующей дамой - написана арфа. Наряду с фортепиано и роялем данный инструмент был наиболее популярен в аристократических салонах. Две арфы собрании ASG были созданы в XIX веке. Одна их них произведена фирмой «Кузино отец и сын в Париже» (фр. «Cousineau Père et Fils à Paris»). Основателем дома был Жорж Кузино, который в 1784 году получил титул «Мастера струнных инструментов королевы». В 1789 году он открыл

Неизвестный художник Фрагмент акварели «Сцена в интерьере» с изображением арфы в левой части Москва, аукционный дом Совком, аукцион № 152, лот 12

Четыре стула

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века Бук, резьба, точение 87x45x40 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3097 (1-4)

Арфа

Кузино отец и сын в Париже

Хвойные породы древесины, эбеновое дерево, клен, резьба, лакирование, полихромная роспись; железо, латунь, слоновая кость, стекло Высота 158 см БСИИ ASG, инв. № 24-4186

фирму, которая после смерти мастера в 1800 году перешла его сыну - Жаку-Жоржу Кузино. В 1805 году он стал «Мастером струнных инструментов императрицы».

В технике акварель выполнено ещё несколько интерьеров с образцами примечательной мебели XIX века. В частности, это работа Ш. Ребу «Библиотека в готическом доме Авчурино». В левой части акварели изображён шкаф с горящим муаром красного дерева и античным бюстом на нём, а в центре у канапе игральный столик светлого дерева, основание которого выполнено в виде четырёх прямых ножек. Шкаф Большого собрания изящных искусств АБС периода Реставрации имеет аналогичный рисунок муара, заключённый в двойную прямоугольную раму, а игральный столик первой трети XIX века по форме абсолютно аналогичен написанному на акварели.

Ш. Ребу

Фрагмент акварели «Библиотека в готическом доме Авчурино» с изображением игрального столика в центре композиции [2]

Стол

Франция, первая треть XIX века Каркас - массив дуба и красного дерева, шпон - красное дерево, фанерование 76x62,5x39 см БСИИ АБС, инв. № 13-2199

Жан-Антуан Гудон Бюст девочки XIX век Белый мрамор 47*25 см

БСИИ ASG, инв. № 104033

Ш. Ребу

Библиотека в готическом доме Авчурино 1846 год [2]

Ш. Ребу

Фрагмент акварели «Библиотека в готическом доме Авчурино» с изображением шкафа и бюста в левой части [2]

Шкаф

Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование 214*128*62 см БСИИ ASG, инв. № 17-2636

Акварель Ребу изображает интерьер готического дома усадьбы Авчурино в Калужской области. Однако о том, что интерьер готический, напоминают только стилизованные под стрельчатые арки решетки на окнах. Стиль неоготики стал особенно популярен в России в 1830 - 1840-е годы во время царствования Николая I. Так, например, на акварели Н. Виллевальде «Интерьер в барском доме» слева у раскрытого окна изображён секретер светлого дерево со стрельчатой аркадой. За откидной крышкой секретера работает хозяйка дома, сидящая спиной к зрителям. Внутренняя часть секретера из клёна периода Карла X из собрания АБС также оформлена готической аркадой.

Н. Виллевальде Фрагмент аква-рели«Интерьер в барском доме» с изображением секретера в левой части [3]

Секретер Франция, первая треть XIX века Клен, интарсия, золоченая бронза, черный мрамор с включениями серого и белого цветов (Petit granité belge)

147x100x44 см БСИИ ASG, инв. № 16-3778

Н. Виллевальде Интерьер в барском доме 1830-е годы [3]

Завершим мы наше исследование хрестоматийным «Семейным портретом» графа Фёдора Толстого (1783 - 1873), написанным в 1830 году. Толстой - художник классицист, медальер, скульптор и вице-президент Императорской Академии художеств. На картине он изобразил свою первую жену - Анну Дудину, умершую в 1835 году, и двух дочерей. Семья разместилась за столом. Толстой работает над скульптурной композицией в античном духе, изображающей человека и льва. Девочки и мать наблюдают за его работой. Их внешность - идеализирована, позы и костюмы -тщательно продуманы. Любовью к искусствам в эллинском понимании проникнут весь интерьер: слева на высоком постаменте установлена ваза, справа в анфиладе комнат - древнегреческие статуи и люстра с лирой. В глубине изображено напольное зеркало с фронтоном первой четверти XIX века. В Большом собрании изящных искусств АБС есть коллекция зеркал эпохи ампир.

Фёдор Толстой Семейный портрет 1830 год

Холст, масло. 89*117 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Наиболее близко изображённому зеркало-псише прямоугольной формы на арочных ножках. У него нет треугольного фронтона, зато он есть у ампирного туалетного столика, представляющего собой непосредственно зеркало, установленное на консоль. По бокам зеркало, так же, как и у Толстого, дополнено колоннами.

Фёдор Толстой

Фрагмент картины «Семейный портрет» с изображением напольного зеркала в правой части

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В нашей статье мы ограничились лишь инте-рьерной живописью и акварелями первой половины XIX века, поскольку, если рассматривать искусство историзма и начала XX века, то работа получится слишком обширной и эклектичной. В XX веке русская интерьерная живопись полнее всего воплотилась в проникнутом ностальгической печалью творчестве Станислава Жуковского (1873 - 1944). Однако мир русской усадьбы к этому времени уже отживал свой срок и не воспринимался в качестве естественного и даже будничного окружения, как для венециановцев. До учеников Алексея Венецианова русские живописцы не касались интерьерной живописи, а потому их произведения стали первой энциклопедией рус-

Туалвтный столик Франция, первая четверть XIX века Красное дерево и его кап, фанерование, резьба, золоченая бронза, серый мрамор с прожилками белого цвета Sainte-Anne des Pyrénées, зеркало 188x90,5x45,5 см БСИИ ASG, инв. № 23-2879

Зеркало

Франция, первая четверть XIX века

Красное дерево,

фанерование,

зеркало,

золоченая

бронза

186x112x63 см БСИИ ASG, инв. № 23-3607

ского быта. Мы подобрали аналоги представленной в их произведениях мебели для того, чтобы показать обширные возможности Большого собрания изящных искусств АБС при реконструкции интерьеров русских усадеб XIX века.

Ссылки:

1. http://az.Hb.m/g/goncharow_La/text_0020.shtml

2. https://vadimrazumov.ru/31355.html?rfrom=deadokey

3. https://zen.yandex.ru/media/decabrist/interery-1830h-godov-5d81c116028d6800ac340c8d

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.