Научная статья на тему 'Мидийский язык и некоторые древнемидийские этимологии'

Мидийский язык и некоторые древнемидийские этимологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
972
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИДИЯ / АТРОПАТЕНА / АДУРБАДАГАН / МИДИЙСКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫК āδARī (АЗЕ-РИ) / ДРЕВНЕМИДИЙСКАЯ ОНОМАСТИКА / MEDIA / ATROPATENE / ADURBADAGAN / MEDIAN LANGUAGE / ĀδARī (AZERI) LANGUAGE / OLD MEDIAN ONOMASTIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меликов Рауф Сейфуллаевич

Племена мидян и Мидия упоминаются в источниках с последней трети IX в. до н.э. В конце VII начале VI в. до н.э. сложилась обширная Мидийская империя, что способствовало распространению мидийского языка, относящегося к северо-западной группе иранских языков. Окончательно мидийский язык, по-видимому, оформился в Мидии-Атропатене. Письменные памятники на мидийском языке не обнаружены. Отдельные мидийские слова преимущественно имена собственные, племенные названия и топонимы сохранились в ассирийских, вавилонских и греческих источниках, а также в древнеперсидских надписях. Среднемидийский (атропатенский) язык не исчез с включением Атропатены (Адурбадаган) в состав Сасанидской державы, а затем Арабского халифата. Арабские авторы IX-XII вв. сообщают о распространенном на территории Южного Азербайджана языке āδarī (азери). Лексико-этимологический и грамматический анализ сохранившегося материала азери свидетельствует, что он относится к северо-западной группе иранских языков. Язык азери сохранился до наших дней в виде реликтовых северо-западных иранских диалектов харзани, халхали, карингани и др. В статье предлагается условная периодизация мидийского языка: 1) древнемидийская языковая эпоха с последней трети IX в. до н.э. по 20-е гг. IV в. до н.э.; 2) среднемидийская (атропатенская) языковая эпоха с 20-х гг. IV в. до н.э. до XII в.н.э.; 3) новомидийская языковая эпоха с XII в. до настоящего времени. Далее приводятся некоторые этимологии древнемидийских имен, которые в разноязычных и разновременных источниках однозначно отмечены как мидийские.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIAN LANGUAGE AND SOME OLD MEDIAN ETYMOLOGIES

The Median tribes and the Media are mentioned in sources from the last third of the 9th century BC. At the end of 7th the beginning of the 6th century BC a vast Median empire developed that promoted the spread of the Median language belonging to the northwestern group of Iranian languages. Finally, the Median language, apparently, formed in the Media-Atropatene. Written monuments in the Median language were not found. Separate Median words mainly proper names, tribal names and toponyms have been preserved in Assyrian, Babylonian and Greek sources, as well as in Old Persian inscriptions. Middle Median (Atropatene) language did not disappear with the inclusion of Atropatene (Adurbadagan) in the Sassanian state, and then the Arab Caliphate. Arabic authors of 9th-12th centuries inform about the language Āδarī (Azeri) spread on the territory of Southern Azerbaijan. A lexical-etymological and grammatical analysis of the surviving Azeri material indicates that it belongs to the northwestern group of Iranian languages. The Azeri language has survived to the present day in the form of relict northwestern Iranian dialects Harzani, Khalkhali, Karingani, etc. The article proposes a conditional periodization of the Median language 1. Old Median language epoch from the last third of the 9th century BC to the 320s BC; 2. Middle Median (Atropatene) language epoch from the 320s BC to the 12th century AD; 3. New Median language epoch from the 12th century until nowadays. The following are some of the etymologies of the Old Median names that are clearly marked in the multilingual and multi-temporal sources as Medians.

Текст научной работы на тему «Мидийский язык и некоторые древнемидийские этимологии»



DOI: 10.18503/1992-0431-2018-4-62-29-41

МИДИЙСКИЙ ЯЗЫК И НЕКОТОРЫЕ ДРЕВНЕМИДИЙСКИЕ

ЭТИМОЛОГИИ

Национальная Академия Наук Азербайджана, Научный центр «Азербайджанская Национальная Энциклопедия», Баку, Азербайджан [email protected], [email protected]

Аннотация. Племена мидян и Мидия упоминаются в источниках с последней трети IX в. до н.э. В конце VII - начале VI в. до н.э. сложилась обширная Мидийская империя, что способствовало распространению мидийского языка, относящегося к северо-западной группе иранских языков. Окончательно мидийский язык, по-видимому, оформился в Мидии-Атропатене. Письменные памятники на мидийском языке не обнаружены. Отдельные мидийские слова - преимущественно имена собственные, племенные названия и топонимы - сохранились в ассирийских, вавилонских и греческих источниках, а также в древнеперсидских надписях. Среднемидийский (атропатенский) язык не исчез с включением Атропатены (Адурбадаган) в состав Сасанидской державы, а затем Арабского халифата. Арабские авторы IX-XII вв. сообщают о распространенном на территории Южного Азербайджана языке a5arl (азери). Лексико-этимологический и грамматический анализ сохранившегося материала азери свидетельствует, что он относится к северо-западной группе иранских языков. Язык азери сохранился до наших дней в виде реликтовых северо-западных иранских диалектов - харзани, халхали, карингани и др. В статье предлагается условная периодизация мидийского языка: 1) древнемидийская языковая эпоха - с последней трети IX в. до н.э. по 20-е гг. IV в. до н.э.; 2) среднемидийская (атропатенская) языковая эпоха - с 20-х гг. IV в. до н.э. до XII в.н.э.; 3) новомидийская языковая эпоха - с XII в. до настоящего времени. Далее приводятся некоторые этимологии древнемидийских имен, которые в разноязычных и разновременных источниках однозначно отмечены как мидийские.

Ключевые слова: Мидия, Атропатена, Адурбадаган, мидийский язык, язык aSari (азе-ри), древнемидийская ономастика

Впервые страна мидян (KUR a-ma-da-a-a)1 упоминается в надписи ассирийского царя Салманасара III, датируемой 834 г. до н.э. Племена мидийцев (ассир. madai, др.-перс. mada-, греч. M^Soi) обитали в северо-западной части Иранского нагорья. Первоначально территория мидийского племенного союза включала

Данные об авторе: Меликов Рауф Сейфуллаевич - кандидат исторических наук, заведующий редакцией «История» в Научном центре «Азербайджанская Национальная Энциклопедия».

1 Grayson 1996, 68.

Problemy istorii, filologii, kul'tury 4 (2018), 29-41 © The Author(s) 2018

Проблемы истории, филологии, культуры 4 (2018), 29-41 ©Автор(ы) 2018

Р. С. Меликов

район современных Хамадана-Зенджана-Казвина и области далее к юго-восто-ку2. В VIII-VII вв. до н.э. западномидийские племена платили дань ассирийцам. Во второй половине 70-х годов VII вв. до н.э. здесь вспыхнуло антиассирийское восстание3, в результате которого возникло Мидийское царство. В конце VII - начале VI в. до н.э. сложилась обширная Мидийская империя, границы которой на западе доходили до р. Галис4. В 550 г. до н.э. после восстания мидийского наместника Парсы - Кира - к власти пришла династия Ахеменидов5. Покорив Мидию, Кир формально сохранил Мидийское царство и принял титулы мидийских царей; часть мидийской знати сохранила свое привилегированное положение при Ахе-менидах6.

В 330 г. до н.э. империя Ахеменидов рухнула вследствие «Восточного похода» Александра Македонского. После смерти Александра Македонского и гибели регента его державы Пердикки, в 321 г. до н.э. в Верхней или Малой Мидии возникло новое государство Атропатова Мидия или Мидия-Атропатена7 (*Mäd-i Atrpätakän). Нижняя или Великая Мидия осталась в орбите эллинистических государств8. Около 20 г. н.э. династия Атропатидов пресеклась, а власть в Атропате-не перешла в руки младшей ветви парфянских Аршакидов9. В 244 г. Атропатена (Адурбадаган) оказалась под властью Сасанидского Ирана. В 40-е гг. VII в. Адур-бадаган (Азербайджан) был захвачен арабами. Впоследствии территория Азербайджана включалась как в тюркские, так и иранские государства. В настоящее время Южный Азербайджан находится в составе Исламской Республики Иран.

В мидийском племенном союзе мидийский, вероятно, был языком межплеменного общения (т.к. многие исследователи полагают, что не все 6 племен этого союза были ираноязычными). В период существования Мидийского царства, вследствие завоеваний превратившегося в обширную империю, функции и ареал распространения мидийского языка значительно расширились для обслуживания аппарата управления и осуществления хозяйственно-налоговой деятельности. Отдельные мидийские слова - преимущественно имена собственные, племенные названия и топонимы - сохранились в ассирийских, вавилонских источниках, а также в древнеперсидских надписях и сочинениях античных авторов. На основании этого материала реконструированы некоторые словообразовательные модели и основные историко-фонетические черты, отличающие мидийский от других древнеиранских языков10. По этим признакам мидийский относят к северо-западной группе иранских языков.

Связных письменных текстов на мидийском языке не обнаружено, хотя некоторые исследователи полагают, что персы заимствовали мидийскую клинопись, возникшую под влиянием урартской11. Однако это предположение не может быть

2 Грантовский 2007, 168-169.

3 Starr 1990, N 43, 48, 50.

4 Медведская 2010, 137-173.

5 Grayson 1975, 106.

6 Дандамаев 1985, 18.

7 Алиев 1989, 58.

8 Алиев 1989, 67.

9 Алиев 1989, 103-104.

10 Mayrhofer 1968, N 1; Schmitt 1989, 87-90; Расторгуева 1990, 25-84; Эдельман 1999, 13-14.

11 Herzfeld 1910, 63; Дьяконов 1956, 367; Струве 1968, 49-50; Diakonoff 1970, 120.

доказано, пока не будут найдены мидийские надписи12. Большинство исследователей полагает, что некоторые политические, социальные, религиозные и прочие

специфические термины были заимствованы из мидийского в древнеперсидский

13

язык .

Окончательно мидийский язык, по-видимому, оформился в Мидии-Атропате-не. Некоторые ученые полагают, что в Атропатене существовала среднемидийская (атропатенская) письменность арамейского происхождения14. Один из немногих арамейских по языку памятников постахеменидского периода, обнаруженных на территории Ирана, - это надпись из Саин-кале (бывшая провинция Восточный Азербайджан, совр. остан Зенджан)15. Мидийские заимствования имеются в арамейской надписи Артаксия I из Зангезура (II в. до н.э.)16. Некоторые исследователи считают, что арамейские надписи из Армази (Грузия) I-II вв. н.э. скрывают иранские (мидийские) словоформы17.

Мидийские заимствования в древнеперсидском и фонетические особенности мидийского языка исследованы в грамматике А. Мейе18, в глоссариях Р. Кента19 и В. Бранденштейна, М. Майрхофера20. Анализу мидийской лексики, сохранившейся в трудах Геродота и других греческих авторов, посвящены работы Р. Шмитта21. Общеметодологические проблемы реконструкции мидийского языка исследованы в работе М. Майрхофера22. Наиболее полная сводка мидийской лексики, извлеченной из неиранских источников, приводится в работе В. Хинца23.

Среднемидийский (атропатенский) язык не исчез с включением Мидии-Атро-патены в состав Сасанидской державы, а затем Арабского халифата. Так, арабские авторы IX-XII вв. (Йакуби, Масуди, Хаукаль, Йакут, Балазури и др.), а также Би-руни (X-XI вв.) и Асади Туси (XI в.) сообщают о распространенном на территории Южного Азербайджана языке äSari (азери)24. На основании этих сведений можно сделать вывод, что азери не фарсидский язык, но, несомненно, иранский, т.к. наряду с дари и пехлеви, а иногда вместе с фарси противопоставляется кавказским языкам25. Лексико-этимологический и грамматический анализ сохранившегося материала азери свидетельствует, что он относится к северо-западной группе иранских языков26.

12 При раскопках в Нуш-и Джан тепе (середина VIII-VII в. до н.э.), расположенного на исторической территории Мидии, был обнаружен фрагмент надписи, от которой сохранились лишь конец одного и начало следующего клинописного знака (Brinkman 1970, 107).

13 Meillet 1931; Benveniste 1958; 1966; Kent 1953; Дандамаев 1963, 59; Brandenstein, Mayrhofer 1964; Грантовский 2007, 168-169; Mayrhofer 1968, там же имеются подробные сведения об истории данной точки зрения и соответствующей литературе; ср. также Hinz 1973; Mayrhofer 1979.

14 Касумова 1983, 43; Алиев 2002, 73.

15 Касумова 1983, 43.

16 Периханян 1965, 107-127.

17 Церетели 1941, 41-43; Henning 1958, 39; Церетели 1962, 376-378.

18 Meillet 1931, 7-14.

19 Kent 1953, 31-39.

20 Brandenstein, Mayrhofer 1964, 35-43.

21 Schmitt 1967; Schmitt 2011.

22 Mayrhofer 1968.

23 Hinz 1975.

24 Касумова 1983, 43-45; Алиев 2002, 73-74.

25 Касумова 1983, 43-45; Алиев 2002, 74.

26 Миллер 1953, 257-260; Henning 1955, 164; Касумова 1983, 45-46; Алиев 2002, 74.

Несмотря на последующий ход истории и превалирование тюркского языка на территории Южного Азербайджана, язык азери сохранился до наших дней в виде реликтовых северо-западных иранских диалектов - харзани, халхали, карин-гани и др.27 Эти диалекты обнаруживают близость с талышским языком, с языками заза, гилякским, табаристанским, а также с диалектом ^мната28.

Исходя из вышесказанного, можно предложить условную периодизацию ми-дийского языка: 1) древнемидийская языковая эпоха - с последней трети IX в. до н.э. по 20-е гг. IV в. до н.э.; 2) среднемидийская (атропатенская) языковая эпоха - с 20-х гг. IV в. до н.э. до XII в. н.э.; 3) новомидийская языковая эпоха - с XII в. до настоящего времени.

Ниже приводятся некоторые этимологии древнемидийского ономастического материала. Причем отобраны имена, которые в источниках однозначно отмечены как мидийские.

Ayyápn? - по сообщению древнегреческого автора Динона (IV в. до н.э.), придворный мидийского царя Астиага29. Ф. Юсти возводит это имя к авест. hañgara

- «певец»30. М. Майрхофер31 и Р. Шмитт32 соглашаются с этим значением и сравнивают его с ведическим áñgiras - «певец». Однако Э.А. Грантовский считает, что это имя происходит от известной по эламским текстам профессии *ankuraka

- «винодел», сравнивая первую часть этого имени со средне- и новоперсидским angür «виноград»33.

Amakanu/. - в письме Cаргону I (между 715 и 707 гг. до н.э.) «владыка поселения» с западной границы Мидии, не подчинявшийся ассирийским властям34. В первой части явно выделяется amaka-35 из ama- «сила»; «сильный» + суффикс -ka, а -ana патронимическое окончание, часто встречающееся в личных именах36.

Ar-ba-ku (ассир.), Har-bak-ka (элам.) - в «Письме Ашшуру» Cаргона II (около 713 г. до н.э.) имя правителя одной из областей на западе Мидии. Ближе к ми-дийскому оригиналу ликийское Arppaku. Почти все исследователи связывают это имя с греч. Apßáкnç. В античных источниках известно несколько лиц, носивших это имя (Xenoph., Hellenica, I, 2, 19; Xenoph., Anab., I, 7, 12; Plut., Artax., XIV, 2). Происходит от иранского *Arbaka из arba+ka, значение «детский», «маленький», «юный», «мальчик»37. ^ова в таких значениях, употребляемые как имена, нередко становились социальными терминами и титулами38.

Âpnayrçç, Âpnayoç (Herod., I, 80, 108-113, 117-120, сл.) - представитель высшей знати, приближенный мидийского царя Астиага, во время восстания персов перешедший на сторону Кира. Позже был военачальником ахеменидских войск,

27 Herzfeld 1934, 10, pass.; Henning 1955, 167-175; Yarshater 1987; Алиев 2002, 75.

28 Henning 1955, 174-175; Касумова 1983, 46; Yarshater 1987.

29 Müller 1848, 90.

30 Justi 1963, 16, 17.

31 Mayrhofer 1992, 48f.

32 Schmitt 2011, 64-65.

33 Грантовский 2007, 230, 301; ср. Brandenstein., Mayrhofer 1964, 153.

34 Zadok 2002, 128.

35 Зафиксированы как антропоним (Fuchs, Schmitt 1998, 97; Zadok 2002, 119-120), так и топоним Amaka- (Грантовский 2007, 307).

36 Грантовский 2007, 259, 306-307.

37 Грантовский 2007, 305-306; Schmitt 2011, 79-80.

38 Грантовский 1971, 300.

захвативших Лидию. Арлауод переделано в греческой передаче по образу слова ápnayn «грабеж»39. Происходит из *Arbaka40 (см. выше).

Atarparan - в элефантинских папирусах из Египта41 упоминается как сын Нисайи, мидиец42. Имя восходит к Atar+farna(h). Atar - божество Огня, аfarna(h) (авест. xvarenah-) - религиозное понятие, означающее «небесная благодать», «благоденствие». Имя в целом означает «фарн (божества) Агара».

Ba-ga-tu-na - в письме ассирийского царя Саргона II (между 715 и 707 гг. до н.э.) мидийский «владыка поселения». Имя происходит из baga+tuna, где baga-«бог». Содержащееся во второй части имени -tuna состоит из tu-ltav- «быть могучим», «иметь силу» и суффикса-форманта -na. Значение имени «сильный, могучий (знатный) от бога»43.

Birizhatri - «владыка поселения» из Мидии в правление Ашшурбанапала. Происходит из Bar3zi+xvaSra. В первой части имени северо-западноиранское brz-, barz- - «высокий», «возвышенный». Содержащееся во второй части имени xvaSra происходит из hu+aSra и переводится как «хорошее (доброе) место»44.

Da-ia-a-uk-ku - в «Парадной надписи» Саргона II имя маннейского наместника одной из мидийских областей, упоминаемого в связи с событиями 715 г. до н.э.45 Ранее большинство исследователей отождествляло его с геродотовским Дейоком (Деюкпд - Herod., I, 16, 73, 96-103). Не отождествляя Дайаукку с Дейо-ком, можно, однако, сравнить эти имена46. Dayaukku происходит из dahyu+(u)ka, где dahyu - «страна», а -(u)ka - суффикс-формант, означающий наделенность или обладание чем-либо. Возможно также возведение этого имени к Dahyauka - «руководитель страны». Э.А. Грантовский полагает, что Dahyuka определенно имя типа титула47.

E-pa-ar-nu-a, E-pa-ar-na/ni - в ассирийском списке 713 г. до н.э. правитель «города» Сигрина. Около 677-676 гг. Асархаддон упоминает его как правителя области Патушара48. Имя определенно иранское и образовано от farna(h). Возможно, восходит к a(i)wi+farna(h) и переводится как «наиболее наделенный фарном», «со сверхфарном», «с фарном, дающим наибольшее благополучие»49. Однако Р. Цадок считает спорным иранское происхождение имени50.

Frävartis (Beh., II, 13-17, 64-78; IV, 2-31), Pa-ar-ru-mar-ti-is (вав), Pir-ru-mar-ti-is (элам.) - имя предводителя восставших мидян в 522-521 гг. до н.э. Вероятно, происходит из мидийского fravarti (ср. авест. fravasi - «благой дух»)51. Соответствует мидийскому царю Фраорту (Фра0ртп? - Herod. I. 73, 96, 102, 103).

39 Schmitt 1967, 133.

40 Schmitt 2011, 92-93.

41 В VI-IV вв. до н.э. на юге Египта, на острове Элефантина существовало военное поселение ахеменидских наемников.

42 Cowley 1923, № 6; Kraeling 1953, 45, 49.

43 Грантовский 2007, 259, 260.

44 Грантовский 2007, 98, 111.

45 Zadok 2002, 94.

46 Ср. Benveniste 1966, 81; Gerschevitch 1969, 234; Shmitt 1973, 145-147.

47 Грантовский 2007, 287, 288, 304; Zadok 2002, 126; Schmitt 2011, 185-187.

48 Zadok 2002, 114.

49 Грантовский 2007, 279, 372-374; Fuchs, Schmitt 1999, 397.

50 Zadok 2002, 126, 130.

51 Brandenstein, Mayrhofer 1964, 120; Schmitt 2011, 395-396; 2014, 271.

Gaumata (DB, I, 36, 44, 46, 49, 65, 70, 73; IV, 7, 81; DBb, 1), Kam-ma-ad-da (элам.), Gu-ma-a-tú (вавил.), Гюц^тп? (греч.), Cometes (Pomp. Trog. Hist. Filipp.

I. 9) - в вавилонском варианте Бехистунской надписи прямо указано: «мидиец [по имени] Гаумата, маг»52. По мнению Р. Шмитта, mäta- значит «gemessen» и имя должно переводиться «размером с быка»53. На мой взгляд, во второй части имени следует видеть суффикс -mat, -mant, означающий наделенность чем-либо, тогда имя будет переводиться как «владеющий (наделенный) скотом».

Ha-na-si-ru-ka, Ha-na-zi-ru-ku - имя из западных районов Мидии, засвидетельствованное в ассирийских анналах под 820 г. до н.э. Ранее почти все историки относили его к неиранским именам, однако Э.А. Грантовский на основании суффикса -uka признает его иранским. Он предлагает два значения для hana - 1) «старый», «древний», «старик»; 2) «давно», «всегда». Во второй части имени он видит иран. jiruka, которое переводит как «быстрый (разумом)», «смышленый», «(раз)умный». В целом Э.А. Грантовский переводит это имя как 1) «мудрый как старец»; 2) «всегда быстрый», «давно разумный»54.

Huvaxstra (Beh., II, 15, 64; IV, 19), U-ma-kis-tar (в «Хронике Гэдда»), Ки-á^apn? (Herod., I, 16, 46, 73, 103, 106) - имя царя Мидии (625-585 гг. до н.э.). Подобное имя в форме U(a)k-sa-tar известно также из «Письма Ашшуру» Саргона

II. Имя происходит из huv+axstra; где hu-lhuv- в сложных словах «добрый», «хороший» и axstra - «надзор», «защитник». Переводится как «с хорошим надзором»; «хороший защитник»55.

Istumegu, Istuvegu (Сиппарский цилиндр царя Набонида и Вавилонская хроника), Ir-is-ti-man-ka (в эламском варианте Бехистунской надписи), AoTuáyn? (Herod., I, 46, 73-75, 107-112, 114-130, 162; III, 62; VII, 8) и ÄoTUiyaq (у Ктесия)

- имя царя Мидии, правившего в 584-550 гг. до н.э. Возводится к rsti+vaiga, где rsti-, arsti- «копье», а vaiga- «удар (копьем)». Значение имени «(наносящий) удар

копьем»56.

Ka-a-ki, Ka-ki-i, Ka-ki-ia - в ассирийских текстах, составленных в 859 и 856 гг., имя правителей некоторых районов Мидии57. Позже, в 530-520-х гг. до н.э. мидиец Какия жил в Вавилоне58. Возможно, имя означает «брат» или «дядя»59.

Kar-ak-ku - в «Письме Ашшуру» Саргона II (714 г. до н.э.) «владыка поселения» Уриа(к)ку60. Происходит от иранского *Karaka, из kara+aka, где kara

- «войско», «народ», а -(a)ka - суффикс. Имя означает «принадлежащий войску», «воин», либо представляет титул «глава войска, народа». Это имя встречается также в персепольских документах - элам. Ka-rak-ka61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kastariti, Kastaritu (ассир), Hastaritti (вав), Sattaritta (элам.) - имя вождя мидян, восставших в 70-е годы VII в. до н.э. против ассирийцев, который стал

52 Voigtlander 1978, 55.

53 Schmitt 2014, 182.

54 Грантовский 2007, 232.

55 Грантовский 2007, 361-362; Zadok 2002, 125, 129; Schmitt 2011, 216-218, 340-341.

56 Грантовский 2007, 377-379; Schmitt 2011, 140-143.

57 Grayson 1996, 8ff; Zadok 2002, 108, 112; Schmitt 2009, № 72.

58 Eilers 1940, 202; Strassmaier 1897, № 51.

59 Грантовский 2007, 130-131, 228.

60 Zadok 2002, 176.

61 Cameron 1965, 173; Zadok 2002, 117.

первым царем Мидии62. Большинством исследователей отождествляется с именем XsaSrita (Beh., II, 13-17; IV, 2-31). Этим именем также называл себя восставший против персов в 522-521 гг. до н.э. мидиец Фравартиш. Имя происходит из xsaSra+ita; где xsa9ra- «власть», «царство», а -ita - суффикс. В целом имя может переводиться как «властный», или «властвующий, царствующий»63.

Ma-as-dak-ku, Ma-as-duk-ku и Ma-as-da-a-a-uk-ku - в «Письме Ашшуру» Саргона II имена собственные двух мидийских «владык поселений», которые в 714 г. до н.э. уплатили дань ассирийскому царю Саргону II64. Первое имя, вероятно, звучало как Mazdaka65, что означает «приверженный Мазде», «почитатель Мазды», «маздовский»66. Второе имя должно звучать как Mazday(a)uka - «приверженный Мазде», «почитатель Мазды», «маздовский»67.

Madumltu - женское имя, отмеченное в Ниппуре в двух документах из архива предпринимателей Мурашу. По мнению Р. Цадока, это имя следует переводить

«мидянка»68. Ср. со словом ma-du-u-i-tum, обозначавшим мидийскую верхнюю

69

одежду .

Nisayi - имя мидянина из арамейских папирусов70. Возможно, это имя связано с названием области Нисайя в Мидии.

Ramateia, Ramataia, Ramatei, Ramatua, Ramatiia, Rametii - имя нескольких лиц. В 744 г. до н.э. правитель области Аразиаш71. В 714 г. до н.э. Саргон II назначил Рамети, сына Каракку, правителем области Уриаку72. В 677 г. до н.э. он, вместе с мидийскими вождями Упписом и Занасаной, прибыл в Ниневию к Асархаддону с просьбой о помощи против мидийских повстанцев. В 672 г. до н.э. имя вождя области Ураказабарна73. Имя происходит из Ramatav(i)yah-; где raman-«мир, покой», а tav(i)yah- «сила, мощь», «сильный, мощный». Значение имени «могучий миром», «могущественный в мире» подразумевает «сильный, могучий (для обеспечения) мира»74.

Еяака, Еяакю (Herod. I, 110), Spakos (Pomp. Trog. Hist. Filipp, I. 4, 13) -жена мидийского пастуха Митридата, воспитавшая Кира. Геродот отмечает, что spaka-по-мидийски значит «собака (сука)»75. Р. Шмитт сравнивает это имя со скифским Ispakäia76.

62 Starr 1990, 363.

63 Zadok 2002, 120; Грантовский 2007, 372; Schmitt 2014, 285.

64 Zadok 2002, 114, 127, 129.

65 Грантовский 2007, 290-292, 370; Грантовский 1971, 302; Дандамаев, Луконин 1980, 306; Zadok 2002, 129.

66 Грантовский 2007, 290-292, 372.

67 Дандамаев, Луконин 1980, 306; Zadok 2002, 129; Грантовский 2007, 292, 325.

68 Zadok 1977, 113.

69 Stolper 1985, № 93:1.

70 Kraeling 1953, 45, 49.

71 Zadok 2002, 129.

72 Zadok 2002, 126.

73 Zadok 2002, 114.

74 Грантовский 2007, 266-268; Fuchs., Schmitt 2002, 1031-1032; Zadok 2002, 114-115.

75 Schmitt 2009, 38, 39.

76 Schmitt 2011, 340-341.

Taxmaspada (Beh., II, 78-91) - мидиец, военачальник ахеменидского царя Да-рия I. Имя происходит из taxma+spada; где taxma - «храбрый», «сильный, мощный», а spada - «войско»77.

Up-pi-is (в призмах Асархаддона) - имя мидийского вождя из области Пар(и)-такка78, который с мидийскими вождями Занасаной и Раматейей в 677 г. до н.э. прибыл в Ниневию. Имя, вероятно, образовано от иранского upa-, которое означает «на», «сверху», ср. авест. upama-, upama- - «высший», upara- «более высокий», «превосходящий» (в т.ч., в социальном смысле). Уппис возможно возводить также к Hu+paisa19.

Zanasana - имя мидийского вождя из области Партукка. В 677 г. до н.э. прибыл в Ниневию вместе с Упписом и Раматейей. В первой части исследователи выделяют компонент zana-, но толкования его второй части расходятся. К. Таллквист видит в ней xsan- «вредить», «ранить»80. Ф. Юсти возводит ее к sana- «владеющий людьми, народом»81. Э.А. Грантовский предлагает два варианта: 1) Zanasana от as- «есть» - «предоставляющий пропитание народу, племени»; 2) Zanacanah - «доставляющий удовольствие, отраду людям, племени»82.

В заключение следует отметить, что в 1988 г. была опубликована статья Х. Санчизи-Верденбург, в которой высказывалось мнение об отсутствии достоверных свидетельств существования Мидийской империи83. Ее последователи пошли значительно дальше, полностью отрицая посредничество Мидии между месопотамской цивилизацией и Ахеменидской державой и ее сколько-нибудь заметную роль в истории Ближнего Востока84. Дошло до того, что стало начисто отрицаться само существование Мидийского государства и мидийского языка85. Полагаю, что моя статья будет одним из аргументов для опровержения последней точки зрения.

ЛИТЕРАТУРА

Алиев, И. 1989: Очерк истории Атропатены. Баку.

Алиев, И.Г. 2002: О некоторых вопросах этнической истории азербайджанского народа. Баку.

Грантовский, Э.А. 1971: О распространении иранских племен на территории Ирана. В сб.:

Б.Г. Гафуров (ред.), История Иранского государства и культуры. М., 286-327. Грантовский, Э.А. 2007: Ранняя история иранских племен Передней Азии. М. Дандамаев, М.А. 1963: Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н.э.). М. Дандамаев, М.А. 1985: Политическая история Ахеменидской державы. М. Дандамаев, М.А., Луконин, В.Г. 1980: Культура и экономика древнего Ирана. М. Дьяконов, И.М. 1956: История Мидии: от древнейших времен до конца IVв. до н.э. М.-Л.

77 Schmitt 2014, 253.

78 Justi 1963, 334.

79 Zadok 2002, 92, 96; Грантовский 2007, 271-272.

80 Tallqvist 1914, XXIV.

81 Justi 1963, 379.

82 Грантовский 2007, 242 прим. 33.

83 Sancisi-Veerdenburg 1988, 197-212.

84 Подробнее см. Медведская, 2010, 51, 54-56.

85 См. напр., Rossi 2010, 289-330.

Касумова, С.Ю. 1983: Южный Азербайджан в III-VII вв. (проблемы этно-культурной и социально-экономической истории). Баку.

Медведская, И.Н. 2010: Древний Иран накануне империй (IX—VI вв. до н.э.). История Ми-дийского царства. СПб.

Миллер, В.В. 1953: Талышскийязык. М.

Периханян, А.Г. 1965: Арамейская надпись из Зангезура (некоторые вопросы средневековой диалектологии). Историко-филологический журнал 4, 107-127.

Расторгуева, В.С. 1990: Сравнительно-историческая грамматика западноиранских языков: Фонология. М.

Струве, В.В. 1968: Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л.

Церетели, Г.В. 1941: Армазская билингва. Тбилиси.

Церетели, Г.В. 1962: Армазская надпись эпохи Митридата Иверийского. В сб.: Г.В. Церетели (ред.), ТрудыXXVмеждународного конгресса востоковедов. Т. 1, М., 376-378.

Эдельман, Д.И. 1999: Мидийский язык. В кн.: В.С. Расторгуева (ред.), Языки мира. Иранские языки. II. Северо-западные иранские языки. М., 13-14.

Benveniste, E. 1958: Notes sur les tablettes elamites de Persepolis. Journal Asiatique 246, 49-65.

Benveniste, E. 1966: Titres et nomspropres en Iranien ancien. Paris.

Brandenstein, W., Mayrhofer, M. 1964: Handbuch des Altpersischen. Wiesbaden.

Brinkman, J.A. 1970: The inscribed silver fragment from Nush-i Jan. Iran 9, 107.

Cameron, G. 1965: New Tablets from the Persepolis Treasury. Journal of Near East Studies XXIV, 167-192.

Cowley, A. 1923: Aramaic papyri of the fifth century B.C. Oxford.

Diakonoff, I.M. 1970: The origin of the «Old Persian» writing system and the ancient Oriental epigraphic and annalistic traditions. In: M. Boyce, I. Gershevich (eds.), W.B. Henning memorial volume, London, 98-124.

Eilers, W. 1940: Iranische Beamtennamen in der keilschriftlichen Überlieferung. T.1. Leipzig.

Fuchs, A., Schmitt, R. 1999: E-parna. In: K. Radner (ed.), The Prosopography of the Neo-Assyrian Empire. Vol. 1. Pt. II. Helsinki, 397.

Fuchs, A., Schmitt, R. 2002: Ramateia. In: H.D. Baker (ed.), The Prosopography of the Neo-Assyrian Empire. Vol. 3. Pt. I. Helsinki, 1031-1032.

Gerschevitch, I. 1969: Amber at Persepolis. Studia classica et orientalia Antonino Pagliaro 2, 167-251.

Grayson, A.K. 1975: Assyrian and Babylonian chronicles. Locust Valley-New York.

Grayson, A.K. 1996: Assyrian Rulers of the Early First Millennium B.C. II. (858-754 BC). The Royal inscriptions of Mesopotamia. Assyrian Periods. Vol. 3. Toronto- Buffalo-London.

Henning, W.B. 1955: The Ancient Language of Azerbaijan. Transaction of the Philological Society, Hertford, 157-177.

Henning, W.B. 1958: Mitteliranisch. Handbuch der OrientalistikI/4, Iranistik, I Abschnitt: Linguistik. Leiden-Köln, 20-130.

Herzfeld, E. 1910: Das Alter der altpersischen Keilschrift. Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft 64, Leipzig-Wiesbaden, 63-64.

Herzfeld, E. 1934: Medisch und Parthisch. Archäologische Mitteilungen aus Iran VII, 9-64.

Hinz, W. 1973: Neue Wege im Altpersischen. Wiesbaden.

Hinz, W. 1975: Altiranisches Sprachgut der Nebenüberlieferungen. Wiesbaden.

Justi, F. 1963: Iranisches Namenbuch. Hildesheim.

Kent, R.G. 1953: Old Persian. Grammar, Texts, Lexicon. New Haven.

Kraeling, E.G. 1953: The Brooklyn Museum Aramaic Papyri. New Documents of the Fifth Century B.C. from the Jewish Colony at Elephantine. New Haven.

Mayrhofer, M. 1968: Die Rekonstruktion des Medischen. Sonderabdruck aus dem Anzeiger der philosophisch-historische Klasse der Österreichischen Akademie der Wissenschaften 1, 1-22.

Mayrhofer, M. 1979: Zur Frage nicht medisch-persischer Personennamen in Persepolis. In: J. Harmatta (ed.), Prolegomena to the Sources on the History of Pre-Islamic Central Asia. Budapest, 111-118.

Mayrhofer, M. 1992: Etymologisches Wörterbuch des Altindoarischen. I. Heidelberg.

Meillet, B. 1931: Grammaire du vieux-perse. Paris.

Müller, C. 1848: Fragmenta Historicorum Graecorum. Vol. II, Paris.

Rossi A.V. 2010: Elusive Identities in Pre-Achaemenid Iran: the Medes and the Median Language. In: C.G.Cereti (ed.), Iranian identity in the course of history. Proceeding of the conference held in Rome, 21-24 September 2005. Roma, 289-330. Sancisi-Veerdenburg, H. 1988: Was there ever a Median Empire? In: E. Kurth, H. Sancisi-

Veerdenburg (eds.), Achaemenid History III: Method and Theory. Leiden, 197-212. Schmitt, R. 1967: Medisches und persisches Sprachgut bei Herodot. Zeitschrift der Deutschen

Morgenländischen Gesellschaft 117/1, 119-145. Schmitt, R. 1989: Andere altiranische Dialekte. In: R. Schmitt (ed.), Compendium Linguarum

Iranicarum, Wiesbaden, 86-94. Schmitt, R. 2009: Iranische Personennamen in der neuassyrischen Nebenüberlieferung. In:

R. Schmitt (ed.), Iranisches Personennamenbuch. Bd. VII, Fz. 1a, Wien. Schmitt, R. 2011: Iranische Personennamen in der Griechischen Literatur vor Alexander d. Gr.

In: R. Schmitt (ed.), Iranisches Personennamenbuch. Bd. V, Fz. 5.Wien. Shmitt, R. 1973: Deiokes. Sonderabdruck aus dem Anzeiger der philosofisch-historishen Klasse

der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 137-147. Shmitt, R. 2014: Wörterbuch der altpersischen Königsinschriften. Wiesbaden. Starr, I. 1990: Queries to the Sungod. State Archives of Assyria. Helsinki. Stolper, M.W. 1985: Entrepreneurs and Empire. The Murasü Archive, the Murasü Firm and

Persian Rule in Babylonia. Leiden. Strassmaier, J.N. 1897: Inschriften von Darius, König von Babylon. Leipzig. Tallqvist, K. 1914: Assyrian Personal Names. Acta Societatis Scientiarum Fennicae XLVIII/1, Helsingfors.

Voigtlander, E.N. 1978: The Bisitun Inscription of Darius the Great: Babylonian Version. In:

Corpus Inscriptionum Iranicarum. Pt. I. Inscriptions of ancient Iran. Vol. II. The Babylonian versions of the Achaemenian inscriptions. Texts I. London. Waterman, L. 1930: Royal correspondence of the Assyrian Empire. Vol. I. Chicago. Yarshater, E. 1987: Azerbaijan vii. The Iranian Language of Azerbaijan. In: Encyclopedia

Iranica. Vol. III/2, http://www.iranicaonline.org/articles/azerbaijan-vii Zadok, R. 1977: Iranians and Individuals Bearing Iranian Names in Achaemenian Babylonia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Israel Oriental Studies 7, 89-138. Zadok, R. 2002: The ethno-linguistic character of Northwestern Iran and Kurdistan in the Neo-Assyrian period. Iran XL, 89-151.

REFERENCES

Aliyev, I. 1989: Ocherk istorii Atropateny [Essay on the history of Atropatene]. Baku. Aliyev, I.G. 2002: O nekotorykh voprosakh etnicheskoy istorii azerbaydzhanskogo naroda [On

some issues of the ethnic history of the Azerbaijani people]. Baku. Benveniste, E. 1958: Notes sur les tablettes elamites de Persepolis. Journal Asiatique 246, 49-65. Benveniste, E. 1966: Titres et nomspropres en Iranien ancien. Paris. Brandenstein, W., Mayrhofer, M. 1964: Handbuch des Altpersischen. Wiesbaden.

Brinkman, J.A. 1970: The inscribed silver fragment from Nush-i Jan. Iran 9, 107.

Cameron, G. 1965: New Tablets from the Persepolis Treasury. Journal of Near East Studies XXIV, 167-192.

Cowley, A. 1923: Aramaic papyri of the fifth century B.C. Oxford.

Dandamaev, M.A. 1963: Iran pri pervykh Akhemenidakh (VI v. do n.e.). [Iran with the first Achaemenids (the 6th century BC)]. Moscow.

Dandamaev, M.A. 1985: Politicheskaya istoriya Akhemenidskoy derzhavy [Political history of the Achaemenid Empire]. Moscow.

Dandamaev, M.A., Lukonin, VG. 1980: Kul'tura i ekonomika drevnego Irana [Culture and Economics of Ancient Iran]. Moscow.

Diakonov, I.M. 1956: Istoriya Midii: ot drevneyshikh vremen do kontsa IVv. do n.e. [History of the Media: from ancient times to the end of the 4th century BC]. Moscow-Leningrad.

Diakonov, I.M. 1970: The origin of the «Old Persian» writing system and the ancient Oriental epigraphic and annalistic traditions. In: M. Boyce, I. Gershevich (eds.), W.B. Henning memorial volume, London, 98-124.

Edelman, D.I. 1999: Midiyskiy yazyk. In: V.S. Rastorguyeva (ed.), Yazyki mira. Iranskiyeyazy-ki. II. Severo-zapadnyye iranskiye yazyki [Languages of the World. Iranian languages. II. North-Western Iranian languages]. Moscow, 13-14.

Eilers, W. 1940: Iranische Beamtennamen in der keilschriftlichen Überlieferung. T. 1. Leipzig.

Fuchs, A., Schmitt, R. 1999: E-parna. In: K. Radner (ed.), The Prosopography of the Neo-Assyrian Empire. Vol. 1. Pt. II. Helsinki, 397.

Fuchs, A., Schmitt, R. 2002: Ramateia. In: H.D. Baker (ed.), The Prosopography of the Neo-Assyrian Empire. Vol. 3. Pt. I. Helsinki, 1031-1032.

Gerschevitch, I. 1969: Amber at Persepolis. Studia classica et orientalia Antonino Pagliaro 2, 167-251.

Grantovskiy, E.A. 1971: O rasprostranenii iranskikh plemyen na territorii Irana. In: B.G. Gafurov (ed.), Istoriya Iranskogo gosudarstva i kul'tury [History of the Iranian state and culture]. Moscow, 286-327.

Grantovskiy, E.A. 2007: Rannyaya istoriya iranskikh plemyen Peredney Azii [The Early History of the Iranian Tribes of Western Asia]. Moscow.

Grayson, A.K. 1975: Assyrian and Babylonian chronicles. Locust Valley-New York.

Grayson, A.K. 1996: Assyrian Rulers of the Early First Millennium B.C. II (858-754 BC). The Royal inscriptions of Mesopotamia. Assyrian Periods. Vol. 3. Toronto- Buffalo-London.

Henning, W.B. 1955: The Ancient Language of Azerbaijan. Transaction of the Philological Society, Hertford, 157-177.

Henning, W.B. 1958: Mitteliranisch. Handbuch der OrientalistikI/4, Iranistik, I Abschnitt: Linguistik. Leiden-Köln, 20-130.

Herzfeld, E. 1910: Das Alter der altpersischen Keilschrift. Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft 64, Leipzig-Wiesbaden, 63-64.

Herzfeld, E. 1934: Medisch und Parthisch. Archäologische Mitteilungen aus Iran VII, 9-64.

Hinz, W. 1973: Neue Wege im Altpersischen. Wiesbaden.

Hinz, W. 1975: Altiranisches Sprachgut der Nebenüberlieferungen. Wiesbaden.

Justi, F. 1963: Iranisches Namenbuch. Hildesheim.

Kasumova, S.Yu. 1983: Yuzhnyy Azerbaydzhan v III-VII vv. (problemy etno-kul'turnoy i sotsial'no-ekonomicheskoy istorii) [South Azerbaijan in the 3rd-7th centuries (problems of ethno-cultural and socio-economic history)]. Baku.

Kent, R.G. 1953: Old Persian. Grammar, Texts, Lexicon. New Haven.

Kraeling, E.G. 1953: The Brooklyn Museum Aramaic Papyri. New Documents of the Fifth Century B.C. from the Jewish Colony at Elephantine. New Haven.

Mayrhofer, M. 1968: Die Rekonstruktion des Medischen. Sonderabdruck aus dem Anzeiger der philosophisch-historische Klasse der Österreichischen Akademie der Wissenschaften 1, 1-22.

Mayrhofer, M. 1979: Zur Frage nicht medisch-persischer Personennamen in Persepolis. In: J. Harmatta (ed.), Prolegomena to the Sources on the History of Pre-Islamic Central Asia. Budapest, 111-118.

Mayrhofer, M. 1992: Etymologisches Wörterbuch des Altindoarischen. I. Heidelberg.

Medvedskaya, I.N. 2010: DrevniyIran nakanune imperiy (IX-VIvv. do n.e.). IstoriyaMidiyskogo tsarstva [Ancient Iran on the Eve of Empires (9th-6th centuries BC). The history of the Median kingdom]. Saint-Petersburg.

Meillet, B. 1931: Grammaire du vieux-perse. Paris.

Miller, V.V. 1953: Talyshskiyyazyk [Talysh language]. Moscow.

Müller, C. 1848: Fragmenta Historicorum Graecorum. Vol. II, Paris.

Perikhanyan, A.G. 1965: Arameyskaya nadpis' iz Zangezura (nekotorye voprosy srednevekovoy dialektologii) [Aramaic inscription from Zangezur (some questions of medieval dialectology)]. Istoriko-filologicheskiy zhurnal [Historical and philological journal] 4, 107-127.

Rastorgueva, V.S. 1990: Sravnitel 'no-istoricheskaya grammatika zapadnoiranskikh yazykov: Fonologiya [Comparative historical grammar of Western Iranian languages: Phonology]. Moscow.

Rossi A.V. 2010: Elusive Identities in Pre-Achaemenid Iran: the Medes and the Median Language. In: C.G.Cereti (ed.), Iranian identity in the course of history. Proceeding of the conference held in Rome, 21-24 September 2005. Roma, 289-330.

Sancisi-Veerdenburg, H. 1988: Was there ever a Median Empire? In: E. Kurth, H. Sancisi-Veerdenburg (eds.), Achaemenid History III: Method and Theory. Leiden, 197-212.

Schmitt, R. 1967: Medisches und persisches Sprachgut bei Herodot. Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft 117/1, 119-145.

Schmitt, R. 1989: Andere altiranische Dialekte. In: R. Schmitt (ed.), Compendium Linguarum Iranicarum, Wiesbaden, 86-94.

Schmitt, R. 2009: Iranische Personennamen in der neuassyrischen Nebenüberlieferung. In: R. Schmitt (ed.), Iranisches Personennamenbuch. Bd. VII, Fz. 1a. Wien.

Schmitt, R. 2011: Iranische Personennamen in der Griechischen Literatur vor Alexander d. Gr. In: R. Schmitt (ed.), Iranisches Personennamenbuch. Bd. V, Fz. 5.Wien.

Shmitt, R. 1973: Deiokes. Sonderabdruck aus dem Anzeiger der philosofisch-historishen Klasse der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 137-147.

Shmitt, R. 2014: Wörterbuch der altpersischen Königsinschriften. Wiesbaden.

Starr, I. 1990: Queries to the Sungod. State Archives of Assyria. Helsinki.

Stolper, M.W. 1985: Entrepreneurs and Empire. The Murasü Archive, the Murasü Firm and Persian Rule in Babylonia. Leiden.

Strassmaier, J.N. 1897: Inschriften von Darius, König von Babylon. Leipzig.

Struve, VV 1968: Etyudy po istorii Severnogo Prichernomor'ya, Kavkaza i Sredney Azii [Studies on the history of the Northern Black Sea region, the Caucasus and Central Asia]. Leningrad.

Tallqvist, K. 1914: Assyrian Personal Names. Acta Societatis Scientiarum Fennicae XLVIII/1, Helsingfors.

Tsereteli, G.V. 1941: Armazskaya bilingva [Armazi bilingual]. Tbilisi.

Tsereteli, G.V. 1962: Armazskaya nadpis' epokhi Mitridata Iveriyskogo [Armazi inscription ofthe era of Mithridates from Iveria]. In: Trudy XXV mezhdunarodnogo kongressa vostokovedov [Proceedings ofthe XXV International Congress of Orientalists] 1, 376-378.

Voigtlander, E.N. 1978: The Bisitun Inscription of Darius the Great: Babylonian Version.

In: Corpus Inscriptionum Iranicarum. Part I. Inscriptions of ancient Iran. Vol. II. The Babylonian versions of the Achaemenian inscriptions. Texts I. London. Waterman, L. 1930: Royal correspondence of the Assyrian Empire. Vol. I. Chicago. Yarshater, E. 1987: Azerbaijan vii. The Iranian Language of Azerbaijan. In: Encyclopedia

Iranica. Vol. III/2, http://www.iranicaonline.org/articles/azerbaijan-vii Zadok, R. 1977: Iranians and Individuals Bearing Iranian Names in Achaemenian Babylonia.

Israel Oriental Studies 7, 89-138. Zadok, R. 2002: The ethno-linguistic character of Northwestern Iran and Kurdistan in the Neo-Assyrian period. Iran XL, 89-151.

MEDIAN LANGUAGE AND SOME OLD MEDIAN ETYMOLOGIES

Rauf S. Melikov

National Academy of Sciences of Azerbaijan, Research Center of «Azerbaijan National Encyclopedia», Baku, Azerbaijan [email protected], [email protected]

Abstract. The Median tribes and the Media are mentioned in sources from the last third of the 9th century BC. At the end of 7th - the beginning of the 6th century BC a vast Median empire developed that promoted the spread of the Median language belonging to the northwestern group of Iranian languages. Finally, the Median language, apparently, formed in the Media-Atropatene. Written monuments in the Median language were not found. Separate Median words - mainly proper names, tribal names and toponyms have been preserved in Assyrian, Babylonian and Greek sources, as well as in Old Persian inscriptions. Middle Median (Atropatene) language did not disappear with the inclusion of Atropatene (Adurbadagan) in the Sassanian state, and then the Arab Caliphate. Arabic authors of 9th-12th centuries inform about the language A5ari (Azeri) spread on the territory of Southern Azerbaijan. A lexical-etymological and grammatical analysis of the surviving Azeri material indicates that it belongs to the northwestern group of Iranian languages. The Azeri language has survived to the present day in the form of relict northwestern Iranian dialects - Harzani, Khalkhali, Karingani, etc. The article proposes a conditional periodization of the Median language 1. Old Median language epoch - from the last third of the 9th century BC to the 320s BC; 2. Middle Median (Atropatene) language epoch -from the 320s BC to the 12th century AD; 3. New Median language epoch - from the 12th century until nowadays. The following are some of the etymologies of the Old Median names that are clearly marked in the multilingual and multi-temporal sources as Medians.

Keywords: Media, Atropatene, Adurbadagan, Median language, A5arl (Azeri) language, Old Median onomastic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.