Научная статья на тему 'Об аналитической составляющей в налоговом администрировании'

Об аналитической составляющей в налоговом администрировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / КРИТЕРИИ / РИСКИ / ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ДОХОД / ЦЕНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев С.А., Осипова Т.И., Шашкина М.Е.

В статье сделан обзор концепций и методик налогового администрирования, в основу которых положены методы экономического анализа. Проанализированы некоторые проблемы и результаты применения на практике критериев оценки налоговых рисков. Определены роль и содержание аналитических процедур при осуществлении контролируемых сделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об аналитической составляющей в налоговом администрировании»

42 (297) - 2012

Налоговая политика

УДК 336.025

ОБ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ*

С. А. МАЛЫШЕВ,

кандидат экономических наук, заместитель руководителя Управления ФНС РФ по Нижегородской области E-mail: kafnlg@yandex. ru

Т. И. ОСИПОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры систем налогообложения E-mail: kafnlg@yandex. ru

М. Е. ШАШКИНА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры банков и банковского дела Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет E-mail: mshashk@mail. ru

В статье сделан обзор концепций и методик налогового администрирования, в основу которых положены методы экономического анализа. Проанализированы некоторые проблемы и результаты применения на практике критериев оценки налоговых рисков. Определены роль и содержание аналитических процедур при осуществлении контролируемых сделок.

Ключевые слова: налоги, налоговые проверки, критерии, риски, взаимозависимые лица, контролируемые сделки, рентабельность, доход, цены.

* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.

Расчет налогов осуществляется, как правило, методом прямого счета, т. е. непосредственно по данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика. Однако в целях контроля за правильностью уплаты налогов налоговые органы России имеют право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем. Это право установлено подп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [2].

Под расчетным путем понимается способ определения суммы налога налоговым органом на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике, а также данных об аналогичных налогоплательщиках. Расчет может производиться

в случаях отказа налогоплательщика допустить проверяющих на свою территорию; непредставления в налоговый орган документов, необходимых для расчета налогов; а также при отсутствии или неправильном ведении учета доходов, расходов, объектов налога.

Для реализации этого права налоговые органы используют различные методы экономического анализа, в первую очередь методы сравнения. Экономический анализ применяется налоговыми органами при проведении камеральных и выездных налоговых проверок. С его помощью производится отбор налогоплательщиков для проведения выездного контроля. С 2012 г. роль экономического анализа в налоговом администрировании усиливается в связи с появлением новой формы налогового контроля -контроля в связи с совершением контролируемых сделок. Рассмотрим указанные направления аналитической работы более подробно.

В соответствии с Регламентом камеральной налоговой проверки на этапе проверки правильности исчисления налоговой базы и налога производится анализ на основе:

- внутренней информации налогоплательщика. Сопоставляются отчетные показатели и аналогичные показатели предыдущего периода; показатели бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Проводится сравнение показателей в декларациях по разным налогам. Так, при проверке декларации по налогу на прибыль налоговый инспектор сопоставляет величину доходов по декларации с суммой выручки, отраженной в отчете о прибылях и убытках (форма № 2). При проверке декларации по налогу на имущество организаций данные о стоимости основных средств сопоставляются с данными бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о движении капитала (форма № 3). При проверке налоговых вычетов по НДС их величина сопоставляется с информацией бухгалтерского баланса об остатках товарно-материальных ценностей, об остатках кредиторской задолженности и т. д.;

- информации о налогоплательщике, полученной из внешних источников информации. Например, по транспортному налогу, НДФЛ используется информация, полученная от регистрирующих органов, по НДС - информация о контрагентах и сделках налогоплательщика, полученная из других налоговых инспекций;

- сопоставления показателей налогоплательщика с данными отчетности аналогичных организаций или со средними данными по виду экономической деятельности.

Выявленные в результате экономического анализа не обоснованные налогоплательщиком расхождения в показателях могут служить основанием для доначисления налогов.

На качественном и всестороннем анализе информации, поступившей из внутренних и внешних источников, основан алгоритм отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, определенный Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок [1]. Проводимый при этом анализ финансово-экономических показателей содержит несколько уровней, в том числе анализ:

- динамики исчисленных налогов для выявления налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начисленных налогов;

- динамики сумм уплаченных налогов с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

- показателей бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков с целью выявления значительных отклонений показателей финансово-экономической деятельности по сравнению с показателями прошлых периодов; со средними показателями по виду экономической деятельности, а также с целью выявления противоречий между сведениями, содержащимися в разных документах;

- факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения проверок контрагентов и аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

Концепцией также установлены 12 критериев, по которым налогоплательщик может самостоятельно оценить налоговые риски по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. Восемь из этих показателей имеют количественную оценку (табл. 1), остальные четыре критерия направлены на выявление отдельных аспектов деятельности налогоплательщика, свидетельствующих о вероятности извлечения необоснованной налоговой выгоды. К этим четырем критериям относятся:

- использование налогоплательщиком договоров с контрагентами - перекупщиками или посред-

52

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

Таблица 1

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков

для налогоплательщика, имеющие количественную оценку

Критерий Область налогового риска

Налоговая нагрузка налогоплательщика, определяемая как отношение суммы уплаченных налогов к обороту (выручке) Критерий ниже средней налоговой нагрузки по виду экономической деятельности

Получение убытка Отражение в отчетности убытков в течение двух и более календарных лет

Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога Критерий больше или равен 89 % за 12 мес.

Соотношение темпов роста расходов и доходов от реализации товаров (работ, услуг) Темпы роста расходов выше темпов роста доходов. Наличие различий в показателях налоговой и финансовой отчетности

Соотношение суммы доходов и расходов индивидуального предпринимателя Доля профессиональных вычетов превышает 83 %о в общей сумме доходов

Среднемесячная заработная плата на одного работника Критерий ниже средней заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ

Рентабельность продаж и рентабельность активов по данным бухгалтерского учета налогоплательщика Критерий ниже средне го показателя по виду экономической деятельности на 10 % и более

Для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения: - доля участия других организаций; - средняя численность работников; - остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов; - предельный размер доходов Критерий приближается (менее 5 %) к предельному значению показателей, установленных НК РФ (соответственно 25 %, 100 чел., 100 млн руб.; 60 млн руб.)

никами без наличия разумных экономических причин;

- непредставление налогоплательщиками пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

- неоднократное снятие налогоплательщика с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения;

- ведение финансово-хозяйственной деятельнос-

ти с высоким налоговым риском. Для оценки риска установлен целый ряд признаков, свидетельствующих о высокой степени квалификации контрагентов налогоплательщика как проблемных (фирмы-однодневки), а сделки, совершаемые с такими контрагентами, сомнительными.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по субъекту РФ рекомендовано получать из официальных интернет-сайтов территориальных органов Росстата или управлений ФНС России.

Средние по видам экономической деятельности показатели налоговой нагрузки и рентабельности ежегодно определяет аналитическое управление ФНС России [4]. В настоящее время на сайте ФНС России размещена информация о величинах налоговой нагрузки за 2006-2011 гг. и показатели рентабельности по видам экономической деятельности за 2006-2010 гг. По данным ФНС России, в 2011 гг. средняя налоговая нагрузка по всем видам деятельности составила 9,7 %, наиболее высокая нагрузка наблюдалась в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (36,3 %); самая низкая нагрузка - в оптовой торговле (2,1 %), кроме торговли автотранспортными средствами.

В зависимости от соотношения налоговой нагрузки и рентабельности можно выделить четыре группы видов экономической деятельности:

- первая группа - с налоговой нагрузкой и рентабельностью выше среднего уровня;

- вторая группа - с нагрузкой выше среднего уровня при низкой рентабельности;

- третья группа - с нагрузкой ниже среднего уровня при высокой рентабельности;

- четвертая группа - виды деятельности с налоговой нагрузкой и рентабельностью ниже среднего уровня.

Классификация видов экономической деятельности по уровням налоговой нагрузки и рентабельности продаж по данным 2010 г. приведена в табл. 2. В анализируемом году средняя по видам экономической деятельности налоговая нагрузка составляла 9,4 %, средняя рентабельность продаж - 11,5 %.

Как видно из табл. 2, значительная часть видов экономической деятельности имеют сравнительно низкую рентабельность и невысокую налоговую нагрузку (группа 4). В первую группу вошли виды деятельности, несущие большую налоговую нагрузку и имеющие источник для уплаты налогов.

Таблица 2

Классификация видов экономической деятельности по уровням налоговой нагрузки в 2011 г.

Вид деятельности Налоговая нагрузка Рентабельность продаж

Группа 1: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; связь; транспорт (кроме воздушного и трубопроводного); операции с недвижимым имуществом; производство пищевых продуктов; издательская и полиграфическая деятельность Выше средней (> 9,4 %) Выше средней (>11,1 %)

Группа 2: производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; строительство; гостиничный и ресторанный бизнес Выше средней (>9,4 %) Ниже средней (<11,1 %)

Группа 3: рыболовство и рыбоводство; производство кокса и нефтепродуктов; химическое производство; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий их них; воздушный и трубопроводный транспорт Ниже средней (< 9,4 %) Выше средней (>11,1 %)

Группа 4: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство; текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи, обуви; обработка древесины, производство изделий из дерева; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство неметаллических минеральных продуктов; производство транспортных средств и оборудования; производство и распределение электроэнергии, газа, воды; торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их обслуживание и ремонт; оптовая и розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования Ниже средней (< 9,4 %) Ниже средней (<11,1 %)

Неблагоприятное соотношение показателей у налогоплательщиков, деятельность которых подпадает под вторую группу, - их налоговая нагрузка выше среднего уровня, а рентабельность продаж невысока. В наиболее выигрышном положении находятся налогоплательщики, вид деятельности которых относится к третьей группе: при сравнительно высокой рентабельности у них низкая налоговая нагрузка. Распределение по группам большинства видов деятельности не изменилось по сравнению с их распределением в 2006 г.

Предложенная ФНС России система критериев имеет недостатки. Так, в формуле расчета налоговой нагрузки не определено, следует ли учитывать суммы налога на доходы физических лиц, которые организации уплачивают как налоговые агенты, а не как налогоплательщики. Нет полной ясности и в расчете рентабельности. В приложении 2 к приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ указано, что рентабельность - это отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (работ, услуг) к себестоимость проданных товаров (работ, услуг) или к активам. Приказом не установлено, какой финансовый результат имеется в виду: до или после учета налога на прибыль. Отсутствует обобщающий показатель, не предусмотрено ранжирование критериев по степени важности, что снижает объективность принимаемых решений.

Несмотря на отмеченные неточности, включение в систему экономического анализа показателей самостоятельной оценки рисков позволяет налогоплательщику оценить налоговые риски, уточнить свои налоговые обязательства, максимально уменьшить вероятность того, что законопослушного налогоплательщика затронет выездная налоговая проверка.

В 2012 г. изменилось законодательное регулирование контроля за трансфертным ценообразованием. Федеральным законом № 227-ФЗ от 18.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Федеральный закон № 227-ФЗ) в НК РФ введен новый раздел, устанавливающий общие положения о ценах в сделках между взаимозависимыми лицами [3]. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются лица, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и результаты сделок, совершаемых этими лицами, экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. К ним относятся, например:

- две организации или организация и физиче ское лицо, если доля участия одной организации (физического лица) в другой организации превышает 25 %;

- организации, в которых участвует одно и то же лицо, и его доля участия более 25 %;

54

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ

организации, в которых руководителем является одно и то же лицо; организация и ее директор (руководитель) и т. д. Полный перечень взаимозависимых лиц установлен ст. 1051 НК РФ.

Цены, применяемые в сделках между независимыми лицами, а также доходы (выручка, прибыль) признаются рыночными и учитываются при расчете налогов. Условия сделок между взаимозависимыми лицами в определенных законом случаях (контролируемые сделки) подлежат сравнению с сопоставимыми сделками между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Любые доходы (выручка, прибыль), которые могли бы быть получены в сделках между взаимозависимыми лицами, но не были получены в связи с особыми условиями сделок, учитываются для целей налогообложения. Определение в целях налогообложения «недополученных» доходов (выручки, прибыли) одного из взаимозависимых лиц и соответствующая корректировка налоговой базы производится уполномоченным налоговым органом с применением методов, установленных гл. 143 НК РФ. Налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и налога.

Следует отменить, что рассматриваемые правила касаются лишь тех налогоплательщиков, которые осуществляют контролируемые сделки. Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 10514 НК РФ. Основные виды сделок и условия признания их контролируемыми приведены в табл. 3.

Сумма доходов по сделкам определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, при сравнении условий анализируемых и сопоставимых сделок налоговые органы используют следующие методы или их комбинации:

- метод сопоставимых рыночных цен;

- метод цены последующей реализации;

- затратный метод;

- метод сопоставимой рентабельности;

- метод распределения прибыли.

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения при расчете налогов соответствия цен, примененных в сделках, ры-

Таблица 3

Виды сделок и условия признания сделок контролируемыми

Виды контролируемых сделок Сумма дохода по сделке между взаимозависимыми лицами за календарный год

Сделки, приравниваемые к сделкам между взаимозависимыми лицами: - сделки по реализации с участием третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми, если третьи лица выполняют лишь функцию организации реализации (перепродажи) продукции между взаимозависимыми лицами, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) продукции; - сделки в области внешней торговли мировыми биржевыми товарами из следующих товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни; - сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в оффшорной зоне Не ограничена Превышает 60 млн руб. Превышает 60 млн руб.

Сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории России За 2012 г. превышает 3 млрд руб.; за 2013 г. - 2 млрд руб.; за 2014 г. - 1 млрд руб.

Сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории России, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: - одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке в процентах; - одна из сторон сделки применяет специальный налоговый режим (единый сельскохозяйственный налог или единый налог на вмененный доход); - одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или применяет ставку налога 0 %; - одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны Превышает 60 млн руб. Превышает 100 млн руб. Превышает 60 млн руб. Превышает 60 млн руб.

ночным ценам. Применение методов, указанных в пп. 2-5, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии примененных цен рыночным ценам для целей налогообложения.

Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки с идентичными (при их отсутствии - однородными) товарами (работами, услугами), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

Сопоставимыми признаются сделки, совершаемые налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях. Для определения сопоставимости сделок законодатели предлагают осуществлять анализ следующих характеристик анализируемой и сопоставляемой сделки: предмет сделки, функции сторон сделки, условия договоров, экономические условия деятельности сторон сделки, их рыночные стратегии. В ст. 1056 НК РФ предлагается проводить сопоставление более чем 30 показателей. Маловероятно, что такое множество неранжированных показателей позволит принимать однозначные обоснованные решения, что чрезвычайно важно в процедуре налогового контроля.

Область применения и содержание каждого метода установлены ст. 1059-10513 НК РФ. Для применения указанных методов законодатель предлагает осуществлять расчет интервала рентабельности, при этом может использоваться любой показатель рентабельности: валовая рентабельность, рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность активов и др. При определении интервала рентабельности используются значения рентабельности, определяемые по результатам не менее четырех сопоставимых сделок, совершенных налогоплательщиком, при условии, что указанные сделки совершены с лицами, не являющимися взаимозависимыми с налогоплательщиком, либо на основании данных бухгалтерской отчетности не менее четырех сопоставимых организаций.

Рассмотрим порядок определения финансовых показателей для целей налогообложения в сделке между взаимозависимыми лицами на условном примере. Предположим, что налогоплательщик со-

вершил ряд сопоставимых сделок. Рентабельность сделки с взаимозависимым лицом составила 5 %, рентабельность сделок с лицами, не являющимися взаимозависимыми, составила соответственно: 7, 10, 10, 12 и 15 %. Совокупность значений рентабельности, упорядочивается по возрастанию. При этом каждому значению рентабельности, начиная с минимального значения, присваивается порядковый номер, соответственно, 1, 2, 3, 4 и 5. В случае если выборка содержит два и более одинаковых значения рентабельности, в выборку включаются все такие значения. При определении интервала рентабельности не учитывается рентабельность анализируемой сделки.

Минимальное значение интервала рентабельности определяется в следующем порядке: рассчитывается частное от деления на 4 числа значений рентабельности в выборке. В рассматриваемом примере получаем 5 : 4 = 1,25.

Поскольку частное от деления не является целым числом, минимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу. В указанном примере минимальным значением признается рентабельность с порядковым номером 2, равная 10 %.

Для определения максимального значения рентабельности число значений рентабельности в выборке умножается на 0,75 (5 • 0,75 = 3,75). Так как полученное произведение не является целым числом, максимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу. В примере максимальным значением признается рентабельность с порядковым номером 4, равная 12 %.

Если выборка содержит число значений рентабельности, кратное 4, то минимальное и максимальное значение рентабельности определяется как среднее арифметическое значения рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный целому числу, и значения рентабельности, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в выборке. Например, рентабельность сделок с лицами, не являющимися взаимозависимыми, составила соответственно: 7, 10, 12 и 15 %. Порядковый номер, соответственно, 1, 2, 3 и 4. Частное от деления числа значений рентабельности равно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

4 / 4 = 1. Минимальное значение рентабельности будет равно среднему арифметическому значений рентабельности с порядковым номером 1 и 2, а именно: (7 + 10) / 2 = 8,5 %. Произведение числа значений рентабельности на 0,75 равно: 4 • 0,75 = 3. Максимальное значение рентабельности составит (12 + 15) / 2 = 13,5 %.

При использовании метода сопоставимых цен в аналогичном порядке определяется интервал рыночных цен.

При расчете интервала рентабельности используется информация, имеющаяся по состоянию на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка, либо данные бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующие календарному году, в котором была совершена анализируемая сделка.

Интервал рыночных цен определяется на основе имеющейся информации о ценах, примененных в течение анализируемого периода, или информации на ближайшую дату до совершения контролируемой сделки.

В случае если цена, примененная в анализируемой сделке, находится в пределах интервала рыночных цен, для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует рыночной цене. Если цена меньше минимального значения интервала рыночных цен, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению интервала рыночных цен. Если цена превышает максимальное значение интервала рыночных цен, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению интервала рыночных цен. В аналогичном порядке определяется рентабельность анализируемой сделки при использовании метода цены последующей реализации и затратного метода.

Так, в рассмотренном примере рентабельность сделки с взаимозависимым лицом, равная

5 %, меньше минимального значения интервала рентабельности, поэтому для определения дохода

(выручки, прибыли) для целей налогообложения следует применить рентабельность 10 % в первом и 8,5 % во втором случае.

При любом методе определения налоговой базы минимальное или максимальное значение интервала рыночных цен применяется для целей налогообложения при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

Таким образом, в связи с введением в действие Федерального закона № 227-ФЗ как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков возникает необходимость проведения аналитической работы по следующим направлениям:

- установление наличия или отсутствия признаков взаимозависимости между участниками сделки;

- анализ на предмет признания сделки контролируемой, при этом налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы о совершенных им в календарном году контролируемых сделках;

- анализ по контролируемой сделке коммерческих и финансовых условий анализируемой и сопоставимой сделки;

- выбор метода определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) исходя из оценки доступности информации, необходимой для корректировки цены контролируемой сделки.

Список литературы

1. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467, приложение 1.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения: Федеральный закон от 18. 07. 2011 № 227-ФЗ.

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы - http://www. па^. ги.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.