Научная статья на тему 'Формирование Великого княжества армянского на территории арабской провинции Арминийа'

Формирование Великого княжества армянского на территории арабской провинции Арминийа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
634
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКАЯ ПРОВИНЦИЯ АРМИНИЙА / ХРИСТИАНСКИЕ КНЯЖЕСТВА И МУСУЛЬМАНСКИЕ ЭМИРАТЫ АРМИНИЙИ / ПЕРВЕНСТВУЮЩИЕ КНЯЗЬЯ АРМЕНИИ / КАРТЛИ И КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ / ДИНАСТИЯ БАГРАГУНИ / "SENIOR" PRINCES OF ARMENIA / THE ARAB PROVINCE OF ARMINIYA / CHRISTIAN PRINCIPALITIES AND MUSLIM EMIRATES OF ARMINIYA / KARTLI AND CAUCASUS ALBANIA / THE DYNASTY OF BAGRATUNI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагинян Арсен Карапети

Аннексировав Армению в начале VIII в., арабы не смогли ликвидировать суверенитет армян в форме института первенствующего князя. Наоборот, продолжился его генезис. В результате этого, в первой половине IX в., как только в Арабском халифате начался процесс децентрализации, в Армении стало формироваться автономное княжество. После 826 г. первенствующие князья правили уже в достоинстве «ишханац ишхана» (князя князей, или великого князя). Это позволяет говорить о том, что на территории арабской провинции Арминийа сформировалось Великое княжество Армянское, которое пользовалось широкой административно-политической и экономической автономией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the Grand Principality of Armenia on the Territory of the Arab Province of Arminiya

Having annexed Armenia in the early 8th century, the Arabs were not able to liquidate the sovereignty of the Armenians by means of senior prince institute. On the contrary, its genesis was continued. As a result, in the first half of the 9th century, when the process of the Arab Caliphate decentralization began, the autonomous principality in Armenia was created. After 826 senior princes ruled as Ishkhanats Ishkhan (Prince of Princes or Grand Prince). It shows that the Grand Principality of Armenia was created on the territory of Arab Province of Arminiya, which enjoyed great administrative, political and economic autonomy.

Текст научной работы на тему «Формирование Великого княжества армянского на территории арабской провинции Арминийа»

А. К. Шагинян

ФОРМИРОВАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА АРМЯНСКОГО НА ТЕРРИТОРИИ АРАБСКОЙ ПРОВИНЦИИ АРМИНИЙА

Появление в конце IX в. суверенных Багратидских государств стало возможным благодаря той своеобразной ситуации, которая сложилась в Арминийи за последние десятилетия. В этой северной провинции Арабского халифата, которая помимо армянских областей включала в себя еще и территорию Картли (Восточной Грузии) и (Кавказской) Албании, шел процесс формирования автономных Багратидских княжеств1:

1) Албания (осн. ок. 820 г.) с центром попеременно в городах Шаке и Хачен. Занимала территорию исторической Албании и некоторые округа исторических армянских областей Арцах, Сюник и Утик. Здесь правила албанская ветвь Багратидов. Основатель княжества — Сахл (=Сахак) Багратуни (ок. 820-838);

2) Армения (осн. в 802 г.) с центром в городе Багаран. В основном занимала территорию центральной области Айрарат. Здесь правила армянская ветвь Багратидов, сюзерен которых признавали остальные армянские князья. Основатель княжества — Ашот Мсакер Багратуни (790-е/802-826);

3) Мокк (осн. ок. 826 г.) с одноименным центром. Занимал территорию одноименной области. Здесь правила местная ветвь Багратидов. Основатель княжества — Сахак Багратуни (ок. 826-?);

4) Тао-Кларджети (осн. ок. 810 г.) с центром в крепости Артануджи. Занимал территорию исторической армянской области Тайк (груз. Тао) и округа Кларджк (груз. Клард-жети) области Гугарк (груз. Гуджарети). Здесь правила грузинская (картвельская) ветвь Багратидов. Основатель княжества — Ашот Великий Куропалат (ок. 810-826);

5) Тарон (осн. в 826 г.) с центром попеременно в городах Хлат и Муш. Занимал территорию южных округов Туруберана, северных округов Алдзника, восточных округов Цопка и округа Мананали Высокой Армении. Здесь правила местная ветвь Багратидов. Основатель княжества — Багарат Багратуни (826-851).

Одновременно на территории Арминийи сформировались многочисленные армянские княжества Арцрунидов (в Васпуракане) и Сюнидов (в Сюнике, или Сисакане), грузинское княжество в Кахети и албанское — в Байлакане, а также арабо-мусульманские эмираты2.

В период существования провинции Арминийа (701-886 гг.) посредником между ее арабской администрацией и армянской знатью был один из местных нахараров-ишханов (феодалов-князей). Несмотря на наличие трех крупных (Багратиды, Арц-руниды и Сюниды), а также многочисленных средних и мелких нахарарских домов, такую функцию посредника, за исключением двух случаев, выполняли Багратиды. Этот древнейший армянский род упоминается в письменных памятниках за долгие столетия до арабских завоеваний — в эпоху царства Арташесидов (189-1 гг. до н. э.). В то же время британский кавказовед К. Туманов заключает, что они являются потомками древнеармянской царской династии Ервандидов (ок. 570-535 и 331-201 гг. до н. э.)3. Подлинно известно, что в годы правления династии армянских Аршакидов (52/66-428)

© А. К. Шагинян, 2009

Багратиды наследственно занимали важную должность при дворе — «тагадир аспета» (венцевозлагателя). В годы второго восстания армян против власти Сасанидского Ирана (226-651) в 481-484 гг. некий Сахак Багратуни стал даже представителем персидской администрации — марзбаном Армении. А должность марзбана Вркана (Гиркании, к югу от Каспии) позднее занял Смбат Багратуни (599-607).

В условиях арабо-мусульманской власти Багратиды постепенно начали вытеснять из общественно-политической жизни Армении прежних сильнейших представителей высшей армянской знати, в частности Мамиконидов, и закрепили за собой основные государственные институты власти Армении — гахерэц ишхана (первенствующего князя) и спарапета (главы войска). В отличие от доарабского периода, когда только двое из Багратидов (Ашот Багратуни, 685-689 и Смбат Багратуни, 693-702) занимали должность первенствующего князя Армении4, теперь они только в двух случаях уступили высший пост представителям других княжеских домов. Но это вовсе не означает, что должности гахерэц ишхана и спарапета в это время были наследственными в руках у Багратидов. Арабские правители или наместники халифов сами производили такие назначения. Только их выбор, главным образом, останавливался на представителях этого дома, который таким образом противопоставлялся сильнейшим нахарарам Армении (в частности Мамикони-дам), что полностью отвечало интересам арабской администрации. Поэтому, когда в ходе второго антиарабского восстания в Арминийи в 744-752 гг. к власти в Армении пришел брат мятежника Григора (который временно добился должности спарапета) — Мушел Мамиконеан (749-753/4), представители новой халифской династии ‘ Аббасидов (750-1258) его не признали и заменили Сахаком Багратуни (753/4-775)5.

Второй гахерэц ишхан Армении (не Багратид) — это Тачат Андзеваци (780-785), который был назначен на должность благодаря вмешательству авторитетного наместника халифа и наследника престола — Харуна ибн ал-Махди (780-786)6. (Кстати, спарапетом при нем был все же Багратид.) Институт гахерэц ишхана в Армении сформировался еще задолго до окончательного ее завоевания арабами в 630-е гг.7 И как ни странно, в течение всего периода пребывания Армении в составе халифата его развитие продолжалось. Следует отметить, что ранние зарубежные ориенталисты не имели четкого представления о должности гахерэц ишхана в арабскую эпоху8. Серьезные результаты, полученные в ходе изучения этого вопроса, мы наблюдаем только у современных исследователей — А. Тер-Гевондяна и К. Юзбашяна9.

Основоположники арабо-мусульманской историографии (ал-Балазури, ум. 892 г.; ал-Йа‘куби, ум. в 897 г.; ат-Табари, 838-923; ал-Куфи, ум. в 926 г. и др.) этот институт в основном обозначают греческим термином «патрикий» (араб. батрик), а в редких случаях своим собственным — «сахиб» (владетель). Отсюда же соответствующие формы титула: «батрик ал-Арман» (ишхан Армении), «батрик Джурзан» (эристави Картли), «батрик Арран» (ишхан Албании), или в редких случаях «сахиб ал-Арман» (владетель Армении) и т. д. Однако следует отметить, что не только первенствующего князя Армении, или сопредельных стран Южного Кавказа, они могли обозначать термином «батрик», но и глав крупнейших армянских княжеств (например, «батрик ал-Бусфур-раджан», ишхан Васпуракана; «батрик ас-Сисаджан», ишхан Сисакана, или Сюника, и т. д.). Данный греческий термин мы неоднократно встречаем и у сирийских авторов (Псевдо-Дионисия Теллмахрского, ум. в 845 г. и Михаила Сирийца, ум. в 1199 г.) при обозначении первенствующих князей Армении. Грузинские же источники главу Армении обозначали собственным термином «эристави» (князь).

В период правления двух последних первенствующих князей Армении арабского периода (Багарата Багратуни, 826-851 и Ашота Багратуни, 856-886), в наших первоисточниках появляется армянский термин «ишханац ишхан» (князь князей, верховный князь) и в одном случае равнозначный ему — «тэранц тэр» (владыка владык). Греческая форма его, соответственно, «архон тон архонтон», а арабская — «батрик ал-батарика»10, что, без сомнения, является калькой с армянского языка. У историка из Албании Мовсэса Каланкатуаци и армянского католикоса Йовханнэса V Драсханакертци (898-829) встречается еще и термин «мец ишхан» (великий князь), но только применительно к представителям высшей знати Картли и Албании.

Несмотря на отсутствие в источниках различий между терминами, обозначающими «ишхана» и «ишханац ишхана», вполне логично допустить, что второй вариант расценивался как более высокая должность и более почетный титул. В связи с этим следует процитировать армянского историка Товму Арцруни (конец IX в.): «(Правил Ашот Багратуни. — А. Ш.) пять лет в ишханском великолепии, 25 лет в качестве ишханац ишхана и 4 года в царской роскоши...»11. Следовательно, имело место постепенное повышение в должности. Появление термина «ишханац ишхан» связано с автономизацией Армении и подчеркивает ее особый статус в составе Арминийи.

По мнению А. Тер-Гевондяна, власть ишханац ишхана от ишхана отличалась тем, что первые правили над всеми тремя христианскими странами провинции Арминийа12. Согласиться с этим выводом трудно. По свидетельству ат-Табари, в 223 г. х. (837/8 г.) халиф решил наградить батрика Аррана (ишхана Албании) Сахла (=Сахака) ибн Сунбата (сына Смбата) «княжеской короной» (тадж ал-батрик)13. Более того, он «.сделал его старшим над всеми батриками (Арминийи. — А. Ш.)», — пишет ал-Куфи14. По Мовсэсу Каланкатуаци, глава государства дал ему «... право царской властью управлять Арменией, Иверией и Алуанком». А через год (в 287 г. арм. эры (838/9 г.)) его на этой должности сменил сын — «тэранц тэр» («владыка владык») Йовханнэс15. В связи с этим, К. Юзба-шян решил включить Сахла (=Сахака) и его сына Йовханнэса в список первенствующих князей Армении16. Однако мы знаем, что Багарат Багратуни продолжал выполнять свои должностные обязанности на посту гахерэц ишхана Армении до своего пленения в конце 851 г.17 Товма Арцруни пленение мотивирует тем, что он поверил в обещания (арабского) эмира Йовсэпа, сына Апусэта (Йусуфа ибн Аби Са‘ида, 850-851) о том, что «страну Армения он доверяет ему, поскольку сам должен вернуться ко двору (халифа. — А. Ш.)»18. Как нам кажется, в такое обещание поверил Багарат, поскольку ему предлагали власть не только в Армении, которая у него уже давно имелась, но и над всеми тремя христианскими странами Арминийи. Эту нашу версию подтверждает ат-Табари: «.батрик ал-батарика требовал (должность. — А. Ш.) правителя» всей Арминийи19, где речь идет о верховной власти над Арменией, Картли и Албанией, которая с 837 г. находилась в руках у соседних албанских князей.

Во второй половине IX в. титул ишханац ишхана, как мы показали выше из «Истории дома Арцруни», получит первенствующий князь Армении Ашот Багратуни. Правитель Арминийи Али-Армани (‘Али ал-Армани, 862-863), как пишет Йовханнэс Драсханакертци, «.повелением амирапета одарил [Ашота] множеством одеяний и с царскими почестями назначил ишханац ишханом, вверив ему (даже. — А. Ш.) сбор сака и весь царский бекар Армении»20, т. е. налогов и всех государственных податей Арминийи. Одновременно Ашот, по сообщению Товмы Арцруни, взялся подчинить всех армянских, грузинских и албанских князей21. У армянского историка рубежа XI в.

Асолика читаем: «.прежде чем стать царем в течение тридцати лет (он. — А. Ш.) был ишханом и ишханац ишханом Армении и Грузии»22. И далее: «.оказался первым и наипочтеннейшим из всех нахараров Армении, и все заключали с ним союз, как если бы он действительно был царского рода»23.

Анализ сведений наших первоисточников указывает на то, что прямой зависимости между должностью и титулом «ишханац ишхан» и «ишхан» и пространственными пределами власти их носителей, как предлагает А. Тер-Гевондян, не существовало. Что касается личности Сахла (=Сахака), то он был первенствующим князем не Армении, а соседней Албании, которому впервые в арабской административной практике была передана также верховная власть над всеми тремя христианскими странами Арминийи. И эта новая должность, которую с начала 863 г. получил Ашот Багратуни, не имела ничего общего с титулом «ишханац ишхан», или «тэранц тэр». Об этом свидетельствует также заметка из упомянутого выше отрывка ат-Табари о «княжеской короне»: Сахл «таким образом. стал батриком», т. е. ишханом, а не ишханац ишханом. У Мовсэса Каланкатуаци он также «ишхан», но вот его сын уже — «тэранц тэр». Таким образом, не только в Армении, но и в соседних странах Южного Кавказа правили местные первенствующие князья. При этом один из них, начиная с 837 г., назначался на должность верховного правителя всех трех христианских стран региона. Следовательно, остальные два первенствующих князя признавали его верховным сюзереном. А находящийся на столь высокой должности правитель вне зависимости от своего титула («ишхан» или «ишханац ишхан») отличался от остальных, как нам кажется, княжеским венцом, которым его официально от имени халифа короновали представители арабской администрации.

Ниже мы предлагаем полный список первенствующих князей (их титулатуру) и спа-рапетов Армении в период ее пребывания в составе Арминийи (701-886 гг.), а также небольшой список верховных правителей Армении, Картли и Албании:

Первенствующие князья Армении:

1) Смбат I Багратуни (703 — весна 726) с титулом «куропалат» — сын Смбата. Вероятно, внук гахерэц ишхана Ашота I Багратуни (685-689). Очевидно, он же замещал должность спарапета.

2) Ашот II Багратуни (732-749) по прозвищу Слепой — сын Васака. Вероятно, двоюродный брат Смбата I и внук Ашота I. Он же замещал должность спарапета до 745 г. Затем при нем, но без его согласия, спарапетом был назначен Григор Мамиконеан (745-749), сын Смбата — брат следующего гахерэц ишхана Мушела.

3) Мушел Мамиконеан (749-753) — сын Смбата, брат мятежного спарапета Григора. Очевидно, он же замещал должность спарапета.

4) Сахак Багратуни (753/4 — 24 апреля 775) — сын Багарата (брата Васака), двоюродный брат Ашота II (Слепого). Вероятно, также двоюродный брат Смбата I и внук Ашота I. При нем спарапетом стал Смбат Багратуни, сын Ашота II (Слепого).

5) Ашот III Багратуни (после 24 апреля 775 — август 780) — сын Сахака. Очевидно, он же замещал должность спарапета.

6) Тачат Андзеваци (после 6 сентября 780 — июль 785) — сын Григора. При нем спарапетом стал Багарат, вероятно, сын Сахака Багратуни.

7) Ашот IV Багратуни (790-е/802-826) по прозвищу Мясоед — сын спарапета Смбата, внук Ашота II (Слепого). При нем спарапетом стал его брат Шапух (убит в 821/2 г.).

8) Багарат Багратуни (826 — конец 851) с титулом «ишханац ишхан» — старший сын Ашота IV (Мясоеда). При нем спарапетом стал самый младший его брат Смбат.

9) Смбат II Багратуни (конец 851-855) по прозвищу Исповедник — четвертый сын Ашота IV (Мясоеда). Он же продолжал одновременно замещать должность спарапета.

10) Ашот V Багратуни (856-886) с титулом «ишханац ишхан» (с начала 863 г.) — сын Смбата II (Исповедника). Он же замещал должность спарапета до начала 863 г. Затем при нем спарапетом стал его брат Абас (863-886).

Верховные правители Армении, Картли и Албании:

1) Сахл (=Сахак) Багратуни (после 3 декабря 837 — декабрь 838) с титулом «ишхан» — гахерэц ишхан Албании (ок. 820 — декабрь 838), сын Смбата, внука гахерэц ишхана и спарапета Армении Смбата I (вероятно, двоюродного брата Ашота II Слепого).

2) Йовханнэс Багратуни (декабрь 838-855) с титулом «тэранц тэр» — гахерэц ишхан Албании (декабрь 838-855), сын Сахла (=Сахака).

3) Ашот V Багратуни (начало 863-886) с титулом «ишханац ишхан» — гахерэц ишхан Армении (856-886), сын Смбата II (Исповедника).

Анализируя полученные из источников сведения, касающиеся роли и места гахе-рэц ишхана в общественно-политической жизни Армении при арабах, мы приходим к следующим выводам.

Первенствующий князь был подотчетен арабскому правителю Арминийи, в его отсутствии — наместнику халифа, в редких случаях (в случае отсутствия последнего) — напрямую халифу. Ему подчинялись спарапет и католикос, все крупные и мелкие ишханы и нахарары Армении. Иногда они совмещали также должность спарапета. В любом случае, верховным главнокомандующим, под руководством которого в случае необходимости могла мобилизоваться огромная боеспособная армия для участия в боевых действиях, был гахерэц ишхан. В источниках говорится о том, что наряду с арабскими правителями в Арминийи назначались также заместители по сбору налогов24, но в период автономизации Армении ишханац ишхан Ашот Багратуни, как мы показали выше, уже сам обеспечивал исправное поступление всех государственных налогов, собираемых в провинции.

Первенствующие князья созывали нахарарские соборы, на которых при участии спарапета страны, католикоса и высшей светской знати решались важнейшие вопросы государственного значения. При арабах нам известны только два аналогичных собора, которые были созваны во время первых двух восстаний армян против власти халифата: в конце 702 г. и в конце 744 г. На них решались исключительно организационные вопросы, связанные с этими народными движениями25. Первенствующие князья имели свои гербовые печати. До нас дошла аналогичная печать на арабском языке, принадлежавшая Ашоту V Багратуни: Ашут ибн Сунбат (Ашот, сын Смбата)26.

Традиционно, вторым лицом в Армении был спарапет. Этот институт известен еще со времен правления царской династии Аршакидов. Арабская администрация смирилась также с его существованием. Долгие столетия спарапетство находилось в наследственной власти сильнейшего рода Мамиконеан. Однако с постепенным усилением в условиях арабской власти Багратидов оно также перешло в их наследственную власть. Последним спарапетом Армении из рода Мамиконеан стал Григор. Как показано выше, при ‘Абба-сидах должность спарапета иногда замещал гахерэц ишхан, но мого быть и наоборот. Например, спарапет Смбат Багратуни после пленения брата Багарата в 851 г. временно стал исполнять и его обязанности. Под командованием спарапета действовала регулярная армия. Ее ядро составляла конница, численностью в середине VIII в., по свидетельству вардапета Левонда, в 15 тыс.27 А в первой половине IX в., как сообщает неизвестный мусульманский автор, ее численность достигла 20 тыс.28 Армянская конница получала

годовое жалование из государственной казны халифов. Общая сумма эта в середине VIII в., по свидетельству вардапета-историка, равнялась 100 тысячам дирхемов в год29.

Еще одним традиционным для армянского общества является институт католикоса. В арабоязычной литературе он, очевидно, обозначался термином «ал-джаткид»30, что, таким образом, является калькой с армянского языка. Глава церкви играл важную роль в общественно-политической жизни страны и непосредственно участвовал в системе ее управления. Эта выборная должность сохранила свое существование при арабах, более того, авторитет ее продолжал расти. Армянские католикосы вели переговоры и заключали соглашения с наместниками халифов (например, письменная клятва Мухаммада ибн Марвана (693-710) на просьбу-завещание католикоса Сахака III Дзорапореци (677-704)31) и даже с самими халифами. У Мовсэса Каланкатуаци сохранилась подробная переписка между армянским католикосом Елиой I Арчишеци (704-717) и халифом ‘Абд ал-Маликом (685-705). Она преследовала цель предотвратить попытки Албанской церкви принять халкидонский символ веры и возможную унию с Византийской церковью32. Армянские католикосы не раз вмешивались во внутренние дела Албанской церкви, которая при арабах продолжала оставаться под церковно-канонической юрисдикцией армянских католикосов. Начиная с 886 г., как и в прежние времена существования государственности, момент вступления армянских царей в официальное царствование наступает только после миропомазания со стороны католикосов.

Как известно, в Армении помимо светских соборов созывались также церковные соборы, на которых решались важнейшие богословские вопросы. В основном они касались догматических споров по поводу решения знаменитого Халкидонского Вселенского собора 451 г., а также борьбы против проявления всякого рода еретических движений (в частности павликиан). По нашим подсчетам, в течение всего периода арабской власти в Армении, созывались 5 таких соборов: Маназкертский собор 726 г., созванный католикосом св. Йовханнэсом III Одзнеци (717-728), на котором обсуждались спорные догматические вопросы между Армянской и Сирийской церквями; VI Двинский собор 720 г., созванный тем же католикосом; Партавские соборы 707 г., созванный албанским католикосом Микаэлом (705-742), и 768 г., созванный армянским католикосом Сионом I Бавонеци (767-775) в связи с активным распространением ереси павликиан; созванный католикосом Закарием I Дзагеци (855-876) Ширакаванский собор 862 г., на котором обсуждались догматические разногласия между Армянской и Византийской церквями. Армянские католикосы, таким образом, созывали соборы не только в Двине, где располагалась их резиденция с 484 г.

Помимо этих соборов созывались еще и национально-церковные соборы с участием как духовной, так и светской знати для избрания нового католикоса. За весь период пребывания Армении в составе Арабского халифата сменились 16 католикосов. Следовательно, в течение этих 185 лет были созваны 16 аналогичных соборов: в 704, 717, 728, 741, 764, 767, 775, 788, 790, 791, 792, 795, 806, 833, 855 и 877 гг. Из сочинения Йовханнэса Драсханакертци мы узнаем о созыве в 841 г. еще одного национально-церковного собора для утверждения католикоса Йовханнэса IV Овайеци (833-855) в своей должности33.

Известно, что главы Армянской церкви также имели свои печати, но только с обязательным изображением креста; они имели еще свои знамена с крестом. Во власти католикосов находилось также судопроизводство. Знаменитый «Канонагирк Хайоц» (Армянская книга канонов) появился в эпоху арабской власти в Армении, задолго до светского судебника.

Столицей Армении при арабах оставался город Двин, который первоначально был еще и центральным городом всей Арминийи. Даже после переноса резиденции арабских

правителей в албанскую столицу Барду в 751/2 г.34 столичные функции, по крайней мере для Армении, Двин продолжал выполнять. Поэтому некоторые арабские мятежные эми-ры-мутагаллибы, в частности Джаххафиды, стремились овладеть им, чтобы подчинить себе всю страну35. Однако с постепенным усилением Багратидов ситуация меняется. Резиденция их находилась в крепости Даруйнк, что в округе Коговит области Айрарат. Ашот же Мсакер перенес ее в город Багаран, что в округе Аршаруник области Айрарат36, который в 886 г. станет первой столицей царства армянских Багратидов.

После восстановления в Армении государственности и института царской власти в источниках продолжает упоминаться термин «ишханац ишхан», обозначавший теперь сыновей и братьев царя, а зачастую — прямого наследника армянского престола. Как замечает К. Юзбашян, в этот период термин этот уже утратил свое исключительно должностное значение и в основном стал употребляться в титулярном значении, приобретая смысл «великий князь»37. Однако армянские источники относительно периода после расформирования провинции Арминийа употребляют термин «великий князь» не только обозначая наследника армянского престола. У Йовханнэса Драсханакертци, например, встречаются следующие термины: «врац мец ишхан» (великий князь Грузии), применительно к Атрнер-сэху (Адарнасе) до его официальной коронации в 899 г.; «аревелки мец ишхан» (великий князь Востока), применительно к Хамаму после его вступления на албанский престол в 886 г. Встречается даже новый титул: «Васпуракани мец ишхан» (великий князь Васпу-ракана), применительно к его первенствующему князю Ашоту Арцруни (886/7-903/4)38. Сразу же после коронации вышеупомянутого Адарнасе в грузинской средневековой историографии начинается широкое употребление титула «эристав эриставов» («князь князей»), который получали большинство сыновей правящей династии Багратиони.

Итак, подводя итоги, можно утверждать, что Армения в течение всего периода пребывания в составе Арабского халифата сохраняла внутреннюю автономию. В монографии «Армения накануне арабского завоевания» мы пришли к мысли о том, что армянам, лишенным с 428 г. государственности, удалось накануне арабского завоевания приобрести суверенитет в форме автономного княжества. VII век мы определили как один из периодов наиболее широкого самоуправления для армян: когда страну возглавляли первенствующие князья, которые фактически признавались государями со стороны великих держав региона — Арабского халифата, Византийской империи и Хазарского каганата. На первый взгляд казалось, что арабское завоевание должно было положить конец этому суверенитету и ликвидировать пережитки самоуправления в форме института первенствующего князя. Однако мы видим обратный процесс. Правда, следует признать, что в VIII столетии, после установления арабской власти в Армении и формирования провинции Арминийа, суверенитет армян значительно сократился: первенствующие князья уступили ряд своих функций представителям новой арабской администрации в регионе — правителям провинции и наместникам халифов. И несмотря на то, что Армения в составе Арминийи превратилась в один из субъектов этой провинции, благодаря дальнейшему развитию нахарарского строя и твердой церковной организации она спаслась от возможной арабизации и ислами-зации, как это произошло со многими покоренными арабами странами, и сохранила свое национальное и религиозное единство.

Таким образом, развитие института местного самоуправления в первой половине IX в., когда в Арабском халифате начался процесс децентрализации, привел к возрождению в Армении автономного княжества. После 826 г. первенствующие князья правили в достоинстве ишханац ишхана (князя князей, или великого князя). Это позволяет

нам говорить о том, что в рамках арабской провинции Арминийа сформировалось Великое княжество Армянское со столицей в Багаране, которое пользовалось широкой административно-политической и экономической автономией. Не случайно многие источники последнего первенствующего князя Армении — Ашота Багратуни — называют царем еще задолго до его официальной коронации в 886 г. Неудивительно, таким образом, что патриарх якобитов Михаил Сириец аж Ашота (Мясоеда) считал первым армянским царем из династии Багратидов39.

Великое княжество Армянское представляет кульминацию армянского самоуправления в эпоху арабской власти и прямое продолжение суверенитета VII в. Без этого княжества вряд ли стало бы возможным полное восстановление во главе с Ашотом I Великим (886-890) Армянского царства и государственности армян.

1 См.: Шагинян А. К. Формирование автономных Багратидских княжеств на территории арабской провинции Арминийа в первой половине IX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 2. С. 135-136.

2 Среди них эмираты: Зураридов (с центром в Арзане), Суламидов (с центром в Малазджирде), ‘Усманидов (с центром в Баркри), Йазидидов в Ширване и Хашимидов в ал-Бабе, а также автономные города-эмираты в Ард-чише, Барде, Гандже, Каликале, Тифлисе и Хилате. О них подробно см.:МинорскийВ. История Ширвана и Дербенда Х-Х1 вв. М., 1963; Stp-4ünUq^U U. Upmpm^mU ш^рш]пър]пъииЪрр Pmqpmsmbjmg ¿ш]шитшЬпъй. bpümb, 1965 — Тер-Гевондян А. Арабские эмираты в Багратидской Армении. Ереван, 1965.

3 Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian History. Washington, 1963. P. 277-354.

4 Шагинян А. К. Армения накануне арабского завоевания. СПб., 2003. С. 108.

5 См.: Шагинян А. К. Армения и Арминийа в составе ‘Аббасидского халифата во второй половине VIII и в начале IX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 3.

6 См.: Шагинян А. К. Армения и Арминийа в составе ‘Аббасидского халифата во второй половине VIII и в начале IX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 3.

7 См. об этом: Шагинян А. К. Армения накануне арабского завоевания. СПб., 2003. С. 106-114.

8 Например, М. Сен-Мартэн их путал с арабскими правителями Арминийи (см.: Saint-Martin. M. Mémoires historiques et géograhiques sur l’Arménie. 1-2 vol. Paris, 1818. Vol. 1. P. 416-418), а Ж. Лоран считал их заместителями этих арабских чиновников (см.: LaurentJ. L’Armenie entre Byzance et l’Islam. Paris, 1919. P. 79-81). М. Газарян же утверждал, что первенствующие князья уже в VIII в. именовались патрикиями патрикиев (см.: GhazarianM. Armenien unter der arabischen Herrschaft. Marburg, 1903. S. 55-60).

9 См.: Тер-Гевондян А. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. С. 170-175; Юзбашян К. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. М., 1988. С. 35-57.

10 Следует отметить ошибочное мнение Н. Адонца о том, что якобы еще Тачат Андзеваци носил титул «ишханац ишхан» (см.: UqnUg Ъ. ^шшйш^шЬ птпъ^ши^рпър^ъииЪр / Ln]u pUfr. U ^пй^^шрЪшЬ. ^шр^и, 1948 или Адонц Н. Исторические исследования / вып. А. Хондкареан. Париж, 1948. С. 52). Ат-Табари называет его «Тазат ал-Армани ал-батрик», а не «батрик ал-батарика» (см.:^^Ы| £#\ ÆjUÎIj Ja-jÎ) ¿¿jtf — Annales quos

scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari: I-III ser. / ^m aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1890. Ser. III. P. 501). Между тем известный арменовед даже Ашота (Слепого) Багратуни (732-749) называет ишханац ишханом (см.: АдонцН. Исторические исследования / вып. А. Хондкареан. Париж, 1948. С. 99). Но и этот гахерэц ишхан Армении, как мы узнаем из сочинения армянского вардапета (архимандрита) Левонда (вторая половина VIII в.), получает только «власть патрика» (см.: ^штйпър^ъи Чйпи^Ъш] ЦшрцшщЪт^. ¿ш]пд / U2^. U. ^ш^шиЪшид^. U^p.,

1887 — История Левонда, Великого вардапета армянского / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1887. С. 112).

11 UpfrpniU^. ü иишипъи. ^шшйпър^ъи шшии ИрЬрпъиЪшд / ¿ршш, pшрq. й frшUnpшqр. Ч. Чшрцш^ши^. Ьрйши, 1985 — Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и комм.

В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 356, 357.

12 Stp-4ünUq^U U. «¿ш]пд ^2^шир»-р шршрш^ши т^ршщЪтпър]ши дшйшиш^ш2Р£шитй // ¿пц^шЬиЪр^. дпцпЦшЬпъ. Ьрйши, 2003 — Тер-Гевондян А. «Ишхан Армении» в эпоху арабского владычества // Сб. статьей. Ереван, 2003. С. 100-101.

13 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari: I-III ser. / ^m aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1890. Ser. III. P. 1232. По свидетельству ал-Куфи, эта корона была из золота со стоимостью в 500 тыс.

дирхемов (см.: « 498 ^ t> dj*^ — Kitabu’l Futuh by Abu-Muhammad Ahmad ibn A‘tham

al-Kufi / ed. by ‘Abdu’l Mu‘id Khan, Sayid ‘Abdu’l Wahhab Bukhari. 1-8. Hyderabad, 1389-1395 A. H. (1969-1976 A. D.). Р. 8. Р. 346).

14 Kitabu’l Futuh by Abu-Muhammad Ahmad ibn A‘tham al-Kufi / ed. by ‘Abdu’l Mu‘id Khan, Sayid ‘Abdu’l Wahhab Bukhari. 1-8. Hyderabad, 1389-1395 A. H. (1969-1976 A. D.). Р 8. Р 346 . Дело в том, что Сахл (=Сахак) оказал арабской администрации большие услуги, связанные с поимкой лидера движения хуррамитов в соседней провинции Азарбайджан — Папака (см. об этом подробно: Шагинян А. К. Формирование автономных Багратидских княжеств на территории арабской провинции Арминийа в первой половине IX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 2. С. 132-133).

15 Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк / пер. на рус. яз. Ш. Смбатяна. Ереван, 1984. С. 166.

16 См. полемику по этому вопросу: Юзбашян К. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. М., 1988. С. 56-57. Позднее ученый стал сомневаться в своих выводах.

17 Шагинян А. К. Последнее восстание в арабской провинции Арминийа // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 4.

18 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 186, 187.

19 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari: I-III ser. / ^m aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1890. Ser. III. P. 501. 1408.

20 Иованнес Драсханакертци. История Армения / пер., вступ. статья и комм. М. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986.

С. 115; ср. также: итЪфшЬпи^ SmpoUtgm] Uunq^mU ^штйпгр^іЬ. m^tqtpm^mU / U2^. U. Um^mutmUg^. U^p., 1885 — Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 110.

21 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван,

1985. С. 322, 323.

22 Всеобщая история Степаноса Таронеци Асолика / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 109 и 158. У Мовсэса Каланкатуаци под 326 г. арм. эры (877/8 г.) Ашот Багратуни назван «великим ишханом Армении» (см.: Un^utu^. Чш^шЬ^штпъшдт] ^штйпгр^іЬ. UqnimU^g ш2^шр^. / b |n]u pUfr. U. t^U. U., 1860 — История страны Алуанк Мовсэса Каланкатуаци / изд. М. Эмин. М., 1860. С. 268).

23 Иованнес Драсханакертци. История Армения / пер., вступ. статья и комм. М. Дарбинян-Меликян. Ереван,

1986. С. 115.

24 См.: Тер-Гевондян А. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. С. 163.

25 Шагинян А. Первые восстания в Армении и Арминийи против власти Арабского халифата (новые хронологические уточнения) // Вестник Ереванского университета. Сер. Общественные науки. 2007. Вып. 2 (122). С. 105-106, 111.

26 См.: Тер-Гевондян А. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. С. 172.

27 История Левонда, Великого вардапета армянского / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1887. С. 119.

28 ¿у! .ua-ejk*, ¿¿jU — Главы из истории ал-Баба и Ширвана, сочиненной

ок. 498 г.х. / изд. и пер. В. Минорский //Минорский В. История Ширвана и Дербенда Х-Xi вв. М., 1963. С. 4 (А1051Ь), 45.

29 История Левонда, Великого вардапета армянского / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1887. С. 112-113.

30 На эту мысль нас наталкивает тот факт, что Мовсэс Каланкатуаци этим термином обозначает армянского католикоса

Елиу I (см.: Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк / пер. на рус. яз. Ш. Смбатяна. Ереван, 1984. С. 237).

31 История Левонда, Великого вардапета армянского / раб. С. Малхасеанца. СПб., 1887. С. 29-30.

32 История страны Алуанк Мовсэса Каланкатуаци / изд. М. Эмин. М., 1860. С. 236-238.

33 Вп^шиЬпъ Чшрп^ЭДпи^ ^-рши^шЬш^Ъртдт] ^штйтр^гЬ. ¿ш]пд / ¿ршт. й ршвд. Q-. ФпитЬ.]ши^.

ЬрйшЬ, 1996 — История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 116-118, 117-119.

34 См. об этом: Шагинян А. Первые восстания в Армении и Арминийи против власти Арабского халифата (новые хронологические уточнения) // Вестник Ереванского университета. Сер. Общественные науки. 2007. Вып. 2 (122). С. 114.

35 См.: Шагинян А. К. Формирование автономных Багратидских княжеств на территории арабской провинции Арминийа в первой половине IX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 2. С. 129.

36 Шагинян А. К. Формирование автономных Багратидских княжеств на территории арабской провинции Арминийа в первой половине IX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 2. С. 127.

37 Юзбашян К. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. М., 1988. С. 67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 174, 175.

39 ironique de Michel le Sy^n / ed. et trad. par J. Chabot. Tomes I-IV. Paris, 1910. T. III. Appendice V. P 516.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.