НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
А. В. ЗЕНОВА A. V. ZENOVA
главный специалист отдела эксплуатации здании и сооружении ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы
Договор подряда в деятельности подразделений УИС
The construction contract in activity of penal correction system divisions
Аннотация. В статье предлагается анализ содержания ст. 28 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», раскрывается специфика договора подряда для нужд уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, федеральный закон, договор подряда, государственные нужды, государственные закупки, контрактная система, подрядные торги, поставщик, работы, услуги.
Abstract. In the article the author analyses contents of Art. 28 of the Federal law from 05.04.2013 № 44-FZ «On contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs». She specifies the definition of construction contract for needs of a penal correction system.
Key words: penal correction system, federal law, сonstruction contract, state needs, government procurement, contract system, contract auction, supplier, works, services.
В новых условиях развития рыночной экономики Российской Федерации и в рамках систематизации российского законодательства в связи с принятием новых нормативных правовых актов в сфере государственных закупок для обеспечения государственных нужд начался новый этап развития гражданско-правового субинститута выполнения подрядных работ для государственных нужд.
Одним из наиболее детально урегулированных гражданским законодательством видов договоров является договор подряда. Пристальное внимание законодателя к нему вызвано не только тем, что этот договор является достаточно часто встречающимся в практической деятельности, но и тем, что регулируемые им отношения чрезвычайно разнообразны и требуют в связи с этим наиболее полного учета всех особенностей, присущих разновид-
ностям договора подряда. Расширение сферы его применения обусловлено экономическими, социально-политическими, правотворческими, правоприменительными и доктринальны-ми факторами.
Гражданско-правовое регулирование договора подряда для государственных нужд уголовно-исполнительной системы (УИС) является одной из важнейших задач УИС в нормативно-правовом (теоретико-правовом) значении, решение которой дает возможность осуществлять свои приоритетные направления деятельности. Участие учреждений и предприятий УИС в государственных закупках отражает активность ее договорной и хозяйственной деятельности.
Вместе с тем в правоприменительной работе возникает множество вопросов, связанных с заключением, исполнением, изменением,
vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru
10
#
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
расторжением договора подряда для нужд УИС, требующих детального изучения. Анализ и решение проблем правового регулирования договора подряда для нужд УИС будут способствовать достижению равновесия интересов всех участвующих в нем сторон. УИС, выступая в лице государственного заказчика, заинтересована в совершенствовании подходов к обеспечению эффективности решения спорных вопросов. Кроме того, учитывая прекращение реализации в 2016 году федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» [1], сокращение финансирования, выделяемого на развитие УИС, приоритетным становится вопрос об эффективном расходовании бюджетных средств при организации договорных подрядных отношений.
В гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] (ГК РФ) российский законодатель устанавливает специальные правила по выполнению работ для государственных или муниципальных нужд. Согласно ст. 768 ГК РФ в части, не урегулированной ГК РФ, должен применяться закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. В настоящее время закон не принят, но размещение заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг государственными заказчиками, в том числе и подразделениями УИС, осуществляется согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон № 44-ФЗ) [3].
Преимущества, которые есть у учреждений и предприятий УИС, схожи с преимуществами, предоставляемыми организациям инвалидов. К примеру, заказчика обязуют предоставлять подразделениям УИС преимущества в отношении цены контракта в размере до 15 %. В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4] уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания, и в нее по решению Правительства Российской Федерации могут входить предприятия, созданные именно для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, образовательные, проектные, лечебные и прочие учреждения, которые являются сторонами в договоре подряда. Согласно ч. 2 ст. 28 закона № 44 ФЗ государственным заказ-
чикам необходимо отражать сведения о преимуществах в структурированных планах-графиках, извещениях и документации о закупках в отношении закупаемых товаров (услуг), включеных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечени товаров, работ, услуг. В ситуации, когда победителем признано учреждение или предприятие УИС, государственный контракт в соответствии с требованием закона № 44-ФЗ должен быть заключен по предложенной цене с учетом преимущества (но не более начальной цены контракта). Закон № 44-ФЗ предоставляет преимущество подразделениям УИС не только на аукционы, но и при запросах котировок и предложений, то есть при проведении конкурентных процедур. Закупки у единственного поставщика (исполнителя) не предполагают предоставления преимуществ подразделениям УИС.
В. Байрашев в своей работе «Особенности участия учреждений, предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках» [5] утверждает, что, невзирая на то, что закон № 44-ФЗ уделяет больше внимания участию подразделений УИС в закупках по сравнению с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [6], из внимания законодателя выпало одно обстоятельство. Хотя заказчик по закону № 44-ФЗ и должен предоставлять преимущества подразделениям УИС в отношении цены контракта в размере до 15 %, ничто не мешает ему установить размер преимущества, равный 0,5 или даже 0,01 % от цены контракта, поскольку предоставление преимуществ для подразделений УИС на максимально допустимом уровне может привести к снижению желаний участников закупки, не относящихся к данным категориям, принимать участие в закупочных процедурах, что повлечет увеличение рисков признания закупочной процедуры несостоявшейся.
Так как значительное число подразделений УИС являются казенными учреждениями, то в случае признания их победителями они не должны будут предоставлять обеспечение исполнения контракта, что является достаточно весомым преимуществом и подкрепляется ограничением наибольшего размера обеспечения заявок, предоставляемых подразделениями УИС, который не может превышать 2 %
11
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2016
#
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
начальной цены контракта. В то же время подразделения УИС в статусе казенных учреждений потенциально могут быть полностью освобождены от требования обеспечения заявок для упрощения их участия в закупках [7].
Договоры подряда в УИС заключаются двумя способами:
- проведение государственной закупки путем применения конкурентных способов (подрядные торги);
- заключение контракта с единственным поставщиком путем привлечения подведомственных учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России.
Особенностью и в то же время сложностью при организации процедуры подрядных торгов является предпроектная подготовка, включающая в себя ряд мероприятий, осуществление которых возможно лишь сотрудниками, обладающими специальной квалификацией.
Договор подряда имеет следующую обязательную структуру:
- предмет договора;
- сроки начала и окончания работ;
- стоимость работ;
- форма оплаты и порядок расчетов;
- способы обеспечения обязательств;
- права и обязанности сторон договора;
- указание на техническую документацию (техническое задание, смету);
- контроль и гарантии качества работ;
- порядок приемки работ;
- ответственность сторон и риски;
- порядок разрешения споров;
- форс-мажорные обстоятельства;
- срок действия договора;
- порядок внесения изменений в договор и расторжения договора.
Существенными условиями договора подряда являются конкретизированный предмет договора и сроки, в которые подрядчик должен выполнить работы. Без указания этих условий договор подряда не может считаться заключенным.
С вступлением в силу закона № 44-ФЗ в рамках контроля исполнения договоров законодатель обязывает заказчика проводить по каждому заключенному договору экспертизу выполненных работ и оказанных услуг, в том числе каждого отдельного этапа исполнения договора, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов в части их соответствия условиям договора. При этом дополнительно ч. 10 ст. 94 закона № 44-ФЗ установлено требование о раз-
мещении в единой информационной системе в сфере закупок заключения по результатам экспертизы исполнения контракта в качестве приложения к отчету о результатах отдельного этапа исполнения контракта, что отражает принцип гласности и прозрачности.
Разнообразие работ, в которых нуждается УИС для обслуживания имущества, находящегося на балансе учреждений и органов УИС, не предоставляет возможность создать единую форму договора [8, 9] и стандартизировать процедуру проведения закупок. В связи с этим перед подразделениями УИС важной задачей в договорной деятельности должно быть планирование и последовательность действий в целях эффективного расходования бюджетных средств и исключения нарушений действующего законодательства. ^
1. О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» : пост. Правительства Рос. Федерации от 05.09.2006 № 540 (ред. от 27.08.2015). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015).
5. Байрашев В. Особенности участия учреждений, предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках // Аукционный вестник. 2013. № 72. С. 27-28.
6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Беспалов Ю. Ф., Егорова О. А., Якушев П. А. Договорное право. М. : Юстицинформ, 2009. С. 17-18.
8. Блинкова Е. В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации : автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2005. С. 3.
9. Беспалов Ю. Ф., Егорова О. А., Якушев П. А. Указ. соч. С. 3.
vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 12
потег_12_2016.1п<И 12 +©} 28.11.2016 13:33:21