УДК 94(5)
Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2015. Вып. 3
А.К.Шагинян
ФОРМИРОВАНИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩНОСТИ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМИНИЙИ*
В статье на основании сведений раннесредневековых армянских, грузинских, а также мусульманских писателей впервые подробно изучен процесс становления мусульманской общности в арабском вилайете (провинции) Арминийа, который был образован в начале VIII в. из территорий покоренных христианских княжеств Армянского нагорья и Южного Кавказа. В результате автор пришел к заключению, что мусульманские общины в Арминийи формировались за счет массового переселения сюда арабских племен, а также исламизации местных ираноязычных персов и автохтонных кавказоязычных албанцев, которые таким образом освобождались и от уплаты обременительной подушной подати и могли быть вовлечены в управление панисламского халифата. В то же время мусульманские общины Арминийи пополнялись путем сращивания пришлой арабской племенной знати с автохтонной армяно-христианской знатью посредством женитьбы, а также путем насильственной исламизации мятежных представителей христианской знати провинции, которые тем самым спасали себе жизнь. Библиогр. 25 назв.
Ключевые слова: ислам в раннее Средневековье, арабский вилайет Арминийа, мусульманские общины.
А. К. Shahinyan
FORMATION OF THE MUSLIM COMMUNITY IN EARLY MEDIEVAL ARMINIYA
In this article, the process of the emergence of Muslim communities in the Arab Vilayet (Province) of Arminiya, which was formed in early 8th century by the way of occupation of the territories of Christian principalities in the Armenian Highland and the Southern Caucasus, was investigated the first time in detail on the basis of the early medieval Armenian and Georgian as well as Muslim writers. As a result, the author concluded that the Muslim communities in Arminiya were formed due to the mass migration of Arab tribes, as well as the islamization of the local Iranian-spoken Persians and autochthonous Caucasus-spoken Albanians, which were not only exempted in this way from paying a burdensome poll tax, but also could be engaged into management of the Pan-Islamic caliphate. At the same time the Muslim communities in Arminiya were replenished due to the interpenetration of an alien Arab and autochthonic Armenian nobility by marriage, as well as the forcible islamization of Christian rebellious princes, which saved in this way their lives. Refs 25.
Keywords: Islam in the early Middle Ages, Arab Vilayet of Arminiya, Muslim communities.
Арминийа как административная единица вилайет (от араб. [валиа] — букв.: «править», «управлять») Арабского халифата, окончательно сформировалась в начале VIII в. из захваченных мусульманами территорий христианских княжеств Армения-Хайк, Албания-Алуанк и Иберия-Картли. Подразделялась она, как нам удалось уточнить, на Арминийу I (араб. Spj^jI [Арминийа]) с центром в Дви-не-Дабиле, Арминийу II (араб. и^ [ар-Ран]) с центром в Партаве-Бардза'а, и Ар-
Шагинян Арсен Карапети — доктор исторических наук, профессор, полномочный представитель ректора Ереванского государственного университета в Санкт-Петербурге и Северо-Западном ФО РФ, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; a.shaginyan@spbu.ru
Shahinyan А^п К. — Doctor of History, Professor, Representative of the President of Yerevan State University in Saint-Petersburg & North-West Federal District of the Russian Federation, St. Petersburg State University, Institute of History, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; a.shaginyan@spbu.ru
* Работа выполнена при поддержке гранта СПбГУ 5.38.283.2014.
минийу III (араб. ü'Jj^ [Джурзан]) с центром в Тбилиси-Тифлисе [см.: Шагинян, 2008а, с. 68-85; Shahinyan, 2010, р. 319-328].
В настоящей статье мы впервые задались целью на основании богатых сведений, как армянских и грузинских историков и мартирологов раннего Средневековья, так и арабских и иранских писателей IX-X вв. — основоположников мусульманской школы историографии и географии, подробно изучить процесс генезиса и развития мусульманской общности в вилайете Арминийа. Наша задача заключается в выявлении всех возможных источников и причин формирования и пополнения мусульманских общин в велико-армянских, иберских и албанских землях Арабского халифата в VIII-IX вв. — начиная от массового переселения в Арми-нийу племен завоевателей и завершая добровольной и насильственной исламиза-цией коренного ее населения из числа армян, кавказо-ираноязычных этносов.
Арабские завоеватели осуществляли вторжения в пределы княжеств Армянского нагорья и Южного Кавказа уже в середине VII в. В разделе «Завоевание Ар-минийи» из «Книги завоеваний стран» [Китаб футуh ал-булдан])
мусульманского историка ал-Баладзури (ум. в 892 г.) сохранились оригинальные тексты мирных соглашений, которые заключались арабским полководцем Хабибом ибн Масламой с жителями столиц Армянского и Иберского княжеств в 654-655 гг. Зафиксированные в них условия наглядно свидетельствуют о том, что на раннем этапе исповедующие ислам завоеватели отличались веротерпимостью в отношении как христиан, так и представителей иных религиозных общин, сформированных здесь со временем. В договоре с жителями Дабила (Двина), в частности, говорится: «Дана эта грамота Хабибом ибн Масламой христианам из числа жителей Дабила, огнепоклонникам его и иудеям,.. в том, что я обещаю безопасность вам..., вашим церквям, храмам (огня и синагогам. — А. Ш.)...». В договоре с горожанами Тифлиса (Тбилиси), состоявшими из христианского большинства и зороастрий-ской общины1, Хабиб «.гарантирует безопасность. их храмам (огня. — А. Ш.) и монастырям, их обрядам и их религии.» [Al-Beladsori, 1866, р. 200, 201]2.
Правда, в тексте первого документа встречается следующая оговорка: «.Мы обязуемся выполнять договор с вами до тех пор, пока и вы сами выполняете его и вносите джизйу и харадж», т. е. подушную и поземельную подати. Аналогичная статья встречается и в тексте следующего договора: «.Вы обязуетесь признать свою покорность и (уплатить. — А.Ш.) джизйу» [Al-Beladsori, 1866, р. 200, 201]. «В противном случае, — читаем в грамоте, которую Хабиб ибн Маслама весной 655 г. адресовал жителям всего Джурзана, т. е. княжества Картли, — вам будет объявлена война во имя Аллаха и его посланника. Мир тем, кто идет по правильному пути» [Al-Beladsori, 1866, р. 201].
1 Неизвестный картвельский хронист «Мокцеваи Картлисаи» утверждает, что византийский император Ираклий (610-641), начав в 627 г. карательный поход в Картли, «послал глашатаев в Тбилиси ... (с приказанием. — А. Ш.), чтобы все христиане собрались в городских церквах, а все маги и служители огня либо приняли крещение, либо были истреблены» [Мокцеваи Картлисаи, 1955, с. 72-138].
2 Следует отметить, что на аналогичных условиях арабские завоеватели заключали мирные соглашения и с жителями крупнейших городов Восточного Средиземноморья во время византийской военной кампании. Тексты договоров с некоторыми из этих мегаполисов можно обнаружить у того же ал-Баладзури [Л1-Ве^80п, 1866, р. 121].
Арабы-мусульмане на раннем этапе вовсе не прибегали к насильственному распространению в княжествах Армянского нагорья и Южного Кавказа своей монотеистической религии. Об этом наглядно свидетельствуют строки из тех же документов: «Если же вы — (христиане и зороастрийцы. — А. Ш.) примите ислам и станете совершать (установленную для мусульманина. — А. Ш.) молитву, то вы — наши братья по вере, если же нет, то вы обязаны (только. — А. Ш.) платить нам джизйу» [Al-Beladsori, 1866, р. 202].
В то же время арабская сторона настаивала на включение в тексты соглашений статей, которые подчеркивали превосходство ислама над христианством. Так, в грамоте Хабиба ибн Масламы, адресованной всем жителям Джурзана (Картли), написано: «.Ваш посланец. передал мне от вашего имени, что вы на нас смотрите как на такой народ, которому Аллах оказал благоволение и предпочтение. На самом деле оно так, и великая хвала Богу и благоволение, и мир над Мухаммадом, его пророком и могучим из его творений!» [Al-Beladsori, 1866, р. 201]. В соглашении с жителями Тифлиса (Тбилиси) подчеркивается привилегированное положение любого мусульманина: «Вы (христиане. — А. Ш.) должны в меру возможности помогать нам советом и делом против врагов Аллаха и его посланника (т. е. против язычников. — А. Ш.), дать ночлег нуждающемуся мусульманину и кормить его (дозволенной священным Кораном. — А. Ш.) пищей людей Писания (т. е. христиан и иудеев. — А. Ш.3). Если какой-нибудь мусульманин у вас заблудится, то вы обязаны проводить его до ближайшего лагеря мусульман, за исключением случая, когда это невозможно» [Al-Beladsori, 1866, р. 201]4.
Ситуация не меняется даже после 701 г., когда в составе халифата Умаййадов (661-750) был окончательно сформирован вилайет Арминийа. У ал-Баладзури сохранился в подлиннике текст еще одной грамоты. На этот раз ее выдает жителям Тифлиса (Тбилиси) халифский наместник ал-Джаррах ибн 'Абд Аллах ал-Хаками (722-725 и 729-730). Сославшись на заключенное Хабибом ибн Масламой соглашение, тот написал: «Я утвердил грамоту (тифлисцев. — А. Ш.) и их мирный договор и приказал не возлагать на них лишних податей» [Al-Beladsori, 1866, р. 202].
В то же время из источников мы не располагаем более данными о постройках здесь в VIII в. новых церквей, в то время как предыдущее, VII столетие в истории Армении, Иберии и Албании ознаменовалось строительным бумом по воздвижению подобных культовых зданий. Объяснения тому мы обнаруживаем в «Книге о поземельном налоге» fe'j^l м1^ [Китаб ал-харадж]) авторитетного законоведа, верховного судьи 'Аббасидского халифата (750-1258), Абу Йусуфа (731-798). В ней сказано: «Запрещается им (т. е. иноверцам. — А. Ш.) строить новые храмы или церкви в их городах» [Abu Yusuf, 1884, р. 72].
3 Арабские завоеватели под словосочетанием «люди Писания» [аЬл ал-китаб]) подразумевали исключительно народы святой Библии (Ветхого и Нового Заветов).
4 Веротерпимость арабских завоевателей на раннем этапе проявлялась не только в отношении населения христианских княжеств Армянского нагорья и Южного Кавказа. Раздел «Завоевание Ад-зарбайджана» ал-Баладзури открывает заметкой о том, как его покоритель Хузайфа ибн ал-Йаман, заключая в 22 г. х. (642/3 г.) договор с местными жителями, «брал на себя обязательство никого не убивать, не брать в плен, не разрушать храмы огня, не преследовать курдов., в частности, не препятствовать жителям Шиза исполнять во время своих (религиозных. — А. Ш.) праздников пляски и открыто совершать (культовые обряды, которые. — А. Ш.)... они совершали (прежде. — А. Ш.)» [М-ВеЫэои, 1866, р. 325].
И только в начале IX в., когда начинается процесс становления автономных ба-гратидских княжеств в пределах Арминийи, мы располагаем данными о постройках первых церквей в условиях арабской власти5. Единственным, пожалуй, исключением в этом контексте является упоминание грузинским историком XI в. Джуан-шером Джуаншериани о строительстве мтаваром (князем) Арчилом (ум. в 786 г.) церкви в Садзмори, что в Кахети [см.: Джуаншер Джуаншериани, 1955, с. 243].
Запрет, установленный властями в начале VIII в. на строительство новых церквей в Арминийи, мог способствовать распространению государственной религией Арабского халифата — ислама, среди христианских народов вилайета. Не случайно велико-армянский католикос Сахак III Дзорапореци (677-704) перед кончиной обращается, как утверждает армянский архимандрит второй половины VIII в., Левонд, к наместнику халифа Мамету, он же Мухаммад ибн Марван (693-710), со следующими завещательными словами: «...Чтобы в отношении к вере нашей мы были властны сохранить всё, во что мы веровали и что исповедовали; чтобы никто их ваших нас не принуждал изменять вере нашей» [Левонд, 2003, с. 753].
В то же время следует признать, что в нашем распоряжении нет также сведений о разрушении существующих культовых сооружений христианских и иных неисламских общин Арминийи, которые в мусульманской юридической литературе обозначаются термином «дзимми» — букв. «находящийся под опекой [мусульман]»). Объяснения тому мы вновь обнаруживаем у Абу Йусуфа: «Что касается вопроса. о положении дзиммиев, о том, как были оставлены им храмы и церкви в городах и столицах, а не разрушены, когда мусульмане завоевали их, . то дело в том, что между мусульманами и дзиммиями было достигнуто соглашение на условиях уплаты джизйи, а города были сданы с условием, чтобы ни храмы, ни церкви их не разрушались ни в пределах города, ни за его пределами.» [Abu Yusuf, 1884, р. 80]6.
Тем временем в период действия запрета на строительство церквей в самом центре крупнейших городов Арминийи, на громадных возвышенностях, зачастую в непосредственной близости к древнему христианскому храму, стали возвышаться пышные соборные мечети. Это вынуждены признавать все те арабские и персидские географы и путешественники, которые в X в. побывали в независимых государствах, появившихся после расформирования вилайета Арминийа в 886 г. Ал-Мукаддаси (946/7 — ок. 1000) — единственный из них, кто удостоверился в наличии подобных мечетей не только в центральных городах Арминийи. В его авторской книге «Наилучшее из делений для познаний климатов» (f^Vl ^з j^J [Ахсан ат-такасим фи ма'арифа-т ал-акалим]) мы обнаруживаем соборные мечети и в Ахлате (Хлате), и в Дабиле (Двине), и в Бардза'а (Барде), и в ал-Бабе (Дербен-
5 Грузинский историк XI в., Сумбат Давитис-дзе, в «Жизни и повествовании о Багратионах» пишет о строительстве (первенствующим) князем Ашотом I Багратиони (ок. 810-826) церкви св. апостолов Петра и Павла в Артануджи [см.: Сумбат Давитис-дзе, 1955, с. 377]. В «Истории дома Арцруни» армянского летописца конца IX в., Товмы Арцруни, упомянута «высокая церковь (в Му-ше. — А. Ш.), которую во имя нашего Спасителя построил (первенствующий. — А. Ш.) князь Багарат (Багратуни, 826-851. — А. Ш.)...» [Товма Арцруни, 1985, с. 190 и 191].
6 Единственным, пожалуй, исключением на этот раз является замеченная нами одна фраза в «Истории» Левонда «о разрушении церквей» [Левонд, 2003, с. 749], но она упомянута в контексте не разрушения, а только ограбления упомянутым выше Мухаммадом ибн Марваном монастыря св. Григора, что в округе Багреванд (обл. Айрарат) [Левонд, 2003, с. 746-747].
те), и в Кабале (Капалаке), и в Малазкирде (Маназкерте), и в Шарване, и в Шакки (Шаки/Шакэ) [BGA, pars III, 1877, p. 375-377].
Мы абсолютно уверены в том, что подобный строительный бум по воздвижению исламских культовых сооружений в Арминийи — естественное следствие формирования в этих крупных городах мощных мусульманских общин, начался после прихода к власти в халифате в 750 г. династии 'Аббасидов. При них, как известно, ускорился процесс исламизации немусульманского населения халифата, так как новообращенные мусульмане, не являющиеся этническими арабами, отныне полностью приравнивались в правах к арабам-мусульманам по рождению, и даже могли быть вовлечены в систему управления панисламской империей, как в метрополии, так и на периферии. Пожалуй, самый яркий пример вовлечения в управление на периферии исламизированных армян — двое сыновей и один внук некого Йахйи ал-Армани (в крещении должен был быть Йовханнэс) из Сирийской пограничной области (араб. ^^ jj*^' [ас-Сугур аш-Шамиййа]). По сведениям ал-Баладзури и других мусульманских историков — ал-Йа'куби (ум. в 897 г.) и ат-Табари (838-923), одного из сыновей звали 'Али, который с 862 по 863 гг. возглавлял Арминийу и смежный вилайет Адзарбайджан, второго — Ахмад, который управлял фортификационными укреплениями (араб. ^Ijc- ['Авасим], от ед. ч. ['асима]) в этой Сирийской пограничной области. Наконец, внука звали Мухаммад ибн 'Али, который упомянут в контексте похода против румов (византийцев) 872 г. [al-Beladsori, 1866, р. 246, al-Ja'qubi, 1883, т. 2, р. 606, 624; at-Tabari, 1879-1901, ser. III, p. 1508, 1509].
Исламское вероисповедание при этом никак не мешало представителям арабской администрации армянского происхождения исполнять свои должностные обязанности с учетом национальных интересов княжества армянских Багратидов. По свидетельству велико-армянского католикоса-историка Йовханнэса V Драс-ханакертци (898-929), «.Али Армани... повелением амирапета (т. е. халифа. — А. Ш.)... с царскими почестями назначил (Ашота Багратуни. — А. Ш.) ишханац ишханом Армении, вверив ему сбор подушной подати и всю царскую барщину» [Драсханакертци, 1996, с. 136 и 137].
Тем временем иноверцы, в частности христиане и иудеи, продолжали при 'Аб-басидах обладать гораздо меньшими юридическими и гражданскими правами, чем последователи государственной религии по рождению или новообращенные [см.: Петрушевский, 2007, с. 171]. В частности, они должны были уплачивать обременительную подушную подать. Основоположники мусульманской юридической школы второй половины VIII в. в своих определениях относительно обложения их джизйей ссылались на суру 9 стих 29 из священного Корана: «Воюйте с теми, которые не веруют в Бога и в последний день (суда. — А. Ш.) не считают запрещенным того, что запретил Бог и Его посланник; и с теми из получивших Писание, которые не принимают истинного вероустава, дотоле, покуда они не будут давать выкупа7 за свою жизнь, обессиленные и униженные» [Коран, 1907, с. 350 и 351].
Несмотря на приобретение налогового иммунитета, а также перечисленных выше прав и привилегий в случае принятия вероучения Пророка Мухаммада (ок. 570-632), говорить о массовом переходе христианского населения Арминийи при
7 В арабском тексте значится слово «SO?» [джизйа].
'Аббасидах в ислам, как в случае, скажем, с христианским населением бывших византийских провинций Сирии и Египта или с зороастрийским населением бывших сасанидских владений в Иране и Средней Азии, нам не приходится. Зато мусульманские общины сформировались во всех крупных городах Арминийи. Об этом не только косвенно свидетельствует тот список городов ал-Мукаддаси с наличием в них соборных мечетей, но и заметка еще одного побывавшего здесь во второй половине Х в. арабского путешественника — Ибн Хаукала: «В... Арминийи есть города мусульман, которые находятся во владении последних и которые постоянно пребывают под мусульманским правлением» [BGA, pars II, 1873, p. 245].
Мы считаем, что мусульманские общины в городах Арминийи должны были состоять не только из арабских переселенцев, но и из потомков осевших в странах Армянского нагорья и Южного Кавказа при Сасанидах (227-651) персов. На эту мысль нас наводят свидетельства мусульманских географов и путешественников Х в. о широком распространении в Арминийи наряду с местными языками и государственным арабским еще и фарси — новоперсидского языка, на котором говорили исламизированные персы. Как пишет около 930 г. иранец ал-Истахри, базируясь на путевых заметках другого авторитетного географа, иранца ал-Балхи (ок. 850-934), «язык в Адзарбайджане, Арминийи и Арране персидский и арабский за исключением жителей Дабила и вокруг него, которые говорят по-армянски, а в районе Бардза'а язык арранский» [BGA, pars I, 1870, p. 192]. Ибн Хаукал в 367 г. х. (977/8 г.) к сведениям своего предшественника добавит собственные наблюдения в Арминийи: «.Но мало, кто (там. — А. Ш.) говорит по-арабски, а, кроме того, говорящие по-персидски вовсе не понимают по-арабски» [BGA, pars II, 1873, p. 250]. Наконец, ал-Мукаддаси в 985 г. напишет: «В Арминийи говорят по-армянски, в Ар-ране по-аррански; когда они говорят по-персидски, то их свободно можно понимать. Кроме того, их персидский язык по фонемам напоминает хурасанское (наречие. — А. Ш.)» [BGA, pars III, 1877, p. 378].
Еще одним источником пополнения мусульманских общин Арминийи является автохтонное албанское население Арминийи II на Левобережье Куры, а именно Ширвана, района Баб ал-Абваба (Дербента) и частично Шаки. Оно оказалось более восприимчивым к новому монотеистическому вероучению пророка Мухаммада, чем армянское или иберское население Арминийи. Этому, безусловно, способствовало наличие в ее прикаспийских областях установленного нами большого числа арабо-мусульманских переселенцев [см. подробно: Шагинян, 2007, с. 24-38; Шаги-нян, 2012, с. 57-64] и формирование здесь арабо-мусульманских эмират Ширван-шахов в 799 г. и Баб ал-Абваба в 869 г.
Поэтому половина городов вышеперечисленного списка мегаполисов Арми-нийи, где ал-Мукаддаси увидел соборные мечети, относятся к Левобережному Ар-рану. Очевидно, его имел в виду этот путешественник, когда в 985 г. утверждал, что «в этой стране ислам пользуется расположением.» [BGA, pars III, 1877, p. 373]. О частичной исламизации автохтонного населения района Шаки свидетельствуют слова другого арабского путешественника, ал-Мас'уди (ум. в 956 г.). В сочинении «Луга золота и рудники драгоценных камней» ¿pU^j [Мурудж
адз-дзаЬаб ва ма'адин ал-джауЬара]) на этот счет в 332 г. х. (943/4 г.) он писал: «... Шакинцы, народ христианского вероисповедания, среди которых живет большое число мусульман,.» [Al-Mas'udi, 1861-1877, т. 2, p. 68]. Несмотря на то, что
ал-Мукаддаси примерно через 40 лет уверит своего читателя в том, что «большая часть жителей (Шакки все же составляют. — А.Ш.) христиане.» [BGA, pars III, 1877, p. 376], синхронный, но неизвестный автор «Персидской географии 372 г. х. (982 г.)» (^51*31 Jj^a. [Ьудуд ал-'Алам]) напишет о наличии среди шаккинцев (шакин-цев) только мусульман и язычников [Худуд ал-'Алам, 1930, с. 65 (л. 35а)]8.
Несмотря на все наши поиски, нам так и не удалось в мусульманской литературе обнаружить сведения о постройке в центре Тифлиса соборной мечети, как в случае, скажем, с Двином или Бардой. В то же время востоковедная наука давно установила, как в условиях арабской власти с центром в Тифлисе сформировался арабо-мусульманский наследственный эмират. Разумеется, мусульманское правление было бы невозможно без формирования соответствующей мусульманской общины в этом древнегрузинском городе и его предместьях. Более того, в упомянутой книге ал-Мас'уди читаем следующую заметку: «в Тифлисе был человек, по имени Исхак ибн Исма'ил (ибн Шу'айб, 818-853. — А. Ш.); при содействии бывших с ним мусульман он сумел подчинить себе окружавшие его (арабские. — А. Ш.) племена.» [Al-Mas'udi, 1861-1877, т. 2, p. 65].
Мусульманские общины в городах Арминийи пополнялись не только за счет массового переселения арабских племен, исламизации ираноязычных персов и кавказоязычных албанцев, но и за счет сращивания арабской племенной знати с автохтонной армяно-христианской знатью посредством женитьбы на армянских княгинях, что священный Коран им явно не запрещал9.
Отец трижды правившего Арминийей Йазида ас-Сулами (752-754, 759-764 и 775-780) — Усайд, по данным иракского историка Халифы ибн Хаййата (776/7854), был женат на плененной в 84 г.х. (703/4 г.) княжне из дома ас-Сисаджан (Сюни) [Khalifah ibn Khayyat, 1967, с. 291; ср. также: al-Beladsori, 1866, p. 205]. Как следует из «Всеобщей истории» армянского архимандрита XIII в. Вардана Бардзрбердци, Джаххаф ас-Сулами был женат на дочери лидера антихалифского восстания 774775 гг. Мушела Мамиконеана [Вардан Бардзрбердци, 1861, с. 105]. Внук его Севада (Савада), по свидетельству Йовханнэса Драсханакертци, взял в жены княжну по имени Арусеак из дома Багратуни [Драсханакертци, 1996, с. 116 и 117]. Браки с армянскими княжнами предпочитала не только племенная знать ас-Сулами. На еще одной княжне из дома Багратуни, по свидетельству Товмы Арцруни и ат-Табари, был женат основатель эмирата Арзан, Муса ибн Зурара (? — ок. 852) [Товма Арцру-ни, 1985, с. 176 и 177; at-Tabari, 1879-1901, ser. III, p. 1408], а на княжне из дома Ар-цруни, как следует из заметки Йовханнэса Драсханакертци, — его сын и преемник Абу ал-Му'изз (852-?) [Драсханакертци, 1996, с. 176 и 177].
Дети от таких смешанных браков носили исключительно арабские имена, так как воспитывались в исламской культуре, как то требовалось по Корану. Ярким примером служит упомянутый вали Арминийи Йазид ас-Сулами, мать которого была из армянского княжеского дома Сюни. Что же касается этих матерей-армянок, то, видимо, они не спешили принимать ислам. По крайней мере, мусульман-
8 Наличие язычников среди населения Шаки подтверждается данными из грузинских источников, относящимися ко второй половине VIII в. [см., например: Джуаншер Джуаншериани, 1955, с. 243].
9 Сура 2 стих 220 запрещает только брать мусульманам жен среди многобожников [Коран, 1907, с. 62-64 и 63-65].
ские и армянские авторы раннего Средневековья, у которых мы обнаруживаем сведения о смешанных браках, о переходе их в ислам ничего не говорят. Более того, в нашем распоряжении имеется одно прямое свидетельство Йовханнэса Драсха-накертци о том, что Аплмахра, он же Абу ал-Му'изз, после оформления подобного брака сам начал «тайно исповедовать христианскую веру» [Драсханакертци, 1996, с. 176 и 177].
Наконец, мусульманские общины Арминийи должны были пополняться путем насильственной исламизации тех представителей христианской знати, которые брались за оружие, а после подавлений мятежей тем самым получали шанс быть амнистированными и спасти себе жизнь. В местных письменных памятниках мы располагаем мартирологами, которые рисуют мученичества ряда мятежных армянских и албанских нахараров или иберских мтаваров за отказ принять ислам. Правда, их авторы задавались целью внушить читателю исключительное превосходство вероучения Христа над вероучением Мухаммада [краткую их характеристику см.: Гуайта, 2002, с. 102-105], и содержащиеся в этих памятниках повествования не всегда адекватны исторической действительности, но факты мученичества зачастую подтверждаются сведениями из историографии.
Итак, в Арминийи ислам стал господствовать только в тех городах и районах, где компактно проживали переселенные арабские племена, создавшие наследственные эмираты, а мусульманская общность вилайета в основном состояла из этих мигрантов из Аравии, а также из исламизированных персов. Основная же масса автохтонного населения Арминийи, состоящая из армян, иберов и албанцев, за редкими исключениями продолжала исповедовать христианскую религию. Об этом наглядно свидетельствуют слова ал-Истахри: «.Христиане составляют большую часть обитателей Арминийи» [BGA, pars I, 1870, p. 188]. То же самое повторяет в Ибн Хаукал: «Большая часть Арминийи населена христианами» [BGA, pars II, 1873, p. 245].
Источники и литература
1. Гуайта Дж. 1700 лет верности. История Армении и ее Церкви / пер. с итал. Л. Харитонова, А. Рыжевской и С. Капелюшникова. М.: FAM, 2002. 400 с., илл. и карты 16 с.
2. Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала // Картлис Цховреба / изд. С. Ка-ухчишвили. Т. 1. Тбилиси: Госиздат, 1955. Т. 1. C. 139-243 (х^^бЭдА ^^ббЭдАоббо. ßbrnßAg&i З^Ьф^ба // / а^ЗгоЗ^ Ь. ¿5£|ЬВоЭзо^о. от&о^оЬо: ЬбЬд^Э^од«
1955. ф. 1. аЗО^фо 139-243).
3. История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / с оригиналом сверил Ал. Мар-гарян, пер. (на ашхарабар) и примеч. Г. Тосуняна. Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1996. 400 с. (Зп^шЬЬт. Чшрпц^пи^ ^рши^шйш^Ьршдш] ^rnrnUmp^LÜ ¿mjng / Pümqp^ htm htftfrn. U]_. ÜшpqшpJшü, ршpq. U &шünршqp. Ч-. Впипъ^шй^. Ъркшй: Ъркшй^ hшUШlu. hpшш., 1996. 400 tg).
4. Коран / пер. с араб. яз. Г. Саблукова. 3-е изд. Казань: Центральная Типогр., 1907. 1180 с. (¡^
5. История Великого армянского вардапета Левонда // Armenian Classical Authors. Vol. II: 8th Century. Antelias-Lebanon: Armenian Catholicosate of Cilicia, 2003. Р. 709-851 (^штйшршйпър^ъй Чипй^Ьш} Ubb^ ^шрцшщЬт^ ^jng... // Uшmbüшq^pp ^jng. 2, Q: С 1-шр. ийр^фши-^ршйшй: Utb^ Sшüü Чшрп^пипър^й, 2007. 709-851).
6. Мокцеваи Картлисаи // Картлис Цховреба / изд. С. Каухчишвили. Т. 1. Тбилиси: Госиздат, 1955. С. 72-138 (Зт^^оЗ^о ¿¿Аот^оЬбо // ¿¿Аот^оЬ ^Ьгоз^о^ / а^ЗтЗ^ Ь. ¿5£|ЬВоЭзо^о. от&о^оЬо: ЬбЬо^З^одт а^ЗтЗбоЗ^т&й, 1955. ф. 1. аЗО^фо 72-138).
7. Петрушевский И. Ислам в Иране в VII-XV веках: курс лекций. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 428 с.
8. Сумбат Давитис-дзе. Жизнь и повествование о Багратионах // Картлис Цховреба / изд. С. Ка-ухчишвили. Т. 1. Тбилиси: Госиздат, 1955. С. 372-386 (b£|95iô ф^зоотоЬ âg. gb^ftgfti Ьй^А^^ойботб // ^ЬтзАд&й / й^ЭтЭ^ Ь. ¿¿^ЬВоЭзо^о. от&о^оЬо:
1955. ô. 1. 372-386).
9. Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. (на ашхарабар) и примеч. В. Варданяна. Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1985. 560 с. Up&pniU^ U UUmUniU. ^mmUmp^iU mmUU Up&pniUbmg / Zpmm., pmpq. U bmUnpmqp. 4. 4mpqmUjmU^. bpUmU: bpUmU^ hmtfmju. hpmm., 1985. 560 tg).
10. Худуд ал-'Алам (Рукопись Туманского) / изд. В. Бартольд. Л.: Изд-во АН СССР, 1930. 45,
78 с.
11. Шагинян А. Национальная (миграционная) и религиозная политика Арабского халифата в Армении и Арминийи // Официальный журнал Эчмиадзинского Католикосата «Эчмиад-зин». 2007. № 10. С. 24-38 (Cmh^UjmU U. Upmpm^mU bmj^mjnLpjmU mqqmj^U (îl^qpmg^nU) U ^pnUm^mU pm^mpm^mUnLpjniUp ¿mjmurnmUniJ U UpJ^U^jmjniJ // 1m2moUm^mU mJumq^p Zmjpm^hrnm^mU Upnnnj U tg^^&U^ «tg^^b^U». 2007. tf. tg 24-38).
12. Шагинян А. Система административного деления и управления Арабского халифата в Армении и Арминийи // Вест. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2008а. № 3. С. 68-85.
13. Шагинян А. Последнее восстание в арабской провинции Арминийа (850-855 гг.) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. История. 2008b. Вып. 4. С. 108-117.
14. Шагинян А. Расформирование арабской провинции Арминийа во второй половине IX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. История. 2009. Вып. 2. С. 213-223.
15. Шагинян А. Формирование новой этнической и конфессиональной карты Армянского и Южно-Кавказского нагорий при арабах // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. История. 2012. Вып. 2. С. 57-64.
16. Abu Yusuf. Kitab al-kharadj. Bulaq: [S. l.], 1302 А. Н. / 1884 A. D. (?) р. (<JVjj .£1>11 .uj jji uai \ ïv.x).
17. Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum: [S. l.], 1866 539 р. (^jM ùj ^ i>4»ll ^ pbvl uju ¿ш
18. Biblioteca Geographorum Arabicorum (BGA) / еd. M. de Goeje. I. (Viae regnorum, auctore al-Istakhri). Lugduni Batavorum: [S. l.], 1870 . 348 p.
19. Biblioteca Geographorum Arabicorum (BGA) / ed. M. de Goeje. II. (Viae et regna, auctore Ibn Hauqal). Lugduni Batavorum: [S. l.], 1873. 456 p.
20. Biblioteca Geographorum Arabicorum (BGA) / ed. M. de Goeje. III (Descriptio imperii Mosle-mici auctore. al-Moqaddasi). Lugduni Batavorum: [S. l.], 1877. 498 p.
21. Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae / ed. M. Houtsma. 1-2. Lugduni Batavorum: [S. l.], 1883. (т. 2 — 630 р.) CjjI m^j ùJ j*"? ùJ «jI ùJ ^^l ¿иЦ.
22. The History of Khalifah ibn Khayyat / ed. by Akram Diya' al-Umari. Nagav: [S. l], 1386-1387 A. H. / 1967 A. D. 660 р. (p^lv / »ivav^van «uajli .¡¿j«ll fjsl -u ^ \ llii ùj ¿¿j3).
23. Al-Mas'udi. Les Prairies d'or / texte et trad. par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. Paris: Collection d'ouvrages orientaux, publiée par la Société Asiatique, 1861-1877. T. 1-9.
24. Shahinyan A. The Administrative and Territorial Division of the Arab Province of Arminiya and its Frontiers According to Arabic Sources // Haigazian Armenological Review. Vol. 30. Beirut: Haigazian University Press, 2010. P. 319-328 (Cmh^UhmU U. UpU^Ufym mpmpm^mU UmhmUq^ umhJmUUhpU nL ^mp^mrnmpm&pmj^U pmdmUniUp pus mpmpmq^p u^qpUmqpjnipUbp^ // Zmj^mqbmU Zmjmq^mm^mU ¿mUq.hu. 2, L. ^tjpnip: ¿mj^mqbmU hmtfm]u. hpmm., 2010. tg 319-328).
25. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Series I-III. Lugduni Batavorum: [S. l.], 1879-1901 (ser. III, 1879-1885 — 2294 р.) (^Jv ¿ljLJij j^jll ¿jju tfj^ll JJJ? CJI j*"?).
References
1. Guaita G. 1700 let vernosti. Istoriia Armenii i ee Tserkvi. Per. s ital. L. Kharitonova, A. Ryzhevskoi i S. Kapeliushnikova [1700 years of loyalty. A History of Armenia and its Church. Trans. from Italian by L. Kharitonov, A. Rizhevskaya and S. Kapelyushnikov]. Moscow, FAM, 2002. 400 p., ill. and maps 16 p.
2. guansher guansheriani. Zhizn' Vakhtanga Gorgasala [Life of Vaxtang Gorgasal]. Kartlis Tskhovreba [K'art'lis C'xovreba]. Izd. S. Kauxchishvili. Vol. 1. Tbilisi, Gosizdat Publ., 1955. P. 139-243.
3. Istoriia Armenii katolikosa Iovkhannesa Draskhanakerttsi [History of Armenia of Yovhannës Drasxanakertc'i]. S originalom sveril Al. Margarian, per. (na ashkharabar) i primech. G. Tosuniana. Erevan, Izd-vo Erevan. un-ta Publ., 1996. 400 p.
4. Koran [Quran]. Per. s arab. iaz. G. Sablukova. 3-e izd. Kazan', Tsentral'naia Tipogr. Publ., 1907. 1180 p.
5. Istoriia Velikogo armianskogo vardapeta Levonda [History of Armenian vardapet tevond]. Armenian Classical Authors. Vol. II: 8th Century [Armenian Classical Authors. Vol. II: 8th Century]. Antelias-Lebanon, Armenian Catholicosate of Cilicia Publ., 2003. P. 709-851.
6. Moktsevai Kartlisai [Mokcevai K'art'lisai]. Kartlis Tskhovreba [K'art'lis C'xovreba]. Izd. S. Kaukhchishvili. Vol. 1. Tbilisi, Gosizdat Publ., 1955. P. 72-138.
7. Petrushevskii I. Islam v Irane v VII-XV vekakh: kurs lektsii [Islam in Iran in the 7th-15th Centuries: The lectures]. 2-e izd. St. Petersburg, St. Peterb. Univ. Press, 2007. 428 p.
8. Sumbat Davitis-dze. Zhizn' i povestvovanie o Bagrationakh [Life and history of Bagratids]. Kartlis Tskhovreba [K'art'lis C'xovreba]. Izd. S. Kaukhchishvili. Vol. 1. Tbilisi, Gosizdat Publ., 1955. P. 372-386.
9. Tovma Artsruni i Anonim. Istoriia doma Artsruni [History of the Arcrunid's House]. Izd., per. (na ashkharabar) i primech. V. Vardaniana. Erevan, Izd-vo Erevan. un-ta, 1985. 560 p.
10. Khudud al-'Alam (Rukopis' Tumanskogo) [The Frontiers of the World]. Izd. V. Bartol'd. L.: Izd-vo AN SSSR, 1930. 45, 78 p.
11. Shahinyan A. Natsional'naia (migratsionnaia) i religioznaia politika Arabskogo khalifata v Armenii i Arminiii [National (Migration) and Religious Policy of the Arab Caliphate in Armenia and Arminiya]. Ofitsial'nyi zhurnal Echmiadzinskogo Katolikosata «Echmiadzin» ["Etchmiadzin" Official monthly review of holy Etchmiadzin]. 2007. N 10. P. 24-38.
12. Shahinyan A. Sistema administrativnogo deleniia i upravleniia Arabskogo khalifata v Armenii i Arminiii [The System of Administrative Division and Government of the Arab Caliphate in Armenia and Arminiya]. Vestnik of Moscow University. Series 13. Asian Studies. 2008a. N 3. P. 68-85. (In Russian)
13. Shahinyan A. Poslednee vosstanie v arabskoi provintsii Arminiia (850-855 gg.) [The Last Rebellion in the Arab Province of Arminiya (850-855)]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 2. History. 2008b. Issue 4. P. 108-117. (In Russian)
14. Shahinyan A. Rasformirovanie arabskoi provintsii Arminiia vo vtoroi polovine IX v. [The abolition of the Arab Province of Arminiya in the second half of the 9th century]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 2. History. 2009. Issue 2. P. 213-223. (In Russian)
15. Shahinyan A. Formirovanie novoi etnicheskoi i konfessional'noi karty Armianskogo i Iuzhno-Kavkazskogo nagorii pri arabakh [Formation of the new ethnic and confessional map of the Armenian and Southern-Caucasus plateaus under the Arab domination]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 2. History. 2012. Issue 2. P. 57-64. (In Russian)
16. Abu Yusuf. Kitab al-kharadj. Bulaq: [S. l.], 1302 A. N. 1884 A. D. (?) p.
17. Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori. Ed. by M. de Goeje. Lugduni Batavorum: [S. l.], 1866 539 p.
18. Biblioteca Geographorum Arabicorum (BGA). Ed. by M. de Goeje. I. (Viae regnorum, auctore al-Istakhri). Lugduni Batavorum: [S. l.], 1870 . 348 p.
19. Biblioteca Geographorum Arabicorum (BGA). Ed. by M. de Goeje. II. (Viae et regna, auctore Ibn Hauqal). Lugduni Batavorum: [S. l.], 1873. 456 p.
20. Biblioteca Geographorum Arabicorum (BGA). Ed. by M. de Goeje. III (Descriptio imperii Moslemici auctore... al-Moqaddasi). Lugduni Batavorum: [S. l.], 1877. 498 p.
21. Ibn Wadhih qui dicitur al-Jaqubi. Historiae. Ed. by M. Houtsma. 1-2. Lugduni Batavorum: [S. l.], 1883. (t. 2 — 630 p.).
22. The History of Khalifah ibn Khayyat. Ed. by Akram Diya' al-Umari. Nagav: [S. l], 1386-1387 A. H. / 1967 A. D. 660 p.
23. Al-Mas'udi. Les Prairies dor. Texte et trad. par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. Paris: Collection d'ouvrages orientaux, publiée par la Société Asiatique, 1861-1877. Vol. 1-9.
24. Shahinyan A. The Administrative and Territorial Division of the Arab Province of Arminiya and its Frontiers According to Arabic Sources. Haigazian Armenological Review. Vol. 30. Beirut, Haigazian University Press, 2010. P. 319-328.
25. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari. Cum aliis ed. M. de Goeje. Series I-III. Lugduni Batavorum: [S. l.], 1879-1901 (ser. III, 1879-1885 — 2294 p.).
Статья поступила в редакцию 24 сентября 2014 г.