Научная статья на тему 'ОБ АРИЙСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ДИНАСТИИ АХЕМЕНИДОВ'

ОБ АРИЙСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ДИНАСТИИ АХЕМЕНИДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАСТИЯ АХЕМЕНИДОВ / ЛЕТОПИСИ / ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / АССИРИЙСКИЕ ЦАРИ / АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ / АРИЙСКИЕ ПЛЕМЕНА / ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходжаева Наргис Джомиевна

В течение двух тысяч лет предки современных иранцев и таджиков, жили вместе в различных государственных образованиях. Их общее происхождение не вызывает сомнения, о чем свидетельствуют исторические источники. Цель статьи: определение происхождения династии Ахеменидских царей и их общих корней с предками таджикского народа По результатам исследования на основе сравнительного анализа анналов и летописей ассирийских царей, надписей Ахеменидских царей и античных источников автор статьи приходит к заключению, что династия Ахеменидов произошла от арийского племени Парсуа, мигрировавшего с севера-востока на Иранское плато в X в. до н.э. Автор приходит также к заключению об общем происхождении Ахеменидов, представителей персидских племен и бактрийцев, согдийцев, маргианцев, арийцев, туров сайирма, саэна, дахов и других племен, упомянутых как в «Авесте» и античных источниках, так и в надписях Ахеменидских царей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ARYAN ORIGIN OF THE ACHAEMENID DYNASTY

For two thousand years, the ancestors of modern Iranians and Tajiks lived together in various state formations. Their common origin is beyond doubt, as evidenced by historical sources. Purpose of the article: determination of the origin of the dynasty of Achaemenid kings and their common roots with the ancestors of the Tajik people According to the results of the study, based on a comparative analysis of the annals and chronicles of the Assyrian kings, the inscriptions of the Achaemenid kings and ancient sources, the author of the article comes to the conclusion that the Achaemenid dynasty originated from the Aryan tribe of Parsua, who migrated from the north-east to the Iranian plateau in the 10th century B.C. The author comes to the conclusion about the common origin of the Achaemenids, the representatives of the Persian tribes and the Bactrians, Sogdians, Margiana, the Aryans, rounds Sairme, Saana, the Dahi and other tribes mentioned in the Avesta and ancient sources, and in the inscriptions of Achaemenid kings.

Текст научной работы на тему «ОБ АРИЙСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ДИНАСТИИ АХЕМЕНИДОВ»

ТАЪРИХ ВА АРХЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

ОБ АРИЙСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ДИНАСТИИ АХЕМЕНИДОВ

Ходжаева Н.Д.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Введение.В течение д вух тысяч лет пр едки современных ир анцев и таджиков, имеющие общие корни происхождения, жили вместе в различных государственных образованиях. Ахеменидская держава (550-330 гг. до н.э.) - это их первый общий дом. Совместное сосуществование двух народов продолжалось до пад ения государства Тимур идов в 1405 г.

Ах п л ж ы э п х , э

период сложились политические и социально-экономические институты, а также культурные традиции обоих народов, сыгравшие б ольшую роль не только в истории ир анцев и таджиков, но и мировой истории.

Персидская держава или государство Ахеменидов, возникшая в VI в. до н.э. и п щ ш л х л , шл ю п п . Вп ы

рамках одного государства были объединены территор ии от Египта до Центральной А ии1, где проживали десятки народ ностей и племен. М.А. Дандамаев справедливо отмечает, что « истор ия Ах ж ы, п щ , л г л ж г В , ж С

А ии, Афганистана и Индии» Г8, с. 51.

Основная часть. Информация о ранней истории персов и о первых представителях Ах х ж . В л л п ю

эп г х п ( л п ы п х х х

), ж г х х . Сл ь ,

ль ы ю щ Ах . Т , п ых

ль х х х л .

Ахемениды - это династия персидских царей (705?-330 гг. до н.э.),2 которые называли себя арийцами. Так, в известном эпиграфическом памятнике на скале Бехистунимеется надпись ахеменидскогоцаря Дария I (522-486 гг. до н.э.), в которой говорится: «Я, Дарий, царь великий, царь царей,... сын Виштаспы... Ахеменид, перс, сын пер са, ариец, арийского род а (происхождения)» (ОВ 2) [33]. Ксеркс I (486-465 гг. до н.э.) называл себя царем арийцев и не арийцев (ХР^) [25; 12, с. 10].

Ранее мы выд вигали гипотезу, согласно которой тер мин «арья» по мер е сложения «Авесты» -священной книги зороастриз ма, религии древних иранских народов, имел разные з начения. Сначала

л ль ю п л ж ь, п э ю , , л

«В айджа»-уада^ пр иобретает геогр афический смысл. Таким образ ом, на начальном этапе щ х « », ь « л г ы », «х », « ы »

[32, с. 17-18] выражал социальную принадлежность и им, по всей вероятности, наз ывали п л - ль щ ( л ), г ш х

на одном из диалектов индоевропейских яз ыков. Потом эта общность стала распадаться на иранские

пл . С гл ю льш ых, п

индоиранской общности и его распад на иранцев и индийцев (конец Ш тыс. - начало I тыс. до н. э.) проходил в степях [18; 19, с. 230-249; 23, с. 15; 3; 21, с. 7-10; 33, с. 3-20 и др. ], а именно в пределах андроновской историко-культурной общности [10; 29; 11; 20 и др.], включавшей в себя территорию Южного Ур ала, Западной С ибири, Каз ахстана и Западной части Средней Азии.

Итак, иранские племена, чьи потомки в настоящее время говорят на иранских языках4,

1 Терр итор ия в пределах по стс оветс ких центральноазиатс ких р е с публик, Аф ганистана и Сев ер о-з ападно й Индии.

2 До 1935 г. современный Иран именовался Пер сия. Оф ициальное названия государ ства было изменено после того, как Рез а-шах, первый иранский правитель из династии Пехлеви (1925-1979), обратился в Лигу Наций с просьбой использовать для названия св оей страны слов о «Ир ан» в ме сто термина «Перс ия». Данное изм енение было обусловлено тем, что с дре вних вр е ме н жители страны назыв али её «страной ар иев » или Ир аном. Персие й она упо минается гр ече с ким и автор ами, и это назв ание переняли у гре ков др угие народы. Гр еки пер е не с ли на страну название истор ической области Пар с (Фарс) на бер егу Персидского залива, где проживали пер сы, одна из этнических групп,

л ш х И пл .

3 «Арианам-Вайджа»(airiianэmvaëjah - или vaëj5-) /авест. «Арийский простор», сначала - родина древ них иранских племен, затем по мер е их мигр ир ов ания - терр итор ия их пр ожив ания.

4 Иранские языки - это группа (семья) генетически родственных, языков, происходящих от одного общего «праиранского» или древнеиранского языка. Вместе с ближайшими им р одственными индийскими (индо арийскими) языками они образуют индоиранскую (арийскую) ветвь индоевропейских языков, в результате чего появилось словосочетание индоиранцы. [См.: 1, с . 7], для которых характерен

ы ль - х ы ль ы п, ы ж ющ х щ , ль , л г , ж ы ,

хозяйств е, обычаях и т. д. Ср еди ис следователей нет никако го с омнения в существ ов ании индоир анс кого или индоарийского единства как

мигрир овали на Иранское плато, а инд ийские - на индийский суб континент.

Вопрос о проникновении иранских племен на Иранское плато является также объектом дискуссии ср еди исследователей. Существует две точки зр ения, по од ной из которых они пришли на нынешнее место своего проживания через Кавказ , а по другой - через Среднюю Азию5. В своих доводах исследователи опираются как на сведения источников, так и на археологический и эпиграфический материалы. На наш взгляд, иранские племена мигрировали на Иранское плато и через Среднюю Аию и чер ез Кавказ . Причем основная волна миграций шла через Среднюю Аию, о чем свидетельствуют наличие иранской ономастики и топонимии в ассирийских источниках и археологический материал. Так, Э.А. Грантовский справедливо отмечает: «Б ольшинство авторов, в том числе все современные исследователи ономастического материала ассирийских текстов, считают, что в IX-VIII вв. до н.э. в этих районах иранские имена отсутствуют или (в пограничных с Мидией районах) являются единичными. Это положение обычно увязывается с точкой зрения о п п п ж г э г эл п . С щ ж

, п ль г ю п л ы

середины VIII в. до н.э. и появляются в это время лишь на восточных окраинах Мидии. Но чаще считают, что на востоке отдельные иранские имена фиксируются с конца XI в. до н.э. и на

х л п п Т г п л III

(859-824 гг. до н.э.) и особенно С аргона II (722-705 гг. д о н.э.), но все же в это время они уступают по общему количеству неиранским именам» [5, с. 17-37; 6, с. 116-117]. Следует отметить, что иранские И пл п ы ы х, п л ж ых -

А п л IX . П л А

засвидетельствовано Салмансаром Ш в 828 г. до н.э. [См.: 28, c.8; 26, с. 723; 9, с.161-163 и др].

Заметим, что у древних авторов слово «арий» приобретает уже этническое значение. Так, арийцами они называли и персов, и мидян. Геродот (ок. 484-425 гг. до н.э.) пишет: «Мидяне же п х ж ж , п ы... П л ыл Т г [ ]

Ах . В ы л х . П л п ы э лх

Медеи из Афин и они также изменили свое имя. Так гласит о них мидийское предание» (Геродот, VII, 62) [4]. Ар мянский автор Мовсес Хор енаци (I, 29) [17]6 следуя античной тр адиции, использует термины «arik» «ариец» и «mar-», «med-» для обозначения мидян, что свидетельствует о принадлежности и тех, и других к иранским нар одам. Герод от отмечает еще один важный ф акт. Он п ш , п пл ю л л , п ж - , ы, п

- кочевники» (Геродот, I, 125). Приведенные слова свидетельствуют о том, что персы также как и их п - пл , п ы ы «А », п п х л лых

л ль - .

Что касается географического названия, то в «Авесте» оно закреплено за словосочетанием «Арианам-В айджа». В античных источниках оно переходит в слово Ар иана-Äptavi^, или истинный Иран [13, с. 24]. В таком виде этот географический термин стал широко употребляться античными авторами после вторжения Александра Македонского в Центральную Аию в IV в. до н. э. Впервые оно встречается у Эратосф ена (276-194 г. до н. э.), о чем свидетельствует Стр абон (ок. 64/63 гг. до н.э. - ок 23/24 гг. н.э.) (Страбон, XV, II. 8) [14]. Так, западную границу Ар ианы Эратосфен помещает К п х П г л , ю - ль И . С С

ш г ы А ы, лю п п ,

согдийцев (Страбон, XV, П. 8).

Современное название Иран-Irän (перс. бЫ; пехл. Eran) образовалось от родительного падежа множественного числа авестийского слова «арий» (airiia-), которое является прилагательным к словосочетанию авест. airiiá daighäuuö- - «страна ариев». В Ахеменидский период (550-330 гг. до н.э.) оно трансформировалось в др.-перс. Arvanam Xsa9ra- - «государство ариев», ставшее самоназванием сначала государства Аршакидов (250 г. до н.э.-224 г. н.э.) - ArvansaQr / Arvansahr, а затем Сасанидов (224-651) - Eransahr. Таким образ ом, в доисламский пер иод в наз ваниях государств п ых п х п л ж ь .

Р.Фрай полагает, что проникновение иранских племен в район Загроских гор началось уже в X в. [15, с. 102]. Ф. Кёниг констатирует, что иранские собственные имена появляются в источниках с 879 г. [28, с. 8]. Э. Гер цфельд и А. Кис отмечают, что «на арийских д иалектах говорили в Ир ане, начиная примерно с 900 г. до н.э.» [27, с. 42].

Из упомянутой нами надписи Дария I следует, что Ахемениды относят себя к арийскому р оду,

реального этнокультурного комплекса, в озннкшего на основ е интенсив ных с вяз ей и общего развития на определенной и единой в хозяйственно-культурном отношении терр итории.[См.: 2, с . 175].

5 Обзор в се х точек зр ения с м.: [5, с . 17-37; 6, с . 10-77].

6 В настояще е вр е мя до казано, что сочине ние Мовс ес а Хор енаци «Ар мянс кая географ ия VII в . по Р.Х.» пр инадлежит армянскому уче ному VII в . Ананию Шир акаци.

то есть они являются потомками ио анских племен, пришедших на иранское плато с севера. Т ам же Дарий I отмечает, что он пеос. Следует отметить, что в эпоху бронзы арийские племена жили на ого омной территории в оамках одной консЬедео ации7. И каждое из этих племен имело свое название. Таким обо аз ом, Ахемениды были из племени персов.

Впервые упоминание о персах встречается в ассирийских источниках. Так, в надписи ассирийского царя Салманасаоа Ш, датированной 835/834 г. до н. э., говорится об области Паосумаш или Паосуа, к югу от Уомии Гсм.: 22, с. 179; 7, 1963, с. 102; 6, 301. Географически данная область наход илась в районе Центо ального З агооса. В надписях С алмансаоа Ш говорится также о получении дани от 27 правителей Паосуа Г6, 1451, что свидетельствует о том, что во второй половине УШ в. до н.э. объединения пео сидских племен еще не существовало.

В отличие от мидийцев объединение персидских племен происходило медленнее. Несмотря на то, что пеосы находились в зависимости от Мидии, они долгие десятилетия существовали автономно, подчиняясь власти собственных вождей. В VII в. персы, по-видимому, вступили в пл ю , х п л ь п х пл Ах ,

которые и объединили всех персов. Так, Геродот отмечает, что «племен персидских много. Кир л ь х л л ж ь . В э пл , ых

ль ы п ы, п г ы, , п . И х ы л г ы п г ы, ы

принадлежит также род Ахеменидов (откуда произошли пео сид ские цари)» (Геродот, I, 125). По мнению Р. Гиршмана, оезеденция ахеменидских племенных вождей находилась на территории Б ахтиаоских гор в 100 км к север о-востоку от Суз Г24, с. 205-2201. Таким образ ом, область Пар суа получила название от пришедшего еще в X в. до н.э. на Иранское плато, одного из ао ийских племен Паосуа, или Паосуаш/Паосумаш, отмеченного^ в ассирийских источниках. Впервые данное предположение было выдвинуто в конце XIX в. И. Мао кваотом Г30, с. 5061, который связал между собой названия персов, Паосуа и отмеченного Стоабоном (XI, 7, 1) народа паосиев. Ф. Кёниг объясняет з начение слова Паосуа как «б огатырь», «герой» и предполагает, что позже оно «могло стать титулом ио анского племенного вождя» Г28, с. 101, то есть предка Ахеменидов.

Арийское происхождение Ахеменидов да и всех персов подтверждается также теорией Л.Г. Моргана относительно понятия союза племен - «конфедерации», сформулированного ученым во п л XIX . И л п л ы ль э лю , ь ,

ы п Ц ль А п х лю ю, :

«Т лю л г ль ы г , ы лю ж ь

его изобретения, а именно то, что семь племен имели непосредственное общее происхождение. Исследование показывает, что они первоначально были одним народом, который распался на семь, если не больше, племен благодаря естественному процессу расчленения, более того, именно этот

ыл , л л ю ю , щ ы л

существенной основой такой организации» Г31, с. 1951. Данное суждение Л.Г. Моргана пр именима и для конф едерации арийских племен.

Отдельно следует подчеркнуть, что Страбон (XV, 2.8) относил к ар ийцам (Apiavr<;) персов и мидийцев, бактрийцев и согдийцев, говоривших почти на одном яз же.

Заключение. Сравнительный анализ исторических источников показал, что нет никакого щ п х ж Ах , п л п х пл ,

согдийцев, маргианцев, арийцев, туров сайирма, саэна, дахов и других племен, упомянутых как в «А » ых х, п х Ах х .

ЛИТЕРАТУРА

1. Барроу Т. Санскрит; Пер. с англ. Н. Лариной. Редакция и коммент. Т.Я. Елизаренковой / Т. Бврроу. - М.: Прогресс, 1976. - 414 с.

2. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. 3-е изд. / Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский. - СПб.: «Алетейя», 2001 - 224 с.

3. Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей в 2 ч. / В.Ф. Генинг, Г.Б. Зданович, В.В. Генинг. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1992. -Ч.1. - 408 с.

4. Геродот. История в девяти книгах. Пер. и примеч. Г.А. Стратановского / Геродот. - Л. : Наука, 1972. - 600 с.

5. Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. Основные проблемы. Вопросы хронологии / Э.А. Грантовский. -М.: Изд-ая фирма «Вост. лит.» РАН, 1998. - 343 с.

6. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии / Э.А. Грантовский. - М.: Изд-ая фирма «Вост. лит.» РАН, 2007. - 510 с.

7. Дандамаев М.М. Иран при первых Ахеменидах: (VI в. до н.э.) / М.А Дандамаев. - М.: Изд-во Вост. лит., 1963. - 288

7 О конфедер ации ар ийских племен см.: Г16, с . 237-239].

с.

8. Дандамаев М.А Политическая история Ахеменидской державы. 3-е (2-е русское) изд., испр. и доп. / М.А. Дандамаев. - СПб.: Академия Исследо вания Культуры, 2015. - 384 с.

9. Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. / И.М. Дьяконов. - Изд-во АН СССР, 1956. - 486 с .

10. Кузьмина Е.Е. Оп^да пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев / Е.Е. Кузьмина - М. : Восточная литература, 1994. - 463 с.

11. Кузьмина Е.Е. Арии - путь на юг/ Е.Е. Кузьмина. - М.: Летний сад, 2008. - 558 с.

12. Основы иранского языкознания. Кн.1: Древнеиранские языки. Коллектив авторов. М.: Наука, 1979. - 387 С.

13. Риттер К. Иранъ. Ч. 1. Перевод и дополнения Н.В. Ханыкова / К. Риттер. - СПб.: Изд. Имп. Р.Г.О., 1874. - 656 с.

14. Страбон. География, В 17-ти кн. Пер., статья и коммент. Г.А. Стратановского / Страбон. - Л.: Наука, 1964. - 943 с.

15. Фрай Р. Наследие Ирана / Р. Фрай. - М: Гл. ред. вост. лит., 1972. - 467 с.

16. Ходжаева Н,Дж. Историческая география Центральной Азии в доисламский период / Н.Дж. Ходжаева. - Душанбе: Дониш, 2017. - 380 с .

17. Хоренаци Мовсес. Армянская география VII в. по Р.Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому). Текст и пер. с присовокуплением карт и объясн. прим. изд. К.П. Патканов / Мовсес Хоренаци. - СПб: Тип. Импер. Акад. Наук, 1877. - XXVIII, 84, 26 с.

18. Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. Пер. с англ. (London, 1925) / Г.Чайлд. - М: Вост. лит., 1952. - 468 с.

19. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. Пер. с англ. ИА. Емеца (London, 1926) / Г.Чайлд. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

20. Anthony D.W. The Horse, the Wheel and Language: How Bronze Age riders from the Euroasian Steppes Shapped the Modern World / D.W. Anthony - Princeton: Princeton Univ. Press, 2007. - 553 р.

21. Burney Ch. Beyond the frontiers of empire: Iranians and their ancestors / Ch. Burney // Iranica antiqua. - 1999. - No XXXIV. - P. 7-10.

22. Cameron G. History ofEarly Iran / G. Camerun. - Chicago: Univ. Chicago Press (Cambr. Univ. Press), 1936. - 260 p.

23. 23.Gafurov B.G. The study of Aryan problem in USSR / B.G. Gafurov // Iran Ancien. Actes du XXIX Congrès International des Orientalistes. Section organisée par Philippe Gignoux. Paris: L'Asiathèque, 1975. - P. 15-44. Полный текст доклада хранится в архиве Музея Б.Г. Гафурова в г. Худжанде.

24. Ghirshman R. Masjid-i-Solaiman, résidence des premiers Achéménides / R/ Ghirshman // Syria. - 1950. - Vol. XXVII. - P. 205-220.

25. Herzfeld E.E. A New Inscription of Xerxes from Persepolis / E.E. Herzfeld // SAOC. - 1932. - No 5. - 14 p.

26. Herzfeld E. Zoroaster and His World / EE. Herzfeld. - Princeton: Priceton Univ. Press, 1947. Vol II. - P. 412- 821.

27. Herzfeld E., Keith A Iran as a Prehistoric Centre / E. Herzfeld, Keith A. // A Survey of Persian Art. - London-New-York: Oxf. Univ. Press., 1938. - Vol I. - P. 42-58.

28. 28. König F.W. Älteste Geschichte der Meder und Perser / F.W. König. - Leipzig: J. C. Hinrichs, 1934. ( Der Alte Orient, Bd. 33, Ht. 3/4).

29. 29. Kuzmina E.E. The Origin of the Indo-Iranians. Ed. by J.P. Mallory / E.E. Kuzmina - Leiden, Boston: Brill, 2007. - 762 p.

30. 30. Marquart J. Die Assyrika des Ktesias / J. Marquart // Philologus. Supplementband. - Leipzig, 1893. - Bd. VI. 2. - S. 503656.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. 31. Morgan L.H. Ancient Society or Researches in the Lines of Human Progress from Savagery through Barbanism to civilization / L.H. Morgan. - London: MacMillan, 1877. - 560 с.

32. 32. Palmer L.R. Arya-. A Homological Sketch / L.R. Palmer // Antiquitates Indogermanicae / Hrsg. von M. Mayerhofer. Innsbruck: Inst. für Sprachwiss. der Univ. Innsbruck: Inst. für Sprachwiss. der Univ. Innsbruck, 1974. S. 17-18.

33. 33. Renfrew C. The Indo-European Problem and the Exploitation of the Eurasian Steppes: Questions of Time Depth / C. Renfrew // Complex Societies of Central Euroasia from the 3rd to the ^Millennium B.C. Ed. by K. Jones-Bleyand D.G. Zdanovich. - Washington, D.C.: Inst. for the Study of Man, 2002. - P. 3-20.

34. The Bisitun Inscription of Darius the Great: BabylonianVersion // Corp. Inscr. Iran. Pt I. Inscription of Ancient Iran. Vol II: Texts I. Ed. by an International Committee. London: Percy Lund Phries, 1978 (Babilonian Text, including the Babylon fragments, Eng. transi by E.Voigtlander).

ОБ АРИЙСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ДИНАСТИИ АХЕМЕНИДОВ

В течение двух тысяч лет предки современных иранцев и таджиков, жили вместе в различных государственных образованиях. Их общее происхождение не вызывает сомнения, о чем свидетельствуют исторические источники.

Цель статьи: определение происхождения династии Ахеменидских царей и их общих корней с предками таджикского народа

По результатам исследования на основе сравнительного анализа анналов и летописей ассирийских царей, надписей Ахеменидских царей и античных источников автор статьи приходит к заключению, что династия Ахеменидов произошла от арийского племени Парсуа, мигрировавшего с севера-востока на Иранское плато вXв. до н.э.

Автор приходит также к заключению об общем происхождении Ахеменидов, представителей персидских племен и бактрийцев, согдийцев, маргианцев, арийцев, туров сайирма, саэна, дахов и других племен, упомянутых как в «Авесте» и античных источниках, так и в надписях Ахеменидских царей.

Ключевые слова: династия Ахеменидов, летописи, письменные источники, сравнительный анализ, ассирийские цари, античные авторы, арийские племена, происхождение

ABOUT THE ARYAN ORIGIN OF THE ACHAEMENID DYNASTY

For two thousand years, the ancestors of modern Iranians and Tajiks lived together in various state formations. Their common origin is beyond doubt, as evidenced by historical sources.

Purpose of the article: determination of the origin of the dynasty of Achaemenid kings and their common roots with the ancestors of the Tajik people

According to the results of the study, based on a comparative analysis of the annals and chronicles of the Assyrian kings, the inscriptions of the Achaemenid kings and ancient sources, the author of the article comes to the conclusion that the Achaemenid dynasty originated from the Aryan tribe of Parsua, who migrated from the northeast to the Iranian plateau in the 10th century B. C.

The author comes to the conclusion about the common origin of the Achaemenids, the representatives of the Persian tribes and the Bactrians, Sogdians, Margiana, the Aryans, rounds Sairme, Saana, the Dahi and other tribes mentioned in the Avesta and ancient sources, and in the inscriptions of Achaemenid kings.

Keywords: Achaemenid dynasty, chronicles, written sources, comparative analysis, Assyrian kings, ancient authors, Aryan tribes, origin

Сведения об авторе:

Ходжаева Наргис Джомиевна - доктор исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддин Айни, E-mail: rangha@mail.ru

About the author:

Khojaeva Nargis Jomievna - Doctor ofHistorical Sciences? Professor of the Department of History of the Tajik People, Tajik State Pedagogical University named after Sаdriddin Aini, E-mail: rangha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.