Научная статья на тему 'Города, хозяйство и торговля раннесредневековой Армении, Албании и Картли. Часть 1'

Города, хозяйство и торговля раннесредневековой Армении, Албании и Картли. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
443
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ VII ВЕКА (АШХАРАЦУЙЦ)" / "ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК" / АРАБСКИЕ И ПЕРСИДСКИЕ ГЕОГРАФЫ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ IX-X ВВ. / АРМЯНСКОЕ / АЛБАНСКОЕ И КАРТЛИЙСКОЕ КНЯЖЕСТВА VII ВЕКА / ГОРОДА И ХОЗЯЙСТВО РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ И СТРАН ЮЖНОГО КАВКАЗА / "THE ARMENIAN GEOGRAPHY OF THE 7TH CENTURY (ASXARHAC'OYC')" / "THE HISTORY OF THE CAUCASIAN ALBANIANS" / ARAB AND PERSIAN GEOGRAPHERS AND TRAVELLERS / THE 7TH-CENTURY ARMENIAN / ALBANIAN AND KARTLI PRINCIPALITIES / TOWNS / ECONOMY / EARLY MEDIEVAL ARMENIA AND SOUTHERN CAUCASUS COUNTRIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагинян Арсен Карапети

На основании сведений армяноязычной географической и исторической литературы VIIX вв., арабских и персидских географов и путешественников IX-X вв. автор восстанавливает списки городов Армении, Кавказской Албании и Восточной Грузии в раннее средневековье. Он также рассматривает ремесленные и сельскохозяйственные отрасли, торговлю и основные торговые пути этих стран. Первая часть статьи посвящена VII веку периоду существования в регионе самостоятельных княжеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cities, economy and trade of early medieval Armenia, Albania and Kartli. Part 1

This study was based on the Armenian-language geographical and historical literature from the 7th to 10th centuries, as well as on the testimonies by Arab and Persian geographers and travellers of the 9th and 10th centuries. The author has compiled lists of cities and towns of Armenia, Caucasian Albania and Eastern Georgia in the Early Middle Ages and analyzed crafts, agriculture, trade and major trade routes in these countries. The first part of this article is devoted to the 7th century which was the period of existence of sovereign principalities in the region.

Текст научной работы на тему «Города, хозяйство и торговля раннесредневековой Армении, Албании и Картли. Часть 1»

А. К. Шагинян

ГОРОДА, ХОЗЯЙСТВО И ТОРГОВЛЯ

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ, АЛБАНИИ И КАРТЛИ.

Часть 1.

После завершения византийско-иранских войн последней трети VI и первой трети VII в. на политической карте Армянского нагорья и Южного Кавказа появились вполне самостоятельные княжества — Армения, Албания и Картли. Суверенитет, обретенный ими ко второй половине VII в., позволил им развивать города, многочисленные отрасли ремесленного и сельского хозяйств, торговлю. Первоисточниками периода служат «Армянская география VII века», приписываемая обычно Анании Ширакаци (615-685), и «История страны Алуанк» Мовсэса Каланкатуаци (вторая половина VII в.).

В Армении, наряду с ростом многочисленных древних городов (например, Валар-шапата, Вана, или Нахчавана), в первые века нашего летоисчисления возникают и новые центры (например, Двин, или Карин/Феодосиополь). Однако уже в V—VI вв. здесь наблюдается упадок городской жизни, связанный с ликвидацией централизованного государства Великая Армения. В то же время в соседних странах Южного Кавказа активно продолжается процесс градостроительства. Дело в том, что албанские и карт-лийские цари, использовавшие города в своей борьбе с крупными феодалами, были заинтересованы в их экономическом росте и оказывали им всемерную поддержку. Среди новых городов этих стран — столичные общины Партав и Тбилиси, основанные в VI в.

В арабо-мусульманской исторической и географической литературе (К-ХШ вв.) мы встречаем огромное количество крупных городских центров международного и регионального значения (как правило, центры областей или округов), которые были известны накануне арабских завоеваний, а во второй четверти VII в. вошли в состав вновь созданного Армянского княжества:

1. Амид — центр византийской провинции Армения IV (исторической области Месопотамия Армянская);

2. Арджиш (Арчэш)—в округе Алиовит (обл. Туруберан), на северном побережье оз. Ван;

3. Ардзн/Арзан — центр одноименного округа (обл. Алдзник), на левом берегу одноименной реки, левого притока Тигра;

4. Ашуш (Ашоцк) —центр одноименного округа (обл. Айрарат);

5. Баджунайс (Апахуник)—в одноименном округе (обл. Туруберан);

6. Дабил (Двин) — центр марзбанства Армения (с 428 г.), столица единого Армянского княжества (с 639/40 г.), резиденция епископов/католикосов Армении (с 484931 гг.) и центр округа Остан Айоц (обл. Айрарат);

7. Каликала (Карин/Феодосиополь) — центр византийской провинции «Большая часть Великой Армении» (исторической области Высокая Армения и округа Карин);

* Работа выполнена при поддержке Федерального агентства по образованию, мероприятие № 1 аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006— 2010 годы)», тематический план НИР СПбГУ, тема №7.1.08 «Исследование закономерностей генезиса, эволюции, дискурсивных и политических практик в полинациональных общностях».

© А.К.Шагинян, 2010

8. Маййафарикин (Нпркерт/Мартирополь)—центр византийской провинции «Другая Армения IV» (исторической области Алдзник и округа Нпркерт /Тигранакерт/);

9. Малатийа (Мелитинэ/Мелитена) — центр византийской провинции Армения I (историческая Малая Армения), на правом берегу Евфрата;

10. Марбала (Мардали)—центр одноименного округа (обл. Туруберан);

11. Нашава (Нахчаван) — центр одноименного округа (обл. Васпуракан), на правом берегу одноименной реки, левого притока Аракса;

12. Нисибин (Мцбин)—в византийской провинции Армения IV (центр округа Аруастан /историческая область Месопотамия Армянская/);

13. Сабиста/Сабастийа (Себастия)—центр византийской провинции Армения II (историческая Малая Армения);

14. Хилат/Ахлат (Хлат) —в округе Бзнуник (обл. Туруберан), на западном побережье оз. Ван;

15. Шимшат (Аршамашат/Ашмушат) — центр области Цопк/Армения IV и одноименного округа, на левом берегу реки Арацани. Столица исторического армянского царства Софена, или Цопк (260-94/3 гг. до н. э.).

В «Истории Армении» католикоса Йовханнэса V Драсханакертци (898-929) встречается еще один центр армянского административного образования Византии [5. С. 70, 71]:

16. Трапизон (Трапезунт) —центр византийской провинции «Часть Великой Армении» (исторический Понт).

В полной редакции «Армянской географии VII века», а также в армянской исторической литературе VII в. упоминаются еще и города местного значения [2. Р. 2151, 2153, 2154 & 2155-2156; 12. С. 92, 110, 111, 114, 121, 147, 174 и 175; 10. С. 180, 181]:

17. Армавир — в округе Арагацотн (обл. Айрарат). Столица (с 331-210 гг. до н. э.) исторического царства Великая Армения (331 г. до н. э. — 428 г. н. э.);

18. Арташат — в округе Остан Айоц (обл. Айрарат), на месте бывшего впадения реки Мецамор в Аракс. Столица (с 180-х гг. до н. э. —428 г. н. э.) исторического царства Великая Армения;

19. Анг(е)л — центр округа Ангел-тун (обл. Алдзник);

20. Багаран — в округе Аршаруник (обл. Айрарат), на правом берегу реки Ахурян;

21. Валаршапат — в округе Арагацотн (обл. Айрарат). Столица (с 163-428 гг.) исторического царства Великая Армения;

22. Зарэхаван — центр округа Цалкотн (обл. Айрарат), на берегу реки Арацани;

23. Ервандашат — в округе Аршаруник (обл. Айрарат), на месте впадения реки Ахурян в Аракс. Столица (с 210-201 гг. до н. э.) исторического царства Великая Армения;

24. Китаррич — центр округа Хаштеанк (обл. Цопк);

25. Киш — в округе Алдзн/Арзан (обл. Алдзник);

26. Кутемрран/Климар/Хломаран — центр одноименного округа (обл. Алдзник), на левом берегу реки Калирт/Шититма, левого притока Тигра;

27. Лусатаррич — в округе Гаврек (обл. Цопк), на месте слияния рек Арацани и Евфрат;

28. Маврикаполис/Ширакашат — в округе Ширак (обл. Айрарат), на берегу реки Маврика, правого притока Ахуряна;

29. Марвна — в округе Шарур дашт (обл. Айрарат);

30. Мрен — в округе Аршаруник (обл. Айрарат), на месте впадения реки Текор в Ахурян;

31. Сатал — в провинции «Часть Великой Армении» (историческая Малая Армения).

В 1-й главе 31-й Новеллы Юстиниана (18 марта 536 г.) «Об учреждении четырех архонтов в Армении» перечисляются города, которые императором были включены в состав армянских провинций Византии [см.: 14. С. 166-169]:

32. Арабиссон (Арабисос) — в провинции Армения I (историческая Малая Армения);

33. Ариаратия — в провинции Армения I (историческая Малая Армения), на левом берегу реки Цамандав;

34. Арка — в провинции Армения I (историческая Малая Армения);

35. Бриза (Вериса) —в провинции Армения II (историческая Малая Армения);

36. Зела — в провинции Армения II (исторический Понт);

37. Керасунт — в провинции «Часть Великой Армении» (исторический Понт);

38. Колония — в провинции «Часть Великой Армении» (историческая Малая Армения);

39. Комана — в провинции Армения II (исторический Понт);

40. Комана другая (Золотая) — в провинции Армения I (историческая Малая Армения);

41. Кукусон (Кокисон) —в провинции Армения I (историческая Малая Армения);

42. Никополь — в провинции «Часть Великой Армении» (историческая Малая Армения) ;

43. Себастополь — в провинции Армения II (историческая Малая Армения);

44. Юстинианополь (Цумина)—в округе Екелеац (обл. Высокая Армения). Центр бывшей провинции Армения I (с 536-591 гг.).

Список городов Албании VII в. перечисляет мусульманский историк из Египта ал-Баладзури (ум. в 892 г.) при описании похода Салмана ибн Раби‘а 654-655 гг. [4. Р. 203-204]1:

1. Ал-Баб ал-Абваб (Дербент/Чора пахак)—центр одноименного округа (Прика-спия), резиденция епископа Албании (с 462-552 гг.);

2. Ал-Байлакан (Пайтакаран) — центр округа Хракот-Перож/Ротыстак (обл. Пай-такаран), в междуречье Аракса и Куры;

3. Бардза‘а (Партав) —центр марзбанства Албания (с 510 г. /?/), столица Албанского княжества (с 630 г.), резиденция католикоса Албании (с 552-820 гг.) и центр округа Ути Аррандзнак/Ут-Рростак (обл. Утик);

4. Бардидж (Барзендж) —в округе Хракот-Перож/Ротыстак (обл. Пайтакаран), на правом берегу Куры;

5. Кабала (Капалак) — центр округа Остан-и-Марзбан («Бун ашхарх Алуаниц»). Столица исторического царства Албания (после 331 г. до н. э. — 510 г. н. э.) и резиденция епископа Албании (с 330-х гг. —462 г.);

6. Камбизан (Камбечан) —центр одноименного округа («Бун ашхарх Алуаниц»);

7. Маскат (Маскут)—центр одноименного округа (Прикаспия);

8. Хайзан — центр округа Хурсан (Прикаспия);

9. Аш-Шабуран (Шапоран) —в округе Маскут (Прикаспия), на берегу одноименной реки;

10. Шаккан/Шакки (Шакэ/Шаки)—центр одноименного округа («Бун ашхарх Алуаниц»);

11. Шамахийа (Шемаха)—центр округа Базкан [Хэран] (Прикаспия);

1 Месторасположение этих городов подробно изучает В. Минорский [21. С. 106—142].

12. Шамкур (Шамкор) — в округе Гардман (обл. Утик), на берегу одноименной реки;

13. Шарван/Ширван — центр одноименного округа (Прикаспия).

В полной редакции «Армянской географии VII в.» мы встретили еще один крупный город Албании [2. Р. 2151]:

14. Гывгав — центр округа Гетарру («Бун ашхарх Алуаниц»), на месте впадения реки Алван (Алазани) в Куру.

У грузинского историка Сумбата Давитис-дзе (XI в.) мы обнаружили еще два албанских города VII в. [13. С. 28 и 29]:

15. Лал (Халхал)2 —в округе Гардман (обл. Утик);

16. Хорнабуджи — центр округа Камбечан («Бун ашхарх Алуаниц»).

Что же касается городов Картли, то они перечислены в обеих редакциях «Армянской географии VII века» [2. Р. 2150 & 2171]:

1. Мцхита (Мцхета)—резиденция мтаварепископов/католикосов Картли и центр округа [Мт]курис-хеви (обл. Шида /Внутренняя/ Картли), на месте впадения реки Арагви в Куру. Столица исторического царства Картли (после 331 г. до н. э.—532 г. н. э.);

2. Шамшудэ (Самшвилде) —в округе Манглис-хеви (обл. Квемо /Нижняя/ Картли);

3. Тпхис (Тбилиси)—центр марзбанства Картли (с 523, или 532 г. /?/), столица Картлийского княжества (с 575 г.) и центр округа Дзел[е]т(и) (обл. Квемо Картли), на правом берегу Куры;

4. Х(у)наракерт (Ханцихе/Хунани) —центр одноименного округа (обл. Квемо Карт-ли).

В то же время в грузинских исторических сочинениях, собранных в Х!-ХП вв. в знаменитом сборнике «Картлис Цховреба» — «Житие Грузии», встречаются крупные города Картли VII в., отсутствующие в армянской географической литературе:

5. Артани/Каджта-калаки — центр одноименного округа (обл. Гуджарети);

6. Каджта-туни — центр округа Джавахети (обл. Гуджарети), на правом берегу Куры;

7. Рустави — центр округа Остан (обл. Кахети), на левом берегу Куры;

8. Уджарма — центр округа Кхоети (обл. Кахети), на правом берегу реки Иори;

9. Цуртави — центр округа Болнисисхеви (обл. Квемо Картли).

В источниках можно обнаружить еще и огромное количество небольших городов-аванов. Армянские авторы называют их гивлакалак, или калакагивл.

Для Армении и стран Южного Кавказа было характерно, что города располагались на магистральных путях международной транзитной торговли (например, Дербент, Двин, Феодосиополь, Нахчаван, Партав, Пайтакаран, или Тбилиси). Это были крупные административные и торгово-ремесленные центры международного значения. К другому типу городов можно отнести центры ремесел и торговли регионального значения, расположенные в основном вдали от торговых магистралей. Третий тип — административные центры округов, то есть города местного значения, а не города в социально-экономическом смысле, население в которых было занято исключительно сельскохозяйственным трудом.

Как явствует из рассказов ранних мусульманских историков К-Х вв. (ал-Баладзури и ал-Йа‘куби) и географов (Ибн Хурдадбиха и Ибн ал-Факиха), персидский царь Ку-бадз (Кавад I /488-531/) построил (отмеченные выше) города ал-Байлакан (Пайтака-

2Переводчик затрудняется локализовать город Лал [13. Примечания. С. 49]. Хотя в тексте прямо говорится: «Из Гардабани царь перешел в Лал... ».

ран), Бардза‘а (Партав), Кабала (Капалак) и возвел стену из сырцового кирпича3. Она протянулась от Ширвана до Баб ал-Лана (Аланских ворот) на тысячу фарсахов. Строительство её завершилось только при Кисре (Хосрове I) Ануширване (531-579). Затем Кубадз (Кавад) построил вдоль этой стены 360 городов-крепостей, которые были разрушены после завершения постройки ал-Баб ал-Абваба (Дербента) [4. Р. 194-195; 7. Т. 1. Р. 203-204; 3. Р. V. Р. 286-288, Р. VI. Р. 123-124]4.

Согласно ал-Баладзури, Ануширван в Арране (Албании) построил перечисленные выше города аш-Шабуран (Шапоран), Маскат (Маскут) и ал-Баб ал-Абваб (Дербент), а также ворота (города-крепости) Шаккан (Шаки/Шакэ) и Камбизан (Камбечан). В Джурзане (Картли) он построил город Сугдабил (Сагодебели /на левом берегу Куры, напротив столицы Тбилиси/) и (вышеназванный город-) крепость Самшулди (Сам-швилде). А в Арминийи (Армении) —перечисленные выше города Каликала (Феодоси-ополь) и Нашава (Нахчаван), а также восстановил и укрепил (стены) столицы Дабил (Двин) [4. Р. 194-195]5.

Итак, мусульманские авторы единогласно приписывают сооружение этих городов и крепостей-ворот Сасанидским царям Каваду I и Хосрову I Ануширвану. В то же время, большинство из них встречается в трудах греко-римских и древнеармянских историков и географов. Всё это говорит о том, что в конце V и VI в. эти центры были просто охвачены строительным бумом: они бесконечно укреплялись, расширялись или восстанавливались, как в случае с Двином. Размах строительных масштабов затмил память об истинных основателях этих городов. Единственно достоверным историческим фактом можно считать строительство оборонительных сооружений по всему периметру северных рубежей Сасанидского Ирана: Дербентской стены из сырцового кирпича на месте древней крепости Чора пахак, а затем примыкающей к ней вплотную каменной стены и огромного количества крепостей-ворот в ущельях Б. Кавказского хребта.

Национально-конфессиональную структуру армянских городов позволяет нам восстановить отрывок из текста договора мусульман с жителями Двина: «Дана эта грамота... христианам из числа жителей Дабила, огнепоклонникам его и иудеям... » [4. Р. 200]. Следовательно, этнический и конфессиональный состав населения столицы, как впрочем и других армянских городов, был очень пестрым. Встречаются и армяне-христиане, и персы-зороастрийцы, и евреи-иудеи. Каждая такая община имела и свой молельный дом: «. . . обещаю безопасность. . . вашим церквям, храмам (огня и синагогам. — А. Ш.)... », —читаем в том же документе.

Аналогичную структуру мы встречаем в столицах и крупных городах Албании и Картли. Когда византийский император Ираклий (610-641) в 623 г. отступал из Адер-байгана в Албанию, у историка Мовсэса Каланкатуаци читаем: «Но многие из хри-

3Оборонительная стена и укрепления на Кавказе подробно представлены у К. Тревер [25. С. 267— 287]. По её мнению, речь тут идет о возведении из сырцового кирпича знаменитой Дербентской стены.

4Цифра 360 встречается у ал-Йа‘куби, Ибн ал-Факиха и Ибн Хурдадбиха. Последний перечисляет 13 крепостей-ворот в ущельях гор ал-Кабка (Кавказа). Среди них Сул, ал-Лан, аш-Шабуран (Шапоран), Ладзика, Барика, Самсахи (Самцхэ), Сахиб ас-Сарир, Филан-шах, Карунан, Табарсаран-шах, Лиран-шах, Либан-шах и Ануширван. У ал-Баладзури перечисляются известные и неизвестные Ибн Хурдадбиху крепости-ворота ад-Дуданийа, ад-Дурдзукийа и Фируз Кубадз на границе с румами (византийцами). Названия ворот указывают на их месторасположение в ущельях Большого Кавказского, Лихского/Сурамского и Месхетского хребтов, т. е. на картлийском и албанском участках государственной границы Сасанидского Ирана на Кавказе.

5 Историк приписывает Ануширвану строительство также мощных крепостей в Арминийи (Армении): Вайс (Вайк), (что в округе Вайоц дзор), Килаб и Сахиунис (Сивник), что в округе ас-Сисаджан (Сисакан/Цлук), и в Арране (Албании): Джардаман (Гардман).

стиан и язычников (Партава. — А. Ш.),... остались там же в городе. Некто священник Захарий,... разного рода средствами избавил множество (местных. — А. Ш.) христиан, евреев и язычников» [9. С. 103].

В 628 г., когда император второй раз направлялся в Картли для взятия её столицы, согласно неизвестному автору «Обращения Грузии», он «.. .послал глашатаев в Тифлис, Мцхету и Уджарму с приказанием, чтобы все христиане собрались в городских церквях и чтобы все маги и поклонники огня или приняли крещение, или были бы истреблены» [6. С. 45; ср. также: 13. С. 30].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рассматриваемый период в результате роста производительных сил, развития феодальных отношений и хозяйственной жизни в Армении, Албании и Картли происходят значительные изменения в социальной структуре городов, а именно появляются свободные ремесленники. По мнению ряда исследователей, ими, как и свободными земледельцами, были населены аваны, расположенные вокруг многочисленных феодальных городов [16. С. 17; 24. С. 251].

Для развития ремесленного производства в этих странах существовала богатая сырьевая база и все необходимые ресурсы, а самое главное, были мастера высокой квалификации, имеющие «. . . познание в золотопромывании, добывании серебра, железа и в выделке меди», —утверждает Мовсэс Каланкатуаци [9. С. 131].

Одной из самых распространенных отраслей было кузнечное дело. Об этом свидетельствуют выявленные в археологических комплексах железные изделия — большое количество наступательного и оборонительного оружия [17. С. 44-46]. Распространенной отраслью было и ювелирное дело. Высокого мастерства достигли ювелиры в изготовлении золотых, серебряных и бронзовых украшений: серьги, браслеты, кольца, ожерелья, пояса и т. д. Важное место занимало производство утвари из драгоценных металлов и бронзы, употребляемых в быту: тарелки, кувшины, вазы, блюда и т. д. [19. С. 156].

Гончарное дело было широко распространено в регионе с древнейших времен. По данным раскопок Двина, наблюдается возрождение в раннее средневековье техники изготовления керамических изделий: кирпичи, водопроводные трубы, черепица и т. д. Обнаруженные многочисленные изделия из стекла дают А. Калантаряну основание предположить, что по технике изготовления раннесредневековое стекло Армении напоминает античные изделия при явном влиянии Месопотамии и Сирии [17. С. 4649]. О развитии в Армении и странах Южного Кавказа в VII в. гончарной отрасли свидетельствуют не только археологические раскопки. Из сообщений Мовсэса Калан-катуаци следует, что гончары изготовляли разные «царские сосуды», которые богато украшались драгоценными камнями [8. С. 59]. Высокого уровня развития в регионе достигли также деревообрабатывающее, кожевенное и камнерезное ремесла [19. С. 157].

Армянское и Южно-Кавказское нагорья славились еще ткачеством и ковроделием. Основным сырьем для ткачества служили шерсть, лён, шёлк и хлопок. С описанием их обилия начинает свою «Историю страны Алуанк» Мовсэс Каланкатуаци [8. С. 7]. Об этом свидетельствует также автор «Армянской географии VII века» при описании области Пайтакаран [2. Р. 2172]. Такое обилие сырья позволяло выделывать разноцветные шелковые ткани. Основными красителями для них служили морена и кошениль. Первым минеральным красителем, как позднее напишут арабские и персидские географы и путешественники, славился Бардза‘а (Партав) и вся страна (Албания) [3. Р. I. Р. 190. Р. II. Р. 249. Р. V. Р. 297], а вторым, по «Армянской географии VII века»,— великоармянская область Айрарат [2. Р. 2173].

Кошениля было настолько много, что у ал-Баладзури Ардасат (Арташат) назван селом ал-Кирмиз (т. е. «кошениля»), а вся Восточная Грузия — «Джурзан ал-Кирмиз» (т.е. «Картли кошенильная») [4. Р. 200 et 201].

Большое количество мелкого рогатого скота обеспечивало сырьем производство шерстяных тканей, ковров и ниток. При раскопках в Пайтакаране и других местах были обнаружены глиняные пряслица, ткацкие и ковроткацкие станки [15. С. 150; 19. С. 155-156].

Одновременно шло интенсивное развитие двух основных отраслей сельского хозяйства— растениеводства и животноводства. Автор «Армянской географии VII века» и Мовсэс Каланкатуаци свидетельствуют, что для этого имелись все необходимые природные условия и ресурсы [2. Р. 2150-2154 & 2171-2172; 8. С. 7].

Растениеводство, или возделывание сельскохозяйственных культур, было представлено почти всеми известными в то время отраслями: полеводство, плодоводство, виноградарство и цветоводство. Обширные плодородные поля красочно описывают наши авторы в Айрарате и в долинах Куры. В Алуанке (/Левобережной/ Албании) выращивали пшеницу, тростник и виноград, в Алдзнике — чернильный орешек; в Арцахе (в округе Колт) —фимиам, в Васпуракане (в округе Голтн) —виноград. В первоисточнике об этом округе сказано так: «Голтн, обильный вином». В Гугарке выращивали айву, полбу и бук, в Мокке — мандрагору и различные виды фруктов (арм. гахршак), в Пайтакаране— хлопок и ячмень, в Тайке — айву, инжир, кислый гранат, миндаль, фисташки, а также сумах (лаконосные, дубильные, лекарственные и декоративные растения). В Утике выращивали лимон, оливки и жасмин, в Сюнике — благородный гранат, грибы tuber, а также мирт (вечнозеленые деревья и кустарники, листья которых содержат эфирное масло, а плоды — пряность), а в Туруберане — фисташки и различные виды фруктов (арм. машкамирг).

Животноводство, судя по нашим армяноязычным первоисточникам, также было представлено многочисленными отраслями. Это — овцеводство, свиноводство, козоводство, оленеводство, птицеводство, пчеловодство и рыбоводство. В Высокой Армении разводили овец, свиней, коз и оленей, во многих областях (Айрарате, Высокой Армении и Цопке) добывалась (употребляемая в пищу) дичь. В Алдзнике, Айрарате, Утике и Цопке разводили домашних птиц.

Кроме домашних животных и птиц в источниках мы встречаем еще и диких парнокопытных животных, обитающих в горах: серны в Гугарке и горные бараны в Высокой Армении. Перечисляются хищные звери: львы (в Албании и Цопке), леопарды (в Албании и Мокке), тигры и дикие ослы (в Албании), а также — степные и горные птицы: орлы и соколы в Албании, куропатки в Высокой Армении и Мокке.

Пчеловодство было особенно развито в Туруберане — область, которая славилась медом. Кстати, там производили также сладкую манну. Рыбное дело было особенно развито в Албании и Картли. «Великая река Кур, — читаем у Мовсэса Каланкатуаци, — стремительным течением приносит с собой множество огромных и малых рыб». Статья Вирк (Картли) у армянского географа заканчивается так: «В ней реки, которые изобилуют рыбой». В полной же версии этой статьи говорится об озёрах округа Джавахк, где водится много рыбы. В пределах Армении о рыбном деле тот же автор говорит при описании моря Бзнунеац (озера Ван) и реки Арацани. Арабо-мусульманские географы позднее перечислят основные виды рыб, которыми славились крупнейшие реки региона ал-Курр (Кура) и ар-Расс (Аракс), а также оз. Тиррих (Ван): аз-заракан (осетр?), ал-‘ишуба (окунь?), ас-сурмахи (соленая рыба) и тиррих (от арм. таррех, т. е. сельдь) [см., например, у ал-Истахри: 3. P. I. P. 183 et 190].

Водными ресурсами особенно была богата область Высокая Армения, откуда, по описанию армянского географа, вытекали четыре крупные реки (переднеазиатского) региона: Епрат (Евфрат), Ерасх (Аракс), Гайл(гет) и Акамсис/Вох (Чорох).

В «Армянской географии VII века» и «Истории страны Алуанк» перечисляются также основные полезные ископаемые, которые добывались из недр различных областей Великой Армении и Албании. Это — нефть черная (в Алдзнике и Албании), нефть белая и черная (в Туруберане, округ Мардали), железо (в Алдзнике и Туруберане), золото, серебро и медь (в Албании), драгоценный камень берилл6 (в Цопке, в районе хребта (Армянский) Тавр), минеральные воды (в Высокой Армении) и соль (в Албании и Высокой Армении).

В «Истории» Себэоса соляные копи встречаются и в Колбе (округ Чакатк, обл. Айрарат) [12. С. 132]. Более того, суффикс «али» (букв. соленый) в названии некоторых округов Васпуракана (Алиовит), Высокой Армении (Даранали и Мананали) и Туруберана (Алиовит и Мардали) свидетельствуют об изобилии соли в них.

Дороги связывали Армению и страны Южного Кавказа в рассматриваемый период с крупными городами Малой Азии, Сирии, Египта, Месопотамии, Ирана, Адербайгана, а также с портами Черного и Каспийского морей, Персидского залива. Дело в том, что еще с незапамятных времен по определенным путям из далекого Китая и Индии через Согд и Иран, а затем через территорию Великой Армении в Византию и Западную Европу шла международная транзитная торговля между Востоком и Западом. Однако в ходе византийско-иранских войн последней трети VI и первой трети VII в., а затем арабо-византийских войн второй половины VII в. ей был нанесен серьезный ущерб [подробно об этом: 20. С. 75-124].

Тем не менее, в течение всего VII столетия дорожная инфраструктура Армении, связывающая столицу Двин с окраинами, а также со столицами и крупными городами стран Южного Кавказа и Ближнего Востока, сохранялась. Об этом свидетельствует «Итенария», приложенная к «Армянской географии VII века», где подробно перечисляются узловые пункты на международных и внутренних путях Армении, а также стран Южного Кавказа и расстояния между ними в милях [1. С. 355].

Ниже, по сведениям этого памятника, нами прослеживаются шесть таких главных путей, а также расстояния между её узловыми пунктами, отсчет которых мы ведём в километрах.

Дорога из Двина в картлийскую столицу Тбилиси и окружная дорога в албанскую столицу Партав

Из Двина до Колба — 50 миль; оттуда до Котагелеви — 120 миль; оттуда до Тпхиса — 140 миль, оттуда до Хунаракерта — 70 миль, оттуда до Партав — 100 миль.

Всего получается: 480 миль = 960 км.

Прямая дорога из Двина в албанскую столицу Партав и к албанскому побережью Каспийского моря (в районе Апшеронского полуострова)

Из Двина до Бердкунка — 60 миль, оттуда до Партава— 160 миль; оттуда до (побережья) Каспийского моря 90 миль.

Всего получается: 310 миль = 620 км.

6 Анания Ширакаци насчитывает в Армении 33 вида различных драгоценных камней, подробно характеризуя цвет и отличительные признаки каждого из них [1. С. 260—261].

Дорога к адербайганскому побережью Каспийского моря (южнее устья реки Кура)

Из Двина до Нахчевана — 70 миль, оттуда до Артевата — 200 миль, оттуда до Вар-данакерта — 70 миль, оттуда до Пайтакарана — 60 миль, оттуда до (побережья) Каспийского моря — 60 миль.

Всего получается: 460 миль = 920 км.

Дорога из Двина в адербайганскую столицу Гандзак, сасанидскую столицу Ктесифон и к побережью Персидского залива (в районе устья реки Шатт ал-‘Араб)

Из Двина до Нахчевана — 70 миль, оттуда до Гандзак-Шахастана— 120 миль, оттуда до Тиспона — 370 миль, оттуда до Аколы — 70 миль, оттуда до Бсры — 140 миль, оттуда до (побережья) Персидского моря — 20 миль.

Всего получается: 790 миль = 1580 км.

Дорога из Двина в византийскую столицу Константинополь

Из Двина до Карина — 200 миль, оттуда до (перевала) Посадурн — 100 миль, оттуда до Колонии — 90 миль, оттуда до Амасии — 80 миль, оттуда до — Гангры 105 миль, оттуда до Ангрии — 80 миль, оттуда до Никии — 100 миль, оттуда до Константинополя — 120 миль.

Всего получается: 875 миль = 1750 км.

Дорога из Двина в столицы византийских провинций Восточного Присредиземноморья — в Эдессу, Дамаск, Иерусалим и Александрию

Из Двина до Хлата — 170 миль, оттуда до Климара — 80 миль, оттуда до Урхы — 180 миль, оттуда до (моста через) реку Епрат — 40 миль, оттуда до Дамаскоса— 120 миль, оттуда до горы Тапор — 90 миль, оттуда до Ерусалэма — 100 миль, оттуда до города Александр — 500 миль.

Всего получается: 1280 миль = 2560 км.

Таким образом, Двин был перекрестком на международных и внутренних путях Армении и всего региона. О нем Прокопий Кесарийский (ок. 500-565 гг.) писал так: «Здесь здоровый климат и изобилие хорошей воды. <...> Тут удобные равнины для езды верхом, много разбросанных недалеко друг от друга многолюдных деревень, и толпы торговцев ведут здесь свои дела. Они доставляют сюда товары из Индии, близлежащей Иверии, практически от всех народов, населяющих Персию, а также от некоторых римлян, и заключают здесь друг с другом сделки» [11. С. 152-153]. Слова византийского летописца подтверждаются также археологическими данными. В ходе раскопок Двина были обнаружены свыше 300 византийских и сасанидских монет [22. С. 122138].

Подлинно известно, что в Двине и Нахчаване выпускались сасанидские монеты [23. С. 44-46]. Вполне можно допустить, что эти монетные дворы продолжали функционировать и в VII в. Следует отметить, что к этому периоду Д. Капанадзе относит чеканки грузино-сасанидских драхм картлийских эрисмтаваров (первенствующих князей) [18. С. 46 и 48].

В заключение первой части статьи следует сказать, что экономическое развитие Армянского, Албанского и Картлийского княжеств зависела от той своеобразной политической обстановки, в которой оказались все страны Передней Азии в период великих

завоеваний мусульман, когда шло резкое сокращение международной транзитной торговли между Востоком и Западом. Продолжающиеся арабо-византийские войны полностью парализовали эту торговлю и в течение VIII и IX столетий поменяли её направление. Об этом мы поговорим в следующей части настоящей статьи, которая будет опубликована в следующем выпуске Вестника.

Литература

1. Анания Ширакаци.. — Utiuitijiui CJipiulpujUuij ZuiJuipnriJi ifunnttiuiqpm.p]idip / Stpuinp ifjuiljhg U hpuim. upmnpuivunbg U, UppuihuiiTjuiU II U.ppuihunijuiti U, UUuiUfim CJipuilpugm. tfunnbWiqpnLpjnitip, ЪрЬ-uiU, 1944 — Научные труды математика Анании Ширакаци / Текст обработал и подготовил к изд. А. Абра-амян // Абраамян А. Научные труды Анании Ширакаци. Ереван, 1944.

2. Ашхарацуйц. — U^l^phuignjg t rpupni./ UuimhUuiqfipp Zuijng. Z. P. Шр^ушш-ЦфшЬшЬ, 2003 — Ашхарацуйц / Armenian Classical Authors. Vol. II. Antelias-Lebanon, 2003.

3. БАГ. — SjaljiiJI — Biblioteca Geographorum Arabicorum / Ed. M. de Goeje. I-

VIII. Lugduni Batavorum, 1870-1892.

4. Ал-Баладзури. — о) ^ ^ '-sJU jliJl <_>U£ _ Liber expugnationis regionum

auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866.

5. Драсханакертци. — 3ni|huiUtim. 4uipnn]ilpiu]i Т-рипфшЛш^Ъртдт] ''limmlni.pfii.li Zuijng / Zpiuin. U puipq. Ч-. 0-numAijuitiJi. bpliuili, 1996 — История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / Изд. и пер. на новоарм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996.

6. Источники грузинских летописей. Три хроники. Обращение Грузии (в христианство)

/ Пер. Е. Такайшвили // Сборник Материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XXVIII. 1900.

7. Ал-Йа‘куби.. — jjl j <jj ji*». <jj jj — Ibn Wad-

hih qui dicitur al-Ja‘qubi. Historiae / Ed. M. Houtsma. 1-2. Lugduni Batavorum, 1883.

8. Каланкатуаци. — Unijubu|i 4uiipnliljiuijmuiiguij 'Uunnilm.pfii.li Ujpiuub})д ui2]>iuiph}i / b piju pU6. U. tiljili. U., 1860 — История страны Алуанк Мовсеса Каланкатуаци / Изд. М. Эмин. М., 1860.

9. Каланкатуаци, пер. — История Агван Мойсея Каганкатваци / Пер. К. Патканова. СПб., 1867.

10. Повествование о делах армянских / Текст, пер. и комм. В. Арутюновой-Фиданян // Арутюнова-Фиданян В. «Повествование о делах армянских» (VII век). Источник и время. М., 2004.

11. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. А. Чекаловой. М., 1993.

12. Себэос. — '4uimilm.pjii.ti Uhpbiuji / 1121й- UpquipjuiUJi. bpliuiti, 1979 — История Себэоса / Раб. Г. Абгаряна. Ереван, 1979.

13. Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах / Пер., введ. и прим. М. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979.

14. Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Политическое состояние на основе нахарарского строя. СПб., 1908; Ереван, 1971.

15. Буниятов З. Азербайджан в VII-IX вв. Баку, 1965.

16. Еремян С. Развитие городов и городской жизни в древней Армении // Вестник древней истории. 1953. № 3.

17. Калантарян А. Материальная культура Двина IV-VIII вв. // Археологические памятники Армении. 1970. № 5.

18. Капанадзе Д. Грузинская нумизматика. М., 1955.

19. Мамедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986.

20. Манандян Я. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен. Ереван, 1930.

21. Минорский В. История Ширвана и Дербенда Х-Х1 веков. М., 1963.

22. Мушегян Х. Денежное обращение Двина по нумизматическим данным. Ереван, 1962.

23. Пахомов Е. О сасанидских монетных значках // Дневник АН Азерб. ССР. I. 1945.

24. Тревер К. Очерки по истории культуры древней Армении. М.; Л., 1953.

25. Тревер К. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IV в. до н. э. —VII в. н. э. М., 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.