Научная статья на тему 'Города, хозяйство и торговля раннесредневековой Армении, Албании и Картли. Часть 2'

Города, хозяйство и торговля раннесредневековой Армении, Албании и Картли. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКАЯ ПРОВИНЦИЯ АРМИНИЙА / АРАБСКИЕ И ПЕРСИДСКИЕ ГЕОГРАФЫ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ IX-X ВВ. / ГОРОДА И ХОЗЯЙСТВО РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ И СТРАН ЮЖНОГО КАВКАЗА / THE ARAB PROVINCE OF ARMINIYA / ARAB AND PERSIAN GEOGRAPHERS AND TRAVELERS OF THE 9TH-10TH CENTURIES / TOWNS / ECONOMY / EARLY MEDIEVAL ARMENIA / SOUTHERN CAUCASUS COUNTRIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагинян Арсен Карапети

На основании сведений армяноязычной географической и исторической литературы VIIX вв., арабских и персидских географов и путешественников IX-X вв. автор восстанавливает списки городов Армении, Кавказской Албании и Восточной Грузии в раннее Средневековье. Он также рассматривает динамику ремесленных и сельскохозяйственных отраслей, торговли и основные торговые пути этих стран. Вторая часть статьи посвящена VIII-IX вв. периоду пребывания этих стран в составе единой арабской провинции Арминийа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cities, economy and trade of early medieval Armenia, Albania and Kartli. Part 2

This study was based on the Armenian-language geographical and historical literature from the 7th to 10th centuries, as well as on the testimonies by Arab and Persian geographers and travellers of the 9th and 10th centuries. The author has compiled lists of cities and towns of Armenia, Caucasian Albania and Eastern Georgia in the Early Middle Ages and analyzed crafts, agriculture, trade and major trade routes in these countries. The second part of this article is devoted to the 8th and 9th centuries, i.e. the period when these countries were included into united Arab Province of Arminiya.

Текст научной работы на тему «Города, хозяйство и торговля раннесредневековой Армении, Албании и Картли. Часть 2»

А. К. Шагинян

ГОРОДА, ХОЗЯЙСТВО И ТОРГОВЛЯ

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ, АЛБАНИИ И КАРТЛИ.

Часть 2

Хронологические рамки этой части статьи (первая часть была опубликована в предыдущем выпуске «Вестника СПбГУ») охватывают УШ-1Х вв. — период пребывания Армении, Албании и Картли в составе единой арабской провинции Арми-нийа. Поэтому очерки экономической жизни этого периода мы восстанавливаем в основном по сведениям арабских и персидских географов и путешественников IX-X вв.

Еще академик Я. Манандян писал, что результатом арабского завоевания Армении стал «застой и даже регресс ее экономической жизни». Это было связано с прекращением международной транзитной торговли через территорию Армении, что в свою очередь отрицательно отразилось на состоянии ее городов [1, с. 133-140].

Из-за непрерывных арабо-византийских войн VII-IX вв. вся приграничная полоса от Средиземного моря до Черного представляла собой укрепленные форпосты. Не случайно мусульманские географы и путешественники Х в. ал-Истахри и Ибн Хаукал об армянском Каликале (Феодосиополе) пишут как о самом укрепленном пограничном пункте (араб. сагр) на границе с ар-Румом (Византией) [2, р. I, р. 188; р. II, р. 245]. Историк ал-Баладзури даже всю Арминийу иногда называет укрепленной пограничной областью [3, р. 204 е! 207].

Войны делали невозможным установление межгосударственных торговых связей. Более того, вследствие блокирования транзитных путей древние торгово-ремесленные города Армении превратились в основном в военно-административные центры Арабского халифата, заселенные частично пришлыми мусульманами. Поэтому для истории Армении арабского периода мы не только не располагаем данными о появлении новых городов, как, например, для соседней Албании или Картли, но и наблюдаем экономический упадок существовавших центров.

В книге «Известия о странах» перса Ибн ал-Факиха со ссылкой на другого перса, ал-Йа‘куби, мы обнаруживаем огромное количество селений в Арминийи —18 тыс. [2, р. V, р. 291]. В то же время подавляющее большинство из них располагались в пределах Армении. Например, в Арране (Албании), по данным того же автора, находились только 4 тыс. из 18 тыс. [2, р. V, р. 291].

Наличие в Армении такого огромного числа сельских общин с населением, по нашим примерным подсчетам, не более 750 тыс. жителей [4, с. 141] говорит о том, что при арабах она превратилась в аграрную страну с абсолютным большинством сельского населения.

Работа выполнена при поддержке Федерального агентства по образованию, мероприятие № 1 аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2010 годы)», тематический план НИР СПбГУ, тема № 7.1.08 «Исследование закономерностей генезиса, эволюции, дискурсивных и политических практик в полинациональных общностях».

© А. К. Шагинян, 2010

В мусульманской литературе IX и X вв. мы встречаем следующие крупные города и военно-административные центры международного и регионального значения, которые располагались в пределах Арминийи I, т. е. собственно Армении1:

1. Дабил (Двин) —центр Арминийи I и всей провинции Арминийа (до 751/2 г.).

2. Арджиш (Арчэш) —автономный город-эмират (с середины IX в.).

3. Арзан — столица наследственного эмирата Зураридов (со второй четверти IX в.).

4. Баркри (Беркри, бывший Арреставан) — столица наследственного эмирата ‘Усманидов (с середины IX в.).

5. Бидлис (Балеш).

6. Баджунайс (Апахуник).

7. Каликала (Феодосиополь) — автономный город-эмират (с конца IX в.).

8. Нашава (Нахчаван) — центр области ал-Бусфурраджан (Васпуракан).

9. Малазджирд/Маназкирд (Маназкерт) — столица наследственного эмирата Су-ламидов (с 860-х гг.).

10. Хилат/Ахлат (Хлат) — столица княжества таронских Багратидов (после 826 г.), автономный город-эмират (с середины IX в.).

11. Шимшат (Аршамашат/Ашмушат).

В армянских источниках упоминаются еще и следующие города местного значения:

12. Багаран — в округе Аршаруник (обл. Айрарат), столица княжества армянских Багратидов (с 802 г.), на правом берегу реки Ахурян.

13. Валаршапат — в округе Арагацотн (обл. Айрарат).

14. Вантосп/Ван — в округе Тосп, на восточном побережье оз. Ван.

15. Муш — центр округа Тарон (обл. Туруберан) и столица княжества таронских Багратидов (с середины IX в.), на левом берегу реки Меграгет.

16. Ширакашат/Ширакаван/Еразгаворс — в округе Ширак (обл. Айрарат), на правом берегу реки Ахурян.

Следует отметить, что среди этих городов нет ни одного нового населенного пункта; все они известны нам с доарабского периода, а многие из них — даже с глубокой древности.

Крупнейшим городом Армении оставался Двин. По свидетельству армянского архимандрита Левонда (вторая половина VIII в.), правитель (Арминийи) Абдел-Азиз (‘Абд ал-‘Азиз (706-717)) «возобновил город Двин сильнее и обширнее, чем прежде, укрепил его воротами и запорами, окружил стены городские рвом и наполнил их водою для защиты крепости» [5, с. 24-25; ср. также: 6, с. 125-126]. Ал-Истахри свидетельствует, что в начале Х в. все еще «Дабиль... служит столицей Армении и в нем находится дворец правителя... Вокруг Дабиля (очень высокая. — Примеч. пер.) стена; <...>» [7, вып. XXIX, с. 19; ср. также: 8, с. 65(Л. 32Ь)].

Западной столицей Армении оставался Феодосиополь. Он имел стратегическое значение на византийской границе. Поэтому халифы на ремонтно-строительные работы по укреплению крепостных стен Каликалы (Феодосиополя) средств также не жалели2.

В арабо-мусульманских первоисточниках упоминаются также многочисленные города Арминийи, расположенные в пределах арабской Арминийи II и Арминийи III, т. е. Албании и Картли. Полный перечень городов этих стран можно встретить и в едином списке анонимного автора «Персидской географии 372 г.х. (982 г.)» [8, с. 65(л. 33а-33Ь)].

1 Курсивом мы выделили те города, которые приобрели такой статус только при арабах.

2Первичное восстановление стен Каликалы (Феодосиополя) ал-Баладзури приписывает халифу ал-Мансуру (754—775), вторичное — ал-Му‘тасиму (833—842). При этом последний халиф на это дело выделил целых 500 тыс. дирхемов [3, р. 199].

Ал-Истахри перечисляет города ар-Рана (Албании) в следующем порядке: Бардза‘а (Барда); ал-Баб (Дербент); Байлакан (Пайтакаран); Бардидж/Барзандж (Барзендж); аш-Шамахийа (Шемаха); Шарван/Ширван; ал-Абхаз; аш-Шабуран (Шапоран); Кабала (Капалак); Шакки (Шаки/Шакэ); Джанза (Ганджа); Шамкур (Шамкор) [2, р. I, р. 187. Ср. также со списками Ибн Хаукала и ал-Мукаддаси: 2, р. II, р. 244; р. III, р. 51]. Он особо подчеркивает: «в Арране не существует городов значительнее, чем Берда‘а, Баб-ул-Абваб <...>» [7, вып. XXIX, с. 17]. Ал-Мукаддаси замечает: «Город <...> (Берда‘а. — А. Ш.) — Багдад этой области; <...>» [7, вып. XXXVIII, с. 7]. О значимости столицы Аррана (Албании), а с 752 г. и всей Арминийи Бардза‘а (Барде) и его величии пишут многие мусульманские географы: «. . . Берда‘а, —говорит тот же ал-Истахри, — <. . . > это город большой, более фарсаха в длину и в ширину, <. . . > В Ираке и Хорасане после Рея и Испагани нет города более значительного, более цветущего и более красивого по местоположению <. . . >, чем Берда‘а. <. . . > Казнохранилище (т. е. монетный двор. — А. Ш.) у них в соборной мечети <... > Дворец правителя рядом с соборной мечетью города, а рынки в предместьях города» [7, вып. XXIX, с. 7 и 9; ср. также: 2, р. II, р. 240 е! 241; р. III, р. 375; 8, с. 65(л. 33а)].

Северной столицей Албании был Дербент — морские ворота всей Арминийи. «. . . Город этот, — читаем у ал-Истахри, — служит портом на Хазарском море для Се-рира, <... > Джурджана, Табаристана и Дейлема» [7, вып. XXIX, с. 11. Ср. также со сведениями Ибн Хаукала и ал-Мукаддаси: 2, р. II, р. 242; р. III, р. 376].

В списках городов Албании встречаются и новые. Крупнейший из них — Ганджа (араб. Джанза, арм. Гандзак), построенный в округе Шакашэн (великоармянская обл. Утик). Основатель — правитель Арминийи Мухаммад ибн Халид аш-Шайбани (845849 и 856-859). Местный историк Мовсэс Дасхуранци (Х в.) датирует его основание (280+3+2=) 285 г. арм. эры (836/7 г.) [9, с. 265]3, а неизвестный автор «Истории ал-Баба и Ширвана» —245 г.х. (859/60 г.) [12, с. 5 (В721), 46].

Однако ни одна из этих дат не соответствует истине, так как не сходится со временем правления Мухаммада. Более того, в современных изданиях «Истории страны Алуанк» мы обнаружили еще одну дату: «... (Мухаммад. — А. Ш.) построил в гаваре Аршака-шен город Гандзак в двести девяносто пятом году [армянского летоисчисления]» [13, с. 166]4. Получается 846/7 г., что полностью соответствует первичному периоду правления Мухаммада.

В мусульманской литературе встречается еще один албанский город — Ки-сал/Касак. Согласно ал-Баладзури, он был построен в 40 фарсахах от Бардза‘а (Барды) и 20 фарсахах от Тифлиса (Тбилиси) якобы наместником халифа Марваном ибн Мухаммадом (732-744) [3, р. 207]. Нет сомнения в том, что это древний Халхал, который при арабах был перестроен заново.

Нет также сомнения в том, что основание новых городских центров Албании было связано с оживлением торговли в ней. По мнению Я. Манандяна, оно явилось следстви-

3Интересно отметить, что Ж. Лоран и Я. Манандян, ссылаясь именно на это классическое издание текста албанского автора, датировали основание Гандзака (Ганджы) 844 г. [10, р. 177; 1, с. 138]. Между тем в классическом переводе «Истории страны Алуанк» читаем: «В 280 [832] году армянской эры <... > По происшествии трех лет <. .. > По происшествии (еще. — А. Ш.) двух лет вступил в Армению (т. е. Арминийу. — <...>.) Хазепаткос (Халид ибн Йазид. — А. Ш.) <...>; он был умерщвлен в том же году. Сын его (Мухаммад. — А. Ш.) прибыл в страну нашу <... > с царским повелением и казной и выстроил город Ганцак в области Аршакашен» [11, с. 269 и 270].

4З. Буниятов, который был знаком с этим, не опубликованным в классических изданиях Мовсэса Дасхуранци отрывком, датирует основание Гянджи (Ганджи) неверно: (287+2+2=) 291 г. арм. эры (842/3 г.) [14, с. 162-163].

ем расцвета восточной торговли хазар и славян [1, с. 138]. Ибн Хурдадбих утверждает, что транзитная торговля из хазарской столицы Итиля в Багдад шла через Джурзан (Картли) [2, р. VI, р. 124]. В его составе мусульманские географы помимо Тифлиса (Тбилиси) отмечают город на противоположном (левом) берегу Куры — Сугдабил (Сагодебели). Мы встречаем еще и древний Хунан(и), но почему-то в списке городов Аррана (Албании) [2, р. I, р. 187; р. II, р. 244; р. III, р. 51 е! 373]. О картлийской же столице ал-Истахри говорит следующее: «Тифлис — город меньше Баб-ул-Абваба по величине; вокруг него две стены из глины, а в них трое ворот» [7, вып. XXIX, с. 11; ср. также: 2, р. II, р. 242; р. III, р. 375-376; 8, с. 65(л. 33а)].

Анализ сведений арабских и персидских географов и путешественников IX-X вв. позволяет нам говорить о том, что крупнейшим городом Арминийи по количеству жителей и по площади, по крайней мере в IX столетии, была ее столица Барда. Ему уступала бывшая столица Двин. Третьим и четвертым городами Арминийи по значимости были Дербент и Тбилиси соответственно.

Закономерно, что северная торговля Арминийи осуществлялась через города, расположенные в пределах Албании и Картли, приграничных с Хазарией. К ним должны были переместиться также функции международной транзитной торговли армянских городов, переживавших экономический застой. Этим важнейшим фактором, так же как и дальнейшим развитием ремесленного хозяйства, были продиктованы условия по строительству новых торгово-ремесленных центров в северо-восточных областях Ар-минийи, вдоль бассейна Куры.

Несмотря на то, что практически все транзитные пути международной торговли, проложенные через территорию Армении, были на тот период заблокированы, нельзя сказать, что рост производительных сил в ее городах также приостановился. В них продолжали существовать все известные на тот период ремесла: керамическое, кузнечное, сапожное, кожевенное, портняжное, ковродело, стеклодело и ткацкое дело. Об этом свидетельствует перечень натуральных податей, взимаемых с Арминийи [4, с. 138-139]. Об этом свидетельствует также ал-Истахри, описывая экономическую жизнь Дабила (Двина): «В этом городе выделываются шерстяные платья и ковры, подушки, сидения, шнуры и другие предметы армянского производства. У них же добывается краска, называемая кирмиз (кошениль. — А. Ш.), и ею красят сукно <... > А, кроме того, я узнал, что там же выделывают много шелковых материй» [7, вып. XXIX, с. 19; ср. также со сведениями Ибн Хаукала: 2, р. II, р. 244 е! 245].

Более того, географ утверждает, что остальные армянские города цветущие, а жители их очень богаты [2, р. I, р. 188]. Естественно, что продолжающееся развитие ремесленного хозяйства должно было поспособствовать дальнейшему сохранению армянских городов, обогащению их жителей, но все же не с таким успехом, как это было в период существования Армянского княжества VII в.

Мы считаем, что Барда, несмотря на свои размеры и значимость, уступала Двину по развитию ремесленного хозяйства. Вот что мы читаем о ее экономической жизни у того же ал-Истахри: «... Город (Берда‘а. — А. Ш.) <... > весьма обильный посевами и плодами. <... > Нет города более значительного, более цветущего и более красивого по <... > угодьям, чем Берда‘а <... > Из Берда‘а вывозится много шелку <... > в Персию и Хузистан <...> Около ворот Берда‘а, называемых “Воротами курдов”, рынок по имени “ал-Кюркий”, величиною фарсах в квадрате. На него собирается народ каждое воскресенье, и стекаются сюда люди из всевозможных стран <...>» [7, вып. XXIX, с. 7-

9. Ср. также с сообщением Ибн Хаукала: 2, р. II, р. 240 е! 241]. Согласно ал-Мукаддаси, на этом рынке продавали в основном шелк и (разные) одежды [2, р. III, р. 379].

Экономической жизни двух столиц Арминийи посвящены также небольшие специальные статьи, размещенные в «Персидской географии 372 г.х. (982 г.)» [8, с. 65(л. 32Ь и 33а)].

В условиях арабской власти в странах Арминийи продолжалось также интенсивное развитие двух основных отраслей сельского хозяйства — растениеводства и животноводства. Абсолютное большинство отраслей растениеводства, которые по нашему определению были богато представлены в доарабскую эпоху истории Армении и стран Южного Кавказа, продолжали свое развитие. Так, например, У Ибн Хурдадбиха встречаются миндальные орехи послаще меда, которые выращивали в районе города Шимшат (Аршамашат, обл. Цопк) [2, р. VI, р. 123]. Ибн ал-Факих пишет об изобилии минеральных красителей (кошениля и марены), манны (медовой росы) и каштановых деревьев во всей Арминийи, а также березовых лесов в стране Бардза‘а (Албании), тянувшихся до границ Хазарии [2, р. V, р. 297]. По свидетельству Ибн Хаукала, марена растет во всем Арране (Албании) от ар-Расса (Аракса) на юге до ал-Баб ал-Абваба (Дербента) на севере [2, р. II, р. 249].

Вот как о описывает возделывание некоторых сельскохозяйственных культур в районе Барды ал-Истахри: «От него (т. е. Берда‘а. — А. Ш.) менее чем в одном фарсахе есть место <... > занимающее пространство более чем день пути (25 миль. — А. Ш.). Место это заполнено садами и огородами. В нем произрастают всевозможные плоды <... >». Среди них географ упоминает волоцкий орех, который, по его словам, лучше ореха самаркандского, и каштан, который лучше каштана сирийского, а величиной в половину черного грецкого ореха. Упоминает он также сладкий кизил с косточкой, смокву, которая, как он говорит, считается лучшим сортом из этого рода плодов, и, наконец, шелковица на бесчисленных и бесхозных тутовых деревьях [7, вып. XXIX, с. 7; ср. также с сообщением Ибн Хаукала: 2, р. II, р. 240 е! 241].

До нас дошли также многочисленные свидетельства путешественников о развитых в Арминийи отраслях животноводства — овцеводства, коневодства, верблюдоводства, пчеловодства и рыбоводства. Вот что ал-Йа‘куби сообщал Ибн ал-Факиху после своего многолетнего пребывания в Арминийи: «... Не видал (я. — А. Ш.) страны более богатой и более значительной по количеству (домашних. — А. Ш.) животных, чем Армения (т. е. Арминийа. — А. Ш.)» [7, вып. XXXI, с. 23].

По свидетельству самого Ибн ал-Факиха, там встречаются бараны, быки, собаки, низкорослые (горные) лошади и мелкие верблюды, похожие на турецких (тюркских), «ашак» (асак/васак), похожее на кошку животное с нежными суставами и пушистой шерстью, шкура которого используется в пошиве платьев [2, р. V, р. 295 е! 297]. Ибн Хаукал встречал в Арминийи также породистых и здоровых мулов, которых вывозили в сопредельные провинции (Хурасан, ал-‘Ирак и аш-Шам), а также курдских лошадей в округе аз-Завазан (Андзевацик), наподобие хурасанских (хорасанских) [2, р. II, р. 248]. Ал-Мукаддаси утверждает, что в горах (Арминийи) занимались производством меда, в долинах — разведением мелкого рогатого скота [2, р. III, р. 373]. О развитии пчеловодства свидетельствуют также низкие цены на мед (1 кг меда стоил около 0,5 дирхемов)5.

В мусульманской литературе сохранились интересные сведения о развитом рыбном хозяйстве Арминийи, продукция которого в основном шла на экспорт. Например, рыбу ас-сурмахи в виде натуральной подати ежегодно (10 тыс. литров) отправляли из Арминийи в Багдад. Ибн ал-Факих считает, что аш-шурмахи (ас-сурмахи), так же, как и

^Согласно ал-Истахри, 2-3 мана (=4-6 ратлов=1,6-2,4 кг) меда в Арминийи стоило 1 дирхем [2, р. I, р. 191].

осетр, сельдь и окунь, водятся исключительно в реке ар-Расс (Аракс) и то в определенное время года [2, р. V, р. 296]. Однако ал-Истахри и Ибн Хаукал утверждают, что ловля этих видов рыб широко распространена и в реке ал-Курр (Кура) [2, р. I, р. 183; р. II, р. 241]. Более того, ас-сурмахи вывозился в сопредельные провинции — Ардабил, т. е. Адзарбайджан, ал-‘Ирак и ар-Рай (Рейй).

Из списка натуральных податей Арминийи мы знаем еще и рыбу тиррих, которую вылавливали с давних времен и которой славится озеро Ван до сегодняшнего дня. Согласно Ибн Хаукалу, эту рыбу в соленом виде вывозили в прилегающие провинции — ал-Джазира, ал-Маусил и Халаб, т. е. аш-Шам [2, р. II, р. 248].

В трудах мусульманских географов, а также христианских историков перечисляются также основные полезные ископаемые, которые добывались в то время из недр Ар-минийи. По свидетельству патриарха якобитов Псевдо-Дионисия Теллмахрского (ум. в 845 г.), в Армении IV (Цопке) существовали рудники свинца, серебра и железа [15, р. 208, 172-173], а по свидетельству Ибн ал-Факиха,—рудники ртути, медного купороса, меди и серебра-свинца [2, р. V, р. 297]. У католикоса Йовханнэса Драсханакертци упоминаются соляные копи Колба [16, с. 80, 81]. Соль, согласно Ибн Хаукалу, добывали также в бассейне озера (Ван), которая вывозилась в сопредельные провинции — ал-Джазира и ал-‘Ирак. Здесь же существовали копи красного и желтого мышьяка, которые также шли на экспорт [2, р. II, р. 248].

Свидетельства очевидцев позволяют нам утверждать, что география экспорта товаров, производимых в Арминийи, охватывала в основном внутренний рынок халифата. На основании нумизматического материала, собранного Х. Мушегяном, направления этого экспорта определяются следующим образом [17, с. 48-49]:

1. Юго-запад — в Ирак (ал-‘Ирак), Сирию (аш-Шам), а оттуда через Северную Африку (Ифрикийу) до Испании (Андалусийи).

2. Юго-восток — в Азербайджан (Адзарбайджан), (ал-)Джибал, Фарс, Кирман и Си-джистан.

3. Восток — в Табаристан, Хорасан (Хурасан) и Среднеазиатское междуречье (Ма вара ан-Нахр).

В перечне стран присутствует подавляющее большинство провинций Арабского халифата, расположенного на трех континентах. Этого рынка, на наш взгляд, было вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить все возможные объемы внешней торговли небольшой сравнительно экономики Арминийи.

Согласно известной денежной реформе халифа ‘Абд ал-Малика (685-705), датируемой 75-77 гг.х. (694/5-696/7 гг.), вместо прежних византийских монет с изображением креста и сасанидских — с изображением шахиншаха Хосрова, на государственных монетных дворах халифата начался выпуск мусульманских монет трех новых типов. Это были золотые динары, серебряные дирхемы и медные филсы. До нас дошли монеты, чеканенные в провинции Арминийа со штампами не только Арминийа (выпущенные только в двух столицах провинции), но и указывающими место выпуска (город или область): Дабил; Бардза‘а, Арран; ал-Баб; Тифлис; Харунийа/Харунабад Арминийа; ал-Йазидийа; Мадан Баджунайс и Мадина-т Арран. Необходимо отметить, что с отметками названия городов или областей чеканились только филсы [подробно см.: 18, с. 217-225].

Датировки монет свидетельствуют, что при ‘Умаййадах (661-750) монетные дворы Арминийи уже существовали в Дабиле (Двине) и, возможно, в Бардза‘а (Барде), а с приходом ‘Аббасидов (750-1258) наряду с этими были учреждены новые монетные дворы — в Тифлисе (Тбилиси), Баб ал-Абвабе (Дербенте), Харунийи (Ха-

рунабаде), Шамахийи (Шемахе) и, возможно, в Малазджирде/Малазкирде (Маназ-керте)6.

Такое количество монетных дворов, в частности за пределами Армении, свидетельствует о развитом денежном обращении Арминийи, что, в свою очередь, было связано с оживлением торговли и ростом городов Картли и Албании.

Динары чеканились из высокопробного золота весом 4,25 г (в ограниченном количестве), а дирхемы — из высокопробного серебра весом 2,97 г. Золотые и серебряные монеты являлись валютами международного пользования и, как уверяют ал-Истахри и Ибн Хаукал, имели одинаковое хождение на территории Арминийи [2, р. I, р. 192; р. II, р. 250]. В то же время в мусульманской литературе, частично и в армянской, налоговые ставки, сведения о государственных доходах, жалованиях военнослужащих или ремесленников, а также цены на основные виды товаров представлены, как правило, в дирхемах. Следовательно, они имели в Арминийи более широкое распространение, чем динары. Как считает Х. Мушегян, выпущенные в Арминийи дирхемы имели хождение и далеко за ее пределами. В свою очередь, дирхемы, выпущенные в соседних провинциях, имели хождение и на ее территории. Медные же монеты, наоборот, служили платежным средством только местного значения. Чеканенные в Арминийи филсы использовались только на внутреннем рынке и не имели хождения за пределами провинции [17, с. 21-22].

Известно, что в связи с экономическими изменениями весовое соотношение, как и стоимость всех трех типов монет, часто менялись. Если при ‘Умаййадах курс динара по отношению к дирхему колебался в пределах от 1:10 до 1:14, то ко второй половине VIII в. курс его вырос до 1:20 и 1:22, а к первой половине IX в. —уже до 1:25.

Внешняя торговля Арминийи, как было отмечено выше, осуществлялась только с хазарами и славянами. Через территорию Арминийи был также проложен международный торговый путь из Багдада в Хазарию. Дороги имели не только торговое значение, но и военное, и находились под управлением почтового ведомства. Через каждые

2 фарсаха (=6 миль=12 км) стояли почтовые станции (араб. сикка) с перекладными мулами или лошадьми. На главных дорогах встречались милевые камни с отметками расстояний до ближайшего города. Н. Велиханова заключает, что в Армини(й)и 1 сикка, или 1 переход = 7-11,5 фарсахов (т. е. в среднем ок. 9,25 фарсахов (далее — ф)), а

1 день = 25 милям [20, предисловие, с. 7].

Ниже по сведениям мусульманской географической литературы [2, р. I, р. 192-194; р. II. р. 251-254; р. III, р. 381-384; р. VI, р. 122 е! 227; 21, 1 II, р. 321-324 е! 326328] нами прослеживаются четыре главных пути Арминийи и прилегающих областей, а также расстояния между крупными населенными пунктами этого региона, отсчет которых (в километрах) мы ведем от столицы Двина, одного из узловых пунктов на этих путях.

ДОРОГА ИЗ ДВИНА ЧЕРЕЗ БАРДУ В ДЕРБЕНТ

По Ибн Хурдадбиху: из Дабила до Бардза‘а—7 сикк; оттуда до ал-Баб ал-Абваба — 15 сикк.

Всего: 22 сикки = ок. 203,5 ф, или ок. 1221 км.

По Кудаме: из Дабила до Бардза‘а —9 сикк; оттуда до ал-Баб ал-Абваба —15 сикк.

Всего: 24 сикки = ок. 222 ф, или ок. 1332 км.

6Самая ранняя из дошедших до нас монет, чеканенных в Арминийи при ‘Умаййадах (дирхем), датируется 89 г.х. (707/8 г.), а при ‘Аббасидах (филс) — 140 г.х. (757/8 г.) со штампом ал-Йазидийа [19, с. 43 и 59-60].

По ал-Истахри: из Дабила до Сисаджана —16 ф; оттуда до Кил-Куй —16 ф; оттуда до Давмиса —16 ф; оттуда до Матриса —12 ф; оттуда до Калкатуса —13 ф; оттуда до Бардза‘а —9 ф; оттуда до Барзанджа —18 ф; оттуда до переправы через ал-Курру в аш-Шамахийа —14 ф; оттуда до Шарвана —3 дня; оттуда до Абхаза —2 дня; оттуда до моста через реку Самур —12 ф; оттуда до Баб ал-Абваба —20 ф.

Всего: 146 ф + 5 дней(=125 миль, или ок. 42 ф) = ок. 188 ф, или ок. 1128 км.

По Ибн Хаукалу: из Дабила до Сисаджана —16 ф; оттуда до Кайлаквина —16 ф; оттуда до Давмиса — 16 ф; оттуда до Матриса — 12 ф; оттуда до Калкатуса — 13 ф; оттуда до Бардза‘а—9 ф; оттуда до Барзанджа —18 ф; оттуда, переправившись через ал-Курру, до аш-Шамахийа — 14 ф; оттуда до Шарвана—3 дня; оттуда до Абхаза —2 дня; оттуда до моста через реку Самур —12 ф; оттуда до Баб ал-Абваба —20 ф.

Всего: 146 ф + 5 дней(=125 миль, или ок. 42 ф) = ок. 188 ф, или ок. 1128 км.

По ал-Мукаддаси: из Дабила до Килвайа и затем в Думис —2 сикки; затем в Мат-рис—2 сикки; оттуда до Калкатуса —2 сикки; оттуда до Бардза‘а —1 сикка; оттуда до Барзанджа— 1 сикка, оттуда до аш-Шамахийи — 2 сикки; затем в Шарван — 3 сикки; затем в Абхаз —2 сикки; затем до моста через реку Самур —2 сикки и затем до Баб ал-Абваба — 3 сикки.

Всего: 20 сикк = ок. 185 ф, или ок. 1110 км.

По ал-Идриси: из Дабила до ас-Сисаджана — 48 миль; оттуда до Кайлакавсар — 48 миль; оттуда до Майриса —. .. ?; оттуда до Калкатуса —39 миль; оттуда до Бардза‘а — 27 миль; оттуда до Бардуджа—54 мили; оттуда до Шамахи—42 мили; оттуда до Шарвана— 3 сикки; оттуда до Абхаза—2 сикки; оттуда до моста через реку Самур — 36 миль, а затем до ал-Баб ал-Абваба — 60 миль.

Всего, без расстояния от Кайлакавсара до Майриса: 354 мили + 5 сикк(=ок. 46 ф, или ок. 138 миль) = ок. 492 мили, или ок. 984 км.

ДОРОГА ИЗ ДВИНА ЧЕРЕЗ БАРДУ В ТБИЛИСИ

По Ибн Хурдадбиху: из Дабила до Бардза‘а —7 сикк; оттуда до Тифлиса —10 сикк.

Всего: 17 сикк = ок. 157 ф, или ок. 942 км.

По Кудаме: из Дабила до Бардза‘а—9 сикк; оттуда до города ал-Мутаваккилийа — 6 сикк; оттуда до Тифлиса — 10 сикк.

Всего: 25 сикки = ок. 231,5 ф, или 1389 км.

По ал-Истахри: из Дабила до Сисаджана —16 ф; оттуда до Кил-Куй —16 ф; оттуда

до Давлиса —16 ф; оттуда до Матриса —12 ф; оттуда до Калкатуса —13 ф; оттуда до

Бардза‘а —9 ф; оттуда до Джанзы— 9 ф; оттуда до Шамкура —10 ф; оттуда до Хунана — 21 ф; оттуда до Кал‘а ибн Кандаман — 10 ф; оттуда до Тифлиса — 12 ф.

Всего: 144 ф = 864 км.

По Ибн Хаукалу: из Дабила до Сисаджана —16 ф; оттуда до Кайлаквина —16 ф; оттуда до Давмиса — 16 ф; оттуда до Матриса — 12 ф; оттуда до Калкатуса — 13 ф; оттуда до Бардза‘а —9 ф; оттуда до Джанзы—9 ф; оттуда до Шамкура —10 ф; оттуда до Хунана — 21 ф; оттуда до Кал‘а ибн Кандаман — 10 ф; оттуда до Тифлиса — 12 ф.

Всего: 144 ф = 864 км.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По ал-Мукаддаси: из Дабила до Килвайа и затем в Думис —2 сикки; затем в Мат-рис—2 сикки; оттуда до Калкатуса —2 сикки; оттуда до Бардза‘а —1 сикка; оттуда до Джанзы — 1 сикка; оттуда до Шамкура — 1 сикка; затем в Хунан — 3 сикки; затем в Кал‘а ибн Кандаман — 1 сикка; затем в Тифлис — 2 сикки.

Всего: 15 сикк = ок. 139 ф, или ок. 834 км.

По ал-Идриси: из Дабила до ас-Сисаджана — 48 миль; оттуда до Кайлакавсар — 48 миль; оттуда до Майриса —. .. ?; оттуда до Калкатуса —39 миль; оттуда до Бардза‘а — 27 миль; оттуда до Джанзы—27 миль; затем в Шамкур — 30 миль; оттуда до Хунана — 63 мили; затем в Кал‘а ибн Кандаман — 30 миль; оттуда до Тифлиса—36 миль.

Всего, без расстояния от Кайлакавсара до Майриса: 348 миль = 696 км.

ДОРОГА ИЗ ДВИНА ЧЕРЕЗ НАХЧАВАН В ГЛАВНЫЙ ГОРОД ОБЛАСТИ ДИЙАР БАКР —АМИД

По ал-Истахри: Из Дабила до Нашавы — 4 сикки; оттуда до Хуваййа —3 дня; оттуда до Баркри —30 ф; оттуда до Арджиша — 1 день; оттуда до Хилата — 3 дня; оттуда до Бидлиса — 1 день; оттуда до Маййафарикина — 3 дня; оттуда до Амида — 2 дня.

Всего: 4 сикки(=ок. 37 ф) + 13 дней(=325 миль, или ок. 108 ф) + 30 ф = ок. 175 ф, или ок. 1050 км.

По Ибн Хаукалу: Из Дабила до Нашавы —4 сикки; оттуда до Хуваййа—5 дней; оттуда до Баркри —30 ф; оттуда до Арджиша—2 дня; оттуда до Хилата —3 дня; оттуда до Бидлиса —3 дня; оттуда через Арзан до Маййафарикина — 4 дня; оттуда до Амида —

2 дня.

Всего: 4 сикки(=ок. 37 ф) + 19 дней(=475 миль=ок. 158 ф) + 30 ф = ок. 225 ф, или ок. 1350 км.

По ал-Мукаддаси: Из Дабила до Нашавы —4 сикки; оттуда до Хуваййа —3 дня; оттуда до Баркри—5 сикк; затем в Арджиш—2 сикки; затем в Ахлат, или Бидлис — по

3 сикки; оттуда до Маййафарикина, или Амида — по 4 сикки.

Всего: 18 сикк(=ок. 166,5 ф, или ок. 499,5 миль) + 3 дня(=75 миль) = ок. 574,5 мили, или ок. 1149 км.

По ал-Идриси: Из Дабила до Нашавы—4 сикки; оттуда до Хуваййа—5 сикк; оттуда до Баркри—90 миль; оттуда до Арджиша—45 миль; оттуда до Хилата — 75 миль, или

3 сикка; оттуда до Бидлиса—75 миль; оттуда до Арзана —75 миль; оттуда до Маййафарикина—112 миль, или 4 сикки; оттуда до Амида — 2 мили.

Всего: 9 сикк(=ок. 83 ф, или ок. 249 миль) + 474 мили = ок. 723 км.

ДОРОГА ИЗ ДВИНА ЧЕРЕЗ НАХЧАВАН В СТОЛИЦУ ПРОВИНЦИИ АДЗАРБАЙДЖАН — АРДАБИЛ

По ал-Истахри: Из Дабила до Нашавы — 4 сикки; оттуда до Хуваййа — 3 дня; оттуда до Салмаса — 7 ф; оттуда до Урмийи — 14 ф; оттуда до Марагы — 30 ф; оттуда до Ардабила — 40 ф.

Всего: 4 сикки(=ок. 37 ф) + 3 дня(75 миль=25 ф) + 91 ф = ок. 153 ф, или ок. 918 км.

По Ибн Хаукалу: Из Дабила до Нашавы — 4 сикки; оттуда до Хуваййа —5 дней; оттуда через Салмас и Урмийу до Марагы—53 ф; оттуда до Ардабила — около 40 ф.

Всего: 4 сикки(=ок. 37 ф) + 5 дней(=125 миль=ок. 42 ф) + 93 ф = ок. 172 ф, или = ок. 1032 км.

По ал-Мукаддаси: Из Дабила до Нашавы — 4 сикки; оттуда до Хуваййа —3 дня; оттуда до Салмаса — 2 сикки; оттуда до Урмийи — 1 сикка; оттуда до Марагы — 1 сикка; оттуда до Ардабила —40 ф.

Всего: 8 сикки(=ок. 74 ф) + 3 дня(=75 миль=25 ф) + 40 ф= ок. 139 ф, или ок. 834 км.

Таким образом, изменение в результате арабо-византийских войн направления внешней торговли с запада на север и соответственно международной транзитной торговли с территории Армении в бассейн реки Кура отразилось на состоянии городов,

ремесел и торговли Арминийи. Городская жизнь в Армении временно замерла, а в Албании и Картли, наоборот, получила интенсивное развитие. Армения оказалась в изоляции от международной торговли и по существу стала аграрной страной; большинство населения проживало на селе и занималось сельскохозяйственным трудом. Несмотря на это, в Армении продолжалось дальнейшее развитие ремесленного хозяйства, внешнеторгового оборота и соответственно товарно-денежных отношений. В свою очередь, все это способствовало дальнейшему сохранению большинства старых армянских городов.

Мы объясняем это тем, что Армения пребывала вместе с Албанией и Картли в составе провинции, которая представляла собой единое торгово-экономическое и финансовое пространство. Развитие городов, ремесел и торговли стран Южного Кавказа при арабах тянуло за собой всю армянскую экономику. Наши выводы позволяют говорить о том, что «полный застой и регресс экономической жизни Армении» в период власти халифата, как до сих пор было принято писать в армянской научной историографии, преувеличены.

Источники и литература

1. Манандян Я. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен. Эривань: Гос. изд-во, 1930. 240 с. + карта.

2. Biblioteca Geographomm Arabicorum (БАГ —j Ed. M. de Goeje. I-VIII. Lugduni Bata.vorum: [Б.и.], 1870-1892 (p. I, 1870-348 p.; p. II, 1873-456 p.; p. Ill, 1877498 p.; p. V, 1885 - 365 p.; p. VI, 1889 - (?)).

3. [Ал-Баладзури]. a1 ?L*VI >-jJU jl-iUl ^jS m1^). — Liber expugnationis re-

gionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum: [Б.и.], 1866. 539 р.

4. Шагинян А. Государственные налоги Арминийи // Историко-филологический журнал НАН Республики Армения. 2009. № 2-3 (181-182). С. 135-144.

5. Левонд. История халифов вардапета Гевонда / Пер. К. Патканова. СПб.: Типография имп. Академии наук, 1862. 168 с.

6. \Асолик\. Umhi}iiulmuji Suipotihgmj Uoini]l]uiti “TliumifrrLpJii-ti mjitqhpmljmh / U.2J11. U. UmiJmuuhuiUgJi. UHp.,; 1885. —Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / Работа С. Малхасеанца. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1885. 440 с.

7. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). (Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Адербейджане) / Пер. Н. Караулова. Вып. XXIX-XXXVIII. Тифлис: [Б.и.], 1901-1908 (Вып. XXIX —73 с.; вып. XXXI —57 с.; вып. XXXII-63 с.; вып. XXXV-130 с.).

8. [Худуд ал- ‘Алам\ (<J^' Jj— Худуд ал-‘Алам (Рукопись Туманского) / Изд. В. Бартольд. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1930. 45, 78 с.

9. [Каланкатуаци]. ITni^uhuJi ЧшцшЫ^шгппгшдт] 11iumiini_p]ii.li Urpiuiihjig m2jumph]i / f1 jn]u jih&. U. ьцж. U-, 1860 — История страны Алуанк Мовсеса Каланкатуаци / Изд. М. Эмин. М.: Типография Лазаревской семинарии восточных языков, 1860. 288 с.

10. Laurent J. L’Armenie entre Byzance et l’Islam depuis la conquete arabe jusqu’en 886. P.: De Boccard, 1919. 339p. + carte.

11. Каланкатуаци. — История Агван Мойсея Каганкатваци / Пер. К. Патканова. СПб.: Типография имп. Академии наук, 1867. 376 с.

12. [История ал-Баба и Ширвана].— ° 498 ^ u'jjAj ч-У' Главы из истории

ал-Баба и Ширвана, сочиненной ок. 498 г.х. / Изд. и пер. В. Минорский // Минорский В. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. 265 с., илл.

13. [Каланкатуаци]. История страны Алуанк Мовсэса Каланкатуаци / Пер. Ш. Смбатяна. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1984. 257 с.

14. Буниятов З. Азербайджан в VII-IX вв. Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1965. 384 с. + карта.

15. [Дионисий Теллмахрский]. Chronique de Denys de Tell-Mahre / Publie et trad. par J. C'habot. P.: Libraire Emile Bouillon, Editeur 67, 1895. 206 p.

16. [Драсханакертци]. 3ni]huiUUni.Чшрт^тф 4-pmu{uuihuil|tpwgm] '4uHmInip]iiAi £uijng / Zpuiw. U puipq. Ч-. Chrumlijuihli. bptiuih, 1996.—История Армении католикоса Йовханнэса Драсхана-кертци / Изд. и пер. на новоарм. яз. Г. Тосуняна. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1996. 400 с.

17. Мушегян Х. Денежное обращение Двина по нумизматическим данным. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1962. 203 с., илл. + карта.

18. Uni^tqjuih !и. Uplih|jmti qpuiilbtpji quih&hpp U Zui]uiuuiuiti]i mhmbuuiljiulL Iputqhpji hjnfliuilpiiti

nupnpjmAitihpp VIII-X ijuiphpnul // ZUUZ Ч-U. %umiTm-puiliuiu]ipuil}uiti ЬшЬцЬи. № 3 (82). 1978. — Муше-гян Х. Клады восточных монет и основные направления экономических связей Армении в VIII-X веках // Историко-филологический журнал АН Армянской ССР. № 3 (82). 1978. С. 217234.

19. Пахомов Е. Монеты Азербайджана. Вып. 1. Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1959.

20. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. Н. Велихановой. Баку: «Элли», 1986. 427 с. + карта

21. [Ал-Идриси]. Geographie d’IEdrisi / Trad. par. P. Jaubert. I-II. P.: [Б. и.], 1836-1840 (t. 1, 1836 — 546 р.; t. 2, 1840 — 503 р.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.