о. А. ИБРАГИМОВ старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,
o. A. IBRÂGIMOV
старший лейтенант внутренней службы
Об актуальных вопросах проведения государственных закупок работ по выполнению капитального ремонта объектов уголовно-исполнительной системы России
On topical issues of government work procurement of structural repairs of facility of the Penal system of Russia
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с процедурой проведения государственных закупок работ по выполнению капитального ремонта объектов капитального строительства уголовно-исполнительной системы. Проанализирован порядок проведения государственных закупок как при участии коммерческих подрядных организаций, так и федеральных государственных предприятий ФСИН России. Автор фокусирует внимание на важнейших этапах проведения подрядных торгов исходя из специфики функционирования уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, капитальный ремонт, подрядные торги, государственные закупки, контрактная система, федеральные государственные унитарные предприятия.
Abstract. In this article the author considers the topical issues connected with procedure of carrying out of government work procurement of structural repairs of facility of the Penal system of Russia. He analyses the order of carrying out of government procurement both with the assistance of commercial contract organizations, and the federal state enterprises of FPS of Russia. The author focuses attention at the most important stages of the contract auction, proceeding from specifics of functioning of the Penal System.
Key words: penal system, structural repairs, works contract auction, government procurement, contract system, federal state unitary enterprises.
Уголовно-исполнительная система (далее - УИС), заказчик и потребитель огромного спектра различных товаров, работ и услуг, выступает активным участником контрактной системы в сфере государственных закупок. На балансе учреждений и органов УИС состоит множество различных объектов капитального строительства - зданий и сооружений, при эксплуатации которых возникает потребность в проведении их
капитального ремонта. Учреждения и органы являются государственными заказчиками на выполнение работ по капитальному ремонту объектов УИС.
В связи с оптимизацией расходов федерального бюджета на 2015-2017 годы и прекращением реализации в 2016 году федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» [1] предполагается сокращение финансирования
расходов на развитие УИС. Таким образом, особенно остро встает вопрос об эффективности расходования бюджетных средств и неукоснительном соблюдении экономико-правовых регламентов проведения процедуры размещения заказов на выполнение работ по капитальному ремонту в целях недопущения финансовых нарушений.
Работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [2] именуются как подрядные, а исполнители работ являются подрядчиками. Размещение заказов на выполнение подрядных работ характеризуется сложной процедурой проведения торгов, что объясняется их комплексным характером и рядом ограничений и требований, налагаемых действующим законодательством.
Практически все подрядные работы объектов УИС выполняются двумя основными способами:
- при участии коммерческих подрядных организаций;
- при участии подведомственных учреждений строительного профиля, непосредственно подчиненных ФСИН России, - государственных унитарных предприятий ФСИН России (далее - ФГУП ФСИН России).
По состоянию на 01.02.2016 в структуру строительного комплекса УИС входят 12 ФГУП ФСИН России строительного профиля [3]. При размещении заказов на выполнение подрядных работ при участии подведомственных организаций заказчиками выступают органы и учреждения УИС, а исполнителями государственных контрактов - ФГУП ФСИН России [4]. ФГУП ФСИН России имеют законодательные преференции по заключению контрактов с органами и учреждениями УИС в соответствии с п. 6 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5] (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Главное преимущество ФГУП ФСИН России строительного профиля заключается в специализации выполнения проектных и строительных работ при осуществлении функций генерального подрядчика. Знание ФГУП ФСИН России специфики выполнения работ по капитальному ремонту зданий и сооружений в УИС упрощает процедуру подготовки и
размещения заказа, а также исполнения контракта для заказчика.
Взаимодействие государственного заказчика с подрядчиками на основе проведения конкурсных процедур называется подрядными торгами [6]. Существует ряд особенностей подготовки, организации и проведения подрядных торгов, обусловленных многочисленностью нормативных правовых актов, регулирующих строительную деятельность, в том числе ведомственных.
Предпроектная подготовка к выполнению работ по капитальному ремонту объектов должна осуществляться учреждением и (или) органом УИС и включает в себя следующие мероприятия:
1. Выбор объекта капитального ремонта. В соответствии с п. 7.5 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы» совместно с лицами, ответственными за техническую эксплуатацию зданий и сооружений службы технического контроля и надзора территориального органа УИС, учреждения должны принимать участие в работе по отбору зданий и сооружений для проведения капитального ремонтов объектов. Окончательный отбор зданий и сооружений для капитального ремонта производится территориальным органом УИС. После проведения окончательного отбора объект включается в перспективный и годовой планы капитального ремонта.
2. Разработку концепции проведения капитального ремонта объекта, предполагающую проработку всех организационных и технических вопросов проведения подрядных работ в целях обеспечения безопасности, надежности, своевременности и результативности их выполнения.
3. Получение при необходимости технических условий на подключение объекта к действующим инженерным сетям.
4. Подготовку исходных данных и технического задания для разработки проектной документации: осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации в зависимости от содержания работ. В том случае, когда для выполнения работ по капитальному ремонту не требуется разработка проектной документации, силами учреждения или
территориального органа УИС разрабатывается только сметная документация.
5. Организацию и проведение конкурсов на выбор проектной организации, заключение договора на выполнение соответствующих проектных работ, утверждение проектной документации.
Для конкретизации способов, порядка и организации выполнения подрядных работ необходимо устанавливать дополнительные требования к участнику закупки, которые впоследствии будут представлены в заявке участника:
- описание подлежащих выполнению работ, их количественных, качественных и функциональных характеристик, способы их выполнения, применяемые технологии, меры по обеспечению техники безопасности и охраны труда;
- описание характеристик строительных материалов, изделий, оборудования, которые участник закупки предполагает поставить и использовать для выполнения строительных работ;
- описание действующей системы контроля качества работ;
- перечень работ, которые планируется выполнить за счет собственных сил, и работ, планируемых к выполнению субподрядчиками.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта должна определяться на основании сметы или сводного сметного расчета с пересчетом сметной стоимости работ в соответствии с уровнем текущих цен на основании федеральных или территориальных сметных нормативов, являющихся актуальными на момент составления расчетов [7].
Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту объектов УИС должно разрабатываться на основе проектной документации. В случае если при проведении работ не требуется составление проектной документации, используются сметные расчеты, технические планы, чертежи и т. д.
Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту должно содержать:
- описание технического состояния объекта;
- ведомости физических объемов работ;
- технические характеристики работ, применяемых строительных материалов, обору-
дования и изделий, определяющие уровень их потребительских свойств;
- чертежи, характеризующие объемно-планировочные и конструктивные решения;
- требования к прокладке инженерных сетей и условия их подключения;
- требования к проведению работ в условиях действующего учреждения или органа УИС и к обеспечению его пожаробезопасности на период проведения капитального ремонта и последующей эксплуатации;
- срок выполнения работ и гарантийный срок;
- перечень нормативных документов, требования которых обязательны для выполнения работ.
В проекте контракта должны содержаться обязательные положения договора подряда, такие как:
- распределение риска между сторонами контракта;
- состав и содержание технической документации, в том числе внесение изменений в техническую документацию;
- обеспечение выполнения работ материалами и оборудованием;
- производственный контроль подрядчика за выполнением работ и ответственность подрядчика за качество выполненных работ;
- строительный контроль и надзор заказчика за выполнением работ;
- обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ;
- обстоятельства, о которых подрядчик обязан предупредить заказчика;
- возвращение подрядчиком имущества, переданного заказчиком;
- порядок рассмотрения спорных вопросов и претензий, в том числе назначение независимой экспертизы выполненной работы.
При выполнении работ по капитальному ремонту объектов УИС важнейшим вопросом является осуществление строительного контроля. Статьи 53 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации [8] регламентируют несколько уровней постоянного контроля, одним из которых является технический надзор заказчика. Технический надзор предполагает выполнение следующих мероприятий:
- проверки состава и своевременности выполнения подрядчиком входного контроля
применяемых материалов, изделий, конструкций, оборудования, наличия содержания и паспортов и других сопроводительных документов поставщиков о качестве поставляемой ими продукции и т. п.;
- контроля соблюдения подрядчиком правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования;
- освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с подрядчиком), подписания соответствующих актов;
- контроля соответствия объемов и сроков выполнения работ подрядчиком условиям договора подряда и календарному плану строительства с проведением при необходимости контрольных измерений и испытаний;
- контроля исполнения подрядчиком предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления;
- заключительной оценки соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и рабочей документации.
Многообразие типов и видов объектов капитального строительства не позволяет законодательно стандартизировать процедуру проведения подрядных торгов. В связи с этим каждый объект, являющийся предметом контракта, по-своему уникален, и его капитальный ремонт предполагает индивидуальный подход к подготовке проектно-сметной документации, установлению требований к участникам закупки, составлению проекта контракта и его исполнению и т. д. Таким образом, процедура проведения подрядных торгов имеет множество экономических, технических и правовых особенностей, что определяет сложность размещения заказов на выполнение и проведение работ по капитальному ремонту объектов УИС.
Значительно упростить организацию проведения работ по капитальному ремонту объектов УИС позволяют ФГУП ФСИН России, контракт с которыми заключается без проведения торгов. Преимущества специализации подведомственных учреждений позволяют ФГУП профессионально проводить как проектные, расчетно-сметные, так и строительно-монтажные работы с учетом специфики функционирования УИС. ^
1. О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (20072016 годы)» : пост. правительства Рос. Федерации от 05.09.2006 № 540 (ред. от 27.08.2015). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ / СЗ РФ. 05.12.1994. № 32, ст. 3301.
3. Управление капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний // ФСИН России : [сайт]. URL: Ьйр^/фсин.рфМшсШге/development/ (дата обращения: 01.02.2016).
4. Ибрагимов О. А. Проблемы функционирования государственных унитарных предприятий в производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы // Экономика, социология и право. 2014. № 4. С. 45.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ / СЗ РФ. 08.04.2013. № 14, ст. 1652.
6. Антонов Д. Г. Особенности определения подрядчиков для выполнения проектно-изыскатель-ских работ и работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений. М. : Высшая школа экономики, 2014. С. 3.
7. Козин М. Н., Хачатрян Г. А. Начальная цена контракта в системе государственных закупок // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 3. С. 61.
8. Градостроительный кодекс Российской Федерации / СЗ РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1), ст. 16.