Использованные источники:
1. Журавлев Ю. И., Рязанов В. В., Сенько О. В. «Распознавание». Математические методы. Программная система. Практические применения. — М.: Фазис, 2006. - 159 с.
2. Флах П. Машинное обучение. — М.: ДМК Пресс, 2015. — 400 с.
3. Mitchell T. Machine Learning. — McGraw-Hill Science/Engineering/Math, 1997. - 432 с.
УДК 338.2
Гусакова А.А. студентка
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Россия, г. Калуга Дорожкина Т.В., к.э.н. доцент кафедры таможенного дела, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Россия, г. Калуга Григорьев Е. С. студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Россия, г. Калуга ОБ АСПЕКТАХ СОВРЕМЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
Аннотация: В статье рассмотрены теоретические аспекты стратегического планирования в системе государственного управления. Показаны уровни национального планирования в Российской Федерации. Проанализированы причины неудачной реализации Стратегии - 2020. Обозначены временные горизонты создания долгосрочных планов развития страны и нормативная база планирования. Выявлены проблемы, которые необходимо решить для достижения обозначенных долгосрочных целей.
Ключевые слова: Планирование, стратегия, «майские указы», нормативная база, уровни планирования.
Gusakova A.A. student
Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky
Russia, Kaluga Dorozhkina T. V., Ph. D. in Economics associate Professor of the Department of customs Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky
Russia, Kaluga Grigoriev E.S. student
Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky
Russia, Kaluga
ABOUT ASPECTS OF CONTEMPORARY STRATEGIC
PLANNING
Abstract: the article deals with the theoretical aspects of strategic planning in the system of public administration. The levels of national planning in the Russian Federation are shown. The reasons of unsuccessful implementation Of the strategy - 2020 are analyzed. The time horizons for creating long-term plans for the country's development and the regulatory framework for planning are outlined. The problems which need to be solved for achievement of the designated long-term goals are revealed.
Key words: Planning, strategy," may decrees", normative base, levels of planning.
Развитие государства невозможно без определения приоритетов деятельности на долгосрочную перспективу. Реализация крупномасштабных проектов в условиях бюджетных ограничений связана с необходимостью согласовывать решения, принимаемые на государственном уровне с планами федеральной и региональной ветвей власти.
В основе системы стратегического планирования на государственном уровне лежат документы долгосрочного планирования; научно -методическая, нормативно-правовая, информационная, финансовая база, которая должна обеспечить процессы стратегического планирования и определить участников данного процесса.
В той или иной форме такие системы существуют во всех странах, их можно разделить на системы индикативного планирования и системы программного бюджетирования. Возникли они почти одновременно: сразу после войны во Франции появилось индикативное планирование, а в Америке - программное бюджетирование. У нас есть зачатки и того, и другого. В связи с этим перед нами стоит особая задача - соединить обе системы, обеспечить согласованность индикативных планов с программами, которые включаются в бюджет74.
Национальное планирование нельзя сводить к технической вычислительной процедуре. Это часть общей системы инициации, отбора и реализации совокупности широкомасштабных проектов. Она может быть решена только в результате эффективного взаимодействия государства, бизнеса и общества.
В долгосрочном планировании Российской Федерации можно выделить 3 уровня - федеральный, субъекта РФ и муниципального образования.
Для составления долгосрочных планов используются документы прогнозного характера. Например, ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской
74 Выступление В.М. Полтеровича. Аналитический вестник № 5 (662) Москва - 2017. С. 29. [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/media/iiles/vMGlPAVd78j4id63PKgrbeAN7Z1dAk7U.pdf.
Федерации в долгосрочной перспективе были определены Минэкономразвития России в "Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года". Данный документ не только определяет направления деятельности различных элементов государственной системы, но и формирует единую основу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также
75
прогнозных и плановых документов среднесрочного характера .
Состояние экономики в последние годы позволяет принимать не только прогнозы на трехлетний период, но и на более длительную перспективу. 20 сентября 2018 года состоялось заседание Правительства РФ, на котором был рассмотрен большой пакет законопроектов, связанных с формированием федерального бюджета на 2019 год и период 2020-2021 годов и на период до 2024 года76.
Основу нормативно-правовой базы государственного планирования составляет Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
На уровне субъектов Федерации разрабатываются региональные стратегии. К региональным документам относятся: «Стратегия социально -экономического развития города Калуги до 2030 года», «Стратегия социально-экономического развития города Казани до 2030 года» и др.
Примером отраслевого планирования являются «Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года»; «Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года»; «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России» и др.
Также основу для определения ориентиров развития страны традиционно закладывают указы Президента, в первую очередь, сформулированные на момент вступления в должность. Впервые они были провозглашены в мае 2012 года. В мае 2015 года правительство РФ объявило, что из 218 поручений было выполнено и снято с контроля 137 поручений (из 168, которые должны были быть выполнены к тому времени), на исполнении находилось 81 поручение, в том числе невыполненные в установленные сроки, которые пришлось перенести. В то же время по данным «ОНФ» и «Опоры России» 80 % от всех поручений не были выполнены, а часть выполненных исполнены формально и с низким
77
качеством .
75 Минэкономразвития России представило обновленный «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года». [Электронный ресурс] URL: https://itpgrad.ru/node/995 [Дата обращения 09.12.18]
76 Правительство России обсудило прогноз социально-экономического развития на 2019—2021 годы и на период до 2024 года. [Электронный ресурс] URL: https://strategy24.ru/rf/news/pravitel-stvo-rossii-obsudilo-prognoz-sotsial-no-ekonomicheskogo-razvitiya-na-2019-2021-gody-i-na-period-do-2024-goda [Дата обращения 21.12.18]
77 Кризис отложил указы. [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/business/2015/05/07/6676737.shtml [Дата обращения 21.12.18]
Новый «майский указ» от 7 мая 2018 г. определил задачи развития до 2024 года. В Указ 2018 года вошли 15 направлений деятельности. Путин, в частности, озаботился ставшей в этом году особенно острой экологической проблемой, пообещав ликвидировать несанкционированные свалки и наладить обращение с отходами. Отдельно обозначены задачи по строительству инфраструктуры78.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и несколько других нормативных правовых актов, большей частью касающихся разработки планов и прогнозов на среднесрочную перспективу или имеющих программный характер.
Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является единственным официальным методологическим документом для организации работы федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации стратегических национальных приоритетов на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.
Указ затронул различные аспекты, например демографию и здравоохранение. Власти нацелены на увеличение продолжительности жизни и снижение смертности от ряда заболеваний, например, от рака. В сфере образования президент обещал создать 15 научно-образовательных центров мирового уровня и обеспечить вхождение российских вузов в пятерку ведущих вузов мира. В области экономики основной акцент был сделан на построении в России цифровой экономики. Основной целью является вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира.
Однако, существующую систему стратегического планирования нельзя считать совершенной.
Новая стратегия должна была быть разработана к концу 2017 года, но на данный момент в России нет принятой Стратегии развития. В 2016 году началась разработка нового документа. Первоначально глава правительства призвал подготовить «Стратегию-2030», к настоящему моменту объявлено о планах разработки стратегии социально-экономического развития России до 2035 г.
Также в 2016 году Центр стратегических разработок представил доклад о реализации «Стратегии-2020», которая так и не была реализована.
Причины неудачи следует искать в фундаментальных механизмах. В первую очередь важно то, что реализация «Стратегии-2020» предполагала бюджетный маневр. Планировалось существенное увеличение расходов на образование, здравоохранение и другие сферы. Дополнительное
78 Новые "майские указы": чем новые обещания Путина отличаются от прошлых. [Электронный ресурс] URL: https://www.bbc.com/russian/features-44032431 [Дата обращения 09.12.18]
финансирование этих направлений разработчики стратегии планировали получить за счет сокращения роста оборонных расходов.
На практике сокращение военных затрат не состоялось. Это значит, что в самом начале выполнения программы в ней содержались невыполнимые пункты.
В то же время определенное влияние на реализацию программы оказали внешние перемены. Во время подготовки «Стратегии-2020» эксперты не могли предположить предстоящее падение цены на нефть, введение против России санкций и общее обострение ситуации на геополитической арене. Тем не менее, именно эти обстоятельства можно назвать в числе причин невыполнения отдельных положений разработанной
79
концепции79.
Конечно, данные аспекты оказали свое влияние на реализацию документа. Но основанной проблемой является отсутствие специальным образом организованной системы национального планирования.
Темпы социально-экономического развития страны могут быть существенно снижены из-за просчетов в вопросах долгосрочного планирования и определения приоритетов развития. Оптимальное использование системного подхода для решения данных проблем связано с необходимостью законодательного определения содержания института государственного планирования. В связи с этим было бы целесообразно разработать комплекс правовых предписаний, регулирующих плановую деятельность государства, образующих конституционно-правовой институт планирования и оценки «существования экономики и общества в целом»80. Это позволило бы увязать планирование с изменениями в современной экономике России с учетом социальной, культурной и институциональной сред.
По мнению Полтеровича В.М., при создании Стратегии развития в нашей стране необходимо обратиться к опыту тех стран, которые смогли перейти в недавнем прошлом из разряда развивающихся экономик - в развитые. Прежде всего, нужно поставить правильную цель, для развивающихся стран это рост валового внутреннего продукта на душу населения. Модернизация необходима административному управлению и в целом системе национального планирования. Еще одним важным институтом является национальная инновационная система. У нас есть целые институты, которые создают качественные инновационные продукты. На ранних стадиях разработки они вынуждены продавать свои проекты на Запад, потому что, как правило, в отсталую институциональную и технологическую среду нельзя внедрить передовую технологию. Для решения этих задач нужен разветвленный сектор науки от университетов до
79 Почему провалилась реализация «Стратегии-2020». [Электронный ресурс] URL: http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008303026.html (Дата обращения 09.12.18)
80 Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. (отв. ред. Д.А. Ковачев). М.: Волтерс Клувер, 2005.
исследовательских отделов крупных фирм. Здесь очень важно подчеркнуть необходимость сети отраслевых исследовательских и проектно-конструкторских институтов. Также одной из главных проблем является высокое неравенство доходов. В странах успешного догоняющего развития
уровень неравенства был значительно ниже, чем у нас. Низкое неравенство
81
является условием социального мира81.
Необходимо законодательно закрепить нормы об обязательных составляющих системы стратегического планирования для страны и регионов, которые, в свою очередь, должны включать систему прогнозно -плановой работы, мониторинг, индикативное планирование, стратегии развития и ряд других мер органов государственной власти по достижению плановых индикаторов.
Использованные источники:
1. Выступление В.М. Полтеровича. Аналитический вестник № 5 (662) Москва - 2017. С. 23-33. [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/media/files/vMGlPAVd78i4id63PKgrbeAN7Z1dAk7U.pdf (Дата обращения 09.12.18)
2. Минэкономразвития России представило обновленный «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года». [Электронный ресурс] URL: http://itpgrad.ru/node/995 (Дата обращения 09.12.18)
3. Правительство России обсудило прогноз социально-экономического развития на 2019—2021 годы и на период до 2024 года. [Электронный ресурс] URL: http://strategy24.ru/rf/news/pravitel-stvo-rossii-obsudilo-prognoz-sotsial-no-ekonomicheskogo-razvitiya-na-2019-2021 -gody-i-na-period-do-2024-goda (Дата обращения 21.12.18)
4. Кризис отложил указы. [Электронный ресурс] URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/05/07/6676737.shtml (Дата обращения 21.12.18)
5. Новые "майские указы": чем новые обещания Путина отличаются от прошлых. [Электронный ресурс] URL: https://www.bbc.com/russian/features -44032431 (Дата обращения 09.12.18)
6. Почему провалилась реализация «Стратегии-2020». [Электронный ресурс] URL: http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/ entry1008303026.html [Дата обращения 09.12.18]
7. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. (отв. ред. Д.А. Ковачев). М.: Волтерс Клувер, 2005.
81 Выступление В.М. Полтеровича. Аналитический вестник № 5 (662) Москва - 2017. С. 29. [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/media/files/vMGlPAVd78j4id63PKgrbeAN7Z1dAk7U.pdf.