Научная статья на тему 'Об албанском городе Айниана = Йунан (по материалам письменных источников и новейших археологических исследований)'

Об албанском городе Айниана = Йунан (по материалам письменных источников и новейших археологических исследований) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛБАНИЯ / АЙНИАНА / ЙУНАН / АРХЕОЛОГИЯ / ALBANIA / AYNIANA / YUNAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меликов Рауф Сейфуллаевич, Алиев Таваккюль Расулович

По сообщению Страбона, в албанской области Утия фессалийцы основали укреплённый город Айниана (Αινιάνα). Однако, возможно, город был построен албанским племенем hani или hanhani. Территория под названием Hani упоминается в «Армянской географии» VII в. в составе албанской области Пайтакаран. По мнению исследователей, город Айниана соответствует средневековому городу Йунан, о котором сообщают арабские источники середины VIII первой половины XIII в. Йунан ассоциируется с городищем Галатепе, раскопки которого начаты в 2008 г., расположенным рядом с деревней Салманбейли (Агджабединский р-н Республики Азербайджан). Верхний культурный относится к IX-XII вв. Обнаружены остатки помещений с очагом, керамика, фрагменты металлических и стеклянных предметов, украшения из горного хрусталя и бронзы, средневековая монета. Нижний культурный слой относится к античному периоду и раннему средневековью. Найдены двойная крепостная стена и сторожевая башня, большая комната квадратной формы, часть улицы, а также остатки других построек. При раскопках некрополя обнаружены кувшинные погребения. Найдены железный меч, керамика, бронзовые украшения, агатовые и пастовые бусы, стеклянный бальзамарий, а также бронзовая монета. Таким образом, город Айниана-Йунан просуществовал с начала III в. до н. э. до первой половины XIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALBANIAN CITY OF AYNIANA = YUNAN (based on narrative sources and recent archaeological study)

According to Strabo, Albanian province Vitiya (Utiya) had a fortress Ainiana (Άινιάνα) which was build by the Thessalians. However, it was probably build by the Albanian tribe Hani or Hanhani. Scholars think that Ainiana is associated with medieval Yunan mentioned by Arabian authors. Arabian sources mention Yunan from the mid 8th to the early 13th century. Qalatepe Hill is situated 4 km to the northwest of Salmanbeyli village (Agdzhabedi district, Azerbaijan Republic) and is associated with data of Arabian authors about Yunan. The top cultural layer dating back to the 9th 12th centuries revealed traces of a room with the hearth, samples of pottery, fragments of metal and glass artifacts, rock crystal and bronze adornments, and rock crystal and bronze a medieval coin. The bottom cultural layer dating back to the antique and early medieval periods revealed double fortified wall, a watchtower, a large square room, a part of the street, and a few ruins of other constructions. Mud bricks from the fortification wall are rather large. Burnt bricks were also found there. Red paint vessels prevail among pottery. Necropolis excavation gave pitcher burials containing an iron sword, ceramics, bronze adornments, agate and paste beads, glass balsamary, and a bronze coin. Thus, written sources and archeological material make it possible to say that the town of Ayniana-Yunan existed from the early 3rd c. BC till the early 13th c. AD.

Текст научной работы на тему «Об албанском городе Айниана = Йунан (по материалам письменных источников и новейших археологических исследований)»

Кавказ

© 2011

Р. С. Меликов, Т. Р. Алиев

ОБ АЛБАНСКОМ ГОРОДЕ АЙНИАНА = ЙУНАН (по материалам письменных источников и новейших археологических

исследований)

По сообщению Страбона, в албанской области Утия фессалийцы основали укреплённый город Айниана (Aiviava). Однако, возможно, город был построен албанским племенем hani или hanhani. Территория под названием Hani упоминается в «Армянской географии» VII в. в составе албанской области Пайтакаран. По мнению исследователей, город Айниана соответствует средневековому городу Йунан, о котором сообщают арабские источники середины VIII — первой половины XIII в. Йунан ассоциируется с городищем Галатепе, раскопки которого начаты в 2008 г., расположенным рядом с деревней Салман-бейли (Агджабединский р-н Республики Азербайджан).

Верхний культурный относится к IX-XII вв. Обнаружены остатки помещений с очагом, керамика, фрагменты металлических и стеклянных предметов, украшения из горного хрусталя и бронзы, средневековая монета. Нижний культурный слой относится к античному периоду и раннему средневековью. Найдены двойная крепостная стена и сторожевая башня, большая комната квадратной формы, часть улицы, а также остатки других построек. При раскопках некрополя обнаружены кувшинные погребения. Найдены железный меч, керамика, бронзовые украшения, агатовые и пастовые бусы, стеклянный бальзама-рий, а также бронзовая монета. Таким образом, город Айниана-Йунан просуществовал с начала III в. до н.э. до первой половины XIII в.

Ключевые слова: Албания, Айниана, Йунан, археология.

Как известно, одной из важнейших областей Албании была Утия (гр. Omxia), расположенная на правобережье Куры. В античный период, по данным Страбона, в области Вития (Утия), наряду с витиями (утиями) и анариаками, обитали также племена айнианов (энианов) (Strab. XI. 7. 1; XI. 14. 14). Страбон сохранил о них следующие сведения: «Передают также, что некоторая часть айнианов поселилась в Витии, другая же — над армянами за горами Абом и Нибаром» (Strab. XI. 14. 14). Н. Адонц полагал, что айнианы сначала жили южнее Аракса, потом —

Меликов Рауф Сейфуллаевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела «Древняя история Азербайджана» Института истории Национальной Академии наук Азербайджана. E-mail: [email protected]

Алиев Таваккюль Расулович — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором «Полевые исследования» Института археологии и этнографии Национальной Академии наук Азербайджана. E-mail: [email protected]

севернее него, а затем переселились к реке Куре1, откуда часть их двинулась на запад2.

По сообщению Страбона, «айнианы ... построили в области витиев укреплённый город, который называется Айнианой [или Энианой (гр. Arnava) — Р.М., Т.А.]; здесь показывают греческое [разрядка наша — Р.М., Т.А.] оружие, медные сосуды и могилы» (Strab. XI. 7. 1).

Созвучие названия албанского племени айнианов наименованию фессалий-ского племени энианов в Греции, а также существование в Фессалии области, название которой по звучанию близко к наименованию албанской области Утия, заставили Страбона или его источники приписать строительство вышеуказанного города фессалийцам.

Н. Адонц, на основании сохранившейся в источниках формы Hani3, считал, что город Айниана был построен албанским племенем hani4 К. В. Тревер5, а вслед за ней и Р. С. Меликов6, также полагают, что это племя называлось hani (или — hanhani). Территория обитания этого племени под названием Hani упоминается в «Армянской географии VII века» в составе албанской области Пайтакаран7, Однако, очевидно, что в более раннее время область Hani (Hanhani) находилась в составе Утии. Можно предположить, что границы между албанскими областями Утия и Каспиана (Пайтакаран) в течение времени менялись, что объясняет, почему айнианы, в античный период упоминавшиеся в области Утия, в средневековье оказались на территории области Пайтакаран.

Важным представляется тот факт, что по сведениям информаторов Страбона, город Айниана был укреплён стенами. Что же касается «греческого» оружия, производимого в городе, то, вовсе не отрицая таковую возможность, да и само пребывание здесь греков (о чём, возможно, говорит и его средневековое название Йу-нан — дословно: «греческий»), исследователи, тем не менее, полагают, что слово «греческое» у Страбона объясняется ошибкой. Однако, несомненно, этот город был знаменит своими мастерами, изготовлявшими качественное оружие и медную посуду, вероятно, предназначенные для продажи. Ясно и то, что около города были какие-то гробницы, привлекавшие внимание чужеземцев8.

1 Адонц 1908, 420.

2 Адонц 1908, 230.

3 У Моисея Хоренского название города Ани сохранилось в форме Hani (Moses Chorenazi II. 48).

4 Адонц 1908, 56-57.

5 Тревер 1959, 143.

6 Меликов 2003, 125.

7 Область Каспиана античных источников, Каспк/Казбк — армянских источников, Пайтакаран/ Баласакан (армянских авторов и албанского историка Моисея Каланкатуйского), Баласакан/Бай-лакан (персидских и арабских источников) была расположена в юго-восточной части Северного Азербайджана на правобережье Куры. Область Пайтакаран частично охватывала Мильскую и Му-ганскую степи вплоть до Каспийского моря на востоке (Мамедова 1986, 97-98). Область Каспиана (Пайтакаран) в различные исторические периоды включалась то в состав Атропатены, то в состав Кавказской Албании. Со второй половины IV в.н.э. Пайтакаран (Байлакан, Баласакан) стабильно стал албанской областью (Мамедова 1986, 98; Мамедова 2005, 256), которая на северо-западе граничила с областью Утия.

8 Меликов 2003, 125.

Рис. 1. Общий вид холма Галатепе

Рис. 3. Остатки средневековых построек

Рис. 5. Фрагменты средневековой глазурованной керамики

Сразу же после сообщения о городе Айниана Страбон ссылается на Патрокла (Strab. XI. 7. 1). Патрокл был селевкидским военачальником, под руководством которого была осуществлена первая экспедиция по обследованию Каспийского моря (283-282 гг. до н.э.). К сожалению, труд Патрокла до нас не дошёл9. Как известно, отчёт Патрокла был одним из основных источников Страбона по Албании. Если данные Страбона об Айниане действительно восходят к Патроклу, то следует полагать, что этот албанский город существовал уже в начале III в. до н.э., а, возможно, и в IV в. до н.э.

По данным письменных источников, в античное время на территории Албании функционировал международный водно-сухопутный путь из Китая и Индии по Амударье, через Каспийское море, вверх по Куре и далее по Фасису к Чёрному морю. Самым крупным центром посреднической торговли на этом пути был древний Мингечаур. Вдоль этого пути находились и такие крупные города, как Партав (Барда) и Пайтакаран (Байлакан), а также многочисленные мелкие населённые пункты. Одним из городов на этом пути мог быть и город Айниана (Hani или Hanhani).

О наличии торговых сношений албан с эллинистическим миром и Востоком в первую очередь свидетельствуют нумизматические данные. Большое количество монетных кладов на территории исторической Албании обнаружено именно в районе городов Барда-Бейлаган. Около Барды был найден клад македонских и селевкидских тетрадрахм II в. до н.э.10 В Барде11, а также в Оренгала (Бейлаган-ский район Азербайджанской Республики)12 были обнаружены и римские монеты I в. до н.э. — II в.н.э. (как республиканские, так и имперские). В Барде были выявлены также аршакидские монеты того же периода13. Эти находки свидетельствуют о том, что одно из ответвлений Великого Шёлкового пути проходило через указанный район.

По мнению большинства исследователей, албанский город Айниана соответствует средневековому городу Йунан (араб. ¿j ^ j), о котором сообщают арабские авторы Куфи (конец IX — начало X в.), Истахри (первая половина Х в.), Ибн Ха-укаль (вторая половина X в.), Мукаддаси (вторая половина X в.) и Йакут (начало XIII в.).

Первым из арабских авторов город Йунан упоминает Куфи в своём труде «Ки-таб ал-футух» («Книга завоеваний»). Куфи сообщает о Йунане в связи с событиями середины VIII в., а именно — в связи с антиарабским восстанием Мусафира в Байлакане (748-752 гг.). Судя по данным Куфи, Йунан располагался в районе между Байлаканом и Бардой (Ал-Куфи. Книга завоеваний, VIII).

Интересным является сообщение арабского автора Х в. Абу Дулафа, которое даёт представление о степени населённости области Баласакан (Пайтакаран)

9 Однако отчётом Патрокла во время кавказского похода пользовался римский полководец Пом-пей. Данные Патрокла легли в основу трудов Эратосфена и Аристобула (Strab. XI, 7, 3). Агриппа (Plin. VI., 13. 36-38), Марин Тирский и Птолемей при составлении своих карт руководствовались сведениями из путевого отчёта Патрокла. Страбон (Strab. XI. 7. 3) и Плиний (Plin. VI. 17) также неоднократно ссылаются на Патрокла.

10 Пахомов 1938, 9, рис. 313, 314.

11 Пахомов 1938, 1.

12 Iqrar Oliyev 1998, 355-359.

13 Голенко, Раджабли 1975, 71-93.

в более ранний исторический период. Абу Дулаф пишет: «Река ар-Расс14 выходит в Баласаджанскую степь15, которая простирается [по широте? — Р.М., Т.А.] до берега моря, а по долготе — от Барзанда16 до Барда'а17. В этой же степи — Варсан18 и ал-Байлакан19. В этой степи находится пять тысяч или более заброшенных селений, хотя стены и постройки, уцелевшие от разрушения благодаря хорошей и здоровой почве, продолжают стоять. Говорят, что те селения принадлежали властителям ар-Расса, которых упоминает Аллах всевышний в Коране [Коран, XXV, 40 (38); Ь, 12]20. Говорят, что они — воинство Джалута21, которое погубили Да'уд22 и Сулайман23, — мир им — когда они отказались платить харадж»24 (Абу Дулаф. Вторая записка).

Истахри в своём труде «Китаб масалик ал-мамалик» («Книга путей государств») сообщает, что Иунан находился в 7 фарсахах25 от Байлакана и в 7 фар-сахах от Барды. Эти же сведения повторяет Ибн Хаукаль в произведении «Ки-таб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и государств»). Мукаддаси в своей работе «Ахсан ат-такасим фи ма'рифат ал-акалим» («Наилучшее распределение для познания стран») отмечает, что расстояние между Иунаном и Бардой, а также Иунаном и Байлаканом составляет 1 переход. Йакут в произведении «Му'джам ал-булдан» («Алфавитный перечень стран»), составленном накануне завоевания Азербайджана монголами, также сообщает, что Иунан находился в 7 фарсахах от Байлакана и в 7 фарсахах от Барды (Йакут VIII. 508).

Некоторые исследователи, вслед за переводчиком арабских авторов М. де Гуе, ошибочно связывали средневековый город Иунан с упоминаемым у Ибн Хордад-беха городом Дарман (вариант: Кубан) и отмеченным у Кудамы городом Кумам. Однако указанный город не может соответствовать городу Иунан по своему местоположению: в то время как Иунан находился в 7 фарсахах от Барды и Байлакана, город Дарман или Кумам находился в 3 фарсахах от города Варсан и в 9 фарсахах от Байлакана (Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. 62;26 Кудама. Китаб ал-харадж ва сан'ат ал-китаба. 11).

14 ар-Расс — река Аракс, на азербайджанском языке — Аж.

15 Т.е., Баласаканская (Байлаканская) степь.

16 Барзанд — город, находившийся в 14 фарсахах от Ардебиля в сторону Куры, на месте нынешнего селения в Южном Азербайджане в бассейне р. Болгарчай.

17 Барда'а — в X в. крупнейший город Южного Кавказа, находился недалеко от впадения р. Тертер в Куру, близ современного города Барда (Азербайджанская Республика).

18 Варсан — средневековый город, находившийся примерно в 45 км к югу от места слияния Аракса с Курой на южном берегу Аракса.

19 Ал-Байлакан — в X в. значительный город, в первой половине XIII в. был разрушен монголами. Его развалины, носящие название Оренгала, были обнаружены и обследованы в 1956 г. археологической экспедицией Института истории АН Азербайджана и Института истории материальной культуры АН СССР

20 Хотя «обитатели ар-Расса», упоминаемые в Коране, не имеют никакого отношения к территории Албании, Абу Дулаф, судя по географической номенклатуре, описывает область, расположенную именно на её территории.

21 Библейский Голиаф.

22 Библейский царь Давид.

23 Библейский царь Соломон.

24 Харадж — поземельный налог.

25 Фарсах — мера длины, приблизительно 6-7 км.

26 См. также Vэlixanll 1974, 297, прим. 8.

До сих пор исследователи по-разному локализовали город Айниана = Иу-нан. Так, Н. Адонц связывал город Айниана с албанской областью Пайтакаран27. А. К. Алекперов после разведывательных раскопок в Агджабединском районе высказал предположение о существовании под холмом Галатепе раннеантичного поселения28. И. М. Джафарзаде полагал, что городище Оренгала не имеет отношения к Байлакану, а является руинами города Иунан29. Е. А. Пахомов и А. А. Иессен считали, что Оренгала соответствует Байлакану, а Иунан должен был находиться к северу от него30. З. И. Ямпольский, на основе данных Страбона и сведений арабских авторов, опубликовал статью о городе Иунан, в которой пришёл к выводу о местоположении города в пределах Арана31. С. Т. Еремян город Айниана = Иунан локализовал около современного города Агдам32. В 1974 г. Ф. Л. Османов заложил разведочный шурф на Галатепе и обнаружил следы гончарной печи, а также образцы раннесредневековой керамики. По мнению Ф. Л. Османова, жизнь на этом памятнике продолжалась с периода энеолита до средневековья33. Г. М. Ахмедов предположил, что руины города Айниана = Иунан, вероятнее всего, соответствуют памятнику Галатепе34. З. М. Буниятов и Н. Велиханлы, осуществившие переводы трудов различных арабских авторов, полагали, что Иунан был расположен на полпути между Бардой и Бейлаганом. И. Г. Алиев отмечал, что город Ай-ниана в античное время находился в составе албанской области Утия, а в раннем средневековье — в албанской области Пайтакаран35. Большую путаницу в решение этого вопроса внёс Г. А. Гейбуллаев, который полагал, что область Ути и соответственно город Эниана (Айниана) находились в составе Атропатены, а город Иунан арабских авторов был расположен то ли между Баку и Сальяном, то ли в зоне Барды36. Р. С. Меликов локализовал город Айниана = Иунан около современного города Агдам37.

Точной локализации города Иунан могут способствовать новейшие археологические исследования на территории Азербайджана, в частности раскопки памятника Галатепе. Холм Галатепе расположен на расстоянии приблизительно в 45 км от Барды и в 35 км от городища Оренгала (Байлакан). Таким образом, местоположение городища Галатепе соответствует сведениям арабских авторов, согласно которым город Иунан находился на расстоянии 42-49 км от Барды и Байлакана.

Галатепе находится в 4 км к северо-западу от деревни Салманбейли Агджабе-динского района Азербайджанской Республики, на естественной возвышенности у пересечения реки Гаргарчай и древнего канала Гявурарх. Хотя местные жители именуют этот холм Галатепе (на азерб. ОаМэрэ — «Крепостной холм»), остатков крепостных стен на его поверхности не имелось. Поблизости от Галатепе находятся знаменитые Учтепинские курганы и многослойное поселение Янтепе.

27 Адонц 1908, 56-57.

28 Османов 2006, 110.

29 Джафарзаде 1954, 109-135.

30 Ямпольский 1959, 366.

31 Ямпольский 1959, 369.

32 Еремян 1967, 51.

33 Османов 2006, 109-112.

34 ЭЬтэаоу 1979, 15.

35 Алиев 1989, 20-21.

36 Гейбуллаев 1991, 366-368.

37 Меликов 2003, 125.

В июле 2008 г. Мильско-Гарабахская археологическая экспедиция под руководством Т. Р. Алиева начала полномасштабные раскопки на памятнике Галатепе. В течение полевых сезонов 2008 и 2009 года территория площадью 200 м2 была раскопана до глубины в 6 м38.

При исследовании верхнего культурного слоя (мощностью 0,7 м) городища Галатепе было установлено, что он датируется К^П вв. Глиняный пол вскрытой в этом слое комнаты площадью 6^4 м имел толщину 0,2 м и был тщательно оштукатурен алебастром. У одной из её стен был обнаружен очаг, сложенный из обожжённого кирпича размером 22*22*4,5 см. В этом слое были выявлены образцы глазурованной и неглазурованной керамики (кувшины, блюда и т.п.), а также фрагменты металлических и стеклянных предметов. Среди образцов керамики своим изяществом выделяются хорошо обожжённые сосуды, изготовленные из глины смешанной с песком. На верхнюю часть тулова этих сосудов различными способами нанесены сложные узоры. На венчике некоторых сосудов имеется слив. На глазурованных блюдах и чашах имеется геометрический и растительный орнамент. Привлекает внимание изображение сидящей на ветке птицы. В целом образцы керамики верхнего слоя городища Галатепе имеют близкую аналогию с материалами из городища Оренгала (Байлакан). В этом слое обнаружены также украшения (бусы, серьги и т.п.) из горного хрусталя и бронзы. Среди случайных находок — средневековая монета.

Нижний культурный слой городища Галатепе, начинающийся на глубине 0,7 м и раскопанный до глубины 6 м, относится к античному периоду и раннему средневековью. В этом слое обнаружены двойная крепостная стена и сторожевая башня, раскопаны большая комната квадратной формы (7,5*7,5 м), часть улицы шириной в 1,5 м и длиной около 13 м, а также остатки других построек. Толщина внутренней крепостной стены около 1,5 м, а внешней — около 1 м, высота стен — 5,5 м. Пространство между внешней и внутренней крепостной стеной (около 0,6 м) заполнено землёй. Размеры сырцовых кирпичей, из которых возведена крепостная стена, довольно крупные: 58*46-47*16-19 см. До сих пор сырцовые кирпичи таких крупных размеров не прослеживались в археологических материалах, выявленных на территории Кавказской Албании. В слое, относящемся к античному времени, часто встречается и обожжённый кирпич размером 29*29*7-9 см. В этом слое преобладают образцы керамики с узорами, нанесёнными красной краской. Изредка встречаются каменные орудия труда и остатки металлических предметов.

В 100-150 м на восток от городища Галатепе расположен некрополь, площадью в 4 га. На некрополе был заложен разведочный шурф, размером 8*3 м. Здесь обнаружено 4 кувшинных погребения. Погребальные кувшины были установлены в горизонтальном положении, что характерно и для других памятников албанского времени. Ориентация скелетов в погребениях различна, но все костяки уложены в скорченном положении на левом боку. Вокруг погребального кувшина были расставлены изящные керамические сосуды различных форм и размеров с геометрическим орнаментом, нанесённым красной краской. Внутри каждого погребального кувшина рядом с костяком был положен один маленький кувшинчик.

38 eiiyev, Babayev 2008, 78-83; eiiyev, Babayev, Hüseynova, eiiyev 2009, 187-192.

Рис. 6. Кувшинное погребение 2

Рис. 7. Краснофигурный сосуд. Рис. Краснофигурный сосуд

римская латунная монета.

Рис. 10. Бронзовый черпак (половник)

Среди погребального инвентаря обнаружены железный меч, многочисленные бронзовые украшения (подвески в виде фигурок птиц и оленей, броши, булавки, колокольчики, серьги, кольца), а также агатовые и пастовые бусы. Интересно, что над одним из погребальных кувшинов было вскрыто грунтовое погребение, в котором покойник был положен на спину с ориентацией головы на юг.

Наряду с керамикой, особый интерес вызывает изготовленный способом дутья изящный стеклянный бальзамарий. Бальзамарий, имеющий полусферическую форму и узкое высокое горло, покрыт эмалью. С начала I в. н.э. производство таких сосудов фиксируется почти во всех провинциях Римской империи39. Хотя в письменных источниках не сохранилось данных о производстве стекла в Кавказской Албании, во время археологических исследований в Кабале, Шемахе, Торпагга-ла и других поселениях обнаружены образцы стеклянных сосудов. По мнению Дж. Халилова, стеклянные сосуды такого типа, найденные на албанских памятниках и относящиеся к первым векам нашей эры, были завезены в Албанию из стран Ближнего Востока, в основном из Сирии, а уже с III в. албанские мастера овладели способом изготовления таких сосудов. Однако А. Нуриев, основываясь на существовании на территории Кавказской Албании источников сырья, необходимого для изготовления стекла, полагает, что Албания была одним из регионов Востока, в котором было налажено раннее производство стеклянных сосудов40.

Рядом с бальзамарием была обнаружена римская латунная монета весом в 20,3 г. Пробитое в ней отверстие указывает на то, что она использовалась в качестве украшения. На аверсе монеты прослеживаются следы выбитой латинской надписи и изображения головы в шлеме. На реверсе монеты также сохранились следы изображения и надписи. Однако в результате долговременного использования в качестве украшения обе стороны монеты сильно стёрты и надписи не прочитываются. Следует отметить, что изображения правителей и членов их семьи на римских монетах появляются после смерти Юлия Цезаря. В период правления Октавиана Августа, наряду с другими монетами, был пущен в обращение и латунный сестерций. Вес сестерция составлял одну унцию (29,86 г)41. Вероятно, первоначальный вес найденной в некрополе Галатепе римской монеты составлял именно одну унцию.

Обнаруженные в кувшинном погребении в некрополе Галатепе две бронзовые булавки имеют аналогии с материалами других памятников Азербайджана (Мингечаур, Кабала, Шемаха и др.) и соседних регионов, а также с античными памятниками Северного Причерноморья. Дж. Халилов полагает, что подобные булавки были завезены в Албанию в результате торговых связей с Римом и его провинциями42.

Таким образом, данные Страбона, восходящие к Патроклу, а также археологический материал, выявленный в городище и некрополе Галатепе, свидетельствуют, что албанский город Айниана существовал ещё в начале III в. до н.э. Возможно, этот город был основан албанским племенем hani (hanhani) и соответственно назывался Hani (Hanhani). В I в. до н.э. — II в.н.э. в городе были развиты зодче-

39 Крутикова 1984, 75-79.

40 Нуриев 2009, 429.

41 Крутикова 1984, 79.

42 Халилов 1984, 144.

Рис. 31 Навершие бронзовой заколки Рис 12. Глазурованный бальзамарий (булавки).

Рис. 13. Бусы из пасты и полудрагоценных камней

ство и ремесло, налажены торговые и культурные связи с соседними регионами, а также с провинциями Римской империи. В период начавшихся в III в. н.э. продолжительных сасанидско-римских (впоследствии — сасанидско-византийских), а затем сасанидско-арабских и арабско-хазарских войн многочисленные населённые пункты Мильско-Карабахской степи, ставшие ареной этих войн, в том числе и город Айниана (Hani или Hanhani), были разрушены и пришли в упадок. В IX-X вв. жизнь в городе Йунан вновь оживилась, однако после разорительных монгольских нашествий в первой половине XIII в. город был полностью заброшен.

ЛИТЕРАТУРА

Адонц Н. 1908: Армения в эпоху Юстиниана. СПб.

Алиев И. Г. 1989: Нагорный Карабах. История. Факты. События. Баку.

Гейбуллаев Г. А. 1991: К этногенезу азербайджанцев. Т. 1. Баку.

Голенко К. В., Раджабли А.М. 1975: Али-Байрамлинский клад и некоторые вопросы обращения парфянских монет в Закавказье // ВДИ. 2, 71-93.

Джафарзаде И. М. 1954: Археологические раскопки городища Орен-Кала в 1951 г. // ТРИИФ. IV, 109-135.

Еремян С. Т. 1967: Страна «Махелония» надписи Кааба-и Зардушт // ВДИ. 4, 47-59.

dliyev (red.) 1998: Azarbaycan tarixi (yeddi cildda).Baki.

Qhmadov Q.M. 1979: Orta asr Beylaqan §ahari. Baki.

dliyev T., Babayev F. 2008: Mil-Qarabag bolgasinda Qafqaz Albaniyasinin daha bir §ahari a§kar olundu // Azarbaycanda arxeoloji tadqiqatlar / М. N. Rahimova (red.). Baki, 78-83.

dliyev T.R., Babayev F.I., Hüseynova T. T., dliyev V. T. 2009: Qalatepe §ahar yeri va nekropolunda arxeoloji tadqiqatlar // Azarbaycanda arxeoloji tadqiqatlar / М. N. Rahimova (red.). Baki, 187-192.

Кругликова И. Т. 1984: Античная археология. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мамедова Ф. Дж. 2005: Кавказская Албания и албаны. Баку.

Мамедова Ф. Дж. 1986: Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку.

Меликов Р. С. 2003: Этническая картина Азербайджана в период ахеменидского владычества (VI-IV вв. до н.э.). Баку.

Нуриев А. Б. 2009: Ремесло Кавказской Албании. Баку.

Османов Ф. Л. 2006: История и культура Кавказской Албании IV в. до н.э. — III в. н.э. (на основании археологических материалов). Баку.

Пахомов Е. А. 1938: Клады Азербайджана и других республик и краёв Кавказа. Вып. II. Баку.

Тревер К. В. 1959: Очерки по истории и культуре Кавказской Албании (IV в. до н.э. — VII в.н.э.). М.; Л.

Халилов Дж. А. 1984: Материальная культура Кавказской Албании. Баку.

Ямпольский З. И. 1959: К изучению древнеазербайджанского города Юнана // МИА СССР. 67, 366-369.

THE ALBANIAN CITY OF AYNIANA = YUNAN (based on narrative sources and recent archaeological study)

R. S. Melikov, T. R. Alieva

According to Strabo, Albanian province Vitiya (Utiya) had a fortress Ainiana (Aiviava) which was build by the Thessalians. However, it was probably build by the Albanian tribe Hani or Hanhani. Scholars think that Ainiana is associated with medieval Yunan mentioned by Arabian authors. Arabian sources mention Yunan from the mid 8th to the early 13 th century.

Qalatepe Hill is situated 4 km to the northwest of Salmanbeyli village (Agdzhabedi district, Azerbaijan Republic) and is associated with data of Arabian authors about Yunan. The top cultural layer dating back to the 9th — 12th centuries revealed traces of a room with the hearth, samples of pottery, fragments of metal and glass artifacts, rock crystal and bronze adornments, and rock crystal and bronze a medieval coin. The bottom cultural layer dating back to the antique and early medieval periods revealed double fortified wall, a watchtower, a large square room, a part of the street, and a few ruins of other constructions. Mud bricks from the fortification wall are rather large. Burnt bricks were also found there. Red paint vessels prevail among pottery.

Necropolis excavation gave pitcher burials containing an iron sword, ceramics, bronze adornments, agate and paste beads, glass balsamary, and a bronze coin. Thus, written sources and archeological material make it possible to say that the town of Ayniana-Yunan existed from the early 3rd c. BC till the early 13th c. AD.

Key words: Albania, Ayniana, Yunan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.